Франсиско де витория цитаты
Обновлено: 21.11.2024
Демонологические представления – важная часть актуальной мифологии, суще-ствующая в разных культурах и во все эпохи. Цель конференции – исследование демонологии как семиотической системы, функционирующей в устной тради-ции, книжности и иконографии, массовой культуре и постфольклоре.
Участники сборника материалов конференции рассматривают следующие про-блемы: демонологические образы и представления в актуальной мифологии,фольклоре и постфольклоре; демонологические темы в ритуалах и ритуализо-ванном поведении; взаимоотношение и взаимовлияние церковной («ученой», «книжной») и народной демонологии, вернакулярные демонологические «кон-цепции»; демонологические сюжеты в книжности и визуальной традиции; пред-ставления об одержимости и связанные с ними практики; вера в колдовство: об-щие модели и локальные контексты; демонологические модели в политико-идеологическом дискурсе и визуальной пропаганде; демонизация «другого»:функции, риторика, социальные контексты.
Ключевые слова: демонология Испания XVI века вторая схоластика теория действияСледующая цитата
Франсиско де Витория (ок. 1483–1546) — испанский философ теолог и юрист эпохи Возрождения; является основателем философской традиции, известной как Саламанкская школа, с которой связывают начало «схоластического ренессанса» или «второй схоластики». Его интеллектуальная деятельность посвящена преобразованию и систематизации католического вероучения и христианской этики в рамках усилий Контрреформации по восстановлению морального и политического престижа церкви, подорванной идеями Реформации. Он поднимает серьезные морально-этические и юридические вопросы, возникшие в связи с колонизацией Америки испанскими конкистадорами. На ряду с Альберико Джентили и Гуго Гроцием Франсиско де Витория считается одним из «отцов международного права».
Биография.
Франсиско де Витория (настоящее имя Франсиско де Аркайа-и-Комплудо) родился в г. Бургосе около 1483 г. в семье королевского чиновника. Там же, в Бургосе, с 1501 по 1508 г. учился в школе при доминиканском конвенте Святого Павла. В 1505 г. он окончательно связал свою судьбу с братьями-проповедниками, официально вступив в доминиканский орден.
В 1509 г. после завершения послушничества и начального курса философии и теологии как один из наиболее способных студентов он был направлен для дальнейшего обучения в монастырь Сен-Жак в Париже, который в то время был главным учебным заведением ордена. Он оставался там сначала в качестве студента, а затем в качестве профессора на протяжении 18 лет, в течение которых он познакомился с Эразмом Роттердамским, Хуаном Луисом Вивесом и другими ведущими гуманистами своего времени.
Успехи Франсиско де Витории в Париже побудили его начальство назначить профессором первой кафедры теологии в конвенте Сан-Грегорио в Вальядолиде; этот пост он занимал в течении трех лет.
В 1526 году происходит важнейшее событие в жизни Франсиско де Витории. Главная кафедра богословия в университете Саламанки стала вакантной и, согласно существовавшему обычаю, она должна была замещаться посредством выборов. В то время университет Саламанки был главным центром обучения в Испании и теологическим центром католической Европы. Франсиско де Виторию выбрали студенты, которые проголосовали за него после прослушивания нескольких лекций различных кандидатов. Эту должность он занимал вплоть до своей смерти в 1546 г.
Философская и научная деятельность.
Памятник Франсиску де Витории перед монастырем Святого Стефана, г. Саламанка, Испания. 1975 г.
Основную массу творческого наследия Франсиско де Витории составляют лекции двух видов: традиционные университетские курсы (lecturae), посвященные разбору «Сентенций» Петра Ломбардского и «Суммы теологии» Фомы Аквинского, и так называемые relectiones — открытые лекции, читавшиеся им публично, при большом стечении народа, раз в несколько лет. Ни те ни другие лекции профессором никогда не публиковались и, по всей видимости, не предназначались для публикации.
Франсиско де Витория занимался не только преподавательской деятельностью. Он часто консультировал Карла V императора Священной Римской империи, короля Испании по государственным вопросам. Так, Карл V попросил его прокомментировать обоснованность аргументов, выдвинутых Генрихом VIII Английским, с целью аннулирования своего брака с Екатериной Арагонской, тетей императора. Свое мнение профессор Саламанки впоследствии изложил в лекции «О браке» (De Matrimonio, 1531).
Франсиско де Витория много внимания уделяет вопросам теории государства и политической власти, которым были посвящены четыре его лекции: «О гражданской власти» (De potestate civili, 1528), две лекции «О церковной власти» (De potestate ecclesiae, 1531, 1532) и «О власти папы и собора» (De potestate papae et concilii, 1534). Размышляя о природе власти, он вводит различие между potestas – властью, полученной от Бога, и auctoritas – властью, которая принадлежит народу и передается правителю. Власть суверена ставится людьми, но легитимируется Богом, откуда он делает вывод о невозможности низложения монарха даже в результате общественного договора.
С позиций нравственности и справедливости Франсиско де Витория рассматривал и экономические вопросы. Справедливой ценой на предметы жизненной необходимости он считал цену продукта, складывающуюся на рынке в результате субъективных оценок людей, но не возражал против государственного контроля над ценами. Уникальные товары и предметы роскоши могли, по его мнению, продаваться по любой цене, о которой договорятся продавец и покупатель.
После смерти профессора его лекции были восстановлены по студенческим конспектам и изданы в виде отдельных книг: в 1557 г. в Лионе вышли «Богословские лекции» (Relectiones theologicae), а в 1565 г. в Саламанке были изданы «Комментарии ко второму разделу второй части “Суммы теологии“». Впоследствии оба текста неоднократно переиздавались, хотя наибольшую популярность — и наибольшую славу их автору — снискали именно «Богословские лекции».
Наука международного права.
В своих лекциях «Об индейцах» (De indis, 1532) и «О праве войны» (De jure belli, 1532) Франсиско де Витория обосновывает завоевание Америки испанцами. По его мнению, международное право состоит из норм, установленных естественным разумом В начале мира все было общим, и индивиды имели равные права на все вещи. Впоследствии сформировались нации, завладевшие определенными территориями, но их намерение никогда не состояло в том, чтобы уничтожить посредством этого разделения естественную торговлю. Данная торговля предполагает не только обмен товарами, но и обмен идеями, в частности право испанцев проповедовать Евангелие и обязанность индейцев гарантировать свободу проповеди (при этом они не обязаны принимать христианство). Закрытие нацией ее границ нарушает естественное право и создает законный повод для войны.
Испанское господство не может основываться на тезисе о всемирном господстве папы и императора. Папа не может подарить Америку Испании, так как нельзя подарить то, что тебе не принадлежит (он может лишь поручить проповедовать веру). Нельзя опереться и на тезис об оккупации, так как нельзя оккупировать то, у чего уже есть хозяин; до пришествия же испанцев индейцы знали право собственности и обладали политический организацией (при этом неважно, что они пребывали в состоянии греха и неверия). Наконец, нельзя утверждать, что индейцы являются животными, так как у них есть точные представления об очевидных вещах и религия и они обмениваются вещами (все это — признаки разума). Испанское господство, тем не менее, может основываться на завоевании. Данный титул легитимен, если война является справедливой.
Война, которую вели испанцы, была таковой: во-первых, потому что индейцы препятствовали им осуществлять естественные права и, в частности, пытались изгнать их купцов из своих владений; во-вторых, потому что испанский король должен защищать индейцев, обращенных в христианство.
Справедливая война не может основываться на различии религий, стремлении к увеличению империи или личной славе. Единственной справедливой причиной является серьезная обида (нарушение права). Последствия войны состоят не в том, чтобы уничтожить любые связи между противниками, а в том, чтобы подчинить противника юрисдикции правителя, ведущего справедливую войну. И международные и гражданские войны ведутся для восстановления права. Преследовать за обиду можно только тех, кто ее нанес; поэтому нельзя причинять ущерб женщинам, детям, крестьянам, клирикам и другим мирным людям. Вместе с тем на войне дозволено все, что диктуется соображениями военной необходимости, в том числе грабеж гражданского населения.
Поскольку война направлена на восстановление права, воюющий должен действовать с беспристрастностью судьи и без лишней жестокости, особенно, если война является справедливой и со стороны противника. Именно таковой является война между испанцами и индейцами: индейцы были испуганы приходом испанцев и в этой связи являются не виновными, а заблуждающимися. Поэтому испанцы должны ограничиться целью обеспечения своей безопасности и не осуществлять другие права войны. Поскольку воюющий является судьей, побежденный признается виновным и должен быть наказан. Наказание не должно быть чрезмерным, в частности не следует убивать пленных. Таким образом, Франсиско де Витория первым попытался разработать принципы универсального права.
В книге
Под науч. редакцией: О. Христофорова, Д. Антонов М.: РГГУ, 2018. Похожие публикации Доброхотов А. Л. В кн.: Ф.М. Достоевский и культура Серебряного века: традиции, трактовки, трансформации. М.: Водолей, 2013. С. 181-193.Притча про Люцифера, Аримана, Блудницу и силы Легиона, придуманная Вяч. Ивановым, не игра с темами Достоевского, но их предельное сгущение вплоть до статуса пра-феномена, что выводит связку этих тем в пространство актуального исторического самосознания и в то же время в дорефлексивные пророческие глубины. Его построениям не припишешь характера толкования текста или его образной парафразы, но зато им свойственна обобщающая и объясняющая сила «поэмы о Великом инквизиторе».
Добавлено: 5 февраля 2013 Марей А. В. Социологическое обозрение. 2013. № 3. С. 41-51.В статье, предваряющей перевод лекции Ф. де Витории, дается краткий обзор биографии автора и его письменного наследия. Особый упор делается на приверженность Витории схоластическому методу, обуславливающему как особенности построения его текстов, так и подбор аргументации. Также коротко рассматриваются основные идеи, сформулированные Виторией в лекции «О гражданской власти», среди которых следует выделить вопросы о происхождении государства и о природе верховной власти. В последней части статьи комментируются основные принципы перевода лекции с латыни на русский язык.
Добавлено: 12 ноября 2013 Полдников Д. Ю. М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2012.В настоящем пособии рассматривается формирование доктрин договорного права в западно-европейской юриспруденции XI-XVIII вв. На материале юридических трактатов представителей школы глоссаторов, комментаторов, гуманистической юриспруденции, современного использования Пандект и нового естественного права прослеживается возникновение наиболее важных положений о договорах, нашедших закрепление в первых кодификациях гражданского права Баварии, Пруссии, Австрии и Франции: понятие договора, принцип обязательности договоров, правила заключения, условия действительности, а также классификация договоров и место договорного права в системе гражданского права. Процесс возникновения и развития данных положений рассматривается в контексте феномена общеевропейской правовой традиции (ius commune), а также морально-философских установок и методологии юридической науки Средних веков и Нового времени. Пособие предназначено для углубленного изучения материала таких учебных курсов, как «История государства и права зарубежных стран», «История политических и правовых учений», «Методология юридической науки» и «Римское право» (в части рецепции римского права в Западной Европе), а также может быть использовано при подготовке специального курса, предполагающего сравнительно-историческое исследование традиционной основы договорного права стран романо-германской правовой семьи.
Добавлено: 22 октября 2012 Левин С. М. Философия науки. 2014. № 3. С. 30-41.Для всякой компатибилистской теории свободы воли, опирающейся на натурализм, сложность представляет совмещение пропозиционального содержания интенций с их конкретным каузальным воплощением. Наши предварительные намерения зачастую исполняются совсем не тем способом, каким мы ожидаем, но в итоге приводят к желаемым последствиям, и тогда встает вопрос о том, считать ли такое действие случайным или намеренным. Для решения этой задачи в статье используется таксономия действия, предложенная Дж. Сёрлом, а также рассмотрено, как описание феноменологии действия может отличаться от описания его настоящих причин. Показано, почему случаи заблудшей причинности значимы лишь для наших предварительных намерений, но неважны в тех же ситуациях, когда действие – это результат непосредственного намерения.
Добавлено: 24 октября 2014 Петрухин В. Я. В кн.: Балканский тезаурус: Начало. Балканские чтения 13. Тезисы и материалы. Москва 7-9 апреля 2015 г.. М.: Институт славяноведения РАН, 2015. С. 162-165.Летописный сюжет конных бесов – виновников эпидемии в Полоцке – увязывается с балканским сюжетом демонических всадников тодорцев
Добавлено: 10 июня 2015 Под науч. редакцией: А. Л. Топорков , T. A. Mikhailova, D. S. Nikolayev et al. M.: Probel-2000, 2011.The volume contains papers submitted to the international conference ‘Oral Charms in Structural and Comparative Light’ which is to take place on 27–29 October 2011 at the Russian State University for the Humanities (Moscow).
The conference will be devoted to problems of systematization and structural and comparative analysis of charms in different ethnolinguistic traditions, including Slavic, German, and Romance. The following questions were proposed for discussion: geography and history of the charms tradition, distribution of various charm types, possibilities for systematizing national
charms corpora and for creating charms-indexes, charms and analogous verbal forms (Christian prayers and prayer-like charms, apocryphal prayers, curses, etc.), charms in oral and manuscript traditions, magical inscriptions on various objects, medieval amulets with charms in the archaeological record, social functioning of the charm tradition, charms and their performers,
the contribution of the church and clerics to the diffusion of charms, differences between the Catholic and the Protestant churches in this respect, as well as between the Orthodox church and non-Christian confessions, psycho-social sources of suggestion; how do charms work? why are they relevant? practices of ‘charming with words’ in the contemporary society, recording charming acts on video and the relevance of these materials to charm studies.
Добавлено: 25 декабря 2017 Фурман Ю. В. В кн.: Христианский восток. Т. 8 (XIV). СПб.: Издательство Государственного Эрмитажа, 2017. С. 339-360.Статья посвящена разбору учения об ангелах и демонах в сочинении "Суть вещей, или История временного мира" восточносирийского монаха Йоханнана бар Пенкайе (VII в.). Ангелология рассматривается также на материале сочинений других восточносирийских авторов в сравнительной перспективе. На основании этого анализа выделены три "редакции" ангельской иерархии (девяти чинов), представленых в восточносирийской традиции, и поставлен вопрос об их источниках. Ряд мотивов в описании устройства ангелов был заимствован из учения Феодора Мопсуестийского.
Добавлено: 3 октября 2018 Полдников Д. Ю. М.: Издательство Проспект, 2016. Монография представляет собой первое в отечественной науке историко-правовое исследование возникновения учения о частноправовом договоре в правовой науке XII–XVI вв., которое стало выражением особого стиля юриспруденции стран романо-германской правовой семьи. На материале доктринальной литературы ведущих правоведов Средневековья и раннего Нового времени, памятников римского и канонического права, а также различных неюридических источников изучаются предпосылки, периоды и результаты обобщения казуистических положений об отдельных пактах, контрактах, простых и клятвенных обещаниях в римском, каноническом, партикулярном и естественном праве вокруг абстрактной концепции договора как акта справедливого обмена имущественными благами или проявления щедрости между частными лицами. Учение о договоре рассматривается как своеобразный синтез цивилистической концепции договора-соглашения и канонической модели договора-обещания, достигнутый в XVI в. благодаря переосмыслению правовых доктрин на основе христианских религиозно-этических принципов и античной философской традиции. Для специалистов в области истории права и правовых учений, сравнительного правоведения, а также студентов и аспирантов, углубленно изучающих основы европейской правовой традиции. Добавлено: 5 декабря 2016 Полдников Д. Ю. Государство и право. 2014. № 10. С. 53-61.В статье рассматривается малоизученное влияние позднесредневековой католической науки ius commune на учение о гражданско-правовом договоре видных сторонников естественного права Нового времени. Акцент сделан на сопоставление терминологии договорного права, трактовки природы договоров, а также принципов обязательности и свободы договоров в главных трактатах правоведов Испании, Нидер- ландов и Германии XVI–XVIII вв.
Следующая цитата
Историк Александр Марей о природе человека, двойственности королевской власти и восстании против тирана
Дата публикации
09.04.2015
Над материалом работали
Александр Марей
кандидат юридических наук, ведущий научный сотрудник Центра фундаментальной социологии ИГИТИ ВШЭ, доцент кафедры практической философии факультета философии ВШЭ
Читайте также: