Хакуин экаку цитаты высказывания
Обновлено: 06.11.2024
Основой дзэн являются регулярные занятия сидячей медитацией (дзадзэн), при которой воспринимают реальность, как она есть. Монах Хакуин Экаку (1686-1769) был одним из тех учителей, которые рекомендовали дзадзэн как средство для достижения душевного и физического здоровья. Он также работал над систематизацией дзэнской практики. Здесь мы рассмотрим его роль в формировании современной практики медитации.
Представьте, что вы медитируете и ощущаете в своей голове нечто вроде яйца, которое, как масло, плавится и стекает по телу. Повторение этого опыта и вхождение в медитацию может помочь не только в исцелении от болезней, но и в достижении успехов в разных областях деятельности. Так выглядит медитативная практика нансо (軟酥) в изложении Хакуина Экаку, возродившего дзэнскую школу Риндзай. Здесь нан – это коровье молоко, вываренное по древней технологии так, что остаётся почти одно масло.
В современном мире всё шире практикуют сосредоточение на дыхании и теле (мэйсо) и «осознанность» (mindfullness). Подтверждается, что эти практики имеют терапевтический эффект и повышают результативность работы, благодаря чему их начали применять на производстве в Европе и Америке. Практику нансо можно считать одной из тех, которые сформировали современную «осознанность».
Монастырь Дарумадзи и Хакуин
Монастырь Хориндзи риндзайской ветви Мёсиндзи, расположенный в районе Камигё в Киото, в народе называют Дарумадзи – «монастырь Бодхидхармы». Дарума, как в Японии называют Бодхидхарму, очень привычен для японцев – его изображают куклы-неваляшки окиагари-кобоси (поднимающийся монашек), используемые как талисманы. Сам же Бодхидхарма – это основатель школы Дзэн (кит. Чань), который принёс это учение из Индии в Китай. В монастыре Хориндзи, связанном с жизнью Хакуина, много картин, изображающих Бодхидхарму.
В самом начале осени, когда всё ещё стоит влажная жара, я прохожу через ворота Хориндзи. Навстречу из ворот выходит группа женщин среднего возраста. «Вы только заходите? Это интересный монастырь!» – говорят они мне.
Зайдя внутрь, я понимаю, что они имели в виду. Там находится невообразимое количество изображений Дарумы. Если сосчитать все, и большие и маленькие, то их окажется, наверное, несколько тысяч.
Настоятель Сано Ясунори отвлекается от своих занятий, чтобы рассказать мне об учении Хакуина, которое и в наши дни продолжает вдохновлять людей.
Священник храма Хориндзи Сано Ясунори перед огромным портретом Дарумы (фотография автора)
«У людей в наше время нарушен баланс между телом и духом, и это их деформирует. Они склонны уповать на докторов и лекарства, однако же в них изначально есть собственная человеческая сила. Если привести в порядок дух через сидячую или другую медитацию, они постепенно перестанут испытывать злость и увлекаться ненужными вещами. Если научиться сохранять это душевное состояние, то оно самым прямым путём приведёт к успеху в любом деле».
Специальная выставка дзэнского искусства
Хакуин Экаку. Портрет Дарумы (Бодхидхармы), XVIII век, монастырь Мандзюдзи, преф. Ойта
В прошлом году по случаю 250-летия со дня смерти Хакуина и на волне растущего интереса к дзэн в разных местах, связанных с ним, проводились различные мероприятия.
В середине октября 2016 года в Токийском национальном музее в Уэно открылась выставка «Дзэн: форма души», приуроченная к 250-летию смерти Хакуина и 1150-летию со дня смерти Риндзая (Линьцзи).
На выставке, включавшей портреты выдающихся монахов, образцы каллиграфии, буддийскую скульптуру и предметы прикладного искусства школы Обаку дзэнского направления Риндзай, впервые за 50 лет собрано 24 предмета из Списка национального достояния Японии, а 102 экспоната включены в список Важного культурного достояния.
Сразу при входе на выставку посетителей встречает взгляд Дарумы на огромном портрете, который выполнен Хакуином с большой выразительностью и юмором. На чёрном фоне – надпись: «(Передача учения) прямо указывает сердцу человека – стань буддой, увидев свою природу» (直指人心 見性成仏, дзикиси дзинсин кэнсё дзёбуцу). Это изречение, приписываемое Бодхидхарме, выражает одну из важнейших основ идей дзэн – оно рекомендует взглянуть в свою душу в настоящий миг и осознать, что нужно не стремиться к тому, чтобы стать буддой, а осознать, что природа будды изначально там есть. Хакуин прикладывал усилия как можно понятнее объяснять учение Дзэн простому народу и оставил после себя более десяти тысяч картин и каллиграфических надписей.
Пробуждающие возгласы Линьцзи
Кстати, поскольку мы упомянули доступные понятные формы – мы нашли очень необычную скульптуру, изображающую сына Шакьямуни, Рахулу (яп. Рагора). Считается, что у него была некрасивая внешность, зато в раскрытой груди скульптуры виднеется безмятежное лицо Шакьямуни. Это изображение прекрасно иллюстрирует учение Хакуана: «Все живые существа – изначально будды».
Фань Даошэн (яп. Хан Досэй). Рахула (яп. Рагора) из серии «Восемнадцать архатов». 4 год Камбун (1664), монастырь Мампукудзи
Когда хотят сказать, что у кого-то безмятежное выражение лица, то могут сравнить его с буддийским изображением, однако встречаются и такие мощные образы, которые, кажется, вот-вот крикнут: «Кацу!» и ударят зрителя кулаком. Таков портрет основателя школы Риндзай, китайского монаха Линьцзи (яп. Риндзай), с гневным выражением глаз и сжатыми кулаками. Он нередко оглушал практикующих своими громовыми выкриками «Кацу!», чтобы прервать привычный ход их мыслей. Пожалуй, если встретить такого монаха в зале для медитаций, сидеть там будет не слишком спокойно.
Приписывается Сога Дзясоку, славословие написал Иккю Содзюн. Портрет Линьцзи Исюаня (яп. Риндзай Гигэн). Важное культурное достояние. Период Муромати, XV век. Монастырь Синдзюан, Киото
Дзэн и истоки японской культуры
Помимо суровых глаз дзэнских монахов, в пространство выставки вносят дополнительное напряжение глаза драконов с Ширмы драконов и тигров (Рюкодзу бёбу), взгляд которых, кажется, повсюду преследует вас, и выражение глаз тигров с Картин тигриной стаи (Гункодзу), как будто готовых выпрыгнуть из картин. Они исполнены неистовой экспрессии и энергии дзэн, столь характерной для раннего периода школы Риндзай.
Кано Санраку. Ширма драконов и тигров (Рюкодзу бёбу), левая часть. Важное культурное достояние. Период Адзути-Момояма-Эдо, XVII век. Монастырь Мёсиндзи, Киото
Кано Санраку. Ширма драконов и тигров (Рюкодзу бёбу), правая часть. Важное культурное достояние. Период Адзути-Момояма-Эдо, XVII век. Монастырь Мёсиндзи, Киото
Кано Танъю. Картина тигриной стаи (Гункодзу), часть настенной росписи кельи настоятеля. Важное культурное достояние. Период Эдо, XVII век. Монастырь Нандзэндзи, Киото
На выставке играет музыка, исполняемая на флейте сякухати, и представлена сякухати, которую любил дзэнский монах Иккю Содзюн (1394-1481), с детства известный японцам как Иккю-сан, герой многих сказок. Здесь можно увидеть объекты национального достояния – знаменитые чашки для чая и коробочки для его хранения – искусство чайной церемонии (садо) распространилось в Японии благодаря дзэн. Всё это помогает по-настоящему прочувствовать ту роль, которую сыграл дзэн в формировании японской культуры.
Сосредоточение во время действия
Дзэнская культура отличается разнообразием, но каким же образом наши современники могут на собственном опыте ощутить дух дзэн? Хасунума Ёсинао, директор Совместного совета Дзэн Риндзай и Обаку, прямо ответил: «Нужно практиковать дзадзэн и искать просветление в повседневной жизни».
У этого человека, возглавляющего совет Риндзай и Обаку, острый и колючий взгляд, но когда здесь, на выставке, он начинает говорить, то преображается, и черты лица становятся удивительно мягкими.
«Просто сядьте. Почувствуйте себя единым целым. Это приведёт вас к состоянию не-мысли (無心, мусин), и чистого ума (正常心, сёдзёсин). Представьте стакан с грязной водой. Поначалу вода грязная, но если на какое-то время оставить его в покое, грязь осядет, вода станет прозрачной и можно будет видеть сквозь него. Только не пытайтесь выбрасывать эту грязь – она есть в любом человеке».
Однако для современного человека, постоянно занятого повседневными заботами, уделять много времени на дзадзэн – задача почти невыполнимая. Хасунума, как будто читая наши мысли, продолжает: «Но для дзэнской практики вовсе не обязательно сидеть. Дзэн можно заниматься и в поезде, и во время ходьбы. Хорошо идти пешком, успокаивая волнения духа, не отвлекаясь на окружающее, но и не теряя внимательности. Это – сосредоточение во время действия (動中の工夫, дотю-но куфу). Говорят, что такое сосредоточение в действии может быть в сотни, тысячи и десятки тысяч раз эффективнее сосредоточения, когда вы спокойны, поэтому сохранять сосредоточение нужно тогда, когда вы действуете, а не тогда, когда спокойны».
Дзэн и наше будущее
Вдохновлённый словами Хасунумы, выйдя на улицу, я пошёл, ощущая под ногами влажные камни дорожки. После недавнего дождя в воздухе разливалась сладость, и удивительно свежей выглядела изумрудная зелень деревьев в парке.
Дзэн может казаться простым, но в то же время – и невероятно сложным. Наверное, эта глубина и разносторонний характер дзэн помогли его проникновению в различные страны и культуры на протяжении долгого времени.
Я вспоминаю, как Хасунума на церемонии открытия выставки сказал: «Многие люди подобны кораблям, прокладывающим путь через туман. Я верю, что дзэн и в грядущем будет освещать людям путь сквозь пространство и время».
Сбор материала и текст: Кояма Тэцуя
Содействие при публикации: Токийский национальный музей
Фотография к заголовку: Скульптуры Десяти великих учеников (Дзю дайдэси), монастырь Рокуоин, Киото
Следующая цитата
Самурай Нобусигэ пришёл к Хакуину и спросил его, есть ли на самом деле РАЙ и АД.
- Кто ты? - спросил Хакуин.
- Самурай, - ответи Нобусигэ.
- Это ты - самурай? - воскликнул Хакуин, - какой же правитель мог взять тебя в охрану? У тебя же рожа, как у нищего!
Взбешённый воин схватился за меч.
- А? Так у тебя даже меч есть, - продолжил старый учитель. - Небось, тупой, как и ты. Таким мечом ты мне голову не срубишь.
Разгневанный воин с обнажённым мечом шагнул к старику, но тот, мягко улыбнувшись, негромко произнёс:
- Вот так открываются ворота АДА.
Эти слова ошеломили Нобусигэ. Спрятав меч, он с почтением поклонился мастеру.
- А вот так открываются двери РАЯ, - сказал учитель.
+11 perestrelka_LiveLibСамурай Нобусигэ пришёл к Хакуину и спросил его, есть ли на самом деле РАЙ и АД.
- Кто ты? - спросил Хакуин.
- Самурай, - ответи Нобусигэ.
- Это ты - самурай? - воскликнул Хакуин, - какой же правитель мог взять тебя в охрану? У тебя же рожа, как у нищего!
Взбешённый воин схватился за меч.
- А? Так у тебя даже меч есть, - продолжил старый учитель. - Небось, тупой, как и ты. Таким мечом ты мне голову не срубишь.
Разгневанный воин с обнажённым мечом шагнул к старику, но тот, мягко улыбнувшись, негромко произнёс:
- Вот так открываются ворота АДА.
Эти слова ошеломили Нобусигэ. Спрятав меч, он с почтением поклонился мастеру.
- А вот так открываются двери РАЯ, - сказал учитель.
Ученик спросил Мастера дзэн: "Насколько верны слова, что не в деньгах счастье?" Тот ответил, что они верны полностью. И доказать это просто. Ибо за деьги можно купить постель, но не сон; еду, но не аппетит; лекарства, но не здоровье; слуг, но не друзей; женщин, но не любовь; жилище, но не домашний очаг; развлечение, но не радость; учителей, но не ум. И то, что названо, не исчерпывает список.
+11 perestrelka_LiveLibУченик спросил Мастера дзэн: "Насколько верны слова, что не в деньгах счастье?" Тот ответил, что они верны полностью. И доказать это просто. Ибо за деьги можно купить постель, но не сон; еду, но не аппетит; лекарства, но не здоровье; слуг, но не друзей; женщин, но не любовь; жилище, но не домашний очаг; развлечение, но не радость; учителей, но не ум. И то, что названо, не исчерпывает список.
К дзэнскому Мастеру пришёл ученик и спросил:
- Почему одни люди красивы, а другие безобразны, одни умны, а другие глупы? Почему существует такое противоречие? Почему Бог создал одних красивыми, а других безобразными? И не говорите мне о карме, что всё это из-за прошлых жизней. Как появилась разница с самого начала, когда прошлого ещё не было?
Мастер повёл его в сад и сказал:
- Вот это дерево большое, а это - маленькое. Я часто сидел под этими деревьями и думал, почему так? Но когда я отбросил ум, то исчез сам вопрос. Сейчас я знаю, что это дерево большое, а это - маленькое. Нет никакой проблемы!
К дзэнскому Мастеру пришёл ученик и спросил:
- Почему одни люди красивы, а другие безобразны, одни умны, а другие глупы? Почему существует такое противоречие? Почему Бог создал одних красивыми, а других безобразными? И не говорите мне о карме, что всё это из-за прошлых жизней. Как появилась разница с самого начала, когда прошлого ещё не было?
Мастер повёл его в сад и сказал:
- Вот это дерево большое, а это - маленькое. Я часто сидел под этими деревьями и думал, почему так? Но когда я отбросил ум, то исчез сам вопрос. Сейчас я знаю, что это дерево большое, а это - маленькое. Нет никакой проблемы!
Один университетский профессор, преподаватель философии, поехал повидать Мастера Нан-ина. Всю дорогу от университета до того места, где жил Нан-ин, профессор обдумывал свои вопросы: их было так много! Он думал, как бы лучше построить беседу. Когда он вошёл, Нан-ин сказал ему:
- Пожалуйста, входите, но оставьте толпу за дверью!
+4 perestrelka_LiveLibОдин университетский профессор, преподаватель философии, поехал повидать Мастера Нан-ина. Всю дорогу от университета до того места, где жил Нан-ин, профессор обдумывал свои вопросы: их было так много! Он думал, как бы лучше построить беседу. Когда он вошёл, Нан-ин сказал ему:
- Пожалуйста, входите, но оставьте толпу за дверью!
Много учеников изучали дзен у Мастера Сэнгая. Один из них имел обыкновение ночью вставать и, перебравшись через монастырскую стену, уходить развлекаться в город.
Однажды, проверяя ночью спальни, Сэнгай заметил отсутствие ученика, а в саду у стены нашёл высокий стул, с которого тот взбирался на стену. Убрав табурет, Сэнгай занял его место. Возвратившийся гуляка, не подозревая, что на месте стула стоит Сэнгай, встал учителю на плечи и спрыгнул на землю. Обнаружив, что он сделал, юноша остолбенел от страха. Сэнгай сказал ему:
- Рано утром очень холодно. Смотри не простудись!
Больше ученик никогда не уходил ночью.
+4 perestrelka_LiveLibМного учеников изучали дзен у Мастера Сэнгая. Один из них имел обыкновение ночью вставать и, перебравшись через монастырскую стену, уходить развлекаться в город.
Однажды, проверяя ночью спальни, Сэнгай заметил отсутствие ученика, а в саду у стены нашёл высокий стул, с которого тот взбирался на стену. Убрав табурет, Сэнгай занял его место. Возвратившийся гуляка, не подозревая, что на месте стула стоит Сэнгай, встал учителю на плечи и спрыгнул на землю. Обнаружив, что он сделал, юноша остолбенел от страха. Сэнгай сказал ему:
- Рано утром очень холодно. Смотри не простудись!
Больше ученик никогда не уходил ночью.
Однажды император посетил Нан-ина. В знак своего уважения он преподнёс ему великолепную мантию, расшитую драгоценными камнями, из самой дорогой ткани. Преподнося её, он сказал:
- Не отказывайтесь. Это мой подарок.
- Я могу взять её, но я не могу её носить, потому что вокруг никого нет. Какой смысл? Более того, олень будет смеяться, павлин будет подшучивать надо мной: "Посмотрите на этого старика, он, должно быть, свихнулся на старости лет". Так что, пожалуйста, возьмите её обратно. Я принял подарок и возвращаю его Вам. Эта вещь нужна там, где много людей, где её оценят, а здесь она не имеет смысла.
+3 perestrelka_LiveLibОднажды император посетил Нан-ина. В знак своего уважения он преподнёс ему великолепную мантию, расшитую драгоценными камнями, из самой дорогой ткани. Преподнося её, он сказал:
- Не отказывайтесь. Это мой подарок.
- Я могу взять её, но я не могу её носить, потому что вокруг никого нет. Какой смысл? Более того, олень будет смеяться, павлин будет подшучивать надо мной: "Посмотрите на этого старика, он, должно быть, свихнулся на старости лет". Так что, пожалуйста, возьмите её обратно. Я принял подарок и возвращаю его Вам. Эта вещь нужна там, где много людей, где её оценят, а здесь она не имеет смысла.
Есть несколько вещей в жизни, которые каждый должен сделать сам.
Например, если Вы хотите обнять женщину, я не могу сделать это за Вас, от Вашего имени. Или, если Вы должны высморкаться, Вам самому придётся сделать это. Я не могу сделать это за Вас, это не поможет. То же самое и в отношении молитвы. Как я могу молиться за Вас? Вы молитесь, и я буду молиться.
+3 perestrelka_LiveLibЕсть несколько вещей в жизни, которые каждый должен сделать сам.
Например, если Вы хотите обнять женщину, я не могу сделать это за Вас, от Вашего имени. Или, если Вы должны высморкаться, Вам самому придётся сделать это. Я не могу сделать это за Вас, это не поможет. То же самое и в отношении молитвы. Как я могу молиться за Вас? Вы молитесь, и я буду молиться.
Ученик пришёл к Бокудзю. Поклонившись, прикоснулся к его ногам и спросил:
- как долго мне придётся ждать моего просветления?
Бокудзю смотрел на него долго, достаточно долго. Ученик начал беспокоиться, он повторил вопрос:
- Почему Вы смотрите на меня так долго и не отвечаете?
Мастер произнёс ответ дзэн. Он сказал:
Ученик не мог поверить что это ответ на его вопрос. Смущённый, он ушёл и обратился к старшему товарищу. Тот засмеялся и сказал:
- Ты не понял? Он сказал: почему вы продолжаете спрашивать меня? Оставьте всякое спрашивание. Убейте меня в себе, убейте мой авторитет. Оставьте всякое учение. Кто я? Я не удерживаю вас. Жизнь открыта для всех. Почему вы не начинаете жить? Почему вы продолжаете готовиться?
+2 perestrelka_LiveLibУченик пришёл к Бокудзю. Поклонившись, прикоснулся к его ногам и спросил:
- как долго мне придётся ждать моего просветления?
Бокудзю смотрел на него долго, достаточно долго. Ученик начал беспокоиться, он повторил вопрос:
- Почему Вы смотрите на меня так долго и не отвечаете?
Мастер произнёс ответ дзэн. Он сказал:
Ученик не мог поверить что это ответ на его вопрос. Смущённый, он ушёл и обратился к старшему товарищу. Тот засмеялся и сказал:
- Ты не понял? Он сказал: почему вы продолжаете спрашивать меня? Оставьте всякое спрашивание. Убейте меня в себе, убейте мой авторитет. Оставьте всякое учение. Кто я? Я не удерживаю вас. Жизнь открыта для всех. Почему вы не начинаете жить? Почему вы продолжаете готовиться?
Ученик спросил Нагсена:
— Буддийские писания утверждают, что все на свете наделено природой Будды. Имею ли я природу Будды?
— Нет, ты не имеешь! — ответил Нагсен.
— Деревья, реки и горы имеют природу Будды?
— Да, имеют! — ответил тот.
— Если все имеет природу Будды, то почему я не имею? — спросил монах.
— Кошки и собаки, горы и реки — все имеет природу Будды, а ты — нет!
— Но почему? — спросил ученик.
— Потому, что ты спрашиваешь! — ответил Нагсен.
+2 perestrelka_LiveLibУченик спросил Нагсена:
— Буддийские писания утверждают, что все на свете наделено природой Будды. Имею ли я природу Будды?
— Нет, ты не имеешь! — ответил Нагсен.
— Деревья, реки и горы имеют природу Будды?
— Да, имеют! — ответил тот.
— Если все имеет природу Будды, то почему я не имею? — спросил монах.
— Кошки и собаки, горы и реки — все имеет природу Будды, а ты — нет!
— Но почему? — спросил ученик.
— Потому, что ты спрашиваешь! — ответил Нагсен.
Дзесю начал изучать дзэн в 60-летнем возрасте. В возрасте до 80-ти лет, когда он реализовал дзэн. Он учил с 80 до 120 лет.
Однажды ученик спросил его:
«Если у меня нет ничего в голове, что мне делать?»
Дзесю ответил: «Выбрось его оттуда».
«Но если у меня нет ничего, как же я могу это выбросить?» – продолжал спрашивать ученик.
«Ну, – сказал Дзесю, – тогда вытащи его».
+1 perestrelka_LiveLibДзесю начал изучать дзэн в 60-летнем возрасте. В возрасте до 80-ти лет, когда он реализовал дзэн. Он учил с 80 до 120 лет.
Однажды ученик спросил его:
«Если у меня нет ничего в голове, что мне делать?»
Дзесю ответил: «Выбрось его оттуда».
«Но если у меня нет ничего, как же я могу это выбросить?» – продолжал спрашивать ученик.
Следующая цитата
Войти
Нет аккаунта? ЗарегистрироватьсяАвторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Нет аккаунта? Зарегистрироваться Об увлечениях, открытках, путешествиях и о всякой всячине.Япономания. Хакуин
В Киото мне попался буклет открыток - автор Хакуин. Назвать это высоким искусством - я не могу. Но эти рисунки и не претендуют на это. Чтобы понять их смысл просто стоит понять - кто их автор.
Хакуин (1686—1769), японский мыслитель, художник и каллиграф, монах школы дзэн-буддизма Риндзай. В отличие от своих предшественников, Хакуин придавал меньшее значение сидячей медитации. Основной вклад Хакуина в наследие Дзэн заключается в акцентировании важности постижения истины в процессе повседневной человеческой деятельности. Хакуин не считал нужным быть привязанным к какой-то определенной школе, но призывал использовать любые полезные для просветления (сатори) формы практики и идеи. В его трудах заметно влияние даосизма. Разработал учение о «внутреннем взгляде», в котором призывал к самосозерцанию, считая его высшим мерилом истинности.
"Для изучения дзэна необходимы три основные условия. Первое - великая убежденность, второе - великое сомнение, третье - упорство в цели. Человек, теряющий одно из этих условий, подобен чайнику с тремя ножками, одна из которых сломана."
Вокруг его жизни очень много притч, которые сопровождают жизнеописания многих монахов.
Одна из них вот такая:
Мастер дзэн Хакуин был известен в округе своей праведной жизнью.
Неподалеку от него жила красивая девушка, родители которой держали продуктовой лавку. И вдруг родители обнаружили, что их дочь беременна.
Они очень рассердились. Дочь сначала не хотела называть отца будущего ребенка, но, устав от расспросов, наконец назвала имя Хакуина. Кипя от ярости, родители устремились к мастеру.
— Неужели? – только и сказал он.
Когда ребенок родился, его принесли к Хакуину. К тому времени мастер уже потерял свою репутацию праведника, но это его не беспокоило.
Он с большим старанием принялся ухаживать за младенцем. Молоко и все, что было нужно малютке, он доставал у соседей.
Прошел год, и тут молодая мать призналась родителям, что отцом ребенка был молодой человек, работавший на рыбном рынке. Мать с отцом бросились к Хакуину молить его о прощении. Они долго извинялись и попросили вернуть ребенка.
Хакуин внял их просьбам. Возвращая ребенка, он лишь сказал:
А вот ещё одна притча:
Притча о "Постижении Тождества"
«В общине дзенского наставника Хакуина был один безумный монах,
вообразивший, что он постиг тождество себя и Будды. Он разорвал
буддийские писания и использовал страницы в качестве туалетной бумаги.
Другие монахи укоряли его, но он не обращал на это никакого внимания и
со смехом отвечал: „Что плохого в том, чтобы вытирать буддийскими
сутрами зад Будды?“
Тогда об этом доложили Хакуину и наставник
спросил безумного монаха: „Говорят, что ты используешь буддийские сутры
как бумагу, с которой ходят в отхожее место. Это так?“
Да, — ответил безумец. — Я сам есть Будда. Что плохого в том, чтобы вытирать буддийскими сутрами зад Будды?»
Хакуин сказал: «Ты ошибаешься. Если это зад Будды, зачем же
использовать старую бумагу да еще исписанную? Вытирай его чистой белой
бумагой».
Безумный монах устыдился и принес извинения."
Живопись и каллиграфия - очень важная составляющая в практике-дзен. Он серьезно занялся живописью только в конце своей жизни, практически в возрасте шестидесяти. Но это не помешало тому, что он признан одним из крупнейших японским дзен-художником. Его картины были очень важны для несения учения дзен среди мирян, многие из которых были неграмотными. Довольно часто его можно было видеть на кромке поле, где он сидя прямо на земле рассказывал о возможностях познания. Сегодня, картины Бодхи дхарма по Hakuin Ekaku востребованы и выставляются в нескольких ведущих музеях мира.
Он создал множество коанов, наиболее известным из которых является:
"Что есть звук хлопка ладони одной руки?".
Бед священной Фудзиямы - это не Япония
Следующая цитата
Хакуин Экаку (白 隠 慧 鶴, 19.01.1686 – 18.01.1769) родился в двадцать пятый день двенадцатого месяца по лунному календарю (19 января 1686 года) в деревне Хара у подножия горы Фудзи. Его имя при рождении – Нагасава Ивадзиро. В детстве Хакуин был потрясён рассказом Нитирена (мать Хакуина была буддисткой этой школы) о «восьми горячих адах» и решил стать монахом из страха перед ними. В пятнадцать лет он получил согласие родителей присоединиться к монашеской жизни и был рукоположен в местном храме Сёин-дзи (Синьцзи).
Через три или четыре года, изучая буддийские тексты, Хакуин прочитал «Сутру лотоса», которую секта Нитирен считала главной из всех буддийских сутр, но счел ее разочаровывающей, сказав, что «это не что иное, как простые рассказы о причине и следствии».
В то же время он натолкнулся на историю китайского мастера чань Янту Цюаньхуо (Янь-Тоу), который был зверски убит бандитами. Это привело Хакуина в отчаяие, поскольку, на взгляд девятнадцатилетнего юноши, показывало, что если даже великий мастер не мог спастись от страшной смерти в этой жизни, то он, простой монах, тем более, не может надеяться на спасение от адских мучений в следующей жизни. Хакуин решил отказаться от монашества, но, не желая возвращаться с позором домой, стал путешествовать, занимаясь живописью и литературой.
Путешествуя с двенадцатью приятелями, Хакуин однажды был поражен видом огромного количества книг всех школ буддизма, сложенных во дворе храма, и стал молиться об обретении пути. Затем он протянул руку и взял книгу, которая оказалась коллекцией дзенских историй династии Мин («Побуждение ученика пройти сквозь препятствия дзен», «Чань-гуань цэ-цзинь»). В результате Хакуин посвятил себя практике дзен.
После нескольких лет путешествий, в возрасте 31 года, Хакуин вернулся в Сёин-дзи, храм, где он был рукоположен, и вскоре назначен дай-ичиза («первым монахом»), в качестве которого и будет служить в течение следующих лет. В это же время он принял имя «Хакуин», что означает «скрытый в белом» (сокрытие в облаках и снегу горы Фудзи). Сначала в монастыре было всего несколько монахов, но со временем число учеников Хакуина исчислялось сотнями и в конце концов он подтвердит более восьмидесяти преемников.
У Хакуина было несколько «переживаний сатори», но он не чувствовал освобождения и не мог интегрировать свою реализацию в свою обычную жизнь. В возрасте 41 года он вновь принялся за чтение «Сутры Лотоса», так разочаровавшей его в юности. Во время чтения главы, в которой Будда предостерегает своего ученика Шарипутру от наслаждения радостями личного просветления и открывает ему истину миссии бодхисаттвы, которая заключается в продолжении практики за пределами просветления для обучения и помощи всем существам в достижении ими спасения, Хакуин испытал последнее пробуждение с осознанием того, что «разум бодхи» означает работу на благо других. Это событие стало поворотным моментом в жизни Хакуина, который позже писал об этом опыте:
«Внезапно я проник в совершенное, истинное, окончательное значение Лотоса [. ] Что стоит ценить превыше всего, так это практика, которая наступает после достижения сатори. [. ] [В] мой сорок первый год [. ] я наконец-то проник в сердце этого великого вопроса. Внезапно, неожиданно я увидел – это было так ясно, как будто это было прямо там, где я лежал. Что такое разум просветления? Я понял, что дело в том, чтобы делать добро – приносить пользу другим, давая им дар учение Дхармы».
То, что ты делаешь после просветления («постсаторианская практика») – главное для Хакуина. Особенно Хакуин критиковал квиетистские практики, стремящиеся к опустошению ума, и «племени учителей дзэн не-деяния», которые, достигнув просветления, «проводили день за днем в состоянии сидячего сна».
Хакуин выделял четверо врат познания на буддийском пути:
1. Врата вдохновения – понимание своей истинной природы.
2. Врата практики – очищение себя непрерывной практикой.
3. Врата пробуждения – изучение текстов мастеров и сутр для понимания буддийских учений и приобретения навыков, необходимых в помощи живым существам на их пути к просветлению.
4. Врата нирваны – «окончательное освобождение», «знание без какого-либо загрязнения».
Хакуин считал, что наиболее эффективный способ достичь просветления – это медитация на коанах, для классификации которых он использовал сложную пятиступенчатую систему. «Великое сомнение», возникающее в борьбе с коаном, рождает напряжение, ведущее к пробуждению:
«В основе великого сомнения лежит великое пробуждение. Если вы сомневаетесь полностью, вы полностью пробудитесь».
Именно Хакуину принадлежит самый известный коан:
«Как звучит хлопок одной ладони?».
Он очень гордился им, полагая, что его коан «Хлопок одной ладони» наиболее эффективен в возникновении великого сомнения, и отмечал, что
«его превосходство над прежними методами похоже на разницу между облаком и грязью».
Важной частью практики дзен Хакуина была его живопись и каллиграфия. Он серьёзно занялся живописью почти в шестьдесят лет, и его картины служили своего рода «визуальными проповедями», которые были популярны среди неграмотных мирян.
При этом Хакуин оставил и обширное собрание текстов, самыми известными из которых являются коллекция писем «Чайник с тиснением» («Резной котел»), 遠 羅 天 釜 (Orategama), работа по оздоровительным техникам медитации (цигун) «Праздный разговор на ночной лодке» («Задушевные беседы в ночной лодке»), 夜 船 閑話 (Ясен канна) и другие, включая «Ядовитые тычинки в куче колючек» (Кэйсо докудзуй) и автобиографию «Дикий плющ».
18 января 1769 года, за один день до своего дня рождения, в возрасте 83 лет Хакуин умер в Харе, той же деревне, в которой он родился и которую превратил в центр обучения дзен.
Обычно главной заслугой Хакуина называют возрождение школы риндзай (яп. 臨済宗, Риндзай-сю; кит. 臨濟宗, Линьцзи-цзун). Я же считаю его воплощением Амогхасиддхи – северного зелёного дхьяни-будды активности семейства Карма и ветра (дерева) с его мудрой действия и дарования прибежища, двойной ваджрой и мечом, тансформирующего ревность и зависть в свершающую мудрость. Именно активному действию «за пределами просветления» посвящено учение Хакуина. Только для реализации этого он практиковал оздоровительные медитативные практики цигун (дыхание и визуализацию), направленные на укрепление тела путём концентрации, которые он, борясь со своей «болезнью дзен», узнал когда-то от пещерного даосского отшельника Хакую (имя которого он повторил в своём). В свои семьдесят лет Хакуин трогательно утверждал, что обладает большей физической силой, чем в тридцать, и способен без усталости сидеть в медитации дзадзэн или повторять сутры целый день. Впрочем, главным подтверждением того, что Хакуин достиг просветления и является воплощением будды, является его живопись и каллиграфия, которые передают «кровь и кости» дзен и нам, не знающим ни японского, ни китайского, ни санскрита.
Читайте также: