Дуэль пьера и долохова цитаты

Обновлено: 23.04.2024

В романе «Война и мир» есть особый эпизод — конфликт Пьера Безухова и Долохова, который привел к дуэли.

Начать стоит с того, что Пьер Безухов в принципе не был принят тем обществом, в котором жил. У него не было друзей среди высшего света, над ним многие смеялись. Герой чувствовал себя очень неуютно в этой обстановке. После женитьбы жизнь молодых супругов не заладилась. Элен в открытую насмехалась над своим мужем, выражала свое к нему презрение. В обществе ходили слухи об изменах жены. Пьер Безухов был погружен размышлениями по этому вопросу. Его волновало, были ли эти измены в реальности.

Появился слух, будто бы Элен и Долохов любовники. Как-то Пьер обедал в английском клубе, где был и Долохов. Все веселились кроме Пьера. Долохов решил поиздеваться над ним и поднял тост, намекавший на связь Долохова и Элен. Это вывело обиженного мужа из себя. Пьер вызвал Долохова на дуэль.

Долохов легко относился к будущему поединку. Он знал, что обязательно одержит победу, так как имеет большой опыт в таких делах. Всю ночь он провел в веселье. У него даже не возникло мыслей о подготовке к поединку.

Пьер был сначала возбужден мыслью о дуэли с обидчиком. Ему казалось, что таким образом он отомстит за оскорбленную честь. Однако, как меньше времени оставалось до события, тем больше Пьер раскаивался в своем решении. Он не умел пользоваться оружием, не знал кодекса дуэлянтов. А самое главное, Пьер понимал, что не стоит Элен таких жертв. Эта низменная и эгоистичная женщина не стоит того, чтобы ее защищали на дуэлях.

В самом начале у Пьера возникла мысль отменить все это, но от идеи перемирия он отказался. Герой считал, что это покажет его слабость и мягкость. Первая пуля, выпущенная Долоховым, в свою цель не попала. Для героя, так твердо уверенного в своем решении, это несвойственно. Таким образом, автор подчеркивает легкомыслие героя и несерьезность его намерений. Долохов не хотел обижать Пьера.

Пуля Пьера, наоборот, попала в цель. Долохов получил ранение. Пьер сожалел о своем поступке, но он был рад, что не убил Долохова. Ему не хотелось совершать преступление.

После ранения Долохов показывает себя совершенно с другой стороны. Он не думает о себе. Герой просит Ростова отвезти его и переживает о матери и сестре. Таким образом, автор хочет сказать нам, что внешний облик бывает обманчив. Внешне Долохов выглядел несерьезно, но очень любил свою мать и сестру, заботился о них, был нежным и ласковым. Это сильно поразило Николая, который был совсем другого мнения о товарище.

В этом эпизоде автор хочет показать, как меняется мировоззрение персонажей после дуэли, а также раскрытие их образов после события.

Анализ эпизода дуэли

Одним из центральных героев романа «Война и мир» является Пьер Безухов, становлению личности которого Толстой посвятил не один эпизод. Наверное, самым значительным событием в жизни героя была его дуэль с Федором Долоховым.

Причиной конфликта стала связь Долохова с женой графа, Элен, женщиной развратной и глубоко циничной, брак с которой был роковой ошибкой для Пьера и попыткой заполучить наследство для Элен.

Наивный и добродушный граф не мог даже представить, что Долохов, друг в прошлом, может стать любовником его жены в настоящем. Еще не так давно Федор был гостем в его доме, которому оказали услугу в знак старой дружбы, а теперь эта помощь только усиливала желание опозорить Пьера, посмеяться над ним перед всеми.

Сидя за столом и поднимая тост за хорошеньких женщин, Долохов не чувствовал себя ни обязанным графу, ни виноватым перед ним, скорее наоборот, он был на высоте и его улыбка походила на издевку. Эти чувства не изменились и во время дуэли: уверенный в себе и своей победе, без тени сомнения и капли сожаления о содеянном, он даже не предполагал другого варианта исхода событий.

Настрой Пьера Безухова разительно отличался: даже осознавая то, что ему намеренно была нанесена обида, о чем знали знали все вокруг, и что Долохов просто играл с ним, граф, не считая вспышки гнева тогда за столом, откровенно боялся своего соперника. Законный муж боялся любовника, ведь второму ничего не значило убить человека, в то время как первый, зная свою правоту, не мог допустить мысли, что ему придется стрелять в живого человека.

На первый взгляд, результат дуэли очевиден: опытный стрелок против того, кто никогда не держал в руках оружия. Пьер спрашивает секунданта о том, как правильно ходить и как стрелять, целится в соперника не глядя и… попадает! А Долохов, упав на снег, но движимый желанием отомстить, поднимает курок на стоящего прямо перед ним графа и промахивается. Таков закон судьбы: удача на стороне новичков и тех, у кого чистое сердце, а любое злодеяние рано или поздно будет наказано.

Дуэль раскрывает истинную сущность героев. Долохов, каким бы повесой он не был, после ранения больше всего обеспокоен тем, что будет с его матерью и сестрой, когда они узнают о случившемся. Пьер в смятении бежит в лес, словно убегая от самого себя. Произошедшее заставляет его задуматься о смысле жизни, пересмотреть свои взгляды. Он осознает, что их брак с Элен был лицемерием, решает с ней расстаться и уехать в Петербург.

Таким образом, дуэль Долохова и Безухого становится переломным моментом и началом нового этапа в жизни графа.


Причина дуэли Безухова с Долоховым

Брак Безухова и Элен Курагиной с самого начала оказался ошибкой. Супруги не любили друг друга. Пьера тешила мысль об обладании самой красивой женщиной Петербурга, а Элен воодушевляли титул и деньги Безухова. Наивный Пьер не подозревал, что человеческая неблагодарность может перейти все границы: он выручил Долохова, предложил ему пожить у себя, помог материально. В “благодарность” товарищ стал любовником его супруги. Об этом Безухов узнаёт из анонимной записки.

Конфликт, который происходит между мужчинами в английском клубе, становится естественным следствием развратного поведения Элен и насмешек Долохова над своим благодетелем. Когда из уст товарища звучит тост о замужних дамах и их любовниках, Пьер понимает, что измены супруги являются тайной лишь для него одного, весь Петербург смеётся над ним. В этот момент Долохов вырывает из рук Пьера бумагу, которую он получил, чтобы озвучить, накал достигает апофеоза. Пьер вызывает Долохова на дуэль, тот принимает вызов, не раздумывая.

Если учесть, что Пьер никогда в жизни не держал оружия в руках, а Долохов был отличным стрелком, то результат дуэли – игра автора с судьбами персонажей. Толстой показывает закон жизни: новичкам и дилетантам всегда везёт, а ещё – тем, у кого чистая душа. Пьер любим судьбой, удача сопутствует ему в самые страшные моменты жизни.

Роковой день

Неопытный дуэлянт мучится совестью, за ночь перед встречей с оппонентом, он окончательно понимает, что его супруга – лживая, ничтожная, развратная женщина. Он даже оправдывает Долохова, понимая, что сам поступил бы также, если бы подобная ситуация случилась с ним. Пьер боится убить человека, но простить обидчика он не может. Секунданты отлично понимают, что скорее всего во время дуэли погибнет Безухов – неловкий, неопытный, беспомощный, как ребёнок. За несколько минут до выстрела секундант объясняет Пьеру, куда нажимать, чтобы оружие выстрелило… Безухов очень волнуется и спешит, поэтому, видимо, стреляет первым. Он случайно попадает в Долохова, ранит его. Этот факт ужасает героя, Долохов же, имея право выстрелить практически в упор, почему-то промахивается. Он очень расстроен, что не попал. Пьер в ужасе от того, что ранил человека. Этот момент очень ярко характеризует главного героя. В романе “Война и мир” много подобных фатальных моментов, которые очень реалистичны и вместе с тем – невероятны.

Главный герой убегает с места, где всё произошло, он на грани сумасшествия – винит себя, шепчет слова раскаяния, к нему приходит понимание того, как хрупка человеческая жизнь.

Основные события и последствия

После объявления о дуэли Пьера постоянно мучили угрызения совести. В последнюю ночь он очень много думал и понял, что его жена — лживая развратница. Безухов даже нашёл оправдание Долохову, так как, возможно, сам в подобной ситуации повёл бы себя так же. Он очень боится убить своего бывшего друга, но и простить ему содеянное не может.

Непосредственно эпизод

Место действия дуэли происходит в Сокольниках. Здесь проявляется скорее истинная сущность Долохова, чем Пьера. Он понимает, что Безухов не умеет стрелять, но не собирается останавливать дуэль. При этом секунданты пытаются замедлить приготовления к поединку, понимая суть происходящего убийства.

Дальнейшее развитие событий при рассмотрении кратко и анализе эпизода происходит в следующем порядке, который можно разделить на такие этапы:

  1. Первая пуля Долохова не попадает в цель. Это показывает несерьезность намерений дуэлянта и обстоятельств.
  2. Пуля Безухова, наоборот, попадает в цель. Долохов получает ранения, но пытается доползти и выстрелить.
  3. Пьер сожалеет о моменте, он не хотел становиться убийцей и потому не добивает своего соперника, не пытается закрыться от возможной пули.
  4. У обоих героев начинает меняться душевное состояние. Долохов предстает любящим сыном и боится разволновать маму. Безухов же переживает переворот сознания и характера.

На следующий день после события происходит сцена разговора между Курагиной и Безуховым. Последний становится не похож на прежнего, застенчивого Пьера. Он принимает решение окончательно разлучиться с женой и переехать в Петербург.

Лев Николаевич Толстой всегда говорил о художественном произведении как о собрании мыслей, «сцепленных между собой» и только в таком сцеплении существующих. А всё произведение – «лабиринт сцеплений». Смысл его рождается из «сцепления» образов, эпизодов, картин, мотивов, деталей. Толстой всегда иронически отзывался о тех читателях, которые пытаются найти отдельные мысли в отдельных сценах. Каждая малая сцена уже несёт «большую» мысль всего романа. Она как грань, как один из поворотов в «лабиринте».

Дуэль Пьера с Долоховым является одним из важнейших рубежных событий на жизненном пути Пьера, окончанием одного этапа и началом другого.

Уже во время обеда, предшествующего дуэли, Пьер сидел, «остановив глаза, с видом совершенной рассеянности… Лицо его было уныло и мрачно». Он полностью погружен в себя. Создается ощущение, что его мучит проблема, которую он не может для себя разрешить. В нем как будто сталкиваются два начала: свойственное ему благодушие и начало, чуждое ему: агрессивность, эгоизм, присущее таким героям, как Долохов, Анатоль Курагин, Наполеон. Оба эти начала продолжают бороться в Пьере на протяжении всего эпизода.

И постепенно то состояние, которое Лев Николаевич называл словом «война», начинает овладевать героем:

Пьер взглянул на Долохова, зрачки его опустились, что-то страшное и безобразное, мутившее его во все время обеда, поднялось и овладело им.

Далее, казалось бы, победа этого начала не была столь безоговорочной, так как Пьер не был уверен в вине Долохова и в своем праве судить его. Но надежда оказалась иллюзорной, потому что тут же отрезвляюще зазвучало, что «именно в те минуты, когда ему приходили такие мысли, он с особенно спокойным и рассеянным видом…спрашивал: «Скоро ли и готово ли?». А дальше, в ответ на робкую мысль, что то, что они с Долоховым затеяли, «ужасно глупо», звучит резкое:

Нет, об чем же говорить. Все равно…

Разум Пьера уже не подчиняется ему, герой не управляет собой. И это происходит не только с Пьером, но и с другими героями. Добрейший и честнейший Николай Ростов «недоброжелательно смотрел на Пьера» за обедом. Создается впечатление, что взоры героев подернуты пеленой. Ведь не зря, наверное, на поляне, где происходит дуэль, стоит такой туман, что герои плохо видят друг друга уже за сорок шагов. Они из-за тумана «неясно» различают, что в противоположные стороны разошлись люди, а не абстрактные фигуры. Для Долохова все, что происходит на поляне, — не дуэль, а охота: ему убить человека значит то же самое, что охотнику не упустить медведя. Но все-таки что-то героев смущает, что-то они различают в тумане, что-то их останавливает. Они медлят начинать. Все молчат.

Но для автора очевидно, что дело должно совершиться независимо от воли людей. И оно совершилось, несмотря на то что в Пьере всё же продолжается борьба. Автор говорит, что «Пьер быстрыми шагами пошел вперед, сбиваясь с протоптанной дорожки…», но подчиняясь окрику Долохова, стал целиться. На его лице улыбка «сожаления и раскаяния», но он беспомощен перед той силой, которая овладела им во время обеда.

После этого эпизода своей жизни Пьер на некоторое время погрузится в странное состояние. Он не сможет связать воедино исторические и жизненные факты, у него появится ощущение, что его разум работает вхолостую, он потеряет чувство целостности мира, который для него распадется на отдельные мелкие части, будучи ввергнутым в состояние «войны».

Так маленький эпизод становится лабиринтным поворотом большого романа, а заключённая в нём мысль – гранью той главной, которая на языке Толстого звучит как «война и мир».

Роковой день

Дуэль произошла в Сокольниках. В этот момент читатель может лучше познакомиться с сущностью Долохова. Ему было прекрасно известно, что соперник совсем не стрелок, но тем не менее он не изъявил желания остановить дуэль.


Секунданты всячески пытались оттянуть начало поединка, так как понимали, что скоро произойдёт убийство.

Дальнейшее развитие событий при анализе кратко можно объединить в следующие этапы:

  1. Первым стрелял Долохов, но в цель не попал. Тем самым герой проявил всю несерьёзность намерений.
  2. Безухов же дурачится не стал и попал в соперника. Долохов упал, но попытался ползти и выстрелить второй раз.
  3. Пьер очень пожалел о содеянном, ведь он не хотел быть убийцей. Стреляться дальше и добивать соперника он не стал, а от пуль, летящих в него, даже не закрывался.
  4. После произошедшего у обоих героев изменилось мировоззрение. Долохов вдруг стал любящим и заботливым сыном, а у Безухова поменялся характер и отношение к некоторым вещам.

Спустя день после дуэли, Пьер решил вызвать свою супругу на разговор. Герой уже не выглядел таким нерешительным и застенчивым. Он сообщил Курагиной, что разводится с ней и переезжает.

Цитаты

…Массивный, толстый молодой человек с стриженою головой, в очках… Пьер был несколько больше других мужчин в комнате… Умный и вместе робкий, наблюдательный и естественный взгляд, отличавший его от всех в этой гостиной… Улыбка у него была не такая, какая у других людей, сливающаяся с неулыбкой. У него, напротив, когда приходила улыбка, то вдруг, мгновенно исчезало серьёзное и даже несколько угрюмое лицо и являлось другое — детское, доброе, даже глуповатое и как бы просящее прощения… Толстый, выше обыкновенного роста, широкий, с огромными красными руками, он, как говорится, не умел войти в салон и ещё менее умел из него выйти… Кроме того, он был рассеян… Но вся его рассеянность и неуменье войти в салон и говорить в нём выкупались выражением добродушия, простоты и скромности.

Читаемое в разделе:

  • Смотр под Браунау. Анализ эпизода романа «Война и мир»
  • Красота истинная и ложная в романе Толстого «Война и Мир»
  • «Разное счастье» героев «Войны и мира»
  • Проблемы гуманизма в романе «Война и мир»
  • Образ Николая Ростова и его роль в эпилоге романа «Война и мир»
  • Пьер и Андрей в романе Толстого «Война и мир»
  • Женские образы в романе «Война и мир»

Последствия события

Эпизод, при котором Безухов решается вызывать Долохова, становится переломным моментом в жизни героя. Если раньше он был застенчив и во всем сомневался, после этого характер становится тверже. Происходит момент окончательного взросления и переосмысления собственной жизни.

Безухов решается на окончательный уход от Курагиной. Начинается новый этап, связанный с уходом героя в масонство. Раскрытие личности происходит в другом направлении, а именно в общественном, герой становится заметной фигурой в политическом масштабе.

Эпизод дуэли важен для рассмотрения эволюции образа Пьера. Из скромного и немного неказистого героя он становится более решительным и принимает решение поменять свою жизнь. Раскрытие идет в общественном плане, Безухов становится членом масонской ложи и влиятельным человеком.

Значение дуэли в жизни главного героя

Дуэль служит заключительным этапом, который приводит героя к мысли о том, что он выбрал неправильный путь, совершил большую ошибку, выбрав себе в супруги Элен. Он осознаёт, что втянут в чужую игру, что не хочет продолжать жить в унизительном положении рядом с непорядочной женщиной. Этап отношений с Элен закончен, Пьер стал гораздо твёрже, решительнее и опытнее. Он почувствовал, как легко можно лишить человека жизни, не имея на то ни права, ни оснований. Пьер чувствует необходимость изменить свой образ жизни, уйти от всех, найти смысл жизни, который стал бы для него спасением.

В нашей статье содержится анализ эпизода “Дуэль Пьера Безухова с Долоховым”. Этот материал будет полезен при подготовке к написанию сочинений по теме.

Следующая цитата

На званом обеде в Английском клубе в честь Багратиона Пьер и Долохов затевают скандал. Дело заканчивается вызовом на дуэль.

Причиной дуэли стала измена. Жена Пьера -Элен изменила ему с Долохов, о чем Безухов узнал из анонимного письма.

Пьер сомневается в необходимости стреляться, ему хочется немедленно покинуть место дуэли, тем не менее, он отказывается от примирения. Безухов спрашивает секунданта, как выстрелить из пистолета.

Когда звучит команда, противники сходятся. На счет «три» Пьер быстрым шагом двинулся вперед. Он шел, сбиваясь с натоптанной тропинки на сугробы. В правой вытянутой руке он держал пистолет так, как будто он опасался выстрелить в себя. Левую руку он с усилием отводил за себя, поскольку ему хотелось ею поддержать
правую, чего делать было нельзя. Через несколько шагов он вновь сошел в снег с тропинки, взглянул себе под ноги, затем на Долохова и потянул пальцем курок.

Раздался выстрел, все вокруг заволокло дымом, а когда он рассеялся, Пьер увидел, что его противник держится рукой за левый бок. Пистолет у Долохова выпал. Пьер бросился к нему, но Долохов резко скомандовал: «К барьеру!» Безухов вернулся на прежнее место, а
лежащий на снегу Долохов начал целиться. Пьер стоял растерянный и совершенно беспомощный. Долохов выстрелил и промахнулся.

Шатаясь, Пьер пошел в лес, при этом он говорит о глупой смерти. Несвицкий останавливает его и везет домой. Раненого Долохова повезли домой Ростов и Денисов. Дорогой раненый очнулся и,
заплакав, сказал, что убил свою мать.

Следующая цитата

В знаменитом романе «Война и мир» дуэль Пьера и Долохова – это кульминационный эпизод, в котором жизнь преподносит урок обоим участникам. Чрезмерная уверенность в себе подводит Федора. Пьер страдает от необдуманности собственного поступка. Два персонажа представлены как полные противоположности. У них разная внешность, внутренний мир. Герои не являются крайне негативными действующими лицами.

Натура Долохова ярко показана в военных эпизодах, в отношении к людям и его поведении после завершения дуэли. Герою двадцать пять лет, его дворянский род обеднел, осталась лишь родословная. Его мечта – восстановить состояние своей семьи. Федор часто действует не по совести, чтобы добиться своей цели.

Пьера автор наделяет детской улыбкой, добродушным лицом. Это показывает положительное отношение Толстого к герою. Он достаточно своеобразный человек. Безухов не понимает прелестей светского общества, не принимает участия в интригах. Персонаж старается всем помочь, относится к людям искренне.

С кем стрелялся на дуэли Пьер Безухов: разбор сюжета из романа «Война и мир»

Дуэль Пьера и Долохова – кратко

Автор подробно рассказывает о том, как воспринимает Пьер Безухов дуэль с Долоховым. Он переживает, винит себя за импульсивное решение. С другой стороны, мужчина чувствует себя оскорбленным, считает нужным отстоять свою честь. Ход поединка между героями:

  • Федор, будучи приятелем Безухова, знал о его неумении стрелять. Это не заставило его решить вопрос мирным путем. Герой уверен в своей победе;
  • Пьер осваивает навыки стрельбы за несколько минут до поединка. Герой напряжен, взволнован. В спешке он первым нажимает на курок в страхе и случайно наносит ранение сопернику;
  • Долохов, находясь на близком расстоянии от противника, промахивается. Он расстроен, разочарован, хотя в глубине души герой не ставил себе целью убить Пьера;
  • Безухов убегает с места поединка, пребывая в шоковом состоянии. Дуэль производит неизгладимое впечатление на него. В дальнейшем она сыграет ключевую роль в жизни персонажа.

Несмотря на то, что Пьер был слегка толстым, высоким мужчиной, он немного опасался товарища даже до поединка. Долохов относился к оппоненту неискренне. Его главной целью было использовать товарища для реализации своих планов.

С кем стрелялся на дуэли Пьер Безухов – образ Долохова

Тест часто включает вопрос: с кем стрелялся Пьер Безухов, и что послужило причиной стычки? Чтобы ответить, необходимо изучить отношения бывших друзей, образ Федора.

Соперник Пьера – Долохов – привык рассчитывать исключительно на собственные силы. У него не было поддержки, финансовых ресурсов. Это изменило характер ранее благородного, открытого юноши, что заметно в следующих ситуациях:

  • Герой становится лучшим другом Анатоля Курагина, во всем поддерживает его, помогает. При этом Федор фактически живет за счет друга;
  • Когда Соня отказывает Долохову, он мстит ей, выиграв в карты у Ростова большую сумму;
  • Зная, что Элен – законная жена Пьера, он заводит с ней отношения. При этом Безухов выручает героя в трудной ситуации, позволяет жить в своем доме.

Анализ данных эпизодов говорит об отсутствии уважения к окружающим, о низменности и меркантильности персонажа. Ситуация с Пьером особенно красноречива. Ранее мужчины дружили, проводили вместе много времени. Но Долохов не смог простить товарищу, что он был разжалован в солдаты. Война изменила его отношение, персонаж стремился отомстить. Для этого он завел мимолетный роман с Элен.

Ранее опубликованные в разделе:

  • Сочинение на тему: Образ Наташи в романе «Война и мир»
  • Пьер и Андрей в романе Толстого «Война и мир»
  • «Разное счастье» героев «Войны и мира»
  • Женские образы в романе «Война и мир»
  • Проблемы гуманизма в романе «Война и мир»
  • Наполеон и Кутузов в романе «Война и мир»

Почему Пьер вызвал Долохова на дуэль

Долгое время главный герой отказывался верить слухам об измене жены с приятелем. Он доверял Долохову, рассчитывал на его благодарность за помощь, поэтому не мог представить этой ситуации.

Сплетни подтвердились анонимным посланием. Пьер получил письмо, где неизвестный сообщил ему о связи супруги с Федором. Мужчина отправился на обед в Английский клуб, где повстречал Долохова.

Настроение Безухова было испорчено, он терялся в сомнениях. Герою было страшно взглянуть на бывшего друга. Но Федор решил унизить товарища еще больше. В тосте он намекнул на любовную связь с его супругой.

Персонаж не выдержал публичного унижения, вызвав обидчика на дуэль. Если рассматривать причины поединка глобально, следует выделить:

Дальнейшее развитие

Переломный период в жизни Пьера Безухова начался в момент, когда он назначил дуэль Долохову. Ранее герой был очень мягким и стеснялся лишний раз вставить слово, однако после поединка ему удалось приобрести новые качества — характер стал тверже. В этот момент Безухов полностью переосмыслил свою жизнь и окончательно повзрослел. Кроме того, он наконец-то решился уйти от неверной супруги и объявил ей о разрыве.

Личность Пьера раскрылась после его ухода в общественную деятельность. Он стал заметной политической фигурой.

Момент дуэли с Долоховым очень важен, без него не получится проследить эволюцию образа. Чтобы полностью понять, почему Пьер вызвал Долохова на дуэль, нужно сделать краткий анализ и выявить, каковы причины войны между героями произведения «Война и мир».

Следующая цитата

Толстой Лев Николаевич начал работу над знаменитым эпосом в 1863 году. Основная суть романа заключается в раскрытии моральных, человеческих качеств героев. Все персонажи имеют разный характер, сталкиваются с различными ситуациями, проявляя свою истинную натуру. Работа над произведением заняла у автора более пяти лет. Все военные, исторические события писатель тщательно проверял, записывал основные даты в толстый блокнот. Позже записи легли в основу написания военных сражений. Литературный труд был завершен в 1869 году.

Эпизод, в котором происходит дуэль Безухова и Долохова, заставляет читателя иначе взглянуть на негативного персонажа. Автор показывает значимость действий человека для его внутреннего мира, утверждая, что один поступок может кардинально изменить жизнь.

Дуэль Пьера с Долоховым – описание эпизода

В первое время мысль о состязании с неверным товарищем возбуждала Пьера. Он был оскорблен, чувствовал себя преданным и униженным. Буквально с каждым часом уверенность персонажа в правильности его решения пропадала. Герой никогда не имел дела с оружием, не принимал участия в дуэлях.

Дуэль Пьера и Долохова: описание и значение эпизода в романе «Война и мир»

С другой стороны, за время, проведенное с Элен, он вынес не один урок. Супруга была эгоистичной, неискренней женщиной. Она не стоила того, чтобы вызывать товарища на дуэль. Однако главное задание Безухова – восстановить честь. Сомнения терзали героя всю ночь перед событием. Автор отмечает уверенность секундантов в проигрыше Пьера по причине его неопытности и беспомощности. Он сравнивает его с неловким ребенком. Ход дуэли:

  • Безухову рассказывают, как пользоваться оружием, непосредственно перед поединком;
  • Герой сильно переживает, действует поспешно, не целясь в оппонента;
  • Пьер случайно наносит ранение, Долохов не попадает в Безухова;
  • Оба участника пребывают в паническом состоянии. Долохова одолевает возмущение и расстройство после промаха. Пьер ужасается от того, что ранил человека;
  • Ростов подходит к раненому, который просит отвезти его домой к матери с сестрой. Это заставляет читателя изменить отношение к герою. За несколько минут до возможной смерти он думает не о себе, а о родных людях.

Дуэль Безухова и Долохова – причина

Основная причина дуэли Пьера и Долохова – Курагина, жена Безухова. Она изначально вышла замуж по расчету, будучи меркантильной, низменной женщиной без моральных ценностей. При этом Элен обладала потрясающей красотой. Будущий муж не задумывался о душевных качествах Курагиной, его восхищала внешность девушки.

Когда у Долохова возникли проблемы, персонаж попросил помощи у мужа Элен. Тот помог ему финансово, предоставил крышу над головой. Через некоторое время герой получил анонимное письмо, сообщающее о любовной связи между Курагиной и Долоховым.

Однажды герой прибыл на обед в английский клуб, где столкнулся с любовником жены. Он был в плохом настроении, не желал веселиться с остальными присутствующими. Во время тоста Федор намекает на отношения с Элен, чем оскорбляет ее супруга. Пьер вызывает Долохова на дуэль.

Дуэль Пьера и Долохова – значение события в жизни Безухова

Поединок между бывшими товарищами стал кульминацией романа. Событие разительно сказалось на мировосприятии Пьера. После того, как он ранил оппонента, Безухов убежал. Он винил себя, раскаивался в своем поступке. Герой много дней проводит, анализируя ситуацию, и делает следующие выводы:

  • Необходимо кардинально менять собственную жизнь, заняться поиском спасения души, жизненного смысла;
  • Брак с Курагиной – это главная ошибка, приведшая к трагическим последствиям;
  • Осознание хрупкости человеческой жизни заставляет ценить каждый день.

Характер персонажа меняется, как и его внутренний мир. Из неопытного парня он превращается в решительного, твердого мужчину. Автор старается донести читателю, что в процессе взросления все сталкиваются с переменами, многие из них болезненные и сложные. Однако изменения помогают встать на правильный путь.

Новые материалы раздела:

  • Встреча Бориса Друбецкого с Пьером в доме старого графа Безухова
  • «Жизнь по совести» Николая Ростова («Война и мир») и полковника Б. («После бала»)
  • Образ Николая Ростова и его роль в эпилоге романа «Война и мир»
  • Смотр под Браунау. Анализ эпизода романа «Война и мир»
  • Красота истинная и ложная в романе Толстого «Война и Мир»

Читайте также: