Гениальность и шизофрения цитаты
Обновлено: 06.11.2024
Зачастую Гениальность и сумасшествие это единое целое. Сегодня мы поговорим именно об этом.
Наблюдающие за гениями со стороны и специалисты психологической, психиатрической сфер давно вынесли свой вердикт для большинства неординарных, умных, творческих личностей: их талант граничит, а у некоторых тесно переплетается с безумием.
Но как дела обстоят на самом деле
Все однажды слышали стереотипное мнение о том, что слишком оригинальные немного с приветом, а есть ли в действительно гении абсолютно психически здоровые? Давайте попробуем разобраться.
Гениальность и сумасшествие: две стороны одной медали
О гениях, гениальности
«Гениальность — наивысшая степень проявления творческих сил человека. Связана с созданием качественно новых, уникальных творений»
«Гениальность (от лат. genius — «дух») — высший уровень интеллектуального или творческого функционирования личности, который реально проявляется в выдающихся научных открытиях или философских концепциях, технических или технологических изобретениях, социальных преобразованиях, создании художественных произведений, имеющих отдалённые последствия во многих областях культуры»
«Гениальность — удивительная, восхищающая окружающих способность человека творить, рождать новые идеи, находить верные решения»
Гениальность и сумасшествие: две стороны одной медали
Гении
Гении (выражаясь обыденным языком) — «не такие как все», выдающиеся, неординарные, креативные, творческие, сверходаренные люди. «Сгорают как кометы, озаряя своей новаторской энергией века..», — говорят о них.
Вожаки или отшельники, звезды или спрятавшиеся в раковины жемчужины, проживающие свою жизнь на одном вздохе, будто родились, чтобы взорваться ради освещения планеты или нелюдимые, при жизни отвергнутые всеми, заложники не только мира, но и своих чувств, мыслей…
Гениальность и сумасшествие: две стороны одной медали
Талант — это не гениальность, но для развития гениальности необходим талант, последнее — то, что невозможно купить, пересадить, взрастить, выпив пилюлю, это дар, который дается человеку кем-то свыше. Однако если человек талантливый не применит достаточное количество усилий, усердия, трудолюбия — гением ему не стать.
В какой-то момент люди талантливые и упорные, идущие по зову своего дара, становятся гениями (включается скрытый потенциал, открывается «второе дыхание» и т.д.), другие так и остаются среднестатистически талантливыми.
Характер, усердие при природном даре, пусть и не ярком — иногда больше, чем сногсшибательные способности. Люди, обладающие последним — нередко просто впадают в искушение того, что им все легко достанется, заболевают «звездной болезнью», а потом утрачивают так же, как и получили…
Гениальность и сумасшествие: две стороны одной медали
Напротив, бывает, что те, кто осознают, что они не «счастливчики», поцелованные природой — борются и за свое место под солнцем, счастье сами, и понимают, что особых дарований не имеют, а те, что есть — нужно развивать.
Сколько их, гениев с завораживающими вокальными данными, умопомрачительной красотой, «стихоплетным» даром — сразу после взлета улетали на той же скорости вниз? Сколько их спивалось, уходило в неизвестность? И сколько людей вроде бы не столь талантливых становились популярными именно благодаря своему трудолюбию?
Гениальность и сумасшествие: две стороны одной медали
Однако жизнь людей одаренных и не могущих жить без реализации своего таланта — сложна, часто трагична, несчастлива. Гениями быть — нынче модно. Родители, которые хотят из своего ребенка сделать гения — не понимают на что обрекают его: либо он станет тем, кем они хотят, но не сможет жить как обычные люди, либо он не станет им и всю жизнь проведет в неврозе и чувстве вины за то, что не оправдал надежд.
Гении красивы, интересны со стороны… безумство, что граничит с одаренностью — часто делает человека несчастным. Поэтому, слава Богу, что многие из нас — самые обычные люди, и не стоит мечтать о том, чего человек не понимает.
И дар, все-таки, хоть дается от природы, выбрать плюс или минус, то есть воплотить его через добро или зло — решает сам человек.
Гениальность и сумасшествие: две стороны одной медали
Что откуда приходит, как в человеке появляется и проявляется искра дарования — для многих тайна.. Мы сами о себе слишком мало знаем, а о других и того меньше…
О гениях, исследованиях, интересных фактах в программе «Диагноз: гений»:
Гении с «приветом»
Практически обо всех людях, как-то значительно повлиявших на судьбу человечества говорят, что они либо «чуть-чуть необычные», чудаковатые, либо абсолютные безумцы.
По достоверным данным известно, что из популярных личностей:
У Людвига Ван Бетховена было биполярное аффективное расстройство, Исаака Ньютона психическое заболевание (по некоторым сведениям шизофрения и биполярное расстройство), у недавно погибшего Джона Нэша — параноидальная шизофрения, у художника Винсента Ван Гога биполярное аффективное расстройство, эпилепсия (по предположениям — вследствие органического поражения мозга из-за «перепития» абсента).
Гениальность и сумасшествие: две стороны одной медали
Комментарий к фото: копия картины Ван Гога «Звездная ночь»
Эрнест Хемингуэй, Авраам Линкольн, Стефан Цвейг, Мерлин Монро страдали депрессивными расстройствами.
Фобиям, маниям (в совокупности с различными психическими отклонениями) были подвержены Николай Васильевич Гоголь (депрессивно-маниакальный психоз), Артур Шопенгауэр, Леонардо да Винчи, Альфред Нобель, Зигмунд Фрейд, Михаил Булгаков, Лев Толстой и даже Александр Сергеевич Пушкин.
Гениальность и сумасшествие: две стороны одной медали
Комментарий к фото: Сальвадор Дали
Гениальность и сумасшествие: две стороны одной медали
Комментарий к фото: картина Сальвадора Дали «Слоны»
По неподтвержденным данным у Билла Гейтса синдром Аспергера (легкая вариация аутизма), у Сальвадора Дали было психическое расстройство (другие же специалисты утверждают, что Дали просто умный пиарщик), и вдобавок — он был эксцентричным, любил шокировать, эпатировать публику причудливыми выходками.
Михаил Юрьевич Лермонтов (шизофрения), Федор Михайлович Достоевский (эпилепсия), Сергей Есенин (маниакально-депрессивный психоз, развившийся, возможно, на фоне алкоголизма), Ганс Христиан Андерсен, Альберт Эйнштейн, Фридрих Ницше (имевший целый букет психических и физических проблем), Пабло Пикассо и многие другие — также в той или иной степени подверглись року безумия.
Гениальность и сумасшествие: две стороны одной медали
Комментарий к фото: картина Пабло Пикассо «Девочка на шаре»
О сумасшествии и сумасшедших
«Сумасшествие — потеря рассудка, умопомешательство, безумие»
«Сумасшествие — потенциально неизлечимое тяжёлое психическое расстройство»
Тонкости, нюансы психических отклонений, вариантов, историй их развития знают психиатры, мы не будем углубляться в энциклопедические недра. Для обычных людей, не встречающихся каждый день с психически больными пациентами безумие — все, что угодно, от чьего-то воплощения в жизни карикатур из комиксов, чудаковато накинутой шляпы до чьей-то ненависти к себе подобными, жестокости.
Гениальность и сумасшествие: две стороны одной медали
Все-таки есть определенные черты и признаки, по которыми диагностируется начальная стадия психических заболеваний.
Например, социальная изоляция, нарушения социального функционирования (то есть нежелание участвовать в жизни общества, семьи), обеднение эмоций, апатия, позже или сразу могут присоединиться снижение эмпатии, безразличие к родным, жестокость, равнодушие ко многому, амбивалентность, алогичность мышления, страхи, депрессии, меланхолия, неадекватность поведения, неряшливый внешний вид, безразличие к происходящему в мире и вокруг.
«Норма — это продуктивность, неотчуждаемость от общества, связь через эмоции с внешним миром, постижение объективной реальности своим интеллектом, осознание собственной неповторимости и связи с ближним» (Эрих Фромм)
Причины заболеваемости могут быть самыми разными, это и наследственность в совокупности со стрессовыми пусковыми механизмами, и органические поражения мозга из-за инфекций, травм, отравлений, алкоголизма и др.
Самый большой процент психически больных людей среди стран мира в США.
«США давно занимают первое место в мире по количеству психических больных. В 2010 году резко выросло число психически больных американцев (по некоторым экспертным данным почти в 2 раза и достигло 63 миллионов человек). Только среди американских школьников 17 млн. человек регулярно принимают антидепрессанты. За последние 40 лет в американских психиатрических заведениях умерло больше американцев, чем погибло во всех войнах с участием США, начиная с 1776 года».
Гениальность и сумасшествие: две стороны одной медали
Связано это может быть и с широкой распространенностью антидепрессантов в данном регионе (по исследованиям ученых — те же психотропные препараты вызывают психические нарушения у настоящего и будущего поколения), и с тем, что менталитет той или иной страны предполагает определенное отношение к стрессам, формированию характера.
В России: «по оценкам Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), ситуация гораздо хуже: от психических расстройств страдают не менее 10% россиян (14–15 млн. человек)».
По данным специалистов — неврозами страдает до 90 % населения России. Анонимный опрос на одном форуме показал, что подавляющее число ответивших россиян считают психически больными большую часть своего окружения.
Гениальность и сумасшествие: две стороны одной медали
В мире — каждый 5-й, а то и 4-й имеет те или иные психические нарушения. То есть, как минимум, 1,5-2 млрд человек на Земле немного не в себе.
Неврозы (которыми страдают большинство россиян и жителей всего мира) — достаточно обманчивая проблема. Вроде бы это не психоз. Однако невроз — пограничное состояние, на фоне которого (при отсутствии лечения или решения сложностей, при усугублении психотравмирующей ситуации) может развиться психоз.
Безумие — понятие весьма относительное… Между болезнью в крайней степени проявления и легкими отклонения есть масса вариаций, проявлений. Гении, которые творили, находились где-то в переходящей палитре между психозами, неврозами, чудаковатостью и нормальностью.
Гениальность и сумасшествие: две стороны одной медали
Что общего у безумия и гениальности?
По мнению некоторых врачей-психиатров — наличие гена шизофрении – один из стимулов высокой творческой одаренности. Только почему одни сходят с ума, а другие создают велосипед или айфон?
Википедия гласит (с противоречивыми фактами): «Многочисленные исследования продемонстрировали корреляции между творческими профессиями и психическими заболеваниями, среди которых биполярное расстройство и шизофрения.
..в некоторых случаях заболевание позволяет творческим людям создавать произведения искусства и может служить для них источником вдохновения. В качестве примера можно привести свидетельства больных психозом, которые отмечают, что они могут видеть мир по-новому, то есть в буквальном смысле, видеть то, что другие не в состоянии.
Гениальность и сумасшествие: две стороны одной медали
..творческий потенциал в большей степени может быть присущ личности с шизотипическим расстройством, чем здоровым людям или больным шизофренией.
Изучение ряда факторов показало, что писатели имели более высокую предрасположенность к биполярному расстройству, шизофрении, униполярной депрессии, злоупотреблению алкоголем или наркотиками и более склонны к совершению самоубийства.
В журнале «Психиатрические исследования» сообщается, что личности творческой профессии не имеют прямую предрасположенность к психическим расстройствам, хотя, скорее всего, у них есть близкий родственник с подобным заболеванием, в том числе, больной анорексией или аутизмом.
..Во многих случаях творчество и психопатология обладают общими признаками, например, такими, как склонность к нестандартному мышлению, полет мысли, ускоренный мыслительный процесс и повышенное восприятие зрительных, слуховых и соматических раздражителей«.
Гениальность и сумасшествие: две стороны одной медали
Гении, страдавшие биполярным расстройством, в моменты подъема настроения творили шедевры, чувствовали себя смелыми, всемогущими.
Ряд психиатров настаивают на том, что связь проявлений особой творческой одаренности и помрачения ума неразрывна, это связано и с лабильностью психической сферы и тех и других, схожестью типов личности, и с аналогичностью процессов происходящих с человеком при творческом процессе и уходе в помешательство. Просто гениальные и умные способны контролировать процесс безумия, использовать его во благо, а сумасшедшие уходят в него с головой.
Исследования установили, что в некоторых случаях момент начала заболевания совпадает с пиком творчества, в некоторых — люди долго перед первым эпизодом психического расстройства благополучно воплощают свою гениальность в жизнь.
Гениальность и сумасшествие: две стороны одной медали
То есть, иногда сумасшествие развивается на фоне активного творческого процесса, но, бывает, что люди психически нездоровые начинают творить уже в процессе активизации заболевания. Один момент оказался неоспорим: что сошедшие с ума в творческом полете, что раньше — «угасали» в периоды ухудшения состояния и практически были бездейственны, когда сумасшествие переходило в более негативную степень.
На этом фоне утверждение о том, что люди, слегка страдающие шизофренией (имеющие шизотипические черты и т.д.), находящиеся в подъеме настроения творят как по маслу и легче тех, кто абсолютно нормален и проще тех, кто совсем сошел с ума — более чем правдоподобно.
Многие деятели искусства, литературы особенно были активны в периоды грусти, испытаний, любовных и жизненных потрясений, иногда — депрессий, некоторые писатели, поэты даже не могли ничего создать в моменты, когда у них было все хорошо, намерено восполняли источники душевной боли, чтобы вернуть вдохновение. Это, скорее, пограничное состояние между нормальностью и клинической депрессией, когда человек вынужден искать компенсацию своей грандиозной тоске. Но все-таки до конца нам не понять этих великих…
Чезаре Ломброзо в труде «Гениальность и помешательство» описывает моменты физической схожести психически больных и гениальных людей. В книге очень много разнообразных примеров странного поведения у личностей с необычными способностями.
«Жестоко ошибаются, однако, те, которые думают, что душевные болезни всегда сопровождаются ослаблением умственных способностей, тогда как на самом деле эти последние, напротив, нередко приобретают у сумасшедших необыкновенную живость и развиваются именно во время болезни».
Ломброзо кроме существующих ныне в психиатрии нескольких форм помешательства разделяет безумие на множество категорий с причудливыми названиями, как то: «горделивое помешательство», «меланхолия» (как диагноз), «истерия», «ипохондрия», «дурное поведение», «сомнабулизм» и т. д.
Автор нашел массу сходств между гениальностью и помешательством, между гениями и безумцами, однако один из итогов труда таков: «Между гениальными людьми встречаются помешанные и между сумасшедшими — гении. Но было и есть множество гениальных людей, у которых нельзя отыскать ни малейших признаков умопомешательства, за исключением некоторых ненормальностей в сфере чувствительности».
К слову, психоз и сумасшествие в целом для определенных культур и религий (например, дзен-буддизм) — не просто нормальное состояние, а признак просветления, достижение мира богов при земной жизни.
Гениальность и сумасшествие: две стороны одной медали
По мнению людей, связанных с религией — люди психически нездоровые и гении схожи в том, что как те, так и другие ищут соединения с духовной сферой.
Безумцы не контролируют это и уходят в неадекватность, не могут отвечать за свои действия, часто неспособны нормально функционировать в социуме, а люди одаренные, ищущие вдохновения — ловят музу в параллельных безумию областях, подобно душевнобольных могут впадать в нирвану. Если процесс поиска музы затягивается, если творческий человек начинает пить, уходить в наркотическую зависимость (что не редкость среди людей искусства) — он легко впадает в сумасшествие.
Заключение
Конечно, безумие и гениальность имеет очень много общих граней, но все же факт того, что есть гении психически здоровые — реален.
Да и грань между сумасшествием и нормальностью так тонка, субъективна… что порой те, кто ставят диагнозы сами нуждаются в помощи психиатра. Люди умалишенные, отрешенные от мира, ушедшие в свой мир без остатка — зрелище нелицеприятное, что говорить. Но на свете было бы скучно без чудаковатых гениев, без неординарных, сумевших обуздать свою небольшую безумность, творцов.
Следующая цитата
У шизофреников редко развиваются две или более отдельные личности, с которыми они могли бы попеременно отождествлять себя. Личность шизофреника представляет собой одно цельное «я» с больным рассудком. Дробление сознания при шизофрении означает разделение основных функций личности, отделение эмоциональной сферы от логической. Сознательное отворачивается от внешнего мира и обращается к миру внутреннему, к фантазии, к воображению. В определённом смысле происходит полный разрыв с реальностью.
Следующая цитата
Автор анализирует гениальность как психологический феномен на примере множества интереснейших фактов из жизни мировых знаменитостей. В книге раскрыта интереснейшая тема — влияние таланта на человеческую психику, глубинная связь гениальности с психическими отклонениями и даже заболеваниями. Что такое гениальность? Дар свыше или опасная болезнь, неизбежное проклятие для самого ее носителя? Личные психологические драмы, взлеты и падения великих людей прошлого раскрываются на конкретных исторических примерах в работе выдающегося психиатра Чезаре Ломброзо.
Добавил T-34 13.04.08- Скопировать
- Сообщить об ошибке
И остаются они [помешанные] по большей части всю жизнь одинокими, необщительными, равнодушными или нечувствительными к тому, что волнует род людской, точно их окружает какая-то особенная, им одним принадлежащая атмосфера.
Добавил T-34 13.04.08- Скопировать
- Сообщить об ошибке
Пульс слабый и неровный, кожа бледная, холодная, голова горячая, воспаленная, глаза блестящие, налитые кровью, беспокойные, бегающие по сторонам. По окончании периода творчества часто сам автор не понимает того, что он минуту тому назад излагал.
Добавил Поэт Души 29.01.10- Скопировать
- Сообщить об ошибке
Косвенное влияние окружающей природы на рождение гениальных людей представляет некоторую аналогию с влиянием ее на развитие умопомешательства.
Добавил Поэт Души 29.01.10- Скопировать
- Сообщить об ошибке
Главнейшую причину меланхолии и недовольства жизнью избранных натур составляет закон динамизма и равновесия, управляющий также и нервной системой, закон, по которому вслед за чрезмерной тратой или развитием силы является чрезмерный упадок той же самой силы, — закон, вследствие которого ни один из жалких смертных не может проявить известной силы без того, чтобы не поплатиться за это в другом отношении, и очень жестоко.
Добавил T-34 13.04.08- Скопировать
- Сообщить об ошибке
Еще Аристотель, этот великий родоначальник и учитель всех философов, заметил, что под влиянием приливов крови к голове «многие индивидуумы делаются поэтами, пророками или прорицателями и что Марк Сиракузский писал довольно хорошие стихи, пока был маньяком, но, выздоровев, совершенно утратил эту способность».
Добавил Lyutsio_Devil 28.03.19- Скопировать
- Сообщить об ошибке
Тщетно Руссо старался убежать в леса — безумие следовало туда за ним и настигало его всюду.
Добавил Lyutsio_Devil 03.04.19- Скопировать
- Сообщить об ошибке
Великие гении не могут иногда усвоить понятий, доступных самым дюжинным умам.
Добавила seledka Ivasi 02.06.12- Скопировать
- Сообщить об ошибке
Те из гениальных людей, которые наблюдали за собою, говорят, что под влиянием вдохновения они испытывают какое-то невыразимо-приятное лихорадочное состояние, во время которого мысли невольно родятся в их уме и брызжут сами собою. Но как только прошел момент экстаза, возбуждения, гений превращается в обыкновенного человека или падает еще ниже, так как отсутствие равномерности есть один из признаков гениальной натуры.
Добавила seledka Ivasi 02.06.12- Скопировать
- Сообщить об ошибке
Гений раздражается всем, и что для обыкновенных людей кажется просто булавочными уколами, то при его чувствительности уже представляется ему ударом кинжала.
Добавил Lyutsio_Devil 29.03.19- Скопировать
- Сообщить об ошибке
Отчасти мрачный взгляд гениев на окружающее зависит, впрочем, и от того, что, являясь новаторами в умственной сфере, они с непоколебимой твердостью высказывают убеждения, не сходные с общепринятым мнением, и тем отталкивают от себя большинство дюжинных людей.
Добавил Lyutsio_Devil 30.03.19- Скопировать
- Сообщить об ошибке
. и скрыться от себя стараясь,
Всегда останусь я с самим собой.
- Скопировать
- Сообщить об ошибке
Яд я теперь для себя приготовил,
Пару кинжалов держу у груди,
С жизнью расстаться я сильно желаю,
С жизнью печали и мрачной тоски.
Буду любить тебя даже за гробом,
Даже и мертвый, все буду любить.
Колокол мерно тогда зазвучит,
Смерть всем мою возмещая;
Звон погребальный к тебе долетит,
Станешь ему ты внимать, дорогая.
Буду любить тебя даже за гробом,
Даже и мертвый, все буду любить.
Мимо тебя пронесут до могилы
Прах мой в сопутствии пестрой толпы;
Дряхлый священник, взобравшись на вилы,
Вечную память тогда пропоет.
Буду любить тебя даже за гробом,
Даже и мертвый, все буду любить.
- Скопировать
- Сообщить об ошибке
Всякое умственное возбуждение, переходит в мускульное, и между ними существует неразрывная связь. Ребенок прыгает и скачет при виде чего-нибудь блестящего. Взрослый начинает жестикулировать под влиянием ощущений или сильного волнения, и чем оно сильнее, тем больше раздражается мускульная система. Легкая боль вызывает стон, острая — крик: слабый — если страдание мимолетно, высокий или низкий — если оно продолжительно, а в случае нестерпимых страданий звук голоса повышается на квинту, на октаву и даже больше. В пении же душевное волнение также проявляется дрожанием мускульных связок, отчего происходит так называемое тремоло.
Следующая цитата
(Гениальность глазами психиатра)
Среди талантливых и гениальных людей очень много тех, кто страдал различными психическими расстройствами и заболе¬ваниями. Это Мюссе, Сальери, Свифт, Батюшков, Шуман, Мендельсон, Ван-Гог, Паскаль, Гейне, Мольер и т.д. Некоторые исследователи даже пришли к выводу, что талант почти обязательно сопутствует какой-либо психической патологии.
Шопенгауэр в периоды обострения болезни не пил из чужого стакана, боясь заразиться смертельной болезнью, боялся брать в руки бритву, считал себя жертвой глобального заговора. Стоило Руссо прочесть какую-либо медицинскую книгу и ему тотчас же представлялось, что у него есть все болезни, описанные в ней. И он очень удивлялся тому, что он остается жив, страдая такими серьезными недугами. Ампер сжег свой трактат о "Будущем химии" на том основании, что он написан по внушению сатаны.
Непросто было у великих и с их родственниками. Так, отец Фридриха Великого, дядя и дед Шопенгауэра были психически больными, как и сестры Ришелье и Гегеля, матери Карла 5 и Байрона, сын, отец и двоюродный брат Кардана. Двоюродный брат Россини был идиотом".
"Рожденный ползать, летать не может".
Специальные комплексные многолетние исследования в различных развитых странах Европы и Америки показали, что одаренность встречается в соотношении 1:4000, то есть на 100 000 человек только 25 одаренных, а гении - 1:10 000 000, то есть за последние 2000 лет истории человеческого общества было всего около 500 гениев. Причем, данная пропорция сохраняется для каждого из 20 столетий. И в то же время процент психически больных растет и только за последние 30 лет в 5-7 раз.
Некоторые люди, далекие от психиатрии, считают, что например, шизофрения - это особый вид таланта. Другой вопрос, что в психиатрии в понятие шизофрении вкладыва-ются явления, которые по своей сути имеют только некоторое внешнее сходство при значительных количественных и качественных различиях. Это и вялотекущая шизофрения, когда работоспособность человека может сохраняться всю его жизнь, а иногда имеет и принципиально более высокие показатели продуктивности (в 2-20 раз), чем у его так называе-мых здоровых коллег. А может быть и ран¬няя юношеская шизофрения, когда уже в 19-20 лет от интеллекта человека остаются лишь шаткие развалины.
Так почему же талант и шизофрения (как наиболее драматичная и своеобразная форма психической патологии) соседствуют друг с другом? Причин здесь много. Если быть строго бесстрастным, то предрасположенность к шизофрении имеется у каждого второго человека. Только у одних она выше, а у других ниже. Все зависит от величины и устойчивости внутреннего защитного барьера (интеллектуального, психического, физиологического, иммунологического и т.д.). И от того, в каких условиях живет человек, от того, насколько часто и насколько сильные стрессы встречаются в его жизни. Как только суммарная величина отрицательной энергии стрессов превысит защитный уровень конкретного человека, так и возникает психический срыв. Чем выше интеллект человека, чем тоньше его душевная организация, чем выше интеллигентность, тем больше шанс получить "болячку для головы".
Талант в своей сути предполагает творческое начало. Жажда самоутверждения у таланта не только не ниже, чем у обычного человека, но и еще во много раз выше. И на пути к общественному признанию таланту почти всегда приходится проходить весьма сложный и тернистый путь. Не зря Пушкин говорил, что "гений - это 99% труда и 1% та-ланта". Зависть и ревность к чужим успехам у простых смертных заставляет их строить бесчисленные изощренные козни против талантливых людей.
Если нельзя подвергнуть сомнению сам результат труда таланта, то желательно (для завистника) хотя бы как-то унизить и скомпрометировать саму личность, его чисто человеческую, повседневную сущность. Неординарность таланта часто проявляется уже в детстве, заставляя ровесников с некоторой долей неприязни относиться к нему, не зависи-мо от того, лучше его интеллектуальные успехи или хуже.
Рутина повседневной жизни чужда и нередко неприемлема для творческой личности. А истинное творчество невозможно без способности к ощущению чувств особой яркости, без оригинальной фантазии и своеобразного воображения, без способности к глубокому и искреннему сопереживанию другому человеку и в его счастье и в горе, без таланта настраивать свою душу в резонанс другой душе. А это возможно только при очень чувствительной, удивительно хрупкой души, подобной "клубку обнаженных нервов".
Повышенная впечатлительность, чрезмерная ранимость таланта наряду с неспособностью и нежеланием окружающих понимать часто создают довольно-таки высокую нагрузку на нервную систему у таланта, заставляя ее работать в особом, и без того напряженном режиме. Посто-янные перегрузки часто приводят к психическим срывам и болезням нервной системы, особенно учитывая то, что для вызывания вдохновения многие и так часто используют кофе (Бальзак, Руссо), алкоголь (Мюссе, Свифт, Гофман) и наркотики (Бодлер).
Истинные таланты уже рождаются ими. Возможность создавать что-то новое, максимально самовыражаться, изливать все самое лучшее и замечательное из своего ума и души дают человеку ощущение безграничной радости, близкого к фантастическому счастью. Душа человека буквально поет в момент вдохновения и поэтому непрерывно живет в ожидании этого приятного и радостного момента. Предвкушение вдох-новения создает состояние, близкое к одержимости. Только это не одержимость "дьяволом или "инопланетянами" и т.п. Это радостная одержимость служения человечеству. Творческий экстаз имеет в себе не только обычную интеллектуальную и психологическую подоплеку, но и духовную, что придает ему совершенно необычные качественные характеристики, существенно отличающие мимолетное удовольствие обычного человека от глубокого и мощного удовлетворения, целиком захватывающего всю личность и организм таланта. Соотношение вдохновения таланта и обычного человека можно сравнить с различием от всплеска в озере, вызванного брошенным в нее камнем, и гигантской волны цунами, проходящей сотни миль океана и сметающей все на нём.
Депрессия таланта - это прерывание внешнего контакта с окружающим миром для последующей внутренней стабилизации всех энергетических процессов в уме, душе, организме в целом для накопления сил, своего рода созревания для очередного творческого всплеска, воплощенного в прекрасном произведении науки или искусства. И потом, мы только думаем, что являемся источником наших идей. На самом деле мы - только проводники идей от Высших сил. Различие гения и обычного человека в первую очередь в способности (ума, души, всего организма) сознательно воспринимать особые творческие волны Космоса и воплощать их в то или иное творение.
Беттинелли называл поэтическое творчество сном с открытыми глазами, без потери сознания. Гофман говорил: "Я работаю сидя за фортепиано, с закрытыми глазами и воспроизвожу то, то кто-то подсказывает мне со стороны". Ламартин признавался: "Не я сам думаю, но мои мысли думают за меня".
Талантливый человек - это стрелок, попадающий в цель, которая нам кажется трудно достижимой, а гений попадает в цель, которая даже и не видна для нас. Фантазия талантливого человека воспроизводит уже найденное, фантазия гения - совершенно новое и для него самого и для остальных. Талантливый человек действует строго об-думанно. Он чаще всего знает, как и почему он пришел к той или иной теории, тогда как гению это совершенно неизвестно: всякая творческая деятельность бессознательна. И в этом имеется у таланта формальное сходство и общность с психическими заболеваниями. Но на этом основании любые виды активности человека могут быть признаны сходными, так как 95 процентов наших мыслей, чувств и поступков идет из нашего подсознания.
Если не впадать в крайности при сравнении себя с гениями, то ситуация будет выглядеть более неоднозначно. Дело в том, что естественной человеческой психологии очень трудно смириться с самим фактом, что кто-то, пусть даже где-то очень далеко (и не дай Бог, близко! ибо "нет пророка в своем отечестве") лучше. При этом подсознательный инстинкт "чувства собственной значимости" часто выделывает с довольно-таки неглупыми людьми весьма удивительные и предельно своеобразные психологические и интеллектуальные виражи и пируэты, неожиданности и странности, непонятные и неприемлемые даже для их собственного сознания.
В период проявления навязчивых мыслей Руссо считал, что его противники подкупили даже продавцов зелени, чтобы они продавали ему свой товар дешевле и лучшего качества, чтобы таким образом якобы показать его низость и свою доброту. Так еще Демокрит говорил, что не считает поэтом человека в здравом уме. Шеллинг писал, что гений - это что-то вроде нервной ненормальности, нередко переходящей в сумасшествие.
Люди привыкли оценивать гениев со своих обычных житейских позиций. А это представляется лишь отчасти правильным. Ведь никому не придет в голову оценивать десятиклассника критериями первоклассника или принципами первокурсника - выпускника вуза, не говоря уже о взглядах первоклассника применительно к дипломированному специалисту. В действительности же разница между обычным человеком и гением гораздо больше. Нельзя судить талант с повседневной точки зрения.
Из миллиардов живших и живущих на Земле людей мы вспомним лишь несколько сот составляющих цвет мировой науки и культуры. Так, неужели своим непрерывным трудом на благо всего человечества они не заслужили хотя бы некоторого снисходительного отношения к своим слабостям и странностям. Мелочи жизни. Гигантский экскаватор, вы-нимающий десятки кубометров земли в час, не должен беспокоиться о сантиметровой точности вырываемой им канавы. Это удел и задача тех, кто копает лопатой.
В Англии в ряде вузов введен специальная оценочная система на выпускных экзаменах. При этом минимальная сумма оценок может быть 100 баллов, а максимальная - 20000. Основная масса (60-70%) получают сумму баллов от 500 до 1500, в то время как даже относительно одаренные от 5000 до 15000. Иначе говоря, различие между основной массой и относительной одаренностью составляет 5, 10 и даже 30-ти кратную величину (500 и 15000). То, что трудно и недоступно одним, то легко и понятно другим и наоборот. И так всегда было, есть и будет. Это как будто слепой от рождения, будучи уже взрослым, вдруг прозревает, погружаясь в безумный восторг от возможности созерцать столь прекрасный и великолепный мир.
А жизнь творческого человека во многом отличается от таковой у обычного человека. Периоды вдохновения сменяются паузами, творческим затишьем, а иногда и упадком физических, умственных и психических сил.
Для обычного человека Космос - это в первую очередь пространство вне его и для него важно собственное звучание в этой бесконечности. А талант - это в первую очередь Космос в нём самом и главное - это звучание Космоса в его разуме и душе, а уже потом звучание его личности в окружающем мире.
Отсутствие вдохновения в течение длительного времени приводит творческую натуру в уныние, подавленное настроение, доходящее от легкой хандры до глубокой и тяжелой депрессии, когда все радости обычной жизни становятся безразличными, а все остальные проблемы и неприятности или вообще теряют какую-либо актуальность или перерастают в мелкие трагедии и драмы.
Бывает, что в результате заболевания открываются скрытые способности, в том числе поэтические, художественные и т.д. Так, Гратри, плохой певец, сделался знаменитым артистом после сильного ушиба головы бревном. Но ни один не стал гениальным после возникновения психического заболевания. При этом многие одаренные люди после начала психотических явлений практически теряли не только интерес к прежним увлечениям, но нередко и уже имеющиеся навыки музыкального или художественного характера.
Бывало, что обычные смертные начинали считать себя гениями и создавали "гениальные" творения, которые в 99% случаев оказывались лишь пустыми и бессмысленными, нелепыми и вычурными произведениями. В то время как гении сохраняли свой талант и будучи больными.
В заключение хочется вспомнить слова Крылова:
"Когда таланты судишь ты, -
Считать их слабости не трать трудов напрасно.
Но чувствуя, что в них и сильно, и прекрасно.
Умей различны их постигнуть высоты".
Читайте также: