Гликерия богданова чеснокова цитаты

Обновлено: 15.06.2024

Если бы эти две гранд-комедийные актрисы сказали, что они родные сестры, им бы беспрекословно поверили, и в этом ничего не было бы удивительного. Обе яркие, острые на язык, резкие, можно сказать властные и в то же время неимоверно обаятельные. Одну звали Фаина Раневская, другую - Гликерия Богданова-Чеснокова.

Гликерия Богданова-Чеснокова в фильме "Двенадцать стульев" (1971)

Дерзкая хулиганка

Будущая актриса родилась в сибирской семье. Все говорили, что она похожа на свою бабушку, такая же рослая и "бедовая". Бабуля запросто могла влезть в дерущуюся толпу мужиков, и за минуту разбросать всех в разные стороны. Гликерию, а попросту Лику, природа тоже наградила кипучей энергией, смешливой внешностью, и как у бабушки, огромным, «очаровательным» носиком. А еще она прекрасно пела, танцевала, и декламировала стихи.

Дедуля тоже был не промах, мог смастерить все что угодно, не даром говорили односельчане, что у него «золотые руки». Семья жила в станице, рядом прокладывали железную дорогу, дед помогал. Видя, как у него все спорится в руках, один рабочий сказал ему:

- Эх, дед, тебе с твоим талантом, да в Питере промышлять!

Гликерия Богданова-Чеснокова в юности

Не выходили те слова у него из головы.

Собрал он вещички, посадил жену и детей на обоз, и айда в малую столицу. Богданов был смекалистым мужиком, разные поделки привез, изобретения. Работу нашел быстро, определили умельца в механические мастерские, а чуть позже доверили управлять поездом.

Мама Лики прекрасно умела шить и открыла мастерскую. Женщина обладала изысканным вкусом, умела носить шляпки, и придерживалась последней моды. Никто и подумать не мог, что это вчерашняя сибирячка.

Жили Богдановы на Выборгской стороне, в уютном небольшом домике. В семье, кроме Лики, были брат и сестра, но актриса никогда о них не рассказывала. Известно, что сестренка пропала в гражданскую войну, а братик от них ушел, и жил своей жизнью.

Гликерия Богданова-Чеснокова в юности

Гликерия обожала театр, мама часто брала ее на спектакли. Девочка могла запросто изобразить любого персонажа. Природа ей подарила феноменальную память, она могла бы легко выучить китайский или японский язык. В школе Лику называли хулиганкой, за то, что всем учителям придумывала клички, и не раз смешно копировала их мимику.

Две судьбы и две трагедии

Когда Гликерии исполнилось семнадцать лет, она познакомилась со зрелым мужчиной – артистом Дмитрием Васильчиковым. Девушка была им просто очарована. В то время, юная актриса закончила школу-студию, и пошла служить в Александринку. Васильчиков предложил девушке бросить театр, и поехать с ним в турне. Аргументировал тем, что ей никогда не дадут главную роль. Богданова согласилась, они посетили много городов: Пятигорск, Кисловодск, Одессу, Ялту.

Гликерия Богданова-Чеснокова в молодости

Когда Дмитрий Федорович сделал ей предложение, Лика приняла его с радостью, и в двадцать втором году они обвенчались. У супругов родилась дочь Лидушка, но сам брак просуществовал не долго. По натуре оба были лидерами, Васильчиков прекрасно держался на сцене, быстро что-то придумывал. Лика не могла ему парировать и поэтому часто выглядела глупо. По началу Дмитрия это забавляло, не раз он говорил жене:

- Если хочешь быть со мной на сцене, учись играть!

И она училась. Да так быстро, что теперь сама ставила в дурацкое положение своего наставника, и зрители умирали со смеху. Муж злился, обстановка в семье накалялась, брак рушился на глазах. Два талантливых человека не смогли научиться главному – уступать друг другу.

Дмитрий Фёдорович Васильчиков

Супруги расстались, Гликерия уехала в Питер, а Дмитрий Федорович стал руководителем Украинского театра. Вот только дочь, он никак не соглашался отдавать Лике, да и его родители сыграли немаловажную роль во всем этом. От девочки долго скрывали, кто ее настоящая мать.

Второй раз Лика вышла замуж за комедийного актера Семёна Чеснокова, их познакомила Рина Зеленая. Гликерия уже успела сняться в фильме «Путевка в жизнь», поработать с Утёсовым и Райкиным. С Чесноковым у них получился потрясающий дуэт. Она - крупная, упитанная, величавая. А он - хрупкий, тоненький, ножки узенькие, ну, настоящий божий одуванчик. На таком контрасте пара создавала удивительные персонажи, тандем уникальный получился.

Гликерия Богданова-Чеснокова в фильме "Укротительница тигров" (1954)

Сеня и Лика решили пожениться, перстни купили с 3-мя алмазами, говорят это к несчастью. Жизнь у них не сложилась, помешала война. Её недолюбили, и девушка не отдала всю свою любовь.

Смерть и блокада

В сороковом году у Чесноковых появилось пополнение - дочка Олечка. С первых военных дней Гликерия с мужем выступали на передовой вместе с ансамблем оперетты. Приходилось давать концерты на кораблях, возле землянок, окопов, в больницах. Поднимать дух рабочих на заводах и фабриках.

Однажды их ансамбль переправляли зимой на грузовике через Ладогу, неожиданно попали под страшный немецкий обстрел. На глазах у Богдановой погиб водитель, женщина не растерялась. Села за руль и вывела грузовик с людьми на материк. Отважную актрису наградили медалью - «За боевые заслуги». Она была действительно отважным человеком, неоднократно ее представляли к наградам и за оборону Ленинграда, и за победу над Германией. По праву можно сказать – воинственный человек!

Блокада унесла много жизней ленинградцев, горе не обошло и семью Гликерии. В 44-м умирает любимая дочь Оля от голода. В этот же день, погибла и мама Лики. В дом попала бомба. Весь блок обрушился, как раз там и находилась женщина. Сама Гликерия каждый день шла на сборочный пункт, а вечером возвращалась домой. В тот день она ушла, а вернуться не смогла. Актеров задержали в Ораниенбауме на неделю. Когда актриса приехала домой, то увидела руины.

После войны умер Сеня. Война забрала самых дорогих людей Гликерии, и эту боль она пронесёт через всю жизнь.

"Маленький поросёночек" с собственным достоинством

Долгое время Гликерии Чесноковой не давали Заслуженную актрису. И всё потому, что директор Янет дружил с ее бывшим мужем Васильчиковым. О ней он никогда плохого ничего не говорил, но при любой возможности «пакостил». Выхлопотал для нее звание, режиссер Юрий Хмельницкий. Это при нем она сыграла одну из своих лучших ролей в спектакле «Мистер Икс». Помните сценку, где Каролина и Пеликан вспоминают молодость:

- . И вот этот маленький, розовый поросёночек рос, рос, и выросла большая. - мечтательно говорит Пеликан.
- И выросла большая. Э! Э! Что выросло? - пришла в себя возмущенная Каролина.
- Ну, что выросло, то выросло. теперь уж не вернёшь.

В театр невозможно было достать билет, а после трансляции оперетты на телевидении, все только и говорили о талантливой актрисе.

Гликерия Богданова-Чеснокова и Григорий Ярон в фильме "Мистер Икс" (1958)

Однажды Хмельницкий пришел в кабинет Янета и потребовал подписать документ о присвоении Чесноковой заслуженной. Для убедительности сказал:

- Подписывайте! Народ – одобряет! Могу весь завод сейчас позвать!
- Зачем?
- Гликерия там поет, и она вышла на сцену как заслуженная актриса РСФСР!
- Господи! Кто дал разрешение?

Гликерия Богданова-Чеснокова в фильме "Летучая мышь" (1978)

Гликерии Богдановой-Чесноковой присвоили долгожданное звание. В 70-м году практически то же самое повторилось, Михаил Дотлибов собрал подписи артистов, и добился присвоения ей звания «народной».

Потрясающая актриса! Она знала себе цену и имела собственное достоинство. Когда снимали фильм-сказку «Синяя птица», были приглашены американские артисты. В их составе была Э. Тейлор. На съемочную площадку заглянула Гликерия Васильевна. Ее тут же окружили артисты, это заинтересовало Элизабет.

Американке объяснили, что Богданова знаменитая актриса, звезда оперетты. Через пару минут к Гликерии подошел мужчина и сказал, что госпожа Тейлор попросила его подвести актрису к ней. Богданова-Чеснокова тут же парировала:

- Может быть в Америке и принято так поступать. А здесь, в России, подводят разве что лошадей!

Гликерия Богданова-Чеснокова в фильме "Труффальдино из Бергамо" (1976)

В 70-м году с актрисой случилась беда, она упала прямо на арене цирка, и ее срочно увезли в больницу. Хирург Алёхин, в буквальном смысле этого слова, подарил Лике вторую жизнь. Перед тем как выписаться из больницы, актриса продемонстрировала перед своими соседками по палате шикарный батман. Она так умело "взмахнула" ногой, что все только удивлялись её ловкости.

Внук, забвение и занавес

В середине шестидесятых в жизни актрисы произошло настоящее событие – к ней приехал внук Юрий. До этого от неё тщательно парня скрывали. Юра тоже не знал, что у него есть вот такая знаменитая бабушка. Тогда в театре перешёптывались:

- Видели, Гликерию сопровождает молодой любовник!

Она даже не стала ничего объяснять, махнула рукой, пусть говорят. Юрий прожил с бабушкой целых четыре года, а когда уехал в Москву, актриса постоянно писала ему письма: на салфетках, фантиках, обрывках газеты. Внук приезжал, и актриса на глазах расцветала. Он был той отдушиной, которая так не хватала Гликерии, и всю нерастраченную любовь, она отдавала своему Юрию.

Гликерия Богданова-Чеснокова (26.05.1904-17.04.1983)

Последний раз внук ее видел за два дня до смерти. В 1983 году актриса перенесла последнюю операцию, все прошло хорошо, но Гликерия умудрилась застудить нерв. Пошли осложнения. Актриса перестала узнавать коллег. Юрию позвонили, и он тут же примчался.

Гликерия действительно не узнавала ни кого, но когда Юра погладил её по руке, произнесла:

- Не приходи ко мне, пожалуйста, хочу, чтобы я запомнилась тебе веселой, какой была раньше.

Прикрыла глаза и тихонько сказала:

- Помни.

Гликерия Богданова-Чеснокова в фильме "Двенадцать стульев" (1971)

И он помнил, и свято берег память о своей Великой бабушке, которая навсегда оставила удивительный образ комедийной, талантливой, неповторимый актрисы. Занавес.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Следующая цитата

«Пеликан, Пеликан!», «Такое упражнение: туда-сюда, туда-сюда, – называется стрельба глазами. И как только подойдет к тебе какой-нибудь мизинец. » Она могла рассмешить одним взглядом, одним жестом… Гликерии Богдановой-Чесноковой были подвластны любые жанры актёрского мастерства: искусство слова, танца и, конечно, вокала. Звезда петербургской оперетты и королева эпизодов в кино. Своим задором, темпераментом и чувством юмора Гликерия Васильевна покоряла зрителя с первых секунд своего появления в кадре. «Питерская Раневская», как ее называли. И действительно, эти две актрисы образно пересекались.

Гликерия Богданова-Чеснокова, коллаж Гликерия Богданова-Чеснокова, коллаж

Молодой Утёсов называл Гликерию Богданову-Чеснокову своей музой, а Аркадий Райкин даже копировал ее мимику. Безоговорочно преданная своей профессии, актриса до последних своих дней выходила на сцену для своих любимых зрителей, задорно отплясывала на бис, забывая о боли и недомогании. В жизни ей пришлось пережить немало потерь и испытаний. Как складывалась судьба великой актрисы – читайте далее.

Будущая актриса Гликерия Богданова родилась 13 мая 1904 года в Санкт-Петербурге, куда ее дедушка и бабушка по материнской линии переехали когда-то из Сибири. Лика, так звали девочку дома, была очень похожа на бабушку как внешностью, так и крепким сибирским характером. Рослая, энергичная, смелая, громкая, такая же певунья, с таким же видным «носиком». Гликерия Васильевна с юмором относилась к своей необычной внешности и легко могла поддержать любую шутку на эту тему. Например, с коллегами по актерскому цеху у нее запросто мог состояться такой диалог:

— Лика, ну появись хотя бы в эпизоде! Потряси носом!
— Опять этот нос!

О родителях Гликерии Васильевны практически ничего не известно. Мама была талантливой портнихой. Сама влюбленная в театр, она часто водила маленькую Лику в Александринку и в Мариинку. А девочка обладала прекрасным слухом и феноменальной памятью. Могла изобразить любого персонажа, которого видела на сцене, либо спародировать знакомого, повторить мелодию и станцевать под нее. Так что выбор будущей профессии был очевиден.

Юность Гликерии пришлась на тяжелые для страны годы. Во время Первой мировой она ухаживала за ранеными в лазарете, выступала перед ними. После революции, которую будущая актриса восторженно приняла, Гликерия устроилась машинисткой в Петрокоммуну под непосредственное начальство первого комиссара продовольствия Алексея Бадаева. Страстный театрал, он организовал кружок творческой самодеятельности, где талант Гликерии начал расцветать. Бадаев дал ей отличную рекомендацию, чтобы девушка продолжила учиться актерскому мастерству.

Николай Черкасов в фильмах "Александр Невский" (1938) и "Дон Кихот" (1957) Николай Черкасов в фильмах "Александр Невский" (1938) и "Дон Кихот" (1957)

Лика Богданова отправилась в Школу русской драмы и в 1922 году успешно ее окончила. На курсе она училась с Николаем Черкасовым , будущим князем Невским и Дон Кихотом советского кинематографа. Говорят, что у молодых людей был бурный роман, едва не закончившийся свадьбой.

Молодая актриса была приняла в Александровский театр, при котором и существовала Школа, и даже получила первую небольшую роль, но профессиональное везение быстро закончилось.

Васильчиков многому научил Гликерию, и самым ценным было искусство импровизации. Но это была суровая школа: Дмитрий постоянно отходил от сценария выступления, ставя Гликерию в глупое положение прямо на сцене: «Хочешь со мной работать – учись». Она краснела и бледнела, но постепенно наращивала мастерство. И вскоре уже сама могла поставить мужа в тупик. Только оказалось, что в свою сторону Васильчиков подобного поведения не терпел.

Несмотря на рождение дочери Лиды в семье не было счастья и покоя. Супруги боролись за роль лидера в семье и бесконечно выясняли, кто из них более профессионально состоятелен. Когда в 1928 году Дмитрию предложили возглавить новый театр в Харькове, Гликерия не поехала с ним. И это решение стоило ей немало горя. Васильчиков отказался отдавать дочь, полностью вычеркнув Гликерию из жизни девочки. В Ленинград актриса вернулась одна.

Она работала в мюзик-холле под руководством Леонида Утёсова , в Театре эстрады и миниатюр под руководством Аркадия Райкина . Начала сниматься в кино в массовых сценах.

Вторым мужем актрисы стал ее партнер по сцене — комедийный актер Семён Иванович Чесноков. Это было союз единомышленников, людей, смотрящих в одну сторону. В 1940 году родилась их дочка Оля, но счастью помешала война.

С первых дней войны супруги поступили в ансамбль оперетты под руководством Валерии Бронской. Давали концерты для защитников города: на фронтах, в госпиталях, на заводах, всего около 3000 выступлений. Дома оставалась мама актрисы с маленькой внучкой. Их забрала война. Оленька не пережила голода, а мама погибла при бомбежке.

У Гликерии Богдановой-Чесноковой были военные награды. Как за фронтовые концерты, так и за спасение людей. Возвращаясь с концерта, они попали под обстрел, перебираясь через Ладогу. Водитель был тяжело ранен, тогда Гликерия, не умея водить, села за руль и всех вывезла.

В 1945 году сразу после Победы не стало Семёна Чеснокова: «Блокада его догнала». С тех пор единственное, что держало актрису на этой земле, это её работа.

Она была принята в Ленинградский театр музкомедии. Блистательно играла в десятках оперетт : "Свадьба в Малиновке", "Вольный ветер", "Белая акация", "Фиалка Монмартра", "Сильва", "Мистер Икс" и многие другие. Для Гликерии Васильевны писали Милютин, Дунаевский, Птичкин.

В 1954 году она сыграла свою первую значимую роль в кино – предприимчивой мамы Олечки в комедии «Укротительница тигров» . Именно ее героиня произносит фразу: "Теперь я могу спокойно умepеть. Эскимо? Три порции, пожалуйста!".

1- с Ниной Ургант в "Укротительница тигров"(1954); 2 - с Григорием Яроном в "Мистере Икс" (1958) 1- с Ниной Ургант в "Укротительница тигров"(1954); 2 - с Григорием Яроном в "Мистере Икс" (1958)

А когда на экраны вышел фильм «Мистер Икс» , Гликерия Васильевна стала настоящей звездой. На одноименный спектакль в «Музкомедию» попасть было невозможно.

Но в кино она смогла продемонстрировать лишь небольшую часть своего таланта. «Мистер Икс» стал единственным музыкальным фильмом в ее карьере, а записей с её вокалом сохранилось не так много. Ведь кинорежиссеры видели в ней острохарактерную актрису и мастера комического эпизода.

Всенародно любимыми стали ее героини в фильмах «12 стульев», «Крепостная актриса», «Зайчик» и др., многие их реплики разошлись на цитаты. В «Летучей мыши» актриса уморительно сыграла жену прокурора, объясняющую дочери (Ольге Волковой), как правильно стрелять глазами. А в 1970 году актрисе было присвоено звание Народной артистки РСФСР.

Гликерия Богданова-Чеснокова и Ольга Волкова в фильме "Летучая мышь" (1978) Гликерия Богданова-Чеснокова и Ольга Волкова в фильме "Летучая мышь" (1978)

Она жила работой и отдавала всю себя зрителям, которые ее просто обожали. В личной жизни дружила с Елена Васмут, дочерью доктора, лечившего всю семью Богдановых во время Блокады. Здоровье начало подводить Гликерию Васильевну, еще с войны у нее был больной желудок. И именно Елена взяла заботу об одинокой актрисе на себя. Она следила за ее питанием, хлопотала по хозяйству, планировала визиты к врачам.

А в середине 60-х в жизни Гликерии произошло, можно сказать, настоящее чудо. Объявился ее внук Юрий, сын Лидии. Молодой человек случайно узнал, кто его настоящая бабушка. Написал ей письмо под видом поклонника, вложив в конверт свою фотографию с дедом Дмитрием Васильчиковым.

Гликерия Богданова-Чеснокова в фильме "12 стульев" (1971) Гликерия Богданова-Чеснокова в фильме "12 стульев" (1971)

Внук и бабушка быстро нашли общий язык. Гликерия не чаяла в Юрии души, даря ему всю свою нерастраченную любовь. Он даже жил у бабушки в Ленинграде 4 года, а затем до конца жизни Гликерия Борисовна писала ему трогательные письма.

В 80-х здоровье актрисы сильно ухудшилось. Давление, боли в желудке и спине. Актриса буквально "лежала пластом" в своей гримерке перед каждым выступлением, но после третьего звонка выходила на сцену, где плясала, не чувствуя боли и усталости.

17 апреля 1983 года в возрасте 78 лет она ушла из жизни. Повзрослев, Юрий стал сценаристом. Он бережно хранит память о своей великой бабушке.

Напоследок фрагмент из фильма-концерта "Мы хотим танцевать". Ленинградский театр музыкальной комедии. 1973 г.

Следующая цитата

Она родилась в Санкт Петербурге в самом начале прошлого века, поэтому была свидетельницей начала первой мировой войны и последующих революционных событий. Позже актриса вспоминала, что особых потрясений от этих эпохальных событий не испытывала, хотя была уже достаточно взрослой, в мае 1917 года ей исполнилось 13 лет.

Отец будущей актрисы работал служащим на железной дороге, а мама имела небольшое модное ателье, в котором работали, помимо её, еще три швеи. Заказов хватало, поэтому семья жила вполне зажиточно. Родители были страстными поклонниками театра, не пропускали ни одной премьеры и с раннего возраста брали с собой на спектакли свою дочь. Возможно поэтому, сколько себя помнила, она всегда мечтала стать актрисой.

Вначале в школе был театральный кружок, после школы - театральное училище при Александринском театре, которое Гликерия закончила в 20-летнем возрасте. Её сразу зачислили в труппу знаменитого театра, и она стала выступать на профессиональной сцене. Но времена в городе были не простые – разруха и голод, люди в театры ходили мало, поэтому жилось первое время очень трудно.

Гликерия Богданова-Чеснокова Гликерия Богданова-Чеснокова

Однажды в театре появился новый актёр Дмитрий Васильчиков. У молодых людей вспыхнул роман, вскоре они поженились и уехали на родину мужа в Херсон, где стали выступать в местном театре. Но там ситуация была не лучше, а через пару лет отношения у них разладились и Гликерия, очень скучавшая по Санкт Петербургу, вернулась в родной город, который к тому времени уже назывался Ленинград.

Гликерия Богданова-Чеснокова Гликерия Богданова-Чеснокова

Далее она несколько лет работала в разных пролетарских театрах, которых в те годы в городе было множество, пока в 1933 году не оказалась в Ленинградском мюзик-холле. Там её и заметил, уже набирающий популярность, молодой Аркадий Райкин и пригласил в свой театр миниатюр. Тогда же она вышла второй раз замуж и опять за своего коллегу – актёра мюзик-холла Семена Чеснокова. А перед самой войной Гликерия родила дочь.

Гликерия Богданова-Чеснокова Гликерия Богданова-Чеснокова

Сразу после начала войны актриса отказалась выезжать с театром в эвакуацию, а пошла в военкомат проситься на фронт. И это был не юношеский порыв, а вполне осознанное решение уже взрослой женщины. Просилась на передовую медсестрой, но её взяли в артистическую фронтовую бригаду.

Она сначала возмущалась, но пожилой военком спокойно ей объяснил, что раненных с поле боя таскать любой сможет, а вот умелых актёров, чтобы поднимать настроение и боевой дух у солдат, сейчас на фронте очень не хватает.

"Укротительница тигров" (1954) "Укротительница тигров" (1954)

И начались у актрисы военные будни в составе фронтового ансамбля оперетты. По три-четыре концерта в сутки, а между ними переезды и переходы с места на место. Спали по три-четыре часа в день, свой реквизит таскали каждый на себе, не раз попадали под обстрелы и бомбежки, но каждый раз выходили к солдатам с улыбками и смехом, будто приехали из другой мирной жизни. А бойцы именно так и думали, и даже не подозревали, что артисты по несколько месяцев не выезжали с передовой и спали, как и они, урывками в сырых землянках.

"Мистер Икс" (1958) "Мистер Икс" (1958)

Когда немцы замкнули блокаду вокруг Ленинграда, Гликерия упросила начальство, чтобы её перевели в бригаду, которую готовили послать в блокадный город. Там оставались мама с маленькой дочкой актрисы. Ей удалось попасть домой и встретиться с родными. Но ненадолго, так как ей опять надо было ехать на передовую и выступать перед солдатами. Но на этот раз её фронтовая бригада поднимала дух защитникам Ленинграда, поэтому актриса часто возвращалась домой.

Но однажды, она на неделю застряла на передовой под Ораниенбаумом, где немцы вели беспрерывный огонь, и дорога в город была временно перерезана. К сожалению, в это время её мама вышла из дома, чтобы получить хлеб по карточкам, и погибла на улице при бомбежке, а 4-летняя дочь, не дождавшись бабушки дома, через три дня умерла от голода.

Позже, Гликерия Васильевна вспоминала, что всегда была мужественной и стойкой, но в тот раз от горя чуть не тронулась умом, когда вернулась домой. Но похоронив мать и дочь в общей траншее на Пискаревском кладбище (других могил в то время в городе не было), она вернулась на службу, чтобы опять, по опереточному весело, петь и танцевать перед бойцами.

"Крепостная актриса" (1963) "Крепостная актриса" (1963)

Потеряв семью, она попросилась обратно в свою актёрскую бригаду на западный фронт. Начальство пошло на встречу. Во время выезда из Ленинграда по ледяной «дороге жизни», рядом с их машиной взорвался вражеский снаряд, и водитель был убит осколком. Неуправляемая машина на полной скорости ехала в полынью, но актриса, вместо того чтобы выпрыгнуть из кабины, как того требовала инструкция, перехватила руль у погибшего водителя и отвернула машину в сторону. Она знала, что в кузове находились раненые бойцы, а некоторые из них были лежачими, и они не смогли бы выпрыгнуть.

"12 стульев" (1971) "12 стульев" (1971)

За этот поступок, актриса была награждена медалью «За боевые заслуги», а в 1943 году еще и медалью «За оборону Ленинграда».

Всего за время войны, актриса более трёх тысяч раз (!) выступала перед бойцами, за что в 1945 году была награждена орденом Красной Звезды.

После войны Гликерия Богданова-Чеснокова почти полвека проработала в Ленинградском государственном театре музыкальной комедии. Параллельно много снималась в кино. В её фильмографии более сорока киноролей. Особенно актрисе удавались комедийные образы.

Следующая цитата



Она ворвалась на экран в фильме «Мистер Икс», заполнив своим телом все пространство. С призывным кличем «Пелика-а-ан! Пелика-а-ан!» она стала настоящей звездой. Эту актрису невозможно было не заметить. К ней невозможно остаться равнодушным. «Гликерия Богданова-Чеснокова» – прочел я в титрах и запомнил это необычное имя на всю жизнь.
[more]
А спустя годы мне посчастливилось найти внука Гликерии Васильевны, человека тоже не совсем обычного, с долей «богдановочесноковской» чудинки. Юрий Правиков – человек довольно известный в кругах кинематографистов и деятелей театра. Он сценарист, продюсер, режиссер, театровед и собиратель всего того, что связано с именем Гликерии Богдановой-Чесноковой и Дмитрия Васильчикова – его деда, легендарного украинского актера, основателя первого в республике театра музыкальной комедии. Почему я написал о «чудинке», потому что Юрий Борисович целиком пропитан духом и шармом своей великой бабушки. Рассказывая о ней, он невольно переходит на ее интонации, использует ее жесты и даже копирует голос. Поэтому лично у меня иногда создавалось впечатление, будто в комнате находятся не два, а три собеседника, один из которых – Гликерия Васильевна Богданова-Чеснокова…

Она была «вся в бабушку», из сибирских казаков. Бабушка входила в толпу дерущихся, брала мужиков за шкирки и разводила в разные стороны. Лика росла такой же крупной, энергичной и смешливой. С таким же большим, «очаровательным» носиком. Такая же певунья. Как и бабушка, могла любую мелодию повторить с голоса. Станцевать – пожалуйста!



Лика хорошо училась. Память – от Бога, уникальная! Могла бы запросто овладеть китайским языком. Она подмечала за всеми характерные жесты, ужимки, могла изобразить любого знакомого. В гимназии одна школьная дама заявила: «Я подозреваю, что именно Богданова дала клички всем учителям».

Мама водила Лику по театрам – в Александринку, в Мариинку. Девочка охотно посещала школьный театр.

Озорная и любопытная, Лика Богданова была в курсе абсолютно всех событий в Петербурге. И однажды чуть было не оказалась… в большой политике.

- Гликерия Васильевна, а Вы в какую партию вступали? За большевиков, за меньшевиком, за кадетов? – подначивал ее, спустя годы, внук.

- Господи! Да никто об этом не думал! Какие кадеты?! Свобода, равенство, какая-то новая жизнь! А то ведь жили очень плохо. После 1914 года как-то все оборвалось, и на душе плохо стало… Веришь?

Лика Богданова вступила в рабочие ячейки, искренне поверив, что царь России не нужен. Она посещала кружки РСДРП, записывалась в бригады санитарок, в группы рабочей молодежи - ей было любопытно все. И в ночь штурма Зимнего дворца она шла именно штурмовать Зимний дворец. В составе вооруженного отряда Выборгской стороны.

Когда в кино впервые показали взятие Зимнего, штурм знаменитой арки, Гликерия Васильевна страшно расстроилась. Она увидела солдат и матросов, карабкающихся по воротам, и подумала, что в ту ночь попросту опоздала: «Я ничего этого не застала! Я пришла слишком поздно! Там уже все кончилось, все было взято!» Ей так и не пришлось узнать правды, что никакого штурма не было, а большевики спокойно вошли через комендантский подъезд.

Стоит заметить, что Лике в то время было всего 13 лет.

А уже вскоре Лика Богданова отправилась в Школу русской драмы при Александринском театре. Комиссию возглавляли великие мастера Софронов и Мичурина-Самойлова.

- Что Вы будете читать?

- Читать я ничего не буду, я буду петь, - и выдала весь репертуар, с которым выступала перед ранеными. А в заключении прочла монолог Плюшкина из «Мертвых душ». Да так, что руководитель театра Юрьев от смеха упал со стула.

И ее взяли. И курс этот был невероятно звездным, фантастическим: Михаил Царев, Николай Черкасов, Юрий Толубеев, Николай Симонов, Александр Борисов, Елизавета Уварова, Борис Чирков, Константин Адашевский, Василий Меркурьев и Гликерия Богданова. Их дружба протянулась через всю жизнь.

Театральную школу Богданова окончила в 1922 году и поступила в Александринку. Благодаря счастливой случайности, почти сразу получила роль - служанку Люси в «Мещанине во дворянстве». На этом везение закончилось, ролей больше не было. И тут в ее судьбе появился знаменитый украинский актер Дмитрий Васильчиков. Он искренне заинтересовался юной Ликой и предложил: «Вам никогда здесь не дадут сыграть то, что нужно молодой актрисе для багажа. Вам надо наиграть, накричать голос… Поедемте со мной. У меня турне: Кисловодск, Пятигорск, Одесса, Крым…»

Где-то на юге, в одном из городов Дмитрий Федорович и Гликерия Васильевна обвенчались. В том же 1922 году у них родилась дочь Лида. Но брак был недолгим. И он, и она по натуре были лидерами, уступать не любили. И эти взаимоотношения переходили на сцену. Васильчиков обожал импровизировать, а Лика еще не умела. Неожиданно он мог выдать незапланированную репризу или вставить гэг – зал взрывался, сам актер самодовольно искрился, а девушка терялась и выглядела страшно глупо. На все ее причитания, Дмитрий Федорович резонно замечал: «Хочешь со мной работать – учись. Ты должна быть всегда мобилизована, чтобы как от зубов отскакивало. А иначе ты не живешь на сцене…»

И она научилась. И теперь уже ставила в тупик его. «Ты думай, кого подставляешь!» – возмущался любимец публики. Как отвечать на подобное, он сам не знал – не привык. Отыгрывал мимикой, и делал это потрясающе, срывая аплодисменты. Но злился чудовищно, закатывал скандалы.

Семья распадалась на глазах.

В 1928 году в Харькове появился первый государственный театр музкомедии. Указом всеукраинского старосты Григория Петровского, новый коллектив возглавил Дмитрий Васильчиков. Лика с ним не поехала. Поняла, что в театре у мужа надо стать рабой и забыть об амбициях. Кроме того, работать предстояло исключительно на украинском языке, который она не понимала и не признавала.



Но это решение стоило ей немало горя. Дмитрий Федорович категорически отказался отдавать дочь и оборвал всякие контакты со своей бывшей женой. Страшно переживал, что не ОН бросил, а ЕГО бросили. А потом его родня постаралась сделать все, чтобы Лида долгие годы ничего не знала о своей матери, и пресекала любые попытки Гликерии Васильевны связаться с дочерью.

В Ленинграде Богданова работала на эстраде, в мюзик-холле, выступала с молодым Райкиным, с джазом Утесова, много хохмила. «Леня каждый раз при встрече говорил мне: «Лика, ты моя юность! Без тебя бы у меня не было ни голоса, ни шарма. Глядя на тебя, у меня создавалось настроение, я так ржал! Весь смех в моих песнях – это ты. Вот пою «Пароход», а вижу тебя, и мне смешно. Все мои улыбки – от тебя». Интересуюсь, и что ж во мне было смешного? «Ну, во-первых, это…» И указывал на нос. Это было что-то страшное! Я краснела, зеленела! Каждый указывал мне на этот нос. »

А перед самой войной актриса прошла конкурс в Театр музкомедии. Казалось, теперь ее мечта осуществилась, но… С первыми бомбардировками работников театра поставили на воинский учет, и все штатные артисты оказались лишними ртами. В этой ситуации Гликерии Васильевне сразу дали «от ворот поворот».

К тому времени она уже была Богдановой-Чесноковой. Ее вторым мужем стал замечательный комедийный актер Семен Чесноков. «С ним понимание у меня возникло сразу! Я крупная, а он такой субтильный. На этом контрасте можно было играть любые роли - так смешно! А потом я к нему и душой привязалась. Он ведь на меня как на женщину обратил внимание».

С Чесноковым Гликерию Васильевну познакомила Рина Зеленая. Они вместе работали в Вольном театре, в мюзик-холле, а потом стали партнерами и на эстраде. «Чесноковы были людьми богатыми. Сеня бескорыстно подарил мне все – массивный, тяжелый браслет с аметистами, кораллы в серебре, колье с изумрудами. Вы будете дарить все это нелюбимому человеку? Вам же приятно, когда вам отдают все».

У него и у нее были обручальные кольца с тремя бриллиантами. Это плохая примета, к слезам. Так и получилось.

Она недолюбила. И была недолюбима. Помешала война.

В 1940 году Гликерия Васильевна вновь родила, и вновь – дочку, Олю. В первые же дни войны оба супруга поступили в ансамбль оперетты под руководством Валерии Бронской. И с первых же дней Богданова-Чеснокова начала свои бесчисленные выступления для защитников города. Сколько их было – две тысячи? Три тысячи? Точно сказать она не могла.

Гликерия Богданова-Чеснокова дала концерты на всех фронтах - в Ораниенбауме, Кронштадте, на палубах кораблей, в военных частях на Ладоге, в окопах, в землянках, на ленинградских заводах. Артистов кормили в госпиталях, в частях, но она не ела, а складывала пищу в судок и бежала домой, к маме и дочке. Сама же порой питалась канцелярским клеем. В блокаду Гликерия Васильевна испортила себе весь организм, но близких все равно не спасла…

Каждое утро актриса уходила из дома на сборный пункт, и каждый вечер мама выходила к подъезду, садилась на стул и смотрела в проулок. По силуэту узнавала, когда возвращалась Гликерия. А дома уже был накрыт стол – сервирован пустыми тарелками, чашками, стоял чайник с кипятком, лежали сухарики – чтобы все было, как в мирное время, чтобы не утратились традиции, чтобы воля не сгибалась.

Но однажды артисты не могли выбраться из Ораниенбаума целую неделю. И именно в те дни умерла от голода Оленька. И в тот же день в дом попала бомба, в блок, где была кухня. Мама находилась именно там. Стены остались, даже окна не все были выбиты, и стул у подъезда стоял, как прежде. А внутри - ничего. «И сразу у меня никого. И все равно надо было встать и идти работать. Я себе приказывала: встать и идти работать!»

А вскоре умер Сеня. Сразу после Победы. У Гликерии Васильевны осталась только работа. И тут в ее жизни вновь появился Ленинградский театр музкомедии. Теперь уже навсегда.

Она сразу же стала играть много и с большим успехом, блистая в опереттах Легара, Кальмана, Штрауса, Дунаевского, Милютина. Город, переживший блокаду, истосковался по спектаклям, а уж по таким светлым и озорным, как оперетта, - тем более.

Год от года она становилась настоящей примой труппы, при том что главных ролей не играла никогда. На афишах стали появляться надписи «С участием Г.Богдановой-Чесноковой», а ленинградцы интересовались в кассах, участвует ли в спектакле их любимая актриса.

А когда на экраны вышел фильм «Мистер Икс», Гликерия Васильевна стала настоящей звездой. На одноименный спектакль в «Музкомедию» попасть было невозможно. Записывались в очереди, ночевали на улице.

Казалось, для нее не было ничего невозможного. Могла рассмешить одним взглядом, одним жестом. В каждый спектакль она старалась вставить танцевальный номер, обязательно исполнить канкан. Гликерия Васильевна успела поработать даже в цирке. Три сезона она выступала в дуэте с клоуном Борисом Вяткиным: кувыркалась, ходила колесом, делала заднее сальто. Зрители хохотали до слез, но мало кто задумывался – как это удается немолодой, драматической актрисе, не имеющей никакой специальной подготовки! Да она и сама не смогла бы этого объяснить. Ее вел кураж, и она работала.

И совершенно неудивительным был приход актрисы в кино. Правда, на экране ей почти не удалось спеть. Кроме «Мистера Икса», в музыкальных фильмах Богданова-Чеснокова не снималась. Лишь в «Трембите» пела за Ольгу Аросеву.

Наиболее яркие кинороли Гликерии Васильевны были повторением сыгранного в театре. С темпераментной Каролины слегка скопирована Мария Михайловна в «Укротительнице тигров», которая мечтает сосватать свою бездарную доченьку за знаменитого мотогонщика. Подобный образ был создан и в «Летучей мыши», где жена прокурора учить дочь «стрелять глазами». Перешла на экран и галерея стареющих примадонн: Рыкалова в «Крепостной актрисе», Придворная дама в «Каине XVIII» и Актриса в «Зайчике». К этой же когорте можно причислить и Елену Станиславовну в гайдаевской экранизации «Двенадцати стульев», которая, мечтательно покручивая у виска мокрым носком, затягивает: «Отцвели уж давно хризантемы в саду».

Тем временем здоровье стремительно ухудшалось. У Вас не желудок, а завод по переработке камней, - говорили врачи. – Если бы Вы поменьше двигались, было бы намного лучше. И уж тем более Вам противопоказаны любые танцы!

«А что я буду делать на сцене? Люди пришли смотреть на Богданову-Чеснокову, а я выйду, посижу, пошучу и уйду?»

В 1970 году она упала на сцене, и ее увезли на «Скорой» прямо на операционный стол. Великий хирург Алехин совершил чудо. Он удалил остатки желудка, заменив его на искусственный. Эта операция стала вторым рождением для Гликерии Васильевны.

Когда она выписывалась из больницы, то попросила всех соседей по палате подойти к окну. А на улице, на глазах у всех, сделала шикарный батман. И это было для нее – для актрисы, и для них – безнадежно больных, символом жизни. В последние годы Богданова-Чеснокова приходила на спектакль за два часа до начала, гримировалась, одевалась и ложилась на диван. Постепенно гримерка заполнялась, актрисы искоса бросали на Гликерию Васильевну испуганные взгляды и шептали: «Никакая!» После третьего звонка по радиосвязи объявляли пятиминутную готовность, и Богданова-Чеснокова «воскресала». Откуда бралась эта уверенность в себе? Куда девалась слабость и отступала болезнь? Актриса шла на сцену. Чтобы заменить ее или отменить спектакль, не было и речи. Только служение Богу и профессии.

Внук Юрий появился в ее жизни в середине 60-х. Он воспитывался в семье Васильчиковых и долго не подозревал, кто его настоящая бабушка. Узнал случайно. И написал письмо от имени поклонника. В конверт вложил фотографию, на которой он сидел на коленях у деда. Подпись гласила: народный артист СССР Д.Ф.Васильчиков с внуком Юрой Правиковым. А потом он оставил семью и предстал пред очами Гликерии Васильевны.

В Юрии для нее сошлось все: и Митя, и Сеня, и рано утраченная любовь, и так и не создавшаяся семья. Они разговаривали часами, гуляли по городу, ходили в гости. Слухов о молодом любовнике Богдановой-Чесноковой моментально распространились по всему городу. А Гликерия Васильевна и не опровергала их: пусть болтают, что угодно. Она никому ничего не скажет. Теперь у нее есть человек, которому она открыла все свои тайны и рассказала всю свою жизнь…

«Три бриллианта на моем обручальном кольце – это три слезы. Три моих духовных мужа: Митя, Сеня… и ты»… Духовное супружество было высшим критерием отношений для нее.

Сегодня Юрий Борисович бережно хранит память о своей великой бабушке, редко кого допуская до семейных реликвий. Не разбрасывает родовые тайны всевозможным бульварным изданиям. Хотя… кто сейчас интересуется наследием Гликерии Богдановой-Чесноковой? Кому известны имена Григория Ярона, Владимира Володина, Анатолия Королькевича, Елены Савицкой – выдающихся, неповторимых комиков оперетты? В Санкт-Петербурге нет не только общего театрального музея, но даже отдельного музея при Театре музыкальной комедии. В память о Богдановой-Чесноковой остался лишь единственный портрет в холле.



Есть еще пластинка, давно ставшая раритетом. Есть несколько записей в фондах радио, доступных одной-двум радиостанциям. И нет ни одной книги, посвященной творчеству удивительной актрисы. Образ ее – сценический и жизненный – остался лишь в воспоминаниях современников.

Хвала кинематографистам, запечатлевшим Богданову-Чеснокову на пленке! Пусть немного, пусть не по таланту, но сохранившим частичку того, что сделала актриса в искусстве. Эти фильмы популярны, они будут смотреться еще много лет. А значит, Гликерия Васильевна насмешит еще не одно поколение поклонников хорошей комедии.

Читайте также: