Фаталист герой нашего времени анализ с цитатами

Обновлено: 22.12.2024

(440 слов) «Герой нашего времени» – психологический роман, который посвящен раскрытию личности главного персонажа, Григория Печорина. Глава «Фаталист» оканчивает «Журнал Печорина» и весь роман, здесь завершается характеристика внутреннего мира героя. Глава «Фаталист» – краткое произведение, наполненное философским смыслом.

Глава открывается описанием случая на офицерской пирушке, где военные играют в карты, разговаривают и пьют вино. Поручик Вулич рассуждает о предопределении, он готов доказать, что жизнью каждого управляет судьба, поэтому он не может умереть случайно, из неосторожности. Доказать это герой хотел на своем примере: Вулич поспорил с Печориным о предопределении, взял пистолет и навел на себя. В последнюю секунду он выстрелил в подброшенную карту, но вышла осечка. Сначала окружающие подумали, что случайно выбранный пистолет оказался незаряженный, однако следующий выстрел в фуражку доказал обратное.

Фатализм был присущ Вуличу как страстному игроку, причем о карточной игре он думал даже в минуту бесконечных перестрелок с чеченцами. В остальном же это был хладнокровный и достаточно циничный человек, совсем как Печорин. Вулич является своеобразным двойником главного героя. При этом в выражении лица поручика Печорин перед выстрелом прочитал печать смерти. Спор показал, что предопределение существует, доказательства этому последовали и далее.

Глава «Фаталист» раскрывает Печорина как человека, который уже устал от жизни, поэтому легко и решительно идет на смерть. Герой сталкивается с непонятным для него явлением, но не теряется, а также смело отправляется вперед, независимо от того, есть ли судьба или это все случайная ошибка. Эта часть романа завершает образ Печорина, читатель уже понимает его внутренний мир, мотивы его поступков. В его характере много положительных качеств, которые могут принести пользу обществу, однако совершенно нет способа их куда-то приложить, поэтому фигура героя трагична. В Печорине отражается портрет всего поколения, в том числе, образ автора. Молодые, перспективные люди наблюдали противоречия общественной жизни, у них было достаточно ума, чтобы их осознать, но недостаточно возможностей, чтобы преодолеть. Так образовался целый пласт скучающих, несчастных людей, которые не понимали, зачем они живут.

Следующая цитата

«Фаталист» – последняя глава романа «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова, которая воспринимается как самостоятельное произведение. Его сюжет поражает необычными событиями и подталкивает читателя к размышлениям о человеческой судьбе. В этой части произведения Печорин думает о себе и своих поступках, целях и итогах жизни, понимает, что он стал лишним в современном ему обществе. В школе с этим романом знакомятся в 9 классе. Облегчить подготовку к уроку можно, воспользовавшись анализом произведения, данным в публикации.

Опыт работы учителем русского языка и литературы - 36 лет.

Краткий анализ

Год написания – 1838.

История создания – Исследователи полагают, что произведение было написано под впечатлением от реального события. Существует несколько версий происхождения сюжета. Большинство биографов и литературоведов считают, что писатель был очевидцем или участником происшествия с пистолетом.

Тема – В произведении можно выделить широкую и узкую тему: широкая – жизнь и смерть, узкая – роль предопределения в жизни человека.

Композиция – Композиция произведения простая: последовательность сюжетных элементов в ней не нарушена, но отсутствует экспозиция, так как с главным героем мы уже знакомы. Важную роль для развития основных мотивов играют диалоги.

Жанр – Новелла.

Направление – Реализм.

История создания

Последняя часть романа М.Ю. Лермонтова была написана в 1838 году. Мнения исследователей об источнике сюжета расходятся. Наиболее распространённая версия следующая: М.Ю. Лермонтов вместе с его приятелем А.А. Столыпиным был участником происшествия с пистолетом. Биограф поэта П.А. Висковатов утверждал, что основой для эпизода, воспроизводящего «приключения» Печорина в доме пьяного казака, стал случай из жизни дяди писателя.

Некоторые учёные считают, что сюжет новеллы был заимствован из мемуаров Байрона. Британский писатель вспоминал, как его школьный друг решил испытать судьбу, подставив к виску пистолет.

Посмотрите, что еще у нас есть:

для самых рациональных -

для самых нетерпеливых -

Анализ главы «Фаталист» стоит начать с разбора мотивов и идейного звучания.

Истоки раздумий человека о предопределённости судьбы (рока) находим ещё в античной литературе. Позже эту тему развивали многие писатели, интерпретируя согласно духу своей эпохи. В новелле Лермонтова тема рока в человеческой жизни развивается в контексте вечного вопроса жизни и смерти. Эту проблему можно заметить и в других главах романа, однако именно в последней она стала главной.

Система образов новеллы «Фаталист» неразветвлённая: Печорин, поручик-серб Вулич, пьяный казак. Второстепенную роль играют образы трёх офицеров и Максима Максимыча. В центре сюжета – пари между Печориным и Вуличем. Оба героя служили тогда в казачьей станице. У офицеров сложилась традиция играть по вечерам в карты.

Один из таких вечеров стал последним для Вулича. Странный человек – именно таким его считали окружающие – захотел проверить, может ли он властвовать над своей судьбой. Поспорить с ним решился только Печорин, считавший, что человек сам управляет своей жизнью. Поручик взял пистолет, приставил ко лбу. Его товарищи замерли и с облегчением вздохнули, только когда случилась осечка. Вулич считал, что смерть человека предопределена.

Печорин заметил на лице поручика печать смерти и открыто сказал об этом. В этом вся суть Печорина, он прямолинеен и жесток, его правда всегда страшна своей неприкрытостью. Ночью поручика убил пьяный казак. Трагедия стала ещё одним доказательством существования рока. После этого Печорин решил испытать свою судьбу. Он забрался к казаку-убийце в дом и смог захватить его. Казалось бы, вот и третье доказательство. Но даже после этого герой не захотел верить, что не он хозяин собственной жизни.

Прочитав произведение, нетрудно догадаться, что смысл названия главы связан с показанными в ней событиями. Фаталистом является не только Вулич. Можно предположить, что так, не без иронии, автор называет Печорина.

Основная мысль произведения: каждый человек сам вправе решать, верить ему в фатум или нет, но всё же с судьбой лучше не играть.

Композиция

Формальная и смысловая организация произведения простая: последовательность сюжетных элементов в нём не нарушена, но отсутствует экспозиция, так как с главным героем мы уже знакомы. Главу «Фаталист» условно можно разделить на три части: спор Печорина и Вулича, размышления Печорина о фатуме, смерть Вулича и эпизод захвата казака.

Жанр произведения – новелла, доказательством чего являются такие особенности: небольшой объём, два главных героя, необычное событие, на котором сконцентрировано внимание, трагический финал, сюжет всё время держит читателя в напряжении. Произведение М.Ю. Лермонтова «Фаталист», как и весь роман “Герой нашего времени”, следует отнести к реалистическому направлению, так как повествование основано на реальных событиях и дано правдивое изображение действительности.

Следующая цитата

Повесть «Фаталист» Лермонтова является заключительной главой романа «Герой нашего времени», которая воспринимается как самостоятельное произведение. Впервые эта новелла была опубликована в журнале «Отечественные записки» в 1839 году. Тема неизбежности судьбы, предопределения, всегда волновавшая Лермонтова, нашла свое отражение в «Фаталисте».

Для лучшей подготовки к уроку по литературе в 9 классе рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Фаталист». Краткий пересказ будет полезен для анализа произведения по плану, а также для читательского дневника.

Главные герои

  • Григорий Печорин – молодой человек, русский офицер, прекрасно образованный, сдержанный, прямолинейный, бескомпромиссный.

Другие персонажи

  • Вулич – офицер, серб, страстный игрок, решивший проверить судьбу.
  • Пьяный казак – лихой воин, который, напившись, совершил убийство Вулича.
А ещё у нас есть:

для самых нетерпеливых -

для самых любопытных -

Краткое содержание

Как-то раз Григорию Печорину довелось прожить две недели в казачьей станице, где стоял батальон пехоты. Чтобы как-то скоротать время, « офицеры собирались друг у друга поочередно, по вечерам играли в карты ». Однажды между офицерами зашел разговор об одном мусульманском поверье, согласно которому все события, что происходят с человеком, уже давно предначертаны на небесах. Между офицерами разгорелся спор: кто-то безоговорочно верил в фатализм, а кому-то нужны были веские доказательства.

В этот момент один из офицеров, поручик Вулич, подошел к столу. Колоритная наружность серба выдавала в нем человека « особенного, не способного делиться мыслями и страстями с теми, которых судьба дала ему в товарищи ». Вулич был храбрым, замкнутым, необщительным человеком, за которым не числилась ни одна слабость: « никому не поверял своих душевных и семейных тайн; вина почти вовсе не пил, за молодыми казачками, — которых прелесть трудно достигнуть, не видав их, он никогда не волочился ». У Вулича была лишь одна страсть – азартные игры. Он часто проигрывал, но это лишь разжигало его упрямство.

Вулич предложил офицерам не теряться в догадках, а поставить эксперимент, чтобы узнать, « может ли человек своевольно располагать своею жизнью ». Никто не соглашался заключить с ним опасное пари, и только Печорин заинтересовался необычным предложением испытать судьбу. Григорий настаивал на том, « что нет предопределения », Вулич утверждал обратное. В качестве доказательства он « наудачу снял с гвоздя один из разнокалиберных пистолетов », поднес его к виску, нажал на курок, но вышла осечка. Присутствующие облегченно вздохнули, решив, что оружие было не заряжено. Вулич тут же прицелился в висевшую фуражку: « выстрел раздался — дым наполнил комнату ».

В помещении повисла тишина, никто не мог вымолвить и слова. Затем офицеры принялись бурно обсуждать то, что произошло. Вулич был доволен: впервые в жизни ему повезло в игре. Однако Печорин, глядя на него, не мог избавиться от навязчивой мысли, что в скором времени серб непременно должен умереть.

Вскоре все разошлись по домам. Возвращаясь домой « пустыми переулками станицы », Печорин размышлял о своей судьбе, своем предопределении: недавнее пари произвело на него « довольно глубокое впечатление ». Неожиданно он наткнулся на « что-то толстое и мягкое, но, по-видимому, неживое ». В этот момент месяц показался из-за туч, осветив разрубленную пополам свиную тушу. Тут же подбежали два казака и попросили остерегаться их товарища, который пьяном угаре был способен на любые безумства: это именно он разрубил шашкой свинью.

Печорин благополучно добрался до дома, но так и не смог заснуть. На рассвете за ним зашли офицеры – « они были бледны как смерть ». Взволнованные офицеры сообщили о смерти Вулича: на свою беду он встретил того самого пьяного казака, который « разрубил его от плеча почти до сердца ». В станице поднялась страшная суматоха. Убийца заперся в пустой хате, и никого к себе не подпускал. « Между тем надо было на что-нибудь решиться и схватить преступника », но никто не отваживался сделать первый шаг. Старый есаул попытался было выманить казака из хаты, но безуспешно.

Печорин по примеру Вулича « вздумал испытать судьбу ». Он поставил казаков у входа, велел есаулу отвлечь казака разговором, а сам бросился к окну. Над самым ухом Печорина раздался выстрел, « пуля сорвала эполет », однако ему удалось схватить убийцу, и при помощи других казаков связать его. Офицеры принялись поздравлять сослуживца с блестящей операцией.

После всего пережитого Печорин стал убежденным фаталистом. Он по-прежнему продолжал во многом сомневаться, но эти сомнения никак не отражались на решительности его характера. Печорин был твердо уверен лишь в одном: « хуже смерти ничего не случится — а смерти не минуешь !».

Заключение

В своем произведении Лермонтов попытался найти ответ на вопрос о предопределении человека, влиянии фатума в его жизни. На примере главных героев он продемонстрировал, насколько беспомощными являются люди перед лицом своей судьбы.

После ознакомления с кратким пересказом «Фаталист» рекомендуем прочесть произведение в полной версии.

Следующая цитата

О чем эпизод?

Печорин в своем дневнике повествует о том, как ему пришлось две недели прожить в казачьей станице. Обычным развлечением в таких местах была вечерняя игра в карты, но вскоре и она наскучила офицерам. Тогда заговорили о судьбе и том, способен ли человек на самом деле ею управлять. Мнения разошлись.

Вдруг один из офицеров — поручик Вулич, известный своей азартностью — предложил каким-либо образом проверить, существует ли предопределение? Печорин, настроенный крайне скептически, предложил пари. Вулич его принял, после чего выстрелил себе в голову свежим порохом из случайно выбранного пистолета. Оружие дало осечку. Вторым выстрелом офицер сбил фуражку над окном.

Той же ночью Вулича насмерть зарезал пьяница, а Печорин, отчего-то еще во время спора почувствовавший, что тому суждено сегодня было умереть, начал сомневаться в своих убеждениях.

Темы и проблемы

Тематика и проблематика главы могут быть описаны более подробно, если читателю это нужно. Многомудрый Литрекон с радостью дополнит разбор главы «Фаталист», если Вы напишите в комментариях, чего не хватает.

Образы главных героев

Помимо основного персонажа всего романа — офицера Григория Печорина (вот его подробная характеристика), ироничного и скучающего молодого человека, чьи взгляды подвергаются внезапному испытанию — в главе присутствуют два других, не менее ярких образа.

Смысл

Этим эпизодом Лермонтов показывает непредсказуемость существования, описывает загадочную историю, чтобы проверить миропонимание персонажа на прочность. Печорин рискует сначала чужой — во время пари, а затем и своей жизнью, бросившись задержать убийцу, желая убедиться в реальности судьбы. И невольно понимает, что в мире есть место необъяснимому. Такова главная мысль главы «Фаталист».

Из этой истории можно сделать вывод, что судьба есть, и именно она рассудила, кому и когда умереть. Однако автор не дает свою оценку произошедшему: возможно, мнительному герою почудилось, что на лице Вулича есть печать смерти, а его гибель была случайностью, от которой никто не застрахован.

Значение фрагмента в романе

Читайте также: