Характеристика героев после бала толстой таблица с цитатами

Обновлено: 24.11.2024

Рассказ «После бала» бала описывает события, произошедшие в течение одного дня, но успевшие за столь короткий срок поменять жизнь рассказчика. Что же за чувства в рассказе «После бала» испытывал герой?

Полковник Пётр Владиславович

Образ заботливого родителя и прекрасного семьянина. Позиционирует себя как истинный христианин, который всячески угождает Богу, но также служит державе и государю. Наиболее точно его характеризует абсолютное безразличие к нравственному постулату христианства, по которому должно относиться к другим так, как бы им хотелось, чтобы относились к ним. Примером духовной слепоты вояки является его безмерная любовь к дочери и звериная ненависть к простым солдатам.

Чувства героя во время бала

Во время бала герой чувствует себя окрыленным: вокруг него чудесные веселые люди, прекрасная девушка, в которую он влюблен, ее заботливый и трогательный отец. Он чувствует себя «пьяным от любви» и абсолютно счастливым. Рассказчика поражает отец возлюбленной. Это мужчина в возрасти примерно 50 лет, ухоженный и статный полковник. Видно, что он безумно любит свою дочь и гордится ею. Девушка грациозна и красива, кроме того она одета в модный наряд. Отец не скупится на одежду дочери, хотя сам старается экономить на себе. Несмотря на то, что он одет опрятно и ухожено, сам он одевается очень скромно. Особенно рассказчику бросаются в глаза его старомодные и самодельные сапоги. Этот факт его очень умиляет, ведь такие теплые отношения между родственниками можно встретить не часто. Иван Васильевич считает полковника образцом для подражания!

Чувства героя после бала

Однако чувства героя меняются на противоположные уже на следующее утро. Он долго не мог заснуть и решил прогуляться. Совершенно случайно он встречает полковника, который находится при исполнении. И теперь перед нами предстает не идеальный отец семейства, а жестокий и бездушный военный. Он наблюдает за наказанием татарина а потом сам бьет солдата, который, как ему показалось, плохо исполнял наказание. Героя настолько поразила эта метаморфоза, что ему стало плохо физически, он почувствовал тошноту. При этом рассказчик не хочет никого осуждать. Он пытается разобраться в причинах таких изменений. Скорее всего полковника сделала таким безжалостная система, когда физическая сила решала, кто прав , а кто нет.

Следующая цитата

Спецификой творчества русского классика Л. Н. Толстого являются неизменные поиски нравственности. Он задавался вопросом предназначения человека. В рассказах Толстого красной нитью проходит тема взаимоотношений между людьми. Философская ориентация его произведений затрагивает эти вопросы и обнажает их суть. Наиболее остро это чувствуется в работах созданных после духовного кризиса. Рассказ «После бала» заслуживает особого внимания. План будущего рассказа был создан как черновик дневниковой записи. Конечный же вариант был утвержден писателем в конце августа 1903 года.

Краткая характеристика героев «После бала»

Варенька

Образ девушки в рассказе играет скорее второстепенную роль. Варенька — молодая девушка, в которую влюблен Иван Васильевич. Она единственный ребенок в семье. Варенька имеет хорошее образование, увлекается чтением, в совершенстве владеет французским языком. На балу зарождается любовь девушки и главного героя. Но после бала у него пропала любовь к этой особе. Варенька выходит замуж за другого, и сохраняет свою привлекательность до преклонных лет.

Главные герои

Второстепенные персонажи

Следующая цитата

Опыт работы учителем русского языка и литературы - 27 лет.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением После бала.

Год написания – 1903 год.

История создания – В основе сюжета лежит реальная история, случившаяся с братом писателя. Тот, будучи влюблённым в дочь военного начальника, собирался сделать девушке предложение. Однако передумал, когда стал свидетелем чрезвычайной жестокости её отца по отношению к солдату.

Тема – Главная тема произведения – нравственность, которая в полной мере раскрывает проблематику устройства общества в царской России.

Композиция – Композиция построена на антитезе – противопоставлении сцены бала и сцены наказания беглого солдата.

Жанр – Рассказ.

Направление – Реализм.

История создания

Рассказ «После бала» Лев Николаевич написал в 1903 году, однако опубликован он был уже после смерти писателя, в 1911 году. За основу сюжета Толстой взял историю родного брата, Сергея Николаевича, которой тот поделился с ним в молодости.

Сергей Толстой был страстно влюблен в Вареньку – очаровательную девушку, чей отец занимал пост военного начальника. Намерения молодого человека были достаточно серьёзны, и он собирался связать себя узами брака со своей возлюбленной. Однако этим планам не суждено было сбыться. Сергей Толстой случайно стал свидетелем жестокого обращения своего будущего тестя с беглым солдатом. Зрелище расправы над несчастным настолько сильно потрясло молодого человека, что тот в одночасье передумал жениться.

Лев Николаевич был потрясен услышанной историей, однако изложил её на бумаге он лишь годы спустя. Не сразу он смог определиться и с названием своего произведения, подвергая критике каждый из вариантов. Среди них были «Отец и дочь», «Рассказ о бале и сквозь строй», «А вы говорите…».

Смысл названия «После бала» заключается в неоднозначности и противоречивости жизни. После ярких огней бала люди оказываются лицом к лицу с реалиями действительности. За внешним великолепием и лоском скрывается неоправданная жестокость и заскорузлость человеческих сердец, и смириться с этим фактом дано не всем.

Посмотрите, что еще у нас есть:

для самых рациональных -

для самых нетерпеливых -

для самых компанейских -

для самых занятых -

для самых крутых -

Произведение, несмотря на небольшой объем, в полной мере раскрывает проблематику нравственного и философского характера, которая всегда была близка Льву Николаевичу.

Центральная тема «После бала» – нравственность. Автор ставит перед читателем вопросы: что представляют собой честь, достоинство, порядочность, справедливость? На протяжении многих поколений они волновали и продолжают волновать русское общество.

В основе конфликта произведения лежит двойственная природа полковника. Это статный, красивый, зрелый мужчина, привлекающий к себе внимание моложавостью и военной выправкой. Аристократичная сущность его подчеркивается безукоризненными манерами, красивой речью и приятным голосом. Полковник с легкостью мог расположить к себе кого угодно – настолько милым и любезным он показал себя во время бала.

Но уже ранним утром всё это благодушие было сорвано, словно маска, во время процедуры наказания беглого солдата. Варенькин отец предстает грозным, жестоким начальником, способным на самый ужасный поступок.

Влюбленный в Вареньку главный герой, став свидетелем этого перевоплощения, уже не в состоянии по-прежнему испытывать светлые чувства к девушке. Зрелище бесчеловечной казни солдата навсегда меняет его мировоззрение. Он приходит к выводу, что не в состоянии быть сопричастным этому злу, и отказывается от своего личного счастья.

Основная мысль произведения – разоблачение фальши и напускного благодушия человека, за которым скрывается жестокость по отношению к людям, находящимся в зависимом положении. Если нет возможности изменить этот мир к лучшему и победить зло, то каждый человек способен сделать осознанный выбор – принимать участие или нет в этом зле. Быть честным по отношению к себе – вот чему учит произведение Толстого.

Композиция

Сюжет рассказа укладывается в рамки одних суток, круто перевернувших всю жизнь главного героя. Композиция произведения представляет собой «рассказ в рассказе», и состоит из нескольких частей: экспозиции (диалог, подводящий к описываемым событиям), завязки (сцена бала), кульминации (сцена наказания солдата) и развязки (заключительная реплика рассказчика).

Главной особенностью композиции является противопоставление двух основных частей: бала и наказания солдата. Поначалу читатель открывает для себя всю прелесть сверкающего бала – настоящего праздника любви, красоты и молодости. Легкий и искристый, словно брызги шампанского, он кружит голову и увлекает.

Но уже на следующее утро взору читателя открывается совсем иная картина. На фоне сгущающихся темных красок и под аккомпанемент надрывной, бьющей по нервам музыки происходит жестокое наказание солдата. Столь резкий контраст в качестве художественного средства как нельзя лучше помогает раскрыть основную идею произведения.

Иван Васильевич

Беглый татарин

Солдата наказывают за побег. Его наказание заключается в 1500 ударах шпицрутенами. Процесс наказания сопровождается барабанной дробью и звуками флейты. Татарин мучается от жуткой боли и просит сжалиться над ним. Но полковник как и солдаты глух к его мольбам. Кожа на спине провинившегося сильно повреждена. Человек идет босыми ногами по растаявшему снегу, и взгляд его просит пощады.

Портреты героев в совокупности отражают взгляд на вещи самого автора. Иллюстрируют его непримиримую позицию относительно человеческого ожесточения. Экзекуцию контролирует полковник и зорко следит за исполнением наказания. Весь его вид демонстрирует жестокость в отношении с подчиненными. Он вымещает свою злость не только на провинившемся, но и на солдатах, которые стоят в строю и приводят наказание в исполнение.
Описание событий автор ведет от имени главного героя, который рассказывает два случая из собственной жизни, что произошли с его участием в период студенчества. Основной идеей здесь выступает то, что решающим моментом в судьбе любого человека выступает не окружение, а обстоятельства.

Главные герои

О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «После бала».

Прозаическое произведение «После бала» написано в жанре рассказа. Об этом свидетельствует небольшой объем, 2–3 героя, показан один случай из жизни одного героя. Поскольку произведение имеет форму «рассказ в рассказе», в нём описаны две эпохи – 40-е годы XIX века, и закат XIX столетия. Данный прием, используемый автором, призван показать читателю, что за это время проблемы в обществе никоим образом не изменились.

Рассказ реалистический, поскольку в его основу положен реально произошедший жизненный случай, который сквозь призму переживаний главного героя отражает слабые стороны социума.

Следующая цитата

Рассказ Л.Н. Толстого «После бала» — небольшое по объему, но глубокое произведение, затрагивающее нравственные вопросы социального неравенства, влияния среды на личность человека.

Читательский дневник содержит краткий эмоциональный отклик на прочитанное.

1. Время и место сюжета

Рассказ написан в начале 20 века (в 1903 году), действие происходит в 40-х годах 19 века.

Место действия – Москва.

2. Главные герои и их характеристика

Иван Васильевич – рассказчик и главный герой, участник истории на балу и после него; читатель видит, как он очаровывается, а позже разочаровывается.

Варенька – любимая девушка Ивана, чистый светлый образ, источник любви и вдохновения для героя.

Полковник, Петр Владиславович - отец Вареньки, командующий расправой над солдатом; уважаемый член общества, блестящий военный.

Татарин - беглый солдат, подвергнутый наказанию; собирательный образ всего простого народа.

3. Краткий пересказ рассказа

Иван Васильевич вспоминает эпизод из своей молодости, который перевернул его жизнь. Он случайно увидел сцену наказания беглого солдата, проводимую полковником – отцом девушки, которую он любил. Жестокость происходящего заставила молодого человека пересмотреть свои взгляды на службу и повлияла на его любовь.

4. Главная мысль, чему учит произведение

Человек может сопротивляться влиянию среды, если оно противоречит его нравственным ценностям. Нужно уметь видеть дальше сословных рамок, никогда не терять человечности и доброго отношения ко всем людям.

5. Вывод и своё мнение

То, что герой не мог по-прежнему относиться к Вареньке после бала и сцены наказания – это логично. Девушка не виновата в этой ситуации, она, скорее всего, никогда и не видела таких зверских наказаний. Но она росла в семье, в которой принято простой народ не считать за людей.

Герой мог бы жениться и войти в семью, нравственные ценности которой не совпадали с его ценностями. Это выглядело бы так, будто он одобряет подобное.

Но герой не мог закрыть глаза на случившееся. Я поддерживаю героя: он правильно сделал, что не стал служить государству, которое допускает такие бесчеловечные вещи.

6. Система образов произведения

Образы строятся на контрасте: красота Вареньки и мучения татарина, жесткое поведение полковника – и то, как татарин умоляет пощадить.

Автор использует сравнения и эпитеты для усиления контраста.

Образ Ивана - нейтральный, он наблюдает и пытается дать нравственную оценку происходящему.

7. Словарь незнакомых слов

Шпицрутен – орудие телесного наказания, железные или деревянные прутья длиной 1,5 м, а диаметром около 1-2 см.

Дагерротипный портрет - предок фотографии, первые попытки запечатлеть человека с помощью фотопроцессов.

Камергер – почетное придворное звание старшего ранга.

Фероньерка – украшение в виде обруча для головы, украшенное драгоценными камнями.

Унтер-офицер – младший командир в царской армии.

Пюсовое (платье) – красного цвета с коричневым оттенком (цвет раздавленной блохи).

Штрипки - пришитые к низу брюк полоски ткани, которые позволяют держать брюки в натянутом виде, закрепляются под подошвой обуви.

8. Понравившиеся цитаты

«Чем сильнее я был влюблен, тем бестелеснее становилась для меня она. Вы теперь видите ноги, щиколотки и еще что-то, вы раздеваете женщин, в которых влюблены, для меня же […] на предмете моей любви были всегда бронзовые одежды».

(Иван Васильевич о любви)

«Вот вы говорите, что человек не может сам по себе понять, что хорошо, что дурно, что все дело в среде, что среда заедает. А я думаю, что все дело в случае».

(Иван Васильевич о влиянии на личность)

«…в моей душе любовь к Вареньке освободила всю скрытую в моей душе способность любви. Я обнимал в то время весь мир своей любовью».

(Иван Васильевич о способностях к любви и состраданию)

«Мне было до такой степени стыдно, что, не зная, куда смотреть, как будто я был уличен в самом постыдном поступке, я опустил глаза и поторопился уйти домой».

Читайте также: