Хадисы аль бухари цитаты

Обновлено: 22.12.2024

Цитаты и высказывания великих людей

Сахих Аль-Бухари

Прежде чем получить власть над людьми, вы должны обрести понимание (ориентации и осознание ответственности).

Если бы людям дали все, на что они претендуют, жизнь и все имущество нации были бы потеряны.
Читать полностью -->

Бухари и Муслим

Истинно бедный человек не тот, кто занимается тем, что ходит повсюду и просит милостыню, и от которого можно отделаться фиником или кусочком чего-либо другого. Истинно бедный – тот, кто, не имея достаточных средств для проживания, не являет свою бедность напоказ, дабы получить милостыню, и не стоит на виду с протянутой рукой.
Читать полностью -->

Абу Дауд

Лучший Джихад есть тот, когда человек говорит правду в лицо правящему тирану.

Строго старайтесь преодолеть чувство зависти, ибо зависть пожирает добрые дела столь же (быстро), сколь огонь пожирает сухое дерево.
Читать полностью -->

Следующая цитата

Прежде чем получить власть над людьми, вы должны обрести понимание (ориентации и осознание ответственности).

Если бы людям дали все, на что они претендуют, жизнь и все имущество нации были бы потеряны.

Следующая цитата

Бисми Лляхи Ррахмаани Ррахиим.

• Имам аль-Бухари родился в Бухаре в пятницу 11 числа месяца шавваль 194 года хиджры – 810 год по христианскому календарю. Он рано лишился отца и его воспитанием занимался дед – имам-хатыб одной из мечетей города.

• Способности будущего хадисоведа проявились в раннем возрасте. Уже в 6 лет он наизусть читал многие суры Корана. В 16 лет он совершил паломничество в Мекку со своей матерью и братом Ахмадом. Оставшись в Мекке, он 4 года изучал хадисы под руководством знаменитого ученого хадисоведа имама Ахмада бин Ханбала, обладавшего в то время большим списком из 30 тысяч хадисов.

• Он передавал хадисы от Ахмада ибн Ханбала, аль-Хамиди, Ибн аль-Мадини и их современников.

• Третий век хиджры считается золотым веком классификации сунны. Именно в этот период появились наиболее известные ныне источники сведений о сунне пророка, да благословит его Аллах и приветствует. В том числе сборник Имама Аль-Бухари "Ас-Сахих", который считается наиболее достоверной книгой после Корана.

Достоинства этого учёного трудно описать.

Он обладал прекрасной памятью и сказал о себе: "Я собрал хадисы от тысячи с лишним шейхов, и от каждого из них - по десять с лишним тысяч хадисов. И нет ни одного хадиса, иснада которого я бы не помнил".
(См. "Табакат аль-Ханабиля" 1/275, "Тарих Багдад" 2/10, "Тахзиб аль-Камаль" 1170).

• Когда аль-Бухари был ещё юношей, жители Басры, желавшие слушать хадисы, ходили за ним по пятам, пока не добивались желаемого, и тогда они усаживали его на какой-нибудь дороге, после чего вокруг него собирались тысячи людей, большинство из которых записы­вали то, что он говорил, а был он в ту пору безусым юнцом.

• Свидетельств уникальной памяти этого учёного очень много.

Когда собрался народ, поднялся первый из них и спросил аль-Бухари об одном из десяти своих хадисов. Он ответил: "Я не знаю его". Он спросил о следующем, и он опять ответил: "Я не знаю его". Так продолжалось, пока он не закончил свои десять хадисов. Учёные переглянулись и сказали: "Он догадался". А те, кто не знал об этом, смотрели на него, как на беспомощного. Затем поднялся второй учёный и сделал то же, что и первый. Аль-Бухари опять отвечал: "Я не знаю его". Затем поднялся третий, четвёртый, и так все десять. Однако он ничего не прибавлял к словам: "Я не знаю его".

И когда пришел аль-Бухари, и собрались люди, начали они приводить иснады для каждого хадиса до тех пор, пока не прочли все из них. И всякий раз, когда они приводили иснады с текстом хадиса, аль-Бухари говорил: "Я не знаю его", до тех пор, пока не прочли всех их. И простолюдины говорили: "этот человек ничего не знает, ему привели сто хадисов, а он говорит, что не знает их". Однако его слова "я не знаю его" означали: "я не знаю такой иснад этого хадиса".

Затем встал аль-Бухари, и привел каждый хадис с его уже достоверным иснадом, пока не завершил все 100 хадисов. И тогда люди поняли, что он - знамение из знамений Аллаха относительно заучивания хадисов. Они признали его и подчинились ему».

Сообщается также, что стоило ему прочесть книгу только один раз, как он наизусть запоминал её содержание.

• Имам аль-Бухари в поисках хадисов путешествовал по многим городам Ближнего и Среднего Востока. Он собрал хадисы со слов более чем тысячи шейхов, с которыми он встречался в разных краях.

• К числу самых известных шейхов аль-Бухари относятся Хаммад бин Шакир, Тахир бин Махлид, имам Ахмад бин Ханбаль, Али бин аль-Мадини, Макки бин Ибрахим аль-Балхи, Абдуллах бин Муса аль-Абси, Абу Бакр аль-Хумайди, Ибрахим бин Ма‘киль, Абу Тальха бин Али аль-Баради ан-Насафи, Ибрахим бин аль-Мунзир, Адам бин Ийас, Абдан бин Усман аль-Марвази, Абу Асим аш-Шайбани и Йахайа бин Му‘ин.

• Наиболее известными передатчиками хадисов, собранных аль-Бухари, являлись имам Муслим бин аль-Хаджжадж, не включивший эти хадисы в свой “Сахих”, ат-Тирмизи, включивший эти хадисы в свой “Джами‘”, ан-Наса’и, который, как считают некоторые улемы, включил их в “Сунан”, Ибрахим аль-Харби, Ибн Абу-д-Дунйа, Абу Хатим, Абдуллах бин Мухаммад бин Наджих, аль-Хусейн бин Исма’ил аль-Махамили и многие другие.

• Требования, которые он предъявлял к равиям (передатчикам хадисов), были очень строгими, поэтому в его сборнике "ас-Сахих" почти все хадисы достоверны.

Абу Аммар аль-Хусейн ибн Хурис сказал: "Я не знаю, видел ли я подобного ему (Бухари). Он будто был создан для хадисов". ("Мукаддима аль-Фатх", стр. 484).

Сам имам сказал: "Я встречался с более чем тысячью учёных в Хиджазе, Ираке, Шаме и Египте, и я не видел ни одного из них, кто бы расходился в одном - в том, что религия – это, слова и дела, и что Коран – это, Слово Аллаха".

Об имаме аль-Бухари с похвалой отзывались многие из улемов.

Имам аль-Бухари оставил после себя множество трудов, важнейшим и получившим наибольшее распространение из которых является “Аль-джами‘ ас-сахих”. К числу сочинений аль-Бухари относятся также такие книги как “Аль-асма’ ва-ль-куна”, “Ат-тарих аль-кабир”, “Ас-сунан фи-ль-фикх”, “Хальк аф‘аль аль-‘ибад”, “Аль-адаб аль-муфрад” и “Аль-кира’а хальфа-ль-имам”.

Здесь нет возможности говорить о каждом из его сочинений, и поэтому придётся ограничиться указанием только на “Аль-джами‘ ас-сахих” и то место, которое он занимает среди других сводов хадисов пророка, да благословит его Аллах и приветствует.

Основной причиной, побудившей аль-Бухари к составлению “Сахиха”, куда вошли только достоверные хадисы, послужило то, что в сборники, составленные его современниками, на­ряду с достоверными включались и слабые хадисы. Это не нравилось имаму аль-Бухари, не забывшему о том, что его шейх Исхак бин Рахавайх хотел собрать воедино одни лишь достоверные хадисы и побуждал к этому своих учеников, говоря им: “Было бы прекрасно, если бы вы составили краткий свод достоверных хадисов посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует”.

Эти слова запали в душу имама аль-Бухари, и после этого он начал собирать материалы к своему “Сахиху”.

Кроме того, его решимость укрепил сон, в котором аль-Бухари увидел, как он стоит перед посланником Аллаха (салля Ллаху `алейхи уа саллам) с веером в руках и защищает его, что было истолковано им как указание на то, что он не позволит лжи коснуться посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует.

Всё вышеупомянутое и побудило его заняться этим трудом, который стал лучшим из всех трудов великого имама, явился свидетельством высокого места, занимаемого имамом аль-Бухари, и сослужил великую службу исламской религии.

В процессе работы имам аль-Бухари проверил около шестисот тысяч хадисов, которые были в ходу в то время. Из всего этого громадного количества материалов он отобрал для своего сборника семь тысяч двести семьдесят пять хадисов. Это лишний раз свидетельствует о том, как тщательно аль-Бухари относился к выполнению поставленной им перед самим собой задачи, и сколь высоки были критерии отбора и проверки.

В ходе многолетней работы имам аль-Бухари разработал методы, применение которых позволило всю работу по сбору и систематизации хадисов поставить на серьезную научную основу. Главным его методом стал иснад, – установление цепи передатчиков конкретного хадиса, начиная от последнего и до первого его передатчика.

При этом особое значение он придавал установлению лиц, служивших первоисточником передачи, записи хадиса, перечислению лиц, передававших его дальше.

В «достоверные» он относил только те хадисы, которые рассказывались людьми, являвшимися непосредственными свидетелями поступка Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, или лично слышали его изречения, комментарии.

Исключительно важным для него был и нравственный облик передатчиков хадиса. Хадис, исходящий от лица, связанного с неблаговидными делами, исключался из числа достоверных. Его методы стали надежным заслоном, защищавшим Сунну Пророка, да благословит его Аллах и приветствует.

Созданный им труд стал наилучшей книгой после Книги Всемогущего и Великого Аллаха, что соответствует единодушному мнению членов мусульманской общины, принявшей его с того самого дня, когда он был завершён, и продолжающей высоко ценить его до сих пор. Имам аль-Бухари работал над своей книгой в течение шестнадцати лет.

Следующая цитата

Вопрос: Все ли хадисы из сборников Бухари и Муслима на 100% достоверные? Почему я спрашиваю – есть множество известных ученых, которые считают, что в этих сборниках есть слабые хадисы. Также многие ученые считают, что все хадисы в этих сборниках на 100% достоверные. Поскольку обе эти точки зрения не могут быть одновременно правильными, мне хотелось бы знать ваше мнение.

Ответ:

Следует отметить, что подавляющее большинство мухаддисов считали все хадисы из сборников Бухари и Муслима достоверными. Так что остальные, менее квалифицированные ученые должны следовать за их мнением.

Но также нужно отметить, что классификация хадисов есть вопрос иджтихада (богословского поиска), так что ученые часто расходились во мнениях о достоверности того или иного хадиса. Есть бесчисленное множество примеров, что тот или иной хадис считали достоверным одни ученые и слабым – другие.

Имамы Тирмизи, Мунзири, Ибн Абдуль-Хади и другие посвятили отдельные работы разъяснению причин таких расхождений.

Так что нет ничего странного, что среди уважаемых ученых были разногласия относительно некоторых хадисов из сборников Бухари или Муслима. Те муджтахиды, которые возражали против достоверности некоторых хадисов, имели достаточно знаний, чтобы сделать это. Однако, мы видим, что современные ученые также постарались объяснить эти возражения.

Хафиз Ибн Хаджар (рахимахуллах) отметил, что ученые нашей уммы в целом приняли хадисы из этих двух сборников как абсолютно достоверные (сахих) (Шарх Нухба). Так что людям, не обладающим достаточными знаниями в этой области, не подобает возражать известным ученым.

К сожалению, некоторые современники также поставили под сомнение достоверность некоторых хадисов в Сахихейн (Сахих Бухари и Сахих Муслим), не имея достаточных знаний для этого. Как было сказано выше, ученые прошлого приходили к таким выводам на основе своих знаний и опыта. Но для невежд без знаний будет совершенно ошибочным копировать и вставлять их возражения без понимания даже основ в области классификации хадисов.

Так что ответ на ваш вопрос будет таким: да, нам следует считать, что все хадисы в Сахихах Бухари и Муслима абсолютно достоверные.

Читайте также: