Евангелие от фомы цитаты

Обновлено: 20.05.2024

Отвечает священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря
Текст, известный под названием «Евангелие от Фомы» не принадлежит одному из 12-ти апостолов. Возникло ЕФ, несомненно, в одной из гностических сект. По мнению авторитетного исследователя Брюса М. Мецгера, «составитель Евангелия Фомы, который, вероятно, записал его в Сирии около 140 г., пользовался также Евангелием египтян и Евангелием евреев» (Канон Нового Завета, М., 1998, с.86).

Оно не содержит ни повествования о земной жизни Спасителя мира (Рождестве, проповеди Небесного Царствия, Искупительной смерти, Воскресении и Вознесении), ни рассказов о Его чудесах. В нем 118 логий (речений). В содержании их явственно присутствуют гностические заблуждения. Представители этих еретических сект учили о «тайном знании». Автор рассматриваемого текста в полном соответствии с этим пишет: «Это тайные слова, которые сказал Иисус живой…» (1). Такое понимание учения Спасителя полностью расходится с духом Евангелия, которое открыто для всех.

Сам Иисус свидетельствует: «Я говорил явно миру; Я всегда учил в синагоге и в храме, где всегда Иудеи сходятся, и тайно не говорил ничего» (Ин.18:20). Для гностиков был характерен докетизм ( греч. dokeo – думать, казаться) – отрицание Боговоплощения. Представители этой ереси утверждали, что тело Иисуса было призрачным. Докетизм присутствует в ЕФ. Мы знаем из свидетельств евангелиста, что Господь сказал: «что смущаетесь, и для чего такие мысли входят в сердца ваши? Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои; это Я Сам; осяжите Меня и рассмотрите; ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня. И, сказав это, показал им руки и ноги» (Лк.24:39).

Можно привести из ЕФ немало логий, совершенно чуждых духу светлой христовой любви. Например: «Царствие Отца подобно человеку, который хочет убить сильного человека. Он извлек меч в своем доме, он вонзил его в стену, дабы узнать, будет ли рука его крепка. Тогда он убил сильного» (102).

Встречается не мало людей, которых тянет к чтению апокрифов. В этом есть явные признаки духовного нездоровья. Они наивно думают найти там что-то еще «неведомое». Святые отцы старались удержать христиан от чтения апокрифов. «Зачем брать в руки то, что не принимает Церковь», - писал блаж. Августин.

ЕФ хорошо подтверждает эту мысль святителя. Чему может научить, например, 15-я логия: «Если вы поститесь, вы зародите в себе грех, и, если вы молитесь, вы будете осуждены, и, если вы подаете милостыню, вы причините зло вашему духу». Здесь кощунственно под видом «евангелия» подается то, что обличал Спаситель.

Следующая цитата

19. Ученики сказали Иисусу: Скажи нам, каким будет наш конец. Иисус сказал: Открыли ли вы начало, чтобы искать конец? Ибо в месте, где начало, там будет конец. Блажен тот, кто будет стоять в начале: и он познает конец, и он не вкусит смерти.

Сергей Авдеев цитирует 4 года назад

98. Иисус [сказал]: Тот, кто ищет, найдет, [и тот, кто стучит], ему откроют.

Сергей Авдеев цитирует 4 года назад

Евангелие от Фомы сравнимо с сократическими диалогами: они даже представление не о законченном решении, а о поисках его

Tatiana цитирует 6 лет назад

Иисус сказал: Блаженны вы, когда вас ненавидят (и) вас преследуют. И не найдут места там, где вас преследовали.

Maria Shornikova цитирует в прошлом году

98. Иисус [сказал]: Тот, кто ищет, найдет, [и тот, кто стучит], ему откроют.

Сергей Панкратов цитирует в прошлом году

20. Иисус сказал: Блажен тот, кто был до того, как возник.

Критик Смирнова цитирует в прошлом году

Иисус сказал: Если вам говорят: Откуда вы произошли? - скажите им: Мы пришли от света, от места, где свет произошел от самого себя. Он. в их образ. Если вам говорят: Кто вы? - скажите: Мы его дети, и мы избранные Отца живого. Если вас спрашивают: Каков знак вашего Отца, который в вас? - скажите им: Это движение и покой.

Критик Смирнова цитирует в прошлом году

Иисус сказал: Не собирают винограда с терновника и не пожинают смокв с верблюжьих колючек. Они не дают плода. Добрый человек выносит доброе из своего сокровища. Злой человек выносит плохое из своего дурного сокровища, которое в его сердце, (и) он говорит плохое, ибо из избытка сердца он выносит плохое.

Критик Смирнова цитирует в прошлом году

Ибо то, что войдет в ваши уста, не осквернит вас, но то, что выходит из ваших уст, это вас осквернит.

Ираида Кравцова цитирует 2 года назад

Тот, кто ищет, найдёт, [и тот, кто стучит], ему откроют.

Ираида Кравцова цитирует 2 года назад

Добрый человек выносит доброе из своего сокровища. Злой человек выносит плохое из своего дурного сокровища, которое в его сердце, (и) он говорит плохое, ибо из избытка сердца он выносит плохое.

Ираида Кравцова цитирует 2 года назад

Сучок в глазе брата твоего ты видишь, бревна же в твоём глазе ты не видишь. Когда ты вынешь бревно из твоего глаза, тогда ты увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего.

Ираида Кравцова цитирует 2 года назад

Люби брата твоего, как душу твою. Охраняй его как зеницу ока твоего.

Ираида Кравцова цитирует 2 года назад

«…познай то, что перед лицом твоим, и то, что скрыто от тебя, откроется тебе. Ибо нет ничего тайного, что не будет явным».

Виталий Разумов цитирует 3 года назад

внутреннем мире человека («

Виталий Разумов цитирует 3 года назад

их заменяет учение о едином духовном начале, о двух состояниях и о самопознании человека как о пути к спасению.

Виталий Разумов цитирует 3 года назад

намек на переход человека с помощью познания из одного состояния в другое (

Виталий Разумов цитирует 3 года назад

евангелии отвергаются пост, молитва, милостыня

Виталий Разумов цитирует 3 года назад

подразумевает миссию Иисуса способствовать освобождению духовного начала, слитого в людях с телесным

Виталий Разумов цитирует 3 года назад

изречение 56: о «покое» - «вы не познали его»; изречение 117: о «царствии Отца» - «и люди не видят его»).


Загрузите в
App Store

Загрузите в
Google Play

Букмейт — это онлайн-библиотека с книгами, аудиокнигами и комиксами. 70 000 книг можно читать бесплатно, а еще 1 000 000 — по подписке. Это выгоднее, чем скачивать книги по одной! Делитесь с друзьями отзывами, впечатлениями и цитатами, а также загружайте свои книги в формате EPUB и FB2.

Следующая цитата

В предыдущей статье мы рассматривали евангелие с гомосексуальным подтекстом, которое на самом деле оказалось современной подделкой ( Тайное евангелие от Марка ). В этой статье мы рассмотрим евангелие, древность которого не вызывает сомнения у ученых, оно настолько вписывается в традицию, что его даже называют пятым Евангелием. Речь пойдет о Евангелии от Фомы.

Но при чем тут трансгендеры? Не будем томить. Цитируем Евангелие от Фомы:

Симон Петр сказал им: Пусть Мария уйдет от нас, ибо женщины недостойны жизни. Иисус сказал: Смотрите, я направлю ее, дабы сделать ее мужчиной, чтобы она также стала духом живым, подобным вам, мужчинам. Ибо всякая женщина, которая станет мужчиной, войдет в царствие небесное.
Иисус сказал им: Когда вы сделаете двоих одним, и когда вы сделаете внутреннюю сторону как внешнюю сторону, и внешнюю сторону как внутреннюю сторону, и верхнюю сторону как нижнюю сторону, и когда вы сделаете мужчину и женщину одним, чтобы мужчина не был мужчиной и женщина не была женщиной, когда вы сделаете глазА вместо глАза, и руку вместо руки, и ногу вместо ноги, образ вместо образа, – тогда вы войдете в [царствие].

Что все это значит? Иисус призывал женщин менять свой пол? В Царствие небесное войдут только люди, отказавшиеся от своего пола?

Во-первых, мы не знаем точно, принадлежали ли эти слова самому Иисусу или это идеи христианской секты 2 века (гностической секты). Во-вторых, конечно же, во 2 веке ни о какой смене пола в прямом смысле речи быть не могло. Этот текст отражает, так называемое, учение о недвойственности (в индуистской традиции - адвайта).

Суть в том, что человек мыслит в системе противоположностей: правое - левое, мужское - женское. А истина/божество находится вне этих концепций. Нет ни мужского, ни женского. Что-то похожее говорил еще апостол Павел: "Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе." (Гал 3:28).

Идея единства мужчины и женщины прослеживается еще в Ветхом Завете. В Книге Бытия Бог творит человека одновременно мужчиной и женщиной. Согласно талмудической традиции Бог совторил Адама андрогином. Эту интерпретацию книги Бытия поддержал и русский религиозный мыслитель Бердяев.

По-видимому, приведенные цитаты из Евангелия от Фомы следует понимать в этом же контексте. Для того, чтобы попасть в Царство Небесное необходимо вернуться в первоначальное состояние неразделенности. Похожее состояние бывает в младенчестве. Не случайно цитируемая логия (высказывание) начинается с того, что Иисус увидел младенцев, сосущих молоко и сказал: "Эти младенцы, которые сосут молоко, подобны тем, которые входят в царствие" .

Любопытно, что в первой цитате Иисус говорит так, как будто не причисляет себя к мужчинам: "подобным вам , мужчинам". Значит ли это, что Иисус уже находится в состоянии вне пола?

Дает ли Евангелие от Фомы надежду на спасение людям, которые в прямом смысле слова сменили пол? Сложно сказать. Современные интерпретаторы считают, что это возможно. Мы с вами живем в эпоху постмодернизма и "смерти автора", когда не так важно, что на самом деле хотел сказать автор, важно, что текст дает читателю.

Следующая цитата

>>> Познание мира восприятия, в котором нам посчастливилось оказаться по воле Всевышнего происходит обычно через поиск, анализ и накопление информации об этом мире, в результате чего открывается все более глубинная и широкая картина мироздания. Собирается индивидуальная мозаика-"паззл", в (относительно бесконечности) конечном результате сборки которой человек переживает потрясение (говоря христианским языком - божественное откровение), удивляется чудесному открытию своей истинной сущности, обретает "Царя в Голове" (а точнее - в душе), и начинает царствовать над всем миром восприятия, проще говоря - освобождается от пристрастному к нему отношению.

2. Иисус сказал: Если те, которые ведут вас, говорят вам: Смотрите, царствие в небе! - тогда птицы небесные опередят вас. Если они говорят вам, что оно - в море, тогда рыбы опередят вас. Но царствие внутри вас и вне вас.

>>> Иисус предупреждает нас о том, что нет четких рамок у безмерного, необъятного, Всеобъемлющего Ничто, и его нельзя локализовать земными мерками, потому что Оно во всем. Голографический принцип. Царствуешь тем, что внутри тебя, а внутри тебя - всё Царство. От непонимания слов Иисуса и происходят все межконфессиональные конфликты. "Ты туда не ходи, ты сюда ходи. "

3. Когда вы познаете себя, тогда вы будете познаны и вы узнаете, что вы - дети Отца живого. Если же вы не познаете себя, тогда вы в бедности и вы - бедность.

>>> «Познай самого себя» (Nosce te ipsum). Как уже становится понятно, что заключая в себе Царствие (Бога, все мироздание, вселенную и т.д.), познать самого себя равносильно познанию всего мира, и познания Бога. Интровертный метод богопознания. Думаю, равноценен с экстравертным, но все зависит от данной предрасположенности каждого. Соответственно, познав обретаешь БОГатство, а иначе – бедность.

(5.)Иисус сказал: Познай то, что (или того, кто) перед Лицом твоим, и то, что скрыто (или тот, кто скрыт) от тебя,- откроется тебе. Ибо нет ничего тайного, что не будет явным.

>>> Опять голографический принцип – познай часть, чтобы познать все целое. Все тайное – это еще непознанное.

10 Иисус сказал: Я бросил огонь в мир, и вот я охраняю его, пока он не запылает.

>>> Возможно, имеется ввиду само принесенное Иисусом учение, которое будет теплиться в ожидании желающих его познать, и пылающее для тех, кто познал его.

11. Иисус сказал: Это небо прейдет, и то, что над ним, прейдет, и те, которые мертвы, не живы, и те, которые живы, не умрут.

>>> Все течет, все изменяется, все пройдет, пройдет и это, главное – осознать вечность своей жизни («те которые живы»).

12. В (те) дни вы ели мертвое, вы делали его живым.

>>> Мертвая пища становится частью живого человека.

Или мертвые тексты писаний при познании их сути оживают.

17. Иисус сказал: Может быть, люди думают, что я пришел бросить мир в мир, и они не знают, что я пришел бросить на землю разделения, огонь, меч, войну.

>>> Пророческое предсказание о развитии событий из-за появлений религий на базе учения. История христианства.

18. Иисус сказал: Я дам вам то, чего не видел глаз, и то, чего не слышало ухо, и то, чего не коснулась рука, и то, что не вошло в сердце человека.

>>> Обретение сверхчувственного восприятия мира.

19. Ученики сказали Иисусу: Скажи нам, каким будет наш конец. Иисус сказал: Открыли ли вы начало, чтобы искать конец? Ибо в месте, где начало, там будет конец. Блажен тот, кто будет стоять в начале: и он познает конец, и он не вкусит смерти.

>>> Нарисуйте окружность и подумайте, где на ее линии начало и конец. Тот, кто сам решится определить для себя начало, тем самым и определит конец, а значит, познает Альфу и Омегу и вечность.

20. Иисус сказал: Блажен тот, кто был до того, как возник.

>>> Возможно, имеется в виду: блажен тот, кто осознал, что существовал всегда и до появления в этом мире при рождении.

27. Иисус увидел младенцев, которые сосали молоко. Он сказал ученикам своим: Эти младенцы, которые сосут молоко, подобны тем, которые входят в царствие. Они сказали ему: Что же, если мы - младенцы, мы войдем в царствие? Иисус сказал им: Когда вы сделаете двоих одним, и когда вы сделаете внутреннюю сторону как внешнюю сторону, и внешнюю сторону как внутреннюю сторону, и верхнюю сторону как нижнюю сторону, и когда вы сделаете мужчину и женщину одним, чтобы мужчина не был мужчиной и женщина не была женщиной, когда вы сделаете глаза вместо глаза, и руку вместо руки, и ногу вместо ноги, образ вместо образа,- тогда вы войдете в (царствие).

>>> Чтобы постигнуть Единое и слиться с Единым, надо объединить в своем сознании дуальные пары, на основании которых мы переживаем бытие в этом измерении в качестве «человека разумного». Все, что разделяет сознание – уводит человека от единства с Творцом, все что объединяет – вводит в «царствие».

29. Ученики его сказали: Покажи нам место, где ты, ибо нам необходимо найти его. Он сказал им:

Тот, кто имеет уши, да слышит! Есть свет внутри человека света, и он освещает весь мир. Если он не освещает, то - тьма.

>>> Отсылка ко второму стиху. Нет локальности, свет внутри, а если не увидишь этот свет внутри себя, будешь пребывать во тьме (те самые слепые и мертвые из евангельских историй).

30, Иисус сказал: Люби брата твоего, как душу твою. Охраняй его как зеницу ока твоего.

>>> Краеугольная тема любви как общего фундамента. Полюби себя и Бога в себе, полюби также все, что воспринимаешь как внешнее и достигнешь Единения в Любви. Так как Бог есть Любовь, то получается понятийное кольцо, входя в которое можно «вертеться в раю, как гонять по велотреку». Соответственно, все неприятности от того, что человек сходит с этого «непорочного круга», чтобы опять стремиться занять свою дорожку на треке этого кольца. Любовь приводит к большей Любви, страх приводит к большему страху.

31. Иисус сказал: Сучок в глазе брата твоего ты видишь, бревна же в твоем глазе ты не видишь. Когда ты вынешь бревно из твоего глаза, тогда ты увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего.

>>> Опять же, исходя из принципа “Познай самого себя». Заблуждением является поиск вины чего-либо внешнего, так как все внешнее – отражение тебя внутреннего, и в таком заблуждении не работают над исправлением причины, а борются со следствием.

33. Иисус сказал: Я встал посреди мира, и я явился им во плоти. Я нашел всех их пьяными, я не нашел никого из них жаждущим, и душа моя опечалилась за детей человеческих. Ибо они слепы в сердце своем и они не видят, что они приходят в мир пустыми; они ищут снова уйти из мира пустыми. Но теперь они пьяны. Когда они отвергнут свое вино, тогда они покаются.

>>> Бог, осознавший себя в человеке видит, что люди вокруг спят в забытье, не помня, откуда они пришли и куда идут. Это очень ранит, и естественным душевным порывом становится желание пробудить их от состояния зомби. (изречение также обыграно во множестве притч и мифов, и вплоть до современных рассказов типа «Восемь часов утра» Рэя Нельсона или фильма «Матрица» братьев Вачовски). Быть слепым в сердце значит не видеть в своем сердце Свет и не иметь Любви. «Пустота» здесь – это забытье о своем изначальном бытии.

39. Иисус сказал: Если слепой ведет слепого, оба падают в яму.

>>> То есть опять же – изначально надо прозреть и увидеть Свет самому, чтобы иметь право вести за собой других. Перекликается с «не суди да не судим будешь».

42. Ученики его сказали: В какой день ты явишься нам и в какой день мы увидим тебя? Иисус сказал: Когда вы обнажитесь и не застыдитесь и возьмете ваши одежды, положите их у ваших ног, подобно малым детям, растопчете их, тогда (вы увидите) сына того, кто жив, и вы не будете бояться.

>>> Надо быть открытыми, свободными от страхов, навязанных заморочек, приобретенных комплексов и предрассудков, такими как дети.

44. Иисус сказал: Фарисеи и книжники взяли ключи от знания. Они спрятали их и не вошли и не позволили тем, которые хотят войти. Вы же будьте мудры, как змии, и чисты, как голуби.

>>> Кто владеет информацией, тот владеет миром. Даже если освобождающее нас знание скрыто власть имущими, надо проявить мудрость ума и чистоту души, чтобы также прийти к свободе без всякой «эзотерики».

46. Иисус сказал: Тот, кто имеет в своей руке,- ему дадут; и тот, у кого нет, то малое, что имеет,- у него возьмут.

>>> Имея в себе Любовь будешь встречать на своем пути больше любви, но не имея любви впереди будут ждать одни потери. Потому что в любви нет потерь, а лишь обретения.

47. Иисус сказал: Будьте прохожими.

>>>Не надо цепляться за преходящее миро сего. Проходить мимо бренности, идя навстречу Вечности.

48. Ученики его сказали ему: Кто ты, который говоришь нам это? (Иисус сказал им): Из того, что я вам говорю, вы не узнаете, кто я? Но вы стали как иудеи, ибо они любят дерево (и) ненавидят его плод, они любят плод (и) ненавидят дерево.

>>> Ошибка людей в непонимании причинно-следственных связей явлений.

49. Иисус сказал: Тот, кто высказал хулу на Отца,- ему простится, и тот, кто высказал хулу на Сына,- ему простится. Но тот, кто высказал хулу на Духа святого,- ему не простится ни на земле, ни на небе.

>>> Отец – Вселюбящий, Сын – Всетерпящий, а вот хулить божественное мироздание (Дух Святой) – это заблуждение ума, которое будет приводить человеческое существо к страданиям (созвучно с выводами воззрений буддистов).

"Две вещи бесконечны : Вселенная и человеческая глупость ; и я не уверен в бесконечности Вселенной." -- Альберт Эйнштейн

53. Иисус сказал: Если двое в мире друг с другом в одном и том же доме, они скажут горе: Переместись! - и она переместится.

>>> Когерентность сознаний, созвучие душ, резонанс мыслей – вера одного внушает веру во второго, вера двух внушает веру в трех; вера моделирует воспринимаемую реальность – «гора перемещается». Обратная картина – диссонанс, хаос, «лебедь, рак и щука». Верующий и неверующий одно дело будут хуже даже, чем два неверующих, потому что «неверие» - это тоже вера, но во что-то противоположное.

54. Иисус сказал: Блаженны единственные и избранные, ибо вы найдете царствие, ибо вы от него (и) вы снова туда возвратитесь.

>>> Много званных, но мало избранных потому, что мало тех, кто осознал себя избранным, ведь зовут всех нас. (Это же иллюстрируют видеоролики в моем профайле под названием «Новый Эдем», серии 15-17 )

55. Иисус сказал: Если вам говорят: Откуда вы произошли? - скажите им: Мы пришли от света, от места, где свет произошел от самого себя. Он. в их образ. Если вам говорят: Кто вы? - скажите: Мы его дети, и мы избранные Отца живого. Если вас спрашивают: Каков знак вашего Отца, который в вас? - скажите им: Это движение и покой.

>>> А тут и не нужно толкование – каждый постигнувший это постигнет все остальное.

Читайте также: