Характеристика героев царь рыба с цитатами

Обновлено: 24.11.2024

В произведении Астафьева “Царь-рыба” герои – сибиряки, выросшие и живущие в единстве, но не в гармонии с природой. Образы рыбаков во многом похожи, автор остро поднимает проблему – эти люди берут от природы больше, чем им необходимо. Главный герой “Царь-рыба” – Зиновий Игнатьич – в опасной ситуации, когда его силы тают, вспоминает слова своего деда, который учил относиться к природе правильно, как к живому существу. Это спасает героя, он переосмысливает свою жизнь и получает шанс всё изменить.

Следующая цитата

Повесть «Царь-рыба» Астафьев написал в 1976 году. В ней автор раскрывает темы противостояния человека и природы, отношений индивида и общества. Произведение вошло в книгу Астафьева «Царь-рыба», включающую эту и другие повести и рассказы писателя.

В повести поднимаются важные темы потребительского отношения людей к природе, ответственности человека перед окружающим миром.

На сайте можно читать онлайн краткое содержание «Царь-рыба» по главам. Пересказ подойдёт для читательского дневника, подготовки к уроку литературы.

Опыт работы учителем русского языка и литературы - 27 лет.

Главные герои

  • Зиновий Игнатьич – рыбак, «сибиряк» , работал на пилораме наладчиком пил и станков; был женат.
  • Царь-рыба – большой осетр, который попался Игнатьичу.
  • Командор – «грозный чеченец» , «капитан» , младший брат Игнатьича.

Краткое содержание

В поселке Чуш у реки Енисей жил рыбак Игнатьич. К младшему брату Командору и чушанцам он относился «с некой долей снисходительности и превосходства» . Игнатьич любил «поковыряться в технике» , «дабы постигнуть ее существо» , поэтому люди звали его «механиком» .

Игнатьич плавал на моторной лодке «дюральке» , выкрашенной белой и голубой краской. Всегда выглядел аккуратно, пил «с умом» . Со всеми общался вежливо, помогал рыбакам чинить лодки. «Ловил Игнатьич рыбу лучше всех и больше всех, и это никем не оспаривалось, законным считалось» . Ему никто не завидовал, кроме «младшего Утробина» , который был с «гнильцой самолюбия» и «всю жизнь чувствовал себя на запятках у старшего брата» . Братья давно «отурились друг от друга» и встречались только по крайней надобности или на реке. Командор вытеснил самолова брата с рыбного места на «Золотую каргу» , однако и на этом месте у Игнатьича ловилась отборная стерлядь. Как-то среди реки Командор едва со злости не застрелил брата. Игнатьич в свою очередь вспомнил, как их мать жалела, что не задушила брата еще маленьким подушкой. Командор поклялся «очесливого братца и осадой, измором, нахрапом ли выжить его с реки или загнать в такой угол, где ерш – и тот не водится» .

Узнав о случае на реке, жена Командора заставила пойти попросить у Игнатьича извинения. Командор попытался оправдаться перед братом тем, что был пьян. Игнатьич напомнил, что за пьянство Командора могут снять с должности капитана. Эти слова сильно разозлили Командора.

«В студеный осенний морок вышел Игнатьич на Енисей, завис на самоловах» . Собирая пойманное, он почувствовал: на самолов попалась «крупная рыбина» . Игнатьич был браконьером, поэтому «больше смерти бойся рыбнадзора – подкрадется во тьме, сцапает – сраму наберешься, убытку не сочтешь, сопротивляться станешь – тюрьма тебе» . Борясь с рыбиной, Игнатьич напряженно следил за проплывающими мимо сначала грузовой самоходкой, а затем «грустным корабликом» .

По всем повадкам рыбы Игнатьич понял, что попался осетр. За кормой «взбурлило грузное тело рыбины» . «Что-то редкостное, первобытное было не только в величине рыбы, но и в формах ее тела <…> на доисторического ящера походила рыбина» . Игнатьич удивлялся тому, что «на мормыше, на козявках и вьюнцах» вырос «этакий боровище» .

«Долгожданная, редкостная рыба вдруг показалась Игнатьичу зловещей» . Он осветил рыбину фонариком. «Из воды, из-под костяного панциря, защищающего широкий, покатый лоб рыбины, в человека всверливались маленькие глазки <…> без век, без ресниц, голые, глядящие со змеиной холодностью» . Осетр висел на шести крючках, Игнатьич добавил еще пять – рыба даже не дрогнула.

«Все хапуги схожи нутром и мордой!» . «Чалдонская настырность, самолюбство, жадность» ломали, корежили, раздирали на части Игнатьича. Он не решался идти к берегу, но и упускать рыбу не хотел: «Царь-рыба попадается раз в жизни, да и то не всякому Якову» . Вспомнилось Игнатьичу, как дедушка рассказывал, что лучше отпустить Царь-рыбу, «перекреститься и жить дальше» . Но рыбак отбросил эти мысли и со всего маху ударил обухом топора рыбу в лоб, но удар прошелся вскользь. Неожиданно рыба резко «вертанулась» , ударилась о лодку, река за бортом взорвалась и Игнатьича оглушило. Он хлебнул воды и начал тонуть. Рыбака тянуло за ногу в глубину, «рыба продолжала биться, садить в себя и в ловца самоловные уды» .

Игнатьич подплыл к лодке, но не смог забраться в нее, потому что «в ноги воткнулось еще несколько уд спутанного самолова» . «Очумелая рыба <…> садила в себя крючок за крючком, и ловца не облетало» .

«Господи! Да разведи ты нас! Отпусти эту тварь на волю! Не по руке она мне!» – слабо и без надежды взмолился Игнатьич. Зря не верил он ни в бога, ни в дедушкины рассказы. Рыба подплыла к лодке и уткнулась в бок мужчине. Ему показалось, что она начинает жевать его. «И рыба, и человек слабели, истекали кровью» . «Реки царь и всей природы царь – на одной ловушке» .

Игнатьич рванулся из воды, попробовал перевалиться в лодку, но рыба тут же попыталась укусить его за ногу. Мужчина обвис, он постепенно погружался в дрему. Он вспомнил, как видел утопленника, которого поедали рыбешки.

Игнатьич снова начал «дубасить рыбину по башке» . «Рыба отодвинулась, грузно взбурлила воду, потащив за собой ловца. Руки его скользили по борту лодки, пальцы разжимались» . Игнатьич начал уговаривать рыбу быстрее умереть, шепотом звать брата. Мужчина впал в забытье, «в ушах зазвенело, значит, совсем обескровел» . Игнатьич подумал о том, что умирает. Он задумался: не оборотень ли царь-рыба. «И из-за нее, из-за этакой гады забылся в человеке человек! Жадность его обуяла!» . Игнатьич вспомнил свои школьные годы, как «сколь помнит себя, все в лодке» . Как его наметили в депутаты, но отвели, потому что «рыбачит втихую, хапает» . И в народную дружину не взяли. Как хулиганы «достали» его племянницу Тайку – «машиной об столб всмятку» .

Снова Игнатьичу вспомнился дед, который говорил, что если за душой у рыбака какой-то грех, то «не вяжитесь с царью-рыбой» , а сразу отпускайте. Понял Игнатьич: «пробил крестный час, пришла пора отчитаться за грехи» .

В 42-м году в Чушь приехали трудармейцы, один из них загулял с Глашкой, возлюбленной Игнатьича, о ней пошли слухи. Игнатьич, узнав об этом, завел Глашку за поскотину и надругался над ней, сбросил в реку. «С той поры легла меж двумя человеками глухая, враждебная тайна» . Прошло время, он женился, Глашка вышла замуж. Но воспоминание о том надругательстве осталось. «Бесследно никакое злодейство не проходит, и то, что он сделал с Глахой, чем, торжествуя, хвастался, когда был молокососом, постепенно перешло в стыд, в муку» . Вот и пришла заслуженная кара: «Природа, она, брат, тоже женского рода» .

Уже не владея ртом, Игнатьич пытался просить у Глаши прощения. Силы его покидали, он уже приготовился к неминуемой смерти. Издалека послышался звук мотора. Волна от лодки качнула рыбу, и та «неожиданно вздыбила себя» . Рыба перевернулась на живот, начала бить хвостом и, «изорвав свое тело в клочья» , снялась с самолова и уплыла.

Игнатьич сказал вслед рыбе: «Поживи сколько можешь! Я про тебя никому не скажу!» . Ему сделалось легче. «Телу – оттого, что рыба не тянула вниз, не висела на нем сутунком, душе – от какого-то, еще не постигнутого умом, освобождения» .

Заключение

Повесть Виктора Петровича Астафьева «Царь-Рыба» была удостоена Государственной премии СССР в области литературы, переведена на десятки языков. Недалеко от Красноярска был возведен посвященный произведению памятник в виде большого осетра, разрывающего рыбацкую сеть.

Советуем не останавливаться на кратком пересказе «Царь-Рыбы», а оценить повесть в полном варианте.

Следующая цитата

С произведением Астафьева “Царь-рыба” учащиеся знакомятся на уроках литературы в 11 классе. Его проблематика особенно актуальна своей экологической направленностью. В рассказе “Царь-рыба” анализ художественного и смыслового содержания целесообразно начинать с истории создания и знакомства с мировоззрениями автора. Только после знакомства с личностью писателя и его литературными принципами можно проводить полный анализ произведения, с которым вы можете познакомиться в нашей статье.

Краткий анализ

Год написания -1976 год.

История создания – тяжёлая кропотливая работа по реализации замысла автора о варварском отношении человека к природе и его нравственной ответственности перед ней.

Тема – ответственность человека перед природой, потребительское отношение к окружающему живому миру и нравственное опустошение человека.

Композиция – кольцевая композиция, классическая трёхчастная структура.

Жанр – повествование в рассказах.

Направление – реализм.

История создания

Смысл названия рассказа, который является ключевым в одноимённом цикле, раскрывается в сюжете произведения постепенно. Главный герой попадает в ситуацию, когда сам становится жертвой своего промысла. Это заслуженная участь для того, кто много лет расхищал матушку-природу, но стать кормом для рыб обессиленный человек не желает и обращается к Богу. В памяти Игнатьича всплывают слова деда, который предупреждал, что встреча с царь-рыбой может обернуться бедой, если совесть рыбака нечиста. Именно огромное безмолвное, но, определённо, обладающее разумом существо заставляет человека пересмотреть свою жизнь и раскаяться.

В старину осетра называли не иначе, как “царь-рыбой”, так же, как орла – царём птиц. Именно это слово воскресил в своём произведении Виктор Астафьев. Царь-рыба – символ величия и разума природы, которая гораздо сильнее человека. Образ “доисторического” существа напоминает читателю о том, что он лишь малая часть огромной необъятной вечной силы природы.

Работа над циклом рассказов, поиск нужной формы давались писателю нелегко. Огромная ответственность перед собой, большое количество материала, важные моменты, которые нельзя было упустить из виду – всё это делало творческий процесс титанически сложным.

В 1976 году была опубликована книга новелл “Царь-рыба”, она получила высокую оценку критики и признание читателей. В 1978 году Астафьев получает государственную премию СССР за своё произведение.

Астафьев раскрывает тему отношений человека с природой, человека и общества. Потребительское отношение людей к окружающему миру стало основной проблемой двадцатого века. Человек берёт у природы больше, чем ему нужно. Это может обернуться страшной трагедией.

Главный герой рассказа Зиновий Игнатьич чувствует себя в родном селе хозяином и полноправным владельцем всех богатств природы. Браконьерство давно перестало быть для жителей села чем-то постыдным – это их обыкновенный промысел, в котором они соревнуются, не щадя ничего на своём пути.

У Игнатьича – лучший дом в деревне, у него есть всё, что только душа пожелает, он имеет огромную сумму на своём счету в банке, но жажда и привычка брать от природы по-максимуму приводит его к опасной ситуации.

Идея рассказа в том, что человек должен жить в гармонии с природой, иначе ему грозит смерть. После прочтения рассказа приходит единственно верный вывод – чтобы ценить природу человек должен вспомнить, что он её часть. История, произошедшая с Игнатьичем, символизирует будущее человечества (оно попадётся в свои же ловушки), если люди не пересмотрят своё отношение с природой.

Композиция

Главные герои

О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «Царь-рыбы».

По объёму и содержанию цикл новелл Астафьева претендовали на жанр романа. Но писатель не хотел брать такую масштабную ответственность в художественном плане, его больше интересовала смысловая часть будущего произведения. Автор назвал свою книгу “повествованием в рассказах”, многие литературоведы называют их новеллами из-за яркого сюжета.

Таким образом, жанр повествования в рассказах подчёркивает их обособленность, но общность героев и идеи делает книгу цельной и легкой для восприятия. Единое художественное пространство в цикле рассказов служит одной важной цели – обличить браконьерство и варварское отношение к природе, остановить масштабную экологическую катастрофу, которая грозит человечеству.

Следующая цитата

В повести Виктора Астафьева идет отображение жизни рыбаков, которых объединяет много общего. Герои живут в ладу с природой и активно пользуются ее дарами. Освещается угроза жизни главного персонажа, но тот вовремя вспоминает заветы деда и спасается.

Главные герои:

Зиновий Игнатьич. Играет основную роль в повести. Люди в селе очень уважают и хвалят Зиновия, образно клича его механиком, потому что тот легко разбирался в технике. Он, сам по себе, неплохой человек. Всем известно, что мужчина владеет прекрасны домом, который полностью соответствует своему хозяину. Ведь он заботится о его порядке. У Игнатьича на книжке лежит большая сумма денег.

Он зарабатывает на пропитание браконьерством, впрочем, как и все жители его поселения. Еще с детства он приучен к рыбной ловле. В итоге, он превращается в горделивого скрягу, что поспособствовало его опасной ситуации. Персонаж борется с крупной рыбой, из-за которой он выпадает за борт. Путаясь в снастях, на него нахлынули воспоминания. Он вспомнил девушку Глашу и то, как с ней себя повел.

Командор. Это младший брат первого героя, который всю жизнь пытается доказать, что он лучше него. Он всегда испытывал настоящую ненависть к Зиновию и соревновался с ним. Однажды он собирается стрелять в него, но Игнатьич и на это опускает глаза.

Царь-рыба. Большой осетр, которого выудил основной герой. Из-за жадности он решил сам вытащить рыбу, так как она дается не каждому рыбаку и только единожды в жизни. Но Зиновий совершил ошибку, которая чуть не стоила ему жизни. Осетр оказался не по силам рыбаку и, скинув мужчину с лодки, потащил его на дно. Игнатьичу все же удалось вырваться, но он запутался в снастях вместе с рыбой. Понимая, что смерть близко, он жалеет, что сделал так много ошибок за свою жизнь. Герой обращается к Всевышнему, чтобы тот освободил рыбу из сетей. В итоге рыба вырывается и скрывается, освободив и рыбака.

Второстепенные персонажи:

Жена главного героя – Игнатьича. Работает на должности бухгалтера. Автор описывает ее как довольно симпатичную женщину, немного полноватую. Изначально она не жила в этой деревне. Когда-то после службы муж привез ее сюда.

Глаша Куклина. Та самая женщина, которую в молодости безосновательно приревновал и унизил возлюбленный. Этим человеком был Зиновий Игнатьич. Со временем обиженная девушка вышла замуж. Но искренних чувств она не испытывала, так как после случившегося не была способна на это. Когда Глаша разговаривала с Зиновием, то рассказала, что ей было настолько больно и горько, что у нее опустело сердце и даже кости.

Автор повести пытается донести читателю, что не стоит считать себя выше и лучше других. Ведь никогда не знаешь, наверняка, как сложится жизнь завтра. Возможно, придется пожалеть и раскаяться за свои высокомерные мысли и недостойные поступки.

2 вариант

В данном замечательном произведении показывается история про героев-сибиряков, которые выросли и жили все вместе, однако не были в хороших отношениях с природными силами. Персонажи показаны схожим образом, так как этих людей автор отразил такими, что они каждый раз совершают расхищение природы, при том в таких количествах, которые превышают их основные потребности и нужды в этом. Для основного персонажа произведения, который находится в непростой ситуации, слова его дедушки о том, что нужно беречь природу, становятся невероятно важными и полезными. Данное решение, которое заключается в том, что он воспользовался этим советом, спасает его жизнь.

Образ Зиновия Игнатьича

Данный герой показан как очень талантливый механик, который очень хорошо разбирался в технике. Он живет по правильным жизненным и моральным принципам, а также пользуется большим уважением и почетом у окружающих людей. Однако, у него есть и другие стороны характера, например, он считает, что окружающие люди намного глупее его, и зачастую, ведет себя высокомерно. Он является браконьером, и точно также, как и другие персонажи, которые промышляют данным делом, лично занимается ловлей животных. Из-за того, что герой проявляет корысть и жадность, то он становится наказан силами природы за это. В моменте, когда он хочет поймать гигантскую рыбу, она делает так, что он оказывается за бортом, и при этом путается в сетях. Когда он понимает, что может умереть, то начинает вспоминать о всех своих плохих деяниях, когда он когда-то делал.

Показан в произведении и младший брат главного героя, который не любит его, и является конкурентом для данного родного человека. Он не понимает, как у него мог быть такой брат, и поэтому не считает его за близкого человека. Однажды, в порыве гнева, он даже пытался его убить.

Данная рыба показана непростой, она может встретиться рыбаку всего лишь один раз за долгую жизнь. Из-за того, что герой не хочет пользоваться помощью товарищей, чтобы не делить с ними славу, и решает поймать данного зверя в одиночку, то становится выброшенным за борт лодки, и уходит под воду. Принимая тот факт, что он находится на грани гибели, то начинает переосмысливать свое существование, и вспоминает о том, что когда-то обидел хорошую девушку, за что ему становится невероятно стыдно. Он просит у Бога о том, чтобы вырваться наружу, и остаться в живых. Благодаря этому у него появляется шанс на спасение, и рыба больше не держит его в сетях.

Она показана красивой крепкой женщиной, которая работает бухгалтершей, и выполняет по дому основную работу. Можно сказать о том, что их семья крепкая, и они любят друг друга.

Также читают:

Картинка к сочинению Герои повести Царь-рыба

Популярные сегодня темы

Особое место в творчестве А. С. Пушкина занимает тема любви, она проходит через всё его творчество, этим чувством пронизаны все произведения писателя. Так как сам поэт являлся личностью влюбчивой

Мотив испытания главного героя любовью красной нитью проходит через многие произведения русской литературы. Не обошел он стороной и роман Гончарова «Обломов». Неожиданно возникшая «на горизонте»

Бытие Михаила Юрьевича Лермонтова достаточно тесно переплетается с его творческой деятельностью, что не может заинтересовать читателя его произведений. О Лермонтове часто говорят с неким уважением и величием

Михаил Юрьевич Лермонтов принадлежит к числу самых великих русских писателей. Это безусловный и абсолютный факт. Произведения Михаила Юрьевича написаны на остросоциальные темы

Одним из центральных второстепенных персонажей детской сказочной пьесы является Мачеха, представленная писателем в образе пожилой женщины, воспитывающей собственную дочь и главную героиню сказки Падчерицу,

Читайте также: