Если долго всматриваться в бездну бездна начнет всматриваться в тебя откуда цитата
Обновлено: 21.11.2024
«Заблистать через триста лет – моя жажда славы», – писал Ницше. Сочинения мыслителя обрели известность раньше. Какими афоризмами будоражил он современников?
«Живите, воюя с равными вам и с самими собой»
«Первым признаком, что зверь стал человеком, является то, что его действия направлены уже не на благополучие данного мгновения, а на длительное благосостояние, человек становится полезным, целесообразным: тут впервые прорывается наружу свободное господство разума»
«Когда живут в одиночестве, не говорят слишком громко, да и пишут не слишком громко: ибо боятся пустого отголоска — критики нимфы Эхо. — И все голоса звучат иначе в одиночестве!»
«Верой называется нежелание знать истину»
«Богатство жизни выдает себя через богатство жестов. Нужно учиться ощущать все — длину и краткость предложения, пунктуацию, выбор слов, паузы, последовательность аргументов — как жесты»
Ницше в 1869 году. (Pinterest)
«Люди, которые не чувствуют себя уверенными в обществе, пользуются всяким случаем, чтобы перед обществом показать на ком-либо, кто ниже их, свое превосходство, например, с помощью насмешек»
«Нужно носить в себе ещё хаос, чтобы быть в состоянии родить танцующую звезду»
«Существует право, по которому мы можем отнять у человека жизнь, но нет права, по которому мы могли бы отнять у него смерть»
«Иногда, чтобы убедить в чем-либо одаренных людей, нужно только изложить утверждение в виде чудовищного парадокса»
«Много говорить о себе — тоже способ себя скрывать»
Ницше в 1871 году. (Pinterest)
«Кто чувствует несвободу воли, тот душевнобольной; кто отрицает ее, тот глуп»
«Когда нас постигает бедствие, то его можно одолеть либо устранением его причины, либо изменением действия, которое оно оказывает на наше сознание, — истолкованием его как блага, польза которого, быть может, уяснится нам позднее»
«Ни один победитель не верит в случайность»
«Люди свободно лгут ртом, но рожа, которую они при этом корчат, все-таки говорит правду»
«Нести при себе свое золото в неотчеканенном виде связано с неудобствами; так поступает мыслитель, лишенный формул»
Рисунок Ганса Олде. (Pinterest)
«Бог мертв; из-за сострадания своего к людям умер Бог»
«Достоевский, это — единственный психолог, у которого я мог кой-чему научиться; знакомство с ним я причисляю к прекраснейшим удачам моей жизни»
«Все люди еще и теперь, как и во все времена, распадаются на рабов и свободных; ибо кто не имеет двух третей своего дня для себя, тот — раб, будь он в остальном кем угодно: государственным деятелем, купцом, чиновником, ученым»
«Кто сражается с чудовищами, тому следует остерегаться, чтобы самому при этом не стать чудовищем. И если ты долго смотришь в бездну, то бездна тоже смотрит в тебя»
«Смерть достаточно близка, чтобы можно было не страшиться жизни»
Следующая цитата
Если принять во внимание контекст этой фразы про чудовище, то скорее всего Ницше предостерегает читателя. Имеется ввиду что при погружении человека в иную, враждебную среду особенно с целью повлиять на нее, ему следует помнить что среда начинает влиять на человека и нужно опасаться стать ее частью.
В качестве примера можно привести попадание например спортсмена в общество алкоголиков. Он пытается бороться с пьянством, но со временем если недостаточно морально силён, он опустит руки и сам со временем станет частью этого общества.
Следующая цитата
Один из самых известных афоризмов Фридриха Ницше предупреждает: "Если ты долго смотришь в бездну, то бездна начинает всматриваться в тебя".
Его называли "наиболее русским" из западных философов, и история, приключившаяся с ним, тоже оказалась вполне русской. Жители Турина были шокированы: приличный господин в пальто на шелковой подкладке и в очках с золотой оправой вдруг разрыдался и обнял запряженную в пролетку лошадь - ему показалось, что ее избили. Карабинеры с трудом оторвали его от нее.
Эта сцена - прямая перекличка со стихами Маяковского. Увидев слезы, катившиеся из глаз упавшей клячи, поэт, который будет разговаривать "на ты" с Солнцем, обратился к ней "на Вы" - "Лошадь, послушайте. " - и признался: "Деточка, все мы немножко лошади, каждый из нас по-своему лошадь". Написано это было в разгар чудовищно жестокой Гражданской войны.
В СССР книги Ницше были упрятаны в казематы Спецхрана. В ругани, обрушенной на него Большой советской энциклопедией, представлена вся бранная лексика, исключая разве мат: "реакционный немецкий философ, один из предшественников фашизма. Ницшеанство - идеологическое оружие злейших врагов мира, демократии и социализма".
В истории трудно найти деятеля, которого бы так яростно обвиняли в несовершенных грехах. И хотя сегодня сочинения Ницше можно найти в любом уважающем себя книжном магазине, знаем мы о нем постыдно мало.
Роковую роль в судьбе Ницше сыграли женщины, хотя он их сторонился и никогда не был женат
Резких выпадов против них у Ницше, вопреки распространенному мнению, нет. А как же изречение "Ты идешь к женщинам? Не забудь плетку", возразит эрудированный читатель. Эти слова действительно из книги "Так говорил Заратустра", но произносит их повстречавшаяся ему в пути старушка. "Дай мне, женщина, твою "маленькую истину", - попросил ее Заратустра. И тогда она произнесла ставшие столь знаменитыми слова. Приписывать их Ницше все равно, что утверждать, будто Грибоедов требовал "собрать все книги да и сжечь". Но это всего лишь личное мнение полковника Скалозуба. Так что по этому пункту Ницше подлежит реабилитации. Куда важнее другой его афоризм, на этот раз стопроцентно авторский, в защиту Евы: "Только через женщину человек научился вкушать от древа познания. Следовательно, от нее идет и наука".
Женофобом был его старший коллега Артур Шопенгауэр, написавший в трактате "О женщинах": "Низкорослый, узкоплечий, широкобедрый пол мог назвать прекрасным только отуманенный половым побуждением рассудок мужчины. С большим основанием его можно назвать неэстетичным или неизящным полом". Правда, сам он охотно занимался с этим полом сексом, что радикально отличало его от Ницше. Как выразилась биограф последнего Биргит Лаханн, "по части секса он посадил себя на абсолютную диету. Его половым актом было мышление. Размышляя, он приходил в сильное возбуждение". Стефан Цвейг в книге о Ницше сокрушался: "Ночью ни минуты близости к нагому и теплому женскому телу". Врачи пробовали прописывать ему coitus как лекарство, но ничего путного из этого не вышло.
Как-то студентом он съездил из Базеля в Кельн и, проголодавшись, спросил прохожего, где можно пообедать? Тот указал на здание, в котором, как выяснилось позднее, размещался бордель. О том, что там произошло, рассказал в очерке о Ницше Томас Манн: "И вот этот юноша, олицетворение мысли и духа, учености, благочестия и скромности, этот мальчик, невинный и чистый, точно юная девушка, вдруг видит, как его со всех сторон обступают с полдюжины странных созданий в легких нарядах из блесток и газа, он видит глаза, устремленные на него с жадным ожиданием". И тут перепуганный Ницше разглядел в глубине "бесовского вертепа" рояль. Бросился к нему и стал отстреливаться аккордами.
И все же некий искус в его душу проник. Пару раз Ницше пообщался с проститутками и заработал сифилис. Дважды подхватывал его и Шопенгауэр. Однако, бдительно следя за здоровьем, он исцелился, а Ницше страдал от последствий этой хвори, как и многих других, до конца жизни. С 30 лет он из-за невыносимых, длившихся по 30 часов, головных болей терял зрение и носил очки с такими выпуклыми линзами, что они походили на шары.
Как его сделали "отцом фашизма"
Если в окружении Ницше и была женщина, заслужившая плетку, то это Элизабет, его сестра. Ярая расистка, она вышла замуж за доктора Бернгарда Ферстера, отлученного от учительства за антисемитские высказывания. Супруги прославились, основав среди девственных лесов Парагвая колонию "Новая Германия", членов которой объединяли преданность "германству" и "здоровая юдофобия". Эту быстро провалившуюся авантюру Ницше резко осудил. "Германство" вызывает, разумеется, мало энтузиазма, - написал он сестре, - но еще меньше у меня желания печься о чистоте этой "великолепной расы". Наоборот, наоборот".
"Арийское влияние испортило весь мир", был убежден Ницше и презирал соотечественников, у которых обнаруживал "национальную истеричность и антиеврейскую глупость". Шведского драматурга Августа Стринберга Ницше в письме шутливо укорял: "Вы не цените Вашего счастья. а именно, что Вы не немец".
Свою автобиографию "Еcce Homo" ("Се Человек") он называл "убийственно антинемецкой книгой". Обнаружив, что в одной из статей мужа Элизабет упоминается Заратустра, Ницше пришел в бешенство: "Эти проклятые антисемитские дурни не смеют прикасаться к моему идеалу!" Неожиданные высказывания для "отца фашизма", не правда ли?
Этим титулом Ницще обязан Элизабет. Прожив 89 лет, вдвое больше, чем брат, она проявила иезуитскую хитрость, чтобы представить его Гитлеру как прародителя нацистских идей.
Последние 11 лет Ницше, от личности которого, по словам его друга Франца Овербека, осталась лишь "груда едва узнаваемых обломков", провел преимущественно в лечебницах для умалишенных.
Последние 11 лет Ницше, от личности которого, по словам его друга Франца Овербека, осталась лишь "груда едва узнаваемых обломков", провел преимущественно в лечебницах для умалишенных
А Элизабет, став распорядительницей его архива, последовательно уничтожала не устраивавшие ее варианты текстов и, подделав почерк Ницше, вписывала новые. Установлено, что она сочинила от имени брата 32 письма, подгоняя его систему взглядов под свои убогие убеждения. Одна из главных книг Ницше "Воля к власти" существовала лишь в неразборчивых набросках на многих сотнях страниц. Элизабет, успевшая набить руку, "отредактировала" их и слепила книгу, приведшую Гитлера в восторг. А сколько вымыслов содержала написанная ею биография Ницше в двух томах! Единомышленники выдвигали ее опус на Нобелевскую премию, но не получилось.
Венцом успехов Элизабет стало троекратное посещение Гитлером, только что ставшим рейхсканцлером, Музея-архива Ницше в Веймаре. Фюрер сфотографировался у бюста Ницше, галантно поцеловал руку его сестре и объявил, что это место является центром национал-социалистической идеологии. По его распоряжению книга "Так сказал Заратустра" вместе со святыней фашизма "Майн кампф" и расистским трудом Розенберга "Миф XX века" были торжественно помещены в склеп президента Гинденбурга в Танненберге (Восточная Пруссия). Сама госпожа Ферстер-Ницше удостоилась от Гитлера пожизненной пенсии и короткого присутствия на ее похоронах.
Примером того, как на службу нацистскому режиму ставились извращенные идеи Ницше, может служить миф о Сверхчеловеке. Этот сложный философский образ обозначал для автора высшую ступень эволюции, человека будущего, до которого людям еще предстоит подниматься. В своей манере Ницше проиллюстрировал эту мысль поэтическими символами. Современный человек, пояснял он, всего лишь переход, канат, натянутый над бездной, по одну сторону которой животные, а по другую - венец развития - Сверхчеловек, противостоящий толпе. "В стадах нет ничего привлекательного, - писал Ницше, - даже если они бегут за тобой".
Идеологи же нацизма низвели Сверхчеловека до качка с рельефной мускулатурой, какими изображал истинных арийцев главный монументалист Третьего рейха Арно Брекер. "Нацистский Микеланджело", как его называли, создал галерею бюстов фашистских вождей, которую открывал Гитлер. Элизабет уверяла его, что воплощением Сверхчеловека для Ницше был бы именно он. И еще одно наблюдение: скульптуры Брекера, как и фильмы знаменитой Лени Рифеншталь, подтвердили шокирующую близость нацистской эстетики и искусства соцреализма.
Пикантная подробность: во время визита в Берлин в ноябре 1940 года Молотов передал Брекеру предложение Сталина украсить его работами советскую столицу. Приглашение было повторено и после окончания войны, когда Москва и Вашингтон наперегонки охотились за "немецкими мозгами". Однако Брекер, осевший в Западном Берлине, отказался, сказав, что "одного диктатора с него хватит".
А в Восточной Германии Ницше стал объектом жестокой критики. Музей-архив, носивший его имя, был закрыт и растворен в архиве Гете и Шиллера. Отто Гротеволь, возглавивший первое правительство ГДР, объявил: "Идея расового превосходства и мечта о порабощении России родилась в мозгу Ницше, а не Гитлера".
Странности любви
В мае 1882 года Ницше написал несколько писем, разительно отличавшихся от всего его эпистолярного наследия: "У меня все очень хорошо, все говорят, что никогда в жизни еще не видели меня в таком радостном расположении духа. С чего бы это?" А с того, что в жизнь его вошла русская девушка Лу фон Саломе, приехавшая в Германию учиться. Дочери царского генерала из обрусевших немцев в этот момент был 21 год, Фридриху - под 38. Но он влюбился, как мальчишка. Вот пара цитат: "Она самая умная из всех женщин". "Она зорка, как орел, и отважна, как лев, и при всем том, однако, слишком девочка и дитя, которому, должно быть, не суждено долго жить". В последнем он ошибся. Ницше, говоривший: "Умереть вовремя - нелегкая задача", решить ее не смог: не дожил до 56, а мозг его умер еще раньше. Лу скончалась в 76 лет, в 1937-м, не узнав об ужасах Второй мировой войны и Большого террора в России, затронувшего и ее семью.
Ницше дважды делал ей предложение, но она их вежливо отклоняла. Так же неудачлив был их общий друг Пауль Рэ, тоже философ. Лу, обладавшая качествами лидера, предложила "треугольнику" основать интеллектуальную коммуну: жить и работать под одной крышей, но спать в разных постелях. Так и поступили, однако было ясно, что идиллия вряд ли долго продлится.
Лу, обладавшая качествами лидера, предложила "треугольнику" основать интеллектуальную коммуну: жить и работать под одной крышей, но спать в разных постелях. Так и поступили, однако было ясно, что идиллия вряд ли долго продлится
Масла в огонь подливала ревнивая Элизабет, назвавшая Лу "ядовитым червем, которого нужно любой ценой уничтожить". До убийства дело не дошло, но отношения в коммуне накалились.
Развязка оказалась неожиданной: Лу вышла замуж за университетского востоковеда Фридриха Карла Андреаса, поставив условие: между ними не будет сексуальных отношений. Бедолага Андреас предпринял попытку самоубийства: на глазах жены вонзил себе в грудь перочинный нож. Но у Лу оказались крепкие нервы. Эксцентричная пара прожила в браке 43 года, но ни разу не делила супружеского ложа.
Лу был 31 год, когда она впервые позволила себе физическую близость с мужчиной. Но не с мужем, а с Георгом Ледебуром, одним из основателей Соцпартии Германии и будущим депутатом рейхстага. А дальше был настоящий сексуальный конвейер, будто Лу старалась наверстать упущенное за время затянувшегося девичества. Так что написанная ею в 1910 году книга "Эротика", выдержавшая пять переизданий, опиралась на солидный опыт.
Особой главой стал роман с великим австрийским поэтом Райнером Марией Рильке, который был моложе Лу на 14 лет. Он продлился немногим более трех лет и прервался потому, что Рильке настаивал на браке. Но это не был разрыв: их переписка и дружба продолжались три десятилетия. Cилу чувств поэта отразили стихи: "Нет без тебя мне жизни на земле./ Утрачу слух - я все равно услышу,/ Очей лишусь - еще ясней увижу./ Без ног я догоню тебя во мгле./ Отрежь язык - я поклянусь губами./ Сломай мне руки - сердцем обниму. "
Пылко, но, по-видимому, безответно любил Лу и Зигмунд Фрейд, назвавший ее "великой понимательницей" - качество, равно ценное для обеих профессий, которыми она овладела, - психоаналитика и писателя.
При расставании Ницше дал ей совет: "Драгоценная Лу, будьте той, кем Вы должны быть". И она выполнила наказ наставника, которому посвятила этюд "Фридрих Ницше в зеркале его творчества". Лу рассказала, что однажды он сделал ей редкий подарок - написал специально для нее три афоризма. Вот один из них: "Героизм - добровольное согласие на абсолютное самоуничтожение". Нельзя точнее определить драматичную судьбу Ницше. Как говорил Заратустра, он прожил жизнь "у подошвы Везувия", и вулкан его опалил.
Следующая цитата
Фри́дрих Ви́льгельм Ни́цше (нем. Friedrich Wilhelm Nietzsche ; 1844—1900) — немецкий философ, представитель иррационализма.
В истории трудно найти деятеля, которого бы так яростно обвиняли в не совершенных грехах. И хотя сегодня сочинения Ницше можно найти в любом уважающем себя книжном магазине, знаем мы о нем постыдно мало
А надо бы: мыслитель XIX века на удивление актуален. Достаточно сказать, что воля к власти, о которой много писал Ницше, - стержень российской политической жизни, проткнутой "вертикалью власти". А вот текст, словно взятый из сегодняшних газет: "Современное общество заражено американизмом; есть что-то дикое в той алчности к золоту, которая характеризует современных американцев и все в большей степени заражает современную Европу".
Словом, пора возрождать традиционный для России интерес к творчеству немецкого гения. Ни в одной стране, не считая Германии, он не был так популярен, как у нас. "В эту зиму все читали "Так говорил Заратустра", - писала в 1901 году Любовь Менделеева, будущая жена Блока. Годом ранее на русском языке вышли сочинения Ницше в восьми и девяти томах (в порядке справки: ныне выпуск его трудов в 13 томах завершило издательство "Культурная революция").
Ницшеанцем в свое время слыл Горький, убежденный, что "не может быть на свете мыслящего человека, если он не умеет любить и чтить Ницше". А Чехов писал, что "с таким философом, как Ницше, хотел бы встретиться где-нибудь в вагоне или на пароходе и проговорить с ним целую ночь". Не сбылось, но отголосок его идей проникал в разговоры чеховских героев. Как-то он попросил врача Николая Коробова, тоже увлеченного Ницше, перевести отрывки из его книги, намереваясь вставить их в пьесу.
Интерес был взаимным. Многих это удивит, но Ницше был русофилом. Мыслитель, озабоченный будущим Европы, утверждал он, "будет считаться с евреями и с русскими как наиболее надежными и вероятными факторами в великой игре и борьбе сил". Размещение в одной связке этих народов выглядит необычно, однако Солженицын напомнил, что они 200 лет были вместе.
А Брандесу Ницше написал: "Целиком и полностью верю Вам, что именно в России можно "воспрянуть духом". Философ, возводивший свой род к польским дворянам Ницким, дорожил славянскими корнями и ратовал за культурное сближение России и Германии. Он хорошо знал книги Гоголя, Толстого, Тургенева. А стихи Пушкина "Заклинание", герой которых оплакивает умершую возлюбленную, так тронули его, что он сочинил на них романс. Ницше был пианистом-импровизатором, автором 73 музыкальных сочинений.
Но более всего он был увлечен Достоевским. По словам Василия Розанова, Ницше оказался первым в истории прославленным западным философом, который "во весь голос повторял то, что уже было добыто русской мыслью в лице Достоевского". Это признавал и сам Ницше: "Кое-какие русские книги, прежде всего Достоевского. я отношу к величайшим в моей жизни облегчениям". "Бесов" он не просто читал, а конспектировал, как прилежный школяр.
Нужна ли женщине плетка?
Самого Ницше нетрудно представить героем Достоевского, скажем, в одном ряду с Иваном Карамазовым. И как не раз случалось в книгах нашего классика, роковую роль в судьбе Ницше сыграли женщины, хотя он их сторонился и никогда не был женат.
Содержание
Кто этот человек, дерзающий в одиночку отрицать греческую сущность, которая в лице Гомера, Пиндара и Эсхила, Фидия, Перикла, Пифии и Диониса неизменно вызывает в нас чувства изумления и преклонения, как глубочайшая бездна и недостижимая вершина? — «Рождение трагедии, или эллинство и пессимизм»
В Википедии есть статья Человеческое, слишком человеческое. Книга для свободных умовСамые ошибочные умозаключения людей суть следующие: вещь существует, следовательно, она имеет право на это.
Die gewöhnlichsten Irrschlüsse der Menschen sind diese: eine Sache existiert, also hat sie ein Recht.
Быть великим — значит давать направление.
Größe heißt: Richtung-geben.
Человек забывает свою вину, когда исповедался в ней другому, но этот последний обыкновенно не забывает её.
Man vergisst seine Schuld, wenn man sie einem Andern gebeichtet hat, aber gewöhnlich vergisst der Andere sie nicht.
Свободный ум требует оснований, другие же — только веры. — (Отдел пятый: Признаки высшей и низшей культуры, 225, Свободный ум есть относительное понятие.)
Freigeist […] er fordert Gründe, die Anderen Glauben.
Препятствование самоубийству. Существует право, по которому мы можем отнять у человека жизнь, но нет права, по которому мы могли бы отнять у него смерть; это есть только жестокость.
Verhinderung des Selbstmordes. — Es giebt ein Recht, wonach wir einem Menschen das Leben nehmen, aber keines, wonach wir ihm das Sterben nehmen: diess ist nur Grausamkeit.
Никогда ещё никакая религия ни прямо, ни косвенно, ни догматически, ни аллегорически не содержала истины. Ибо каждая религия родилась из страха и нужды и вторглась в жизнь через заблуждения разума.
Noch nie hat eine Religion, weder mittelbar, noch unmittelbar, weder als Dogma, noch als Gleichniss, eine Wahrheit enthalten. Denn aus der Angst und dem Bedürfniss ist eine jede geboren, auf Irrgängen der Vernunft hat sie sich in's Dasein geschlichen
Поистине, человек — это грязный поток.
Wahrlich, ein schmutziger Strom ist der Mensch.
Не ваш грех — ваше самодовольство вопиет к небу; ничтожество ваших грехов вопиет к небу!
Nicht eure Sünde — eure Genügsamkeit schreit gen Himmel, euer Geiz selbst in eurer Sünde schreit gen Himmel!
Нужно носить в себе ещё хаос, чтобы быть в состоянии родить танцующую звезду.
Man muss noch Chaos in sich haben, um einen tanzenden Stern gebären zu können.
«Счастье придумано нами», — говорят последние люди, и моргают.
„Wir haben das Glück erfunden“ — sagen die letzten Menschen und blinzeln.
С человеком происходит то же, что и с деревом. Чем больше стремится он вверх, к свету, тем глубже впиваются корни его в землю, вниз, в мрак и глубину, — ко злу.
Aber es ist mit dem Menschen wie mit dem Baume. Je mehr er hinauf in die Höhe und Helle will, um so stärker streben seine Wurzeln erdwärts, abwärts, in's Dunkle, Tiefe, — in's Böse.
Надо научиться любить себя самого — так учу я — любовью цельной и здоровой: чтобы сносить себя самого и не скитаться всюду.
Man muss sich selber lieben lernen — also lehre ich — mit einer heilen und gesunden Liebe: dass man es bei sich selber aushalte und nicht umherschweife.
Человек есть нечто, что нужно преодолеть.
Der Mensch ist Etwas, das überwunden werden soll.
Ты идёшь к женщинам? Не забудь плётку!
Du gehst zu Frauen? Vergiss die Peitsche nicht!
Жизнь есть родник радости; но всюду, где пьёт отребье, все родники бывают отравлены.
Das Leben ist ein Born der Lust; aber wo das Gesindel mit trinkt, da sind alle Brunnen vergiftet.
Земля, сказал он, имеет оболочку; и эта оболочка поражена болезнями. Одна из этих болезней называется, например: «человек».
Die Erde, sagte er, hat eine Haut; und diese Haut hat Krankheiten. Eine dieser Krankheiten heisst zum Beispiel: „Mensch.“
Жизнь есть родник радости; но в ком говорит испорченный желудок, отец скорби, для того все источники отравлены.
Бог умер: теперь хотим мы, чтобы жил сверхчеловек.
Gott starb: nun wollen wir, — dass der Übermensch lebe.
Прежде хула на Бога была величайшей хулой; но Бог умер, и вместе с ним умерли и эти хулители.
Einst war der Frevel an Gott der grösste Frevel, aber Gott starb, und damit auch diese Frevelhaften.
Они холодны и ищут себе тепла в спиртном; они разгорячены и ищут прохлады у замерзших умов; все они хилы и одержимы общественным мнением.
Что падает, то нужно ещё толкнуть! — цитата часто изменяется как «Падающего — толкни.»
Was fällt, das soll man auch noch stossen!
Церковь — это род государства, притом — самый лживый.
Kirche? antwortete ich, das ist eine Art von Staat, und zwar die verlogenste.
Человек — это канат, протянутый между животным и Сверхчеловеком, это канат над пропастью.
Der Mensch ist ein Seil, geknüpft zwischen Tier und Übermensch — ein Seil über einem Abgrunde.
И пусть будет потерян для нас тот день, когда ни разу не плясали мы! И пусть ложной назовется у нас всякая идея, у которой не было смеха!
Долгие и великие страдания воспитывают в человеке тирана.
Я ненавижу людей, не умеющих прощать.
Опасность мудрого в том, что он больше всех подвержен соблазну влюбиться в неразумное.
Героизм — это добрая воля к абсолютной самопогибели.
Стремление к величию выдаёт с головой: кто обладает величием, тот стремится к доброте.
Кто хочет стать водителем людей, должен в течение доброго промежутка времени слыть среди них их опаснейшим врагом.
Сильнее всего ненавистен верующему не свободный ум, а новый ум, обладающий новой верой.
Наши самоубийцы дискредитируют самоубийство — не наоборот.
Unsere Selbstmörder machen den Selbstmord verrufen, — nicht umgekehrt!
Жестокость бесчувственного человека есть антипод сострадания; жестокость чувствительного — более высокая потенция сострадания.
«Возлюби ближнего своего» — это значит прежде всего: «Оставь ближнего своего в покое!» — И как раз эта деталь добродетели связана с наибольшими трудностями.
В стадах нет ничего хорошего, даже когда они бегут вслед за тобою.
Господствовать — и не быть больше рабом Божьим: осталось лишь это средство, чтобы облагородить людей.
Мораль — это важничанье человека перед природой.
Я не понимаю зачем заниматься злословием. Если хочешь насолить кому-либо, достаточно лишь сказать о нём какую-нибудь правду.
Брак выдуман для посредственных людей, которые бездарны как в большой любви, так и в большой дружбе, — стало быть, для большинства…
Я ненавижу обывательщину гораздо больше, чем грех.
Испытывал ли я когда-нибудь угрызение совести? Память моя хранит на этот счёт молчание.
Чем свободнее и сильнее индивидуум, тем взыскательнее становится его любовь; наконец, он жаждет стать сверхчеловеком, ибо всё прочее не утоляет его любви.
Каждая церковь — камень на могиле Богочеловека: ей непременно хочется, чтобы Он не воскрес снова.
В каждом поступке высшего человека ваш нравственный закон стократно нарушен.
Моральные люди испытывают самодовольство при угрызениях совести.
Остерегайтесь морально негодующих людей: им присуще жало трусливой, скрытой даже от них самих злобы.
Можно было бы представить высокоморальную лживость, при которой человек осознает своё половое влечение только как долг зачинать детей.
Есть много жестоких людей, которые лишь чересчур трусливы для жестокости.
Повелительные натуры будут повелевать даже своим Богом, сколько бы им и не казалось, что они служат Ему.
Люди, недоверчивые в отношении самих себя, больше хотят быть любимыми, нежели любить, дабы однажды, хотя бы на мгновение, суметь поверить в самих себя.
«Не будем говорить об этом!» — «Друг, об этом мы не имеем права даже молчать»
В Википедии есть статья По ту сторону добра и зла. Прелюдия к философии будущегоОбщепринятые книги — всегда зловонные книги: запах маленьких людей пристаёт к ним. Там, где толпа ест и пьёт, даже где она поклоняется, — там обыкновенно воняет. Не нужно ходить в церкви, если хочешь дышать чистым воздухом.
Allerwelts-Bücher sind immer übelriechende Bücher: der Kleine-Leute-Geruch klebt daran. Wo das Volk isst und trinkt, selbst wo es verehrt, da pflegt es zu stinken. Man soll nicht in Kirchen gehn, wenn man reine Luft athmen will.
Не самые дурные те вещи, которых мы больше всего стыдимся: не одно только коварство скрывается под маской — в хитрости бывает так много доброты.
Всякий глубокий ум нуждается в маске, — более того, вокруг всякого глубокого ума постепенно вырастает маска, благодаря всегда фальшивому, именно, плоскому толкованию каждого его слова, каждого шага, каждого подаваемого им признака жизни.
Христианская вера есть с самого начала жертвоприношение: принесение в жертву всей свободы, всей гордости, всей самоуверенности духа и в то же время отдание самого себя в рабство, самопоношение, самокалечение.
Как же относятся обе названные величайшие религии к этому излишку неудачных случаев? Они стараются поддержать, упрочить жизнь всего, что только может держаться, они даже принципиально принимают сторону всего неудачного, как религии для страждущих, они признают правыми всех тех, которые страдают от жизни, как от болезни, и хотели бы достигнуть того, чтобы всякое иное понимание жизни считалось фальшивым и было невозможным. <>… …религии являются главными причинами, удержавшими тип «человек» на более низшей ступени; они сохранили слишком многое из того, что должно было погибнуть.
Блаженны забывчивые, ибо они «покончат» и со своими глупостями.
Кто сражается с чудовищами, тому следует остерегаться, чтобы самому при этом не стать чудовищем. И если ты долго смотришь в бездну, то бездна тоже смотрит в тебя.
Wer mit Ungeheuern kämpft, mag zusehn, dass er nicht dabei zum Ungeheuer wird. Und wenn du lange in einen Abgrund blickst, blickt der Abgrund auch in dich hinein.
Господство добродетели может быть достигнуто только с помощью тех же средств, которыми вообще достигают господства, и, во всяком случае, не посредством добродетели.
В Википедии есть статья Сумерки идоловЯ не доверяю всем систематикам и сторонюсь их. Воля к системе есть недостаток честности.
Ich misstraue allen Systematikern und gehe ihnen aus dem Weg. Der Wille zum System ist ein Mangel an Rechtschaffenheit.
Без музыки жизнь была бы заблуждением.
Ohne Musik wäre das Leben ein Irrthum.
Отказываясь от войны, отказываешься от великой жизни.
Man hat auf das grosse Leben verzichtet, wenn man auf den Krieg verzichtet…
В Википедии есть статья Антихрист. Проклятие христианствуЧеловечество не представляет собою развития к лучшему, или к сильнейшему, или к высшему, как в это до сих пор верят. «Прогресс» есть лишь современная идея, иначе говоря, фальшивая идея. Теперешний европеец по своей ценности глубоко ниже европейца эпохи Возрождения…
Die Menschheit stellt nicht eine Entwicklung zum Besseren oder Stärkeren oder Höheren dar, in der Weise, wie dies heute geglaubt wird. Der „Fortschritt“ ist bloss eine moderne Idee, das heisst eine falsche Idee. Der Europäer von Heute bleibt, in seinem Werthe tief unter dem Europäer der Renaissance…
Женщина была вторым промахом Бога […] — это знает всякий жрец.
Das Weib war der zweite Fehlgriff Gottes […] — das weiß jeder Priester.
Весь мир верит в это; но чему только не верит весь мир!
Alle Welt glaubt es; aber was glaubt nicht alle Welt!
Уже слово «христианство» есть недоразумение, — в сущности был только один христианин, и он умер на кресте.
Das Wort schon „Christenthum“ ist ein Missverständniss —, im Grunde gab es nur Einen Christen, und der starb am Kreuz.
Ни мораль, ни религия не соприкасаются в христианстве ни с какой точкой действительности.
Weder die Moral noch die Religion berührt sich im Christenthume mit irgend einem Punkte der Wirklichkeit.
Христианская церковь ничего не оставила не тронутым в своей порче, она обесценила всякую ценность, из всякой истины она сделала ложь, из всего честного — душевную низость.
Die christliche Kirche liess Nichts mit ihrer Verderbniss unberührt, sie hat aus jedem Werth einen Unwerth, aus jeder Wahrheit eine Lüge, aus jeder Rechtschaffenheit eine Seelen-Niedertracht gemacht.
В Википедии есть статья Ecce Homo. Как становятся сами собоюМой способ возмездия состоит в том, чтобы как можно скорее послать вслед глупости что-нибудь умное: таким образом, пожалуй, можно ещё догнать её.
В конце концов никто не может из вещей, в том числе и из книг, узнать больше, чем он уже знает.
Дорого искупается — быть бессмертным: за это умираешь не раз живьём.
Его мания величия обнаруживается только в исключительных случаях в самомнении, чудовищном, но всё же ещё понятном. По большей части к ней примешивается сильная доза мистицизма и веры в свою сверхъестественность. Простым самомнением можно признавать, когда он, например, говорит: «Что касается моего Заратустры, то я не допускаю, чтобы его понял тот, кто не чувствовал себя когда-нибудь уязвлённым каждым его словом и кто им когда-либо не восторгался: только тогда человек может пользоваться привилегией благоговейно приобщиться к халкионской стихии, которой порождён этот труд, к его солнечной ясности, шири, дали и определённости».
Мистицизм и мания величия Ницше проявляются не только в его сколько-нибудь связных мыслях, но и в его общей манере выражаться. Мистические числа «три» и «семь» встречаются у него часто. Если он проникнут сознанием собственного величия, то и внешний мир представляется ему великим, далёким, глубоким, и слова, выражающие эти понятия, пестрят на каждой странице, почти в каждой строке.
Только в Евангелии сказано: блаженны нищие духом, но современная, да и не только современная, а всякая когда-либо существовавшая наука понимала эти слова очень условно или, если уже говорить прямо, вовсе их не понимала и с привычной почтительностью обходила их, как обходят на больших собраниях старых, заслуженных, но никому ненужных и приглашенных лишь для приличия гостей. Все знали, что блаженны богатые духом, а нищие жалки и ныне, и во веки веков. В суждении Ницше заключается лишь эта давно всем известная аксиома. Он, восставший против всего, не только не дерзнул оспаривать ее, но безусловно принял ее за догмат, за noli me tangere. Но если он на словах отдал дань так глубоко вкоренившемуся в нас предрассудку, то всей своей жизнью он осуществил прямо противоположный принцип. Ведь нищий-то духом был он сам. Ведь он-то и подкапывался, он-то и подвергал сомнению все великое, высокое и богатое, и единственно затем, чтобы оправдать свою жалкую и бедную жизнь ― хотя этот мотив всегда у него необыкновенно тщательно и последовательно скрывается. В дневнике 1888 года он сам так объясняет смысл «Menschliches, Allzumenschliches»: «Это была война, но война без пороха и дыма, без военных приемов, без пафоса, без искалеченных членов ― все это было бы еще идеализмом».
Все знают, с какой неслыханной резкостью отвергал Ницше христианство. <. >
Зная об этой пламенной вражде, внимательный читатель Ницше не раз встанет в тупик перед некоторыми его высказываниями, на первый взгляд никак не совместимыми с антихристианством. Ницше случается говорить о христианстве так: "Это лучший кусок идеальной жизни, какой мне по-настоящему довелось узнать: я устремился вслед за ним чуть не с пеленок, и, думаю, никогда не предавал его в сердце своем" ("Письмо к Гасту", 21.7.81). Он может одобрительно высказываться и о воздействии Библии: "Неизменное благоговение перед Библией, сохраняющееся в Европе, в общем, и по сей день, - это пожалуй, лучший образчик культуры и утончения нравов, каким Европа обязана христианству. " (VII, 249). Более того, Ницше, отпрыск священнических семей по линии обоих родителей, видит в совершенном христианине "благороднейший из человеческих типов", с какими ему приходилось сталкиваться: "Я почитаю за честь, что происхожу из рода, в котором принимали свое христианство всерьез во всех отношениях" (XIV, 358).
<. >
Примеров подобных противоречивых оценок и толкований можно привести еще много; важно другое: чтобы понять Ницше в целом, необходимо понять эти его противоречия, ибо они не случайны.
<. >
Его борьба против христианства отнюдь не означает стремления просто выбросить его на свалку, отменить или вернуться в дохристианские времена: напротив, Ницше желает обогнать его, преодолеть, опираясь на те самые силы, которые принесло в мир христианство — и только оно. — «Ницше и христианство» (1946)
В том, что Ницше был одинок, возвышался над всякой толпой, бросал вызов всему миру и миром был отвергнут, был весь смысл борений его духа, всё существо его поражающих идей. — «Духовный кризис интеллигенции» (1946)
Читал Ницше “Заратустра” и заметку его сестры о том, как он писал, и вполне убедился, что он был совершенно сумасшедший, когда писал, и сумасшедший не в метафорическом смысле, а в прямом, самом точном: бессвязность, перескакивание с одной мысли на другую, сравнение без указаний того, что сравнивается, начала мыслей без конца, перепрыгивание с одной мысли на другую по контрасту или созвучию, и все на фоне пункта сумасшествия – idee fixe о том, что, отрицая все высшие основы человеческой жизни и мысли, он доказывает свою сверхчеловеческую гениальность. Каково же общество, если такой сумасшедший и злой сумасшедший, признается учителем?
Я знаю, что слово "святой" нельзя употреблять неразборчиво, всуе. Я знаю, что люди охотно злоупотребляют им, чтобы придать больше весу и убедительности своим суждениям. Но в отношении к Ницше я не могу подобрать другого слова. На этом писателе — мученический венец.
Читайте также: