Двойники раскольникова в романе преступление и наказание цитаты из текста

Обновлено: 06.11.2024

Главный герой убивает старуху, но впоследствии его сильно мучает совесть, в конце романа у него случается затуманивание рассудка. И это неминуемое наказание за содеянное зло. Но Родион влюбляется в Соню Мармеладову, и эти чувства спасают его от сумасшествия.

Он приходит в полицию с повинной, отбывает свой срок на каторге, но он по-прежнему остаётся верен своей теории. В конце Родион сознается, что он слабый человек и неспособен на жестокие поступки.

Тема правонарушения

Смысл произведения заключается в убийстве старухи, поэтому криминальная тема разбирается в произведении очень глубоко. Кроме Родиона Раскольникова, злоумышленниками кажутся Петр Петрович Лужин, юрист, богатый человек, который ухаживает за Дуней, сестрой Родиона. А также антиподом Родиона является Свидригайлов — успешный шулер, авантюрист, обольститель. Именно поэтому герои называются двойниками Раскольникова. Каждый персонаж имеет свою теорию, которой придерживается в жизни. Например, у Лужина на первом месте стоит экономическая цель, а Свидригайлов живет по кодексу аморальности, фальши и обмана.

Самая отрицательная фигура в произведении — это Свидригайлов. Родион сразу понимает, что он плохой человек. Раскольников пишет письмо своей матери, в котором описывает существование дворянина. Его жизненный путь — это пример разложения личности.

При личной встрече Родион лишь убеждается в своей правоте. Свидригайлов не отталкивает Раскольникова, а напрямую говорит, что они с ним одного поля ягода. Героя тянет к Свидригайлову, он пытается его оправдать и понять, постоянно ищет с ним встречи. Когда произошла первая встреча Раскольникова со Свидригайловым, то у него сформировалось определенное мнение относительно этого персонажа:

  1. Он развратен.
  2. Обманчив.
  3. Очень злой.

Лебезятников и Порфирий Петрович

У Лебезятникова красноречивая фамилия. Он бездумно подвержен новым веяниям в части идеологии и философии.

Гротеск — это главный художественный приём, который используется автором для формирования персонажа Лебезятникова. Его можно назвать двойником Раскольникова, потому что Родион также увлечен новейшими идеями. В первую очередь это концепция сверхчеловека. Во вторую — это нигилизм.

Но Лебезятникова нельзя назвать сильным человеком, он безобидный. Герой просто копирует поведение и речь авторитетов, но при этом ничего не понимает. Доброта и глупость делают Лебезятникова неопасным, чего нельзя сказать о Родионе, у которого талант, ум и хорошее образование. Андрея Семёновича можно назвать образом, с помощью которого формируется пародия на увлеченного новейшими идеями Родиона.

Порфирий Петрович — это следователь, у которого есть особенности Раскольникова. Это грамотный человек, который понимает Родиона. Следователь является родственником Дмитрия Разумихина, друга Родиона. Порфирию Петровичу 35 лет, но он ощущает себя стариком. Когда следователь берётся раскрыть убийство Алены Ивановны и Елизаветы, то он понимает, что дело нелегкое.

Второстепенные персонажи

В романе фигурируют герои, которые похожи с Раскольниковым. Они являются духовными близнецами Родиона. Но в произведении присутствуют и персонажи, которые не выставляются на первый план. Их также можно сравнить с Родионом, но в меньшей мере. Такими героями являются Лебезятников, Порфирий Петрович, Дуня и Сонечка Мармеладова.

Дуня и Сонечка Мармеладова

Дуня — это сестра главного героя. У неё второстепенная роль в произведении, ей 22 года, она на несколько лет младше брата. Как и Разумихин, Дуня борется с жизненными преградами с помощью труда и усердия.

Раскольников и Дуня внешне похожи, она обладает твердостью характера, воспитанностью и добротой.

Порфирий Петрович и Софья Семёновна уверяют Раскольникова, чтобы он признался в убийстве. Неизвестно, Соня двойник или антипод Раскольникова, потому что она является его подругой по жизни и духовным наставником. Внешне герои совершенно непохожи, к тому же Софья глубоко верит в бога, а Раскольников является атеистом.

Схожесть Родиона и Сони в том, что девушка тоже переступает нравственную черту: она проживает в нищете и её мачеха заставляет ее выйти на панель, чтобы получить деньги за торговлю телом.

Наивность, благородство, доверчивость — эти качества присущи Софье как двойнику Раскольникова. Соня считается выражением аспектов, которые находятся внутри Родиона и проснутся, когда герой признает, что религия — это спасение от всех бед.

В произведении подробно рассказано, почему Лужина и Свидригайлова называют двойниками Раскольникова. Они доказали, что его теория несостоятельная. Принципа вседозволенности не существует, и его нельзя применить ни к одному человеку. По крайней мере, он не приведёт к хорошим последствиям.

Следующая цитата

Лужина и Свидригайлова считают в какой-то степени двойниками главного героя романа Родиона Раскольникова.

В этой статье представлены материалы о Свидригайлове и Лужине как двойниках Раскольникова в романе "Преступление и наказание".

Смотрите:
- Все материалы по "Преступлению и наказанию"
- Все статьи о Раскольникове

Свидригайлов и Лужин как двойники Раскольникова в романе "Преступление и наказание"

Лужина и Свидригайлова можно назвать двойниками Раскольникова по нескольким причинам:

Разберем подробнее каждый пункт.


1. Три похожих теории

Лужин, Свидригайлов и Раскольников являются носителями своих собственных теорий. При этом у этих теорий есть нечто, их объединяющее.

Теория Раскольникова

Теория Раскольникова об обыкновенных людях и "Наполеонах" говорит о том, что люди в целом якобы делятся на обыкновенных людей (людей-"материал") и людей гениальных, выдающихся ("Наполеоны"). Согласно теории Раскольникова, "Наполеоны" идут к своей цели ради блага общества, не задумываясь о средствах и жертвах. Теория Раскольникова становится главной причиной его страшного преступления:

"Я только в главную мысль мою верю. Она именно состоит в том, что люди, по закону природы, разделяются вообще на два разряда: на низший (обыкновенных), то есть, так сказать, на материал, служащий единственно для зарождения себе подобных, и собственно на людей, то есть имеющих дар или талант сказать в среде своей новое слово." (часть 3 глава V)


Теория Лужина

"Наука же говорит: возлюби, прежде всех, одного себя, ибо всё на свете на личном интересе основано. Возлюбишь одного себя, то и дела свои обделаешь как следует, и кафтан твой останется цел. " (Лужин о своей теории, часть 2 глава V)


Теория Свидригайлова

Теория Свидригайлова гласит о том, что зло может быть оправдано, если оно делается ради какой-то важной личной цели (даже если цель не самая благая). Именно этой теорией и руководствуется Свидригайлов, совершая свои преступления (см. Преступления Свидригайлова). Теория Свидригайлова по своей сути мало отличается от теорий Лужина и Раскольникова:

". своего рода теория, то же самое дело, по которому я нахожу, например, что единичное злодейство позволительно, если главная цель хороша. Единственное зло и сто добрых дел!" (Свидригайлов о своей теории, часть 6 глава V)

Очевидно, что теории Лужина, Свидригайлова и Раскольникова имеют много общего. На этом основании Свидригайлова и Лужина можно назвать двойниками Раскольникова.

Лужин, Свидригайлов и Раскольников являются двойниками еще и потому, что все они так или иначе совершают преступления.

". мерзкий, преступный вы человек. " (Лебезятников о Лужине, часть 5 глава III)
В свою очередь, господин Свидригайлов является преступником, во-первых, потому что он в прошлом был шулером (карточным мошенником), то есть обманывал людей во время игры в карты. Во-вторых, Свидригайлов также был замешан в "темных" уголовных делах со смертельным исходом. Кроме того, есть подозрения, что Свидригайлов мог отравить свою жену Марфу Петровну:
". затушено было, в самом начале, уголовное дело, с примесью зверского и, так сказать, фантастического душегубства. " (часть 4 глава II)
". об истории с человеком Филиппом, умершим от истязаний, лет шесть назад, еще во время крепостного права. " (часть 4 глава II)
Раскольников же становится преступником, когда совершает страшное убийство старухи-процентщицы и ее сестры Лизаветы:
"Он убийца. Он убил старуху чиновницу, процентщицу. <. >; убил тоже сестру ее, торговку, по имени Лизавету." (часть 6 глава V)

Герои романа называют Свидригайлова и Лужина подлецами за их аморальные поступки. Самого Раскольникова никто не называет подлецом, он сам себя считает подлецом.

Следующая цитата

Родион Романович Раскольников – главный герой романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Для более полного раскрытия его характера автор создал образ «двойника» героя – Андрея Ивановича Свидригайлова.

Прежде всего тем, что оба они совершают преступления: Раскольников – убив старух -процентщицу, её сестру Лизавету и её не родившегося ещё ребёнка, а Свидригайлов – доведя до самоубийства девочку, над которой он надругался, своего слугу; он же подозревается в убийстве супруги.

Да, причины у героев разные: Раскольников пытался доказать справедливость своей теории о праве «сильного» на преступления, а Свидригайлов – из-за своей нравственной распущенности, похоти, эгоизма. Но итог один – гибель людей, и нет оправдания героям.

Оба героя пришли к осознанию ужаса поступка, раскаялись о содеянном. С Раскольниковым это произошло на каторге при помощи Сони Мармеладовой, которая своей любовью, верой в него, а также благодаря библейским заповедям, приобщению героя к религии помогла ему встать на путь истинный.

Свидригайлов тоже понял ужас сделанного, он хоть как-то пытается искупить вину, помогая Соне Мармеладовой (дал «3 тысячи рублей, чтобы та могла начать новую жизнь») и детям. Но жить с таким грехом он не смог, ему стали мерещиться души загубленных, герой был близок к сумасшедствию, он закончил жизнь самоубийством.

Наконец, оба героя – очень противоречивые личности, в которых сочетаются разные черты характера: доброта и жестокость, внимание к людям, к их судьбам и эгоизм.

Кроме того, использование «двойника» подчёркивает типичность образа Раскольникова. Падение нравственности, эгоизм, гордыня, стремление решить проблемы бесчеловечными способами было свойственно некоторым современников автора, да и в наше время можно найти подобные примеры. Тем значимее воспринимается роман, заставляющий читателей взглянуть на себя со стороны, оценить свои поступки, цели жизни и способы их достижения и понять, что жить нужно по чести и совести.

Следующая цитата


Как мы уже сказали, главный герой бессмертного романа Ф. Достоевского - Родион Раскольников - личность с многогранным характером. Проблемы общества в романе и человеческих взаимоотношений рассматриваются сквозь призму судьбы главного героя. А помогают более полно раскрыть душевные метания Раскольникова так называемые двойники героя.

По мнению исследователей, в романе

По мнению исследователей, в романе "Преступление и наказание" есть три главных двойника Раскольникова - Свидригайлов , Лужин и Лебезятников . Вот что об этом пишет культуролог М. М. Бахтин:

". у Достоевского, - почти каждый из ведущих героев его романов имеет по нескольку двойников, по-разному его пародирующих: для Раскольникова - Свидригайлов, Лужин, Лебезятников

В каждом из них (то есть из двойников) герой умирает (то есть отрицается), чтобы обновиться (то есть очиститься и подняться над сами собою). "

(М. М. Бахтин, книга "Проблемы поэтики Достоевского")

Если присмотреться, у Раскольникова оказывается больше чем три двойника. Многие второстепенные герои романа также могут в каком-то смысле считаться двойниками Раскольникова .

Я предлагаю познакомиться с этими персонажами поближе, проанализировать их поступки, жизненные цели и сравнить их с Раскольниковым, понять, чем они похожи и почему их называют «двойниками» главного героя.

Я предлагаю познакомиться с этими персонажами поближе, проанализировать их поступки, жизненные цели и сравнить их с Раскольниковым, понять, чем они похожи и почему их называют «двойниками» главного героя.

Лужин Характер: Преуспевающий деловой человек. Достаточно прямолинеен, рационален и практичен. Не поддается эмоциям, интуиции не верит. Подл, морально не брезгует ничем для достижения своих целей. Из-за этого не признает в людях бескорыстной честности, не верит в благородство. Любит сплетни. Себя относит к людям «нового времени», уверен, что в изменяющиеся времена будет успешен. Жизненная позиция: Главное его стремление – сколотить капитал, упрочить свое положение в обществе, сделать быструю успешную карьеру. На жизнь смотрит сквозь призму своей теории. Он уверен, что каждый человек должен быть эгоистом. Только заботясь о себе, он сможет впоследствии помочь другим.

Преуспевающий деловой человек. Достаточно прямолинеен, рационален и практичен. Не поддается эмоциям, интуиции не верит. Подл, морально не брезгует ничем для достижения своих целей. Из-за этого не признает в людях бескорыстной честности, не верит в благородство. Любит сплетни. Себя относит к людям «нового времени», уверен, что в изменяющиеся времена будет успешен.

Жизненная позиция:

Главное его стремление – сколотить капитал, упрочить свое положение в обществе, сделать быструю успешную карьеру. На жизнь смотрит сквозь призму своей теории. Он уверен, что каждый человек должен быть эгоистом. Только заботясь о себе, он сможет впоследствии помочь другим.

Отношение к любви: Очарован красотой Дуни Раскольниковой. В некотором смысле, даже любит ее. Однако больше любви ему приятна мысль о том, что Дуня – из бедной семьи, а значит, он сможет ее облагодетельствовать, за что она будет ему благодарна до конца жизни. Кроме того, воспринимает этот брак как еще одну ступеньку к упрочению своего положения – Дуня красива и умна, она явно понравится людям из общества, тем самым улучшив отношение и к нему, Лужину Внешность: Немолод, осанист и чопорен. На лице постоянно выражение брюзгливости. Темные бакенбарды, волосы завиты. Лицо свежее и моложавое, на вид и не дашь 45 лет. Предпочитает одежду светлых «юношеских» тонов, носит сиреневые настоящие жувеневские перчатки.

Отношение к любви:

Очарован красотой Дуни Раскольниковой. В некотором смысле, даже любит ее. Однако больше любви ему приятна мысль о том, что Дуня – из бедной семьи, а значит, он сможет ее облагодетельствовать, за что она будет ему благодарна до конца жизни. Кроме того, воспринимает этот брак как еще одну ступеньку к упрочению своего положения – Дуня красива и умна, она явно понравится людям из общества, тем самым улучшив отношение и к нему, Лужину

Немолод, осанист и чопорен. На лице постоянно выражение брюзгливости. Темные бакенбарды, волосы завиты. Лицо свежее и моложавое, на вид и не дашь 45 лет. Предпочитает одежду светлых «юношеских» тонов, носит сиреневые настоящие жувеневские перчатки.

Свидригайлов Господин Свидригайлов является одним из ярких двойников Раскольникова. Свидригайлова подозревают в совершении нескольких страшных преступлений. Развратный самодур Свидригайлов считает, что ради цели можно переступать через многое. Раскольников в свою очередь изобретает теорию, которая по-своему оправдывает преступления. В этом заключается основное сходство Свидригайлова и Раскольникова.

Господин Свидригайлов является одним из ярких двойников Раскольникова. Свидригайлова подозревают в совершении нескольких страшных преступлений. Развратный самодур Свидригайлов считает, что ради цели можно переступать через многое. Раскольников в свою очередь изобретает теорию, которая по-своему оправдывает преступления. В этом заключается основное сходство Свидригайлова и Раскольникова.

Глазами автора в начале романа: Это был человек лет пятидесяти, росту повыше среднего, дородный, с широкими и крутыми плечами, что придавало ему несколько сутуловатый вид. Был он щегольски и комфортно одет и смотрел осанистым барином. В руках его была красивая трость, которою он постукивал, с каждым шагом, по тротуару, а руки были в свежих перчатках. Широкое, скулистое лицо его было довольно приятно, и цвет лица был свежий, не петербургский. Волосы его, очень ещё густые, были совсем белокурые и чуть-чуть разве с проседью, а широкая, густая борода, спускавшаяся лопатой, была ещё светлее головных волос. Глаза его были голубые и смотрели холодно-пристально и вдумчиво; губы алые. Вообще это был отлично сохранившийся человек и казавшийся гораздо моложе своих лет…

Глазами автора в начале романа:

Это был человек лет пятидесяти, росту повыше среднего, дородный, с широкими и крутыми плечами, что придавало ему несколько сутуловатый вид. Был он щегольски и комфортно одет и смотрел осанистым барином. В руках его была красивая трость, которою он постукивал, с каждым шагом, по тротуару, а руки были в свежих перчатках. Широкое, скулистое лицо его было довольно приятно, и цвет лица был свежий, не петербургский. Волосы его, очень ещё густые, были совсем белокурые и чуть-чуть разве с проседью, а широкая, густая борода, спускавшаяся лопатой, была ещё светлее головных волос. Глаза его были голубые и смотрели холодно-пристально и вдумчиво; губы алые. Вообще это был отлично сохранившийся человек и казавшийся гораздо моложе своих лет…

Глазами Раскольникова ближе к концу романа: Это было какое-то странное лицо, похожее как бы на маску: белое, румяное, с румяными, алыми губами, с светло-белокурою бородой и с довольно ещё густыми белокурыми волосами. Глаза были как-то слишком голубые, а взгляд их как-то слишком тяжёл и неподвижен. Что-то было ужасно неприятное в этом красивом и чрезвычайно моложавом, судя по летам, лице. Одежда Свидригайлова была щегольская, летняя, легкая, в особенности щеголял он бельём. На пальце был огромный перстень с дорогим камнем…

Глазами Раскольникова ближе к концу романа:

Это было какое-то странное лицо, похожее как бы на маску: белое, румяное, с румяными, алыми губами, с светло-белокурою бородой и с довольно ещё густыми белокурыми волосами. Глаза были как-то слишком голубые, а взгляд их как-то слишком тяжёл и неподвижен. Что-то было ужасно неприятное в этом красивом и чрезвычайно моложавом, судя по летам, лице. Одежда Свидригайлова была щегольская, летняя, легкая, в особенности щеголял он бельём. На пальце был огромный перстень с дорогим камнем…

Характер: Свидригайлов спокойный, уравновешенный в общении человек. Образован, воспитан. Имеет двойственный характер. С одной стороны, он обычный, нормальный, трезвомыслящий человек, каким он и предстает перед Раскольниковым, с другой стороны, мать Раскольникова, Дуня и Лужин говорят о нём как о человеке бесконечно развратном, сладострастном, злом и циничном. С одной стороны, он насильник, отравитель и губитель, с другой стороны, жертвует деньги Соне и сиротам Мармеладовым, предлагает помощь Раскольникову. Говорит обычно монотонно, но будто с какой-то ухмылкой, как человек много повидавший, вкусивший и знающий цену себе и людям. Несколько суеверен, возможно, стал таковым в последнее время жизни, после смерти жены, которую, как считают многие, он отравил и дух которой является к нему. Жизненная позиция: «Все дозволено». Отношение к любви: Любыми путями будет добиваться необходимого ему результата

Свидригайлов спокойный, уравновешенный в общении человек. Образован, воспитан. Имеет двойственный характер. С одной стороны, он обычный, нормальный, трезвомыслящий человек, каким он и предстает перед Раскольниковым, с другой стороны, мать Раскольникова, Дуня и Лужин говорят о нём как о человеке бесконечно развратном, сладострастном, злом и циничном. С одной стороны, он насильник, отравитель и губитель, с другой стороны, жертвует деньги Соне и сиротам Мармеладовым, предлагает помощь Раскольникову. Говорит обычно монотонно, но будто с какой-то ухмылкой, как человек много повидавший, вкусивший и знающий цену себе и людям. Несколько суеверен, возможно, стал таковым в последнее время жизни, после смерти жены, которую, как считают многие, он отравил и дух которой является к нему.

Жизненная позиция:

«Все дозволено».

Отношение к любви:

Любыми путями будет добиваться необходимого ему результата

Преступления Раскольникова и Свидригайлова Как известно, в романе

Преступления Раскольникова и Свидригайлова Как известно, в романе "Преступление и наказание" бедный студент Раскольников совершает страшное преступление: убивает старуху-процентщицу и ее сестру Лизавету. Свидригайлов, судя по всему, также совершает за свою жизнь несколько преступлений. Во-первых, в прошлом он был шулером (карточным мошенником). Также о Свидригайлове ходят слухи, что он якобы виновен в смерти нескольких человек (крестьянина, девочки). Кроме того, Свидригайлов, вероятно, виновен в смерти своей жены Марфы Петровны.

Раскольников:

". я и решил, завладев старухиными деньгами, употребить их на мои первые годы, не мучая мать, на обеспечение себя в университете, на первые шаги после университета, – и сделать все это широко, радикально, так чтоб уж совершенно всю новую карьеру устроить и на новую, независимую дорогу стать…"

Свидригайлов:

". скажи она мне: зарежь или отрави Марфу Петровну и женись на мне – это тотчас же было бы сделано. "


-75%

Петр Петрович Лужин

В романе присутствует герой, в характеристике и образе которого не присутствует раскаяние. Это Лужин, человек, который берёт в расчет только свое мнение. В жизни он надворный советник, для него семья не является важным звеном. Он благонадежный человек, который имеет свое состояние. Основные черты его характера:

  1. Корыстность.
  2. Тщеславие.
  3. Высокомерие.

Цель для Петра Петровича — это взять бедную девушку, у которой будет красивая внешность и обязательно прекрасное образование. Девушка не будет привыкшая к достатку, у неё не будет требовательности к Лужину, и она ему будет всегда благодарна. Образованность претендентки и ее красота помогут Петру проникнуть в высшее общество и сделать карьеру. Супружество для Лужина — это сопоставление выгоды, но не любви.

В письме Родиону мама пытается оправдать взгляды Лужина, она не называет его подлецом и замечает, что между ним и Раскольниковым много общего на жизненном поле. Но такое двойничество человека Раскольникову сразу заметно, он понимает и пытается раскрыть неискренность Лужина. Он проводит сравнительный анализ человека и понимает, что Пётр Петрович не тот, за кого себя выдает.

У Лужина система ценностей заключается в коммерции. Такой человек не имеет друзей, редко зовёт кого-то в гости, он скупой. Его отношение к Дуне плохое, он снимает для невесты и ее матери комнату в помещении, у которого плохая репутация.

Лужин боится растратить последние деньги и пытается всеми силами скопить капитал. У него привлекательная внешность, красивое лицо, к которому нет повода придраться, но в душе он антипатичный и уродливый. Наиболее яркая характеристика его образа — это приятный внешний вид и убогий внутренний мир.

При встрече с Родионом Лужин восклицает, что он не должен оказывать помощь другим людям, должен любить одного себя. Для Лужина ничего не стоит подставить другого человека, он не может отдавать тепло и любовь своей невесте. Сходство его с Раскольниковым в том, что у него есть своя теория, что база общества состоит только из избранных.

Именно лучшие из лучших смогут управлять миром. В понятии Петра Петровича это деловые люди, дельцы и предприниматели. Если сравнить Лужина и Свидригайлова, то первый герой больше схож с Родионом, потому что для него финансовая правда — это приглашение к убийству. И он ее материализует таким же образом, как Раскольников — собственную теорию.

Отрицательная сущность героя вскрывается в эпизоде, где он обвиняет Соню в воровстве. Он ей подкидывает деньги, чтобы она была плохой в глазах окружающих. Заодно он хочет опозорить Раскольникова. В этом случае Лужин смог бы разрушить свой план на свадьбу. Он может предавать без оснований, с легкостью обвиняет человека и не считает свои поступки развратными. Это наглый и безнравственный человек.

В романе «Преступление и наказание» есть явная борьба сил добра и зла, но в итоге побеждает добро. В романе Достоевского все понесли наказание: Раскольников трудится на каторге, Свидригайлов кончает жизнь самоубийством, а Лужин не может осуществить свою главную аферу.

Биография Свидригайлова

В романе описывается жизненный путь героя. Главной чертой характера персонажа является его порок. Он проживает в Петербурге, много свободного времени проводит за карточным столом в обществе сомнительных личностей. В итоге он оказывается в тюрьме, из которой его спасает Марфа Петровна, в будущем его супруга. Она платит налог за Свидригайлова, и его выпускают из тюрьмы.

Марфа Петровна спасает мужа от суда за убийство и изнасилование юной девушки. Она прячет нужный документ от Свидригайлова, если он захочет взбунтоваться. У героя с Марфой Петровной был заключён контракт, согласно которому он мог развлекаться с дворовыми девушками. В его жизни произошел единственный случай, когда он влюбился по-настоящему, объектом его вожделения оказалась Дунечка. У Свидригайлова нет никаких нравственных принципов — это его жизненное кредо. Ему не довелось испытать благородных чувств, у него нет высоких целей, его жизненная энергия направлена на удовлетворение прихотей и небольших страстей.

Свидригайлов приезжает в Петербург, чтобы добиться взаимности от Дуни. Для свершения своей цели этот человек готов на всё, в том числе на запугивание и подкуп. Взамен на свое желание он предлагает Дуне 10 000 рублей, а потом пытается её шантажировать тем, что ему всё известно о Родионе Раскольникове.

У Свидригайлова отсутствует понятие о грехопаденье и благе, это делает его чудовищным персонажем, который не может жить хорошо и не верит в добро. Загробная жизнь для него представляется следующей: это не хороший, светлый и вольготный мир, а маленькая комната, которая по размерам схожа с сельской баней, которая закоптела, а по углам сидят пауки.

Родиона Раскольникова больше всего удивляет в этом человеке бессовестный подход к жизни. Но вместе с этим он отмечает, что у него со Свидригайловым много общего, они оба придерживаются принципов дозволенности.

В романе фигура Свидригайлова является трагичной личностью. Его смерть не произошла бы, если бы он сумел сохранить себя целым. В его судьбе происходят противоестественные, добрые поступки, которые никак не вяжутся с его натурой и смогли разрушить его личность:

  1. Свидригайлов отпускает Дуню, оставляет свое состояние детям Мармеладова.
  2. Он хочет проявить положительные качества, когда ухаживает за маленькой девочкой.

Такие поступки стали началом конца.

Плохой сон, который привиделся Свидригайлову, приводит его в ужас, потому что перед ним открывается бездна аморальности, в которой он находился. Его самоубийство можно отнести к закономерному итогу, к которому приходит каждая личность, которая до определенного момента не признавала в своей жизни справедливости и добра.

Свидригайлову отведена роль двойника в романе «Преступление и наказание». Можно сказать с уверенностью, что Свидригайлов является самым последовательным и мощным героем в романе. Именно поэтому он самостоятельно вершит суд над самим собой.

Читайте также: