Евгений онегин план по главам с цитатами

Обновлено: 06.11.2024

В.Г. Белинский, великий русский критик, назвал «Евгения Онегина», роман в стихах А.С.Пушкина, «энциклопедией русской жизни». Современники и сейчас часто обращаются к роману, анализируют поступки героев, оценивают композицию романа в целом, каждый раз находя какие-то новые детали.

Следующая цитата

Оглавление

Евгений и Татьяна – встреча в саду, художник Е. П. Самокиш-Судковская (из книги типографии товарищества Р. Голике и А. Вольборг. Спб. Звенигородская 11. 1908 год)

Евгений и Татьяна – встреча в саду [ 1 ]

1 глава

Мы все учились понемногу
Чему-нибудь и как-нибудь

(гл. 1, ст. 5, слова автора)

Эти строки – одна из самых популярных фраз, заимствованных у А.С. Пушкина. Данный афоризм можно употребить в качестве указания на то, что полученных знаний недостаточно, они неполны и поверхностны. Про своего главного героя А.С. Пушкин говорит точно так же: его поверхностных знаний на самые популярные в обществе темы было достаточно для того, чтобы прослыть человеком умным и блестяще образованным, но не более того.

Кто жил и мыслил, тот не может
В душе не презирать людей

(гл. 1, ст. 46, слова автора)

Эти строки в контексте романа были призваны дать характеристику не только Онегину, но и поколению молодых людей в целом. Зачастую недостаточный жизненный опыт и первые юношеские разочарования, неизбежно наступающие после столкновения с реальным миром, они принимают за константу и считают свои необоснованные суждения правдой жизни. Характерные для современников Онегина привычки идеализировать, все отрицать и ко всему относиться скептически в итоге приводят к особому поведению юных людей, к пренебрежительному отношению к окружающим и к уверенности в своей уникальности и особенности. Такое поведение повсеместно встречается и в современном мире, а значит, строки не утратили своей актуальности.

Быть можно дельным человеком
И думать о красе ногтей

(гл. 1, ст. 25, слова автора)

Чтобы понять суть сказанного, стоит обратиться к тому историческому контексту, в котором создавалось это произведение. Белинский в своей критике «Евгения Онегина» указывал на следующую особенность: русский человек все еще не может принять тот факт, что истинно национальным и народным русским романом может быть произведение не только про грубых мужиков и деревенский быт, но и про людей светских, пусть и одевающихся по европейской моде, но не перестающих быть русскими. Дворянство по-прежнему остается ведущим классом, неким транслятором образования и прогресса внутри своей родной страны, несмотря на внешний «иноземный» лоск. Конечно, есть в данных строках и более приземленный смысл: уделять внимание своей внешности может и должен любой. Независимо от должности, призвания и возраста опрятный человек всегда располагает к себе и проявляет уважение к своему окружению.

Открытая концовка

В романе нет однозначной концовки, поэт оставляет читателя наедине с загадками и с собственными рассуждениями: «А что же было дальше?». Тем самым подтверждается мысль, что “Евгений Онегин” — уникальное произведение в русской литературе, обладающее своей неповторимой композицией.

2 глава

Они сошлись. Волна и камень,
Стихи и проза, лед и пламень

(гл. 2, ст. 13, слова автора)

Это одна из самых ярких цитат из произведения, строки, призванные показать насколько сильно отличаются друг от друга Онегин и Ленский. Эти юноши – полные противоположности друг друга и судьбами, и характерами, а саму фразу и сегодня используют для того, чтобы красочно указать на различия между кем-либо или чем-либо. В реальном мире, как и в произведении Пушкина, порой даже самые непохоже друг на друга люди находят общий язык, становятся друзьями или создают семьи. Как в природе противоположные по всем признакам вещи сосуществуют рядом, так и человеческий социум держится на контрастах и противопоставлениях так же, как и на сходствах и родстве.

Так люди (первый каюсь я)
От делать нечего друзья

(гл. 2, ст. 13, слова автора)

Несмотря на все различия Онегин и Ленский находят общий язык и проводят в компании друг друга довольно много времени. Если Ленский и считает Евгения своим другом, то для него Владимир лишь приятель, способный хоть немного развлечь и скрасить его будни, наполненные скукой и разочарованием. Молодым людям нечем заняться в деревне, поблизости нет больше достаточно образованных и интересных людей, способных находиться с ними «на одной волне». Этими строками Пушкин прямо указывает на причину их так называемой дружбы – скуку.

А.С. Пушкин – проницательный и привыкший к размышлениям поэт, знаток человеческих душ. Он не только создает и постоянно расширяет портреты своих героев, но и анализирует как самого себя, так и свое окружение, вычленяет главные и самые яркие черты, создает своеобразную энциклопедию людских характеров, привычек и недостатков. Данные строки говорят об одной неизменной человеческой черте, присущей каждому – мы склонны идеализировать себя, ставить в центр мира, такова эгоистичная природа людей, особенность восприятия, которая без должного внимания и проработки может привести к печальным последствиям.

Привычка свыше нам дана,
Замена счастию она

(гл. 2, ст. 31, слова автора)

Данные строки относятся не только к старшей Лариной, чью историю рассказывает читателям Александр Сергеевич, но и к человеческому обществу в целом. Подобно молодой девушке, привыкающей к жизни с нелюбимым мужем, к новому непривычному дому и чужому окружению, многие приспосабливаются к абсолютно новым стрессовым условиям и ситуациям. Такова человеческая психика: она подвижна и изменчива, ведь ради своего выживания люди порой идут на любые ухищрения. Так и Ларина, поначалу страдающая от своей новой жизни, научилась находить в ней моменты радости и удовлетворения.

4 глава

Чем меньше женщину мы любим,
Тем легче нравимся мы ей

(гл. 4, ст. 7, слова автора)

Эти строки давно стали излюбленной цитатой многих людей, а используется она повсеместно. Размышления Александра Сергеевича о женской любви достаточно точны и интересны, а также до сих пор актуальны, несмотря на то, что современные женщины разительно отличаются от девушек начала 19 века. Взаимоотношения порой бывают непредсказуемы и не поддаются законам логики из-за своей чувственной природы. И по сей день такие легкомысленные и по-своему жестокие к чужим чувствам молодые люди без особых усилий влюбляют в себя наивных дам, какими были многие барышни пушкинского времени.

8 глава

Любви все возрасты покорны

(гл. 8, ст. 29, слова автора)

Сегодня эти слова являются одной из самых популярных цитат о любви, ее можно услышать с экранов и в повседневной речи своего окружения. Многие даже не помнят откуда данные слова, но все прекрасно понимают их значение, которое не требует долгих объяснений. Любовь доступна каждому независимо от возраста, общественного положения и личных предпочтений.

Основная особенность композиции

Зеркальную симметрию можно назвать основным приемом в композиции романа. Любовное признание Татьяны Лариной в письме не вызывает ответных чувств у главного героя, напротив, он читает ей «проповедь», намекает на то, что юной девушке нужно учиться контролировать порывы своих любовных переживаний и эмоций. И вот в конце романа уже Евгений Онегин подвержен испытанию любовью, теперь он пишет письмо Татьяне, но после целой череды посланий она при встрече отвечает, что будет верна своему мужу, несмотря на сильные чувства к Евгению.

Зеркально противоположно показан Онегин в начале и в конце романа. В первых главах перед читателями раскрывается образ столичного франта, который может часами собираться и прихорашиваться. Для него внешний лоск и репутация кажутся важнее личных отношений и привязанностей. Он обольщает женщин, но не испытывает к ним каких-либо сильных чувств, холодно и безразлично говорит о многих вещах. В последних главах А.С.Пушкин показывает уже другого Онегина, в душе которого зарождается настоящая любовь, желание восхищаться и любоваться любимой женщиной. Онегин предстает как пылкий, влюбленный, отчаянный герой.

Перемены заметны и в образе Татьяне Лариной. При первом знакомстве с читателями автор рисует ее как провинциальную, тихую, скромную девушку. Она задумчива, мечтательна, книги – ее главные спутники. В конце произведения Татьяна – это светская дама, хозяйка знаменитого салона, умеющая владеть собой. Так Пушкин показал внутреннюю эволюцию главных героев романа, построив произведение на контрастах и противопоставлениях как главных героев между собой, так и их версий самих себя.

Следующая цитата

Начинается роман с небольшого авторского обращения, в котором Пушкин старается дать характеристику собственному творению.

1 глава – знакомство читателя с главным героем. Евгений Онегин – столичный франт, который может часами собираться на бал, в театр, на светские мероприятия. Молодой человек живет праздной жизнью, но часто ощущает тоску, находясь в высшем обществе. Вместе с рассказчиком Онегин собирается за границу, но его останавливает пришедшая новость о смерти отца. Герой остается и выплачивает отцовские долги. Умирает дядя Евгения, завещав ему приличное наследство в селе. Он направляется в свои новые владения. Уже на третий день скука вновь начинает одолевать героя.

2 глава – описывается знакомство Онегина с молодым помещиком, поэтом Владимиром Ленским, приехавшим из Германии и начало их дружбы. Являясь полными противоположностями они много времени проводят в спорах и беседах. Также идет описание двух сестер Лариных – Ольги и Татьяны, показывается, насколько они противопоставлены друг другу. Ленский восторженно говорит Онегину, что влюблен в Ольгу.

3 глава – Ленский приглашает Онегина вместе с ним поехать к семейству Лариных. Татьяна влюбляется в юношу и пишет любовное послание, описывая в нем все свои чувства. Сначала от Онегина не было ответа, но позже он приезжает к Лариным и находит Татьяну в саду.

4 глава – происходит объяснение Онегина с Татьяной. Герой говорит о том, что не испытывает к ней тех же чувств, не готов к семейным отношениям, и свобода для него сейчас превыше всего остального. Он наказывает ей впредь быть более осмотрительной в проявлении своих чувств, ведь её могли отвергнуть куда более грубо и мучительно, а также воспользоваться ситуацией. Отношения Ленского и Ольги развиваются, а родственники и соседи уже говорят о предстоящей свадьбе. Ленский сообщает Онегину, что Ларины пригласили его на именины Татьяны.

5 глава – в один из крещенских вечеров и в канун собственных именин Татьяне снится сон, где она убегает от медведя, но падает в снег. Медведь приносит ее к «шалашу», где она видит Онегина, который потом убивает ножом Ленского. Девушка в тревоге просыпается, но через время забывает свой кошмар. На именинах Татьяны Евгению некомфортно и скучно, чтобы позлить Ленского и развеселить себя, он приглашает каждый раз на танец Ольгу, флиртует с ней, девушка любезно отвечает. Владимир, заметив это, остается обескураженным и решает стреляться с Онегиным.

8 глава – На одном из светских вечеров внимание публики привлекает светская дама, которая идет с генералом. В ней нет надменности и вульгарности, она притягивает взгляды своей простой красотой и некой холодностью ко всему происходящему. Евгений узнает в ней Татьяну Ларину. Он взволнован, растерян, однако девушка никак не выдает ответной реакции – она молчалива и сдержанна. Евгений влюблен и пишет письма Татьяне, на которые не получает ответа, после чего без приглашения идет в дом князя. Там он застает девушку, горько плачущую над его письмом. Татьяна говорит, что уже ничего не вернуть, она замужем, и будет верна своему мужу. Слышатся шаги князя, автор оставляет героя в замешательстве и растерянности, и прощается с читателем.

Следующая цитата

Цитаты из романа «Евгений Онегин» (1831 г.) русского поэта Пушкина Александра Сергеевича (1799 – 1837), собранные по главам.

Лирические отступления

Значима роль и лирических отступлений в композиции романа. Такой «разговор» между автором и читателем придает динамику повествованию, усиливает интерес к произведению. В лирических отступлениях автор показан как непосредственный участник событий, сопереживающий своим героям. Он делится своими наблюдениями, размышлениями и переживаниями, что способствует погружению в произведение и происходящее на страницах книги. Голос автора здесь – еще один голос эпохи, в которой жил он и герои «Евгения Онегина».

Посвящение

Ума холодных наблюдений и сердца горестных замет:

Последние строки Посвящения . Поэт пишет о своем романе "Евгений Онегин" .

Композиция

Всего в романе выделяют две сюжетные линии, объединенные общим героем: Онегин — Татьяна и Онегин — Ленский. Композиционная единица романа — глава. В каждой новой главе описывается новый виток сюжета.

  • Первая глава – расширенная Экспозиция, посвященная Онегину.
  • Вторая глава – завязка сюжетной линии Онегин — Ленский.
  • Третья глава – завязка сюжетной линии Онегин — Татьяна.
  • Четвертая глава – основное действие.
  • Пятая глава – основное действие.
  • Шестая глава – кульминация сюжетной линии Онегин — Ленский.
  • Седьмая глава – кульминация и развязка сюжетной линии Онегин — Ленский.
  • Восьмая глава – кульминация и развязка сюжетной линии Онегин — Татьяна.

Глава 1

Бывало, он еще в постеле: к нему записочки несут

О праздном образе жизни Евгения Онегина, после того, как он получил наследство от умершего дяди (глава 1, строфа 15).

Быть можно дельным человеком и думать о красе ногтей

О привычке Евгения Онегина хорошо и модно одеваться (глава 1, строфа 25).

Вряд ли найдете вы в России целой три пары стройных женских ног

Из описания бала, который посетил Евгений Онегин (глава 1 строфа 30).

Где я страдал, где я любил, где сердце я похоронил.

Из рассуждений автора о России (глава 1 строфа 50).

Дней минувших анекдоты

Из описания познаний Евгения Онегина в истории (глава 1, строфа 6).

Его пример другим наука

О дяде главного героя романа Евгения Онегина (глава 1, строфа 1).

Еще бокалов жажда просит залить горячий жир котлет

Из описания посещения Евгением Онегиным театра (глава 1, строфа 17).

Забав и роскоши дитя

О Евгении Онегине (глава 1, строфа 36).

И быстрой ножкой ножку бьет

О танце балерины в театре (глава 1, строфа 20).

И жить торопится и чувствовать спешит

Эпиграф к роману «Евгений Онегин» — фраза из стихотворения «Первый снег» (1819 г., опубликовано в 1822 г.) поэта Петра Андреевича Вяземского (1792 – 1878).

Как dandy лондонский одет

Из описания Евгения Онегина, который достигнув юношеского возраста, получил возможность выйти в свет (глава 1 строфа 4).

Когда же чёрт возьмет тебя!

Мысли Евгения Онегина, который мечтает чтобы его больной богатый дядя поскорее умер, чтобы избавиться от забот о дяде и получить богатое наследство (глава 1, строфа 1).

Кто жил и мыслил, тот не может в душе не презирать людей

Об отношении к людям Евгения Онегина (глава 1, строфа 46).

Мод воспитанник примерный

О Евгении Онегине, который одевался по последней моде и следил за собой (глава 1, строфа 23).

Мой дядя самых честных правил

Мысли Евгения Онегина о его больном, богатом дяде (глава 1, строфа 1). Это первые строки произведения.

Морозной пылью серебрится его бобровый воротник

О Евгении Онегине, который направился на праздные мероприятия (глава 1, строфа 16).

Музыка уж греметь устала

Об обстановке на балу, когда туда прибыл Евгений Онегин (глава 1 строфа 28).

Мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь

Из описания уровня образованности Евгения Онегина (глава 1, строфа 5).

Наследник всех своих родных
Наука страсти нежной

О главном роде занятий Евгения Онегина (глава 1, строфа 8).

Обычай деспот меж людей

О привычке Евгения Онегина хорошо и модно одеваться (глава 1, строфа 25).

Огонь нежданных эпиграмм

Из описания способностей Евгения Онегина производить хорошее впечатление на людей (глава 1 строфа 5).

Он был глубокий эконом

О хороших познаниях Евгения Онегина в экономике (глава 1 строфа 7).

По мненью многих (судей решительных и строгих)

О мнении света (общества) о Евгение Онегине (глава 1 строфа 5).

Пора надежд и грусти нежной

О юности (Евгения Онегина), глава 1, строфа 4.

Проснулся утра шум приятный

Из описания утра в Петербурге (глава 1, строфа 35).

Ученый малый, но педант

О мнении света (общества) о Евгение Онегине (глава 1 строфа 5).

Глава 2

Во вкусе умной старины

Из описания замка в имении дяди Евгения Онегина (глава 2, строфа 2).

Всегда скромна, всегда послушна

Из описания Ольги Лариной (сестра Татьяны Лариной), глава 2 строфа 23.

Друг невинных наслаждений

Из описания имения дяди, где поселился Евгений Онегин, получив это имение в наследство. Выражение о человеке, который мог бы наслаждаться, живя в уединении, в деревне (глава 2, строфа 1).

Итак, она звалась Татьяной

Этими словами начинается описание героини романа — Татьяны Лариной (глава 2, строфа 25).

Мы почитаем всех нулями, а единицами — себя

Из описания отношений между приятелями Евгением Онегиным и Владимиром Ленским (глава 2, строфа 14).

Нецеремонные друзья

О близких друзьях, из описания образа жизни родителей сестер Лариных (стр. 34, глава 2).

Они сошлись. Волна и камень, стихи и проза, лед и пламень

Про отношения между приятелями Евгением Онегиным и Владимиром Ленским (глава 2, строфа 13).

От делать нечего друзья

Про отношения между приятелями Евгением Онегиным и Владимиром Ленским (глава 2, строфа 13).

Привычка свыше нам дана: замена счастию она

Пушкин описывает состояние матери Татьяны Лариной, после того, как она вышла замуж за нелюбимого мужа (глава 2, строфа 31).

Придет, придет и наше время, и наши внуки в добрый час из мира вытеснят и нас!

Из описания посещения Владимиром Ленским могилы своих родителей (глава 2, строфа 38).

Простим горячке юных лет и юный жар и юный бред

Глава 3

Как уст румяных без улыбки, без грамматической ошибки я русской речи не люблю

Перед тем, как привести письмо Татьяны Лариной к Евгению Онегину, автор поясняет, что в то время дворянские девушки учились писать на французском языке и многие плохо владели письменным русским языком (глава 3, строфа 28).

Я к вам пишу – чего же боле? Что я могу еще сказать?

Это первые строки Письма Татьяны к Евгению Онегину, в котором Татьяна Ларина признается в любви Евгению Онегину (глава 3, строфа 31).

Глава 4

В красавиц он уж не влюблялся, а волочился как-нибудь

О том, что Евгений Онегин пресытился всем, в том числе и отношениями с женщинами (глава 4, строфа 10).

Врагов имеет в мире всяк, но от друзей спаси нас, боже!

Евгений Онегин благородно поступил с Татьяной Лариной, после того, как Татьяна призналась Онегину в любви. Автор описывет отношение людей к Евгению Онегину и друг к другу (глава 4, строфа 18).

Вы мне писали, не отпирайтесь

Цитата из оперы «Евгений Онегин» , композитора Чайковского Петра Ильича (1840 – 1893), написанной по либретто его брата Модеста Ильича Чайковского (при участии К. Шиловского) (премьера состоялась 17 марта 1879 г.). С этими словами Евгений Онегин обращается к Татьяне Лариной, начиная обсуждение письма Татьяны с объяснением в любви к Онегину (ария Онегина).

Здорова ль ваша вся родня?

Из рассуждений автора о родне (глава 4 строфа 20).

Кого ж любить? Кому же верить?

Из рассуждений автора о непостоянстве женщин (глава 4, строфа 22). Интересен ответ на этот вопрос, предлагаемый поэтом – Любить нужно себя!.

Лесов таинственная сень

Из описания осени (глава 4 строфа 40).

Любовью шутит сатана

Автор рассуждает о любви (стр. 21, глава 4).

Мечтам и годам нет возврата

Слова Евгения Онегина из разговора с Татьяной Лариной (глава 4, строфа 16).

Но наше северное лето, карикатура южных зим, мелькнет и нет: известно это

Из рассуждений автора о лете в России (глава 4 строфа 40).

Стократ блажен, кто предан вере

О том, что Владимир Ленский был уверен, что его невеста, Ольга Ларина, любит его и их ждет счастливый брак (глава 4, строфа 51).

Стоял ноябрь уж у двора

Из рассуждений автора о лете и осени в России (стр. 40, глава 4).

Уж небо осенью дышало, уж реже солнышко блистало, короче становился день

Из рассуждений автора об осени в России (глава 4 строфа 40).

Чем меньше женщину мы любим, тем легче нравимся мы ей

Из рассуждений об отношении мужчины к женщине (глава 4, строфа 7).

Глава 5

Желудок — верный наш брегет

Из описания бала в доме Лариных. Фраза о том, что голод напоминает нам о том, когда нужно поесть (стр. 36, глава 5).

Зима крестьянин, торжествуя, на дровнях обновляет путь

Из описания зимы (глава 5, строфа 2).

Природа в романе

Выразительные, красочные и точные описания природы оживляют роман. Здесь встречаются пейзажи всех четырех времен года. Особенно хороша в романе русская зима, с ее глубокими снегами и «серебристыми» деревьями. Часто природные зарисовки сопровождают образ Татьяны.

Глава 6

Куда, куда вы удалились, весны моей златые дни?

Слова из стихов Владимира Ленского, написанных перед дуэлью с Евгением Онегиным (глава 6, строфа 21). Словами "Куда, куда вы удалились, Весны моей златые дни?" начинается Ария Ленского из оперы "Евгений Онегин" .

Мечты, мечты, где ваша сладость?

Этими словами поэт говорит о приятных, но не сбывшихся мечтах и сожалеет о том, что они не сбылись (глава 6, строфа 44).

Что день грядущий мне готовит?

Слова Владимира Ленского из написаного им стихотворения, перед дуэлью с Евгением Онегиным (глава 6, строфа 21).

Глава 7

Весна, весна! пора любви!

Из описания весны (глава 7, строфа 2).

Меняю милый, тихий свет, на шум блистательных сует…
Москва. как много в этом звуке для сердца русского слилось!

В романе описывается, как мать Татьяны Лариной (Полина (Прасковья) Ларина) решила на зиму уехать из своего имения в Москву, взяв с собой Татьяну Ларину. Поэт описывает приближение семейства Лариных к Москве (глава 7, строфа 36).

Он чином от ума избавлен

Цитата из главы «Альбом Онегина», которая не вошла в окончательную редакцию романа «Евгений Онегин» (1831 г.) русского поэта Пушкина Александра Сергеевича (1799 – 1837). О важном и знатном, но глупом человеке (строфа 11).

Под старость жизнь такая гадость

Слова старой московской тётушки Татьяны Лариной, к которой Ларины приехали погостить (стр. 42, глава 7).

Чудак печальный и опасный, созданье ада иль небес

Слова о главном герое романа Евгении Онегине. Татьяна Ларина зашла в дом, где раньше жил Евгений Онегин, и стала листать книги, которые читал Евгений. Татьяна обратила внимание на пометки, которые делал Онегин и из них стала понимать, кто он на самом деле (стр. 24, глава 7).

Глава 8

А счастье было так возможно, так близко!

Слова Татьяны Лариной из монолога (см. Ответ Татьяны на письмо Евгения Онегина), в котором она признается в любви Евгению Онегину, но говорит о том, что она вышла замуж и, как верная жена, останется верна своему мужу (глава 8, строфа 47).

Блажен, кто смолоду был молод

Из рассуждений автора о молодости (глава 8 строфа 10).

Быть чувства мелкого рабом

Слова Татьяны Лариной обращенные к Евгению Онегину. Татьяна спрашивает Евгения, что изменило его отношение к ней. Онегин сначала отверг ее любовь, а потом, когда Татьяна вышла замуж, сам стал ее добиваться (строфа 45, глава 8).

Иных уж нет; а те далече, как Сади некогда сказал

Строки из последней строфы романа, смысл которых в том, что со времени описанных событий прошло много времени (глава 8, строфа 51).

Любви все возрасты покорны

Из рассуждений автора о любви (глава 8, строфа 29).

Но грустно думать, что напрасно была нам молодость дана

Из рассуждений автора о молодости (глава 8, строфа 11).

Охота к перемене мест

Из описания настроения главного героя Евгения Онегина после того, как он убил на дуэли своего приятеля Владимира Ленского (глава 8, строфа 13).

С корабля на бал

Из описания состояния главного героя Евгения Онегина после его возвращения из длительного путешествия (глава 8, строфа 13).

Ужель та самая Татьяна?

Евгений Онегин, увидев Татьяну Ларину после долгой разлуки, влюбляется в нее (глава 8, строфа 20).

Что вам дано, то не влечет

О Евгение Онегине, который сначала отверг любовь Татьяны Лариной, а потом, когда Татьяна вышла замуж, влюбился и стал ее добиваться (строфа 27, глава 8).

Я вас люблю (к чему лукавить?), но я другому отдана; Я буду век ему верна

Примечания

↑ 1) Иллюстрация художника Е. П. Самокиш-Судковской, из книги типографии товарищества Р. Голике и А. Вольборг. Спб. Звенигородская 11. 1908 год.

Читайте также: