Горький о россии цитаты
Обновлено: 06.11.2024
А теперь копипащу. Отчасти - из опасений, что сайт с архивом "Русской Жизни" может закрыться, причём даже не из-за цензуры, а из-за банальной нехватки денег. Но главное - было бы неправильно игнорировать плоды раздумий Горького только потому, что они нам неприятны.
О русском крестьянстве
Революционные откровения пролетарского классика
Эта скандальная статья Горького вышла в 1922 году в Берлине. Ее не издавали в России ни до, ни после войны, ни в перестройку, - вообще никогда. Просто не издавали и все тут. Быть может, как раз потому, что именно в этом своем сочинении Буревестник говорит о сути революции откровеннее, чем где-либо еще, и чем это позволяли себе его товарищи-большевики. Он живописует варварство и отсталость крестьянской массы, подсказывая читателю, что искоренить это зло возможно только чрезвычайщиной. Создатель Челкаша и Клима убежден: «Как евреи, выведенные Моисеем из рабства Египетского, вымрут полудикие, глупые, тяжелые люди русских сел и деревень - все те почти страшные люди, о которых говорилось выше, и их заменит новое племя - грамотных, разумных, бодрых людей».
«Интеллигенция и революция» - тема из разряда вечных. А вот крестьянство и революция - это то, о чем многое еще не сказано. И сетования Ленина на узость мысли «мелких хозяйчиков», и сочувственно-лирические суждения Солженицына о крестьянском «мiре», «мироустроении» - лишь два идейных края, между которыми еще много невозделанной земли. Мысли титулованного «пролетарского классика» - лишь кое-что из непрочитанного. Или хорошо забытого.
Текст статьи печатается полностью по изданию: Максим Горький. О русском крестьянстве. Издательство И. П. Ладыжникова. Берлин, 1922.
Следующая цитата
Федор Тютчев:
Русская история до Петра Великого – одна панихида, а после Петра – одно уголовное дело.
* * * * *
Лука Умищев:
В стране, где нет права, всегда есть место Православию.
* * * * *
Петр Чаадаев:
Горе народу, если рабство не смогло его унизить, такой народ создан, чтобы быть рабом.
* * * * *
Михаил Задорнов:
За тысячелетнюю историю России никто еще не наносил России большего вреда, чем сами русские.
* * * * *
Максим Горький:
Что человек на Руси ни делает, все равно его жалко.
* * * * *
Николай Бердяев:
Человек раб потому, что свобода трудна, рабство же легко.
* * * * *
Лука Умищев:
Русский человек выдавливает из себя раба по капле, а закачивает поллитрами.
* * * * *
Николай Карамзин:
Если б захотеть одним словом выразить, что делается в России, то следует сказать: воруют!
* * * * *
Федор Тютчев:
Надо сознаться, что должность русского Бога – не синекура.
* * * * *
Михаил Салтыков-Щедрин:
Если я усну и проснусь через сто лет, и меня спросят, что сейчас происходит в России, я отвечу: пьют и воруют.
* * * * *
Неизвестный автор:
Для России плохо не то, что воруют, а то что, считают это нормальным.
* * * * *
Владимир Даль:
Мы у матушки России детки, она наша матка – ее и сосем.
* * * * *
Николай Некрасов:
Ты и убогая, ты и обильная,
Ты и могучая, ты и бессильная,
Матушка Русь!
* * * * *
Николай Бердяев:
Государство призвано не для того, чтобы превратить жизнь в рай, но для того, чтобы не дать превратиться ей в сущий ад.
* * * * *
Петр Чаадаев:
Я предпочитаю бичевать свою родину, предпочитаю огорчать ее, предпочитаю унижать ее, только бы ее не обманывать.
* * * * *
Николай Гоголь:
Куда ты, Русь, бойкая необгонимая тройка, несёшься. Русь, куда ж несёшься ты, дай ответ? Не даёт ответа. Русь-тройка, всё гремит, всё заливается, а в тройке - прохиндей, шулер.
* * * * *
Отто Бисмарк
Русские долго запрягают, но быстро едут.
* * * * *
Григорий Горин:
Русские долго запрягают, но потом никуда не едут. Просто запрягают и распрягают, запрягают и распрягают. Это и есть наш особый путь.
* * * * *
Николай Гоголь:
И какой же русский не любит быстрой езды? Его ли душе, стремящейся закружиться, загуляться, сказать иногда: «чёрт побери всё!» — его ли душе не любить её?
* * * * *
Николай Первый:
****ь, да в России всего две беды — дураки и плохие дороги!
* * * * *
Борис Крутиер:
Кроме дураков и дорог, в России есть еще одна беда: дураки, указывающие, какой дорогой идти.
* * * * *
Неизвестный автор:
Русский человек славится своим умением находить выход из самых трудных ситуаций, но еще более он славится умением находить туда вход
* * * * *
Михаил Салтыков-Щедрин:
Если на Святой Руси человек начнет удивляться, то он остолбенеет в удивлении, и так до смерти столбом и простоит.
* * * * *
Николай Бердяев:
Русская национальная мысль чувствует потребность и долг разгадать загадку России, понять идею России, определить её задачу и место в мире.
* * * * *
Владимир Путин:
В России есть еще такая старинная русская забава — поиск национальной идеи. Это что-то вроде поиска смысла жизни. Занятие в целом небесполезное и небезынтересное, этим можно заниматься всегда и бесконечно.
* * * * *
Лука Умищев:
Эх, Россией, эх, Россией
Кто, дружочек мой, не правь –
Хоть от пьянства с мордой синей –
Все равно: он царь, он прав.
* * * * *
Игорь Губерман:
Российский жребий был жестоко
Однажды брошен волей Бога:
Немного западней Востока,
Восточней Запада - намного.
* * * * *
Анекдот:
Почему у орла на Российском Гербе две головы и три короны? Одна голова на Запад смотрит, другая - на Восток, а своей нету.
* * * * *
Лука Умищев:
Судьба русского человека: Безответная любовь к Родине.
* * * * *
Отто фон Бисмарк:
Русские на любую вашу хитрость ответят своей непредсказуемой глупостью.
* * * * *
Михаил Задорнов:
Россия – это страна с непредсказуемым прошлым.
* * * * *
Владимир Колечицкий:
Россия — страна непойманных воров и вечно будущего счастья.
* * * * *
Карл Маркс:
Брать деньги в долг без отдачи – обычный способ существования русских.
* * * * *
Николай Гоголь:
Есть у русского человека враг, непримиримый, опасный враг, не будь которого он был бы исполином. Враг этот – лень.
* * * * *
Лука Умищев:
Как живете, караси, на Руси!
Не сметане, а в дерьме и в грязи.
* * * * *
Михаил Лермонтов:
Прощай, немытая Россия,
Страна рабов, страна господ,
И вы, мундиры голубые,
И ты, им преданный народ.
* * * * *
Фаина Раневская:
На голодный желудок русский человек ничего делать и думать не хочет, а на сытый - не может.
* * * * *
Алексей Жемчужников:
О, край родной, как ты мне мил!
.
Но нам, сынам твоим, известно
Как на твоем просторе тесно
И в узах мучится душа…
* * * * *
Александр Герцен:
Долгое рабство – не случайная вещь. Оно, конечно, соответствует какому-то элементу национального характера. Этот элемент может быть поглощен, побежден другими его элементами. Но он может и победить.
* * * * *
Михаил Салтыков-Щедрин:
А глуповцы стояли на коленах и ждали. Знали они, что бунтуют, но не стоять на коленах не могли. Господи! чего они не передумали в это время!
* * * * *
Петр Чаадаев:
Как могло случиться, что самая поразительная черта христианского
общества как раз именно и есть та, от которой русский народ отрекся на лоне
самого христианства? Откуда у нас это действие религии наоборот? Не знаю, но
мне кажется, одно это могло бы заставить усомниться в православии, которым
мы кичимся.
* * * * *
Неизвестный автор:
Русский человек - это не тот, у которого чего-то нет, а тот, у которого чего-то нет, и хрен с ним!
* * * * *
Игорь Губерман:
Народа российского горе
С уже незапамятных пор,
Что пишет он "Х**" на заборе,
Еще не построив забор.
* * * * *
Отто фон Бисмарк:
Россия опасна мизерностью своих потребностей.
* * * * *
Федор Тютчев
Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать -
В Россию можно только верить.
* * * * *
Виктор Шендерович:
Умом Россию не понять, а другими местами — очень больно!
* * * * *
Игорь Губерман:
Давно пора, ****а мать,
Умом Россию понимать!
* * * * *
Петр Вяземский:
В России суровость законов умеряется их неисполнением.
* * * * *
Александр Герцен:
Если бы в России выполнялись бы все законы и не брали взяток, жить в ней было бы совершенно невозможно.
* * * * *
Николай Бердяев:
Почему самый безгосударственный народ создал такую огромную и могущественную государственность, почему самый анархический народ так покорен бюрократии, почему свободный духом народ как будто бы не хочет свободной жизни?
* * * * *
Сергей Трубецкой:
Опыт всех народов и всех государств доказал, что власть самодержавная равно губительна для правителей и для народов. Нельзя допустить основанием правительства произвол одного лица. Ставя себя выше закона, государи забыли, что и они в таком случае вне закона.
* * * * *
Михаил Салтыков-Щедрин:
Чего-то хотелось: не то конституции, не то севрюжины с хреном, не то кого-нибудь ободрать.
* * * * *
Петр Чаадаев:
Я не научился любить свою родину с закрытыми глазами, с преклоненной головой, с запертыми устами. Я нахожу, что человек может быть полезен своей стране только в том случае, если ясно видит ее; я думаю, что время слепых влюбленностей прошло, что теперь мы прежде всего обязаны родине истиной
* * * * *
Александр Пушкин:
Я, конечно, презираю отечество мое с головы до ног – но мне досадно, если иностранец разделяет со мной это чувство.
* * * * *
Алексей Жемчужников:
Вы все, в ком так любовь к отчеству сильна,
Любовь, которая все лучшее в нем губит, -
И хочется сказать, что в наши времена
Тот честный человек, кто родину не любит.
* * * * *
Сергей Есенин:
Люблю твои пороки,
И пьянство, и разбой,
.
И горько проклинаю
За то, что ты мне мать.
* * * * *
Федор Тютчев:
Ни звука здесь, ни красок, ни движенья -
Жизнь отошла – и, покорясь судьбе,
В каком-то забытьи изнеможенья,
Здесь человек лишь снится сам себе.
* * * * *
Василий Ключевский:
Можно благоговеть перед людьми, веровавшими в Россию, но не перед предметом их верования.
* * * * *
Иван Павлов:
Возьмите вы наших славянофилов. Что в то время сделала Россия для культуры? Какие образцы показала она миру? А ведь люди верили, что Россия «протрёт глаза» гнилому Западу.
Откуда эта гордость и уверенность? И вы думаете, что жизнь изменила наши взгляды? Нисколько! Разве мы теперь не читаем чуть ли не каждый день, что мы авангард человечества! И не свидетельствует ли это, до какой степени мы не знаем действительности, до какой степени мы живем фантастически!
* * * * *
Александр Радищев:
Я приметил из многочисленных примеров, что русский народ очень терпелив и терпит до самой крайности; но когда конец положит своему терпению, то ничто не может его удержать, чтобы не преклониться на жестокость.
* * * * *
Корней Чуковский:
Мила мне русская беседа
В ней, разум собственный любя,
Никто не слушает соседа,
Но каждый слушает себя.
* * * * *
Игорь Губерман:
Россия пребудет во веки веков
Под боем державных курантов
Страной казнокрадов, святых, мудаков,
Пропойц и блаженных талантов.
Следующая цитата
«Народ равнодушный до наименьшей обязанности, до наименьшей справедливости, до наименьшей правды, народ,
что не признает человеческое достоинство, что целиком не признает ни свободного человека, ни свободной мысли»
Пушкин
«В России до сих пор всего две беды - дураки и плохие дороги.»
Николай І
«Россия - самая паскудная, до блевоты мерзкая страна во всей мировой истории. Методом селекции там вывели чудовищных моральных уродов, у которых само понятие Добра и Зла вывернуто на изнанку. Всю свою историю
эта нация барахтается в дерьме и при этом желает потопить в нем весь мир. "
Ильин, русский философ.
«Наиважнейшею приметою удачи русского народа есть его садистская жестокость»
Горький
О жестокости русских крестьян с подробностями:
Люди, которых я привык уважать, спрашивают: что я думаю о России?
Мне очень тяжело все, что я думаю о моей стране, точнee говоря, о русском народe, о крестьянстве, большинстве его. Для меня было бы легче не отвечать на вопрос, но - я слишком много пережил и знаю для того, чтоб иметь право на молчание. Однако прошу понять, что я никого не осуждаю, не оправдываю, - я просто рассказываю, в какие формы сложилась масса моих впечатлений.
Был в России некто Иван Болотников, человек оригинальной судьбы: ребенком он попал в плен к татарам во время одного из их набегов на окраинные города Московского царства, юношей был продан в рабство туркам, - работал на турецких галерах, его выкупили из рабства венецианцы, и, прожив некоторое время в аристократической Республике Дожей, он возвратился в Россию.
Это было в 1606 году; московские бояре только что затравили талантливого царя Бориса Годунова и убили умного смельчака, загадочного юношу, который, приняв имя Дмитрия, сына Ивана Грозного, занял Московский престол и, пытаясь перебороть азиатские нравы московитян, говорил в лицо им:
«Вы считаете себя самым праведным народом в Мире, а вы - развратны, злобны, мало любите ближнего и не расположены делать добро».
Его убили, был выбран в цари хитрый, двоедушный Шуйский, князь Василий, явился второй самозванец, тоже выдававший себя за сына Грозного, и вот в России началась кровавая трагедия политического распада, известная в истории под именем Смуты. Иван Болотников пристал ко второму самозванцу, получил от него право команды небольшим отрядом сторонников самозванца и пошел с ними на Москву, проповедуя холопам и крестьянам:
«Бейте бояр, берите их жен и все достояние их. Бейте торговых и богатых людей, делите между собой их имущество».
Эта соблазнительная программа примитивного коммунизма привлекла к Болотникову десятки тысяч холопов, крестьян и бродяг, они неоднократно били войска царя Василия, вооруженные и организованные лучше их; они осадили Москву и с великим трудом были отброшены от нее войском бояр и торговых людей. В конце концов этот первый мощный бунт крестьян был залит потоками крови, Болотникова взяли в плен, выкололи ему глаза и утопили его.
Имя Болотникова не сохранилось в памяти крестьянства, его жизнь и деятельность не оставила по себе ни песен, ни легенд. И вообще в устном творчестве русского крестьянства нет ни слова о десятилетней эпохе - 1602-1603 гг. - кровавой смуты, о которой историк говорит как о «школе своевольства, безначалия, политического неразумия, двоедушия, обмана, легкомыслия и мелкого эгоизма, не способного оценить общих нужд». Но все это не оставило никаких следов ни в быте, ни в памяти русского крестьянства.
В легендах Италии сохранилась память о фра Дольчино, чехи помнят Яна Жижку, так же как крестьяне Германии Томаса Мюнцера, Флориана Гейера, а французы - героев и мучеников Жакерии и англичане имя Уота Тейлора, - обо всех этих людях в народе остались песни, легенды, рассказы. Русское крестьянство не знает своих героев, вождей, фанатиков любви, справедливости, мести.
Через 50 лет после Болотникова донской казак Степан Разин поднял крестьянство почти всего Поволжья и двинулся с ним на Москву, возбужденный той же идеей политического и экономического равенства. Почти три года его шайки грабили и резали бояр и купцов, он выдерживал правильные сражения с войсками царя Алексея Романова, его бунт грозил поднять всю деревенскую Русь. Его разбили, потом четвертовали. В народной памяти о нем осталось две-три песни, но чисто народное происхождение их сомнительно, смысл же был не понятен крестьянству уже в начале XIX века.
Не менее мощным и широким по размаху был бунт, поднятый при Екатерине Великой уральским казаком Пугачевым, - «эта последняя попытка борьбы казачества с режимом государства», как определил этот бунт историк С. Ф. Платонов. О Пугачеве тоже не осталось ярких воспоминаний в крестьянстве, как и о всех других, менее значительных, политических достижениях русского народа.
О них можно сказать буквально то же, что сказано историком о грозной эпохе Смуты:
«Все эти восстания ничего не изменили, ничего не внесли нового в механизм государства, в строй понятий, в нравы и стремления. »
( во времена Болотникова , РАзина и Пугачева козаки вообще не считали себя "русскими" и категорически дистанцировали себя от великороссов, потому великороссы и не могли сочинять песни про чуждое им сообщество)
К этому суждению уместно прибавить вывод одного иностранца, внимательно наблюдавшего русский народ. «У этого народа нет исторической памяти. Он не знает свое прошлое и даже как будто не хочет знать его». Великий князь Сергей Романов рассказал мне, что в 1913 году, когда праздновалось трехсотлетие династии Романовых и царь Николай был в Костроме, - Николай Михайлович - тоже великий князь, талантливый автор целого ряда солидных исторических трудов, - сказал царю, указывая на многотысячную толпу крестьян:
«А ведь они совершенно такие же, какими были в XVII веке, выбирая на царство Михаила, такие же; это - плохо, как ты думаешь?»
Царь промолчал. Говорят, он всегда молчал в ответ на серьезные вопросы. Это - своего рода мудрость, если не является хитростью или - не вызвано страхом.
Жестокость - вот что всю жизнь изумляло и мучило меня. В чем, где корни человеческой жестокости? Я много думал над этим и - ничего не понял, не понимаю.
Я думаю, что русскому народу исключительно - так же исключительно, как англичанину чувство юмора - свойственно чувство особенной жестокости, хладнокровной и как бы испытывающей пределы человеческого терпения к боли, как бы изучающей цепкость, стойкость жизни.
В русской жестокости чувствуется дьявольская изощренность, в ней есть нечто тонкое, изысканное. Это свойство едва ли можно объяснить словами «психоз», «садизм», словами, которые, в сущности, и вообще ничего не объясняют.
Если б факты жестокости являлись выражением извращенной психологии единиц - о них можно было не говорить, в этом случае они материал психиатра, а не бытописателя. Но я имею в виду только коллективные забавы муками человека.
В Сибири крестьяне, выкопав ямы, опускали туда - вниз головой - пленных красноармейцев, оставляя ноги их - до колен - на поверхности земли; потом они постепенно засыпали яму землею, следя по судорогам ног, кто из мучимых окажется выносливее, живучее, кто задохнется позднее других.
Забайкальские казаки учили рубке молодежь свою на пленных.
В Тамбовской губернии коммунистов пригвождали железнодорожными костылями в левую руку и в левую ногу к деревьям на высоте метра над землею и наблюдали, как эти - нарочито неправильно распятые люди - мучаются.
Вскрыв пленному живот, вынимали тонкую кишку и, прибив ее гвоздем к дереву или столбу телеграфа, гоняли человека ударами вокруг дерева, глядя, как из раны выматывается кишка. Раздев пленного офицера донага, сдирали с плеч его куски кожи, в форме погон, а на место звездочек вбивали гвозди; сдирали кожу по линиям портупей и лампасов - эта операция называлась «одеть по форме». Она, несомненно, требовала немало времени и большого искусства.
Творилось еще много подобных гадостей, отвращение не позволяет увеличивать количество описаний этих кровавых забав.
Кто более жесток: белые или красные? Вероятно - одинаково, ведь и те, и другие - русские. Впрочем, на вопрос о степенях жестокости весьма определенно отвечает история: наиболее жесток - наиболее активный.
Думаю, что нигде не бьют женщин так безжалостно и страшно, как в русской деревне, и, вероятно, ни в одной стране нет таких вот пословиц-советов:
«Бей жену обухом, припади да понюхай - дышит? - морочит, еще хочет». «Жена дважды мила бывает: когда в дом ведут, да когда в могилу несут». «На бабу да на скотину суда нет». «Чем больше бабу бьешь, тем щи вкуснее».
Сотни таких афоризмов, - в них заключена веками нажитая мудрость народа, - обращаются в деревне, эти советы слышат, на них воспитываются дети.
Детей бьют тоже очень усердно. Желая ознакомиться с характером преступности населения губерний Московского округа, я просмотрел «Отчеты Московской судебной палаты» за десять лет - 1900-1910 гг. - и был подавлен количеством истязаний детей, а также и других форм преступлений против малолетних. Вообще в России очень любят бить, все равно - кого. «Народная мудрость» считает битого человека весьма ценным: «За битого двух небитых дают, да и то не берут».
Есть даже поговорки, которые считают драку необходимым условием полноты жизни. «Эх, жить весело, да - бить некого». Я спрашивал активных участников гражданской войны: не чувствуют ли они некоторой неловкости, убивая друг друга?
Нет, не чувствуют.
«У него - ружье, у меня - ружье, значит - мы равные; ничего, побьем друг друга - земля освободится».
Однажды я получил на этот вопрос ответ крайне оригинальный, мне дал его солдат европейской войны, ныне он командует значительным отрядом Красной армии.
- Внутренняя война - это ничего! А вот междоусобная, против чужих, - трудное дело для души. Я вам, товарищ, прямо скажу: русского бить легче. Народу у нас много, хозяйство у нас плохое; ну, сожгут деревню, - чего она стоит! Она и сама сгорела бы в свой срок. И вообще, это наше внутреннее дело, вроде маневров, для науки, так сказать. А вот когда я в начале той войны попал в Пруссию - Боже, до чего жалко было мне тамошний народ, деревни ихние, города и вообще хозяйство! Какое величественное хозяйство разоряли мы по неизвестной причине. Тошнота. Когда меня ранили, так я почти рад был, - до того тяжело смотреть на безобразие жизни. Потом - попал я на Кавказ к Юденичу, там турки и другие черномазые личности. Беднейший народ, добряки, улыбаются, знаете, - неизвестно почему. Его бьют, а он улыбается. Тоже - жалко, ведь и у них, у каждого есть свое занятие, своя привязка к жизни.
Это говорил человек, по-своему гуманный, он хорошо относится к своим солдатам, они, видимо, уважают и даже любят его, и он любит свое военное дело. Я попробовал рассказать ему кое-что о России, о ее значении в мире, - он слушал меня задумчиво, покуривая папиросу, потом глаза у него стали скучные, вздохнув, он сказал:
- Да, конечно, держава была специальная, даже вовсе необыкновенная, ну а теперь, по-моему, окончательно впала в негодяйство!
Мне кажется, что война создала немало людей, подобных ему, и что начальники бесчисленных и бессмысленных банд - люди этой психологии.
Говоря о жестокости, трудно забыть о характере еврейских погромов в России. Тот факт, что погромы евреев разрешались имевшими власть злыми идиотами, - никого и ничего не оправдывает. Разрешая бить и грабить евреев, идиоты не внушали сотням погромщиков: отрезайте еврейкам груди, бейте их детей, вбивайте гвозди в черепа евреев, - все эти кровавые мерзости надо рассматривать как «проявление личной инициативы масс».
Но где же - наконец - тот добродушный, вдумчивый русский крестьянин, неутомимый искатель правды и справедливости, о котором так убедительно и красиво рассказывала миру русская литература XIX века?
В юности моей я усиленно искал такого человека по деревням России и - не нашел его. Я встретил там сурового реалиста и хитреца, который, когда это выгодно ему, прекрасно умеет показать себя простаком. По природе своей он не глуп и сам хорошо знает это. Он создал множество печальных песен, грубых и жестоких сказок, создал тысячи пословиц, в которых воплощен опыт его тяжелой жизни. Он знает, что «мужик не глуп, да - мир дурак» и что «мир силен, как вода, да глуп, как свинья».
Он говорит: «Не бойся чертей, бойся людей». «Бей своих - чужие бояться будут».
О правде он не очень высокого мнения: «Правдой сыт не будешь». «Что в том, что ложь, коли сыто живешь». «Правдивый, как дурак, так же вреден».
Чувствуя себя человеком, способным на всякий труд, он говорит: «Бей русского, - часы сделает». А бить надо потому, что «каждый день есть не лень, а работать неохота».
Таких и подобных афоризмов у него тысячи, он ловко умеет пользоваться ими, с детства он слышит их и с детства убеждается, как много заключено в них резкой правды и печали, как много насмешки над собою и озлобления против людей. Люди - особенно люди города - очень мешают ему жить, он считает их лишними на земле, буквально удобренной потом и кровью его.
В заключение этого невеселого очерка я приведу рассказ одного из участников научной экспедиции, работавшей на Урале в 1921 году. Крестьянин обратился к членам экспедиции с таким вопросом:
- Вы люди ученые, скажите, как мне быть. Зарезал у меня башкир корову, я башкира, к о н е ч н о, убил, а после того сам свел корову у его семьи, так вот: будет мне за корову наказание?
Когда его спросили: а за убийство человека разве он не ждет наказа ния, - мужик спокойно ответил:
- Это - ничего, человек теперь дешев.
Характерно здесь слово «конечно».
Существует мнение, что русский крестьянин как-то особенно глубоко религиозен. Я никогда не чувствовал этого, хотя, кажется, достаточно внимательно наблюдал духовную жизнь народа. Я думаю, что человек безграмотный и не привыкший мыслить не может быть истинным теистом или атеистом и что путь к твердой, глубокой вере лежит через пустыню неверия.
Беседуя с верующими крестьянами, присматриваясь к жизни различных сект, я видел прежде всего органическое, слепое недоверие к поискам мысли, к ее работе, наблюдал умонастроение, которое следует назвать скептицизмом невежества.
Это просто пассивное и бесплодное отрицание явлений и событий, связей и значений которых мысль, развитая слабо, не может понять.
И в заключение, после длительной, жестокой критики городских «забавок», бородатый мужик сказал, вздыхая:
- Если бы революцию мы сами делали, - давно бы на земле тихо стало и порядок был бы.
Иногда отношение к горожанам выражается в такой простой, но радикальной форме:
- Срезать надо с земли всех образованных, тогда нам, дуракам, легко жить будет, а то - замаяли вы нас!
Да, чем другим, а великодушием русский крестьянин не отличается. Про него можно сказать, что он не злопамятен: он не помнит зла, творимого им самим, да, кстати, не помнит и добра, содеянного в его пользу другим.
А отношение крестьян к коммунистам - выражено, по моему мнению, всего искреннее и точнее в совете, данном односельчанами моему знакомому крестьянину, талантливому поэту:
- Ты, Иван, смотри, в коммуну не поступай, а то мы у тебя и отца и брата зарежем, да - кроме того - и соседей обоих тоже.
- Соседей-то за что?
- Дух ваш искоренять надо.
Какие же выводы делаю я?
Прежде всего: не следует принимать ненависть к подлости и глупости за недостаток дружеского внимания к человеку, хотя подлость и глупость не существуют вне человека. Я очертил - так, как я ее понимаю, - среду, в которой разыгралась и разыгрывается трагедия русской революции. Это - среда полудиких людей.
Жестокость форм революции я объясняю исключительной жестокостью русского народа.
Следующая цитата
Столетняя годовщина Первой Мировой войны.
В 2014 году весь "партнёрский" западный мир и его верные церберы в РФии отмечали столетнюю годовщину Первой Мировой войны. Оказывается, война была справедливой, своевременной и замечательной. А вот ленинская революция в России все испортила. Империалисты, банкиры и их генералы-"мясники" убили всего 11 миллионов человек. Но зато они спасали мир. А вот большевики - очень плохие. Не только раскрыли секреты империализма как высшей стадии капитализма, но и показали, как надо с этим империализмом бороться.
Российские швыдкоизаторы русской культуры и быковщинцы российской литературы подобные идеи мусолили весь год и накануне годовщины. Они внесли свой посильный вклад в очередную кампанию "оболванивания" российских граждан. Чем занимаются сегодня и будут продолжать заниматься этой "трудной работой" весь 2018 г. --- Год М. Горького и весь Год А. Солженицына.
Весь прогрессивный мир, международное коммунистическое и рабочее движение давно осудили эту империалистическую войну и призвали вести антивоенную пропаганду и бороться за мир во всем мире изо всех сил. Буржуазия выступила и продолжает выступать против пролетарской политики мира и всей мощью своей информационной дальнобойной артиллерии попытается подавить ИДЕЮ МИРА во всем мире.
Приняв президентскую власть в третий раз, Путин избрал единственно правильное решение для спасения компрадорского режима - сделать упор на воспитание БУРЖУАЗНОГО патриотизма у российского населения. Разработанная стратегия предполагала: а) восстановление российской армии, почти на смерть задушенной в объятиях самого Путина, Медведева и Сердюкова; б) ускоренное развитие военно-промышленного комплекса; в) проведение комплекса долговременных патриотических психолого-информационных акций; г) создание национальной гвардии для борьбы с массовыми антиправительственными протестами населения.
Вероятно, "крымская весна" и война в Сирии тогда не планировались. Однако в настоящее время используются как в патриотических целях, так и для поддержания баланса в империалистической внешней и антинародной внутренней политике.
Восстановление памяти о Первой мировой войне 1914—1918 годов - стало краеугольным камнем буржуазно-патриотической пропаганды и агитации. С 2013 г. празднуется День памяти российских воинов, погибших в Первой мировой войне 1914—1918 гг. 1 августа 2014 г. в Москве на Поклонной горе открыт созданный по инициативе Российского военно-исторического общества памятник героям Первой мировой войны, а также открыт памятник «Прощание Славянки» на Белорусском вокзале в Москве. 4 августа 2014 года в Санкт-Петербурге был открыт первый в современной России музей Первой Мировой войны. Были проведены и другие мероприятия.
Написаны новые книги о той страшной войне.
Празднование столетия Первой Мировой войны для отвлечения внимания общественности от Столетней годовщины Великой Октябрьской Социалистической революции стало первоочередной задачей всех пропагандистских кампаний правительства в последние три года.
Все это свидетельствует о том, что Кремль понимает, что к 2014 г. Россия Ельцина-Путина приобрела новое качество: в ней не только утвердился капиталистический строй, но кроме того, она уже превратилась в империалистическую державу, обладающую одним из крупнейших арсеналов оружия массового поражения.
Ещё совсем недавно - до Мюнхена - она напоминала пушистого щенка с огромным коробом ядерного оружия. Его гладили по головке, и он подпрыгивал и визжал по-детски от радости и ласки на развалинах тысяч крупнейших предприятий.
После Мюнхенской речи В. В. Путина все резко поменялось. Как только щенок превратился в молодую овчарку, старая спевшаяся в натовском хоре стая волкодавов испуганно зарычала и ощетинилось.
После Крыма стая залаяла, а после Сирии зашлась в историке от лая. Допускать овчарку с непредсказуемым поведением в свою стаю опасно. Никаких переговоров. Только стае и никому другому должны принадлежать огромные запасы самых ходких товаров на мировом рынке - нефти, газа и трубопроводы. В Сирии сегодня решается вопрос, кто будет этими ресурсами и территориями, на которых они расположены, единолично распоряжаться.
Каково было отношение М. Горького к империализму и империалистическим войнам?
О Первой Мировой и ее "мясниках"
Обратимся к работам Максима Горького, в которых он высказывает своё - ПРОЛЕТАРСКОЕ - мнение о Первой мировой ИМПЕРИАЛИСТИЧЕСКОЙ войне.
Проживая заграницей, он своими глазами видел, как реакционнейшие круги империалистических держав готовили большую войну и убийство миллионов рабочих в ней. Как социал-демократы утрачивали революционность, переходя на сторону буржуазии.
«Социалисты на службе капитала, - писал М. Горький, - одно из наиболее мерзостных явлений буржуазного мира. Чувствуя себя в прошлом грешниками против бога своего, они особенно ревностно и усердно служат ему в настоящем, всячески утверждая бытие божие. Они защищают и охраняют капиталистический «порядок», при котором возможна безработица для «свыше 20 миллионов рабочих». Они защищают рабство в колониях, которые, по признанию газеты «Матен», «являются неотъемлемой частью цивилизации Европы». Эта «часть», превышая целое в несколько раз, настолько плохо чувствует себя сродной с целым, что капиталисты принуждены частично уничтожать её население. Лорд Черчилль недавно заявил, что в Индии посажено в тюрьмы 54 тысячи человек, он умолчал о том, сколько убито. Убивают в Бирме, Сиаме, в Китае, в Африке — всё это для того, чтобы прочнее прикрепить часть к целому — к «цивилизации» капиталистов, кстати сказать, насквозь прогнившей." (Том 25. Статьи, речи, приветствия 1929-1931.)
О том, что вытворяет та же сплоченная долларом "кучка хищников и паразитов", "защитников прав человека" сегодня на Ближнем Востоке, в Афганистане . мы читаем каждый день в СМИ.
Империалистическую войну М. Горький встретил с величайшим негодованием, как все большевики, как вся мировая прогрессивная общественность. Вместе с другими европейскими прогрессивными писателями он становится одним из самых ожесточенных разоблачителей ее реакционного классового характера.
«Ни один честный человек не может, не имеет права назвать разумной и культурной жизнь, в которой возможны такие факты, как война 1914–1918 годов. Вв ради начата была эта гнуснейшая война? Ради интересов небольшой кучки тупоголовых миллионеров, ради удовлетворения их жадности, их ненасытного стремления к роскоши. И вот — ссора небольшой кучки хищников и паразитов приводит ко взаимному истреблению рабочих людей, одинаково несчастных во всех странах, — людей, у которых всюду один и тот же враг — капиталист.» (Том 24. Статьи, речи, приветствия 1907-1928.)
М. Горький, в отличие от Бердяевых и Ильиных осуждает всю буржуазную цивилизацию за периодические попытки передела мира в пользу сильнейшей империалистической державы. "О том, до чего бесчеловечна христианско-буржуазная «культура», красноречиво и неоспоримо говорит признание буржуазией неустранимости войн, признание неизбежности массового истребления людей как «закона жизни». (Том 26. )
М. Горький не сомневался, что в ближайшие годы империалисты развяжут Вторую Мировую войну. Он пророчествовал в 1931 г.:
"Эта новая война будет ещё более кровавой и разрушительной. Снова будут превращать города в груды мусора, снова испортят, разроют, отравят трупами сотни и тысячи квадратных километров плодородной земли, вырубят и выжгут леса. А ведь всё, что построено на земле, принадлежит тем, кто строил, а не тем, кто заплатил за работу построения деньгами, нажитыми на труде рабочих и крестьян. Всё на земле создаётся их трудом, и главное несчастье мира, источник всех его страданий, преступлений и горя трудовых людей в том, что крестьяне и рабочие в массе своей всё ещё слепы, всё ещё не понимают по слепоте своей, что, если они крепко, дружески объединятся, — им легко будет сбросить со своей шеи капиталистов, которые давно уже перестали быть людьми, а становятся всё более хищными и кровожадными животными." (Том 24.)
И вот, в год столетия окончания Первой Мировой войны, мир вновь оказался на пороге новой мировой войны. Ещё более разрушительной, чем обе предыдущие. Может быть, стоит прислушаться к пророчествам русского Буревестника?!
Как Вы думаете, господа и товарищи?
Читайте также: