Евгений водолазкин оправдание острова цитаты

Обновлено: 06.11.2024

Евгений Водолазкин – автор романов «Лавр», «Авиатор», «Соловьёв и Ларионов», «Брисбен», сборников короткой прозы «Идти бестрепетно» и «Инструмент языка», лауреат премий «Большая книга», «Ясная Поляна» и «Книга года». Его книги переведены на многие языки. Действие нового романа разворачивается на Острове, которого нет на карте, но существование его не вызывает сомнений. Его не найти в учебниках по истории, а события – узнаваемы до боли. Средневековье переплетается с современностью, всеобщее – с.

Следующая цитата

Справедливо, правда, и то, что знание истории никого еще не уберегло от ошибок.

Справедливо, правда, и то, что знание истории никого еще не уберегло от ошибок.

лишь сосредоточенный на вечности способен отразить время, а земное лучше всего понимает тот, кто думает о небесном. Да и время тогда было другим – вязким, тягучим. Не таким,

лишь сосредоточенный на вечности способен отразить время, а земное лучше всего понимает тот, кто думает о небесном. Да и время тогда было другим – вязким, тягучим. Не таким,

всё прекрасное так или иначе истинно.

+6 vk_384550328

всё прекрасное так или иначе истинно.

Прежде у нас не было истории. Память хранила отдельные события, но только те, которые имели свойство повторяться. Оттого существование наше как бы шло по кругу. Мы знали, что за ночью следует день, а за зимой весна. Эти круги дают светила, плавающие по небесной тверди, и предел их странствия год. Год был и естественным пределом нашей памяти.

+4 vk_384550328

Прежде у нас не было истории. Память хранила отдельные события, но только те, которые имели свойство повторяться. Оттого существование наше как бы шло по кругу. Мы знали, что за ночью следует день, а за зимой весна. Эти круги дают светила, плавающие по небесной тверди, и предел их странствия год. Год был и естественным пределом нашей памяти.

Я не собираюсь ни с кем спорить, ибо в споре рождается не истина, но гнев и томление духа.

+3 autoreg1088541963

Я не собираюсь ни с кем спорить, ибо в споре рождается не истина, но гнев и томление духа.

Слова же, произносимые ими, висели в воздухе до ближайшего ветра и уносились прочь.

+3 lapickayat

Слова же, произносимые ими, висели в воздухе до ближайшего ветра и уносились прочь.

Наблюдая за нынешним развитием истории, думаю: отчего так жесток интернет? Оттого ли, что пишущие там никому не ведомы? Оттого ли, что пишут те, кто не рожден для публичных высказываний? Прежде ведь всенародно высказываться могли лишь немногие, чье слово было взвешенным, а ответственность осознанной. Я и того не понимаю, отчего жертвой их стали светлейшие князья, от которых Остров не видел ничего, кроме любви и добра? Выражу мысль, которой и сам пугаюсь: может быть, так проявлялась народная любовь к ним?

+2 voronina_nl

Наблюдая за нынешним развитием истории, думаю: отчего так жесток интернет? Оттого ли, что пишущие там никому не ведомы? Оттого ли, что пишут те, кто не рожден для публичных высказываний? Прежде ведь всенародно высказываться могли лишь немногие, чье слово было взвешенным, а ответственность осознанной. Я и того не понимаю, отчего жертвой их стали светлейшие князья, от которых Остров не видел ничего, кроме любви и добра? Выражу мысль, которой и сам пугаюсь: может быть, так проявлялась народная любовь к ним?

усомнился я в том, что технический прогресс способствует прогрессу человеков. Второе существует независимо от первого, а, положа руку на сердце, скорее, что и не существует. Паровоз делает путь удобнее, но сами путники не становятся лучше.

+2 autoreg1088541963

усомнился я в том, что технический прогресс способствует прогрессу человеков. Второе существует независимо от первого, а, положа руку на сердце, скорее, что и не существует. Паровоз делает путь удобнее, но сами путники не становятся лучше.

время у каждого свое, и оттого-то так трудно людям находить общий язык.

+1 autoreg1088541963

время у каждого свое, и оттого-то так трудно людям находить общий язык.

Настоящее проигрывает будущему, как реальность – фантазии. И тут бессмысленны уговоры: будущее обладает безграничными ресурсами. Это потом его можно сравнить с настоящим, только смысла в этом уже нет. Поздно.

+1 autoreg1088541963

Настоящее проигрывает будущему, как реальность – фантазии. И тут бессмысленны уговоры: будущее обладает безграничными ресурсами. Это потом его можно сравнить с настоящим, только смысла в этом уже нет. Поздно.

Следующая цитата

Евгений Водолазкин крайне религиозный, верующий человек, поэтому роман, проговаривающий библию, был вопросом времени. В самом начале я удивилась, неужели это еще один Каин - Жозе Сарамаго , хотя такое невозможно, Каин во много сатира на происходящее, он ругает поведение «героев библии», что Евгению Германовичу уж точно не свойственно, он скорее будет библию защищать (как, к примеру, в Брисбене ). Но вскоре все прояснилось.

Все книги Водолазкина выглядят совершенно разными по сюжетам, эпохам, жанрам. Но, на самом деле, абсолютно все они об одном и том же – о времени. Наверное, странно в этом моменте вспомнить фильм «Прибытие» или же оригинал - Тед Чан - История твоей жизни (хотя ситуация с ножом вполне в духе этой истории), но они достаточно доходчиво передают ощущение четвертого измерения – плоскость времени. Именно плоскость, когда нахождение в любой точке, это нахождение во всех точках одномоментно. И, дело даже не в том, что «нет ничего нового под солнцем», а в том, что с возрастом, с жизненным опытом, с огромным читательским опытом, который есть суть концентрированного вида бесконечного числа человеческих жизней, вполне вероятно к 56 годам увидеть эту плоскость, ее закономерности, ее волны.

«Некоторые вещи прекращают свое существование не потому, что они плохи: просто их время вышло. И начинают свое существование не потому, что хороши: их время, наоборот, пришло. Время собирать камни, и время разбрасывать их. Может быть, ответ - время? Время и ритм.»

В своих предыдущих книга чувство времени автор пытался изобразить исходя из срока человеческой жизни, но

«Чему учит долголетие?
Поверх его ладони Ксения кладет свою. Три уровня взаимной симпатии.
– Учит тому, что всё повторяется – в том или ином виде. – Она задумывается на минуту. – Учит ждать бед – их так много… В юности этого не понимаешь. А в какой-то момент становится страшно жить.
– И чем дальше, – замечаю, – тем страшнее. Старческое слабоумие – не защита ли это? Не милость ли?»

Для изображения нового пространства понадобилась протяженность. Поэтому сюжет истории начинается от сотворения мира и приходит к нашим дням. Но, поколения забывчивы, сменяясь они не перенимают опыт своих предков, а вновь и вновь повторяют его. Для того, чтобы бы это «увидеть» в сюжет вплетаются двое бессмертных, что живут уже несколько сотен лет и их глазами мы наконец начинаем разглядывать новое для нас пространство.

Помимо времени, есть еще один важный момент - человек всегда поступает исходя из обстоятельств. Все мы отражение нашего окружения. Мы не придумываем ничего с нуля, мы потребляем информацию извне и выдаем ее обратно, соотнеся с уже имеющейся информацией. Поэтому мы все такие одинаковые и такие разные, и нет в этом противоречия.

«Я не собираюсь ни с кем спорить, ибо в споре рождается не истина, но гнев и томление духа.»
«– У меня очень простой вопрос. В Средневековье комету принимали за змея? Принимали ведь? Вы же не будете этого отрицать?
– Я не могу отрицать очевидное.
– А сейчас?
– А сейчас змея принимают за комету.»

Начиная с революции начала двадцатого века и доходя до наших дней, аллюзии на нашу страну считываются все точнее, сатира становится все зубастее. Мне нравится, что в правители были назначены и праведные люди, и реакция на их правление более чем узнаваема.

Неудивительно, что книга вошла в Длинный список восьмого сезона Литературной премии имени Александра Пятигорского (2020-2021). Премия учреждена с целью поддержки интереса к философствованию за пределами профессионального философского сообщества, присуждается за лучшее философическое сочинение. И, на мой взгляд, «Оправдание острова», действительно будоражит, привлекает внимание к темам не простым, располагающим к философствованию.

«. выборы определяют имя Президента, но не его решения».

Отдельное «браво» хочу сказать главам про пчел. Это было мистически прекрасно и поражающе. Впрочем, мистического, сатирического, поражающего и цепляющего здесь и без пчел много. Во многом благодаря стилистике языка произведения:

"В первое лето Евстафия некие мореходы привезли в подарок князю невиданных рыб. Евстафий, желая на них посмотреть, пришел к мраморному водоему у Дворца, упал в воду и утонул. Общее же время его правления – три дня."
4 мая 2021

Скажу так, Евгений Германович меня очаровал уже давно и с каждой прочитанной книгой любовь к нему только крепнет. Это была уже четвертая, долгожданная, новая.
Скажу честно, я испытала наслаждение, пока читала. Плотный, сложный на размышления текст, сначала с трудом поддается пониманию, зато потом. Как это говорят, - пленит!? Да, действительно пленит, окутывает и отправляет тебя в путешествие на Остров которого вроде как и нет. А читаешь, и понимаешь, что есть. И вот тут мне одной показалось, что Водолазкин переписал ход истории на свой лад? Очень стилизовано, с сарказмом, иронией и плавно уводя в антиутопию.
Перед нами хроника того самого Острова, начало своё берёт аж 350 лет назад, описывая правления каждого за это время, при этом показывая, что менялось, как, чему верили и поклонялись люди, чем были недовольны, чего хотели, что получили и тд. Соответственно, вы представляете каким языком ведётся повествование.
И ещё, очень красиво древнерусский текст перемешивается с современным, да и не только текст, но и события, что позволяет видеть картинку словно в эффекте "3D".
Тут как в Лавре, много рассуждений относительно веры, свободы, жизни, силы времени. Можно смело растащить на цитаты.
Очень советую поклонникам творчества автора. Это эстетическое литературное наслаждение.

16 декабря 2020
В конце концов, от жизни остается только история.

И опять "да". Не щенячья восторженность "Авиатором", но сдержанно-уважительное признание: "Таки да, он Мастер". Писатель Водолазкин в первую очередь историк, и всякий его текст - роман с историей (даже когда речь идет о пьесе). "Оправдание острова" в этом смысле превосходит все, читаное прежде. Концентрированная история в количествах, почти несовместимых с жизнью: древнего мира, средних веков, новая, новейшая. Всякая часть изящно стилизована лексическими конструкциями, которые ассоциируются у читателя с описываемым временем: от "Повести временных лет" до новояза новостной ленты интернет-агентств.

Еще несколько слов о языке и стиле книги, прежде, чем начать говорить о содержании. Он роскошен и словно бы специально создан для разбора на цитаты. И освещен сдержанным умным юмором, который у нас зовут английским, на самом деле, более интернациональным, чем одноименный гимн, хотя сильно не для всех. Так смешно все время, что с определенного момента просто перестаешь реагировать, принимая как должное потоковый режим того, крохам чего при других обстоятельствах радовалась бы.

"Оправдание острова"- это история части суши (да-да, со всех сторон окруженной водой), по которой можно составить представление об истории человечества, как по капле воды об океане. Разумеется, наиболее четкая привязка к родине, да ведь и у других все это не сильно отличалось. Что касается литературных источников, кто-то отметит несомненную связь с "Историей одного города" Салтыкова-Щедрина , кто-то с "Историей мира в 10 1/2 главах" Барнса, "Островом пингвинов" Франса еще кто-то из особо продвинутых - с "Возможностью острова" Уэльбека (даром ли такое название?) И всякий будет прав, мир стоит на плечах гигантов. И всякий неправ, потому что такого еще не было.

Смотрите, в чем дело: здесь исторические хроники в изложении череды летописцев перемежаются комментариями светлейшей княжеской четы Парфения и Ксении, которым триста сорок восемь лет, а потому были они непосредственными свидетелями значительной части описываемы событий. То есть, как треть тысячелетия? Столько не живут. То есть, так. А в Библии такой возраст для патриархов и праведников вполне себе норма. Они и есть праведники, для которых время течет иначе, чем для остальных.

Одна из основных мыслей романа, его красная нить - предание о Содоме и Гоморре, в которых не сыскалось ни одного праведника, чтобы уберечь от огненного дождя. Так вот, у Острова их двое, светлых святых стариков, несущих на хрупких плечах груз мировых грехов. Фрагменты романа от лица Парфения и Ксении - чистое читательское наслаждение и то, за что обожаю Водолазкина стилиста. Понимаю, будь таким языком написан весь роман, это вскоре пресытило бы, но боже, как хорошо!

И да, это о людях, в которых при любых обстоятельствах остается что-то человеческое. Надо читать, это хорошо. Или слушать, потому что есть аудиокнига в исполнении Ивана Литвинова и Геннадия Смирнова: первый в представлении не нуждается, второй составляет ему достойную партию. Завершая, не могу удержаться от цитаты об одном из хронистов, совершенно меня очаровавшей:

В ту часть потустороннего мира (здесь возможны варианты), где он сейчас находится, посылаю ему мой искренний привет.
8 января 2021

«Разум существовал всегда. Только не всегда в разумной форме».

Новый роман - это хроника выдуманного автором Острова, описывающая, казалось бы, совершенно понятную историю его существования и развития, но очень напоминающую российские исторические события реального измерения. И описание это настолько сказочно и саркастично, что степень накала этого комичного абсурда вызывает весь спектр эмоций - от смеха до искреннего недоумения. А это уже что-то совсем новое в творчестве автора.

Структура романа выстроена в формате хроники летописцев разных времён с вкраплениями отрывков повествования от имени главных героев - княжеской четы и представителей двух династий, Парфения и Ксении. Было предсказано, что путём их объединения на Острове прекратятся междоусобные распри. Так и произошло на какое-то время. Однако, человек - существо сложное и, как бы хорошо ни жилось, ему всегда хочется чего-то нового. Это приводит к революциям, вооруженному захвату власти, переписыванию истории, к отказу от Бога и его замене на «веру в Светлое Будущее», к движению Острова к «Совершенной Гармонии», а точнее, к апокалипсису.

Хроника постепенно перетекает в антиутопическое повествование, которое, однако, нельзя назвать стандартным. Оно фантастичное и смешное до нелепого. И, вроде, при чтении антиутопии, ты должен испытывать отрицательные эмоции, здесь - все наоборот. Ты обезоружен этой забавой.

Также существует ещё одна - потерянная - часть пророчества о будущем Острова, которая открывается только к концу книги.
И снова библейские параллели, на этот раз, с Содомом и Гоморрой - городами, уничтоженными Богом за грехи их жителей.
И кто же сможет оправдать Остров перед Богом для его спасения и сможет ли вообще?

Евгений Водолазкин снова не распыляется. Он не включит в книгу множество мелких тем и не будет размывать фокус внимания читателя по ним. Если уж он взял тему, то взял ее твёрдо, развернул широко и всесторонне; и читатель будет погружён именно в неё и настолько глубоко, насколько это возможно. Такая фундаментальность в вопросе раскрытия темы мне, безусловно, импонирует.
⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀ ⠀⠀ ⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀
Так, например, в романе «Лавр» автор - географ и философ, сфокусированный на теме времени, а здесь - историк. Хотя тема времени, его течения, идея о том, что у каждого время своё, также не исчезает и присутствует как вспомогательная для раскрытия основной.
⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀ ⠀⠀ ⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀
Тема истории же главенствует в романе. Она первостепенна и преподнесена автором с множества сторон. Основной вектор размышления - сопоставление общей истории и истории личности, которая создает события ради себя, а не во благо народа, прорисовывая их для собственных нужд, фактически уничтожая историю. Личность у власти занимает место Бога, диктуя свои законы в написании истории, берет на себя полномочия Бога по лишению жизни в случае неповиновения. Автор употребляет термин «антиистория», который идеально описывает происходящее. «Чёрное стало белым. Нереальное - реальным».
⠀⠀
Другие векторы раскрытия основной темы - причины глобальных исторических событий; свобода человеческого выбора и ее пределы в аспекте Божьей воли; переплетения правды и вымысла в истории; прогресс и его негативные последствия (улучшение жизни, но не улучшение самого человека), сопоставление человека современного с человеком средневековья, смотрящим на историю со стороны, не пытаясь менять ход вещей.

Ну и, конечно, язык, умение обращаться с ним. Приятный аспект, сопровождающий, пожалуй, все книги автора. Изначально, описывая средневековое течение жизни Острова, язык полностью ей соответствует - архаизмы, синтаксическая структура предложений, - все так, будто читаешь древнерусский текст. К середине романа, когда повествование переходит в настоящее время, язык становится современным. Благодаря этому у автора, удивительным образом, получился стилистически тонкий градиент совершенно не видимый с первого взгляда. И ты не сразу понимаешь, когда одна стилистика сменила другую.

В итоге, снова необычный сюжет, глубина и метафоричность. И только одно «но» помешало перевернуть последнюю страницу с чувством полного удовлетворения - финал, который хочется видеть либо противоположным, либо открытым.

Следующая цитата

Справедливо, правда, и то, что знание истории никого еще не уберегло от ошибок.

Справедливо, правда, и то, что знание истории никого еще не уберегло от ошибок.

лишь сосредоточенный на вечности способен отразить время, а земное лучше всего понимает тот, кто думает о небесном. Да и время тогда было другим – вязким, тягучим. Не таким,

лишь сосредоточенный на вечности способен отразить время, а земное лучше всего понимает тот, кто думает о небесном. Да и время тогда было другим – вязким, тягучим. Не таким,

всё прекрасное так или иначе истинно.

+6 vk_384550328

всё прекрасное так или иначе истинно.

Прежде у нас не было истории. Память хранила отдельные события, но только те, которые имели свойство повторяться. Оттого существование наше как бы шло по кругу. Мы знали, что за ночью следует день, а за зимой весна. Эти круги дают светила, плавающие по небесной тверди, и предел их странствия год. Год был и естественным пределом нашей памяти.

+4 vk_384550328

Прежде у нас не было истории. Память хранила отдельные события, но только те, которые имели свойство повторяться. Оттого существование наше как бы шло по кругу. Мы знали, что за ночью следует день, а за зимой весна. Эти круги дают светила, плавающие по небесной тверди, и предел их странствия год. Год был и естественным пределом нашей памяти.

Я не собираюсь ни с кем спорить, ибо в споре рождается не истина, но гнев и томление духа.

+3 autoreg1088541963

Я не собираюсь ни с кем спорить, ибо в споре рождается не истина, но гнев и томление духа.

Слова же, произносимые ими, висели в воздухе до ближайшего ветра и уносились прочь.

+3 lapickayat

Слова же, произносимые ими, висели в воздухе до ближайшего ветра и уносились прочь.

Наблюдая за нынешним развитием истории, думаю: отчего так жесток интернет? Оттого ли, что пишущие там никому не ведомы? Оттого ли, что пишут те, кто не рожден для публичных высказываний? Прежде ведь всенародно высказываться могли лишь немногие, чье слово было взвешенным, а ответственность осознанной. Я и того не понимаю, отчего жертвой их стали светлейшие князья, от которых Остров не видел ничего, кроме любви и добра? Выражу мысль, которой и сам пугаюсь: может быть, так проявлялась народная любовь к ним?

+2 voronina_nl

Наблюдая за нынешним развитием истории, думаю: отчего так жесток интернет? Оттого ли, что пишущие там никому не ведомы? Оттого ли, что пишут те, кто не рожден для публичных высказываний? Прежде ведь всенародно высказываться могли лишь немногие, чье слово было взвешенным, а ответственность осознанной. Я и того не понимаю, отчего жертвой их стали светлейшие князья, от которых Остров не видел ничего, кроме любви и добра? Выражу мысль, которой и сам пугаюсь: может быть, так проявлялась народная любовь к ним?

усомнился я в том, что технический прогресс способствует прогрессу человеков. Второе существует независимо от первого, а, положа руку на сердце, скорее, что и не существует. Паровоз делает путь удобнее, но сами путники не становятся лучше.

+2 autoreg1088541963

усомнился я в том, что технический прогресс способствует прогрессу человеков. Второе существует независимо от первого, а, положа руку на сердце, скорее, что и не существует. Паровоз делает путь удобнее, но сами путники не становятся лучше.

время у каждого свое, и оттого-то так трудно людям находить общий язык.

+1 autoreg1088541963

время у каждого свое, и оттого-то так трудно людям находить общий язык.

Настоящее проигрывает будущему, как реальность – фантазии. И тут бессмысленны уговоры: будущее обладает безграничными ресурсами. Это потом его можно сравнить с настоящим, только смысла в этом уже нет. Поздно.

+1 autoreg1088541963

Настоящее проигрывает будущему, как реальность – фантазии. И тут бессмысленны уговоры: будущее обладает безграничными ресурсами. Это потом его можно сравнить с настоящим, только смысла в этом уже нет. Поздно.

Читайте также: