Горе от ума цитаты об образовании

Обновлено: 06.11.2024

Век нынешний:
Чацкий защищает право служить просвещению страны путем научной работы, литературы, искусства.

Век минувший:
Фамусов выступает против книг, в учении видит вред.

«Служить бы рад, прислуживаться тошно»

"Чины людьми даются,
А люди могут обмануться. "

"Где, укажите нам, отечества отцы,
Которых мы должны принять за образцы?
Не эти ли, грабительством богаты?
Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве,
Великолепные соорудя палаты,
Где разливаются в пирах и мотовстве? "

Век нынешний:
Чацкий уходит со службы, т. к. хочет служить Родине, а не прислуживаться начальству.

Век минувший:
В качестве источника личных выгод видит службу лицам, а не делу.

“А все Кузнецкий мост, и вечные французы,
Оттуда моды к нам, и авторы, и музы:
Губители карманов и сердец!
Когда избавит нас творец
От шляпок их! чепцов и шпилек!
И булавок,
И книжных и бисквитных лавок! ”.

"Господствует ещё смешенье языков:
Французского с нижегородским? "

Век нынешний:
Стоит за развитие национальной культуры, за единение интеллигенции с народом, высокого мнения о нем. Выступает против слепого рабского подражания иностранцам.

Век минувший:
С пренебрежением относится ко всему народному, национальному, рабски подражает внешней культуре Запада, особенно Франции, пренебрегая своим родным языком.

Следующая цитата

2.Отношение к службе

3.Отношение к иностранному

4.Отношение к образованию

5.Отношение к крепостному праву

6. отношение к московским нравам и времяпрепровождению

7. отношение к кумовству, протекции

8.отношение к свободе суждений

9.отношение к любви

Следующая цитата

Чацкий и Фамусов, герои комедии «Горе от ума» А. С. Грибоедова – герои-противоположности. На протяжении пьесы они высказывают противоположные взгляды на воспитание молодого поколения, службу, чины, ум и любовь. Их мнения на каждую тему можно представить в виде таблицы с цитатами:

Отношение к службе

«Служить бы рад, прислуживаться тошно». Он хочет служить «делу,анелицам». Ему противно служить только ради чина.

«А у меня, что дело, что не дело, обычай мой такой: подписано, так с плеч долой».

Он относится к службе легкомысленно, служит только ради того, чтобы не потерять свое место и быть в обществе весомым.

Отношение к чинам

«Чины людьми даются,
А люди могут обмануться …».

Чацкий говорит о том, что чины часто получают недостойные люди.

«Будь плохонький, да если наберется, душ тысячки две родовых, тот и жених».

Для Фамусова чин – это всё. Человек оценивается не по знаниям или достоинствам, а по месту в обществе.

Отношение к образованию

Чацкий отмечает, что образование не дает знаний людям – оно существует лишь для моды. Поэтому богатые люди и нанимают учителей, а знания не улучшаются.

Для Фамусова образование – это корень зла, поэтому он считает, что образование не нужно никому.

Следующая цитата

"Век нынешний" и "век минувший" по следующим характеристикам: 1.Отношение к богатству, к чинам 2.Отношение к службе 3.Отношение к иностранному 4.Отношение к образованию 5.Отношение к крепостному праву 6.отношение к московским нравам и времяпрепровождению 7.отношение к кумовству, протекции 8.отношениек свободе суждений 9.отношение к любви 10.идеалы.

Век нынешний:
1. «Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве, великолепные соорудя палаты, где разливаются в пирах и мотовстве, и где не воскресят клиенты-иностранцы прошедшего житья подлейшие черты» , «А тем, кто выше, лесть, как кружево плели… »
2. «Служить бы рад, прислуживаться тошно» , «Мундир! один мундир! Он в прежнем их быту когда-то укрывал, расшитый и красивый, их слабодушие, рассудка нищету; И нам за ними в путь счастливый! И в женах, дочерях - к мундиру та же страсть! Я сам к нему давно ль от нежности отрекся? ! Теперь уж в это мне ребячество не впасть… »
3. «И где не воскресят клиенты-иностранцы прошедшего житья подлейшие черты. » «Как с ранних пор привыкли верить мы, что нам без немцев нет спасенья. »
4. «Что, нынче, так же, как издревле, хлопочут набирать учителей полки числом по более, ценою подешевле. нам каждого велят признать историком и географом. »
5. «Тот Нестор негодяев знатных, толпою окруженный слуг; усердствуя, они в часы вина и драки и честь, и жизнь его не раз спасали: вдруг, на них он выменял борзые три собаки. »
6. «Да и кому в Москве не зажимали рты, обеды, ужины и танцы? »
7.«А судьи кто? - За древностию лет к свободной жизни их вражда непримирима… »
8. «Помилуйте, мы с вами не ребята, зачем же мнения чужие только святы? »
9. Искренность чувства
10. Идеал Чацкого – свободная независимая личность, чуждая рабской приниженности.
Век минувший:
1. «Будь плохонький, да если наберется, душ тысячки две родовых, тот и жених»
2 «А у меня, что дело, что не дело, обычай мой такой: подписано, так с плеч долой»
3. «Дверь отперта для званных и незванных, особенно для иностранных. »
4. «Забрать все книги бы да сжечь» , «Ученье - вот чума, ученость - вот причина, что нынче пуще чем когда, безумных развелось людей и дел, и мнений»
5. Фамусов – защитник старого века, времени расцвета крепостничества.
6. «К Прасковье Фёдоровне в дом во вторник зван я на форели» , «В четверг я зван на погребенье» , «А может в пятницу, а может и в субботу я должен у вдовы, у докторши крестить. »
7. “При мне служащие чужие очень редки, все больше сестрины, свояченицы детки”
8. Ученье — вот чума, ученость — вот причина. Что нынче пуще, чем когда, безумных развелось людей и дел, и мнений
9. «Будь плохенький, да если наберется душ тысячки две родовых, - тот и жених»
10. Идеал Фамусова – вельможа екатерининского века, «охотники поподличать» .

Источник: Книга и интернет

Остальные ответы

Ученье-вот чума, ученость вот причина
Что нынче пуще, чем когда, безумных развелось людей и дел, и мнений
Всю ночь читает небылицы
Чтоб наших дочерей всему учить. как-будто к женихам их готовим к скоморохам
И в чтение прок-то невелик

Читайте также: