Гротеск в собачьем сердце примеры цитаты

Обновлено: 21.11.2024

— Во-первых, мы не господа, — молвил, наконец, самый юный из четверых, персикового вида.

— Во-первых, — перебил его Филипп Филиппович, — вы мужчина или женщина?

— Какая разница, товарищ? — спросил он горделиво.

— Я — женщина, — признался персиковый юноша в кожаной куртке и сильно покраснел.

— В таком случае вы можете оставаться в кепке…

— Зина, там в приемной… Она в приемной?

— В приемной, зеленая, как купорос.

— Ну, сейчас палить. Она казенная, из библиотеки!

— Переписка — называется, как его… Энгельса с этим чертом… В печку ее!

— Объясните мне, пожалуйста, зачем нужно искусственно фабриковать Спиноз, когда любая баба может его родить когда угодно?

— Что такое эта ваша разруха? Старуха с клюкой? Ведьма, которая выбила все стекла, потушила все лампы? Да ее вовсе и не существует. Что вы подразумеваете под этим словом? Это вот что: если я, вместо того, чтобы оперировать каждый вечер, начну у себя в квартире петь хором, у меня настанет разруха. Если я, входя в уборную, начну, извините за выражение, мочиться мимо унитаза и то же самое будут делать Зина и Дарья Петровна, в уборной начнется разруха. Следовательно, разруха не в клозетах, а в головах.

— Человечество само заботится об этом и в эволюционном порядке каждый год упорно, выделяя из массы всякой мрази, создает десятками выдающихся гениев, украшающих земной шар.

— Сообразите, что весь ужас в том, что у него уже не собачье, а именно человеческое сердце. И самое паршивое из всех, которое существует в природе.

— Не читайте перед завтраком советских газет.

— Так ведь других нет.

— Вот никаких и не читайте.

— Папа — судебный следователь…

— Дак это же дурная наследственность!

— Террором ничего поделать нельзя с животными, на какой бы ступени развития оно ни стояло… Террор совершенно парализует нервную систему.

– Хочу предложить вам, – тут женщина из-за пазухи вытащила несколько ярких и мокрых от снега журналов, – взять несколько журналов в пользу детей Германии. По полтиннику штука.

– Нет, не возьму, – кратко ответил Филипп Филиппович, покосившись на журналы.

Совершенное изумление выразилось на лицах, а женщина покрылась клюквенным налётом.

– Почему же вы отказываетесь?

– Вы не сочувствуете детям Германии?

– Жалеете по полтиннику?

— Почему убрали ковёр с парадной лестницы? М? Что, Карл Маркс запрещает держать на лестнице ковры? Где-нибудь у Карла Маркса сказано, что второй подъезд дома на Пречистенке нужно забить досками, а ходить кругом, вокруг, через чёрный вход?

— Ежели вы проживаете в Москве, и хоть какие-нибудь мозги у вас в голове имеются, вы волей-неволей научитесь грамоте, притом безо всяких курсов. Из сорока тысяч московских псов разве уж какой-нибудь совершенный идиот не сумеет сложить из букв слово «колбаса».

— Успевает всюду тот, кто никуда не торопится.

— Еда… штука хитрая. Есть нужно уметь, а представьте себе – большинство людей вовсе есть не умеют. Нужно не только знать что съесть, но и когда и как. И что при этом говорить. Да-с. Если вы заботитесь о своём пищеварении, мой добрый совет – не говорите за обедом о большевизме и о медицине.

– Нет, я не позволю вам этого, милый мальчик. Мне шестьдесят лет, я вам могу давать советы. На преступление не идите никогда, против кого бы оно ни было направлено. Доживите до старости с чистыми руками.

… и все забегали, ухаживая за заболевшим Шариковым. Когда его отводили спать, он, пошатываясь в руках Борменталя, очень нежно и мелодически ругался скверными словами, выговаривая их с трудом.

— Ну а фамилию, позвольте узнать?

— Фамилию? Я согласен наследственную принять.

— Документ, Филипп Филиппыч, мне надо.

— Документ? Чёрт… А, может быть, это… как-нибудь…

— Это уж — извиняюсь. Сами знаете, человеку без документов строго воспрещается существовать.

— А-а, уж конечно, как же, какие уж мы вам товарищи! Где уж. Мы понимаем-с! Мы в университетах не обучались. В квартирах по 15 комнат с ванными не жили. Только теперь пора бы это оставить. В настоящее время каждый имеет своё право…

— В очередь, сукины дети, в очередь!

— Нижнюю сорочку позволил надеть на себя охотно, даже весело смеясь. От кальсон отказался, выразив протест хриплыми криками: «в очередь, сукины дети, в очередь!»

— Что-то вы меня больно утесняете, папаша.

— Что?! Какой я вам папаша! Что это за фамильярность? Называйте меня по имени-отчеству.

— Да что вы всё: то не плевать, то не кури, туда не ходи. Чисто, как в трамвае. Чего вы мне жить не даёте? И насчет «папаши» — это вы напрасно. Разве я просил мне операцию делать? Хорошенькое дело: ухватили животную, исполосовали ножиком голову…

А я, может, своего разрешения на операцию не давал.

А равно и мои родные.

Я иск, может, имею право предъявить.

Да и что такое воля? Так, дым, мираж, фикция… Бред этих злосчастных демократов.

Вы, величина мирового значения, благодаря мужским половым железам.

Пойти, что-ль, пожрать. Ну их в болото.

Дай папиросочку, у тебя брюки в полосочку!

Учиться читать совершенно ни к чему, когда мясо и так пахнет за версту.

Один верит, другой не верит, а поступки у вас у всех одинаковые: сейчас друг друга за глотку.

— А вот по глазам — тут уж и вблизи, и издали не спутаешь. О, глаза — значительная вещь. Вроде барометра. Все видно — у кого великая сушь в душе, кто ни за что ни про что может ткнуть носком сапога в ребра, а кто сам всякого боится.

— «Шарик» — она назвала его… Какой он к чёрту «Шарик»? Шарик — это значит круглый, упитанный, глупый, овсянку жрёт, сын знатных родителей, а он лохматый, долговязый и рваный, шляйка поджарая, бездомный пёс. Впрочем, спасибо на добром слове.

— А то пишут, пишут… Конгресс, немцы какие-то… Голова пухнет. Взять всё, да и поделить…

— Где это видано, чтобы люди в Москве без прописки проживали.

— Вот всё у вас как на параде. Салфетку — туда, галстук — сюда. Да «извините», да «пожалуйста-мерси». А так, чтобы по-настоящему, — это нет. Мучаете сами себя, как при царском режиме. А как это «по-настоящему», позвольте осведомиться?

— Я не господин, господа все в Париже!

— Кушано достаточно. Всё испытал, с судьбою своею мирюсь и если плачу сейчас, то только от физической боли и от голода, потому что дух мой еще не угас… Живуч собачий дух.

Следующая цитата

Гротеск, наряду с гиперболой, широко использовался в мифах, легендах и сказках (яркий пример сказочного гротескного образа — Кощей Бессмертный). Сам термин «гротеск» возник в XV в. для обозначения необычного типа художественной образности: во время раскопок в одном из древнеримских гротов был обнаружен необычный орнамент, в котором фантастически переплелись различные растительные, животные и человеческие формы.

Создавая гиперболические образы, писатели используют преувеличение как художественную условность, которая может быть обоснована «реалистически» (например, гиперболы в хлестаковском «описании» жизни Петербурга — результат неудержимой страсти героя к вранью; гиперболы в произведениях М. Ю. Лермонтова — один из приемов романтического изображения героев и событий). В основе гиперболы лежит исключительное, но возможное. Границы между фантастическим и реальным размыты, но не исчезают.

Содержание произведения представляет остроумную и злую сатиру на социальную действительность двадцатых годов двадцатого столетия, «гротескный образ современности». («Гротеск - тип образности, основанный на фантастике, гиперболе, причудливом сочетании и контрасте фантастического и реального, бытового и мистического, трагического и комического, высокого и низкого, правдоподобного и карикатурного, на совмещении полярностей».) В настоящее время нас поражает удивительная прозорливость М. Булгакова, который сумел увидеть опасность научных открытий, вырвавшихся из- под контроля учёных и приносящих огромный вред людям. Своей повестью «Собачье сердце» он как бы призывает интеллигенцию, весь учёный мир к максимальной осторожности в обращении с неизведанными силами природы. Повесть «Собачье сердце» (1925) основана на типичном для гротеска мотиве превращения: в основе её сюжета - история о том, как пёс Шарик стал Полиграфом Полиграфовичем Шариковым, как появилось на свет существо, соединившее в себе дворнягу и люмпена, алкоголика и хулигана Клима Чугункина.

Следующая цитата

Наиболее распространенное политическое толкование повести относит ее к самой идее русской революции, «пробуждения» социального сознания пролетариата. Шариков традиционно воспринимается как аллегорический образ русского люмпен-пролетариата, неожиданно для себя получившего большое количество прав и свобод, но быстро обнаружившего эгоистические интересы и способность предавать и уничтожать как себе подобных (бывший бездомный пес поднимается по социальной лестнице, уничтожая других бездомных животных) , так и тех, кто наделил их этими правами. Финал повести выглядит искусственно, без стороннего вмешательства (deus ex machina) судьба создателей Шарикова выглядит предрешенной. Считается, что в повести Булгаковым были предсказаны массовые репрессии 1930-х годов. [2]

Ряд булгаковедов считает, что «Собачье сердце» было политической сатирой на руководство государства середины 1920-х годов. В частности, что Шариков-Чугункин — это Сталин (у обоих «железная» вторая фамилия) , проф. Преображенский — это Ленин (преобразивший страну) , его ассистент доктор Борменталь, постоянно конфликтующий с Шариковым — это Троцкий (Бронштейн) , ассистентка Зина — Зиновьев и т. д. [3]

Следующая цитата

Тема: Булгаков. «Собачье сердце». Поэтика Булгакова-сатирика. Прием гротеска в повести.

Цели: рассмотреть поэтику произведения «Собачье сердце», выявить, в чем проявляется сатира писателя, вспомнить разновидности сатиры, в частности гротеск, привить интерес к изучению творчества М.Булгакова, к изучению русской литературы.

Формы контроля: выделение художественных средств.

Оборудование: текст произведения, портрет писателя.

Тип урока: комбинированный.

Оргмомент. Постановка темы и целей. Оформление тетрадей.

Актуализация опорных знаний учащихся. Реализация домашнего задания

Опрос по жизни и творчеству М. Булгакова.

-Где и когда родился писатель?

- Каково было его отношение к революции 17 года? Как это отразилось на его творчестве?

- Когда была написана повесть «Собачье сердце»? Когда она впервые увидела свет? Почему? (Написана в 1925 году, впервые опубликована в 1968 году, ее запрещали).

- Какой Эксперимент осуществлял профессор Преображенский и доктор Борменталь ? (эксперимент — операция по пересадке собаке человеческого гипофиза и яичек с придатками и семенными канатиками)
- Сформулируйте тему и основную мысль повести? (главная тема произведения — изображение нравственной и социальной трансформации человека
и общества
- Какие проблемы, поднимаемые Булгаковым вам кажутся фантастическими, а какие реальными? (все проблемы реальны, и до сих пор проявляются в нашем обществе в той или иной степени; неготовность народа империи к резкому переходу в социалистическое государство, то есть к Революции
- Охарактеризуйте образ профессора Преображенского (см. предыдущий урок) Прототипом литературного персонажа профессора Ф. Ф. Преображенского является В. Я. Данилевский, академик, директор Органотерапевтического института, основанного в 1919 году
- Что такое сатира? гротеск? Как они используются в повести?

(учащиеся отвечают на вопрос, подтверждая свои суждения примерами из текста. вопрос был задан на проработку дома)

Дополнение учителя. Обобщающее слово.

(определения записываем в тетрадь)

сатира - отрицательное или резко осуждающее и негодующее изображение свойств и качеств отдельных типических лиц или более или менее обширной группы лиц и явлений.

гротеск - вид художественной о́бразности, комически или трагикомически, обобщающий и заостряющий жизненные отношения посредством причудливого и контрастного сочетания реального и фантастического, правдоподобия и карикатуры, гиперболы и алогизма (нелогическое рассуждение, ход мысли, нарушающий законы и правила логики, либо факт, который не укладывается в рамки логического мышления, то, что нельзя обосновать логически, противоречащее логике).

Интересно: Ряд булгаковедов считает, что «Собачье сердце» было политической сатирой на руководство государства середины 1920-х годов. В частности, что Шариков-Чугункин — это Сталин (у обоих «железная» вторая фамилия) , проф. Преображенский — это Ленин (преобразивший страну) , его ассистент доктор Борменталь, постоянно конфликтующий с Шариковым — это Троцкий (Бронштейн) , ассистентка Зина — Зиновьев и т. д.

В условиях советского времени М. Булгаков остался истинно русским писателем, исповедующим верность традициям русской классики. В его произведениях продолжают развиваться гоголевские традиции сатиры, органически соединив в себе два начала: фантастическое и реалистическое.

Содержание повести «Собачье сердце» (1925) представляет остроумную и злую сатиру на социальную действительность двадцатых годов двадцатого столетия, «гротескный образ современности».

Повесть основана на типичном для гротеска мотиве превращения: в основе её сюжета - история о том, как пёс Шарик стал Полиграфом Полиграфовичем Шариковым, как появилось на свет существо, соединившее в себе дворнягу и люмпена, алкоголика и хулигана Клима Чугункина. (Люмпен - термин , введённый Карлом Марксом для обозначения низших слоёв пролетариата . Позднее «люмпенами» стали называться все деклассированные слои населения (бродяги, нищие , уголовные элементы, алкоголики и другие социальные иждивенцы). В большинстве случаев люмпен — это лицо, не имеющее никакой собственности и живущее случайными заработками или, чаще, пользующееся государственными социальными пособиями в различных формах. [1]

Люмпены — деклассированные элементы, люди без социальных корней, нравственного кодекса , готовые безрассудно повиноваться сильному, то есть обладающему в данный момент реальной властью).

Действие повести начинается с того, что профессор Преображенский, который омолаживает нэпманов и советских чиновников, заманивает с помощью колбасы к себе домой собаку, чтобы потренироваться в проведении пересадок гипофиза.

Превращение Шарика в Шарикова и всё, что за этим последовало, предстаёт у М. Булгакова как буквальная реализация популярной в послереволюционные годы идеи, суть которой выражена в словах известного большевистского гимна: «Кто был ничем, тот станет всем». Фантастическая ситуация помогает обнажить абсурдность этой идеи. Та же ситуация обнаруживает абсурдность другой, не менее популярной, хотя, казалось бы, мало совместимой с первой, мысли о необходимости и возможности создания нового человека.

В результате фантастической операции, наделяющей Шарика «всем», происходит вытеснение благодарного, привязчивого, верного, смышлёного пса, каким он является в первых трёх главах повести, тупым, способным на предательство, неблагодарным и агрессивным люмпеном, который хочет занять место, ему не принадлежащее. Правдоподобные детали, соединяясь, создают фантастическую гремучую смесь под названием «Шариков», которая приобрела сегодня нарицательное значение, стала символом агрессивности люмпена.

Композиционный прием получает сюжетное развитие, основанное на совмещении реального и фантастического. Фантастическое в повести не имеет определяющего значения, а становится лишь средством анализа социальных явлений.

Вчерашний Шарик обретает «бумаги» и право на прописку, устраивается на работу «в очистку» в качестве заведующего подотделом очистки города от бродячих котов, пёс пытается «зарегистрироваться» с барышней, дворняга претендует на жилплощадь профессора и пишет на него донос. Профессор Преображенский оказывается в трагикомическом положении: порождение его ума и рук грозит самому факту его существования, покушается на основы его мироустройства, чуть не губит его «вселенную» (многозначителен комически переиначенный мотив «потопа», вызванного неумением Шарикова обращаться с водопроводными кранами).

Взаимоотношения Шарикова и Преображенского обостряются ввиду существования провокатора - представителя власти Швондера, стремящегося «уплотнить» профессора, отвоевать у него часть комнат. На природную основу Шарикова наложилось влияние Швондера. Его воспитание оказалось намного результативнее, чем наивное желание профессора и его ассистента как-то облагородить созданное ими чудовище. Именно недоразвитое умственное и нравственное чувство простого народа, который «был ничем и стал всем», является, по глубокому убеждению профессора, источником той разрухи, которая царит вокруг. «Но я спрашиваю: почему, когда началась вся эта история, все стали ходить в грязных калошах и валенках по мраморной лестнице?» Принципы социализма настолько близки звериной сущности Шарикова и его качествам, унаследованным от донора, что он довольно быстро находит свое место в советской стране.

При всей невероятности, фантастичности повести, она отличается удивительным правдоподобием. Это не только узнаваемые конкретные приметы времени. Это — сам городской пейзаж, место действия: Обуховский переулок, дом, квартира, ее быт, облик и поведение персонажей и т. п. В результате нереальная история с Шариковым воспринимается читателем вполне реально.

Реальность повседневной жизни России 20-х годов, сатирически отображённая, мастерское использование фантастики, обнаруживающей абсурдность современности, сделали «Собачье сердце» М. Булгакова «непревзойдённой в своей неповторимости» произведением русской сатиры ХХ века.

Читайте также: