Ф м достоевский двойник цитаты

Обновлено: 22.12.2024

Нет, сударыня, и опять-таки дела так не делаются, и первое дело то, что воркования не будет, не извольте надеяться. Нынче муж, сударыня вы моя, господин, и добрая, благовоспитанная жена должна во всем угождать ему. А нежностей, сударыня, нынче не любят, в наш промышленный век; дескать, прошли времена Жан-Жака Руссо. Муж, например, нынче приходит голодный из должности, – дескать, душенька, нет ли чего закусить, водочки выпить, селедочки съесть? так у вас, сударыня, должны быть сейчас наготове и водочка, и селедочка. Муж закусит себе с аппетитом, да на вас и не взглянет, а скажет: поди-тка, дескать, на кухню, котеночек, да присмотри за обедом, да разве-разве в неделю разок поцелует, да и то равнодушно…

Потом пришло ему на память, что иезуиты поставили даже правилом своим считать все средства годящимися, лишь бы цель могла быть достигнута. Обнадежив себя немного подобным историческим пунктом, господин Голядкин сказал сам себе, что, дескать, что иезуиты? Иезуиты все до одного были величайшие дураки, что он сам их всех заткнет за пояс, что вот только бы хоть на минуту опустела буфетная

он опустил глаза в землю да так и стоял себе, дав себе, впрочем, мимоходом, честное слово каким-нибудь образом застрелиться в эту же ночь.

Во всяком случае вспомни, мой друг, что невинность сильна уже своею невинностью.

И, главное, все это делалось мигом: быстрота хода подозрительного и бесполезного господина Голядкина была удивительная! Чуть успеет, например, полизаться с одним, заслужить благорасположение его, – и глазком не мигнешь, как уж он у другого. Полижется-полижется с другим втихомолочку, сорвет улыбочку благоволения, лягнет своей коротенькой, кругленькой, довольно, впрочем, дубоватенькой ножкой, и вот уж и с третьим, и куртизанит уж третьего, с ним тоже лижется по-приятельски; рта раскрыть не успеваешь, в изумление не успеешь прийти, а уж он у четвертого, и с четвертым уже на тех же кондициях, – ужас: колдовство, да и только!

Глава I Было без малого восемь часов утра, когда титулярный советник Яков Петрович Голядкин очнулся после долгого сна, зевнул, потянулся и открыл, наконец, совершенно глаза свои. Минуты с две, впрочем, лежал он неподвижно на своей постели, как человек, не вполне еще уверенный, проснулся ли он, или все еще спит, наяву ли и в действительности ли все, что около него теперь совершается, или – продолжение его беспорядочных сонных грез. Вскоре, однако ж, чувства господина Голядкина стали яснее и отчетливее принимать свои привычные, обыденные впечатления. Знакомо глянули на него зелено-грязноватые, закоптелые, пыльные стены его маленькой комнатки, его комод красного дерева, стулья под красное дерево, стол, окрашенный красною краскою, клеенчатый турецкий диван красноватого цвета, с зелененькими цветочками и, наконец, вчера впопыхах снятое платье и брошенное комком на диване. Наконец серый осенний день, мутный и грязный, так сердито и с такой кислой гримасою заглянул к нему сквозь тусклое окно в комнату, что господин Голядкин никаким уже образом не мог более сомневаться, что он находится не в тридесятом царстве каком-нибудь, а в городе Петербурге, в столице, в Шестилавочной улице, в четвертом этаже одного весьма большого, капитального дома, в собственной квартире своей. Сделав такое важное открытие, господин Голядкин судорожно закрыл глаза, как бы сожалея о недавнем сне и желая его воротить на минутку. Но через минуту он одним скачком выпрыгнул из постели, вероятно попав, наконец, в ту идею, около которой вертелись до сих пор рассеянные, не приведенные в надлежащий порядок мысли его. Выпрыгнув из постели, он тотчас же подбежал к небольшому кругленькому зеркальцу, стоящему на комоде. Хотя отразившаяся в зеркале заспанная, подслеповатая и довольно оплешивевшая фигура была именно такого незначительного свойства, что с первого взгляда не останавливала на себе решительно ничьего исключительного внимания, но, повидимому, обладатель ее остался совершенно доволен всем тем, что увидел в зеркале. «Вот бы штука была, – сказал господин Голядкин вполголоса, – вот бы штука была, если б я сегодня манкировал в чем-нибудь, если б вышло, например, что-нибудь не так, – прыщик там какой-нибудь вскочил посторонний или произошла бы другая какая-нибудь неприятность; впрочем, покамест недурно; покамест все идет хорошо». Очень обрадовавшись тому, что все идет хорошо, господин Голядкин поставил зеркало на прежнее место, а сам, несмотря на то что был босиком и сохранял на себе тот костюм, в котором имел обыкновение отходить ко сну, подбежал к окошку и с большим участием начал что-то отыскивать глазами на дворе дома, на который выходили окна квартиры его.

Сердце затрепетало от избытка чувств в груди героя нашего. Впрочем, он задыхался, он чувствовал, что его так теснит, теснит; что все эти глаза, на него обращенные, как-то гнетут и давят его…

Следующая цитата

Говорят еще, господа, что птица сама летит на охотника. Правда, и готов согласиться: но кто здесь охотник, кто птица? Это еще вопрос, господа!

иезуиты поставили даже правилом своим считать все средства годящимися, лишь бы цель могла быть достигнута.

Тоска подходила такая, как будто кто сердце выедал из груди…

Если ты меня забудешь, Не забуду я тебя; В жизни может все случиться, Не забудь и ты меня!

Ночь была ужасная, – ноябрьская, мокрая, туманная, дождливая, снежливая, чреватая флюсами, насморками, лихорадками, жабами, горячками всех возможных родов и сортов, одним словом всеми дарами петербургского ноября.

Беспокойство и неведение о чем-нибудь, близко его задевающем, всегда его мучило более, нежели самое задевающее.

Полуслов не люблю; мизерных двуличностей не жалую; клеветою и сплетней гнушаюсь. Маску надеваю лишь в маскарад, а не хожу с нею перед людьми каждодневно.

Положение его в это мгновение походило на положение человека, стоящего над страшной стремниной, когда земля под ним обрывается, уж покачнулась, уж двинулась, в последний раз колышется, падает, увлекает его в бездну, а между тем у несчастного нет ни силы, ни твердости духа отскочить назад, отвесть свои глаза от зияющей пропасти; бездна тянет его, и он прыгает, наконец, в нее сам, сам ускоряя минуту своей же погибели.

наяву ли и в действительности ли все, что около него теперь совершается, или – продолжение его беспорядочных сонных грез.

быстро вскочил с дивана, трубку отбросил, живо умылся, обрился, пригладился, натянул на себя вицмундир и все прочее, захватил кое-какие бумаги и полетел в департамент.

Следующая цитата

Повесть "Двойник" и рассказ "Господин Прохарчин" написаны Достоевским, по определению И. Анненского, "до катастрофы", т. е. до ареста по делу "петрашевцев" и гражданской казни на Семеновском плацу в Петербурге (1849).
. Показать полностью В повести "Двойник" (1846) Достоевским дан глубокий психологический анализ расколотого сознания, анализ, предвещающий грядущие великие романы писателя. Повесть "Двойник" во многом связана с художественным миром и поэтикой гоголевских петербургских повестей. Можно сказать, что фантастический и непостижимый Петербург романов Достоевского берет начало в этой повести. Не случайно ведь повесть имеет подзаголовок "Петербургская поэма".
"Господин Прохарчин" (1846) — это история человека, который "умер от страха" (И. Анненский). Основной мотив рассказа — "непосильная для наивной души борьба со страхом жизни" (И. Анненский).
Можно сказать, что уже в этих ранних произведениях страдания человека доведены Достоевским до прямо-таки фантастического разнообразия.
В качестве приложения в книге даны два эссе И. Анненского, объединенные общим названием "Достоевский до катастрофы".

До сих пор, господа, вы меня не знали. Объясняться теперь и здесь будет не совсем-то кстати. Скажу вам только кое-что мимоходом и вскользь. Есть люди, господа, которые не любят окольных путей и маскируются только для маскарада. Есть люди, которые не видят прямого человеческого назначения в ловком уменье лощить паркет сапогами. Есть и такие люди, господа, которые не будут говорить, что счастливы и живут вполне, когда, например, на них хорошо сидят панталоны. Есть, наконец, люди, которые не любят скакать и вертеться попустому, заигрывать и подлизываться, а главное, господа, совать туда свой нос, где его вовсе не спрашивают.

Следующая цитата

Двойник. Повести

На страницах книги оживут петербургские улицы ХIХ века, вы познакомитесь с нравами обитателей Петербурга. И совсем в духе Н. В. Гоголя узнаете о жизни чиновничьего Петербурга и приключениях господина Голядкина. Увидите масштабную картину идеального человечества и падения нравов среди людей.

Двойник

«Двойник» русского писателя-классика Федора Михайловича Достоевского (1821—1881) вышел в свет в начале 1846 года, вскоре после романа «Бедные люди», с восторгом встреченного публикой, однако повторить прежний успех не получилось. Автор жаловался, что все называют «Двойника» скучным и трудным для чтения, однако «все до одного читают напропалую и перечитывают напропалую». Впоследствии Достоевский признавал, что «Двойник» «не удался». Но  . Показать полностью ;именно в этом произведении впервые проявляется одна из главных творческих особенностей автора — идея психологических «двойников» главного героя, которые хуже и ниже своего оригинала. Намеченная именно в «Двойнике» тема душевного «подполья» получила углубленную разработку и иную интерпретацию в «Записках из подполья» и романах 1860—1870-х годов.
«Записки из подполья», увидевшие свет в середине 1860-х годов, также включены в настоящее издание.

Двойник

Фёдор Михайлович Достоевский (1821-1881) — великий русский писатель, один из лучших романистов-классиков, мыслитель, философ и публицист, творчество которого оказало воздействие на мировую литературу.
. Показать полностью В книге представлены два наиболее известных ранних произведения Достоевского.
"Двойник" — "поэма" (согласно определению жанра самим автором), в которой заурядный чиновник обнаруживает пакостного двойника, пытающегося присвоить себе жизнь главного героя.
"Хозяйка" — загадочная романтичная повесть о знакомстве главного героя с таинственном колдуном, под влиянием которого находится красавица Катерина — предтеча будущих инфернальных женских образов Достоевского.

Двойник. Господин Прохарчин

Повесть "Двойник" и рассказ "Господин Прохарчин" написаны Достоевским, по определению И. Анненского, "до катастрофы", т. е. до ареста по делу "петрашевцев" и гражданской казни на Семеновском плацу в Петербурге (1849).
. Показать полностью В повести "Двойник" (1846) Достоевским дан глубокий психологический анализ расколотого сознания, анализ, предвещающий грядущие великие романы писателя. Повесть "Двойник" во многом связана с художественным миром и поэтикой гоголевских петербургских повестей. Можно сказать, что фантастический и непостижимый Петербург романов Достоевского берет начало в этой повести. Не случайно ведь повесть имеет подзаголовок "Петербургская поэма".
"Господин Прохарчин" (1846) — это история человека, который "умер от страха" (И. Анненский). Основной мотив рассказа — "непосильная для наивной души борьба со страхом жизни" (И. Анненский).
Можно сказать, что уже в этих ранних произведениях страдания человека доведены Достоевским до прямо-таки фантастического разнообразия.
В качестве приложения в книге даны два эссе И. Анненского, объединенные общим названием "Достоевский до катастрофы".

Двойник

В книге "Двойник" Федор Михайлович Достоевский предстанет перед читателем как писатель с неподражаемым чувством юмора. Автор проявляет необычайное умение в описании комических эпизодов из жизни и заставляет читателя весело смеяться над недостатками своих героев и комичностью ситуаций. Перед читателем оживут петербургские улицы XIX века, он познакомится с нравами обитателей Петербурга. Достоевский показал масштабную картину идеального . Показать полностью человечества и падения нравов среди людей. В этой повести писатель обнаружил редкий талант проникать в самую глубину человеческой души, что позволило Бердяеву, великому русскому философу, назвать писателя "единственным, небывалым в мире творческим явлением".

Двойник. Повести и рассказы

В книге наиболее полно представлены повести и рассказы Ф. М. Достоевского, в том числе написанные с неподдельным чувством юмора. Автор проявляет необычайное умение в описании комических эпизодов из жизни и заставляет читателя весело смеяться над недостатками своих героев и комичностью ситуаций. В рассказах талант автора засверкал новыми гранями: мастер короткого рассказа, фантастических сюжетов. Перед вами оживут петербургские улицы ХIХ века, . Показать полностью вы познакомитесь с нравами обитателей Петербурга. И совсем в духе Н. В. Гоголя узнаете о жизни чиновничьего Петербурга и приключениях господина Голядкина. Увидите масштабную картину идеального человечества и падения нравов среди людей. Неизменным при этом остается тонкий глубокий психологизм автора, ставший неотъемлемой чертой всех сочинений Достоевского.

Двойник

Фёдор Михайлович Достоевский (1821-1881) — великий русский писатель, один из лучших романистов-классиков, мыслитель, философ и публицист, творчество которого оказало воздействие на мировую литературу.
. Показать полностью В книге представлены два наиболее известных ранних произведения Достоевского.
«Двойник» — «поэма» (согласно определению жанра самим автором), в которой заурядный чиновник обнаруживает пакостного двойника, пытающегося присвоить себе жизнь главного героя.
«Хозяйка» — загадочная романтичная повесть о знакомстве главного героя с таинственном колдуном, под влиянием которого находится красавица Катерина — предтеча будущих инфернальных женских образов Достоевского.

Читайте также: