Филипп филиппович преображенский характеристика героя с цитатами

Обновлено: 06.11.2024

Образ профессора Преображенского в повести Михаила Афанасьевича Булгакова «Собачье сердце» — это образ смелого учёного-экспериментатора, позволяющий понять авторскую позицию по вопросу революционного вмешательства в природу и общество.

Портрет: описание внешности, характеристика речи

Профессора Преображенского звали Филипп Филиппович. Это солидный седой шестидесятилетний господин в очках с золотой оправой, с остроконечной бородкой и пушистыми усами. Когда он возмущается, лицо его багровеет или бледнеет. Одевается он хорошо: зимой носит тёплую шубу из чёрно-бурой лисы, бобровую шапку, калоши, с собой он берёт трость. На нём чёрный костюм из английского сукна, на животе сверкает золотая цепь карманных часов. Приём пациентов он ведёт в белом халате, а домашней одеждой и обувью ему служит лазоревый халат и красные туфли.

Говорит он отрывисто, строго, иногда иронически. Филипп Филиппович эмоционален, поэтому, разговаривая, иногда кричит, даже рявкает. С прислугой профессор говорит вежливо, швейцара Фёдора и кухарку Дарью Петровну называет на «вы». Он вообще почти всем говорит «вы», включая Шарикова. Со своим ассистентом он тоже вежлив, но иногда во время операций кричит на него.

К пациентам профессор обращается «голубчик», «мой дорогой», «господа», «сударыня»; членов домкома он называет «господами», Швондера — «милостивым государем».

Когда в разговоре заходит речь о сегодняшнем политическом положении, о разрухе, профессор с таким азартом и так громко критикует нынешние порядки, что пёс Шарик подумал, что он бы мог деньги на митингах зарабатывать.

Характер

Филипп Филиппович Преображенский — умный, увлечённый наукой человек. Благодаря этой своей увлечённости и работоспособности он стал профессором медицины с мировым именем. Материально профессор очень хорошо обеспечен, привык жить на широкую ногу, считает, что достоин ещё лучших условий, хочет прибавить к своим семи комнатам восьмую, под домашнюю библиотеку. По мнению уличной собаки Шарика, этот господин никого и ничего не боится оттого, что вечно сыт, «ест обильно и не ворует».

Профессор — очень эмоциональный человек горячего нрава, но он культурный человек и не приемлет никакого террора и насилия. Филипп Филиппович убеждён, что и на животных, и на людей следует действовать не силой, а только внушением.

Профессор Преображенский.

Преображенский. Преображенский.

Один из главных персонажей повести, "икона" всех правых, от либералов и центристов до фашистов с монархистами. Представляет собой этакого изящного интеллигента, начитанного эстета и непримиримого оппозиционера, 3 в 1-ом. К тому же он является гением медицины; удачно оперирует у себя на дому (!) и "превратил" пса в человека. Согласитесь, такому персонажу легко симпатизировать. И в то же время очень легко упустить из виду тот факт, что у нашего профессора очень много "скелетов в шкафу" и просто нелицеприятных особенностей. Но обо всём по порядку.

O RLY? O RLY?

Как уже сообщалось выше, Преображенский и его бригада как истинные праваки не считают пролетария Шарикова за человека и более того, они не пытаются его как-то адаптировать в общество, т.е. они никак не обучают его. Наши неполживцы создали Шарикова просто ради славы. А на воспитание и прочее им было плевать. Преображенский и Ко только унижают Шарикова (известная фраза профессора "что за дрянь Вы на себя напялили?!" и тому подобное) да запреты с ультиматумами ему выдают и не брезгуют лишний раз упомянуть, что он - животное, а значит не достоин человеческих благ. При этом Преображенский и его подельники не могут и не хотят объяснить Шарикову что хорошо, а что - плохо. Например, в моменте когда Шариков ловит блоху зубами, Преображенский вместо того, чтобы спокойно объяснить ему как нужно ловить насекомое просто закатывает истерику ("Пальцами блох ловить! Пальцами. ").

Также Преображенский начинает истерить во время первой встречи со Швондером и прибегает к самой мерзости - шантажу (то самое его "я прекращаю оперировать в Москве и в России вообще!"). Да, у Преображенского в той сцене планировали отобрать лишние комнаты, но Швондер хотел сделать ему поблажку, оставив профессору больше комнат, чем ему, собственно, полагалось оставить. И самое важное: в этой же сцене мы узнаем, что Преображенский имеет связи с "верхами", которые прикрывают его в случае чего в обмен на услуги медицинского характера. И как только "дело пахнет жаренным" Преображенский сразу же обращается к ним, применяя истерику и шантаж. Что не мешает ему в спокойной обстановке вести антисоветские разговорчики со своим окружением. Тот факт, что Преображенский обращается за помощью к ненавистным коммунистам, а потом начинает лить грязь на советскую власть, делает его, как минимум, лицемером.

Также в книге есть сцена, в которой Преображенский делает нелегальный аборт 14-летней девочке, которая "залетела" от какого-то педофила. По закону профессор должен был заявить об этом инциденте в милицию, но он не стал этого делать. Наш старый "атлант" просто сделал нелегальный аборт, получил за это не хилый гешефт и всё. Таким образом Преображенский прикрыл педофила и сломал судьбу девочке, которая наверняка стала бесплодной вследствие операции и приобрела психическую травму. В перестроечном кинце нет этой сцены, видимо её умышленно не добавили туда, но зато "творцы" сняли кучу откровенно гротескных сцен с коммунистами и с Шариковым, которых не было в первоисточнике.

Вот и получается, что кумир правых - Преображенский - крайне мерзкий лицемерный тип. И они отождествляют себя с ним.

Деятельность профессора Преображенского

Филипп Филиппович — практикующий врач. Он очень трудолюбив, работает не покладая рук — целый день ведёт платный приём пациентов. Пациенты у него специфические — они очень обеспеченные немолодые люди, многие из них занимают высокие посты. Объединяет их стремление к развратной жизни. Ради того, чтобы омолодиться, они обращаются к Преображенскому, который за приличные деньги пересаживает им органы молодых животных и следит за их процессом омоложения. То есть он разрабатывает проблему омоложения путём пересадки органов.

В результате пересадки псу Шарику гипофиза и семенных желез умершего мужчины Преображенский получил не тот результат, который хотел. Он ожидал, что перемена гипофиза даст омоложение пса, а получил полное очеловечивание Шарика. Профессор признал свою ошибку. К тому же новое существо по фамилии Шариков переняло все отрицательные качества убитого в трактире уголовника Клима Чугункина, органы которого были пересажены псу. Это сделало жизнь профессора совсем невыносимой, и он снова превратил Шарикова в собаку, сделав обратную операцию.

Профессор Преображенский и Шариков

Полиграфа Полиграфовича Шарикова, человека, в которого превратился пёс Шарик в результате операции, профессор старался приучить вести себя культурно: уважительно вести себя с прислугой Зиной, не ругаться, не бросать окурки на пол и т. д. Он старается даже, чтобы Шариков развлекался — просит, чтобы Борменталь с ним сходил в цирк.

Не в силах жить в одной квартире с Шариковым, Филипп Филиппович хотел найти ему комнату, но тот отказался съезжать с профессорской квартиры. Жить рядом с Шариковым Филипп Филиппович уже не мог, он похудел, стал нервным. Борменталь очень сочувствовал ему и намеревался Шарикова покормить мышьяком, но профессор категорически был против того, чтобы его ученик совершил это преступление. Филипп Филиппович был убеждён, что идти на преступление нельзя ни при каких обстоятельствах.

Развязка произошла неожиданно. После того, как Филипп Филиппович узнал, что Шариков написал на него донос, он приказал ему убираться из квартиры. Шариков на это показал ему шиш, а в сторону Борменталя направил пистолет, но тот сумел его вырвать и схватил Шарикова. После этого учёным уже ничего не оставалось, как сделать обратную операцию, и Шариков постепенно превратился в добродушного пса Шарика.

Отношение профессора к другим героям повести

Доктор Борменталь.

Борменталь vs. Шариков. Борменталь vs. Шариков.

Немного загадочный персонаж. Правая рука Преображенского. Борменталь с удовольствием садиста унижает Шарикова морально и физически. Также есть подозрения, что доктор склонен к гомосексуализму. В общении Борменталя и Преображенского есть некоторые моменты, которые заставляют задумываться об этом, особенно сцена, где они ночью попивали коньяк, в которой доктор проявил к профессору свое подобострастие. Тот же Преображенский подобрал Борменталя с улицы, когда последний был голодным студентом. Откуда у Преображенского, который всем своим видом показывает, что ненавидит нищету, такая щедрость? Смекаете?

Полиграф Полиграфович Шариков.

Шариков. . и его изначальный вид. Шариков.

В первую очередь Шариков является лабораторным существом, которое вобрало в свой характер черты собаки и покойного дебошира Клима Чугункина, у которого Преображенский изъял гипофиз и семенные железы. По сравнению с профессором Полиграф выглядит довольно непривлекательно внешне, да и манерами не отличается, поэтому ему мало кто сопереживает. Однако, даже из такого "кадра" можно было бы сделать более-менее приемлемого члена общества. Но для этого Шарикова нужно обучать и развивать как ребенка, доходчиво объясняя ему, что плохо, а что хорошо, а не выставлять ему запреты и ультиматумы "просто потому что". Всем известно, что если не участвовать в воспитании ребенка, то он обязательно станет маргиналом, что и произошло с Шариковым к концу повести. Но наши "атланты" в лице Преображенского и его товарищей по взглядам не понимают этой простой истины. Профессор и Ко не давали Шарикову развиваться и тот так и остался невежей и алкоголиком. Они упустили момент когда Полиграф окончательно стал опасным для общества элементом и более того, сами поспособствовали этому. В конце повести Шариков чуть было не убил своего создателя. Но у Полиграфа ничего не вышло и в итоге наши "любители свободы и демократии", обезвредив его, "превратили" Шарикова обратно в милого, послушного и раболепного пса.

Вывод

Казалось бы, наученный горьким опытом, профессор Преображенский должен был прекратить свои попытки вмешаться в природу человека, однако он продолжал изучать человеческий мозг. Но, возможно, он уже не будет «форсировать вопрос», а будет идти в своих исследованиях «ощупью и параллельно с природой». Образ профессора Преображенского в повести М. А. Булгакова обозначает авторскую позицию по оценке свершившейся в России революции. Булгаков считал, что революция похожа на неудачный эксперимент Преображенского, и, значит, страну нужно вернуть в её прежнее состояние.

Характеристика образа профессора Преображенского, представленная в статье, может быть полезной для подготовки к уроку литературы и при написании сочинений.

Следующая цитата

Профессор Преображенский - умный и уверенный в себе человек:
". После этого мы имели совещание с Филиппом Филипповичем. Впервые, я должен сознаться, видел я этого уверенного и поразительно умного человека растерянным. "

Профессор Преображенский - властный и энергичный человек:
". Прежний властный и энергичный Филипп Филиппович, полный достоинства, предстал перед ночными гостями. "

Профессор Преображенский - человек слова:
". Я же никогда не говорю на ветер, вы это отлично знаете. "

Преображенский знаком с важными чиновниками:
". если бы вы не были европейским светилом, и за вас не заступались бы самым возмутительным образом <. > лица, которых, я уверена, мы ещё разъясним, вас следовало бы арестовать. "


Филипп Преображенский - здравомыслящий и опытный человек:
". никакой этой самой контрpеволюции в моих словах нет. В них здравый смысл и жизненная опытность. "

Преображенский и Борменталь

Филипп Филиппович когда-то устроил к себе на кафедру полуголодного студента Ивана Борменталя. Этот способный студент впоследствии стал доктором и ассистировал при операциях профессору. Бывало, что на операциях эмоциональный профессор кричал на ассистента, но Борменталь на это не обижался, так как очень уважал своего учителя.

Следующая цитата

Основные события повести развернулись в одной из московских квартир, где в результате проведенного научного опыта бродячая собака стала человеком. Образ и характеристика профессора Преображенского в повести Булгакова «Собачье сердце» является одним из главных. Проведенный профессором рискованный научный эксперимент по пересадке человеческого сердца животному привел к совершенно неожиданному для всех результату.

  • Филипп Филиппович Преображенский – центральный персонаж повести. Гениальный ученый. Хирург-экспериментатор. Медицинское светило мирового масштаба. Научная деятельность связана с проведением опытов над людьми и животными.

Образ

Немолодой мужчина интеллигентной наружности, не так давно отметивший свое 60-ти летие. Седые, пушистые усы, впитавшие в себя запах крепкого табака. Французская, остроконечная бородка. Седина, проглядывавшая из-под белого колпака на голове. Высокий лоб с залысинами. На носу, по форме напоминавшего клюв ястреба, сидели очки в золотой оправе. Когда профессор хохотал, его рот напоминал собой частокол из золотых и фарфоровых коронок. Голос Преображенского был настолько трубным по звучанию, что стоило ему начать говорить, его сразу становилось слышно на все помещение. Одевался профессор строго и изысканно.

« …мне 60 лет, я вам могу давать советы…»

«…господин, с французской остроконечной бородкой и усами седыми, пушистыми и лихими, как у французских рыцарей, но запах по метели от него летит скверный, больницей. И сигарой…»

Семья

Филипп Филиппович сын епископа. Семьей не обзавелся. Выходец из интеллигентной семьи. Получил достойное образование и воспитание. Москвич. Проживает в шикарной семикомнатной квартире на Пречистенке, которую не против расширить еще на одну комнату. Следить за порядком в доме ему помогает прислуга в лице Зины и Дарьи Петровны, проживающих вместе с ним.

Преображенский и Швондер

К председателю домкома Швондеру у профессора очень неприязненное отношение, он относится к нему и другим членам домового комитета как к врагам. Филипп Филиппович решительно пресёк Швондера, когда он от имени общего собрания жильцов дома попросил его отказаться от двух комнат из семи. Когда Швондер сказал, что подаст на него жалобу в высшие инстанции, профессор позвонил своему очень высокопоставленному пациенту, и тот пообещал дать документ, освобождающий квартиру профессора от уплотнения.

Род деятельности

Практикующий врач. До этого работал на кафедре в университете. Его жизненная позиция такова, каждый человек должен работать по профессии. Только так в стране будет порядок. Весь его день расписан по минутам. Круглосуточно ему приходиться принимать у себя на дому пациентов, обращающихся к нему с различными проблемами. Большая часть из них люди состоятельные. Это бывшие дворяне и высшие революционные чины.

Такая работа приносила неплохой доход, позволяющий ему жить на широкую ногу, ни в чем себе не отказывая. Несмотря на тяжелые и голодные времена в стране, профессор не собирался менять привычный ему образ жизни, продолжая шиковать на зависть другим.

Параллельно ведению врачебной практики, профессор немало времени уделял науке. Главной темой его научных разработок являлась наука о долголетии. Он собирался совершить невероятное открытие в области продления человеческой жизни, путем омоложения организма. Так в его жизни появляется дворовый пес Шарик, подобранный им с улицы. Именно этой обычной дворняге суждено стать первым пациентом на котором будет проведен необычный эксперимент.

Профессор вместе со своим помощником Борменталем совершают собаке пересадку человеческого гипофиза и семенников. Результат превзошел все ожидания. Шарик начал приобретать человеческие черты, а вместе с ними отвратительный характер и повадки Клима Чугункина, местного алкаша и тунеядца, выступившего в роли донора. Так на свет появился Шариков Полиграф Полиграфович. Личность грубая, неадекватная и наглая.

Жизнь профессора превратилась в ад. Ученый никак не мог предположить, что человек, получившийся от собаки, вберет в себя все отрицательные черты донора. Преображенский понимает, что перевоспитать своего подопечного ему не удастся. Педагогическое образование у него отсутствовало. Терпение его лопнуло. Он просит Шарикова освободить жилплощадь и съехать с квартиры, но не тут-то было. Квартирант вхыватил пистолет, пригрозив что убьет Борменталя. Терпению ученого пришел конец. Вместе со своим учеником он совершает обратную операцию, превратив Шарикова в Шарика.

Профессор понял, что против природы не попрешь. Он признается себе, что его опыт потерпел фиаско.

Следующая цитата

4. Считал, что ласка – единственно возможный путь обращения с живым существом:

«Лаской‑с. Единственным способом, который возможен в обращении с живым существом. Террором ничего поделать нельзя с животным, на какой бы ступени развития оно ни стояло. Это я утверждал, утверждаю и буду утверждать»

5. Был против террора и белых, и красных:

«Они напрасно думают, что террор им поможет. Нет‑с, нет‑с, не поможет, какой бы он ни был: белый, красный и даже коричневый!»

6. Не экономил на освещении, то есть богат:

«Опять пёс пересёк узкий коридор, но теперь увидел, что он ярко освещён сверху розеткой. Когда же открылась лакированная дверь, он вошёл с Филиппом Филипповичем в кабинет, и тот ослепил пса своим убранством. Прежде всего, он весь полыхал светом: горело под лепным потолком, горело на столе, горело на стене, в стёклах шкафов. Свет заливал целую бездну предметов, из которых самым занятным оказалась громадная сова, сидящая на стене на суку»

7. Занимался поисками способов омоложения человека:

«Эх, профессор, если бы вы открыли способ, чтобы и волосы омолаживать!»

8. «Хозяин ситуации»:

«Мы к вам, профессор, – заговорил тот из них, у кого на голове возвышалась на четверть аршина копна густейших вьющихся волос, – вот по какому делу…
– Вы, господа, напрасно ходите без калош в такую погоду, – перебил его наставительно Филипп Филиппович, – во-первых, вы простудитесь, а, во-вторых, вы наследили мне на коврах, а все ковры у меня персидские»

9. Держится старых порядков, не принимает новые. Представитель старого мира (мира до Революции), дореволюционной интеллигенции:


«В спальне принимать пищу, – заговорил он слегка придушенным голосом, – в смотровой читать, в приёмной одеваться, оперировать в комнате прислуги, а в столовой осматривать. Очень возможно, что Айседора Дункан так и делает. Может быть, она в кабинете обедает, а кроликов режет в ванной. Может быть. Но я не Айседора Дункан. – вдруг рявкнул он и багровость его стала жёлтой. – Я буду обедать в столовой, а оперировать в операционной! Передайте это общему собранию и покорнейше вас прошу вернуться к вашим делам, а мне предоставить возможность принять пищу там, где её принимают все нормальные люди, то есть в столовой, а не в передней и не в детской»

10. Обладает связями и сильными покровителями:

«Что же делать… Мне самому очень неприятно… Как? О, нет, Пётр Александрович! О нет. Больше я так не согласен. Терпение моё лопнуло. Это уже второй случай с августа месяца. Как? Гм… Как угодно. Хотя бы. Но только одно условие: кем угодно, когда угодно, что угодно, но чтобы это была такая бумажка, при наличии которой ни Швондер, ни кто-либо другой не мог бы даже подойти к двери моей квартиры. Окончательная бумажка. Фактическая. Настоящая! Броня. Чтобы моё имя даже не упоминалось. Кончено. Я для них умер. Да, да. Пожалуйста. Кем? Ага… Ну, это другое дело. Ага… Хорошо. Сейчас передаю трубку. Будьте любезны, – змеиным голосом обратился Филипп Филиппович к Швондеру, – сейчас с вами будут говорить.
– Позвольте, профессор, – сказал Швондер, то вспыхивая, то угасая, вы извратили наши слова.
– Попрошу вас не употреблять таких выражений.
Швондер растерянно взял трубку и молвил:
– Я слушаю. Да… Председатель домкома… Мы же действовали по правилам… Так у профессора и так совершенно исключительное положение…
Мы знаем об его работах… Целых пять комнат хотели оставить ему… Ну, хорошо… Раз так… Хорошо…
Совершенно красный, он повесил трубку и повернулся»

11. Влиятельный человек сам по себе:

« Знаете ли, профессор, – заговорила девушка, тяжело вздохнув, – если бы вы не были европейским светилом, и за вас не заступались бы самым возмутительным образом (блондин дёрнул её за край куртки, но она отмахнулась) лица, которых, я уверена, мы ещё разъясним, вас следовало бы арестовать»

12. Не любит новую власть:

«Да, я не люблю пролетариата, – печально согласился Филипп Филиппович и нажал кнопку»

13. Вежлив (сохраняет определенные манеры):

«Зина, – крикнул Филипп Филиппович, – подавай обед. Вы позволите, господа?»

14. Критикует оставшееся в СССР дворянство:

«Ещё бы… Заметьте, Иван Арнольдович, холодными закусками и супом закусывают только недорезанные большевиками помещики. Мало-мальски уважающий себя человек оперирует закусками горячими»

15. Считает большевизм вредным для человека:

«Если вы заботитесь о своём пищеварении, мой добрый совет – не говорите за обедом о большевизме и о медицине. И – Боже вас сохрани – не читайте до обеда советских газет»

16. Считает, что оценивает ситуацию в стране объективно:

«Я – человек фактов, человек наблюдения. Я – враг необоснованных гипотез. И это очень хорошо известно не только в России, но и в Европе. Если я что-нибудь говорю, значит, в основе лежит некий факт, из которого я делаю вывод»

17. Для него социальная революция – чушь:

«Хотя когда-нибудь, если будет свободное время, я займусь исследованием мозга и докажу, что вся эта социальная кутерьма просто-напросто больной бред»

18. Уверен, что все проблемы общества – следствие разрухи в умах отдельных людей:

«Следовательно, разруха не в клозетах, а в головах»

19. По его мнению, Россия – отсталая страна:

«Это никому не удаётся, доктор, и тем более – людям, которые, вообще отстав в развитии от европейцев лет на 200, до сих пор ещё не совсем уверенно застёгивают свои собственные штаны!»
«Успевает всюду тот, кто никуда не торопится, – назидательно объяснил хозяин»

21. Был против насилия:

«Никого драть нельзя, – волновался Филипп Филиппович, – запомни это раз навсегда. На человека и на животное можно действовать только внушением»

22. Шарик воспринимал его как божество:

«Руки божества, обнажённые по локоть, были в рыжих резиновых перчатках, и скользкие тупые пальцы копошились в извилинах.
Временами божество вооружалось маленьким сверкающим ножиком и тихонько резало жёлтые упругие мозги.
«К берегам священным Нила», – тихонько напевало божество, закусывая губы и вспоминая золотую внутренность Большого театра»

23. Истинный учёный:

« Филипп Филиппович, как истый учёный, признал свою ошибку – перемена гипофиза даёт не омоложение, а полное очеловечение (подчёркнуто три раза)»

24. Довольно строг:

«Спаньё на полатях прекращается. Понятно? Что это за нахальство! Ведь вы мешаете. Там женщины»

25. Шариков считает образ жизни Филиппа Филипповича фальшивкой и мучением:

Следующая цитата

Здравствуйте товарищи-подписчики и гости канала! Наверняка вы наслышаны о повести Михаила Афанасьевича Булгакова "Собачье сердце" и многие из вас знают эту повесть как антисоветскую, ведь один из главных персонажей - ненавидящий пролетариат профессор Преображенский - является самым привлекательным героем повести в отличие от Шарикова, который символизирует этот самый пролетариат, причем в самой гротескной форме. Но не пытались ли вы посмотреть на эту повесть шире? Ведь если очень внимательно ознакомится с первоисточником - с книгой, а не с перестроечным фильмом - то можно внезапно обнаружить, что Булгаков "проехался" в своей повести абсолютно по всем, и по левым, и по правым; да, Шариков не святой, но и Преображеский ничем не лучше. ВНИМАНИЕ: ПЕРЕД ТЕМ КАК ЧИТАТЬ ЭТОТ РАЗБОР НЕОБХОДИМО ОЗНАКОМИТЬСЯ С САМОЙ ПОВЕСТЬЮ, ХОТЯ БЫ С ЕЁ КРАТКИМ ПЕРЕСКАЗОМ, ИНАЧЕ ВЫ РИСКУЕТЕ НИЧЕГО НЕ ПОНЯТЬ! Ну а если вы уже знакомы с повестью, то тогда начнём разбор.

Для оформления статьи использовались кадры из фильма 1989-го года "Собачье сердце".

История и краткий пересказ повести.

Повесть "Собачье сердце" была написана в 1925-ом году советским писателем Михаилом Афанасьевичем Булгаковым. Вплоть до Перестройки данное произведение не издавалось официально из-за своего спорного содержания.

Булгаков. Булгаков.

Сюжет повести повествует о бродячем псе, которого подбирает профессор Филипп Филиппович Преображенский. Профессор обладает исключительным талантом в медицине, и в то же время ненавидит советскую власть в силу своих политических взглядов. Его главная идея-фикс - найти способ омоложения человека. В какой-то момент он решил провести эксперимент на псе, вживив ему человеческие гипофиз и семенные железы. В итоге пёс превратился в человека - Полиграфа Полиграфовича Шарикова - который оказался невежественным и грубым, а под конец и опасным типом. Но он стал таким из-за неумения Преображенского и его окружения работать с людьми. Если бы бывшему псу доходчиво и спокойно объясняли бы как нужно вести себя в человеческом обществе, то он не стал бы таким. Преображенский и Ко не считали Шарикова человеком и предпочитали лишь унижать его достоинство, вместо того, чтобы сделать из него примерного представителя социума. Этот момент упустили из виду многие из тех, кто читал повесть и не удивительно: его легко не заметить. В итоге наши любители "французских булок" получили социально-опасного маргинала и тогда Преображенский "превратил" Шарикова обратно в пса.

Шариков превращается в пса. Шариков превращается в пса.

Это был максимально грубый и краткий пересказ сюжета для тех, кто уже знаком с повестью. В этой статье автор вовсе не стремиться обелить Шарикова, он лишь характеризует повесть "Собачье сердце" с более взвешенной позиции, тем более что, многие "критики" сильно уж идеализируют образы Преображенского и Ко и также сильно принижают их антагонистов. Теперь перейдем к разбору характеров главных персонажей, где мы как раз и "выведем всех на чистую воду".

Шариков с Преображенским. Шариков с Преображенским.

Зина, Дарья и Фёдор.

Зина и Дарья. Фёдор. Зина и Дарья.

Эта троица настолько картонная, что много о них не напишешь. Зина - служанка Преображенского, которая безоговорочно выполняет все его приказы, Дарья - его же кухарка, грубая и неотесанная баба, а Фёдор просто работает дворником в доме, где живет профессор и является таким же антисоветчиком как и он. Всех их объединяет одно: любовь ко вкусу барского сапога. Они уважают лицемера Преображенского. И это при том, что те же служанка с кухаркой могли бы начать новую жизнь в советском обществе: стать ударницами труда или пилотами, например. Но они предпочли работать в качестве прислуги на псевдобарина в лице Преображенского, а значит, им по нраву старый дореволюционный уклад, то же самое касается и Фёдора. В реальной жизни, во время Великой Отечественной войны, большинство таких зин и дарьей с фёдорами стали нацистскими холуями, да и всякие преображенские с борменталями не гнушались сотрудничать с фашистами, ибо антисоветчики.

Разбор характеров главных персонажей.

Итоги.

Швондер.

Швондер. Швондер.

И вот наконец мы добрались до Швондера, который, неожиданно для многих, является единственным адекватным персонажем этой повести. Благодаря его стараниям, в доме, несмотря на разруху после гражданской войны, есть отопление, электричество и горячая вода, хоть и с перебоями, но стоит учитывать, что на дворе тяжелое время и в некоторых местах нет абсолютно ничего из вышеперечисленного. Однако группировка антисоветчиков под предводительством Преображенского отказывается это понимать.

Также Швондер единственный, кто пытается вывести Шарикова в люди. Он находит ему работу, которая, как ни странно, по нраву Полиграфу и как раз по его способностям (та самая, ловить котов на "польты"). Хотя с другой стороны эта работа только испортила характер Шарикова. Ещё Швондер даёт Полиграфу читать книги для развития и нет ничего удивительного в том, что он даёт ему марксистскую литературу, ведь Шариков должен влиться в новое советское общество, он должен стать его полноценным членом, образованным и идеологически подкованным человеком, пусть и сделанным из пса. Однако Преображенский отбирает у Шарикова марксистские книги и сжигает их. А они казённые, из библиотеки. И таким образом получается, что профессор откровенно подставляет Полиграфа. Или по мнению Преображенского ему нужно было давать читать книги фашиста Ильина, например? Но в таком случае из Шарикова получился бы типичный зигамёт из 21-го века, который вместо "отнять и поделить" будет говорить "отнять и приватизировать". Ну и паспорт Полиграфу оформляет тоже Швондер. Как истинному гражданину. А Преображенский как истинный правак и эксплуататор считает Шарикова своей игрушкой и, следовательно, выступает против всего этого. Из-за этого Полиграф, несмотря на усилия Швондера, стараниями Преображенского и Ко так и не стал частью общества.

Читайте также: