Евдоксия кукшина характеристика цитаты

Обновлено: 21.11.2024

Главный герой произведения относит себя к нигилистам. Представители этой мировоззренческой позиции не признаю́т никаких общепризнанных ценностей и норм морали. К искусству, как и к человеческим чувствам, Евгений Базаров относится скептически. Он не приемлет романтизма, а проявление нежности, любви и заботы и вовсе высмеивает. Отношения между мужчиной и женщиной он объясняет только физиологией.

В начале романа всех женщин Базаров называет бабами и оценивает только их внешний вид. Например, Фенечку он характеризует словом «хорошенькая». Впервые увидев Анну Одинцову, Евгений восхищается её богатым телом и плечами.

Чтобы понять отношение Базарова к женщинам и любви, достаточно вспомнить, как он отреагировал на рассказ Аркадия Кирсанова о судьбе Павла Петровича. Евгению непонятны страдания аристократа. Человека, который «всю свою жизнь поставил на карту женской любви», он не может считать достойным мужчиной. Ещё больше Базаров иронизирует по поводу выражения «загадочный взгляд». Герой говорит, что, с точки зрения анатомии, никакой загадки в глазах быть не может.

Иван Сергеевич Тургенев полагал, что женщины являются олицетворением нежности и духовности. Именно эти качества так презирал Базаров. Автор создал сразу несколько женских образов в «Отцах и детях», противопоставленных главному герою.

  • Катенька;
  • Фенечка;
  • мать Базарова.

Кукшина демонстрирует ложные нигилистические взгляды. Одинцова не понимает философии мужчины, хотя, как и Базаров, боится собственных чувств. Именно благодаря женщинам герой начинает сомневаться в правильности своих взглядов на жизнь. Любовь к Анне меняет героя. Он боится своих романтических порывов и даже пытается с ними бороться.

Отношение Базарова к женщинам постепенно меняется. Нигилистические взгляды не смогли пройти испытание любовью, поэтому герой не смог обрести счастья.

Взгляды и привычки

Несмотря на то что внешнее описание неплохо характеризует Кукшину, окончательно понять этот образ и составить рассказ о нем поможет описание ее дома, досуга и любимых занятий. Так, автор нарочито подчеркивал следующие детали, напрямую связанные с личностью Евдоксии Никитишны:

  • Под номером один стоит разместить описание гостиной хозяйки, которая скорее напоминала запылившийся кабинет с разбросанными бумагами и папиросными окурками.
  • Кукшина много читает, умеет играть на фортепиано и неплохо исполняет романсы, хотя все это не добавляет ей ума.
  • Она охотно рассказывает гостям о том, что серьезно увлекается химией, хотя в конце романа выясняется, что после своей эмиграции в немецкий Гейдельберг она также «серьезно» занялась архитектурой.
  • Считая себя добродушным человеком, Кукшина не останавливалась ни перед чем на пути к поставленной цели.
  • Страстно борясь за права женщин и продвигая в массы идеи нигилизма, она даже не понимает их сути и содержания.
  • Охотно и помногу выпивает, что также является противоестественным для знатных дам того времени.

Но главная особенность заключается в том, что Кукшину оставил муж, о чем она упоминает с напускным равнодушием.

Кроме того, она говорит, что, к счастью, не имеет детей, хотя на самом деле то обстоятельство, что она не состоялась как женщина, сильно угнетает героиню, у которой «. как у Ситникова, вечно скребло на душе. ». Стоит отметить, что это обстоятельство Тургенев ставит во главу угла, считая, будто все мировоззрение героини является лишь ширмой, за которым прячется лишь большое человеческое несчастье, пустота и неспособность пройти испытание так же достойно, как, например, Анна Сергеевна, оставшаяся вдовой во цвете лет.

Характеристика персонажей

Женские образы в произведении Тургенева играют важную роль. Они не только раскрывают мировоззренческую позицию главного героя, но и демонстрируют ценности русского общества XIX века.

Следующая цитата

Анна Одинцова

Анна Одинцова рано вышла замуж. В её браке не было любви, но взрослый супруг смог улучшить материальное положение её семьи. После смерти мужа Анна с сестрой некоторое время проживала за границей, а затем переехала в деревню. Там женщина обучалась веде́нию хозяйства, читала книги и воспитывала младшую сестру.

Несмотря на благородную внешность, героиня противопоставлена светскому обществу. Анна Одинцова отличается от других представительниц аристократии:

  • выдающимся умом;
  • равнодушием к светскому обществу;
  • независимостью.

К главным ценностям героини можно отнести спокойствие, комфорт и материальное благополучие. Умный и дерзкий Базаров сразу привлекает внимание женщины. Она испытывает к нему сильные чувства, но не готова отказаться от комфорта и спокойствия ради любви.

Трагедия отношений Базарова и Одинцовой связана не с нигилистическими взглядами героя, а с нерешительностью и равнодушием Анны. Героиня разрушила систему ценностей Евгения, но не смогла сделать его счастливым.

Образ и характеристика Кукшиной в романе "Отцы и дети": описание в цитатах

Полное имя героини - Авдотья (Евдоксия) Никитишна Кукшина:
". Eudoxie, Евдоксия Кукшина. "
". Авдотья Никитишна (или Евдоксия) Кукшина. "

Кукшина является дворянкой и помещицей. Она сама управляет своим имением:
". Впрочем, я действительно помещица. Я сама имением управляю. "

Кукшина является неопрятной женщиной:
". не совсем опрятном платье. "
". дама. <. > несколько растрепанная. "

Она - невзрачная женщина:
". В маленькой и невзрачной фигурке. "

Она является женщиной с прогрессивными взглядами:
". явные признаки прогрессивных стремлений хозяйки. "

Госпожа Кукшина курит папиросы и любит выпить:
". везде белели разбросанные окурки папирос. "
". Евдоксия свернула папироску своими побуревшими от табаку пальцами, провела по ней языком, пососала ее и закурила. "
". За первою бутылкой шампанского последовала другая, третья и даже четвертая. "

Госпожа Кукшина не следит за чистотой и порядком в доме:
". Комната, в которой они очутились, походила скорее на рабочий кабинет, чем на гостиную. Бумаги, письма, толстые нумера русских журналов, большею частью неразрезанные, валялись по запыленным столам; везде белели разбросанные окурки папирос. "

Евдоксия Кукшина вечно хандрит:

". И у ней, как у Ситникова, вечно скребло на душе. "

На досуге госпожа Кукшина занимается химией:
". А вы занимаетесь химией? Это моя страсть. Я даже сама выдумала одну мастику <. > Да, я. И знаете ли, с какою целью? Куклы делать, головки, чтобы не ломались. Я ведь тоже практическая. Но все еще не готово. "

В конце романа Евдоксия Кукшина уезжает за границу и изучает архитектуру:
". Кукшина попала за границу. Она теперь в Гейдельберге и изучает уже не естественные науки, но архитектуру, в которой, по ее словам, она открыла новые законы. "


Это был цитатный образ и характеристика Евдоксии Кукшиной в романе "Отцы и дети" Тургенева: описание героини в цитатах.

Смотрите: Все материалы по роману "Отцы и дети"

Следующая цитата

Госпожа Кукшина является одной из второстепенных героинь романа "Отцы и дети" Тургенева. Кукшина - знакомая Евгения Базарова и Аркадия Кирсанова. Впервые она появляется в главе XII романа "Отцы и дети".

Это молодая женщина с "прогрессивным взглядом" на жизнь. Она разъехалась с мужем, живет одна и сама занимается имением. Кукшина называет себя "эмансипированной женщиной" и борцом за права женщин.

Кукшина далеко не красавица: у нее невзрачная внешность. Кроме того, она небрежно одевается и ведет себя развязно.

Цитатная характеристика

Полное имя - Авдотья (Евдоксия) Никитишна Кукшина: ". Eudoxie, Евдоксия Кукшина. " ". Авдотья Никитишна (или Евдоксия) Кукшина. "

Дворянка, помещица: ". Впрочем, я действительно помещица. Я сама имением управляю. "

Внешность: ". дама, еще молодая, белокурая, несколько растрепанная, в шелковом, не совсем опрятном платье, с крупными браслетами на коротеньких руках и кружевною косынкой на голове. Она встала с дивана и, небрежно натягивая себе на плечи бархатную шубку на пожелтелом горностаевом меху, лениво промолвила: «Здравствуйте, Victor». " ". уставив на Базарова свои круглые глаза, между которыми сиротливо краснел крошечный вздернутый носик, прибавила. " ". В маленькой и невзрачной фигурке эманципированной женщины не было ничего безобразного; но выражение ее лица неприятно действовало на зрителя. Невольно хотелось спросить у ней: «Что ты, голодна? Или скучаешь? Или робеешь? Чего ты пружишься?».." ". Когда она смеялась, ее верхняя десна обнажалась над зубами. " ". стуча плоскими ногтями. " ". даже самой Кукшиной, явившейся на бал безо всякой кринолины и в грязных перчатках, но с райскою птицею в волосах. "

Неопрятная: ". не совсем опрятном платье. " ". дама. несколько растрепанная. "

Невзрачная: ". В маленькой и невзрачной фигурке;

Некрасивая: ". – Хорошенькая она? – перебил Базаров. – Н… нет, этого нельзя сказать. "

Эмансипированная, независимая женщина: ". Это замечательная натура, emancipee в истинном смысле слова, передовая женщина. " ". «эманципе» вроде Кукшиной.."

Семейное положение. Живет отдельно от мужа (что было редкостью в то время): ". Она, вы понимаете, разъехалась с мужем, ни от кого не зависит. " ". Прежде я по зимам жила в Москве… но теперь там обитает мой благоверный, мсьё Кукшин. "

Нет детей: ". Слава богу, я свободна, у меня нет детей… Что это я сказала: слава богу. "

С прогрессивными взглядами: ". явные признаки прогрессивных стремлений хозяйки. "

Хочет казаться хорошим человеком: ". она, очевидно, сама себя считала за добродушное и простое существо. " ". Кукшина – человек чудный. " ". ведь я говорил вам: замечательная личность! Вот каких бы нам женщин побольше. Она, в своем роде, высоконравственное явление. " (мнение Ситникова)

Курит папиросы и любит выпить: ". везде белели разбросанные окурки папирос. " ". Евдоксия свернула папироску своими побуревшими от табаку пальцами, провела по ней языком, пососала ее и закурила. " ". За первою бутылкой шампанского последовала другая, третья и даже четвертая. "

Играет на фортепиано и поет: ". стуча плоскими ногтями по клавишам расстроенного фортепьяно, принялась петь сиплым голосом сперва цыганские песни, потом романс Сеймур Шиффа «Дремлет сонная Гранада». "

Не следит за чистотой и порядком в доме: ". Комната, в которой они очутились, походила скорее на рабочий кабинет, чем на гостиную. Бумаги, письма, толстые нумера русских журналов, большею частью неразрезанные, валялись по запыленным столам; везде белели разбросанные окурки папирос. "

Вечно хандрит: ". И у ней, как у Ситникова, вечно скребло на душе. "

Развязная, неестественная: ". Она говорила и двигалась очень развязно и в то же время неловко: она, очевидно, сама себя считала за добродушное и простое существо, и между тем что бы она ни делала, вам постоянно казалось, что она именно это то и не хотела сделать; все у ней выходило, как дети говорят, – нарочно, то есть не просто, не естественно. "


Увлекается химией: ". А вы занимаетесь химией? Это моя страсть. Я даже сама выдумала одну мастику <. > Да, я. И знаете ли, с какою целью? Куклы делать, головки, чтобы не ломались. Я ведь тоже практическая. Но все еще не готово. "

Читает книги и журналы: ". Нужно еще Либиха почитать. Кстати, читали вы статью Кислякова о женском труде в «Московских ведомостях». " ". Жорж Санда. Отсталая женщина, и больше ничего! Как возможно сравнить ее с Эмерсоном! <. > Ах, какую удивительную статью по этому поводу написал Елисевич. " ". прочтите лучше книгу Мишле «De l’amour». Это чудо. "

Считает себя борцом за права женщин: ". за права женщин, которые я поклялась защищать до последней капли крови. " ". Я не могу слышать равнодушно, когда нападают на женщин, – продолжала Евдоксия. – Это ужасно, ужасно. "

В конце романа уезжает за границу и изучает архитектуру: ". Кукшина попала за границу. Она теперь в Гейдельберге и изучает уже не естественные науки, но архитектуру, в которой, по ее словам, она открыла новые законы. "

Следующая цитата

Написание романа «Отцы и дети» приходится на 60-е годы XIX века, когда в России получили развитие нигилистические настроения, свойственные преимущественно молодому поколению. Отрицание старых принципов и устоев, беспринципность на пути к достижению поставленных целей, отсутствие преклонения перед авторитетом взрослых опытных людей и приоритетное отношение к полезному, ставящее на задний план духовное — все это проводит черту между отцами и их детьми.

Сегодня в таких взглядах нет ничего нового и определенный конфликт со старшими есть практически у каждого поколения, другое дело, что в ту пору, которую описывал русский классик, тенденция к отрицанию всего привычного стала своеобразной революцией в умах, воспринятой на ура многими представителями молодого дворянства. Примечательно, что события разворачивались в канун событий 1861 года, когда была принята крестьянская реформа, упразднившая крепостное право.

А что сам автор, ведь его отношение к описываемым событиям играет огромную роль? Судить об этом по каким-то отдельным отрывкам из произведения неправильно, даже если сквозь них явно прорывается симпатия или, напротив, негативное отношение к определенным персонажам, их взглядам и поступкам. Приоткрыть завесу тайны помогает письмо, датированное 14 апреля 1862 года, которое Иван Сергеевич адресовал своему другу, драматургу Константину Случевскому.

В этом послании Тургенев почти с презрением относится ко всему дворянскому классу, отмечая отдельных персонажей своего романа, как олицетворение вялости, слабости и ограниченности.

Это не означает, что он является приверженцем нигилизма, и даже наоборот, во всем произведении явно чувствуется уродливая карикатурность некоторых его персонажей, тогда как эмансипация некоторых из них и вовсе вызывает у автора явное раздражение.

Внешние характеристики

Любой персонаж в первую очередь интересен своей внешностью, особенно если речь идет о молодой женщине. Авдотья Кукшина, как героиня противоречивая и от этого еще более яркая и интересная, не является в этом плане исключением из правил. А для того чтобы понять, как выглядела помещица, стоит привести сравнительную таблицу цитатных характеристик Кукшиной.

Уже только по этим фразам можно понять, что автор относится к своей героине без симпатии, буквально выворачивая наизнанку ее порочную лень и глупость. Мало того, Тургенев будто бы специально наделяет Кукшину такими чертами, напрямую ассоциируя их с истинной подноготной женской эмансипации.

Главные герои произведения

Главный герой повести — молодой студент, изучающий медицину, по имени Евгений Васильевич Базаров. Именно он является ярым приверженцем новомодного тогда течения нигилизма, неся его в массы. У него есть друг — Аркадий Кирсанов, который на какое-то время подпадает под влияние нигилистических настроений, выступая вместе с Базаровым против отца Николая Петровича и дяди Павла Петровича, двух помещиков аристократического происхождения, являющихся сторонниками либерализма во всех его направлениях.

Есть в произведении и персонажи второстепенные, но от этого не менее значимые:

  • Авдотья Никитична Кукшина как раз таки является одним из них, будучи натурой, сотканной из противоречий. Образ очень колоритный, состоящий из множества слоев, которые можно снимать один за другим в поисках его истинной сути, однако на выходе приходит осознание его беспросветной пустоты. При более глубоком рассмотрении становится очевидно, что персонаж Кукшиной есть не что иное, как пародия на главного героя Базарова, причем карикатура эта не злая и жестокая, а нелепая, поверхностная и отражающая всю никчемность и необоснованность его взглядов и суждений.
  • Анна Сергеевна Одинцова, богатая вдова, к которой питают чувства и Базаров, и его друг Аркадий. Ставящая ценность тихой, спокойной жизни без мирских страстей превыше всего, она, питающая симпатию к Евгению, отказывает ему, тогда как изнемогающий от безответных чувств Аркадий со временем понимает, что его истинной любовью является младшая сестра Анны Катя, на которой он и женится.

Определенные чувства у Базарова возникают и в отношении молоденькой любовницы Николая Петровича Кирсанова Фенечки, которую он целует в порыве страсти, будучи замеченным братом помещика Павлом Петровичем. Несмотря на свой неофициальный статус, Федосья Николаевна описывается автором, как девушка тихая и порядочная. Она явно противопоставляясь Кукшиной с ее раздутым эмансипе.

Основная сюжетная линия

Для того чтобы как можно глубже понять характер ключевых героев произведения, необходимо еще раз перечитать роман или хотя бы ознакомиться с кратким его пересказом. Так, содержание «Отцы и дети» характеризуется следующими событиями:

  1. В первой главе описывается пребывание Базарова в фамильном имении Кирсановых в Марьино, которое заканчивается конфликтом Евгения с владельцами поместья Николаем Петровичем и Павлом Петровичем и его переездом вместе с Аркадием в небольшой губернский город.
  2. В этом городе молодые нигилисты коротают время с Виктором Ситниковым и Авдотьей Никитичной Кукшиной, которая оказывается единомышленницей строптивцев, позиционирующей себя приверженницей вульгарного нигилизма. За непродолжительный срок пребывания в гостях у помещицы Базаров с Кирсановым успевают не только заинтересоваться этой личностью, но и порядком охладеть к ней. Стоит отметить, что Тургенев не скупился на описание характеристик Кукшиной, стараясь отразить в них, как через лакмусовую бумагу, черты главных героев.
  3. Молодые люди покидают дом Кукшиной, уязвляя ее самолюбие. Причина кроется не только в разочаровании в личности этой маленькой напористой дамы, но и в знакомстве Базарова с Анной Одинцовой, которое происходит на балу. В итоге они останавливаются в имении богатой помещицы, но вскоре вновь уезжают из-за неудачного объяснения в любви Евгения хозяйке.
  4. После этого молодые люди едут в отчий дом Базарова, но и там они не могут долго задерживаться ввиду того, что Базарова раздражает чрезмерная опека родителей. Совершенно случайно они вновь оказываются в Никольском, но вынуждены продолжить свой путь из-за нарочито холодного приема хозяйки Одинцовой.
  5. Попадая в дом своего друга в Марьино, Евгений в порыве внезапно вспыхнувших чувств страстно целует Фенечку. Это видит вошедший в комнату Павел Петрович, вызывающий молодого наглеца на дуэль. Аркадий уезжает к Одинцовой, где понимает, что на самом деле любит Катю, а не ее старшую сестру Анну Сергеевну.
  6. Базаров возвращается ни с чем домой, где вскоре получает ранение при вскрытии умершего от тифа и умирает от сепсиса. Перед смертью он по своей инициативе в последний раз разговаривает с Одинцовой.

Произведение заканчивается тем, что сын и отец Кирсановы благополучно женятся на своих возлюбленных, а Павел Петрович и Кукшина навсегда эмигрируют за рубеж, о чем последняя всегда страстно мечтала.

Госпожа Кукшина

Характер Анны Одинцовой противопоставлен образу Авдотьи Кукшиной. В начале произведения автор описывает ещё молодую белокурую женщину в неопрятном платье и с растрёпанными волосами. Окружающие не считают Кукшину привлекательной, она вызывает интерес только своими прогрессивными взглядами.

Героиня относит себя к «эмансипе», то есть к женщинам, демонстрирующим равные права с мужчинами. Базарову и Кирсанову она говорит, что не желает ни от кого зависеть, поэтому живёт отдельно от мужа и не имеет детей. Кукшина старается создать образ умной независимой женщины, но вызывает у окружающих только недоверие и сострадание.

Авдотья Никитична глубоко несчастлива. Её нигилистические взгляды притворны, ведь в глубине души она стремится обрести простое женское счастье. Кукшина демонстрирует худшие стороны нигилизма.

Подробный портрет Кукшиной

Глубина персонажа заключается прежде всего в том, что он является своеобразным двойником главного героя, представленном в женском обличьи. Да, основные черты, присущие характеру и нраву Базарова, здесь явно гипертрофированны, но суть остается прежней, и именно при знакомстве с Кукшиной становится очевидной вся их нелепость. Мало того, в конце общения Евгений явно испытывает отторжение к Авдотье, тайный смысл которого кроется в непринятии самого себя и поиска нестандартных способов самовыражения, в итоге играющих с ним злую шутку.

Катя и Фенечка

Катя Локтева является типичной тургеневской девушкой. Младшая сестра Анны Одинцовой обладает привлекательной внешностью. Автор описывает:

  • смуглую кожу;
  • чёрные волосы;
  • тёмные глаза.

В произведении автор указывает на то, что Анну и Катю не связывают тёплые отношения. Вероятно, старшая сестра воспитывала девочку в строгости, поэтому К. Локтева побаивается Одинцову. Нежный образ Кати в романе «Отцы и дети» противопоставлен строгому образу Анны.

Скромная, но не лишённая сильного характера девушка смогла покорить сердце Аркадия Кирсанова. Благодаря Кате молодой нигилист отказался от ложной системы ценностей и смог обрести семейное счастье.

Особое внимание стоит уделить образу Фенечки. Эта простая крестьянская девушка наделена многими положительными качествами. Базаров уделяет Фенечке знаки внимания, но в ответ встречает лишь укор. Девушку возмущает безнравственность Евгения, которая противоречит её принципам и ценностям.

В таблице представлена сравнительная характеристика женских образов.

Героиня Характеристика
Анна Одинцова Носительница холодной красоты и рассудительности. Умна, богата и хорошо воспитана, но комфортность и душевное спокойствие ставит превыше любви
Кукшина Провинциальная нигилистка. Образована, начитана, всегда находится в курсе всех событий. Поддерживает имидж «передовой женщины», хотя таковой не является
Катя Локтева Добрая, общительная и наблюдательная, но при этом обладает сильным характером
Фенечка Бывшая крепостная. Прекрасная мать и заботливая жена

Информация из таблицы поможет охарактеризовать героинь произведения. Материал может быть использован для составления реферата или написания сочинения по литературе.

Читайте также: