Характеристика арбенина в маскараде с цитатами
Обновлено: 22.11.2024
Читательница побывала на спектакле "Маскарад" по Лермонтову и решила поделиться мыслями по поводу главного героя Арбенина. В комментариях предлагаю не ограничиваться Арбениным, да и в принципе Лермонтовым, а рассуждать о литературных героях всех времен и народов.
Меня сейчас, например, занимают "выдуманный человек" Клим Самгин и "кровопивушка" Иудушка Головлев. Со временем будут разборы.
. А вообще, классно, что вы присылаете все больше своих разборов! :)
"В этом году удалось побывать на спектакле «Маскарад» по пьесе Лермонтова. В нашем городе этот спектакль является топовым в местном театре, и много лет подряд собирает аншлаги.
Перед посещением спектакля, я посмотрела видео, где монолог Арбенина читал Сергей Шакуров, актеру удалось передать классическую версию героя «побитого жизнью», «видавшего виды», «разочарованного травматика» «обладавшего мятежным духом», как утверждает Википедия. В исполнении театрального актера Арбенин пережил трансформацию образа и зазвучал по иному, по-нарциссически.
Честно признаться, я люблю творчество Лермонтова, оно все пронизано неким надрывом, все герои невероятно страстные натуры. В поэме «Измаил Бей» Лермонтов описывает кавказцев:
И дики тех ущелий племена,
Им бог — свобода, их закон — война,
Они растут среди разбоев тайных,
Жестоких дел и дел необычайных;
Там поразить врага не преступленье;
Верна там дружба, но вернее мщенье.
Классическая модель Лермонтовского героя, безотносительно его национальности. Для него характерно: постоянное пребывание во враждебности, попирание гуманистических норм, обладание исключительным правом на эксплуатацию, слабый самоконтроль, жизнь на уровне архаичных инстинктов, давно табуированных современной культурой. Темные идеалы сверкают ярче светлых. Это универсальный ключ к пониманию его героев.
Евгений Арбенин - это некий гибрид Отелло с Евгением Онегиным, от Отелло он взял аффективные реакции, а от Онегина имя и претенциозную мотивацию. Это мужчина средних лет, с богатым прошлым с кучей совращенных утилизированных женщин:
В кругу обманщиц милых я напрасно
И глупо юность погубил;
Любим был часто пламенно и страстно,
И ни одну из них я не любил.
Романа не начав, я знал уже развязку,
И для других сердец твердил
Слова любви, как няня сказку.
Помимо женщин, это череда людей, чьи жизни Арбенин сломал за игорным столом. Игрок - вот наиболее емкая характеристика подходящая нашему герою. Именно там мы впервые видим Арбенина, когда он бескорыстно и благородно, помогает молодому князю Звездичу отыграться. Безусловно, и зритель, и читатель в этой сцене проникается широтой поступка, и великодушием Арбенина, не подозревая, что Звездич падет очередной жертвой Арбенина.
Что говорят про Арбенина в обществе:
В твоей груди уж крылся этот холод
То адское презренье ко всему,
Которым ты гордился всюду.
Не знаю, приписать его к уму,
Иль к обстоятельствам – я разбирать не буду
Твоей души – её поймёт лишь Бог,
Который сотворить один такую мог!
Лермонтов любит тему «ни такого, как все», «limited edition», это объясняется магическим мышлением нарца. Презрение, является личностной доминантой Арбенина и коренится глубоко в его мировоззрении. Он презирает общество, презирает людей, презирает жизнь в целом.
Жизнь – вещь пустая;
Покуда в сердце быстро льется кровь, –
Все в мире нам и радость, и отрада!
Пройдут года желаний и страстей –
И все вокруг темней, темней!
Что жизнь? – давно известная шарада
Для упражнения детей.
Где первое – рожденье, где второе
Ужасный ряд забот и муки тайных ран,
Где смерть – последнее, а целое – обман.
Похожую речь, можно встретить в поэме «Демон»:
Что люди, что их жизнь и труд?
они прошли, они пройдут.
Арбенин наделен теми же демоническими чертами, он «сверх-человек» «право имеющий».
Сердце холодно и спит воображенье,
Они все чужды мне, и я им всем чужой.
Воображения нарцисс напрочь лишен, он живет лишь за счет деструктива, в нем нет творчества. Близость повергает его в ужас. Арбенин не предлагает других жизненных альтернатив, и не проясняет причин своей мизантропии, она существует «априори». Жизнь нарцисса заполнена пустотой, мраком и обманом, он собственно это и проецирует в своих разговорах, он этим живет.
Я странствовал, играл, был ветрен и трудился,
Постиг друзей, коварную любовь,
Чинов я не хотел, а славы не добился.
Богат и без гроша был скукою томим.
Везде я видел зло и, гордый, перед ним
Нигде не преклонился.
Занятно, что Арбенин презирает общество, но в его прошлом были попытки снискать славу, но об этом позже. В каком-то исследовании я читала, что гордые люди и нарциссизм - это две стороны одной монеты, ведь если приглядеться к этому качеству, гордость равно гнев плюс радость. Гнев - одна из главных эмоций нарцисса.
Несмотря на то, что Арбенин презирает общество, он дрожит о своей чести:
Карету обыщи ты вдоль и поперек
Потерян там браслет. Избави бог
Тебе вернуться без него!
О чести,
О счастии моем тут речь идет.
Казалось бы, зачем так переживать о мнении «насекомоподобных» представителей социума? Но Арбенин боится утратить холодный блеск своего отражения, только так он может ощутить идентичность расколотого и размытого «Я».
Как можно описать отношения Арбенина с женой Ниной? С самого начала можно проследить, что она жертва:
И я нашел жену, покорное созданье,
Она была прекрасна и нежна,
Как агнец божий на закланье,
Мной к алтарю она приведена .
Нина - также набор функциональных характеристик, хорошо сдобренный страхом разотождествления с нарциссическим ресурсом:
Все, что осталось мне от жизни, это ты:
Созданье слабое, но ангел красоты:
Твоя любовь, улыбка, взор, дыханье.
Я человек: пока они мои,
Без них нет у меня ни счастья, ни души,
Ни чувства, ни существованья!
Арбенин многократно подчеркивает слабость своей жены, опуская ее на уровень мира животных, и оставляя за собой право вершить ее судьбу:
Но если я обманут. если я
Обманут. если на груди моей змея
Так много дней была согрета, - если точно
Я правду отгадал. и, лаской усыплен,
С другим осмеян был заочно!
Послушай, Нина. я рожден
С душой кипучею, как лава,
Покуда не растопится, тверда
Она, как камень. но плоха забава
С ее потоком встретиться! тогда,
Тогда не ожидай прощенья -
Закона я на месть свою не призову,
Но сам, без слез и сожаленья,
Две наши жизни разорву!
Он боится быть осмеянным, и видит кругом обман, его жизнь постоянное ожидание «возвратного кармического удара». Убийство Нины, не заставляет себя долго ждать, при чем над ее убийством Арбенин не размышляет долго, и не вдается в подробности дела, не давая ей и слова сказать, наблюдает за ее предсмертной агонией «без сожаления и участия».
Месть Звездичу также не особо обдуманна, но более изощрена, чем убийство Нины. Арбенина не устраивает обычное банкротство Звездича, через проигрыш, он жаждет тотального уничтожения, он лишает чести молодого князя, сокрушая его публичную личность, за которую так трясется антагонист Арбенин.
В финальных сценах пьесы мы видим нашего героя за игорным столом, за этим столом мы его увидели и в начале, эксперимент с счастливой семейной жизнью провалился, и Арбенин вернулся в родную стихию, где он чувствует пульс жизни. Нет ни капли раскаяния или сожаления на его лице, он статичен и не рефлексирует.
В конце пьесы Арбенина навещает незнакомец в сопровождении князя Звездича, они сообщают ему, что Нина была невиновна. На сцену выходит девушка в белых одеждах и маске, олицетворяющая безумие, и окутывает Арбенина белой простыней, он смотрит в зал пустым бессмысленным взглядом. И кажется, причина его безумия не в совершении зверского поступка, а в том, что его зеркало стало отражать его одураченным, проигравшим безумцем, захлебнувшимся нарциссическим стыдом.
Следующая цитата
Баронесса Штраль — один из ключевых персонажей драмы «Маскарад» М. Ю. Лермонтова. Вдова барона Штраля, красавица («женщина, которой свет дивится с завистью»), тайно любящая князя Звездича. То она кокетлива, то робка. Баронесса резко меняет позицию, то становясь на сторону своей приятельницы Нины, то открыто выставляя её в неприглядном свете. Из-за неё зарождается главный конфликт «Маскарада».
Роль в сюжете
Скрытая под маской, она признается в любви князю, а также оставляет ему на память браслет, потерянный ранее Ниной. Спасая свою честь, она распространяет слух об измене Нины через Шприха:
Мне будто слышится и смех толпы пустой,И шепот злобных сожалений!
Нет, я себя спасу… хотя б на счет другой,
От этого стыда, — хотя б ценой мучений
Пришлося выкупить проступок новый мой.
— Действие II, выход VI
В итоге Арбенин решает, что дамой в маске была его жена, и она изменяет ему с Звездичем. Ослепленный ревностью он убивает свою жену подсыпав ей яд, но позже ему приносят письмо, в котором Баронесса признается, что загадочной маской была она. Узнав об этом Арберин сходит с ума.
Дама в маске. Иллюстрация Алексея Рейпольского к драме Михаила Лермонтова «Маскарад»
В речь Баронессы Штраль Лермонтов вкладывает обличительное описание своего века:
Ты! бесхарактерный, безнравственный, безбожный,Самолюбивый, злой, но слабый человек;
В тебе одном весь отразился век,
Век нынешний, блестящий, но ничтожный.
— Действие I, выход II
Кроме этого, баронесса Штраль размышляет о низком положении женщины в обществе:
Что ныне женщина? создание без воли,Игрушка для страстей иль прихотей других!
Имея свет судьей и без защиты в свете,
Она должна таить весь пламень чувств своих
Иль удушить их в полном цвете:
Что женщина? Ее от юности самой
В продажу выгодам, как жертву, убирают,
Винят в любви к себе одной,
Любить других не позволяют.
— Действие II, выход I
«Светская маска» в баронессе Штраль окончательно побеждает искренние порывы её души. На удивление бесчеловечно она плетет свою сплетню против Нины. Будучи виновницей происшествия с Ниной, она сама дает советы ей же оклеветанным людям:
Сказала бы ему, что женщины ценятНастойчивость в мужчине,
Хотят, чтоб он сквозь тысячу преград
К своей стремился героине.
А ей бы пожелала я
Поменьше строгости и скромности поболе.
— Действие II, выход VII
Мария Синельникова в роли баронессы Штраль. Спектакль «Маскарад» (1941)
Происхождение имени
Имя баронессы Штраль, как и князя Звездича, «маскарадно». Надев на своих героев чужие имена (из повести А. А. Бестужева-Марлинского «Испытание» (графиня Звездич, ротмистр Штраль), Лермонтов специально перепутал их так, чтобы женское имя досталось мужчине, а мужское — женщине. Этим он подчеркнул ложь маскарада.
Следующая цитата
Евгений Александрович Арбенин — центральный персонаж драмы М. Ю. Лермонтова «Маскарад». Фамилию своего героя Лермонтов взял из своей юношеской драмы «Странный человек». Наделённый мятежным духом и умом дворянин. Будучи связанным с великосветским обществом рождением и воспитанием, он напрасно стремится обрести независимость и свободу. Он живёт по законам этого общества и, пытаясь защитить свою честь, ослеплённый ревностью и самолюбием, совершает убийство своей жены.
Фамилию своего героя Лермонтов взял из своей юношеской драмы «Странный человек».
Лучшая цитата:
- «Маскарад»
- Действие II
- Действие III
- Действие I. Арбенин о Шприхе
- Действие I
- Действие III
- Действие III
- Действие II
- Действие I
- Действие III
- Действие II
- Действие I
- Действие II
- Действие III
- Действие II
- Действие II
- Действие II
- Действие III
- Действие III
- Действие I
- Действие I
- Действие II
- Действие I. О Шприхе
- Действие I
Цитат 23
- Русский
- English
0 Понравившиеся
Здесь будут храниться понравившиеся вам цитаты
- i Нажимайте на кнопку и собирайте свою коллекцию цитат
Следующая цитата
АРБЕНИН — герой драмы М.Ю.Лермонтова «Маскарад» (1834-1836; под настоящим названием первая публикация — 1842; в рукописи — «Маскерад»). Своего героя Лермонтов наделил фамилией, которую носили и другие его персонажи. Герой юношеской драмы «Странный человек» (1831) — Владимир Арбенин, в отрывке «Я хочу вам рассказать» фигурирует Александр Арбенин. У героя «Маскарада» имя пушкинского Онегина — Евгений. Онегин и Германн Пушкина, Чацкий Грибоедова, Ижорский Кюхельбекера — такова литературная генеалогия А. В этом образе запечатлелись черты героя популярной на русской сцене мелодрамы Дюканжа «Жизнь игрока» — Жоржа Жермани. Бесспорно влияние героев Байрона — Каина, Манфреда, Чайльд-Гарольда.
В основе образа А., как справедливо заметил Б.Эйхенбаум, не противопоставление порока и добродетели, а диалектика добра и зла, столкновение божественного и дьявольского начал. Деятельное стремление А. к добру в порочном мире неминуемо оборачивается злом. Отделение «высокого зла», мстящего за поругание добра (А.), от обыденного, пошлого, бытового порока (обман, сплетня, предательство, интрига — Казарин, Шприх, Звездич, Штраль) необходимо Лермонтову для превращения мелодраматической фабулы в сюжет социально-философской романтической драмы. Отношения А. с миром не бытовые, он решает вечные проблемы бытия. Богоборческие мотивы, традиционные для романтиков (персонажи Байрона — Манфред, Каин, лермонтовский Демон), в герое «Маскарада» получили своеобразное преломление. А.— не нигилист, не релятивист, он верит в существование справедливого Бога, но «там» — за гробом, в вечности. Здесь же, на земле, где «всюду зло — везде обман», мир — хаос. Герой ощущает на своей судьбе «печать проклятья», его жизнь — бесконечное страдание и одиночество. Познав ад существования, А. перед злом не преклонился. Больше того — потенциально А. открыт для добра. Женившись на Нине случайно, он сознательно порывает с прошлым. Нина возрождает в нем надежду на возможность божественной гармонии здесь, на земле, веру в справедливость миропорядка. Любовь А.— это возможность преодоления ситуации разлада с миром, залог примирения с Богом. И потому так трагично для А. прозрение (мнимое); герой мстит не только за обманутые иллюзии, оскверненную честь, разрушенное счастье. А. желает отомстить за поруганную веру, красоту, гармонию. Теперь для него «преграда рушена между добром и злом», ему «все дозволено». Он возлагает на себя миссию сверхчеловека, право высшего суда и наказания. Признание собственного избранничества приводит А. к трагической ошибке. Стремление очистить Нину от греха и смертью возвратить ей божественную чистоту оборачивается преступлением, убийством невинной жены. В этой связи чрезвычайно важен образ Неизвестного. С одной стороны, он имеет черты реального человека, с другой — олицетворяет мистические силы зла. Он, как режиссер, ведет А. к убийству, являя собой месть тьмы за стремление А. к свету. Гипотетически можно утверждать, что именно Неизвестный (черт под маской) является символическим организатором светской интриги (например, характерно, что на балу, когда Неизвестный видит, как А. всыпает яд в мороженое, он не предотвращает убийство). Однако абсолютно ясно, что возмездие настигает А. не в «наслаждении пороком», а в момент покоя и счастья. Именно поэтому для Лермонтова так важен «прием двойного сострадания». Мировое зло делает А. и жертвой, и преступником. В финале, узнав, что Нина невинна, А., раздираемый мучительными страданиями, сходит с ума («и этот гордый ум сегодня изнемог!»). Нет спасения романтическому герою, но нет и возврата под власть тьмы. Таким образом, коллизия А. перенесена автором из сферы индивидуальной морали и психологии в план общечеловеческого бытия. Необходимо отметить, что не только логика демонического героя ведет А. к преступлению: «Мне ль быть супругом и отцом семейства //…который испытал // Все сладости порока и злодейства?» В структуре «Маскарада» месть гордой души, как черта «негативного, разрушительного воодушевления» (Р.Гальцева), есть протест против социального порядка. А., уставший от «борьбы с самим собой», познавший боль, страдания и страсти, навсегда остался изгоем, обреченным на вечное одиночество. В прошлом игрок, презревший «закон людей, закон природы», А. не приемлет пошлости света. Мир масок, шулеров и подлецов, мир интриги, сплетни и обмана,— бесконечно враждебен герою. Он здесь чужой, и общество мстит ему за это.
Образ А. претерпел ряд изменений, сюжетных и характеристических, в разных редакциях «Маскарада». Отличие первых трех: А. не узнал о том, что Нина невиновна — драма заканчивалась появлением доктора, который констатировал смерть. Чтобы отомстить Звез-дичу, А. вступал в общество шулеров, возглавляемое Казариным, и те, по его наущению, обыгрывали князя, в чем и состояла месть героя; сцена публичного оскорбления Звездича отсутствовала. А. в ранних редакциях вплотную примыкал к Демону. Эти демонические черты сохраняются и в четвертой редакции, признанной канонической. Однако в ней романтическая патетика образа приобретает психологическую мотивировку; усиливается социальная тематика, выраженная в монологах-инвективах, адресованных свету. Образ А. как бы движется от Демона к будущему Печорину. Последняя тенденция отчетливо проявилась в пятой редакции, которая иногда рассматривается как самостоятельная пьеса. В ней имя героя сделалось названием драмы, исчезает маскарад как место действия и образ-символ. Нина на самом деле изменяет А. Он же не убивает Нину, а только разыгрывает сцену мнимого отравления. Убедившись в измене жены, А. оставляет свой дом; его уход отчасти напоминает бегство Чацкого. Столь существенные изменения образа обусловлены пониманием исчерпанности романтического героя, поисками иного «героя нашего времени».
Роль А., предназначавшаяся П.С.Мочалову, так и не была сыграна великим трагиком по причине цензурного запрета пьесы. Первым исполнителем этой роли стал В.А.Каратыгин (1852). Среди наиболее ярких интерпретаторов образа следует назвать Ю.М.Юрьева в постановке В.Э.Мейерхольда (1917) и Н.Д.Мордвинова в фильме С.А.Герасимова (1941) и спектакле Ю.А.Завадского (1952).
Читайте также: