Хайле селассие 1 цитаты
Обновлено: 21.11.2024
…Семь недель тому назад, Мы оставили Эфопию, чтобы посетить Судан, Соединённые Штаты Америки, Канаду, Гвинею, Мали, Марокко, Алжир, Францию, Тунис, Югославию и Объединённую Арабскую Республику. Прошлые визиты в дружественные страны убедили Нас в ценности личных контактов между лидерами стран, которые позволяют подобные поездки, и Наши совсем недавние путешествия лишь утвердили Нас в этом понимании.
Показать полностью. При каждом случае, Нас встречали с особой теплотой и дружбой, которые – лучшее свидетельство расположения и уважения, с которыми относятся к нашей нации те, кого мы зовём друзьями.
Каждый из нас разделяет успех, сопутствовавший Нашим встречам с лидерами этих стран, поскольку МЫ всегда говорили от лица нации, которой руководим, и народ, всегда остававшийся неиссякаемым источником силы и поддержки в делах выполнения сложных обязательств, выпавших на Нашу долю.
В Соединённых Штатах Америки, Мы обнаружили неизменное сочувствие и высокую оценку усилиям, которые Наше правительство и народ прилагают, чтобы ускорить развитие Эфиопии, и Мы уехали, заверенные нашим общением с Президентом Кеннеди, что Соединённые Штаты продолжат увеличивать свою щедрую поддержку этим трудам в форме конкретных проектов, вносящих всё больший вклад в экономическое и социальное здоровье Нашей нации. В Нью-Йорке у Нас была возможность обратиться к Генеральной Ассамблее Организации Объединённых Наций, которая напомнила самые мучительные дни Нашей жизни, но также вызвала в памяти преданность и стойкость великого эфиопского народа, чьими усилиями Эфиопия сегодня – свободное и независимое государство. Мы покинули Штаб-Квартиру ООН утверждённые в Нашей вере, что данная организация, как Мы отметили, обращаясь к Генеральной Ассамблее, представляет собой главную и, возможно, последнюю надежду на мир в современном мире.
Визиты в Африке
Во время Наших визитов в братские африканские страны, Мы встречались и разговаривали с Нашими добрыми друзьями: президентом Секу Туре в Гвинее, президентом Модибо Кейта в Мали, Королём Хасаном Вторым в Морокко, президентом Ахмедом Бен Белла в Алжире и президентом Хабибом Бургиба в Тунисе. В течение этих бесед, Мы были не раз поражены единством цели, демонстрировавшимся всегда, когда бы не возникал вопрос будущего Африки. В каждой нации Африки мы нашли неизменную решимость сделать решения в Аддис-Абебе вехами на пути создания единой и неделимой Африки, и готовность принести все необходимые жертвы ради этого. Это действительно доброе предзнаменование для будущего и надежд народов Африки, что цели, к которым стремятся все африканцы, могут быть полностью реализованы в течение жизни нынешнего поколения.
В прочих странах Мы обменялись взглядами с уважаемыми государственными деятелями, чьи нации давно имеют дружественные отношения с Эфиопией: с Эль-Фериком Ибрахимом Аббудом в Судане, с премьер-министром Лестером Пирсоном в Канаде, с генералом де Голлем во Франции, с маршалом Тито в Югославии, с президентом Гамалем Абдель Насером в Объединённой Арабской Республике. Результаты Наших обсуждений принесут пользу не только Эфиопии, но всем людям доброй воли.
Эфиопия в течение последнего года продолжала придерживаться традиционной политики уважения прав других народов, о приверженности к которой Нашей нации Мы неоднократно заявляли, невмешательства во внутренние дела других государств, уважения к территориальной целостности и суверенитету наций, мирного решения споров, поддержки принципа коллективной безопасности, как лучшей защиты против агрессии и лучшего хранителя мира и спокойствия. Эту политику мы применяем одинаково, как к соседнему государству, с которым у нас – общие границы, так и к нации в другом полушарии планеты. Чтобы сегодня жить в мире и дружбе со всеми, необходимо лишь, чтобы данные принципы стали применяться повсеместно, к чему Мы столь давно призываем …..
….. День в день, года назад, Эфиопия испытала особое удовольствие приветствовать в рядах независимых государств нации Кении, Малави, Замбии и Занзибара. Наши взаимоотношения с этими новыми странами, чью независимость Мы давно и горячо отстаивали и поддерживали, уже характеризуются теми симпатией и духом братства, объединяющими все народы Африки, уже свободные или продолжающие бороться за достижение этого счастливого положения. Это – тот же самый дух, что помогал Африке триумфально двигаться вперёд на гребне волны к идеалу африканского единства, и он не ослабевает и сегодня, когда Мы готовимся к более решительны мерам в битве, чтобы победить, преодолев все трудности на пути к этой заветной цели.
Желая укрепить узы дружбы и взаимопонимания, которое уже объединяет Эфиопию с её ближайшими соседями, Мы путешествовали в течение прошлого года в Кению, Уганду и Объединённой Республики Танганьики и Занзибара, где мы встречались и разговаривали с лидерами этих государств и могли лично познакомиться с благородными народами этих братских африканских наций. В каждой из этих стран, Мы столкнулись с той же преданностью высоким принципам, той же решимостью безустанно трудиться на дело мира и улучшения образа жизни для всех, которые являются сегодня отличительной чертой мудрого и ответственного управления государством, тем же неприятием продолжающегося колониального притеснения наших до сих пор зависимых африканских собратьев и бесчеловечной политики апартеида в Южной Африке. Наши визиты сделали Эфиопию ещё ближе к её Восточно-Африканским соседям, и Мы можем по-настоящему быть уверены в крепких и прочных узах дружбы, связывающих нас вместе.
Лишь два месяца назад Мы предприняли значительную поездку, из которой совсем недавно вернулись. В Иране, посещённом нами первым, Нас принимал Его Величество Шах, и в этой стране Мы отметили поразительную схожесть проблем, с которыми сегодня сталкиваются обе наши страны. В Восточной Европе, Мы посетили Польшу, Венгрию, Румынию и Болгарию. Повсюду Нас очень тепло встречали, и дань уважения, Нам оказанную, Мы считаем признаком дружбы со всей эфиопской нацией. В каждом из этих государств Мы наслаждались искренним и сердечным обменом взглядами на неотложные мировые проблемы с их лидерами, и повсюду Мы обнаруживали активное желание исследовать все возможные средства увеличения контактов с Эфиопией, в частности, в сфере экономического сотрудничества. В ближайшем будущем, делегации из этих дружественных стран посетят Эфиопию, чтобы обсудить в деталях реализацию принципиальных соглашений, достигнутых рады расширения совместной работы в экономической и технической сферах.
21 ноября 1964 г.
Нравится Показать список оценивших Сначала старыеНравится Показать список оценивших
Нравится Показать список оценивших
Избранные Речи Императора Хайле Селассие I запись закреплена
ВНУТРЕННИЙ ОТЧЁТ О МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЯХ
…Что делает народ великим и свидетельствует о его величии, это – его стремление к благосостоянию своей страны и практическое осуществление этих стремлений для своего собственного блага и блага грядущих поколений. Сплочённость придаёт сил и обеспечивает успех.
Показать полностью.
Мы очень счастливы, что, милостью Господней, Мы снова среди Нашего народа, после полутора лет, проведённых в Индии, Бирме и Японии, по любезному приглашению Президентов Индии и Бирмы, и Его Величества Императора Японии.
Также, как и два года назад, когда Мы вернулись из Нашего визита в Северную Америку и Европу, Мы говорили с вами о некоторых важных вещах, которые Мы нашли полезными для Нашей страны, и поэтому, сегодня Мы хотим рассказать о Наших впечатлениях и полезных наблюдениях, сделанных Нами в этих трёх странах, во время нашего тура по Азии и Дальнему Востоку. Вряд-ли необходимо подчёркивать, что виденное Нами в данных странах – очень важно и значимо для программы модернизации и развития, инициированной в нашей собственной стране.
Мы осознаём, конечно же, что вам сложно иметь столь же весомые понимание и оценку, что и Наши, полученные из первых рук, поскольку слышать – не то, что видеть. Но, тем не менее, Мы хотим рассказать вам о гостеприимстве и теплом приветствии, встречавших Нас со стороны правительств и народов Индии, Бирмы и Японии, чтобы вы могли испытать то же, что и Мы, во время визитов в эти три дружественные страны.
Проявления дружбы и высокого уважения, оказанные Нам в данных странах, предназначались не только для Нас, но и для всего народа Эфиопии. Более того, посещение Нами этих стран представляет собой осуществление давнего желания с Нашей стороны сделать Эфиопию более известной и ценимой по достоинству внешним миром, и, в то же самое время, помочь Эфиопии знать ценить остальной мир.
За время Нашего визита в Индию, Мы имели возможность посетить, среди прочего, авиационный завод, заводы по производству локомотивов, автомобилей и телефонов, атомную лабораторию, военную академию, сельско- и лесохозяйственные организации и проекты, огромные дамбы, гидроэлектрические и ирригационные системы, а также несколько университетов и технических учреждений. Более того, Мы имели возможность посетить прекрасный и всемирно известный Тадж-Махал, а также, исторический город Бенарес, место зарождения буддизма. Мы также посетили древнюю Ортодоксальную церковь на юге Индии, основанную в честь Святого Апостола Фомы. На всех заводах и фабриках, посещённых Нами, включая многие из тех, что требуют применения технических знаний высшего порядка, работа ведётся самими индийцами. Это, несомненно, неординарный пример успеха их усилий по достижению самодостаточности.
Поскольку социальные и экономические проблемы, с которыми сталкиваются Индия и Эфиопия весьма схожи, можно извлечь немалую пользу из опыта, полученного Индией в попытках бороться с этими проблемами и преодолевать их. Усилия, предпринимаемые в Индии, с намерением встретить эти проблемы лицом к лицу и преодолеть их, особенно важны для программы развития и реконструкции, запланированную Нами и вводимую в действие в Нашей собственной стране для процветания и благополучия Нашего народа. Недостаточно говорить об идеях и планах. Очень важно претворить их в эффективные действия. Да поддержит и направит нас Всевышний к исполнению этой великой задачи, чтобы Наш народ мог извлечь даже большие возможности и выгоды из развития технического прогресса.
Когда Мы были в столице Индии Дели, Мы воспользовались возможностью дружеского обмена мнениями с индийскими лидерами по вопросам, касающимся отношений между нашими двумя странами и международных отношений в целом. Наши беседы с Премьер-министром Неру отличались духом сердечного понимания. У Нас был случай снова выразить нашу общую веру в мирные переговоры, как средство урегулирования международных разногласий. Мы подтвердили Нашу приверженность принципам ненападения, невмешательства во внутренние события друг друга, уважение к национальному суверенитету и неприкосновенности, и мирному сосуществованию. Это – те самые принципы, ради которых мы пожертвовали столь многое в течение Нашей жизни. Мы укрепились в Нашей вере в подобные принципы и согласились сделать их основой для лучшего понимания и близкого сотрудничества в будущем.
Чтобы укрепить и расширить торговлю и экономические отношения, столь давно существующие между Индией и Нашей страной, Мы согласились о торговом соглашении, детали которого в данный момент изучаются нашими двумя правительствами. Индийская делегация должна прибыть в Аддис-Абебу для обсуждения означенного торгового договора.
Несмотря на то, что Нам пришлось сократить Наше пребывание в Японии, по причине сложной международной ситуации, имевшейся на тот момент, Наш визит в Японию по любезному приглашению Его Величества Императора Хирохито и японского правительства позволил Нам увидеть многие важные отрасли промышленности, включая автомобильный завод, текстильную фабрику и завод по производству автоматического телефонного оборудования. Мы также посетили многие древние японские исторические места и святыни.
Несмотря на серьёзный ущерб, нанесённый войной японской экономике, Япония добилась впечатляющего восстановления и прогресса за краткий период после её окончания. Осознавая взаимовыгодную пользу, которую можно получить благодаря расширению торговли и экономических отношений со страной, чья экономика сравнима с нашей, мы согласились подписать договор с Японией о дружбе и развитии коммерческих отношений.
Мы всегда предельно восхищались Японией и достижениями японского народа по сохранению своих традиций, который, создавая лучшее среди нового, успешно примиряет его с лучшим из старого. В течение визита в эту дружественную страну, мы были впечатлены энтузиазмом и трудолюбием японского народа, позволяющими подобный прогресс. При этом, Наше восхищение и высокое уважение к народу Японии особенно возросло, когда Мы столкнулись с их вежливыми манерами и большой добротой.
Будучи убеждены в необходимости создавать и развивать промышленность в Нашей собственной стране, Мы уже начали с основания технических школ и учреждений ради ускорения реализации этих планов. Наше постоянное желание – чтобы Наш народ был интеллектуально и технически развит, а также защищён от разгула безработицы.
За короткий срок, проведённый Нами в Бирме, Мы посетили фармацевтический завод и текстильную фабрику, несколько образовательных учреждений и хорошо известную пагоду Шведагон, возведённую в честь Будды, а также другие исторические места. Мы также стали свидетелями усилий, предпринимаемых правительством Бирмы для преодоления экономических и социальных сложностей в стране. Без сомнения, усилия народа Бирмы приведут к успешным результатам и яркому, процветающему будущему.
Страны, посещённые Нами за время Нашего путешествия, экономически, исторически и во многих иных аспектах сходны с Нашей. Они также напоминают нас своим стремлением к разработке своих природных ресурсов ради вящей пользы своего народа. Мы обнаружили, что методы, применяемые ими для преодоления своих социальных и экономических проблем, будут полезны и значимы для наших программ национального развития, поскольку мы сталкиваемся с подобными проблемами.
Наша страна ни коим образом не является второстепенной относительно большинства других стран, если говорить о её территориальных и природных ресурсах. Хорошо известно, что, если народ обладает твёрдой решимостью трудиться, он способен преодолеть любые свои трудности и проблемы. Для Нас не существует непреодолимых проблем. Давайте трудиться сплочённо и с упорством. Что делает народ великим и свидетельствует о его величии, это – его стремление к благосостоянию своей страны и практическое осуществление этих стремлений для своего собственного блага и блага грядущих поколений. Сплочённость придаёт сил и обеспечивает успех.
Во всех посещённых Нами странах Мы отмечали, что образование является основой для величия, силы, гордости и процветания нации. Это впечатление, вместе с уверенностью, которую Нам придают студенты наших собственных образовательных учреждений, кого Мы считаем принципиальными средствами достижения прогресса и благосостояния Эфиопии, обновляет и усиливает Нашу веру в образование. Если образование является фактором непрекращающейся значимости для величия нации, долг каждого жителя Эфиопии – стремиться к образованию и прогрессу. Всё, виденное нами, где бы Мы ни были, убеждало нас, что образование не менее важно, чем сама жизнь.
Зарубежные технические и прочие специалисты наняты лишь ради временного содействия и обучения. Долг каждого – стремиться к самостоятельности посредством получения знания и опыта. Всегда жить в зависимости от помощи других не только мешает народу в достижении своих идеалов, но и лишает жизнь её истинной значимости и достижений.
Мы снова увидели во время Нашего визита, что Бог никогда не равнодушен к своему божественному творению. Различный цвет кожи не имеет какого-либо значения, и тщетность попыток отстоять обратное теперь очевидна. То, как молодёжь Эфиопии впитала знание современного искусства и науки, и высокие академические достижения молодых мужчин и женщин, которых Мы послали ради получения высшего образования заграницу, оправдывает Наши усилия и ожидания. Вся наша история свидетельствует о героических поступках нашего отважного народа.
Тот факт, что Наши семена упали на плодородную почву, укрепляет Нашу надежду, что Мы реализуем планы, подготовленные Нами ради достижения Наших высших идеалов. В конечном счёте, Эфиопия держит первенство относительно сельскохозяйственных традиций. Мы горды сказать, что Наши планы и достижения выгодно отличаются от многих. Мы были способны совершить то, что было у Нас на уме, именно потому, что любовь и молитвы Нашего народа всегда поддерживали Нас.
В заключение, Мы хотели бы оставить вам идею для размышлений, что Эфиопия принадлежит в равной мере каждому отдельно взятому эфиопу, и Мы полагаемся на то, что все вы, молодые и старые, сыграете соответствующую вам конструктивную роль в великом общем деле внедрения в Эфиопии результатов Наших визитов за границу. И вы не подведёте в деле стремления к успеху программы модернизации и развития, которую Мы обозначили для Нашей любимой страны.
Нехватка энтузиазма и рвения пройти через образование и поднять себя до уровня, которого достигли другие нации – вот, что наиболее вредно для нации и лишает её сил. Нет ничего более желанного для Нас, чем увидеть полную разработку природных ресурсов Нашей Империи и повышение уровня жизни Нашего народа. Да не перестанет Всемогущий и Предвечный Господь Бог защищать Наш народ и благословлять Наши усилия, чтобы в доброе время Мы могли увидеть плоды наших усилий.
Следующая цитата
Видео от Телеканал "Россия-Культура" Нравится Показать список оценивших
Хайле Селассие I запись закреплена
История/History
ОРДЕН СВ. АНТОНИЯ
Орден св. Антония стоит особняком среди императорских и государственных орденов Эфиопии.
Показать полностью.
По преданию орден был учрежден в 370 году неким абиссинским Негусом, известным в Европе, как Пресвитер Иоанн, в честь святого преподобного Антония Великого.
Орден был основан после смерти св. Антония в 357 или 358 году, когда многие ученики и последователи св. Антония удалились в пустыню, но затем приняли монашеские правила жизни св. Василия и перешли в монашество «с именем и наследием св. Антония». Некоторые средневековые тексты гласят, что «в 370 году от Рождества Господа нашего Иоанн, император Эфиопии, известный как Prestor John, собрал монахов в духовно-рыцарский орден под именем и защитой св. Антония, патрона его империи, и даровал им многие привилегии. И когда они стали рыцарями, они приняли вышеупомянутый устав св. Василия и его установления».
Если принять эту легенду за истинную, то Орден Святого Антония является самой древней духовно-рыцарской организацией в мире.
Тем не менее, значительно более вероятно менее древнее происхождение ордена.
Ордена того же имени существовали позднее в Италии, Франции и Испании, будучи ответвлениями ордена из Константинополя. Целью обоих орденов – эфиопского и константинопольского была защита христианской веры. Рыцари носили черные с синим мантии с синими трехконечными крестами на груди. Старшие рыцари носили двойные кресты того же цвета. Традиционно штаб квартира ордена располагалась на о-ве Мерое (сейчас в Судане), в резиденции аббатов, но во всей остальной Эфиопии орден имел множество женских и мужских монастырей. Годовой доход ордена составлял не менее двух миллионов золотых.
О существовании ордена было известно в средневековой Европе, и изображение знаков ордена можно встретить в геральдических справочниках того времени.
В Эфиопской Империи долгое время не вручался, но был реанимирован в эмиграции Коронным Советом Эфиопии.
Сувереном ордена в настоящее время является его гроссмейстер и генерал-капитан Его Императорское Высочество Эрмиас Сале-Селассие Хайле-Селассие, Президент Королевского Совета Эфиопии. Рыцари в орден принимаются крайне редко и их обеты являются по-настоящему рыцарскими.
Орден имеет две степени – Большой рыцарский крест и компаньон. Кавалеры ордена могут указывать в официальном титуловании инициалы ордена KGCA (Knight Grand Cross) и CA (Companion of the Order of St. Anthony).
Следующая цитата
Тенденции
Показать предыдущие 7 месяцев назад
Земля, обетованная растаманам
В северной части городка Шашамане живет небольшая община растафари – самых настоящих: с дредами и почти что с Ямайки. На рубеже XIX-XX веков на Ямайке жил достаточно неоднозначный деятель по имени Маркус Гарви. Он боролся за права чернокожих, призывал их вернуться к своим корням, уехать в Африку и обещал, что скоро на черном континенте появится черный король. Сам он в Африку не поехал, а жил в США и Великобритании, но на его идеи подписалось достаточно много человек, живших на Карибских островах . Когда в 1930 году в Эфиопии был коронован император Хайле Селассие, сторонники Гарви решили, что пророчество сбылось, и теперь уже точно надо ехать. Они именовали себя растафари – в честь прежнего имени императора, а сам Хайле Селассие даже выделил для них участок земли.
Однако жизнь у растафари в Эфиопии вышла совсем не райская. Многие с удивлением для себя узнали, что обетованная земля – это место похуже их родных Карибов, и решили вернуться. А потом ещё к власти пришла коммунистическая хунта, которая свергла императора и отобрала у раста значительную часть земли. Те, кто остался, долгое время жили нелегально – паспорта им начали выдавать лишь несколько лет назад.
Были и ребята, подготовленные более основательно. В Шашамане полно плутоватых эфиопов, которые не имеют никакого отношения к растафарианству, но пытаются нажиться на туристах, впаривая им дешевые сувениры с портретами Боба Марли и Хайле Селассие, экскурсии сомнительного качества. Одни такие ребята даже поставили палатку прямо у ворот одной из раста-организаций. Не успел я приблизиться хотя бы метров на двадцать, как меня уже окружила толпа.
Одно из интересных мест в Шашамане – это Banana Art Gallery , где местный художник делает аппликации из листьев банана, не используя красок. Так вот вышеупомянутые ребята сорвали указатель, ведущий к галерее с главной дороги, чтобы белые туристы платили им деньги за сопровождение.
Сами жилища растафари не особо отличаются от соседних зданий – разве что ворота некоторых разукрашены в эфиопские цвета. Знаковые места в растаманском районе – офисы четырех организаций, которые занимались переселением людей в Эфиопию. Как раз одну из них хитрецы и пытались выдать за музей. Остальные три посетить никто не мешает, и там можно найти местных дредастых ребят, потереть с ними за жизнь и поесть простейшей карибской кухни.
Показать полностью 3 Эмоции 5 лет назадГерои Civilization V | Часть 14 | Хайле Селассие : Царь царей
Встречаем Хайле Селассие, лидера Эфиопии!
Прозванный "Львом-Победителем из колена Иудова", "Царем царей" и "Избранником господа", Хайле Селласие правил Эфиопией в ХХ в., оставаясь у власти на протяжении сорока лет. Тэфэри Мэконнын, будущий император Хайле Селласие, родился в 1892 г. и положил жизнь на служение эфиопскому народу. Он покончил с пережитками феодального строя, модернизировал Эфиопию и в результате безустанных трудов не только сделал свою страну одной из сильнейших в Африке, но и вывел ее на международную политическую арену. Роль Хайле Селласие в международной политике превосходит лишь его наследие в религии растаманов, которые считают Хайле Селласие мессией и воплощением бога, способного увести их обратно на родину, в Эфиопию.
Обучив сына основам государственного управления, отец сделал его губернатором нескольких мелких провинций. К семнадцати годам Хайле Селласие был восходящей звездой эфиопской политики. В бытность губернатором Хайле Селласие проявил себя как прогрессивный мыслитель и задал курс на ограничение влияния знати и централизацию власти.
Хайле был в близких приятельских отношениях с внуком тогдашнего императора Менелика II – Лиджем Иясу, который впоследствии сам восходит на трон под именем Иясу V, и даже взял в жены его племянницу. Но впоследствии Тэфэри и Иясу V, сильно отдалились друг от друга, т.к. как их взгляды на внутреннею и внешнюю политику очень разнились. Кроме того тогдашний император открыто высказывал свои симпатии исламу, чем вызвал огромное недовольство у знати, ведь Эфиопия была одним из древнейших оплотов христианства. Как итог, Иясу V был низвергнут, даже не пройдя обряд коронации.
В 1916 г. Хайле Селласие стал уполномоченным регентом, а значит - и наследником престола при императрице Заудиту. Селласие, которого поддерживали как либералы, так и консерваторы, был идеальной кандидатурой. За время регентства его популярность среди прогрессивно настроенных фракций росла, что печалило консервативную императрицу Заудиту. Хотя номинально государством правила императрица, на деле почти все органы власти контролировал регент. Пребывая в этой должности, Хайле Селласие обеспечил вступление Эфиопии в Лигу Наций. Это стало возможным после того, как его стараниями в стране было отменено рабство.
Влияние и популярность Хайле Селласие росли. Императрица Заудиту более не могла закрывать на это глаза и в 1928 г. попыталась отстранить будущего императора от власти. Она обвинила его в государственной измене, однако к этому времени Хайле Селласие заручился поддержкой армии, а Заудиту не смогла обосновать свои обвинения. Ей пришлось признать Хайле Селласие королем Эфиопии. Король стоял ниже императрицы, но выше регента; Хайле Селласие на шаг приблизился к верховной власти. Меньше двух лет спустя Заудиту по необъяснимым причинам скончалась, и Хайле Селласие не замедлил занять пустующий трон. В 1930 он был коронован императором и принял тронное имя Хайле Селласие, в переводе амхарского языка Эфиопии означающее "сила Троицы". Вскоре по инициативе Селласие была принята первая письменная конституция Эфиопии. В своих мемуарах Селласие писал, что вынашивал эту идею еще со времен регентства.
В 1935 г. Италия под властью диктатора Бенито Муссолини объявила Эфиопии войну и осенью того же года вторглась на ее территорию. Началась так называемая Вторая итало-эфиопская война (первая относится к концу XIX века). После непродолжительных военных действий, во время которых Хайле Селласие лично вел войска на поле боя, итальянские фашисты оккупировали и аннексировали Эфиопию.
С началом Второй мировой войны были наконец предприняты попытки освободить Эфиопию от итальянской оккупации. Великобритания начала Восточноафриканскую кампанию, в ходе которой к британским войскам присоединились как нерегулярные, так регулярные отряды эфиопской армии. Последние получили название "Сила Гидеона" и сыграли ключевую роль в освобождении родины. В 1942 г. итальянцы сдались и признали суверенитет Эфиопии. Хайле Селласие вернулся в столицу страны, Аддис-Абебу. Разочарованный пассивностью Лиги Наций, Хайле Селласие поддерживал идею создания Организации Объединенных Наций. По его мнению, она смогла бы более эффективно обеспечивать международную безопасность. Эфиопия под руководством Хайле Селласие стала одной из стран-основательниц ООН.
После войны Селласие продолжил реформаторскую деятельность и модернизацию страны, а также вплотную занялся внешней политикой, чтобы наладить добрые отношения с другими странами. Селласие, безусловно, верил в то, что сила Африки в солидарности независимых государств, и в 60-х годах ХХ века возглавил Организацию африканского единства - предшественницу Африканского союза. По замыслу императора организация должна была получить реальные полномочия в урегулировании африканских вопросов. Впрочем, без поддержки армии она оставалась лишь идеологическим союзом, лишенным настоящей силы.
Активно занимаясь внешней политикой и мировыми процессами, Хайле Селласие также старался улучшить благосостояние эфиопского народа. Его борьба с феодальной формой собственности не увенчалась успехом, однако послужила толчком к зарождению движения, продолжавшего свою деятельность и после правления Селласие. Хайле Селласие открыл новые школы и сделал их более доступными для граждан, а также разработал справедливую систему налогообложения. Несмотря на благотворный эффект внутренних реформ, попытки Хайле Селласие внести изменения в конституцию и сосредоточить всю власть в своих руках привели к возникновению мощного оппозиционного движения.
Весь период правления Хайле Селассие I его пытались низвергнуть и, в конце концов, его противникам это удалось. В 1974 году Эфиопия переживала страшный голод, кроме того инфляция и безработица в стране достигли рекордных отметок. Все это в купе с недовольством существующим режимом, которое копилось ни один год, привело к свержению военными во главе с Менгисту Хайле Селассие I с его поста.
В 1975 г. Хайле Селласие умер под домашним арестом при загадочных обстоятельствах. По официальным данным военных бывший император скончался в результате болезни, но многие сторонники Селласие до сих пор верят, что его убили революционеры. Хайле Селласие получил достойное погребение лишь через 25 лет после смерти - в ноябре 2000 г.
До сих пор покойный император Эфиопии почитается во всем мире растаманами – как воплощение их бога Джа на земле. Само название этого религиозного движения, "растафарианство", происходит от его титула и имени до коронации, "Рас (то есть верховный феодал, князь) Тэфери Мэконнын". У истоков растафарианства стоит ямайский борец за права чернокожих Маркус Гарви. Гарви говорил: "Смотрите на Африку, где будет коронован черный король, ибо день избавления приблизился". Растаманы считают, что пророчество исполнилось в 1930 г., когда был коронован Хайле Селласие. Будучи христианином-монофизитом по вероисповеданию, сам Селласие никогда не отказывался от роли мессии, но и не принимал ее. В 1966 г. он посетил Ямайку, где его тепло встретили десятки тысяч растаманов.
Хайле Селассие вошел в историю как красноречивый правитель и горячий патриот, который преодолел за время правления множество трудностей и всегда стремился к стабильности и процветанию своей страны. Взгляды Селласие на важность международного сотрудничества оказали влияние не только на будущее Эфиопии и Африканского союза, но и на весь мир.
Следующая цитата
Последний император Эфиопии, свергнутый в результате военного переворота в 1974 году, Хайле Селассие I, был крайне противоречивым правителем. За время своего пребывания у власти он прослыл просвещенным и деятельным монархом, страна которого не только не была ничьей колонией, но и стала полноправным участником Организации Объединенных Наций.
Противоречивый правитель
За такой продолжительный период Эфиопия достигла международного признания, стала участницей нескольких международных организаций и договоров и сумела противостоять попыткам захвата со стороны Италии. Хайле Селассие I организовал и возглавил Организацию Африканского Единства, позднее ставшую Африканским Союзом.
За его достойную политику и свободолюбие в народе обожествляли своего императора. Родившееся в годы его восхождения на трон растафарианство считало его воплощением бога Джа. Само религиозное движение получило свое название от имени, которое Хайле Селассие носил до коронации. Но не все было так однозначно.
В годы правления Хайле Селассие I Эфиопия оставалось бедным государством, страдающим от болезней и голода, несмотря на более чем достаточную помощь со стороны как США и Великобритании, так и СССР. В то время как его подданные умирали от голода, император был одним из самых богатых людей того времени не только в Африке, но и во всем мире. Неудивительно, что такие противоречия привели к двойственному восприятию его личности в истории.
Имена
Имя, данное будущему императору его родителями – Тафари. Это имя переводится с языка геэз как «тот, кого должны уважать и бояться». Будучи ребенком из знатного семейства, будущий наследник должен был иметь перед именем ранг – лидж, а после третьим следовало имя отца и, иногда, деда. Поэтому звали последнего императора так: лидж Тафари Мэконнын Волдемикаэл. Во время крещения Тафари получил священное имя Хайле Селассие, что в переводе значит «сила Троицы».
Приняв на себя управление одним из регионов Эфиопии, а впоследствии став наследником престола, будущий правитель получил новый ранг – рас, эквивалент русского князя или западного принца. Теперь к нему обращались рас Тафари Мэконнын. Именно это имя дало название растафарианству.
Взойдя на престол, рас Тафари должен был принять новое, королевское звание. Он выбрал имя, данное ему при крещении, и стал императором Хайле Селассие 1. Полный титул самодержавного монарха звучал следующим образом: Король королей, Предводитель господ, лев — победитель племени Иудова, Его Имперское Величество, Избранный Богом и Свет мира.
Хайле Селассие I: биография, ранние годы
Будущий император родился 23 июля 1892 года в небольшом поселке Эджерса Горо в провинции Харэр. Он был десятым ребенком в семье раса Мэконнына, двоюродного брата императора Эфиопии Менелика II. Отец Хайле Селассие был губернатором Харэра, главным военачальником эфиопской армии и советником императора. Династия Мэконнына происходила от самого короля Соломона и царицы Савской.
Регентство
Получив в управление родную провинцию, Тафари решил на некоторое время остаться при дворе императора. После восхождения на трон нового императора Иясу V отношения между главой страны и Тафари заметно охладились, он даже потерял пост губернатора Харэра.
Император Иясу V стал открыто выражать свою симпатию к исламу и даже стал носить чалму, угрожая обратить Эфиопию – одно из первых христианских государств мира – в ислам. Такие намерения сильно напугали придворных, и в 1916 году они, пользуясь временным отсутствием императора, отлучили его от церкви, низложили и возвели на престол его тетю, назначив Тафари регентом и даровав ему титул раса.
Будучи регентом до 1930 года, рас Тафари провел множество реформ, среди которых особенно отличались армейские реформы и преобразования во внутренней и внешней политике. Тафари Мэконнын поднял уровень образования, наладил базовую инфраструктуру и обеспечил частичную отмену рабства. Он заключил договоры со многими государствами региона, а также мировыми державами и добился принятия Эфиопии в Лигу Наций.
Восхождение на трон
В конце 1930 года регент был коронован и возведен на Эфиопский трон под именем Хайле Селассие I. На его коронации присутствовала не только вся Эфиопская аристократия, но и представители правящих эшелонов многих европейских государств. В честь принятия короны фотография Хайле Селассие I была опубликована на обложке журнала Times.
Реформы императора
Реформаторская политика нового императора не раз подвергалась критике за гораздо более традиционные ценности и консервативную направленность на сохранение абсолютной монархии. Даже принятая в 1931 году первая в истории Эфиопии конституция провозглашала власть императора абсолютной и нерушимой.
Хайле Селассие I создал двухпалатный парламент. В верхнюю палату император назначал сенаторов самостоятельно, а в нижней происходил отбор среди правящих слоев аристократии. Как бы радикально ни выглядели реформы, они все же никак не изменили положение простых граждан Эфиопии.
Конфликт с Италией
В начале октября 1935 года Италия неожиданно начала военные действия против Эфиопии, нарушив ее границы, перейдя из Эритреи через реку Мареб и из Сомали в сторону Харэра. Хайле Селассие объявил о всеобщей мобилизации.
Несмотря на то что были проведены массовые армейские реформы, эфиопская армия была крайне неподготовленна к масштабным боями не обладала тяжелым вооружением. Против танков, огнеметов, разрывных пуль и даже химического оружия эфиопы были вооружены лишь стрелковыми средствами. Многие из представителей нерегулярной армии пошли в бой с копьями и мечами.
Несмотря на то что император лично вел свои войска в бой, в середине 1936 эфиопы потерпели поражение, и Хайле Селассие I, дети, внуки и близкие соратники императора сбежали заграницу. Эфиопский народ был обескуражен и разочарован выбором правителя.
Находясь в изгнании, император не раз обращался за помощью к США, Великобритании и другим государствам. В своем выступлении на совете Лиги Наций Хайле Селассие, цитаты которого разошлись потом по всем важным изданиям, жестко осудил применение Италией химического оружия. В 1940 году, обеспечившись поддержкой Великобритании, он вернулся в Эфиопию.
Недовольства в Эфиопии
Однако Хайле Селассие I не был готов расстаться с абсолютной властью, поэтому наладил устрашающий репрессивный аппарат, который не позволял пользоваться основными правами и защитой политических свобод.
Неудивительно, что среди народа, как и среди аристократии возросли недовольства. Продолжительный голод в провинции Уолло, унесший жизни тысяч эфиопов, отсутствие значительных перемен в исполнительной власти и непрерывный деспотизм императора привел к тому, что в 1960 году произошел государственный переворот, к которому присоединился и наследный принц Асфа Уосен. Хайле Селассие I удалось подавить это восстание, но недовольство его режимом не перестало кипеть.
Революция в Эфиопии
В течение последующих 13 лет недовольство жителей Эфиопии все нарастало, пока в 1974 году в результате халатного отношения к народу в стране не случилась трагедия. Набиравший обороты голод унес жизни более 200 тысяч человек, а остальные были на грани выживания. Военные со всех концов страны потребовали прибавку к содержанию, их поддержали рабочие и студенты. В результате конституционного собрания Хайле Селассие I был лишен фактической власти, а его правительственный аппарат был свергнут. На место светского правительства пришло военное, первым постановлением которого стал арест всей императорской семьи.
В августе 1975 года военное правительство объявило о внезапной болезни бывшего императора. Он умер 27 августа в возрасте 83 лет по неизвестным причинам. Расследование проводить не стали и тело не отдали на вскрытие. Многие подозревали, что бывший император Хайле Селассие I был задушен лидером восстания Менгисту Хайле Мариамом.
Читайте также: