Герой нашего времени анализ произведения с цитатами
Обновлено: 21.12.2024
Печорин стал нравственным калекой, потому что обеспеченная и пустая светская жизнь развратила его. Лицемерное, ленивое и развращенное светское общество испортило Печорина и сделало из него нравственного калеку.
Как Печорин относится к дружбе? Есть ли у Печорина друзья?
Печорин не верит в дружбу. Он считает, что дружба - это "рабство". По мнению Печорина, один из друзей выступает в роли раба, а второй - повелителя. Печорин не хочет таких отношений, поэтому у него нет друзей, однако у него есть приятели.
Кого Печорин считает равным себе по интеллекту?
Равным себе по интеллекту Печорин считает доктора Вернера:
За что Печорин презирает Грушницкого?
Печорин презирает Грушницкого за его подлость и слабость, за напускную храбрость и хвастовство:
". то было и досада оскорбленного самолюбия, и презрение, и злоба, рождавшаяся при мысли, что этот человек, теперь с такою уверенностью, с такой спокойной дерзостью на меня глядящий, две минуты тому назад, не подвергая себя никакой опасности, хотел меня убить как собаку. " (Печорин о Грушницком)
Что спасает Печорина на дуэли с Грушницким?
На дуэли с Грушницким Печорина спасает случайность. Грушницкий едва ранит Печорина: пуля лишь царапает его колено. Если бы Грушницкий ранил Печорина сильнее, тот бы тут же упал с обрыва в пропасть и погиб:
". Выстрел раздался. Пуля оцарапала мне колено. Я невольно сделал несколько шагов вперед, чтоб поскорей удалиться от края. "
". раненный в ногу немного сильнее, я бы непременно свалился с утеса. "
Является ли Печорин фаталистом?
Вопрос, является ли Печорин фаталистом, является довольно сложным. Вот что пишут исследователи по этому поводу:
("Полное собрание сочинений Лермонтова в 10 томах", том 6, 2002 г., примечания к роману "Герой нашего времени" М. И. Никитина)
Почему Печорин называет Вулича "существом особенным"?
Печорин называет Вулича существом особенным, потому что в Вуличе сочетается особенная внешность и особенный характер:
Почему Печорин называет таманскую незнакомку "ундиной"?
Печорин называет таманскую незнакомку ундиной, потому что она живет на берегу моря и поет песни, стоя на берегу.
Вообще же, ундины - это сказочные существа, русалки, которые своим пением и красотой заманивают людей в глубины моря. Именно поэтому Печорин называет таманскую контрабандистку ундиной.
В каком городе происходят приключения Печорина?
Описанные в романе приключения Печорина происходят в таких городах, как Тамань, Пятигорск и Кисловодск, а также в крепости N на Кавказе и в казачьей станице.
Что случилось с Печориным в конце романа?
Какова причина смерти (гибели) Печорина?
Автор почти ничего не рассказывает о том, как умер Печорин и в чем причина его смерти. Читателям лишь известно, что Печорин умирает, возвращаясь из своего путешествия из Персии. Возможно, Печорин погибает от рук разбойников или из-за какой-то смертельной болезни. В романе это не уточняется.
Это был анализ романа "Герой нашего времени" Лермонтова, вопросы и ответы о Печорине и т.д.
Вернер
Вернер — доктор, приятель Печорина. Это, пожалуй, единственный человек, который хорошо знает и понимает Печорина, его душевные переживания. Они имеют много общего: оба умны, проницательны, хорошо разбираются в людях, эгоистичны. Вернер — мужчина средних лет, на редкость некрасив, но способен нравиться женщинам.
Подробная характеристика Вернера.
При анализе романа «Герой нашего времени» герои были собраны в список, который для большего удобства оформлен в виде таблицы. Данный материал будет особенно полезен при подготовке к уроку по литературе, написании сочинения на заданную тему.
Следующая цитата
М. Ю. Лермонтов известен не только как выдающийся поэт, но и гениальный писатель, создавший множество прозаических произведений. Одним из величайших творений автора является его роман, в котором глубоко раскрывается психология главного героя, отразившего основные проблемы эпохи. Предлагаем краткий анализ произведения по плану. Материал может пригодиться для работы на уроках литературы в 9 классе и при подготовке к ЕГЭ.
Опыт работы учителем русского языка и литературы - 36 лет.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Герой нашего времени.
Год написания – 1838–1840 гг.
История создания – Автор, прочитав «Евгения Онегина» А. С. Пушкина, вдохновившись его идеями, решил написать что-либо подобное, поражающее умы современников. Даже фамилия героя – Печорин – подчёркивает духовное родство с Онегиным. Лермонтов создал «Героя нашего времени» на современном для него материале, показав следующий этап в развитии России, отразив новые идеалы и взгляды героя своего времени.
Тема – характер молодого дворянина эпохи 30-х годов XIX столетия, противоречия души героя, ищущего смысл жизни.
Композиция – Особенности композиции романа состоят в том, что он создан из нескольких повестей, хронологическая последовательность в изображении событий не соблюдена.
Жанр – Жанр «Героя нашего времени» можно отнести к психологическому и социальному роману, в котором соединены несколько жанров: очерк, повесть, рассказ, новелла.
Направление – Реализм и романтизм.
История создания
Творческая история романа «Герой нашего времени» известна только в самых общих чертах.
Автор работал над романом продолжительное время, создавая отдельные эпизоды. Впечатление, произведённое на писателя романом в стихах«Евгений Онегин» Пушкина, придали уверенности в собственных силах.
Находясь в ссылке на Кавказе, побывав во многих казачьих станицах, селениях горцев, писатель определил сюжетную линию своего замысла и начал работу.
Созданные части романа публиковались как отдельные произведения: сначала Лермонтов опубликовал “Бэлу” (1839 г.), затем “Фаталист” (1839 г.) и “Тамань” (1840 г.). Полностью роман вышел в печать в 1840 году, что и сохранилось как год написания, однако предисловие к роману напечатано только во втором издании, в 1841 году.
Посмотрите, что еще у нас есть:для самых рациональных -
для самых нетерпеливых -
для самых компанейских -
для самых занятых -
для самых крутых -
Основная тема «Героя нашего времени» – известная в русской литературе тема “лишнего человека”. Печорин намного умнее и дальновиднее остальных, но в этом его беда. Окружающие его люди, может быть, не так мудры и проницательны, но они живут настоящими чувствами: они любят, страдают, проявляют милосердие или неприязнь. Печорин считает себя выше всего этого: он холодный, расчётливый и циничный молодой человек, неподвластный эмоциям.
Произведение Лермонтова «Герой нашего времени» было создано в эпоху «безвременья». Социально-политическая подоплёка этого романа в том, что государство, уничтожившее деятельных и прогрессивных молодых людей, стремящихся к изменению устаревшего уклада жизни, в последующем поколении убило все стремления.
На смену деятельным декабристам, призывающим к светлым идеалам, пришло новое, потерянное поколение, разочаровавшееся в высоких стремлениях и пресыщенное светской жизнью.
Смысл «Героя нашего времени» – это отражение эпохи, предостережение будущему поколению. Это яркий пример того, как можно быть умным, образованным человеком, но потерять себя, суть своего существования.
Проблематика отношений Печорина с обществом раскрывает разные грани его характера, герой вызывает как антипатию, так и симпатию к своей личности. В анализе поступков и внутренних мотивов героя проявился психологизм всего произведения в целом.
Композиция
Анализ произведения «Герой нашего времени» следует начать с композиции. Главная его особенность – хронологическая несогласованность эпизодов. Части романа даны не в следующих друг за другом временных отрезках, по порядку. Таким оригинальным способом автор выражает основную мысль романа.
Непоследовательное расположение глав приводит к тому, что читатель раскрывает потаённые уголки души Печорина постепенно, проникается его сознанием и глубиной его проблем.
Роман состоит из двух частей (сюжет).
Первая часть рассказана офицером, странствующим по Кавказу, очень похожим на автора. Рассказчик-офицер в своё повествование включает истории, услышанные от штабс-капитана Максима Максимыча, знакомого с главным героем (“Бэла”, “Максим Максимыч”).
Вторая состоит из записок самого Печорина, которые попали в руки странствующего офицера (“Тамань”, “Княжна Мери”, “Фаталист”).
Композицию усложняют “Предисловие к роману” и “Предисловие к журналу Печорина”.
В хронологическом порядке повести должны были располагаться так (фабула): “Тамань”, “Княжна Мери”, “Фаталист”, “Бэла”, “Максим Максимыч”.
В построении сюжета романа нет экспозиции, как и общей кульминации. Каждая из глав живёт собственной жизнью, имея своё строение. В каждой отдельной повести существует своя кульминация, общей является лишь развязка, то есть смерть главного героя.
Композиция романа очень сложна, сочетание разных жанров повествования под одной «шапкой» стало новым шагом в литературном творчестве. Задачу, которую ставил перед собой Лермонтов (понять “историю души человеческой”), помогла осуществить и композиция романа. Именно такое глубокое и постепенное проникновение в сущность Печорина вызвало неподдельный восторг читающей публики.
Критики отметили сходство героев Печорина и Онегина. То, чему учит произведение поэта, остается всегда актуальным – найти смысл жизни, следовать к цели и сохранить при этом лучшее в себе как в человеке.
Главные герои
О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «Героя нашего времени», а для основных подготовили отдельные страницы:
“Герой нашего времени” – первый крупный социально-психологический роман в русской литературе. Это одновременно и цикл повестей с общим главным героем, а иногда и рассказчиком. В состав романа вошли повести с разными жанровыми характеристиками: “Бэла” сродни так называемой “кавказской новелле” (приключения русского офицера на Кавказе), “Максим Максимыч” – в духе очерка, путевых заметок, “Тамань” – новелла с авантюрным сюжетом, “Княжна Мери” – психологическая повесть из светской жизни, а “Фаталист” – философская притча. Два предисловия – к роману и дневнику Печорина – близки к публицистике или комментарию.
Ранее в русской литературе использовался такой метод – создание нескольких повестей, входящих в сборник под авторством одного рассказчика (Пушкин, Гоголь). Лермонтов преобразил и дополнил этот способ, объединив цикл повестей в общее произведение. Так возник психологический роман.
Следующая цитата
Повествование в любом художественном произведении всегда подчинено замыслу автора. В романе Лермонтова и сюжет, и характеры героев, и события направлены на раскрытие «истории души человеческой». Именно поэтому при знакомстве с произведением «Герой нашего времени» анализ романа представляется необходимым. Нам, читателям, важно понять, почему Печорин таков, каков есть, почему, вызывая так мало симпатий в начале повествования, интересует нас по мере знакомства с ним всё больше и острее?
Ответить на эти вопросы возможно, шаг за шагом рассматривая поступки и мысли Печорина, следуя глава за главой вслед за замыслом автора.
Грушницкий
Грушницкий — юнкер, небогатый дворянин, приятель Печорина. Самовлюблённый, недалёкий, эгоистичный молодой человек, который превыше всего ценит показную мишуру. Любит быть в центре внимания, в особенности женского. Грезит об офицерских эполетах, с помощью которых планирует разбивать девичьи сердца. В результате серьёзного конфликта оказывается на дуэли с Печориным, где находит свою смерть.
Подробная характеристика Грушницкого.
Вера — молодая красивая дворянка, в которую Печорин был некогда влюблён. От первого брака у Веры остался сын, и, желая обеспечить ему достойное будущее, она выходит замуж за старого и больного, но очень богатого аристократа. Большая любовь к Печорину вынуждает её обманывать мужей. Она видит все его недостатки, но принимает таким, каков он есть на самом деле. Вера вынуждена навсегда покинуть Печорина, когда об их связи становится известно её мужу.
Подробная характеристика Веры.
Глава «Бэла»
Лермонтов неслучайно выбирает для повести форму «рассказа в рассказе» – именно рассказчик, «подстрекаемый любопытством» и жаждущий интересных историй о необычном крае, где «кругом народ дикий, любопытный; каждый день опасность, случаи бывают чудные», готовит нас к появлению главного героя. О «странном» молодом человеке, с которым пришлось служить, повествует нам штабс-капитан Максим Максимыч, случайный попутчик автора путевых записок.
«Простота и безыскусственность этого рассказа – невыразимы, и каждое слово в нём так на своём месте, так богато значением», – писал критик Белинский, и анализ главы «Бэла» полностью подтверждает им сказанное.
Главный герой заинтриговывает нас с первой главы. Характер его и поведение противоречивы и непредсказуемы. Бесхитростный Максим Максимыч считает, что Печорин из тех людей, «у которых на роду написано, что с ними должны случаться разные необыкновенные вещи!
» Одна из таких «необыкновенных вещей» – история с Бэлой.Мы слушаем о событиях, следим за героями, с которыми связан Григорий Печорин, – каждый из них как будто оттеняет, «проявляет» черты его натуры. С одной стороны, Печорин, без сомнения, силён, смел, люди подчиняются его обаянию. Но и другая сторона характера бесспорна: он так занят собой, что проходит через жизни людей, ломая их. Выдергивает по мимолетной прихоти Бэлу из её родной стихии; играя на слабых сторонах людей, заставляет Азамата предать собственную семью; лишает Казбича того, что ему дорого. По собственному признанию, имеет «воображение беспокойное, сердце ненасытное; мне все мало: к печали я так же легко привыкаю, как к наслаждению, и жизнь моя становится пустее день ото дня».
Нам так же, как и простодушному Максиму Максимычу, ведущему рассказ, непонятны мотивы поступков Печорина.
Повесть «Максим Максимыч»
О главном герое в следующий раз мы услышим от автора путевых записок, молодого офицера, и это неслучайно. В отличие от штабс-капитана, который искренне привязан к Печорину, но в силу социального положения и разности взглядов (они ведь из разных поколений!) не может объяснить причины поступков Григория Александровича, рассказчик примерно одного возраста с ним и явно из одной среды. Внимательный взгляд молодого офицера не пропускает ни одной детали в портрете Печорина, и портрет этот – в первую очередь психологический. Мы снова отмечаем противоречивость образа, непостижимое переплетение черт то силы, то слабости.
Не побежденное жизнью крепкое сложение – и внезапная «нервическая слабость стана», когда Печорин сел, небрежная, ленивая походка – и явный признак скрытности – «не размахивал руками», ослепительно чистое белье – и запачканные перчатки, женская нежность кожи – и следы морщин. А главное в облике – глаза: «они не смеялись, когда он смеялся», «сияли каким-то фосфорическим блеском, то был блеск…ослепительный, но холодный»; а взгляд был «равнодушно спокоен».
То, как ведёт себя Печорин во время встречи с Максимом Максимычем, обескураживает. Если слушать только реплики, то все правила общения с добрым старым знакомым соблюдены: «Как я рад. Ну, как вы поживаете?», «Благодарю, что не забыли». Но холодность при разговоре, односложные ответы, принуждённое зевание показывают, что Печорину в тягость встреча, он не хочет вспоминать прошлое. Равнодушие и эгоизм этого человека ранят Максима Максимыча, неприятны рассказчику, отталкивают читателя. Всё время после истории с Бэлой Григорий «скучал», теперь отправляется в Персию, – и снова непонятен и странен нам герой, глубоко погружённый в свои мысли, отталкивающий своё прошлое, человека, который привязан к нему. Есть ли в этом мире что-то, что ему дорого?
Княжна Мери
Княжна Мэри (Мария Лиговская) — представительница столичного высшего общества, богатая и красивая невеста. Будучи прекрасно образованной, умной девушкой, она привлекает к себе внимание Печорина. Однако отсутствие жизненного опыта делает её лёгкой добычей искусного манипулятора. Знакомство с Печориным оборачивается для юной княжны глубокой личной драмой.
Подробная характеристика Мэри.
Журнал Печорина
В двух первых частях произведения мы видим «героя времени» глазами штабс-капитана. Между «достойным уважения», но простым Максимом Максимычем и «порядочным», т.е., по значению слова во времена Лермонтова, принадлежащим к аристократам Печориным лежит пропасть – и по происхождению, и по убеждениям, и по возрасту, поэтому мы не можем понять, каков же в действительности характер Григория Печорина. Автор заметок значительно ближе к главному герою: они одного поколения и, видимо, происхождения, но и он, рассказывая о Печорине, не может объяснить мотивов поступков героя.
Анализ романа «Герой нашего времени» на этом этапе знакомства с произведением говорит о том, что характер Печорина неоднозначен. Разобраться, что движет им, каков он в действительности, поможет только беспристрастный взгляд – и мы найдем его в дневнике Печорина. Дневник – личные записи, не предназначенные для чужого взгляда, автор всегда пишет для себя и потому откровенен. Теперь герой сам говорит о себе, и повествование объективнее, честнее и глубже, чем может быть любое другое – он исследует собственные поступки и убеждения.
«Какое дело мне до радостей и бедствий человеческих».
«Чудесным рассказом» считал «Тамань» А.П.Чехов, «какая прелесть «Тамань!», – так оценивал ее И.Тургенев.
Перед нами – другой, незнакомый нам пока Печорин: он еще неопытен и совсем молод, его чувства живые и яркие, ему интересны люди, их жизнь и стремления, он смело идет в неизвестность. Повествователь журнала чуток к природе – ночной пейзаж похож на картину художника, так всё в нём точно и романтично. Его влечёт тайна слепого мальчика, тайна «нечистого» места, в котором он оказался, душа жаждет полноты жизни, счастья и красоты.
«Твердо решившись достать ключ загадки», вмешавшись в течение жизни «честных контрабандистов» в своем страстном желании войти в их мир, Григорий разочарован разгадкой.
Ундина, в которой «всё было обворожительно» и чьи «глаза, казалось, были одарены магнетическою властью», теряет свою привлекательность в глазах героя, коварно заманивая в ловушку и обманывая его надежды на любовь. Отважный и сильный Янко, который поразил воображение молодого человека, открывается ему с другой стороны. Романтическое представление о «буйной головушке» рассеивается, когда слышит Печорин, как рассуждает контрабандист о плате за труды, как скуп он в вознаграждении мальчика, видит, как бросает на произвол судьбы старуху и слепого, узнав об угрозе разоблачения. Перед нашим героем – реальная жизнь, и она оказывается не только привлекательной и волнующей, но прозаически суровой. «Мне стало грустно. И зачем было судьбе кинуть меня в мирный круг честных контрабандистов? «Я встревожил их спокойствие и, как камень, едва не пошел ко дну!»
«Герой времени» ведет себя смело и решительно, но действия его бесцельны. Нет поля для серьёзной деятельности, к которой он готов, которую ищет, и Печорин вторгается в чужие дела и жизни, попусту растрачивает свои силы. Очень точную характеристику дает герою В.Белинский, говоря «Вы видите человека с сильною волею, отважного, не бледнеющего никакой опасности, напрашивающегося на бури и тревоги, чтобы занять себя чем-нибудь и наполнить бездонную пустоту своего духа, хотя бы и деятельностию без всякой цели».
Приобретенный в Тамани опыт горек, и Печорин старается заменить свои чувства равнодушием и отчужденностью к людям, с которыми мимолетно свела его судьба. «Какое дело мне до радостей и бедствий человеческих», – таков итог исканий и чаяний автора журнала.
Печорин и «водяное общество»
Следуя за страницами журнала Печорина, мы видим героя в среде людей одного с ним круга. Многообразно раскрывается в повести «Княжна Мери» характер «героя времени», его психология.
«Отрадное» чувство появляется в душе Григория, когда он наблюдает за природой, вдыхает свежий воздух, оказавшись в Пятигорске: «зачем тут страсти, желания, сожаления?». Тем контрастнее воспринимаются события, происходящие с главным героем. Общество, в котором вращается Печорин, не является ему близким, люди вызывают иронию своим стремление «казаться», внешним лоском без внутреннего содержания. Но и само «водяное общество» не принимает молодого офицера, слишком отличающегося от всех.
Наше внимание среди других привлекает Грушницкий, давний знакомый Печорина: слишком непримирим герой в отношении к нему, а ведь порой он ведёт себя, как и юный офицер. Герои похожи, но и противоположны одновременно. Один из них стремится к показной деятельности, второй не находит себе достойной, один беспомощен и слаб – другой всемогущ в силе подчинения своей власти окружающих. Печорин находится в конфликте с обществом, и именно Грушницкий – часть это общества. Слабость характера – не порок, пока не приводит к подлости. Клевета, распущенная старым знакомым, ранит Григория Александровича, но жестоким делает его низость поступка человека, готового к обману на дуэли. «Я решился предоставить все выгоды Грушницкому; я хотел испытать его; в душе его могла проснуться искра великодушия», но «самолюбие и слабость характера» восторжествовали, оказались сильнее честности. Грушницкий погибает, но торжества победителя у Печорина нет, только горечь и пустота.
Но потому Печорин и «герой времени», что является частью эпохи, ему присуще постоянное раздвоение духа, тонкий самоанализ. Идя за принципом индивидуализма, Григорий Печорин создает собственную теорию счастья. «Первое моё удовольствие – подчинять моей воле всё, что меня окружает; возбуждать к себе чувство любви, преданности и страха… Быть для кого-нибудь причиною страданий и радостей, не имея на то никакого положительного права, – не самая ли это сладкая пища нашей гордости? А что такое счастие? Насыщенная гордость». Но и она не может сделать героя счастливым, нет ощущения превосходства и могущества в его душе. Мало того, размышляя о пустоте бытия, о не отпускающей скуке, Печорин приходит к выводу о цели, для которой родился и которую не смог постичь: «верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные».
Увидев главного героя глазами Максима Максимыча, офицера-рассказчика, читая страницы журнала, мы, кажется, узнаем о нём так много, что постигли «историю души человеческой».
Максим Максимыч
Максим Максимыч — штабс-капитан, мужчина преклонных лет, который большую часть жизни провёл на Кавказе. Добрый, милосердный, дружелюбный, немного наивный. Кочевая жизнь не позволила ему создать семью, и он так и остался старым холостяком. Максим Максимыч всем сердцем привязывается к Бэле, к которой относится, как к дочери. Тяжело переживает холодность и пренебрежение Печорина после разлуки.
Подробная характеристика Максима Максимыча.
Бэла — юная красавица-черкешенка, дочь богатого и влиятельного князя. Красивая, яркая, гордая и неприступная девушка, «дитя гор». Становится игрушкой в руках скучающего Печорина, решившего сделать её своей наложницей. Со временем влюбляется в своего похитителя, любит его нежно и страстно, однако быстро надоедает утончённому офицеру. В итоге Бэла погибает от рук разбойника Казбича.
Подробная характеристика Бэлы.
«Я люблю сомневаться во всем»
Сможет ли заключительная глава романа добавить к образу героя новые штрихи? Печорин и поручик Вулич, заключившие пари о том, «может ли человек своевольно располагать своею жизнью, или каждому заранее назначена роковая минута», очень похожи. Оба они замкнуты, с легкостью подчиняют себе людей, их волнует вопрос неизбежности судьбы. «Нет предопределения», – таково мнение Григория. Вулич же, человек страстей, убежден в другом.
Только теперь мы видим истинное убеждение Печорина: «Я люблю сомневаться во всём: это расположение ума не мешает решительности характера – напротив, что до меня касается, то я всегда смелее иду вперёд, когда не знаю, что меня ожидает». И здесь Печорин верен своему времени – он готов пересматривать ответы на вопросы, которые ставит перед ним жизнь. Печорин не идет следом за «людьми премудрыми», отвергает их веру. Сопоставляя предков и потомков, к которым относит себя, приходит к выводу о неспособности «более к великим жертвам для блага человечества». Веры нет, но нет и ничего, что можно было бы найти взамен. Остаётся одно: человек – сам творец своей судьбы, он может полагаться только на собственное «я». Индивидуализм Печорина берёт начало в безверии, он стремление ответить на вопросы о смысле жизни, предназначении человека.
Анализ произведения «Герой нашего времени» Лермонтова позволяет углубиться и проникнуть в «историю души человеческой», понять характер и необыкновенность образа Печорина и самому читателю задуматься над вечными вопросами бытия.
Следующая цитата
«Герой нашего времени» — социально-психологический роман, одно из выдающихся произведений М. Ю. Лермонтова, в котором отображён глубокий внутренний конфликт главного героя как с самим собой, так и с окружающим миром. В своём произведении автор продолжил тему «лишнего человека», не сумевшего раскрыть свой потенциал, обрести самого себя в этой жизни. В романе «Герой нашего времени» герой наиболее полно раскрывается благодаря характеристике второстепенных героев, с которыми он вступает в сложные, порой весьма драматические взаимоотношения.
Характеристика героев «Герой нашего времени»
Печорин
Григорий Печорин — молодой русский офицер, богатый дворянин, который безуспешно пытается отыскать своё место в жизни. Умный, тонкий, прекрасно образованный, он занимается бесконечным самоанализом, но не находит ответы на волнующие его вопросы. Броня из холодности, равнодушия и эгоизма, страх близости не позволяет Печорину ни дружить, ни любить. Бесконечно одинокий, он скитается по свету в поисках смысла жизни, но так и не находит его.
Подробная характеристика Печорина.
Главные герои
Второстепенные герои
Читайте также: