Характеристика главных героев доктор живаго с цитатами
Обновлено: 21.12.2024
"Над ним хмуро, без выражения стоял его приятель и сосед по купе, плотный и высокомерный адвокат, породистое животное в вымокшей от пота рубашке."
"Это был тот плотный, наглый, гладко выбритый и щеголеватый адвокат. "
"И снова этот седоватый."
"От налипшего снега мокрые усы и борода, которые Комаровский раньше брил, а теперь отпустил, казались шутовскими, скоморошьими. На нем была хорошо сохранившаяся пиджачная пара и полосатые брюки в складку." (Комаровский на Урале)
Судя по всему, у Комаровского громкий басистый голос:
". своими громкими, бесстыдно задыхающимися и как бы давящимися своей собственной вибрацией басами."
Господин Комаровский является видным адвокатом:
". по совету адвоката Комаровского. "
"Это видный адвокат Комаровский. "
"Довольно известный московский адвокат."
Комаровский ведет дела знаменитых торговцев и банкирских домов:
Виктор Ипполитович является хладнокровным дельцом и знатоком деловой жизни России:
". хладнокровного дельца, знавшего деловую жизнь в России как свои пять пальцев.
Господин Комаровский пользуется уважением в обществе, о нем пишут в газетах:
". которому аплодируют в собраниях и о котором пишут в газетах. "
Комаровский - уверенный в себе, высокомерный, наглый человек:
". уверенный в себе человек."
". плотный и высокомерный адвокат. "
". плотный, наглый. "
Господин Комаровский является состоятельным мужчиной:
"Холостой, с состоянием."
Виктор Ипполитович снимает роскошную квартиру в Москве:
"Здесь снимал роскошную холостяцкую квартиру во втором этаже по широкой лестнице с широкими дубовыми перилами Виктор Ипполитович Комаровский."
У Комаровского есть бульдог Джек, с которым он обычно гуляет по воскресеньям по центру:
". его бульдог Джек, которого он иногда приводил на поводке. "
"По воскресеньям перед обедом Виктор Ипполитович имел обыкновение фланировать со своим бульдогом по Петровке и Кузнецкому. "
В 1902-1903 гг. Комаровский занимается делами миллионера-промышленника Андрея Живаго - отца главного героя Юрия Живаго. В конце концов Комаровский спаивает Андрея Живаго, запутывает его дела, доводит до банкротства и подталкивает к самоубийству:
"Отец бросился на ходу с поезда в намерении покончить с собой и разбился. Отца сопровождал Комаровский, его юрисконсульт. Комаровский спаивал отца, запутал его дела и, доведя его до банкротства, толкнул на путь гибели. Он виновник его самоубийства и того, что я остался сиротой."
"Это тот самый, который спаивал и погубил твоего отца." (о Комаровском и отце Юрия Живаго)
В 1905 г. господин Комаровский сближается с семьей Гишар, которая переезжает с Урала в Москву. Мадам Гишар является вдовой покойного друга Комаровского. Адвокат помогает мадам Гишар и ее детям обустроиться в Москве:
"Мадам Гишар сделала это по совету адвоката Комаровского, друга своего мужа и своей собственной опоры, хладнокровного дельца, знавшего деловую жизнь в России как свои пять пальцев. С ним она списалась насчет переезда, он встречал их на вокзале. "
"Он был товарищем моего отца. " (Лара о Комаровском)
По совету Комаровского Амалия покупает швейную мастерскую в Москве:
"У мадам Гишар были от мужа сбережения в бумагах, которые раньше поднимались, а теперь стали падать. Чтобы приостановить таяние своих средств и не сидеть сложа руки, мадам Гишар купила небольшое дело, швейную мастерскую Левицкой близ Триумфальных ворот. "
Господин Комаровский помогает семье Гишар деньгами в трудные периоды:
"Он был товарищем моего отца, и после папиной смерти материально поддерживал маму, пока мы бедствовали."
". маминой денежной зависимостью от него. "
Комаровский становится любовником мадам Гишар:
"Так как присутствие детей иногда стесняло Амалию Карловну во время посещений Комаровского, Тышкевич, уходя, стал оставлять ей ключ от своего номера для приема ее приятеля."
Тем временем Виктор Ипполитович обращает внимание на 16-летнюю красавицу Лару Гишар - дочь своей любовницы Амалии Гишар. Вскоре между Ларой и Комаровским завязывается тайная любовная связь:
". эта девочка, дочь его покойного друга, этот ребенок. "
". заглядывался на девочку так, что она краснела."
Сначала Ларе льстит внимание взрослого мужчины и уважаемого адвоката Комаровского:
Комаровский считает Лару неотразимой и необыкновенной девушкой:
Господина Комаровского охватывает страсть по отношению к Ларе:
"Она требовалась ему дозарезу, а увидеть ее в это воскресенье не было возможности. Он метался как зверь по комнате, нигде не находя себе места."
"Разве не видит она, как он томится по ней?"
Так в угоду своей страсти Комаровский ломает жизнь Лары:
"Тот прожигатель жизни, который погубил тебя."
Комаровский поступает преступно, совращая юную и неопытную Лару:
"Меня преждевременно, преступно рано сделали женщиной. "
Вскоре Лара жалеет о добрачной связи с Комаровским. Она считает себя "падшей женщиной" и начинает ненавидеть Комаровского:
"Ноющая надломленность и ужас перед собой надолго укоренялись в ней."
"Он был ее проклятием, она его ненавидела."
"Теперь она на всю жизнь его невольница. Чем он закабалил ее? Чем вымогает ее покорность, а она сдается, угождает его желаниям и услаждает его дрожью своего неприкрашенного позора?"
Комаровский говорит Ларе, что готов жениться на ней, чтобы спасти ее репутацию. Но девушка понимает, что это лишь пустые слова и что он не женится на ней:
И он плакал и настаивал, словно она спорила и не соглашалась. Но все это были одни фразы, и Лара даже не слушала этих трагических пустозвонных слов."
Лара наконец осознает, что Комаровский не любит ее:
"И она только спрашивала себя: разве когда любят, унижают?"
Тем временем мать Лары, судя по всему, подозревает о связи своего любовника Комаровского и собственной дочери. Женщина пытается покончить жизнь самоубийством, но, к счастью, ее спасают. Ларе, видимо, удается убедить мать, что у нее с Комаровским ничего нет:
"Оба были довольны, что все обошлось так благополучно, тайна не раскрыта и травившаяся осталась жива."
Расчетливый Комаровский ловко пользуется положением Лары, которая чувствует себя подавленной и поруганной. Однако терпение девушки заканчивается:
"Уже весной тысяча девятьсот шестого года, перед переходом в последний класс гимназии, шесть месяцев ее связи с Комаровским превысили меру Лариного терпения. Он очень ловко пользовался ее подавленностью и, когда ему бывало нужно, не показывая этого, тонко и незаметно напоминал ей о ее поругании."
Любовная связь с Комаровским навсегда травмирует психику Лары. В итоге героиня всю жизнь чувствует себя "надломленной", "с трещиной". Она винит в этом Комаровского:
". виновника того, что я такая, благодаря которому я то, что я есть."
"Он на всю жизнь запугал тебя." (Живаго о Комаровском)
Тайная связь Лары и Комаровского длится 6 месяцев (на рубеже 1905-1906 гг.). Наконец Лара поселяется отдельно от матери и брата и перестает общаться с Комаровским:
". шесть месяцев ее связи с Комаровским. "
Даже спустя 5-6 лет Лара не может простить Комаровскому свою сломанную жизнь. В январе 1912 г. она отыскивает его на елке и стреляет в него, но ранит другого человека. Комаровский помогает Ларе избежать наказания с помощью своих связей (он делает это, чтобы никто не узнал о его былой связи с Ларой). Затем мужчина окончательно оставляет Лару в покое:
". на кого она покушалась, но промахнулась. "
"Если бы не этот человек, Лару бы арестовали и судили. Он отвел от нее грозившую ей кару. Благодаря ему она осталась на курсах, цела и невредима."
"Помнишь, на елке, в страшную ночь кончины твоей мамы, девушка стреляла в прокурора?"
"Надо будет со всех точек зрения помочь ей, может быть, снять ей комнату, но ни в коем случае не трогать ее, напротив, совершенно устраниться, отойти в сторону, чтобы не бросать тени. " (Комаровский после случая на елке)
В 1912 г. 23-летняя Лара выходит замуж за своего давнего друга Пашу Антипова. Она с мужем поселяется на Урале и много лет не видит Комаровского:
". человеком, сильно любившим меня и которому я отвечала тем же."
Будучи взрослой женщиной, Лара презирает Комаровского за то, что он сломал ей жизнь:
"Я его презираю." (Лара о Комаровском)
Уже во взрослом возрасте Лара приходит к выводу, что ее семейная жизнь с Пашей Антиповым не сложилась в том числе из-за истории с Комаровским:
Господин Комаровский является самоуверенным пожилым тунеядцем, который все себе позволяет:
". самоуверенного пожилого тунеядца прежнего времени, всем пользовавшегося, все себе позволявшего."
Комаровский является отталкивающим человеком, по мнению Лары:
". напоминает мне другого, гораздо более отталкивающего человека, виновника того, что я такая, благодаря которому я то, что я есть."
Господин Комаровский является безнравственной заурядностью, по словам Лары:
Комаровский - подлый человек. Он ведет себя подло с подчиненными и тем, кто слабее его:
"На это у нее не хватит подлости, главной силы Комаровского в обращении с подчиненными и слабыми."
Виктор Ипполитович является "страшилищем пошлости", по мнению Лары:
". перед задуманным выстрелом в это страшилище пошлости. "
Господин Комаровский - практический, бывалый человек, то есть повидавший многое в жизни:
"Кроме того, это человек практический, бывалый." (Лара)
Он является сведущим и трезвым, хотя и противным человеком, по словам Лары:
". этот сведущий и трезвый, хотя и противный, человек."
Спустя годы, во время Гражданской войны, Комаровский находит Лару на Урале. Он предлагает ей с дочерью уехать с ним во Владивосток, где более безопасно. Лара соглашается:
"Говорит, будто он тут проездом на Дальний Восток, и нарочно дал крюку и своротил к нам в Юрятин, чтобы повидаться. Главным образом ради тебя и Паши. Он много говорил о вас обоих. Он уверяет, что все мы втроем, то есть ты, Патуля и я, в смертельной опасности и что только он может спасти нас, если мы его послушаемся."
Во Владивостоке Комаровский собирается служить министром юстиции в Дальневосточном правительстве:
"Негласный эмиссар составляющегося правительства, наполовину тайно, наполовину при официальном советском попустительстве, привез мне приглашение войти министром юстиции в Дальневосточное правительство. Я согласился и еду туда. Все это, как я только что сказал, происходит с ведома и молчаливого согласия Советской власти, однако не так откровенно, и об этом не надо шуметь."
"Его коньком был теперь Дальний Восток. Об этом он и жевал свою жвачку, развивая Ларе и доктору свои соображения о политическом значении Монголии."
По словам Лары, после ее отъезда с Комаровским во Владивосток "все пошло прахом" и она вынесла много трудностей:
"И тогда все пошло прахом. Господи, что я испила там, что вынесла!"
Судя по всему, во Владивостоке у Лары рождается дочь от Юрия Живаго, с которым у нее была любовная связь. Вероятно, Комаровский отдает новорожденную девочку в какую-то семью, пока Лара находится в больнице после родов. После этого Лара навсегда теряет связь с этой дочерью - Таней:
"Думается, маменьку обманули, не то сказали. Расписали бог знает что, мол, на время, на два дни, пока суматоха уляжется. А не то чтобы в чужие руки навсегда. Навсегда в воспитание. Не могла бы так маменька отдать родное дитя." (Таня о том, как все могло происходить)
"Но я не виновата. Я тогда три месяца пролежала в больнице, из них один без сознания. С тех пор не житье мне, Юра. Нет душе покоя от жалости и муки. Но ведь я не говорю, не открываю главного. Назвать это я не могу, не в силах. Когда я дохожу до этого места своей жизни, у меня шевелятся волосы на голове от ужаса." (Лара об оставленной дочери)
По версии самой Тани, Лара родила ее в тайне от Комаровского и сама отдала другим людям на время. Однако что-то пошло не так и позже Лара уже не смогла отыскать ребенка. Вероятно, в этой трагедии был как-то замешан Комаровский:
"А про меня он даже не знал, Комаров. Не знал, что я такая есть на свете. Маменька меня в долгой отлучке произвели и смертью обмирали, как бы кто об том ему не проболтался. Он ужасть как того не любил, чтобы дети, и кричал и топал ногами, что это одна грязь в доме и беспокойство. Я, кричал, этого терпеть не могу."
"Думается, маменьку обманули, не то сказали. Расписали бог знает что, мол, на время, на два дни, пока суматоха уляжется. А не то чтобы в чужие руки навсегда. Навсегда в воспитание. Не могла бы так маменька отдать родное дитя."
В результате Комаровский превращает жизнь Лары в цепь ей самой неведомых преступлений:
". это чужое, ненужное ничтожество, превратившее ее жизнь в цепь ей самой неведомых преступлений."
Судя по всему, Комаровский какое-то время служит министром в Дальневосточной области, а затем сбегает в Монголию, где скрывается от Советской власти:
". только слышала я, будто маменька моя, Раиса Комарова, женой были скрывающегося министра русского в Беломонголии, товарища Комарова. Не отец, не родной мне был, надо полагать, этот самый Комаров."
По словам Лары, Комаровский мотается и мечется по Азии, вероятно, по-прежнему скрываясь от Советской власти (данные Лары на 1929 г.):
"И это чудище заурядности мотается и мечется по мифическим закоулкам Азии, известным одним собирателям почтовых марок. "
Господин Комаровский играет печальную роль в судьбах обоих главных героев - Лары Антиповой (Гишар) и Юрия Живаго. За это Лара называет Комаровского "злым гением":
Таков цитатный образ и характеристика Виктора Ипполитовича Комаровского в романе "Доктор Живаго" Б. Пастернака: описание внешности и характера персонажа в цитатах, его биография.
Смотрите:
- Краткое содержание романа
- Все материалы по роману
Следующая цитата
Начало ХХ столетия стало периодом суровых испытаний для России: Первая Мировая война, революция, гражданская война разрушили миллионы человеческих судеб. Непростые взаимоотношения человека и новой эпохи с пронзительным драматизмом описаны в романе Бориса Леонидовича Пастернака «Доктор Живаго». Анализ произведения по плану позволит лучше подготовиться не только к уроку литературы в 11 классе, но и к ЕГЭ.
Опыт работы учителем русского языка и литературы - 27 лет.
Краткий анализ
Год написания – 1945–1955 годы.
История создания – Роман писался в течение десяти лет, и принес писателю Нобелевскую премию в области литературы. Однако судьба произведения была совсем непростой: долгое время оно находилось под запретом на родине, а против Пастернака развернулась настоящая травля.
Тема – В произведении в полной мере раскрыта проблематика многих насущных социальных вопросов, но центральной темой является противопоставление человека и истории.
Композиция – Композиция произведения очень сложна и основана на сплетении судеб главных действующих лиц. Все характеры центральных героев рассмотрены сквозь призму личности Юрия Живаго.
Жанр – Роман.
Направление – Реализм.
История создания
Роман создавался на протяжении целого десятилетия (1945–1955 годы). И это неудивительно, поскольку в произведении описана важнейшая эпоха в истории России и подняты глобальные проблемы общества.
Впервые идея написать столь грандиозный роман посетила Бориса Леонидовича в 17–18 годах, однако на тот момент он ещё не был готов к подобной работе. К реализации своего замысла писатель приступил лишь в 1945 году, потратив на это 10 лет упорного труда.
В 1956 году в Советском Союзе были предприняты попытки публикации романа, однако они не увенчались успехом. Пастернак был подвергнут жесточайшей критике за антисоветское содержание романа, в то время как весь западный мир буквально рукоплескал русскому гению за его блестящее произведение. Мировое признание «Доктора Живаго» привело к тому, что Борису Леонидовичу была присуждена Нобелевская премия, от которой его вынудили отказаться на родине. Впервые роман был опубликован в Советском Союзе только в 1988 году, открыв широкой публике невероятной силы литературный дар Пастернака.
Интересно, что Борис Леонидович далеко не сразу смог определиться с названием своего детища. Один вариант сменялся другим («Смерти не будет», «Свеча горела», «Иннокентий Дудоров», «Мальчики и девочки»), пока наконец он не остановился на окончательной версии – «Доктор Живаго».
Смысл названия романа заключается в сопоставлении главного героя с милосердным и всепрощающим Христом – «Ты есть сын Бога живаго». Писателем неслучайно была выбрана старославянская форма прилагательного «живой» – так в произведении красной нитью проходит тема жертвенности и воскресения.
Посмотрите, что еще у нас есть:для самых нетерпеливых -
для самых компанейских -
Проводя анализв произведения «Докторе Живаго», стоит отметить, что автор раскрыл в нём множество важных тем: жизнь и смерть, поиск себя в обновлённом социуме, верность своим идеалам, выбор жизненного пути, судьба русской интеллигенции, честь и долг, любовь и милосердие, стойкость ударам судьбы.
Однако центральной темой романа можно назвать взаимоотношение личности и эпохи. Автор уверен, что человек не должен жертвовать собственной жизнью ради борьбы с внешними обстоятельствами, равно как и не должен приспосабливаться к ним, утрачивая свое истинное «я». Основная мысль, которую Пастернак хочет донести в своем произведении, заключается в способности оставаться самим собой при любых жизненных условиях, какими бы сложными они ни были.
Юрий Живаго не стремится к роскоши или удовлетворению собственных амбиций – он просто живёт и стойко переносит все трудности, которые преподносит ему судьба. Никакие внешние обстоятельства не способны сломить его дух, утратить чувство собственного достоинства, изменить тем жизненным принципам, которые были сформированы у него в юные годы.
Не менее важное значение автор придает теме любви, которой пронизан буквально весь роман. Это сильное чувство у Пастернака показано во всех возможных проявлениях – любовь к мужчине или женщине, к своей семье, профессии, родине.
Композиция
Главная особенность композиции романа – нагромождение случайных, но при этом судьбоносных встреч, всевозможных стечений обстоятельств, совпадений, неожиданных поворотов судьбы.
Уже в первых главах автор умело сплетает сложный сюжетный узел, в котором незримыми нитями связываются судьбы главных героев: Юрия Живаго, Лары, Миши Гордона, Комаровского и многих других. Поначалу может показаться, что все сюжетные хитросплетения излишне надуманны и сложны, однако в ходе романа выясняется их истинный смысл и предназначение.
Композиция романа основана на знакомстве действующих персонажей и последующем развитии их отношений, а также на скрещении независимо развивающихся человеческих судеб. Главные герои, словно рентгеном, просвечиваются автором, и все они так или иначе замыкаются на Юрии Живаго.
Интересным композиционным ходом Пастернака можно назвать тетрадь Живаго с его стихами. Она символизирует собой окно в бесконечность бытия. Утратив подлинный интерес к жизни и морально опустившись на самое дно, главный герой умирает, но душа его остается жить в прекрасных стихотворениях.
Главные герои
О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «Доктора Живаго».
Определить жанровую принадлежность романа несложно, поскольку он представляет собой произведение, в котором довольно много героев, несколько сюжетных линий, характер главного героя даётся в развитии. Всё это говорит о том, что перед нами роман.
Данное произведение можно смело назвать автобиографичным, поскольку в нём отражены основные жизненные вехи Пастернака, наделившего главного героя многими личными качествами.
Также роман является философским, так как в нём уделено много внимания размышлениям на серьезные темы. Большой интерес произведение представляет и с исторической точки зрения – в нём подробно, без прикрас описан целый исторический пласт в истории большой страны.
Не стоит отрицать и тот факт, что «Доктор Живаго» – это глубоко лиричный роман в стихах и прозе, в котором много места занимают символы, образы, метафоры.
Произведение относится к направлению реализм, так как в нём воспроизведена историческая эпоха, переломная для России. Но эпоха модернизма наложило свой отпечаток на произведение. Стихи Юрия Живаго демонстрируют новаторство Пастернака.
Вторая книга
Часть 8
Часть 9
Зимой Юрий начал вести записи. Вскоре Живаго заметил, что Тоня беременна.
Увидев Живаго на улице, Лариса пригласила его к себе в квартиру. Юрий рассказал ей, как они с семьей добирались на Урал, о своей встрече со Стрельниковым. Лариса рассказала, что Галиуллин « преважною шишкой оказался при чехах » и с его помощью она многим спасла жизни. Антипова призналась, что Стрельников – это ее муж Паша, но она все равно гордилась им.
Живаго начал регулярно бывать у Ларисы. Через два месяца он впервые остался у Антиповой, соврав Тоне, что заночевал на постоялом дворе. Как-то, когда Юрий ехал к Ларисе, его на дороге остановили трое вооруженных и мобилизовали.
Части 10 – 11
« Юрий Андреевич второй год пропадал в плену у партизан ». Он вместе с ними совершал переходы. Юрий трижды пытался сбежать, но все окончилось его поимкой. « Ему мироволил партизанский начальник Ливерий Микулицын ».
Часть 12
« Доктору отказывали в перевозочных средствах », было сложно с лекарствами. Настала морозная зима, в лагере у людей началась цинга. Ливерий сказал Живаго, что « гражданская война окончена. Колчак разбит наголову ». Живаго задумался о том, что « изуверства белых и красных соперничали по жестокости ». Думая о близких, о Ларе, ночью Живаго ушел из лагеря.
Часть 13
« Исхудалый, давно не мывшийся » с котомкой за плечами и палкой, в обносках с чужого плеча, Юрий Живаго приехал в Юрятин. Доктор направился к дому Лары. Он нашел записку, адресованную ему: Лара с Катенькой поехали в Варыкино. С обратной стороны бумаги было написано:« О ваших ты знаешь. Они в Москве. Тоня родила дочку ». Живаго остановился в квартире Лары.
Живаго поел и заснул. Между провалами в сон он осознавал, что болен, но не мог даже подняться с постели, тут же засыпал снова. Однажды он очнулся на чистой постели – раздет и умыт, около него сидела Лара.
« Юрий Андреевич быстро поправлялся. Его выкармливала, выхаживала Лара своими заботами ». « Их любовь была велика ». Лара считала, что он непременно должен вернуться к семье. Она рассказала, что Стрельников бежал и скрывается: ему как беспартийному теперь грозила опасность.
Живаго поделился с Ларой, что Комаровский был юрисконсультом его отца миллионера. Комаровский спаивал Живаго, довел его до банкротства и толкнул его к самоубийству.
Лара призналась, что все еще любит Антипова. Если бы он стал прежним Пашенькой, она бы все бросила и вернулась к нему.
Живаго принесли письмо от Тони, которое едва не затерялось. Она писала, что назвала их дочь Машей, что многих общественных деятелей и профессоров, в том числе их семью, высылают за границу.
Часть 14
В Юрятин приехал Комаровский и сообщил, что Лариса, Живаго и Стрельников в смертельной опасности. Он предложил отвезти их во Владивосток, откуда Юрий морем сможет добраться к своим, но Юрий не согласился. Живаго заметил, что Лариса беременна.
Юрий и Лара с Катей переехали в Варыкино. Они остановились в доме Микулицыных. Было видно, что в доме кто-то недавно жил. Живаго по ночам снова стал писать, записал « Рождественскую звезду », « Зимнюю ночь », другие стихотворения.
В Варыкино приехал Комаровский. Он сказал Живаго, что Стрельникова казнили. Чтобы Лара согласилась уехать с Комаровским, Юрий соврал ей, что присоединится к ним позже.
Оставшись один, Юрий « медленно сходил с ума ». « Он запустил дом, перестал заботиться о себе, превращал ночи в дни и потерял счет времени ». В один из дней к нему забрел Стрельников, он оказался жив. Они проговорили несколько часов. Стрельников признавался Юрию в своих преступлениях, вспоминал Лару, размышлял о революции. Юрий сказал, что Лара его все еще любит, это произвело сильное впечатление на Павла. Стрельников остался ночевать у Живаго. Утром Юрий нашел его недалеко от крыльца в снегу: Павел застрелился.
Часть 15
Восемь или девять последних лет жизни перед смертью Живаго « все больше сдавал и опускался, теряя докторские познания и навыки и утрачивая писательские ». Обострилась его болезнь сердца. « Он пришел в Москву в начале нэпа ». После очередной смены жилья Юрий забросил медицину, стал бедствовать.
Как-то, зайдя к жившему недалеко Гордону, Живаго рассказал, что начал получать письма из Парижа от Тони. Утром после разговора к Гордону прибежала Марина – Юрий пропал. Через три дня от Живаго пришли письма, что он хочет побыть в одиночестве. Вскоре он прислал Марине крупную сумму денег.
Все это время Живаго жил рядом, ему помог брат Евграф, который также посодействовал в приеме доктора на хорошую службу. В день, когда Юрий ехал в Боткинскую больницу, в трамвае ему стало плохо. Живаго вышел и тут же упал на мостовой. « Скоро установили, что он больше не дышит и сердце у него не работает ». Среди людей, пришедших на похороны, были Евграф и случайно зашедшая Лариса (прощание с покойным происходило в бывшем доме Антиповых). Евграф рассказал Ларисе, что ее муж Антипов на самом деле не был казнен, а застрелился. Лариса просила помочь разыскать ее второго ребенка.
« Лариса Федоровна провела несколько дней в Камергерском », начала помогать Евграфу с разбором бумаг Юрия. Как-то Лариса ушла и не вернулась: видимо, ее арестовали, и она умерла где-то в концлагере.
Часть 16
Летом 1943 года « после освобождения Орла » в войсковую часть вернулся младший лейтенант Гордон. Бельевщица Таня, девушка-сирота, во время разговора со ставшим генерал-майором Евграфом Живаго рассказала свою историю, чем сильно заинтересовала мужчину. Он обещал ей помочь. Гордон по рассказу Тани понял, что это внебрачная дочь Лары и Юрия, которую женщина оставила на железнодорожном разъезде сторожихе.
Прошло пять или десять лет, Гордон с Дудоровым сидели в Москве, перелистывая составленную и напечатанную Евграфом тетрадь Юрьевых писаний. « Состарившимся друзьям казалось, что эта свобода души пришла », что они вступили в « будущее » и « отныне в нем находятся ».
Следующая цитата
Роман «Доктор Живаго» Пастернак написал в 1945—1955 годах. Структура произведения строится по принципу кинематографического монтажа. Книга дополнена стихотворениями главного героя – Юрия Живаго. В романе Пастернак изобразил жизнь русской интеллигенции в сложнейший исторический период – от начала ХХ века до Великой Отечественной войны. В центре внимания автора вопросы жизни и смерти, любви, религии, революции.
На сайте вы можете читать онлайн краткое содержание «Доктора Живаго» по главам и частям. Пересказ будет полезен для подготовки к уроку русской литературы, для читательского дневника.
Опыт работы учителем русского языка и литературы - 27 лет.
Первая книга
Часть 1
Умерла мать мальчика Юры, Марья Николаевна Живаго. После похорон воспитанием мальчика занялся дядя Николай Николаевич Веденяпин. Отец Юры давно бросил сына и жену. Мать говорила мальчику, что его отец в Петербурге, но на самом деле мужчина ездил по Сибири и за границу, кутил и размотал их миллионное состояние. Из богатой состоятельной семьи они стали бедными.
В поезде в Москву ехал со своим отцом, присяжным поверенным Гордоном, гимназист Миша Гордон. По дороге из поезда выбросился самоубийца: как заключили, он был пьян. Покойный не раз заходил к Гордонам в купе, рассказывал о двух своих семьях, сыновьях. Но за ним то и дело приходил его юрист – наглый адвокат, и уводил его пить дальше.
Часть 2
Как-то у знакомых в Каретном были именины. Амалия заболела и отпустила Комаровского с Ларой. После праздника Лара всю дорогу домой шла « как невменяемая » и только дома поняла, что случилось. « Теперь она — падшая ». « Он был её проклятием, она его ненавидела ». Их связь оставалась тайной.
Осенью на железных дорогах московского узла проходили забастовки. В семье Тиверзиных после одной из забастовок поселился Патуля Антипов – сын арестованного Павла Ферапонтовича Антипова. Мать Патули попала в больницу с тифом.
« Были дни Пресни ». Семья Гишар оказалась в полосе восстания. Среди дружинников были знакомые Лары – Ника Дудоров и « реалист » Паша Антипов. Уже тогда Патуля влюбляется в девушку. Чтобы не оказаться под обстрелом, семья Лары перебралась в гостиницу.
Николай Николаевич поселил Юру в профессорской семье Громеко, где также жили товарищ и одноклассник Юры гимназист Гордон и дочь хозяев Тоня Громеко. Отец Тони, Александр Александрович Громеко, был профессором химии в Петровской Академии, был женат на Анне Ивановне.
Как-то Александра Александровича вызвали в гостиницу, и он взял Юру и Мишу с собой. Оказалось, что плохо стало Амалии Карловне: она пыталась отравиться. Мальчики стали свидетелями того, как переглядывались между собой некая девочка (это была Лара) и взрослый мужчина:« словно он был кукольником, а она марионеткой ». Когда мальчики вышли из гостиницы, Миша сказал Юре, что это « тот самый, который спаивал и погубил твоего отца ».
Часть 3
Дети скоро должны были окончить учебу. « Юра кончал медиком, Тоня — юристкой, а Миша — филологом по философскому отделению ». Еще в гимназии Юра начал писать стихи.
У Анны Ивановны было воспаление легких, ее состояние ухудшилось. Как-то, во время приступа кашля женщина сказала бросившимся к ней на помощь Юре и Тоне, чтобы они обязательно поженились.
Весной 1906 года шесть месяцев связи с Комаровским « превысили меру Лариного терпения ». Девушка устроилась в семью Кологривовых воспитательницей, тайно помогала деньгами Паше. Через несколько лет ей пришлось одолжить у Кологривовых крупную сумму денег, чтобы помочь брату.
Лара решила начать новую жизнь и отдать долг Кологривовым, попросив деньги у Комаровского. Лара зашла к Паше. Они беседовали в темной комнате, при свете свечи, рождественской ночью. Лара сказала, что у нее затруднения, поэтому они должны срочно повенчаться.
После случая у Анны Ивановны Юра и Тоня « словно прозрели и взглянули друг на друга новыми глазами ». По дороге на елку к Светницким, когда они проезжали по Камергерскому, Юра обратил внимание на « протаявшую скважину в ледяном наросте одного из окон », сквозь которую просвечивал огонь свечи. « Свеча горела на столе. Свеча горела… » — шептал Юра про себя. Это была свеча в комнате Паши и Лары.
На елке у Светницких была и Лара, и Комаровский. Неожиданно раздался выстрел: Лара стреляла в Комаровского, но не попала. « Юра обомлел, увидав ее. — Та самая! И снова этот седоватый ».
Неожиданно за Юрой и Тоней приехали из дома. « Они уже не застали Анну Ивановну в живых ». Она умерла от удушья из-за отека легких.
Часть 4
После случившегося Лара сильно заболела, была в бреду. Комаровский снял ей комнату. Когда Лара выздоровела, они с Пашей повенчались. После венчания Лара рассказала Паше всю свою историю. Лара и Паша блестяще закончили обучение и оба получили предложение работать в одном городе на Урале.
« Была вторая осень войны ». Юре, которого теперь звали доктор Живаго, его жена Антонина Александровна родила сына.
Антиповы жили в Юрятине, у них появилась дочь Катя. Лара работала в женской гимназии. Павел Павлович также преподавал в гимназии, попутно самостоятельно овладел точными науками. Его тяготили отношения с женой, поэтому он решил поступить в военное училище в Омск. После досрочного окончания училища Антипова сразу отправили в действующую армию. Лара сдала экзамен на звание сестры милосердия, отвезла дочь в Москву к знакомой, а сама « поступила сестрой на санитарный поезд, отправлявшийся через город Лиски в Мезо-Лаборч », чтобы отыскать Антипова.
На фронт, в лазарет, в котором служил Живаго, приехал Гордон. « В эти дни фронт зашевелился ». Был взят в плен прапорщик Антипов. Документы Антипова попали к Галиуллину. Ночью деревня оказалась под обстрелом. Живаго отправил Гордона с первым эшелоном.
Юрия ранило – « его свалила с ног воздушная волна разрыва и ранила шрапнельная пулька ». Живаго лечился в эвакуационном госпитале в Мелюзеевом. С ним в одной палате находился Галиуллин. Медсестрой, ухаживавшей за ними, была Лара. Галиуллин сообщил Ларе, что Антипов в плену и передал ей его вещи.
Гордон и Дудоров выпустили без разрешения Живаго его книгу, ее хвалят и прочат « большую литературную будущность ».
Часть 5
По мере выздоровления Юрий начал готовиться к отъезду. По дороге в Москву Живаго тревожили мысли о Тоне, родном доме, о революции, о сестре Антиповой.
Часть 6
Приехав в Москву, Юрий Андреевич сразу отправился домой. Живаго впервые видел сына: Саша родился, когда мужчину призвали. Антонина сказала, что из Швейцарии приехал Николай Николаевич. Юрий был очень рад дяде, им было о чем поговорить: « встретились два творческих характера, связанные семейным родством ».
« Прошел август, кончался сентябрь. Нависало неотвратимое ». « Люди в городах были беспомощны ». На улицах города велись бои, нередко ранили случайных прохожих. Та зима была тяжелая, « темная, голодная и холодная ».
Живаго вызвали на дом помочь женщине, больной тифом. Вскоре он сам заболел тифом и находился в бреду две недели. Чтобы Юрий быстрее поправился, Тоне помогал сводный брат Юрия – Евграф Живаго.
« В апреле того же года Живаго всей семьей выехали на далекий Урал, в бывшее имение Варыкино, близ города Юрятина ».
Часть 7
Последние дни марта. Семья Живаго ехала в товарном вагоне: пассажирских не было. Поезд часто останавливали среди поля, проверяли документы. По пути на одной из станций Живаго лично встретился с беспартийным комиссаром Стрельниковым, которому за жестокость молва дала прозвище « Расстрельникова ».
Главные герои
- Юрий Андреевич Живаго – главный герой произведения, доктор, поэт, писатель.
- Живаго Антонина Александровна (Тоня Громеко) – первая жена Юрия, юрист; у них были общие дети: сын Саша и дочь Маша.
- Лариса Антипова – жена Антипова, вторая незаконная жена Юрия Живаго; учитель в гимназии, а затем сестра милосердия.
- Павел (Паша, Патуля) Антипов (Стрельников) – первый и законный муж Ларисы Антиповой, ставший революционным комиссаром.
- Гордон Михаил – одноклассник и друг Юрия Живаго.
- Комаровский Виктор Ипполитович – московский адвокат, юрисконсульт отца Юрия Живаго; знакомый Гишар и Ларисы.
Другие персонажи
Краткое содержание
Заключение
В романе «Доктор Живаго» Пастернак подробно изобразил сложный, витиеватый жизненный путь творческой личности – врача и писателя Юрия Живаго. Читатель становится свидетелем его нелегкой судьбы, становления его как личности и поэта, изменения его отношения к процессам в истории того периода. Если в начале книги Живаго воспринимал революцию как нечто «евангельское», то затем он понял, что революция внесла новую, кровавую, основанную на насилии мораль, в которой нет стремления к любви и состраданию.
Советуем не ограничиваться кратким пересказом «Доктора Живаго», а прочесть полный вариант романа Бориса Пастернака.
Следующая цитата
513.6к Федорченко И. В. Москва Запись на консультацию Написать ПодписатьсяГлавные герои
Юрий Андреевич Живаго — основной персонаж романа. В начале произведения талантливый молодой человек, из-за жизненных обстоятельств, живущий в приемной семье. В середине романа Юрий — писатель, поэт и хороший доктор. Став взрослым, он женится, у него появляются дети, но настоящей любовью для него остаётся смелая и красивая Лариса. С развитием сюжета читатель наблюдает как Юрий ищет себя и своё предназначение в мире. На долю героя выпадает много разлук, страданий, плен и война.
Антонина Александровна Живаго (Громеко) — толерантная женщина из богатой профессорской семьи. По профессии юрист, является женой Юрия Живаго, с которым знакома с детства. Дама снисходительна и относится к своей жизненной судьбе по-философски. Тоня почти в одиночку воспитывает двоих детей. Спокойно воспринимает измены мужа и мужественно переносит все тягости жизни. К концу романа уезжает заграницу.
Лариса Фёдоровна Антипова — жена Антипова, также является второй незаконной женой Юрия Живаго. В 16 лет вступила в любовные отношения с любовником матери — это нанесло незаживающую рану её душе. Умная, красивая, смелая женщина. Прошла через множество жизненных испытаний: тайная любовь с Юрием Живаго, жизнь с революционером, разлука с дочерью, постоянный страх быть арестованной. В начале карьеры она работала учителем в гимназии, а после решила стать сестрой милосердия.
Павел Антипов-Стрельников — первый законный муж Ларисы. Образованный, волевой и отважный человек. Сначала работает учителем, как и его жена. Потом уходит добровольцем на фронт, где не может определиться, на чью сторону встать: красных или белых. В итоге он становится комиссаром. Долго находится в бегах. По возвращению узнаёт об отношениях Ларисы и Юрия, кончает жизнь самоубийством.
Виктор Ипполитович Комаровский — богатый и влиятельный адвокат, но подлый и развратный человек. Склонил к отношениям юную Ларису и тем ранил её неокрепшую душу. Довёл отца Юрия Живаго до самоубийства из-за банкротства. Везде и всегда искал выгоду.
Евграф Андреевич Живаго — сводный младший брат Юрия Живаго. Сын княгини. Молодой человек часто оказывается рядом в трудную для Юрия минуту и становится для него неким ангелом хранителем. В конце романа Евграф уже генерал-майор. И именно он берёт на себя опеку над дочерью Юрия, оставленной Ларисой в раннем детстве.
Второстепенные персонажи
Николай Николаевич Веденяпин — дядя Юрия, приютивший мальчика после смерти матери.
Алексей и Анна Громеко — родители Тони. Светлая и доброжелательная супружеская чета, благословившая брак Тони и Юрия.
Лаврентий Михайлович Кологривов — талантливый предприниматель, жалевший Ларису и пристроивший её в свою семью воспитательницей.
Серафима Филипповна Кологривова — супруга Лаврентия Михайловича
Липа Кологривова — младшая дочь в семье Кологривовых, воспитанница Ларисы.
Надя Кологривова — старшая дочь в семье Кологривовых
Андрей Живаго — отец Юрия и Евграфа, после смерти жены много пил, обанкротился (не без помощи Комаровского) и покончил с собой.
Мария Николаевна Живаго — мать Юры. С её похорон начинается роман.
Татьяна Безочередева — дочь Юры и Ларисы. Комаровский отдал новорожденную Таню в семью сторожихи железнодорожной станции Марфы, пока Лариса была в послеродовой горячке, вроде как на время, а получилось — навсегда.
Иннокентий Дудоров (Ника) — приятель Юрия Живаго.
Амалия Гришар — француженка, мать Ларисы.
Ливерий Аверкиевич Микулицын — дедушка Тони.
Марина Щапова — дочь дворника, служившего в семье Громеко. Самоотверженная и терпеливая
молодая женщина. Третья и последняя гражданская жена Юрия. Родила ему двух дочерей.
Маркел Щапов — вечно пьяный дворник семьи Громеко, который с приходом советской власти занял чиновничий пост.
Михаил Гордон — друг Юрия, тоже воспитанник семьи Громеко. Во взрослой жизни профессор, побывал в ГУЛАГе, воевал на фронте Второй Мировой Войны.
Ольга Дёмина — подруга Ларисы в молодости.
Шура Шлезингер — подруга Анны Громеко.
Анфим Ефимович Самдевятов — влиятельный человек, поддерживал большевиков, юрист. Дружил с семьёй Живаго.
Павел Антипов-старший — рабочий-железнодорожник, отец Павла (того самого, что был мужем
Ларисы и революционером Стрельниковым). Отбыл срок на каторге на Урале. После революции — уважаемый человек.
Киприян Тиверзин — машинист, революционер, товарищ Антипова-старшего.
Читайте также: