Характеристика милона из комедии недоросль с цитатами

Обновлено: 07.11.2024

В комедии «Недоросль» Фонвизин изобразил яркие собирательные образы, характерные для российского общества 18 века. Одним из положительных персонажей, играющих важную роль в сюжетном развитии пьесы, является Милон. Это честный, добрый, смелый и образованный молодой офицер с хорошим воспитанием. В «Недоросле» Милон выступает достойной парой Софье, он уважает каждого человека, оценивая его по поступкам, а не по словам, справедливый и мудрый.

Милон как носитель лучших человеческих качеств

Сильный, искренний, благородный и любящий мужчина, храбрый, рассудительный и здравомыслящий офицер, готовый до конца стоять за свое отечество, – именно таким изображает автор персонажа. В «Недоросле» характеристика Милона дополняется самим именем героя. Милон – славянское имя, обозначающее «милый, любимый», что полностью соответствует добросердечному характеру персонажа.

Даже в неоднозначных ситуациях офицер проявляет благосклонность и уважение к другим людям. Не зная Митрофана лично, Милон считает его достойным и образованным человеком, и только потом мнение мужчины меняется. Во время сцены ссоры между Простаковой и Скотининым именно Милон напоминает им, что они родные люди и разнимает. Даже когда Скотинин позволяет себе говорить неприятные вещи о возможной будущей женитьбе на Софье, офицер не позволяет себе ничего такого, что могло бы навредить девушке или испортить ее репутацию.

Взгляды Милона в пьесе перекликаются со взглядами его друга – Правдина. Однако чиновник более рационален в своих выводах, тогда как офицер, как и его возлюбленная, руководствуется велениями сердца – награждает честного Цыфиркина, искренне огорчается, когда видит бесчинства Простаковых. Для Фонвизина Милон – это образец всесторонне развитой, гуманной и благонравной личности, любящей свое отечество и уважающей каждого человека.

Софья

Положительный женский образ произведения. Очень воспитанная, добрая, кроткая и сострадательная девушка. Софья получила хорошее образование, она обладает пытливым умом и жаждой к знаниям. Даже в отравляющей атмосфере дома Простаковых девушка не уподобляется хозяевам, а продолжает вести тот образ жизни, который ей по душе – она много читает, размышляет, со всеми приветлива и вежлива.

Помещица Простакова

Госпожа Простакова — главный отрицательный персонаж пьесы — немолодая дворянка, живущая в родовом поместье со своей семьёй: мужем Терентием, братом Тарасом и сыном Митрофаном. В девичестве была Скотининой, что означает подобие скоту, отсутствие каких-либо манер, невежество.

Несмотря на то что героиня гордилась своим происхождением, её семью нельзя было назвать воспитанной и образцовой — главным для её родителей было накопление и сохранение богатства. Подтверждением этому служит тот факт, что отец Простаковой умер от голода на сундуке с деньгами. А из восемнадцати детей выжило только двое и, скорее всего, по недосмотру родителей. Становится понятно, почему героиня получила плохое воспитание.

С детства в неё не были заложены нормы поведения и нравственные принципы, что негативно отразилось на характере, складе ума, поступках.

Будучи замужем за Терентием Простаковым, не проявляет к нему никакого уважения. Напротив, как и с остальными, может помыкать, командовать им и даже унижать его. Именно она осуществляет главенство в семье. Простакова необразованна. По всей видимости, она даже не умела читать. Она считала, что образование — это «дурацкая наука», которая вовсе не нужна дворянам. Главное — знатность рода и власть, с помощью которой можно заставить крестьян выполнить всё что угодно.

Единственной причиной того, что героиня наняла учителей своему сыну, является указ, гласивший, что необразованным дворянам будет не положено занимать должность в государстве. Но даже такое образование Митрофана нельзя назвать приемлемым: учителями его были бывший невежественный кучер и недоучившийся семинарист. И каждый из них, обучая мальчика, преследовал свои эгоистичные цели. Нанимая воспитателей, мать Митрофана больше волновало следование столичной моде и сколько придётся платить им, а не насколько хорошо они смогут обучить её любимого отпрыска.

К крепостным крестьянам она относится крайне жестоко и грубо. Считает, что управлять своими людьми возможно лишь с помощью криков и побоев. Так, в пьесе сказано, что кормилица Митрофана, Еремеевна, получала по пять пощёчин каждый день, а на портного Тришку обрушился целый шквал бранных слов и ругательств за то, что тот сшил кафтан якобы уже нужного.

Крепостных помещица считала низшими существами и своей собственностью, которой распоряжалась как хотела. Люди в её поместье жили очень бедно и впроголодь, ведь она забирала у них последнее ради собственного обогащения. Поистине любезна и мила госпожа была лишь со своим сыном, которого окружила со всех сторон своей безрассудной и душащей любовью.

Простакова также отличалась двуличностью: при домашних и слугах она была невероятно жестока и зла, а при важных или состоятельных особах она начинала пресмыкаться и льстить. Например, при первом появлении Стародума она грубо назвала его «неведомо кто», а позже, поняв, что перед ней их родственник, стала называть его «гостем родным» и раскланиваться перед ним.

«Злонравная», — так называет автор свою героиню, и это будет самое точное описание госпожи. Нет в ней доброго и милосердного, лишь притворство, грубость, хитрость — лишь злые нравы.

Недоросль Митрофан

В XVIII веке молодых дворян, которые ещё не имели документа, подтверждающего их обучение, называли недорослями. В пьесе таким человеком является сын главной героини, Митрофан, представляющий дворянство той эпохи.

Митрофан был единственным и долгожданным ребёнком в семье. Значение его имени полностью отражает его натуру — «являющий собой мать». Невоспитанный, жадный и глупый, он на самом деле является своеобразной копией родительницы. Она воспитывала Митрофанушку с идеей, что главное в жизни — это материальное благополучие, получение удовольствий и праздность. Поэтому даже по достижении осознанного возраста — шестнадцати лет — мальчик только и умеет, что гонять голубей да вдоволь наедаться.

Его отношение к учёбе ясно выражено в словах: «Не хочу учиться, хочу жениться». О необразованности мальчика можно судить по случаю, когда он определил, что слово «дверь» является прилагательным, так как она приложена к месту. И даже спустя четыре года обучения, он всё ещё читает по слогам, делает ошибки в элементарных упражнениях, а считать научился лишь до трёх.

Так же, как и мать, он постоянно унижал учителей, называя одного из них «гарнизонной крысой», а свою старую кормилицу — «хрычовкой». У него не было понимания, что старших нужно уважать и слушаться. В доме всё ему было дозволено, и он считал, что ему все обязаны.

Несмотря на то что госпожа Простакова души не чаяла в сыне, он не отвечал ей взаимностью. Для Митрофана было обычным делом унижать, шантажировать и высмеивать мать. Он любил лишь себя, был эгоистом и лицемером. Можно только предположить, каково было в конце пьесы помещице, когда она, оставшись ни с чем, обращается к сыну в поисках утешения, но он грубо отталкивает её, говоря: «Отвяжись».

Дворянство и выгодное материальное положение семьи сулило большие возможности Митрофану, но ему это попросту было не нужно. В его жизни отсутствовала цель, и всё сводилось к удовлетворению плотских желаний.

Следующая цитата

Комедия «Недоросль» была создана Д. И. Фонвизиным в 1781 году. Центральной проблемой произведения выступает порицание дворянского воспитания тех времен. Пьеса содержит признаки классического стиля. Типичной литературным приемом является употребление говорящих имен и фамилий, которые четко отражают характер персонажа. Название пьесы отражает суть указа Петра I, где и оговаривалась невозможность дворян, не имеющих образования, служить и жениться. Актуальность проблематики произведения часто используется при написании сочинений или творческих работ.

Главные герои «Недоросль» характеристика положительных и отрицательных персонажей комедии Фонвизина

Стародум

Дядя и опекун Софьи. Стародум – голос автора в пьесе. Его речи очень афористичны, он много рассуждает о жизни, добродетелях, уме, законе, правительстве, современном обществе, браке, любви и других насущных вопросах. Стародум невероятно мудр и благороден. Несмотря на то что он явно негативно относится к Простаковой и ей подобным, Стародум не позволяет себе опускаться до грубостей и неприкрытой критики,а что до легкого сарказма – его недалекие “родственники” распознать не могут.

Митрофан

Сын Простаковых, недоросль. В семье его любовно называют Митрофанушкой. А, между тем, этому юноше уже пора выходить во взрослую жизнь, но он абсолютно не имеет о ней представления. Митрофан избалован материнской любовью, он капризен, жесток по отношению к прислуге и учителям, напыщен, ленив. Несмотря на многолетние занятия с учителями, юный барин беспросветно туп, он не выказывает ни малейшего стремления к учебе и знаниям.

А самое жуткое, что Митрофанушка жуткий эгоист, для него ничто не имеет значения, кроме собственных интересов. В конце пьесы он легко бросает маменьку, так безответно любившую его. Даже она для него пустое место.

Главные герои

Главные герои комедии Фонвизина «Недоросль»

Отрицательные персонажи

Это представители «старого дворянства», всё ещё живущего идеями крепостничества и феодализма. Их главные ценности — богатство и положение в обществе.

Митрофан Терентьевич Простаков

— недоросль шестнадцати лет. В XVIII в. «недорослями» назывались молодые дворяне, не имевшие письменного подтверждения от учителя о получении необходимых знаний. Таковых не принимали на службу и не допускали к венчанию (вступлению в брак).

Митрофан избалован: его полностью опекают слуги и нянька. Сын своей матери, он любит деньги, груб, не уважает родителей. Как и его батюшка, Митрофанушка безволен, всё за него решает мать. Юнец категорически не хочет учиться, зато наделён отменным аппетитом и мечтает о женитьбе, которая кажется ему неким развлечением.

Госпожа Простакова

— невежественная, но хитрая женщина. Она жадна, стремится к наживе и при этом неразборчива в средствах. Незаконно взяв Софью на попечение, она обкрадывала сироту. Узнав, что за Софьей дядя оставляет состояние, решила женить на ней сына. Когда приехал законный опекун, пыталась выкрасть девушку, чтобы обвенчать тайно с Митрофаном. Жестока с крепостными, обирает их до нитки, домашняя челядь тоже страдает от злого нрава помещицы.

Митрофанушка — её главная привязанность, она печётся о его беззаботной жизни, которая для неё синоним счастья. К шестнадцатилетнему юноше мать относится как к дитяти. Простакова воспитывалась в недоверии и отрицательном отношении к образованности, в том же духе воспитывает сына. Умение девушек читать и писать вызывает в ней возмущение. Делая уступку требованиям времени, она наняла ему маломальских учителей, но результаты обучения мать вовсе не волнуют.

Терентий Простаков

— официальный глава семейства, фактически — подкаблучник. Простаков безвольный человек, он боится своей сварливой жены, во всём ей угождает и не имеет своего мнения. К сыну относится с родительской любовью, почитает его умником. Сам неграмотный, прочесть письмо для него — непосильная задача. В сущности, он незлой человек, ему не нравится обращение жены с крепостными, но страх перед ней удерживает его от противоречия.

Тарас Скотинин

— достойный брат госпожи Простаковой. Столь же груб и дик. Он вознамерился жениться на молоденькой Софье, но приглянулась ему не девушка, а её имение. Скотинин пристрастен к свиньям, с ними у него связано представление о богатстве. Софья как личность его не интересует, он даже не намерен обеспечить ей приличные условия жизни после женитьбы. Увидев в племяннике неожиданного соперника, набрасывается на него, готов покалечить, не желая упускать приданое.

Положительные герои

Они сочувствуют идеям Просвещения, их ценности: честность, любовь к отечеству, высокая нравственность и образованность.

— дядя Софьи (брат её матери), опекун. Честным трудом нажил состояние в Сибири, чтобы племянница могла выйти замуж за достойного человека, не оглядываясь на его материальное положение. Стародуму шестьдесят лет, в нём жив дух Петровской эпохи. Этот человек никогда не искал чинов, сознательно удалился от двора, чтобы сохранить душу от придворных интриг.

Всю жизнь он честно служил отечеству, его кредо: «…имей сердце, имей душу, — и будешь человек во всякое время». Всё прочее, по его мнению, в том числе ум и знания, подвержено моде. Стародум — главный выразитель воззрений автора, в его образе Фонвизин показал примерного воспитателя.

Дядя, в отличие от Простаковой, со своей племянницей разговаривает на равных. Он делится с ней мудростью, приобретённою жизненным опытом. Свои полномочия в устройстве брака девушки он сводит к ограждению Софьи от дурного человека. В остальном — дело её сердца.

— племянница Стародума, образованная девушка, воспитанная, благородная, добрая. Она рано осталась сиротой, родители её были достойными людьми. Живя в семье Простаковых, она остаётся верна своему воспитанию, не уподобляется им, ценности этих людей остаются ей чуждыми. Софья глубоко уважает своего дядю, благодарна ему. Объект её любви — человек доброго нрава.

— офицер, честный человек, возлюбленный Софьи. Невесту он знает с детских лет, его отношение к ней основано на дружбе и уважении.

— чиновник, назначенный для выяснения дел семьи Простаковых. Ему стало известно о бесчеловечном отношении госпожи к крепостным, о мошенничестве в отношении Софьи. При содействии Стародума и Милона Правдин обличает Простакову, помещица теряет имение, которое переходит государству.

Стародум

Терентий Простаков

Глава семейства и муж главной героини. Его фамилия означает, что он человек глупый и слабый, «простак». Таких людей, как он, называют бесхребетными: у него ни на что нет собственного мнения, он беспрекословно подчиняется любым приказам жены. Он не умеет вести себя в обществе, ограничен в словах, поступках и мыслях. В комедии господин играет роль «маленького человека». Его простота наивна, кротка и глупа, в отличие от жены, он не пропитан жестокостью и злонравием.

В нём нет мужественности и силы, ведь при желании он мог бы навести порядок дома, взяв управление поместьем в свои руки и поставив на место жену-узурпаторшу. Но ему хорошо живётся и в сложившихся обстоятельствах, он не хочет что-либо менять, он приспособился. Единственной положительной чертой можно назвать его искреннюю любовь к сыну, которая не слабеет, даже несмотря на грубость и невежество мальчика.

Господина Простакова нельзя считать ни хорошим, ни плохим персонажем.

Господин Простаков

Фигуральный хозяин поместья Простаковых. На самом деле всем руководит его властная жена, которой он безумно боится и не смеет молвить слово. Простаков давно утратил собственное мнение и достоинство. Он даже не может сказать, хорош или плох кафтан, сшитый портным Тришкой для Митрофана, потому что боится произнести не то, что ожидает госпожа.

Тарас Скотинин

Брат госпожи Простаковой. Получил такое же воспитание и образование, как сестра, имеет с ней сходный нрав. «Говорящая» фамилия, удачно подобранная автором, точно отражает сущность и увлечения героя — он очень любит свиней и относится к ним лучше, чем к людям.

Тарас обожает хвалиться собой, является упрямым, гордым, циничным и ищущим во всём выгоду человеком, что проявляется в его желании жениться на Софье, чтобы получить её состояние, на которое он смог бы развести ещё больше свиней.

Второстепенные персонажи

Адам Адамович Вральман

Бывший кучер, который хитростью сумел стать учителем Митрофана по французскому языку. Адам Адамович утверждает, что он немец по рождению, поэтому имеет небольшой акцент. На самом же деле он имеет врождённый дефект речи. Простаковы в силу своей полной необразованности даже не понимают, что этот человек не имеет никаких знаний и навыков, они хорошо платят ему и позволяют жить в их доме с роскошью.

Вральман ловко обманывает семью, о чём и свидетельствует его фамилия. Чтобы быть на хорошем счету у госпожи, он постоянно хвалит Митрофана и рассказывает про его якобы превосходные способности, в то время как он вовсе не учит мальчика и мешает двум другим учителям это делать.

Подводя итоги, можно с уверенностью сказать, что образы отрицательных героев очень яркие и запоминающиеся. У читателя не остаётся сомнений, что их поведение глупо, бесчестно, наиграно и даже неприлично. Назначение пьесы кроется в обличении русского мещанства и крепостного строя в целом. Прочтение анализа поступков и слов героев будет интересен любому взрослому, поможет ученикам в написании сочинения по «Недорослю» в 8 классе, а также будет полезен при проведении сравнительной характеристики с положительными героями.

Митрофанушка

Характеристика героев


Несмотря на различия, всех негативных персонажей комедии объединяют такие черты, как желание владеть чужим, тяга к накопительству, жестокосердие, оскорбительная речь, отсутствие воспитания и чувства такта. Все они аморальны. Отрицательными героями произведения являются:

  1. Господин и госпожа Простаковы.
  2. Митрофан.
  3. Господин Скотинин.
  4. Учитель Вральман.

С помощью эпитетов, жаргонизмов, просторечных слов и других приёмов автор очень реалистично передал атмосферу, царящую в имении Простаковых.

“Не хочу учиться, а хочу жениться”: проблема воспитания в повести

Ключевой проблемой произведения является тема провинциального дворянского воспитания и образования. Главный герой Митрофанушка получает образование только из-за того, что это модно и “так заведено”. На самом деле ни он, ни его невежественная матушка не понимают истинного назначения знаний. Они должны делать человека умнее, лучше, служить ему на протяжении жизни и приносить пользу обществу. Знания добываются трудом и никогда не могут быть насильно помещены в чью-либо голову.

Домашнее образование Митрофана – это пустышка, фикция, провинциальный театр. За несколько лет горе-ученик не овладел ни чтением, ни письмом. Шуточный тест, который устраивает Правдин, Митрофан с грохотом проваливает, но из-за своей глупости не может понять даже этого. Он называет слово дверь прилагательным, потому что ее дескать прилагают к проему, науку историю путает с историями, которые ему в изобилии рассказывает Вральман, а слово “география” Митрофанушка даже выговорить не может… слишком мудреное.

Чтобы показать гротескность образования Митрофана, Фонвизин вводит образ Вральмана, который учит “по-французски и всем наукам”. На самом деле Вральман (фамилия-то говорящая!) никакой не учитель, а бывший кучер Стародума. Он с легкостью обманывает несведущую Простакову и даже становится ее любимчиком, ведь исповедует собственную преподавательскую методику – не заставлять ученика ничего делать через силу. С таким рвением, как у Митрофана, учитель с учеником попросту лодырничают.

Рука об руку с получением знаний и навыков идет воспитание. За него по большей части отвечает госпожа Простакова. Она методично навязывает свою прогнившую мораль Митрофану, который (вот здесь он старателен!) отлично впитывает матушкины советы. Так, во время решения задачи на деление Простакова советует сыну ни с кем не делиться, а все забрать себе. Рассуждая о браке, матушка говорит лишь о достатке невесты, ни разу не упоминая о душевной привязанности и любви. Такие понятие как мужество, смелость, доблесть недорослю Митрофану не знакомы. Несмотря на то что он уже не малыш, его по-прежнему опекают во всем. Парнишка даже не может постоять за себя во время стычки с дядей, он тут же принимается звать маменьку, а с кулаками на обидчика бросается старая нянька Еремеевна.

Скотинин

Брат госпожи Простаковой. Самовлюбленный, ограниченный, невежественный, жестокий и алчный. Тарас Скотинин питает огромную страсть к свиньям, остальное мало интересует этого недалекого человека. У него нет представления о родственных связях, сердечной привязанности и любви. Расписывая, как хорошо заживется его будущей жене, Скотинин говорит лишь о том, что выделит ей лучшую светелку. В его системе координат именно в этом заключается супружеское счастье.

Скотинин

Комедию можно считать собранием анекдотичных ситуаций и рассказов той поры, которые отражают уровень невежества дворянского сословия. Список героев представлен как противопоставление светлого темному. Анализ положительных персонажей не дает ярких эмоций, но выражает авторскую позицию. Основные конфликты отражают борьбу здравого смысла с невежеством. Перечень характеристик действующих лиц пьесы не утратил своей актуальности и в наши дни. Проблематика произведения часто используется при написании сочинений или творческих работ. Особенностями произведения является то, что благодаря собирательному образу героя, читатель может представить себе трагичность и комичность ситуации.

СочиненияГлавные герои «Шинель» характеристика персонажей повести Гоголя списоком

СочиненияГлавные герои «Судьба человека» характеристика списка персонажей рассказа Шолохова

Следующая цитата

В комедии Фонвизина «Недоросль» высмеиваются невежественные дворяне, которых в России было очень много. Такие персонажи кажутся еще более смешными, на фоне воспитанных и благородных людей, таких как Милон.

Милон очень отважный молодой человек, который не боится рисковать своей жизнью ради родной страны. Он офицер и во время встречи с другими действующими лицами, как раз выполнял свои обязанности. О его благородстве и образованности говорит и то, что он давно дружит с Правдиным, человеком справедливым и верящим в торжество правды.

О многом говорит и его выбор избранницы. Несмотря на то, что злой умысел Простаковых лишил Милона возможности видеться со своей невестой, он не забыл Софью и оставался ей верен. Он не терял надежду найти ее и спасти от жестокости госпожи Простаковой.

Даже не подозревая о взаимной привязанности Софьи и Мирона, ее дядюшка Стародум тоже выбрал его в качестве ее жениха. Тот факт, что наиболее достойные участники действия высоко оценили нравственные и личные качества Милона, говорит о его действительном благородстве. При этом Милон не выпячивает своих достоинств, а наоборот не раз повторяет, что еще молод и не достоин таких похвал.

Примечательны и соображения Милона об отваге. Он искренне верит, что по-настоящему сослужить Отечеству службу может только тот, кто не боится рискнуть своей жизнью, чтобы обрести офицерскую славу, но при этом может легко отказаться от славы, лишь бы оказаться полезным государству. Для своего возраста Милон обладает очень глубокими мыслями и твердыми ценностями, что еще раз заставляет Стародума убедиться в его достоинствах.

Милон выступает в качестве примера мужской благочестивости и целомудрия. В нем сосредоточено множество достоинств, среди которых отвага, преданность своим идеалам, любовь и верность своей избраннице, уважение и почтение к старшим. В отличие от других женихов Софьи – Скотинина и Митрофана, — Милон искренне любит именно Софью, а не ее наследство.

Фонвизин ввел в действие этого персонажа для того, чтобы показать пример благовоспитанного молодого человека, на которого следует равняться. Также Милон контрастирует с невежами, такими как Митрофан, для которого вся ценность жизни заключается в получении низменных удовольствий. Его союз с Софьей благословен Стародумом и Правдиным, и выражает надежду на воспитание лучших качеств в русском дворянстве.

Черты характера

Милон – сильный, храбрый и в то же время любящий мужчина:

Ему свойственна неустрашимость, он готов до конца бороться за честь своего отечества.

Обращает внимание речевая характеристика Милона: в любой ситуации он сохраняет самообладание.
«Я насилу могу удержаться!»
— говорит он в трудных ситуациях. А таких, судя по развитию сюжета сочинения, очень много.

Милон не знает лично Митрофанушку, но считает его образованным. Лишь в дальнейшем отношение к нему меняется. Когда Простакова и Скотинин ссорятся, именно Милон разнимает их. Образование офицера не позволяет ему делать все, что может испортить репутацию девушки.

В рассказе Фонвизина образ положительного героя является прототипом лучших качеств человека. Поражают рассуждения офицера: он считает, что нужно проявлять храбрость во всех, даже самых сложных жизненных ситуациях. К примеру, для него важно всегда говорить правду, быть справедливым и честным.

Цели Милона в жизни благородны:

воин должен не просто быть готовым умереть, а понимать ценность жизни. Уж кто, а он знает, что такое быть готовым пожертвовать жизнью ради своей Родины.

Особенно отражает его мысли и поступки эта цитата:


Милон

Офицер, возлюбленный Софьи. Образ героя-защитника, идеального молодого мужчины, мужа. Он очень справедлив, не мирится с подлостью и ложью. Милон смел, причем, не только в бою, но и в своих речах. Он лишен тщеславия и низкомерной расчетливости. Все “женихи” Софьи говорили лишь о ее состоянии, Милон же ни разу не упомянул, что его суженая богата. Он искренне любил Софью еще до того, как у нее появилось наследство, а потому в своем выборе молодой человек руководствовался отнюдь не размером годового дохода невесты.

Роль образа в комедии

Литература во все времена была «на передовой», отстаивая позиции нравственности. Положительные персонажи произведений являются примером для подражания, отрицательные герои подсвечивают проблемы общества и формируют осуждающее отношение к низким проявлениям человеческой натуры. Усилить впечатление автору помогают художественные приемы.


Персонаж Милона можно охарактеризовать как образ идеального человека. Фонвизин неслучайно дает своему герою именно такое описание. На его примере автор хочет показать те человеческие качества, к которым должен стремиться каждый. Образ офицера — ответ дворянскому обществу на его метания и поиски смысла жизни. Писатель приводит героя в пример, показывая, что необходимо не размышлять, а действовать.

Правдин

Характеристика героев: положительные и отрицательные характеры

Как в любом классицистическом произведении, персонажи в “Недоросли” четко делятся на положительных и отрицательных.

Отрицательные герои:

  • госпожа Простакова – хозяйка деревни;
  • господин Простаков – муж ее;
  • Митрофанушка – сын Простаковых, недоросль;
  • Тарас Скотинин – брат Простаковых.

Положительные герои:

  • Софья – сирота, живет у Простаковых;
  • Стародум – дядя ее;
  • Милон – офицер, возлюбленный Софьи;
  • Правдин – государственный чиновник, приехавший проконтролировать дела в деревне Простаковых.

Второстепенные персонажи:

  • Цыфиркин – учитель арифметики;
  • Кутейкин – учитель, бывший семинарист;
  • Вральман – бывший кучер, выдает себя за учителя;
  • Еремевна – няня Митрофана.

Няня Еремеевна

Популярные сочинения

  • Сочинение по картине Фашист пролетел Пластова (описание 5, 7 класс)
    Аркадий Александрович на своей картине изобразил зверство фашиста. Обстановка, которую передаёт автор, навеивает ужас и страх. Для нацистов нет ничего святого, они прекрасно видели, что на поле ребёнок, который вышел на прогулку со своими животными.
  • Сочинение Плюшевый мишка (Игрушка)
    Я никогда не испытывал каких-либо теплых чувств к плюшевым игрушкам, но есть всего одна, с которой я никогда не расстанусь. Белый, как снег, плюшевый медвежонок по имени Мартин.
  • Сочинение на тему Снежный барс
    Снежный барс это крупный хищник. Так же его часто называют Ирбисом. Это животное относится к семейству кошачьих. Барса считают довольно бесстрашным созданием, поэтому ему стоит бояться только более сильных хищников

Госпожа Простакова

Простакова – самый яркий отрицательный персонаж, да и вообще наиболее выдающееся действующее лицо пьесы. Она хозяйка деревни Простаковых и именно госпожа, полностью подавив слабовольного супруга, устанавливает барские порядки и принимает решения.

Вместе с тем она абсолютно невежественна, лишена манер, часто груба. Простакова, как и другие члены семейства, не умеет читать и презирает науку. Образованием Митрофанушки мать занимается только потому, что так положено в новосветском обществе, но истинной ценности знаний не понимает.

Помимо невежества, Простакова отличается жестокостью, лживостью, лицемерием, завистливостью.

Единственное существо, которое она любит, это ее сын Митрофанушка. Однако слепая несуразная любовь матери только портит чадо, превращая его в копию себя в мужском платье.

Милон

Характерные черты этого героя — искренность, благородство, рассудительность. Даже в непростых ситуациях он не теряет здравомыслия. Услышав о помолвке Софьи, он представляет Митрофана человеком образованным и достойным. И только впоследствии его мнение относительно соперника меняется. Именно этот герой в одном из последних действий пытается помирить Простакову с братом, напоминая им, что они близкие люди.

В комедии Фонвизина «Недоросль» высмеиваются невежественные дворяне, которых в России было очень много. Такие персонажи кажутся еще более смешными, на фоне воспитанных и благородных людей, таких как Милон.

Милон очень отважный молодой человек, который не боится рисковать своей жизнью ради родной страны. Он офицер и во время встречи с другими действующими лицами, как раз выполнял свои обязанности. О его благородстве и образованности говорит и то, что он давно дружит с Правдиным, человеком справедливым и верящим в торжество правды.

О многом говорит и его выбор избранницы. Несмотря на то, что злой умысел Простаковых лишил Милона возможности видеться со своей невестой, он не забыл Софью и оставался ей верен. Он не терял надежду найти ее и спасти от жестокости госпожи Простаковой.

Даже не подозревая о взаимной привязанности Софьи и Мирона, ее дядюшка Стародум тоже выбрал его в качестве ее жениха. Тот факт, что наиболее достойные участники действия высоко оценили нравственные и личные качества Милона, говорит о его действительном благородстве. При этом Милон не выпячивает своих достоинств, а наоборот не раз повторяет, что еще молод и не достоин таких похвал.

Примечательны и соображения Милона об отваге. Он искренне верит, что по-настоящему сослужить Отечеству службу может только тот, кто не боится рискнуть своей жизнью, чтобы обрести офицерскую славу, но при этом может легко отказаться от славы, лишь бы оказаться полезным государству. Для своего возраста Милон обладает очень глубокими мыслями и твердыми ценностями, что еще раз заставляет Стародума убедиться в его достоинствах.

Милон выступает в качестве примера мужской благочестивости и целомудрия. В нем сосредоточено множество достоинств, среди которых отвага, преданность своим идеалам, любовь и верность своей избраннице, уважение и почтение к старшим. В отличие от других женихов Софьи – Скотинина и Митрофана, — Милон искренне любит именно Софью, а не ее наследство.

Фонвизин ввел в действие этого персонажа для того, чтобы показать пример благовоспитанного молодого человека, на которого следует равняться. Также Милон контрастирует с невежами, такими как Митрофан, для которого вся ценность жизни заключается в получении низменных удовольствий. Его союз с Софьей благословен Стародумом и Правдиным, и выражает надежду на воспитание лучших качеств в русском дворянстве.

Простакова

Вариант 2

Персонажи комедии «Недоросль» являются ярким воплощением нравов XVIII века. Одну из важных ролей в развитии сюжета сыграл положительный герой – Милон. Вероятно, автор ввел образ Милона для контраста с другими персонажами. Следуя законам жанра, автор присвоил каждому действующему лицу говорящие фамилии или имена, раскрывающие особенности характеров. Славянское имя Милон означает «милый», «добрый».

Милон – молодой, образованный офицер, он честен, смел и добродушен. Читатель впервые встречает его в произведении, когда тот останавливается в деревне Простаковых. Он ведет солдат в Москву. Фонвизин характеризует его как скромного человека и хорошего друга. Автор акцентирует внимание на его дружбе с Правдиным, фамилия которого говорит сама за себя. В письме к Стародуму, Милона описывают как молодого человека с особенными достоинствами, заслуживающего похвал. Милон хорошо воспитан и поэтому из любой ситуации выходит с честью.

Чистый, благородный характер Милона раскрывается в тот момент, когда он узнает, что у него появился соперник. Офицер «не отрицает в нем всех достоинств», но отмечает, что любит Софью сильнее. У него не возникает желания как то уязвить соперника, идти по головам, как например это произошло со Скотининым. Он понимает, что в любом случае выбор остается за Софьей. Честь своей возлюбленной он защищает шпагой, в тот момент, когда ее собираются насильно увезти венчаться с Митрофаном. По отношению к Софье он уважителен, вежлив и целомудрен. Правдину он рассказывает о ней только хорошее и выражает сильное беспокойство из-за потерянной связи с девушкой. Он боится за любимую, ведь она может оказаться «в руках корыстолюбцев».

Несмотря на неприязнь к Простаковым, он проявляет гуманность, когда разнимает их и призывает ценить друг друга. Молодой офицер демонстрирует уважение даже к таким «недостойным людям» как Простаковы. В отличие от Митрофана, Милон относится к старшим с почтением и умеет держать себя в руках, даже когда его захлестывают эмоции. Фонвизин не оставил читателям даже намека на негативные или нейтральные черты характера молодого офицера – в нем все качества положительны.

В характеристику Милона Фонвизин вложил свой нравственный идеал, пример для читателей. Милон готов рисковать жизнью ради отечества, но не для того, чтобы получить воинскую славу, а для того, чтобы принести пользу государству. В целом характеристика Милона полностью соответствует законам классицизма.

Читайте также: