Фрейд о достоевском цитаты

Обновлено: 21.11.2024

Игра была для него также средством самонаказания. Несчетное количество раз давал он молодой жене слово или честное слово больше не играть или не играть в этот день, и он нарушал это слово, как она рассказывает, почти всегда. Если он своими проигрышами доводил себя и её до крайне бедственного положения, это служило для него ещё одним патологическим удовлетворением.

Lisa Fedotova цитирует 6 лет назад

Достоевский передал свою собственную болезнь, якобы эпилепсию, тем самым как бы желая сделать признание, что, мол, эпилептик, невротик во мне - отцеубийца

Lisa Fedotova цитирует 6 лет назад

Едва ли простой случайностью можно объяснить, что три шедевра мировой литературы всех времен трактуют одну и ту же тему - тему отцеубийства: "Царь Эдип" Софокла, "Гамлет" Шекспира и "Братья Карамазовы" Достоевского. Во всех трех раскрывается и мотив деяния, сексуальное соперничество из-за женщины.

Lisa Fedotova цитирует 6 лет назад

Можно сказать, что Достоевский так никогда и не освободился от угрызений совести в связи с намерением убить отца. Это лежащее на совести бремя определило также его отношение к двум другим сферам, покоющимся на отношении к отцу - к государственному авторитету и к вере в Бога. В первой он пришел к полному подчинению батюшке-царю, однажды разыгравшему с ним комедию убийства в действительности, - находившую столько раз отражение в его припадках. Здесь верх взяло покаяние. Больше свободы оставалось у него в области религиозной - по не допускающим сомнений сведениям он до последней минуты своей жизни все колебался между верой и безбожием. Его высокий ум не позволял ему не замечать те трудности осмысливания, к которым приводит вера. В индивидуальном повторении мирового исторического развития он надеялся в идеале Христа найти выход и освобождение от грехов - и использовать свои собственные страдания, чтобы притязать на роль Христа

Следующая цитата

Психоаналитический анализ личности Достоевского Зигмундом Фрейдом.

Зигмунд Фрейд - Достоевский и отцеубийство. Цитаты из книги:

Высшего нравственного совершенства достигает только тот, кто уже пережил греховность в ее глубочайших проявлениях.

Каждому преступнику свойственны две черты - безграничная любовь к самому себе и сильнейшая склонность к разрушению. Общим для этих черт является недостаточность, вплоть до полного отсутствия у человека любви и недостаток эмоционально-оценочного к нему отношения окружающих.

В мелочах Достоевский - садист по отношению к другим, в важном же - садист по отношению к самому себе.

Мы выделили в непростой личности Достоевского три фактора. Его весьма и весьма повышенную склонность к вспышкам страсти, его почти непреодолимое стремление к перверсии и его творческое дарование, практически неподдающее анализу.

Мы знаем природу подобных припадков смерти. Здесь мы отождествляем себя с умершим - человеком, который действительно ушел из жизни, или с еще живым человеком, которому желаем смерти. При этом второй случай представляется более значительным. Такой припадок - словно само наказание: я пожелал другому человеку смерти, а теперь я сам стал этим человеком и сам умер. В данном случае психоаналитическое учение утверждает, что "умершим" человеком для мальчика обычно является отец, и припадок, являющийся проявлением истерии, становится, таким образом, наказанием самого себя за желание смерти ненавистному отцу.
Отцеубийство, и это широко известно, является первичным преступлением как для человечества, так и для отдельного человека. В любом случае оно главный источник чувства вины, правда, мы не знаем, один ли он; исследователи не смогли пока установить душевное происхождение чувства вины и потребности ее искупления. Но для нас в данном случае совершенно не существенно, единственный ли это источник. Психологическое состояние, о котором идет речь, чрезвычайно сложно, и необходимы объяснения. Отношение мальчика к отцу, как говорим мы, психоаналитики, амбивалентно. Кроме чувства ненависти, из-за которой ребенку хотелось бы устранить отца как соперника, обычно присутствует и некоторая доля нежности к нему. Оба эти совершенно разные отношения идентифицируются с отцом, и мальчику хотелось бы занять место отца, так как он вызывает восхищение, ему хотелось бы быть таким как он еще и потому, что хочется его устранить. Все эти желания наталкиваются на серьезное препятствие. В определнный момет мальчик начинает понимать, что любая попытка устранить отца как своего соперника обернется наказанием - отец накажет его кастрацией. Из страха перед кастрацией, то есть в интересах сохранения собственной мужественности, ребенок отказывает себе в желании обладать матерью и в желании устранить отца. Однако так как желание это сохраняется в области бессознательного, оно остается основой для образования у человека чувства вины. Мы считаем, что все это - нормальные процессы в обычной судьбе человека с так называемым эдиповым комплексом.

Если отец был суров, жесток, отличался склонностью к насилию, наше "Сверх-Я" перенимает эти качества. "Сверх-Я" становится садистским, "Я" становится мазохистским, то есть женственно-пассивным. В нашем "Я" возникает довольно большая потребность в наказании, и "Я" частично отдает себя в распоряжение судьбы, а частично находит удовлетворение в жестоком обращении "Сверх-Я" с ним (можно назвать это сознанием вины). Ведь каждое наказание является в своей основе подобием кастрации и как таковое - фактическим осуществлением изначальной установки пассивного отношения к собственному отцу.

Фактически Достоевского можно описать буквально так: человек с четко выраженной бисексуальной предрасположенностью и способностью решительно защищаться от зависимости, навязываемой чрезвычайно жестоким отцом.

Чистосердечное признание в намерении убить собственного отца, которого мы добиваемся при психоанализе, невозможно без предварительной аналитической подготовки.

Читайте также: