Характеристика доктора живаго с цитатами

Обновлено: 03.05.2024

«Доктор Живаго» — роман Бориса Пастернака, в котором выразилось его отношение к событиям в России и СССР от начала двадцатого века до Великой Отечественной войны. В центре произведения стоит судьба главного героя — Юрия Живаго, талантливого врача и поэта. Характеристика образа Юрия Живаго — это как бы собирательный портрет русской интеллигенции, оказавшейся на пересечении двух исторических эпох.

Кто такой Юрий Живаго

Роман, по сути, является биографией главного героя — Юрия Живаго. Впервые он предстаёт маленьким мальчиком, который наблюдает за похоронами своей матери. Юра — представитель богатого рода, который сделал крупное состояние на торговых, промышленных и банковских операциях.

Однако Юра рано остался сиротой. Мать умерла, а отец задолго до этого ушёл из семьи. Мальчика воспитывают приёмные родители — семья Громеко. Приёмный отец оказывает решающее влияние на дальнейший путь героя: он является врачом, и Юрий Живаго выбирает для себя именно эту профессию. При этом ещё в подростковом возрасте он проявляет себя как талантливый поэт. Поступив на медицинский факультет университета, он в дальнейшем проявляет свой талант и в медицинской области.

Дочь приёмных родителей Тоня стала его первой любовью, а затем и женой. У них было двое детей, но затем они разошлись, и свою младшую дочь Юрий так и не увидел — она родилась уже после развода.

Юрию Живаго приходится пережить череду ужасных событий, среди которых и Первая мировая война, и революция, и нэп, и сталинские репрессии, и Великая Отечественная война. Пожалуй, самым страшным таким событием является революция и победа большевиков, идеологию которых он не мог принять. Он воспринимает построение новой страны как разрушение его родины, но при этом он не сдаётся и продолжает свой трудный путь.

Характер

Главный герой романа обладает целым рядом положительных, даже идеальных качеств. Он очень хороший врач, одновременно с этим талантливый поэт (стихи Юрия являются частью произведения); он умный, образованный и интеллигентный, к тому же очень добрый и способный проявлять жертвенность. При этом, однако, Юрий Живаго — человек духовно слабый и «начисто лишённый воли». Парадоксально, но именно такой слабый и «безвольный» человек бросает вызов обществу и эпохе, заявляет о своём праве на внутреннюю свободу и независимость.

Характер Юрия Живаго напоминает об извечном религиозном идеале — Иисусе Христе. Персонаж является как бы квинтэссенцией христианских ценностей, которые исповедовал сам Борис Пастернак.

Разносторонние таланты Юрия Живаго только подтверждают его идеалистический, символистский характер. Герой способен лечить одновременно и тело (он врач), и душу (он поэт). Но именно этот идеализм и создаёт впечатление некой неискренности произведения. Доктор Живаго является собирательным образом старой русской интеллигенции, однако настоящая русская интеллигенция была далеко не такой безупречной, каким выглядит Юрий Живаго. А если учесть, что ярыми противниками Октябрьской революции и участниками Белого движения были в основном отъявленные преступники, не менее жестокие, чем большевики, то фигура доктора Живаго выглядит почти что сказочной.

Прообразы Юрия Живаго

Существует мнение о том, что в основу романа «Доктор Живаго» легла жизнь самого писателя, но не реальная, а та, которую он хотел бы прожить. Внутренний мир доктора Живаго вполне соответствует мировоззрению Пастернака, его интересам, поэтическому творчеству.

Однако полноценным прототипом Юрия Живаго самого писателя называть, наверное, не следует. Настоящим прообразом героя, вероятно, был врач Дмитрий Дмитриевич Авдеев, с которым был знаком Пастернак. Этот врач тоже был сыном богатого купца. Впервые Пастернак познакомился с Дмитрием Авдеевым во время эвакуации в Чистополь в 1941 году. В доме врача проводились творческие вечера, которые даже принято было называть «филиалом Московского клуба писателей».

Заключение

Образ Юрия Живаго являлся для Пастернака примером этакого праведника, столкнувшегося с несправедливым миром и попытавшегося противостоять этому миру. Однако если читать роман непредвзято, то образ доктора Живаго кажется просто попыткой обелить русскую аристократию, потерявшую в результате Октябрьской революции свои богатства, власть и влияние. Щедрость, жертвенность героя как-то не вяжутся с «дворянскими ценностями», которые то и дело провозглашаются в романе и приверженцем которых является герой. Известно, к примеру, какое неприятие вызвала у значительной части русского дворянства отмена крепостного права, то есть форменного рабства. Не желали дворяне расставаться и со своими крупными земельными угодьями.

Следующая цитата

Сначала Андрей Живаго живет в браке с супругой Марией Николаевной и воспитывает маленького сына Юрия (главного героя романа). Спустя некоторое время мужчина бросает жену и ребенка и начинает вести распутный образ жизни. В итоге он растрачивает все огромное состояние семьи:

". мать Юрия Андреевича, покойная Мария Николаевна Живаго. "

"Пока жива была мать, Юра не знал, что отец давно бросил их, ездит по разным городам Сибири и заграницы, кутит и распутничает и что он давно просадил и развеял по ветру их миллионное состояние."

"Вдруг он вспомнил, что не помолился о своем без вести пропадающем отце, как учила его Мария Николаевна."

В результате маленький Юра растет в атмосфере "беспорядка и нескладицы", потому что его мать часто болеет и оставляет его с чужими людьми:

"А потом у матери, всегда болевшей, открылась чахотка. Она стала ездить лечиться на юг Франции и в Северную Италию, куда Юра ее два раза сопровождал. Так, в беспорядке и среди постоянных загадок, прошла детская жизнь Юры, часто на руках у чужих, которые все время менялись. Он привык к этим переменам, и в обстановке вечной нескладицы отсутствие отца не удивляло его."

В итоге Юра Живаго совсем не помнит своего отца:

"Юра его совсем не помнил." (об отце)


Страдая от болезни сердца, Мария Николаевна умирает в довольном молодом возрасте, когда Юре всего 10 лет. Беспутный Андрей Живаго не интересуется жизнью сына, поэтому мальчик оказывается под опекой дяди - господина Веденяпина:

"На него взошел десятилетний мальчик." (о Юре на похоронах матери)

". со стороны бедной мамочки, пожизненной сердечницы."

Спустя около года после смерти жены сам Андрей Живаго кончает жизнь самоубийством. К этому шагу его подталкивает его адвокат - господин Комаровский. Подлец Комаровский спаивает Андрея Живаго, запутывает его дела, доводит до банкротства и в конце концов - до гибели:

"Сын застрелившегося сибирского миллионера. " (Юрий - сын миллионера)

"Отец бросился на ходу с поезда в намерении покончить с собой и разбился. Отца сопровождал Комаровский, его юрисконсульт. Комаровский спаивал отца, запутал его дела и, доведя его до банкротства, толкнул на путь гибели. Он виновник его самоубийства и того, что я остался сиротой."

"Это тот самый, который спаивал и погубил твоего отца." (о Комаровском и отце Юрия Живаго)

"Оказывается, еще при жизни мамы отец увлекался одной мечтательницей и сумасбродкой, княгиней Столбуновой-Энрици. У этой особы от отца есть мальчик, ему теперь десять лет, его зовут Евграф."

"Ну да, твой омский брат Евграф. Сводный брат твой."

Познакомившись лично, братья Юрий и Евграф Живаго поддерживают отношения. Евграф не раз помогает Юрию в тяжелых ситуациях:

"Удивительное дело! Это мой сводный брат. Он носит одну со мною фамилию. А знаю я его, собственно говоря, меньше всех." (Юрий о Евграфе)

Вероятно, у покойного Андрея Живаго остаются и другие внебрачные дети от некой мадам Алис, живущей в Париже:

"О посягательствах некоей Madame Alice, проживающей с детьми под фамилией Живаго в Париже, я слышал давно."


Это был цитатный образ и характеристика Андрея Живаго в романе "Доктор Живаго" Бориса Пастернака: описание героя в цитатах.

Смотрите:
- Краткое содержание по частям
- Все материалы по роману

Следующая цитата

Анализ «Доктор Живаго» Пастернак

Начало ХХ столетия стало периодом суровых испытаний для России: Первая Мировая война, революция, гражданская война разрушили миллионы человеческих судеб. Непростые взаимоотношения человека и новой эпохи с пронзительным драматизмом описаны в романе Бориса Леонидовича Пастернака «Доктор Живаго». Анализ произведения по плану позволит лучше подготовиться не только к уроку литературы в 11 классе, но и к ЕГЭ.


Опыт работы учителем русского языка и литературы - 27 лет.

Первая книга

Часть 1

Умерла мать мальчика Юры, Марья Николаевна Живаго. После похорон воспитанием мальчика занялся дядя Николай Николаевич Веденяпин. Отец Юры давно бросил сына и жену. Мать говорила мальчику, что его отец в Петербурге, но на самом деле мужчина ездил по Сибири и за границу, кутил и размотал их миллионное состояние. Из богатой состоятельной семьи они стали бедными.

В поезде в Москву ехал со своим отцом, присяжным поверенным Гордоном, гимназист Миша Гордон. По дороге из поезда выбросился самоубийца: как заключили, он был пьян. Покойный не раз заходил к Гордонам в купе, рассказывал о двух своих семьях, сыновьях. Но за ним то и дело приходил его юрист – наглый адвокат, и уводил его пить дальше.

Часть 2

Как-то у знакомых в Каретном были именины. Амалия заболела и отпустила Комаровского с Ларой. После праздника Лара всю дорогу домой шла « как невменяемая » и только дома поняла, что случилось. « Теперь она — падшая ». « Он был её проклятием, она его ненавидела ». Их связь оставалась тайной.

Осенью на железных дорогах московского узла проходили забастовки. В семье Тиверзиных после одной из забастовок поселился Патуля Антипов – сын арестованного Павла Ферапонтовича Антипова. Мать Патули попала в больницу с тифом.

« Были дни Пресни ». Семья Гишар оказалась в полосе восстания. Среди дружинников были знакомые Лары – Ника Дудоров и « реалист » Паша Антипов. Уже тогда Патуля влюбляется в девушку. Чтобы не оказаться под обстрелом, семья Лары перебралась в гостиницу.

Николай Николаевич поселил Юру в профессорской семье Громеко, где также жили товарищ и одноклассник Юры гимназист Гордон и дочь хозяев Тоня Громеко. Отец Тони, Александр Александрович Громеко, был профессором химии в Петровской Академии, был женат на Анне Ивановне.

Как-то Александра Александровича вызвали в гостиницу, и он взял Юру и Мишу с собой. Оказалось, что плохо стало Амалии Карловне: она пыталась отравиться. Мальчики стали свидетелями того, как переглядывались между собой некая девочка (это была Лара) и взрослый мужчина:« словно он был кукольником, а она марионеткой ». Когда мальчики вышли из гостиницы, Миша сказал Юре, что это « тот самый, который спаивал и погубил твоего отца ».

Часть 3

Дети скоро должны были окончить учебу. « Юра кончал медиком, Тоня — юристкой, а Миша — филологом по философскому отделению ». Еще в гимназии Юра начал писать стихи.

У Анны Ивановны было воспаление легких, ее состояние ухудшилось. Как-то, во время приступа кашля женщина сказала бросившимся к ней на помощь Юре и Тоне, чтобы они обязательно поженились.

Весной 1906 года шесть месяцев связи с Комаровским « превысили меру Лариного терпения ». Девушка устроилась в семью Кологривовых воспитательницей, тайно помогала деньгами Паше. Через несколько лет ей пришлось одолжить у Кологривовых крупную сумму денег, чтобы помочь брату.

Лара решила начать новую жизнь и отдать долг Кологривовым, попросив деньги у Комаровского. Лара зашла к Паше. Они беседовали в темной комнате, при свете свечи, рождественской ночью. Лара сказала, что у нее затруднения, поэтому они должны срочно повенчаться.

После случая у Анны Ивановны Юра и Тоня « словно прозрели и взглянули друг на друга новыми глазами ». По дороге на елку к Светницким, когда они проезжали по Камергерскому, Юра обратил внимание на « протаявшую скважину в ледяном наросте одного из окон », сквозь которую просвечивал огонь свечи. « Свеча горела на столе. Свеча горела… » — шептал Юра про себя. Это была свеча в комнате Паши и Лары.

На елке у Светницких была и Лара, и Комаровский. Неожиданно раздался выстрел: Лара стреляла в Комаровского, но не попала. « Юра обомлел, увидав ее. — Та самая! И снова этот седоватый ».

Неожиданно за Юрой и Тоней приехали из дома. « Они уже не застали Анну Ивановну в живых ». Она умерла от удушья из-за отека легких.

Часть 4

После случившегося Лара сильно заболела, была в бреду. Комаровский снял ей комнату. Когда Лара выздоровела, они с Пашей повенчались. После венчания Лара рассказала Паше всю свою историю. Лара и Паша блестяще закончили обучение и оба получили предложение работать в одном городе на Урале.

« Была вторая осень войны ». Юре, которого теперь звали доктор Живаго, его жена Антонина Александровна родила сына.

Антиповы жили в Юрятине, у них появилась дочь Катя. Лара работала в женской гимназии. Павел Павлович также преподавал в гимназии, попутно самостоятельно овладел точными науками. Его тяготили отношения с женой, поэтому он решил поступить в военное училище в Омск. После досрочного окончания училища Антипова сразу отправили в действующую армию. Лара сдала экзамен на звание сестры милосердия, отвезла дочь в Москву к знакомой, а сама « поступила сестрой на санитарный поезд, отправлявшийся через город Лиски в Мезо-Лаборч », чтобы отыскать Антипова.

На фронт, в лазарет, в котором служил Живаго, приехал Гордон. « В эти дни фронт зашевелился ». Был взят в плен прапорщик Антипов. Документы Антипова попали к Галиуллину. Ночью деревня оказалась под обстрелом. Живаго отправил Гордона с первым эшелоном.

Юрия ранило – « его свалила с ног воздушная волна разрыва и ранила шрапнельная пулька ». Живаго лечился в эвакуационном госпитале в Мелюзеевом. С ним в одной палате находился Галиуллин. Медсестрой, ухаживавшей за ними, была Лара. Галиуллин сообщил Ларе, что Антипов в плену и передал ей его вещи.

Гордон и Дудоров выпустили без разрешения Живаго его книгу, ее хвалят и прочат « большую литературную будущность ».

Часть 5

По мере выздоровления Юрий начал готовиться к отъезду. По дороге в Москву Живаго тревожили мысли о Тоне, родном доме, о революции, о сестре Антиповой.

Часть 6

Приехав в Москву, Юрий Андреевич сразу отправился домой. Живаго впервые видел сына: Саша родился, когда мужчину призвали. Антонина сказала, что из Швейцарии приехал Николай Николаевич. Юрий был очень рад дяде, им было о чем поговорить: « встретились два творческих характера, связанные семейным родством ».

« Прошел август, кончался сентябрь. Нависало неотвратимое ». « Люди в городах были беспомощны ». На улицах города велись бои, нередко ранили случайных прохожих. Та зима была тяжелая, « темная, голодная и холодная ».

Живаго вызвали на дом помочь женщине, больной тифом. Вскоре он сам заболел тифом и находился в бреду две недели. Чтобы Юрий быстрее поправился, Тоне помогал сводный брат Юрия – Евграф Живаго.

« В апреле того же года Живаго всей семьей выехали на далекий Урал, в бывшее имение Варыкино, близ города Юрятина ».

Часть 7

Последние дни марта. Семья Живаго ехала в товарном вагоне: пассажирских не было. Поезд часто останавливали среди поля, проверяли документы. По пути на одной из станций Живаго лично встретился с беспартийным комиссаром Стрельниковым, которому за жестокость молва дала прозвище « Расстрельникова ».

Краткий анализ

Год написания – 1945–1955 годы.

История создания – Роман писался в течение десяти лет, и принес писателю Нобелевскую премию в области литературы. Однако судьба произведения была совсем непростой: долгое время оно находилось под запретом на родине, а против Пастернака развернулась настоящая травля.

Тема – В произведении в полной мере раскрыта проблематика многих насущных социальных вопросов, но центральной темой является противопоставление человека и истории.

Композиция – Композиция произведения очень сложна и основана на сплетении судеб главных действующих лиц. Все характеры центральных героев рассмотрены сквозь призму личности Юрия Живаго.

Жанр – Роман.

Направление – Реализм.

История создания

Роман создавался на протяжении целого десятилетия (1945–1955 годы). И это неудивительно, поскольку в произведении описана важнейшая эпоха в истории России и подняты глобальные проблемы общества.

Впервые идея написать столь грандиозный роман посетила Бориса Леонидовича в 17–18 годах, однако на тот момент он ещё не был готов к подобной работе. К реализации своего замысла писатель приступил лишь в 1945 году, потратив на это 10 лет упорного труда.

В 1956 году в Советском Союзе были предприняты попытки публикации романа, однако они не увенчались успехом. Пастернак был подвергнут жесточайшей критике за антисоветское содержание романа, в то время как весь западный мир буквально рукоплескал русскому гению за его блестящее произведение. Мировое признание «Доктора Живаго» привело к тому, что Борису Леонидовичу была присуждена Нобелевская премия, от которой его вынудили отказаться на родине. Впервые роман был опубликован в Советском Союзе только в 1988 году, открыв широкой публике невероятной силы литературный дар Пастернака.

Интересно, что Борис Леонидович далеко не сразу смог определиться с названием своего детища. Один вариант сменялся другим («Смерти не будет», «Свеча горела», «Иннокентий Дудоров», «Мальчики и девочки»), пока наконец он не остановился на окончательной версии – «Доктор Живаго».

Смысл названия романа заключается в сопоставлении главного героя с милосердным и всепрощающим Христом – «Ты есть сын Бога живаго». Писателем неслучайно была выбрана старославянская форма прилагательного «живой» – так в произведении красной нитью проходит тема жертвенности и воскресения.

Посмотрите, что еще у нас есть:

для самых нетерпеливых -

для самых компанейских -

Проводя анализв произведения «Докторе Живаго», стоит отметить, что автор раскрыл в нём множество важных тем: жизнь и смерть, поиск себя в обновлённом социуме, верность своим идеалам, выбор жизненного пути, судьба русской интеллигенции, честь и долг, любовь и милосердие, стойкость ударам судьбы.

Однако центральной темой романа можно назвать взаимоотношение личности и эпохи. Автор уверен, что человек не должен жертвовать собственной жизнью ради борьбы с внешними обстоятельствами, равно как и не должен приспосабливаться к ним, утрачивая свое истинное «я». Основная мысль, которую Пастернак хочет донести в своем произведении, заключается в способности оставаться самим собой при любых жизненных условиях, какими бы сложными они ни были.

Юрий Живаго не стремится к роскоши или удовлетворению собственных амбиций – он просто живёт и стойко переносит все трудности, которые преподносит ему судьба. Никакие внешние обстоятельства не способны сломить его дух, утратить чувство собственного достоинства, изменить тем жизненным принципам, которые были сформированы у него в юные годы.

Не менее важное значение автор придает теме любви, которой пронизан буквально весь роман. Это сильное чувство у Пастернака показано во всех возможных проявлениях – любовь к мужчине или женщине, к своей семье, профессии, родине.

Композиция

Главная особенность композиции романа – нагромождение случайных, но при этом судьбоносных встреч, всевозможных стечений обстоятельств, совпадений, неожиданных поворотов судьбы.

Уже в первых главах автор умело сплетает сложный сюжетный узел, в котором незримыми нитями связываются судьбы главных героев: Юрия Живаго, Лары, Миши Гордона, Комаровского и многих других. Поначалу может показаться, что все сюжетные хитросплетения излишне надуманны и сложны, однако в ходе романа выясняется их истинный смысл и предназначение.

Композиция романа основана на знакомстве действующих персонажей и последующем развитии их отношений, а также на скрещении независимо развивающихся человеческих судеб. Главные герои, словно рентгеном, просвечиваются автором, и все они так или иначе замыкаются на Юрии Живаго.

Интересным композиционным ходом Пастернака можно назвать тетрадь Живаго с его стихами. Она символизирует собой окно в бесконечность бытия. Утратив подлинный интерес к жизни и морально опустившись на самое дно, главный герой умирает, но душа его остается жить в прекрасных стихотворениях.

Главные герои

О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «Доктора Живаго».

Определить жанровую принадлежность романа несложно, поскольку он представляет собой произведение, в котором довольно много героев, несколько сюжетных линий, характер главного героя даётся в развитии. Всё это говорит о том, что перед нами роман.
Данное произведение можно смело назвать автобиографичным, поскольку в нём отражены основные жизненные вехи Пастернака, наделившего главного героя многими личными качествами.

Также роман является философским, так как в нём уделено много внимания размышлениям на серьезные темы. Большой интерес произведение представляет и с исторической точки зрения – в нём подробно, без прикрас описан целый исторический пласт в истории большой страны.

Не стоит отрицать и тот факт, что «Доктор Живаго» – это глубоко лиричный роман в стихах и прозе, в котором много места занимают символы, образы, метафоры.

Произведение относится к направлению реализм, так как в нём воспроизведена историческая эпоха, переломная для России. Но эпоха модернизма наложило свой отпечаток на произведение. Стихи Юрия Живаго демонстрируют новаторство Пастернака.

Следующая цитата

Роман «Доктор Живаго» Пастернак написал в 1945—1955 годах. Структура произведения строится по принципу кинематографического монтажа. Книга дополнена стихотворениями главного героя – Юрия Живаго. В романе Пастернак изобразил жизнь русской интеллигенции в сложнейший исторический период – от начала ХХ века до Великой Отечественной войны. В центре внимания автора вопросы жизни и смерти, любви, религии, революции.

На сайте вы можете читать онлайн краткое содержание «Доктора Живаго» по главам и частям. Пересказ будет полезен для подготовки к уроку русской литературы, для читательского дневника.


Опыт работы учителем русского языка и литературы - 27 лет.

Главные герои

  • Юрий Андреевич Живаго – главный герой произведения, доктор, поэт, писатель.
  • Живаго Антонина Александровна (Тоня Громеко) – первая жена Юрия, юрист; у них были общие дети: сын Саша и дочь Маша.
  • Лариса Антипова – жена Антипова, вторая незаконная жена Юрия Живаго; учитель в гимназии, а затем сестра милосердия.
  • Павел (Паша, Патуля) Антипов (Стрельников) – первый и законный муж Ларисы Антиповой, ставший революционным комиссаром.
  • Гордон Михаил – одноклассник и друг Юрия Живаго.
  • Комаровский Виктор Ипполитович – московский адвокат, юрисконсульт отца Юрия Живаго; знакомый Гишар и Ларисы.

Другие персонажи

Вторая книга

Часть 8

Часть 9

Зимой Юрий начал вести записи. Вскоре Живаго заметил, что Тоня беременна.

Увидев Живаго на улице, Лариса пригласила его к себе в квартиру. Юрий рассказал ей, как они с семьей добирались на Урал, о своей встрече со Стрельниковым. Лариса рассказала, что Галиуллин « преважною шишкой оказался при чехах » и с его помощью она многим спасла жизни. Антипова призналась, что Стрельников – это ее муж Паша, но она все равно гордилась им.

Живаго начал регулярно бывать у Ларисы. Через два месяца он впервые остался у Антиповой, соврав Тоне, что заночевал на постоялом дворе. Как-то, когда Юрий ехал к Ларисе, его на дороге остановили трое вооруженных и мобилизовали.

Части 10 – 11

« Юрий Андреевич второй год пропадал в плену у партизан ». Он вместе с ними совершал переходы. Юрий трижды пытался сбежать, но все окончилось его поимкой. « Ему мироволил партизанский начальник Ливерий Микулицын ».

Часть 12

« Доктору отказывали в перевозочных средствах », было сложно с лекарствами. Настала морозная зима, в лагере у людей началась цинга. Ливерий сказал Живаго, что « гражданская война окончена. Колчак разбит наголову ». Живаго задумался о том, что « изуверства белых и красных соперничали по жестокости ». Думая о близких, о Ларе, ночью Живаго ушел из лагеря.

Часть 13

« Исхудалый, давно не мывшийся » с котомкой за плечами и палкой, в обносках с чужого плеча, Юрий Живаго приехал в Юрятин. Доктор направился к дому Лары. Он нашел записку, адресованную ему: Лара с Катенькой поехали в Варыкино. С обратной стороны бумаги было написано:« О ваших ты знаешь. Они в Москве. Тоня родила дочку ». Живаго остановился в квартире Лары.

Живаго поел и заснул. Между провалами в сон он осознавал, что болен, но не мог даже подняться с постели, тут же засыпал снова. Однажды он очнулся на чистой постели – раздет и умыт, около него сидела Лара.

« Юрий Андреевич быстро поправлялся. Его выкармливала, выхаживала Лара своими заботами ». « Их любовь была велика ». Лара считала, что он непременно должен вернуться к семье. Она рассказала, что Стрельников бежал и скрывается: ему как беспартийному теперь грозила опасность.

Живаго поделился с Ларой, что Комаровский был юрисконсультом его отца миллионера. Комаровский спаивал Живаго, довел его до банкротства и толкнул его к самоубийству.

Лара призналась, что все еще любит Антипова. Если бы он стал прежним Пашенькой, она бы все бросила и вернулась к нему.

Живаго принесли письмо от Тони, которое едва не затерялось. Она писала, что назвала их дочь Машей, что многих общественных деятелей и профессоров, в том числе их семью, высылают за границу.

Часть 14

В Юрятин приехал Комаровский и сообщил, что Лариса, Живаго и Стрельников в смертельной опасности. Он предложил отвезти их во Владивосток, откуда Юрий морем сможет добраться к своим, но Юрий не согласился. Живаго заметил, что Лариса беременна.

Юрий и Лара с Катей переехали в Варыкино. Они остановились в доме Микулицыных. Было видно, что в доме кто-то недавно жил. Живаго по ночам снова стал писать, записал « Рождественскую звезду », « Зимнюю ночь », другие стихотворения.

В Варыкино приехал Комаровский. Он сказал Живаго, что Стрельникова казнили. Чтобы Лара согласилась уехать с Комаровским, Юрий соврал ей, что присоединится к ним позже.

Оставшись один, Юрий « медленно сходил с ума ». « Он запустил дом, перестал заботиться о себе, превращал ночи в дни и потерял счет времени ». В один из дней к нему забрел Стрельников, он оказался жив. Они проговорили несколько часов. Стрельников признавался Юрию в своих преступлениях, вспоминал Лару, размышлял о революции. Юрий сказал, что Лара его все еще любит, это произвело сильное впечатление на Павла. Стрельников остался ночевать у Живаго. Утром Юрий нашел его недалеко от крыльца в снегу: Павел застрелился.

Часть 15

Восемь или девять последних лет жизни перед смертью Живаго « все больше сдавал и опускался, теряя докторские познания и навыки и утрачивая писательские ». Обострилась его болезнь сердца. « Он пришел в Москву в начале нэпа ». После очередной смены жилья Юрий забросил медицину, стал бедствовать.

Как-то, зайдя к жившему недалеко Гордону, Живаго рассказал, что начал получать письма из Парижа от Тони. Утром после разговора к Гордону прибежала Марина – Юрий пропал. Через три дня от Живаго пришли письма, что он хочет побыть в одиночестве. Вскоре он прислал Марине крупную сумму денег.

Все это время Живаго жил рядом, ему помог брат Евграф, который также посодействовал в приеме доктора на хорошую службу. В день, когда Юрий ехал в Боткинскую больницу, в трамвае ему стало плохо. Живаго вышел и тут же упал на мостовой. « Скоро установили, что он больше не дышит и сердце у него не работает ». Среди людей, пришедших на похороны, были Евграф и случайно зашедшая Лариса (прощание с покойным происходило в бывшем доме Антиповых). Евграф рассказал Ларисе, что ее муж Антипов на самом деле не был казнен, а застрелился. Лариса просила помочь разыскать ее второго ребенка.

« Лариса Федоровна провела несколько дней в Камергерском », начала помогать Евграфу с разбором бумаг Юрия. Как-то Лариса ушла и не вернулась: видимо, ее арестовали, и она умерла где-то в концлагере.

Часть 16

Летом 1943 года « после освобождения Орла » в войсковую часть вернулся младший лейтенант Гордон. Бельевщица Таня, девушка-сирота, во время разговора со ставшим генерал-майором Евграфом Живаго рассказала свою историю, чем сильно заинтересовала мужчину. Он обещал ей помочь. Гордон по рассказу Тани понял, что это внебрачная дочь Лары и Юрия, которую женщина оставила на железнодорожном разъезде сторожихе.

Прошло пять или десять лет, Гордон с Дудоровым сидели в Москве, перелистывая составленную и напечатанную Евграфом тетрадь Юрьевых писаний. « Состарившимся друзьям казалось, что эта свобода души пришла », что они вступили в « будущее » и « отныне в нем находятся ».

Краткое содержание

Заключение

В романе «Доктор Живаго» Пастернак подробно изобразил сложный, витиеватый жизненный путь творческой личности – врача и писателя Юрия Живаго. Читатель становится свидетелем его нелегкой судьбы, становления его как личности и поэта, изменения его отношения к процессам в истории того периода. Если в начале книги Живаго воспринимал революцию как нечто «евангельское», то затем он понял, что революция внесла новую, кровавую, основанную на насилии мораль, в которой нет стремления к любви и состраданию.

Советуем не ограничиваться кратким пересказом «Доктора Живаго», а прочесть полный вариант романа Бориса Пастернака.

Читайте также: