Гумилев о крещении руси цитата

Обновлено: 22.12.2024

Узнать больше о знаменательных страницах в истории России можно на нашей образовательной программе . Эксперты рассказывают о важных событиях прошлого и их влиянии на настоящее.

Эпохальное значение крещения Руси неоспоримо. Но суждения о причинах и последствиях этого цивилизационного выбора, сделанного 1033 года назад святым Владимиром, имеют широкую гамму: от безусловного и восторженного одобрения до столь же решительного неприятия и осуждения. Споры по этому поводу не утихают и по сей день.

Ранние авторы о Крещении Руси

Ранние авторы, принадлежащие к церковной традиции, конечно же, воспевают деяния князя Владимира. «Повесть временных лет» описывает крещение Руси прежде всего как духовную победу над язычеством:

И была видна радость на небе и на земле по поводу стольких спасаемых душ. А дьявол говорил, стеная: «Увы мне! Изгнан я отсюда. Вот уже побежден я невеждой, а не апостолами и не мучениками! Не смогу уже царствовать более в этих странах».

Летопись представляет нам и взгляд Крестителя Руси «от первого лица»:

Владимир же был рад, что познал Бога сам и люди его, воззрел на небо и сказал: «Христос Бог, сотворивший небо и землю! Взгляни на новых людей этих и дай им, Господи, познать тебя, истинного Бога, как познали тебя христианские страны. Утверди в них правильную и неуклонную веру, и мне помоги, Господи, против дьявола, да одолею козни его, надеясь на Тебя и на Твою силу».

И воздает должное политической мудрости и нравственному подвигу князя Владимира:

То новый Константин великого Рима; как тот крестился сам и людей своих крестил, так и этот поступил так же. Если и пребывал он прежде в скверных похотных желаниях, однако впоследствии усердствовал в покаянии, по слову апостола: «Где умножится грех, там преизобилует благодать». Удивления достойно, сколько он сотворил добра Русской земле, крестив её. … Следует нам молиться за него, так как через него познали мы Бога. [1]

Иларион Киевский, первый русский великий ритор и богослов, представляет Крещение Владимира и Руси как синергийное действие Промысла и примера Византии:

Посетил его посещением своим Всевышний, призрело на него всемилостивое око преблагого Бога. И воссиял в сердце его свет ведения, чтобы познать ему суету идольского прельщения и взыскать единого Бога, сотворившего всё видимое и невидимое. К тому же непрестанно слушал он о православной Греческой земле, христолюбивой и сильной верою. … И, слыша это, возгорелся духом и возжелал он сердцем стать христианином самому и земле его. Так, произволением Божиим о человеческом роде, и произошло. [2]

Ярослав Мудрый в завете сыновьям (1054 г.) обрисовал результаты христианизации Руси в красивой метафоре:

Отец мой Владимира Русскую землю крещением вспахал, книгами засеял, заповедями взрастил, законом пожал, верою утвердил и сохранил в духовных житницах. А вы готовые кушанья ешьте и духовное питие пейте от камня, который есть Христос.

Впоследствии князь Владимир стал восприниматься как истинный родоначальник Русской государственности.

Новый импульс теме корсунского крещения

Екатерина II приняла титул «царицы Херсониса Таврического» и учредила Орден Св. Равноапостольного Владимира (1782 г.), «предприявшаго многие труды ради просвещения России святым Крещением, который ныне молитвами своими у Престола Всемогущаго Творца да подкрепит силы и труды ревностно и усердно служащих Империи и Престолу Нашему». [3]

В «Истории» Николая Карамзина в рассказе о Владимире курсивом выделены слова: он старался просветить Россию. [4] Деяния крестителя Руси, казалось, перекликались с идеалами XVIII века — века Просвещения.

Но времена менялись, в Россию проникал дух «свободы», которому, казалось, глубоко чуждо незыблемое в веках Православие. Петр Чаадаев горько сетует на цивилизационную изоляцию России:

Повинуясь нашей злой судьбе, мы обратились к жалкой, глубоко презираемой северными народами Византии за тем нравственным уставом, который должен был лечь в основу нашего воспитания. … Мы замкнулись в нашем религиозном обособлении, и ничто из происходившего в Европе не достигало до нас. [5]

Споря с другом, Александр Пушкин возражал:

У греков мы взяли евангелие и предания, но не дух ребяческой мелочности и словопрений. Нравы Византии никогда не были нравами Киева. Наше духовенство, до Феофана, было достойно уважения, оно никогда не пятнало себя низостями папизма. … Что же касается нашей исторической ничтожности, то я решительно не могу с вами согласиться. … Я далеко не восторгаюсь тем, что вижу вокруг себя. Как литератора — меня раздражают. Как человек с предрассудками — я оскорблен. Но, клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков такой, какой нам Бог её дал. [6]

В начале Крымской войны святитель Иннокентий (Борисов) напутствовал будущих героев Севастопольской обороны:

Здесь купель нашего Крещения; здесь начало нашей священной истории и народных преданий. Уступить после сего страну эту, кому бы то ни было значило бы для России отказаться от купели своего Крещения, изменить памяти святого Владимира. [7]

Россия протягивала руку помощи православным народам Европы, вырвав их из-под османского гнёта. Такая политика была полной противоположностью милитаристскому национализму «Второго рейха», и Федор Тютчев полемизировал с Бисмарком:

«Единство, — возвестил оракул наших дней, —
Быть может спаяно железом лишь и кровью…»
Но мы попробуем спаять его любовью, —
А там увидим, что прочней…
Откликаясь на 900-летие Крещения Руси, поэт Яков Полонский написал поэму, где есть такие строки:
Сияй нам, вера! Прочь сомненья!
Русь не была бы никогда
Такой великою Россией,
Когда б она была чужда
Любви, завещанной Мессией,
Пусть охлажденные умы
Всё отрицать готовы, — мы
Еще не оскудели сердцем;
Ещё мы рады помогать
Разрозненным единоверцам
И пленных братьями считать.

Двадцатый век стал свидетелем кровавого разрыва с нашим великим прошлым. Но когда Демьян Бедный написал в 1936 г. фарс «Богатыри», глумливо высмеивая крещение князя Владимира, «пролетарский поэт» удостоился разгромного постановления Политбюро за «антиисторическое и издевательское изображение крещения Руси, являвшегося в действительности положительным этапом в истории русского народа». Страна готовилась к схватке с фашизмом, и власти искали опору в великом прошлом России…

Советские учебники признавали:

Несомненна прогрессивная роль церкви как организации, помогавшей укреплению молодой русской государственности в эпоху бурного поступательного развития феодализма. Несомненна и ее положительная роль в развитии русской культуры, в приобщении к культурным богатствам Византии, в распространении просвещения и создании крупных литературных и художественных ценностей.

Впрочем, положительные оценки непременно разбавлялись ритуальными обличениями:

Но надо помнить, что русский народ дорогой ценой заплатил за эту положительную сторону церкви: яд религиозной идеологии проникал (глубже, чем в языческое время) во все поры народной жизни, он притуплял классовую борьбу, возрождал в новой форме первобытные воззрения и на долгие века закреплял в сознании людей идеи потустороннего мира, божественного происхождения властей и провиденциализма. [8]

Возврат к духовным корням

Год 1000-летия Крещения Руси знаменательным образом совпал с разворотом в политике властей СССР к общечеловеческим ценностям. Многолетние табу пали, и академик Александр Панченко мог, среди многих других, открыто воздать должное исторической роли Христианства:

Христианство, которое стремительно распространялось в Европе в IX–XI веках, доказало язычникам не истинность свою, но силу. Поэтому Русь и примкнула к общеевропейскому процессу. Но крещение не было отречением. Русь создала свой вариант Православия, терпимый и открытый, создала сложную и «равновесную» культуру. Эта одушевленная оптимизмом культура породила выдающиеся памятники искусства, создала непреходящие ценности. [9]

Ему вторил Лев Гумилев: «Крещение дало нашим предкам высшую свободу — свободу выбора между добром и злом, а победа православия Руси тысячелетнюю историю» . [10]

В современной России тема возвращения к цивилизационным корням актуальна, как никогда прежде. Историками развенчан старый миф о крещении Руси «огнем и мечом».

Профессор Игорь Фроянов указывает:

Князь и тяготевшая к нему дружинная знать не располагали средствами для массовых насилий в обществе, где управляли. Они подчинялись вечу, в распоряжении которого была мощная военная организация — народное ополчение, превосходившее по силе княжескую дружину. Вероятно, при крещении в Киеве имели место и отдельные факты принуждения, но вылиться в систему они не могли. [11]

По-прежнему слышны голоса критиков исторического пути России. Известный журналист Владимир Познер без обиняков заявил:

С моей точки зрения, было бы много лучше для будущего России, если бы Владимир выбрал католицизм. … Я считаю православие темной, реакционной, консервативной религией. [12]

Эти слова признанного гуру российского либерализма удивительно напоминают былые обвинения идеологов коммунизма. Но все, кто погружены в реальную историю, согласятся скорее со словами Патриарха Кирилла:

Крещение Руси, выражаясь современным языком, — несомненно революционное событие. Более того, по последствиям его нельзя сравнить ни с какой последующей революцией, потому что Крещение радикально изменило жизнь народа, его культуру, его систему ценностей. (…) Прививка к благодатному телу Вселенской Церкви крещеного русского народа стала величайшей духовной силой, которая, я глубоко убежден, помогает народу нашему проходить через столь сложные перипетии исторического пути [13].

Узнать больше о знаменательных страницах в истории России можно на нашей образовательной программе . Эксперты рассказывают о важных событиях прошлого и их влиянии на настоящее.

Следующая цитата

Академик Рыбаков Б.А.:

"Несомненна прогрессивная роль церкви как организации, помогавшей укреплению молодой русской государственности в эпоху бурного поступательного развития феодализма. Несомненна и ее положительная роль в развитии русской культуры, в приобщении к культурным богатствам Византии, в распространении просвещения и создании крупных литературных и художественных ценностей" - статья "Рыбаков Б.А. Христианство и язычество"

Замечание:
Далее, правда, следует марксистко-ленинско-атеистический пассаж Рыбакова:

"Но надо помнить, что русский народ дорогой ценой заплатил за эту положительную сторону церкви: яд религиозной идеологии проникал (глубже, чем в языческое время) во все поры народной жизни, он притуплял классовую борьбу, возрождал в новой форме первобытные воззрения и на долгие века закреплял в сознании людей идеи потустороннего мира, божественного происхождения властей и провиденциализма, т. е. представления о том, что всеми судьбами людей всегда управляет божественная воля.
Русские люди не были так религиозны, как это пытаются изобразить церковные историки, но все же религиозная идеология была препятствием на пути к свободному миропониманию".

Сам по себе он вздорен и нелеп, одна "классовая борьба" чего стоит. Однако он может послужить упреком в недобросовестном цитировании и вырывании из контекста, т.е. сделает подборку уязвимой для критики. Так что надо думать включать эту цитату или нет.

Нравится Показать список оценивших

Кривошеев Ю.В., д.и.н.:

"Таким образом, можно определенно сказать, что прелюдия принятия христианской религии на Руси происходила по языческому сценарию, языческому действию, традиционному для древнерусской общины".

Кривошеев Ю.В. Религия восточных славян накануне крещения Руси. с.23

Замечание:
Хоть и не совсем о Крещении, но тоже важные слова о том, что оно проходило мягко.

Нравится Показать список оценивших

Академик Лихачев Д.С.:

"Поскольку высшее язычество было раздробленным, оно было уничтожено Владимиром довольно мирным путем. Столкнули в воду этих идолов стоявших в Киеве. О них поплакали и о них забыли. И заметьте - не порубили, не сожгли. Проводили с почестями: так обветшалую икону будут класть на воду, доверяя ее реке. И все. Древние боги ушли".

Лихачев Д.С. Тысячелетие культуры. // Альманах библиофила. 1989, № 6. Вып. 26, с. 7.

Нравится Показать список оценивших

Петрухин В.Я., д.и.н.:

"Несмотря на средневековые церковные обвинения русских крестьян в двоеверии, которые некритически были восприняты и современными исследователями, можно утверждать, что языческие пережитки на руси были ассимилированы, как и повсюду в Европе, культами христианских святых, а боги-таки стали бесами, нечистой силой: волосатик и мокошка русского фольклора лишь по именами напоминают языческих кумиров Волоса и Мокошь. Крестьяне были христианами, а не двоеверцами - их сословное самоназвание, известное, по крайней мере, с XIV в., говорит само за себя".

Аничков Е.В., Язычество и Древняя Русь, - М., Индрик, 2003 - с. 398

Нравится Показать список оценивших

Петрухин В.Я., д.и.н.:

"Важнейшим фактором, определявшим общие тенденции развития русской культуры и русского самосознания в XI в. (и последующие столетия), был конфессиональный фактор [ср.: Толстой, 1982. С. 243-44]".

Петрухин В.Я. Начало этнокультурной истории Руси IX-XI веков. М., 1995 г. - с. 244

Нравится Показать список оценивших

Петрухин В.Я., д.и.н.:

"Вместе с тем нельзя не отметить общих тенденций развития погребального обряда в XI-XII вв. от Приднепровья до Белозерья, которые, безусловно, отражают единый по направленности процесс христианизации. Важный вывод, который можно сделать из наблюдений за эволюцией обряда, - это постепенное и, стало быть, не насильственное восприятие христианских идей, в частности идей, связанных с представлениями о "том свете" и эсхатологией".

Петрухин В.Я. Начало этнокультурной истории Руси IX-XI веков. М., 1995 г. - с. 240

Далее идет такой текст:

"Конечно, случаи крещения "огнем и мечом" имели место не только в самом начале христианизации (так, по преданию, Добрыня крестил новгородцев - ср.: Янин, 1984); они зафиксированы и археологически: так интерпретируются скелеты со следами рубленых ран, обнаруженные при раскопках кривической курганной группы в с.Каблу-ково; после расправы, произведенной над "язычниками", местные жители стали хоронить своих умерших не на "горизонте", а в могильной яме, по-христиански (Подмосковье, см.: Кызласов, Коновалов, 1968). Но в принципе "спланировать" эволюцию обряда с нарастанием христианских черт насильственными методами было невозможно".

В целом это не меняет выше озвученного тезиса, но может дать зацепку для любителей "выводить историков на чистую воду".

Нравится Показать список оценивших

Щапов Я.Н., член-корреспондент АН СССР и РАН:

Щапов Я.Н. Государство и Церковь в Древней Руси, X-XIII вв. М., Наука,1989. - с.86-87

Нравится Показать список оценивших

Щапов Я.Н., член-корреспондент АН СССР и РАН:

"Между тем имеющиеся в нашем распоряжении источники, как русские, так и византийские, в частности названный список митрополий 1374 г., где Русь отсутствует среди тех кафедр, которые платят ежегодную подать патриарху[8], ничего не сообщают о такого рода обязательных и постоянных платежах из Киева. Естественно, что при поездках киевских митрополитов и других иерархов в Константинополь они везли с собой подарки. Средневековая структура управления и суда определяла плату, становившуюся со временем традиционной, за приезд епископа для суда («почестье»), митрополита для третейского суда, платы за по-ставление в епископы и церковные чиновники (Правило 1273 г.). Вероятно, для утверждения выбранного Ярославом и поставленного епископами митрополита Илариона, если такое было, он возил в Константинополь также большие подарки[9]. Но сама система, согласно которой поставление и посвящение киевского митрополита из числа греков, людей, приближенных к патриарху, происходили в Константинополе, а также приезд на Русь таких митрополитов должны были приводить к привозу подарков не из Руси в Константинополь, а наоборот, подарков от императора киевскому великому князю[10]. Конечно, на Русь в XI—XIII вв. приезжали византийские деятели церкви, которые также одаривались со стороны митрополита и князя, но эти подарки никак нельзя рассматривать в качестве постоянных и обязательных даней, о которых без достаточного основания говорят названные исследователи[11]".

Щапов Я.Н. Государство и Церковь в Древней Руси, X-XIII вв. М., Наука,1989. - с.166-167

Нравится Показать список оценивших

Фроянов И.Я., доктор исторических наук:

"Эта умозрительная концепция не соответствовала политическому строю Киевской Руси, где княжеская власть еще не стала суверенной, поскольку рядом с ней существовала олицетворяемая вечем (народным собранием) общинная власть. Да и сам князь в некотором роде являлся носителем общинной властиЗЗ . Князь и тяготевшая к нему дружинная знать не располагали средствами для массовых насилий в обществе, где управляли. Они подчинялись вечу, в распоряжении которого была мощная военнaя организация - народное ополчение, превосходившее по силе княжескую дружину34. Вероятно, при крещении в Киеве имели место и отдельные факты принуждения, но вылиться в систему они не могли. Именно отсутствие массовых насилий и связанных с ними социальных потрясений объясняет забывчивость русских книжников относительно места крещения князя Владимира и жителей города, обнаружившаяся, как уже отмечал ось, во второй половине ХI века и вызвавшая жаркие споры".

Фроянов И. Я. Загадка крещения Руси - М.: Алгоритм, 2007. - с. 107

Нравится Показать список оценивших

Фроянов И. Я. Загадка крещения Руси - М.: Алгоритм, 2007. - с. 160

Нравится Показать список оценивших

Бернштам Т.А., д.и.н., главный научный сотрудник Музея антропологии и этнографии РАН, заведующая отделом русской и славянской этнографии:

"Потрясения первой половины 20 века прервали естественнный процесс христианизации и воцерковления трех славянских народов. Одним из его итогов явилось сложение народного христианства, которое Церковь и богословы отрицали (и отрицают) как "суеверное полуязычество". Между тем именно оно дает основания для употребления такого понятия, как соборное православие русского народа, ибо, как уже говорилось (гл. 2 пар. 2), главным признаком которого была принадлежность к Русской Церкви. Неверно и научное убеждение в том, что в "языческо-христианском синкретизме" народного-православной веры более язычества, нежели христианства. Сравнительный анализ символизма двух опытов переходных обрядов показал, что в составе народного христианства превалируют христианские (православные) и христианизированные слои: богослужебные чины, часть усвоенных догматов и канонов Церкви, неканонические идеи и образы. На их основе развивались народные обеты, и в их духе трансформировались языческие обряды и мифология".

Бернштам Т.А. Молодость в символизме переходных обрядов восточных славян. Опыт и учение Церкви в народном христианстве – СПб: Петербургское востоковедение, 2000 – с. 336

Нравится Показать список оценивших

Бернштам Т.А., д.и.н., главный научный сотрудник Музея антропологии и этнографии РАН, заведующая отделом русской и славянской этнографии:

"Особым образом взаимодействовал с христианством народной веры слой её языческих воззрений и культовых отправлений. Его восточнославянский объем и диапазон проявлений нам пока неизвестен, хотя очевидно, что в разных этнорегиональных и локальных традициях они были различны. Наличие же в 19-20 вв. так называемых этнографами и фольклористами "архаичных заповедных уголков" - еще не свидетельство языческого состояния или закоренелого двоеверия/суеверия их жителей. И вот почему. Какой бы вес ни занимало язычество в религиозности крестьян, оно явно или тайно было пропитано христианской символикой, а порядок организации их жизнедеятельности уже был повсеместно христианским, ибо традиционный коллектив существовал (даже при отсутствии местной церкви) в литургическом ритме, т.е. в ритме суточного, седмичного и годового кругов с чередованием будней-праздников, постов-мясоедов и с соблюдением хотя бы минимума церковных правил в переходных обрядах. И повсюду в иерархии больших праздников общины первое место занимал храмовый/престольный".

Бернштам Т.А. Молодость в символизме переходных обрядов восточных славян. Опыт и учение Церкви в народном христианстве – СПб: Петербургское востоковедение, 2000 – с. 337

Нравится Показать список оценивших

Панченко А.М., доктор филологических наук, академик РАН:

"У язычников нет представления об истинной вере, которую должен исповедовать весь мир. Множеству племен и наречий соответствует множество религий, в принципе равноправных. Их иерархия зависит от могущества того или иного народа. С этой точки зрения Христианство,которое стремительно распространялось в Европе в IX-XI веках, доказало не истинность свою, но силу. Поэтому Русь и примкнула к общеевропейскому процессу.

Но крещение не было отречением. Русь создала свой вариант Православия, терпимый и открытый, создала сложную и «равновесную» культуру. Эта одушевленная оптимизмом культура породила выдающиеся памятники искусства, создала непреходящие ценности".

Панченко А. М. Русская история и культура: Работы разных лет. (Красота Православия и крещение Руси) СПб.: Юна, 1999, с. 377-391.

Нравится Показать список оценивших

Толочко П.П., доктор исторических наук, академик НАНУ, почётный доктор РАН:

"Объективный анализ всего комплекса явлений духовной и материальной культуры Киевской Руси убеждает, что основой мировоззренческого и нравственного развития древнерусского общества уже с Х века являлось всё же православное христианство".

Толочко П.П. Ранняя Русь: История и археология - СПб, Русско-Балтийский информационный центр "Блиц", 2013 - с. 160

Нравится Показать список оценивших

"Главной заботой древней Руси было стремление усвоить и осуществить в жизни христианское вероучение. Наши предки прежде всего были озабочены, как угодить Богу и достигнуть спасения. Эти стремления красной нитью проходили через государственную деятельность правительства, через общественную и частную жизнь. Наша древняя письменность и служила этим целям по преимуществу. И мы должны признать, что наша духовная и светская власти достигли значительных результатов в деле борьбы с древним язычеством: через два-три века после крещения Руси смысл нашего язычества был забыт совершенно. Правда, языческая старина не счезла бесследно. Многие из до-исторических обычаев и верований дошли даже до наших дней; но смысл этих обломков старины утерян, понимание их внутренняго значения давно и безвозвратно забыто. Это мы считаем результатом борьбы христианства с древним язычеством".

Гальковский Н.М. «Борьба христианства с остатками язычества в древней Руси». Харьков, 1916 , стр.375-376

Нравится Показать список оценивших

Процесс "добровольного и стихийного принятия христианства русскими земледельцами".

Власов В.Г. Христианизация русских крестьян // Советская этнография. 1988. №3

Нравится Показать список оценивших

"Для крестьян Восточной Европы такое положение вещей было вовсе не «оязычиванием» христианства, а напротив, «охристианиванием» религии их предков".

Мирча Элиаде. Аспекты мифа - Инвест-ППП 1995, с.172

Нравится Показать список оценивших

"При раскопках поселений и могильников на Русском Севера нам ни разу не удалось обнаружить каких-либо следов насильственного введения христианства или религиозного антагонизма, расколовшего общество на две части. Северяне, погребенные с крестами на Волоке Словенском, не были ни воинствующими проповедниками новой религии, ни жертвами крестового похода на окраины. От обитателей других северных поселков их отличало лишь то, что они были лучше знакомы с жизнью древнерусской метрополии и более восприимчивы к новым религиозным идеям. Приняв крещение, они сохранили привычный образ жизни и старые социальные связи, более того, они продолжали использовать для захоронений старое языческое кладбище с могилами своих предков.

Версия о кровавой борьбе язычников и христиан, затянувшейся на Севере на несколько столетий, - своеобразный историографический миф, заключающий в себе некоторое зерно реальности, но ни в коей мере не отражающий сложных взаимоотношений обеих религий. Эта версия восходит к сочинениям средневековых книжников, не жалевших красок для того, чтобы показать, какое жестокое сопротивление приходилось преодолевать первым проповедникам христианства. Советская историография 1920-1960-х гг. сохранила ее, изменив оценки действующих лиц в соответствии с теорией классовой борьбы: миссионеры-подвижники стали ставленниками феодального государства, волхвы-язычники - идеологами угнетенных народных низов, отвергавших религию феодального строя. Кровавые конфликты между христианами и язычниками (такие, как выступление волхвов на Белоозере), неизменно связанные с какими-либо чрезвычайными обстоятельствами, стали рассматриваться как обычные, повседневные явления."

Следующая цитата

Путешествуя по Стамбулу, мы посетили на острове Хейбелиада в Мраморном море неподалеку от Стамбула Халкинскую богословскую школу , подготовку и обучение в которой проходят все, кто может стать в будущем Константинопольским патриархом.

Галерея Academia-nadezhda из фото посещения Халкинскую богословскую школу:

Остров Хейбелиада, где находится Халкинская богословская школа. Мы у входа в школу.

Здесь нам рассказали, что американцы готовят раскол православной церкви на Украине и в России, говорили и про армянскую и грузинскую церкви. Такие предположения показались невозможными, мы спорили, не соглашались. Все случилось на Украине в следующем году. Появился «Патриарший и Синодальный Томос предоставления автокефального церковного устройства Православной Церкви Украины», начался раскол.

1. Крещение Руси Византийским каноном и первые попытки борьбы с православием

Первые христиане на Руси появились в связи с политикой, которую проводила княгиня Ольга, будучи регентом при малолетнем сыне Святославе. Соседями Русского государства был Хазарский каганат, он становился все сильнее. С юга под натиском арабов через Византию в Хазарию пришли евреи. В начале IX века евреи заняли могущественное положение в экономике и политике Хазарии: Обадия совершил переворот и захватил в Каганате власть. Русь становится данником хазар.

После гибели мужа Игоря от рук древлян, княгиня Ольга решила приобрести союзника в борьбе с Хазарским каганатом и поехала в Константинополь.

Фильм Academia-nadezhda о княгине Ольги и ее крещении:

Святослав, сын Ольги и князя Игоря оставался язычником, он наотрез отказывался принимать христианство, как княгиня его ни уговаривала. Он любил войны, походы. Святослав решил перенести столицу Руси на территорию Болгарии, на самый край государства (так поступить Петр I, когда перенесет столицу из Москвы в Санкт-Петербург, на самую границу России). Киев остался без защиты, открытый для хазар.

В самой столице между общиной язычников и общиной христиан назревал конфликт. Христиане понимали, что позиции их слабы, так как против них князь Святослав и его дружина. Лев Гумилев считает, что именно киевские христиане выдали печенегам место, где был князь Святослав с дружиной. Печенежский хан Куря сделал из черепа Святослава чашу [1].

После гибели князя Святослава христианская община в Киеве усилила свои позиции. Многие киевляне-язычники стали покидать Киев, наниматься на службу в армии других стран. Так, в 844 году они появились в Андалусии. Киев возглавил сын Святослава Ярополк, затем Владимир (958 -1015 гг.). Согласно летописи "Повесть временных лет", в 987 году Владимир на совете бояр принял решение о крещении «по закону греческому». Крещение Руси состоялось в 988 году. Выбор веры князем Владимиром обрекал Русское государство на войну с Европой.

Разногласия между восточным и западным толками христианства, между Папой Римским (западной частью единой Церкви) и Константинопольским патриархом (и четырьмя восточными патриархатами Церкви) по разным вопросам начались задолго до 1054 года, однако именно в 1054 году произошел раскол церкви на православную во главе с патриархом и католическую во главе с римским папой.

Попытки римского папы и Ватикана окатоличить Русь в первые века после принятия христианства:

  • На границе Русского государства появляются ордена монахов-рыцарей, чья цель была нести на мечах своих католицизм в другие страны. " Братство воинов Христа" или орден меченосцев или орден братьев меча — немецкий католический духовно-рыцарский орден, основанный в 1202 году в Риге Теодорихом из Турайды для миссионерской деятельности в Ливонии, которая преимущественно велась в то время огнём и мечом. Появляются на границе новгородских и псковских земель тевтонцы.
  • В первой половине XIII века шведы пытались крестить карельские, финские, балтийские и славянские племена, ими также предпринимались неоднократные рейды по берегам Невы и в новгородские земли. В декабре 1237 года папа римский Григорий IX провозгласил второй крестовый поход в Финляндию, а в июне 1238 года датский король Вальдемар II и магистр объединённого ордена Герман фон Балк договорились о разделе Эстонии и военных действиях против Руси, в то время, как Русь и Русские княжества были ослаблены монгольским нашествием.
  • Летом 1240 года , когда войско шведов очередной раз пришло на Русь, в составе войска шведов находились католические епископы, у которых было задание римской католической церкви обратить русских в правильную, то есть католическую, веру. Но Александр Ярославович , прозванный Невским после разгрома шведов, остановил их.

Но не все на Руси были против союза с католическим Западом. В статье канала "Откуда есть пошла земля. " украинская и при чём тут Даниил Галицкий? говорится о борьбе с монголо-татарским вторжением Галицкого князя Даниила Романовича и о том, что этой борьбе он стал опираться на Запад, Ватикан и в результате на русских западных землях появились католики. Католическая церковь находится на этих землях до сих пор, но эти земли теперь являются Украиной.

2. Захват Константинополя турками и положение православной церкви в исламском государстве

В 1453 году Константинополь, центр православного мира, пал под натиском турецких войск. Византия как государство прекратило свое существование. Константинопольский патриарх также потерял свои позиции. Племянница последнего византийского императора Константина XI Палеолога Софья бежала с семьёй на Корфу, а потом в Рим, где её отец Фома был признан законным наследником византийского престола , под защиту римского папы. Фома и его дети, в том числе Софья, перешли в католицизм и Палеологи поселились при дворе папы Сикста IV.

Софья Палеолог. Пластическая реконструкция С. А. Никитина, 1994 г. Великая княгиня Московская 12 ноября 1472 — 7 апреля 1503. Фома Палеолог на фрагменте фрески Пинтуриккио, посвящённой прибытию папы Пия II в Анкону (библиотека Пикколомини, Сиенский собор). Портрет Ивана III из «Царского титулярника» (XVII век). Государь и Великий князь всея Руси 28 марта 1462 — 27 октября 1505/ Софья Палеолог. Пластическая реконструкция С. А. Никитина, 1994 г. Великая княгиня Московская 12 ноября 1472 — 7 апреля 1503.

Когда великий князь Московский Иван III овдовел, кардинал Виссарион предложил римскому папе Павлу II выдать замуж за Ивана III Софью. Брак Софьи с Иваном III был предложен в 1469 году римским папой в надежде на усиление влияния католической церкви на Руси или, возможно, сближения католической и православных церквей — восстановления флорентийской унии. Но план не удался, потому что Софья, став женой Ивана III, поддерживала его во всех государственных вопросах.

Именно в это время, когда позиции константинопольского патриарха слабели, в конце XV века в русской идеологии появляется теория " Москва - Третий Рим" , о которой рассказывается в статье канала "Москва - Четвертый Рим". Или Третий. Интернационал? , призвана была укрепить и возвысить Москву как центра православного мира:

Academia-nadezhda "Формирование символов царской власти государства Российского как центра православного мира". Цитата из писания Старца Филофея. Academia-nadezhda "Формирование символов царской власти государства Российского как центра православного мира". Цитата из писания Старца Филофея.

Учреждение патриаршества . После провозглашения Россией теории "Москва - Третий Рим", после гибели "Второго Рима" - Константинополя Московское царство превращается в оплот православия . Если Россия стала оплотом православного мира, ее церковь должен возглавлять патриарх, который сидит в Москве рядом с российским царем, как это было в Константинополе.

Православные патриархи антиохийский, константинопольский и александрийский влачили жалкое существование, у них не хватало денежного содержания на церкви, которые были на мусульманских землях. Они приезжали в Москву за субсидиями. Узнав о желании Москвы ввести патриаршество, они поняли, что на этом можно заработать деньги за обещание передать вселенскому собору просьбу Москвы о введении патриаршество. На самом деле, они противились этому, так как не будут получать деньги, а Москва станет еще сильнее.

Галерея Academia-nadezhda из фото посещения резиденции Вселенского патриарха в стамбульском районе Фанар:

Галерея из фото Academia-nadezhda. Православный кафедральный собор во имя великомученика Георгия Победоносца в Стамбуле, с 1601 года — резиденция Вселенского патриарха, имеет скромный внешний вид, богато украшен внутри. Расположен в стамбульском районе Фанар (Фенер). Патриарший храм святого Георгия. Справа от иконостаса — часть колонны (столб бичевания) из Иерусалима с остатками кольца, к которому, по преданию, был привязан во время бичевания Иисус Христос. Патриарший храм святого Георгия - икона святого, в честь которого построен храм. Галерея из фото Academia-nadezhda. Православный кафедральный собор во имя великомученика Георгия Победоносца в Стамбуле, с 1601 года — резиденция Вселенского патриарха, имеет скромный внешний вид, богато украшен внутри. Расположен в стамбульском районе Фанар (Фенер).

Когда вселенский патриарх Иеремия удостоил Кремль своей аудиенцией, московское правительство встало перед выбором: отпустить патриарха без субсидий и утратить возможности в связи с его первым посещением; одарить патриарха богатыми дарами; задержать Иеремию и заставит его уступить. Москва пошла по третьему пути. Иеремия с его окружением прожили в заключении в Москве год. Условия их жизни были прекрасные, но их не отпускали домой. Иеремия согласился на патриаршество в Москве на условиях: он станет Московским патриархом и останется также Константинопольским. Борис Годунов хотел видеть в Москве только русского патриарха. Им стал его друг Иов. Иеремия выполнил беспрекословно все предписания Бориса Годунова и 26 января 1589 года возвел Иова на московский патриарший престол [2].

3. Католики на русском престоле в Смутное время

Патриарх Иов был слабовольным человеком, он не мог противостоять политической оппозиции царя Бориса Годунова. Позиции Годуновых ослабли особенно после смерти царя Бориса. В 1605 году в Москве убили Федора Годунова и на русский престол входит католик, прозванный Лжедмитрий I. В 1606 году его убьют, но уже в 1610 году совет 7 бояр - семибоярщина - выберет Владислава Вазу - сына польского короля Сигизмунда III. Второе народное ополчение во главе с Кузьмой Мининым и Дмитрием Пожарским не пустит его на престол, но Владислав продолжал носить «московитскую корону», а в 1632 году, став после смерти отца королем Речи Посполитой, принял следующий официальный титул: «Владислав IV, милостью Божьей король польский, великий князь литовский, русский, прусский, мазовецкий, самогитский, ливонский, а также наследный король шведов, готов, вендов, избранный великий князь московский». Подробнее о претензиях на русский престол в статье канала "Польша против России. Причины. А есть ли перспективы?" И только в 1634 году русский царь Федор Михайлович выкупит у него этот титул.

4. Православный царь во главе католического монашеского ордена

В статье канала " Убийство Российского императора. Опять англичанка г. ?" рассказывается о причинах убийства Павла I. Но не называлась еще одна причина - 16 декабря 1798 года Павел I был избран великим магистром Мальтийского ордена, в связи с чем к его императорскому титулу были добавлены слова «… и Великий магистр ордена св. Иоанна Иерусалимского». Этот орден был католическим. С приходом к власти в Российской империи в 1762 году Гольштейн-Готторп-Романовской династии (это одна из линий Ольденбургской династии, известной с XI века, отделившейся от её Гольштейн-Готторпской ветви), начиная с Петра III, отношение к иноверцам, старообрядцам, католикам изменилось. Так, 18 марта 1797 года был издан Манифест о свободе вероисповедания в Польше для католиков и православных.

В римском папе и Ватикане Павел I видел политического союзника в борьбе с революционной Францией. Монашеские ордена бежали от наступающей революционной армии Наполеона в Россию, где уже приютили Людовика XVIII и даже назначили ему содержание. В Российскую империю прибыли Мальтийский орден и орден иезуитов.

Существовал одобряемый Павлом I проект иезуита Габриэля Грубера об объединении Православной Церкви с католичеством . Решающим фактором в вопросе отношений с католической церковью стал захват 5 сентября 1800 года британским флотом острова Мальты, который Павел I в качестве великого магистра Мальтийского ордена считал подчинённой территорией и потенциальной средиземноморской базой для русского флота. Это было воспринято Павлом как личное оскорбление. В статье канала "Убийство Российского императора. Опять англичанка г. ?" называется одна из причин убийства Павла I как союз России в войне против Англии. Нахождение иезуитов в православной России окружение императора, православное общество простить ему не могло [3].

После окончания II мировой и Великой отечественной войн Ален Даллес, американский дипломат и разведчик, директор Центральной разведки США, в докладе в Конгрессе США в 1945 г. изложил общие принципы подчинения СССР через идеологическую обработку населения. Эта обработка должна идти по всем направлениям идеологии, культуры, образования.
Эта борьба против нашего общества идет и по линии религии как составной части культуры, ментальности россиян.
Наши предки выдерживали жесточайший натиск на нашу Родину в вопросах религии. Сегодня эта война против единства православной церкви Московского патриархата продолжается.

В статье канала " Когда был оставлен русский путь?" мы продолжаем тему попытки окатоличивания Руси на примере церковной реформы Никона.

Следующая цитата

Каждый школьник знает, что в 988 году князь Владимир крестил Русь. После этого все восточные славяне стали верить в Христа, ходить в церковь, а дома поставили иконы.

На самом деле крещение проходило в очень сложной форме, а последствия были весьма долгосрочными. Давайте разберемся, что же дало Руси, да и в целом восточным славянам принятие христианства.

Фреска В. М. Васнецова «Крещение Руси» Фреска В. М. Васнецова «Крещение Руси»

Предыстория и обстоятельства крещения

Существует две истории из исторических источников. Первая о том, что к Владимиру прибывали представители разных конфессий, говорили о плюсах и в итоге он выбрал христианство. Вторая о том, что в 988 году Владимир потребовал в жены сестру императора Византии Анну, и услышал главное препятствие: "негоже христианке за поганого…", то есть за язычника. Так князь в Херсонесе принял христианство, а вскоре крестил всю свою страну.

Из этих историй вытекает два главных вопроса: почему Владимир выбрал христианство (и в частности, восточный его обряд) и как отнеслись подданные к религиозной реформе?

Иван Эггинк «Великий князь Владимир выбирает веру» Иван Эггинк «Великий князь Владимир выбирает веру»

Начнем с последнего, и если коротко, то славяне отнеслись к затее князя очень плохо. Ещё при княгине Ольге киевляне требовали отдать им прибывшего с Рима проповедника, так как были против новой веры. И вряд ли что-то поменялось за 20 лет. Скорее всего, страну охватили "поганские бунты", князья вынуждены были силой вводить христианство. Почему же о бунтах нет упоминаний в местных летописях? А зачем фиксировать страшные грехи целого народа.

Точно известно, что ещё в литературных памятках XI-XII веков можно встретить упоминание языческих богов и ритуалов, а некоторые обряды (Иван Купала, Масленица например) известны и сегодня.

Гравюра Фёдора Бруни «Прибытие в Киев епископа» Гравюра Фёдора Бруни «Прибытие в Киев епископа»

Почему византийский обряд?

Теперь к тому, почему князь выбрал греческий обряд христианства. Мне кажется, что это было соединение случайностей и закономерностей. Обстоятельства были такими, что Византия - мощное и влиятельное государство не только в регионе, но и во всей Европе. Это сосед, который манил киевских князей с их грабительскими походами (Аскольд, Олег, Игорь, Святослав), но при этом и империя, с которой Русь понемногу брала пример.

Все чаще страны заключали договора, но только "брачная дипломатия" могла дать более надёжное партнёрство. Так Владимир решил взять в жены Анну, а для этого пришлось принять христианство. Это из обстоятельств, не зависящих от непосредственной воли князя.

Но мне кажется, что и был факт выбора. Что же привлекло Владимира в христианстве? То, что духовная власть не была выше светской. В Риме Папа имел непосредственное влияние на королей, а тут никакой патриарх или митрополит не могли указывать князю направления политики. В итоге, князь даже пожертвовал своей любовью к многоженству (допустимому в язычестве).

Василий Перов «Первые христиане в Киеве» Василий Перов «Первые христиане в Киеве»

Внешние факторы

Теперь разберем, какое влияние оказало христианство на историю Руси и всей Восточной Европы. Начнем с того, как это изменило внешнюю политику.

В X веке Русь, довольно большое государство на задворках Европы считалось отсталым, варварским, поскольку все вокруг уже были монотеистами (верили в одного бога), а славяне до сих пор имели богатый пантеон. Для византийцев, германцев и даже поляков это уже был пройденный этап. Отстающим всегда сложно строить равные отношения. С принятием христианства Русь стала полноценным участником европейских средневековых отношений.

Второй момент в том, что в Средние века монарх должен был обязательно быть посвящен на престол Богом, то есть, по сути, его главным представителем на земле: патриархом (в византийском обряде) или Папой Римским. Киевского князя никто не благословлял, а значит, он не правитель в средневековом понимании. С принятием христианства Рюриковичи вошли в европейскую “королевскую семью”.

Запад был безумно рад принятию нами христианства, пусть и не из Рима. Теперь династии получили “свежую кровь”, можно было отдавать своих сыновей и дочерей за детей князей Руси. Активно развивается брачная дипломатия, а князь Ярослав Мудрый и вовсе получил прозвище “тесть Европы”.

Читайте также: