Дружба в исламе цитаты

Обновлено: 14.05.2024

«Верующие мужчины и женщины являются помощниками и друзьями друг другу. Они велят совершать одобряемое и запрещают предосудительное, совершают молитву, выплачивают закят, повинуются Аллаху и Его посланнику. Аллах смилостивится над ними. Воистину, Аллах – Могущественный, Мудрый» (9: 71).

Кто не является другом

В Коране сказано:

«О вы, которые уверовали! Не берите Моего и вашего врага своими покровителями и помощниками. Вы открываетесь им с любовью, хотя они не веруют в истину, которая явилась вам» (60: 1).

«О те, которые уверовали! Не считайте тех, которым Писание было даровано до вас и которые глумятся над вашей религией и считают ее развлечением, и неверующих своими помощниками и друзьями. Бойтесь Аллаха, если вы являетесь верующими». (5:57).

Пророк Мухаммад (мир ему) о дружбе

«Души подобны воинам. Если они находят что-то общее – они объединяются, а если не находят общего – они расходятся».

«В своем милосердии, любви и сочувствии по отношению друг к другу верующие подобны единому телу: когда одну из частей его поражает болезнь, все тело отзывается на это бессонницей и горячкой».

«Верующий ищет дружбы и согласия с другими, и принимает дружбу сам. И нет блага в том, кто не может сдружиться с другими, и с кем не возможно сдружится».

«Человек исповедует ту же религию, что и его ближайший друг, так пусть же каждый из вас обращает внимание на то, с кем он водит дружбу».

«Если кто-то из вас полюбит своего брата ради Аллаха, пусть даст ему знать об этом, ибо, поистине, это больше сохраняет дружбу и укрепляет привязанность».

«Пусть не водится с тобой никто, кроме верующего, и пусть не ест твою еду никто, кроме богобоязненного!»

Следующая цитата

Дружба в Исламе

Каждый по-своему понимает дружбу и ценит в дружбе то, что ближе его восприятию жизни, ведь не зря по этому поводу Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: "Человек исповедует религию своего друга, и поэтому пусть каждый из вас обратит внимание на того, с кем от дружит" (Абу Давуд и ат-Тирмизи).

Дру́жба — бескорыстные взаимоотношения между людьми, основанные на доверии, искренности, взаимных симпатиях, общих интересах и увлечениях. Обязательными, но не основными признаками дружбы являются взаимное уважительное отношение к мнению друга и терпимость. Людей, связанных между собой дружбой, называют друзьями.

Но все-таки, кто такой друг? Какие качества должны быть у него, чтоб можно было с ним дружить? И наконец, как можно различить друг от недруга? Попытаюсь ответить с помощью Всевышнего на эти вопросы, опираясь на Коран и хадисы Пророка (мир ему и благословение).

Повелитель правоверных Али (да будет доволен им Аллах) сказал: "Ты с глупцом не дружи, и всегда избегай его. Глупцы погубили умного, когда он с ними побратался". Хороший совет, на все времена! Хочу заметить, что, если каждый подумает над этими словами, то он потеряет, как он считал "хороших", но глупых друзей.

Вот еще одно обращение сподвижника Али (да будет доволен им Аллах):

"Истинный друг - тот, кто в трудную минуту на помощь приходит, и кто вредит себе, чтобы помочь тебе, и кто при превратностях судьбы ради твоих проблем ломает себе голову и расчленяет свою целостность (души и разума) ради Твоей целостности". Давайте подумаем над этими словами, есть ли такие друзья у нас? Есть ли они у наших друзей? Способны ли эти наши друзья пойти на такой шаг? Мне кажется, мало таких друзей, но, Хвала Всевышнему, все-таки есть.

В наше время другие ценности, другой образ жизни, другие "понятия", поэтому не каждый способен найти истинного друга. Самым главным критерием в выборе друга является его религия, человек, с которым мы хотим дружить, должен быть истинным верующим, хотя таких и мало. И мы должны радоваться и воздавать Хвалу Всевышнему за то, что встретили такого друга, и сделать все, чтоб войти в круг общения такого человека. Дружба, основанная на религии, благодать, это то, к чему должен стремиться каждый правоверный, такая дружба тверже и крепче.

А что же мы замечаем в 21 веке, каких друзей выбираем? Не секрет, есть деньги - есть друзья. Такие люди выбирают друзей только из-за материальной потребности, они бегают как "гиены" в поисках друзей. Такая дружба не имеет цены, она основана только на том, чтоб провести время в компаниях, где распивают запретное, совершаются большие грехи, где нет уважения и ответственности друг перед другом. Так получается, что такая дружба быстро и раскалывается, в конце концов, такая дружба каждому указывает место в обществе. Дай Аллах, чтоб Всевышний нас уберег от таких "друзей" и показал истинных.

Дружба должна быть искренней, ради довольства Всевышнего, ведь в Судный День мы в ответе за наших друзей. Говоря о качествах друга, конечно, мы должны учитывать его ум. Ум - это то, чем можно отличить друга от недруга, ведь мы не возьмем в друзья "глупого" человека, это первое качество.

2. Его хороший характер. Никогда не устанавливай дружеских отношений с тем, у кого дурной нрав. Такой человек не может держать себя в руках в гневе и страсти.

3. Набожность и благочестие. Не нужно дружить с человеком, у которого отсутствуют эти качества, ведь в конце концов и на нас перейдут все те плохие качества, которые есть у нашего друга. А если мы дружим с человеком набожным и благочестивым, то есть вероятность, что по Милости Всевышнего мы сами тоже станем такими, разве это не счастье в дружбе с истинно верующими?

4. Не дружить с алчным, ибо это смертельный яд. Человеческая натура создана так, что всегда старается найти пример для подражания. Даже хороший человек копирует плохого, не замечая этого; пребывание в компании алчного человека увеличивает твою алчность, пребывание же в компании благочестивого прибавит тебе благочестия.

5.Правдивость. Думаю, это самое главное качество друга, по этому поводу есть хадиc: "говори правду какая бы она горькая не была".

У всех есть друзья, так давайте посмотрим, есть ли эти качества у наших друзей, и тогда мы сможем отличить друга от недруга. Мы должны искать друзей и объединяться вокруг Истины, вокруг Ислама.

Дай Аллах нам найти хороших друзей, за которых не будет стыдно ни на этом свете, ни на том. Амин.


Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.

Следующая цитата

Хадисов о братстве и дружбе немало, хотя не всегда они имеют высокую степень достоверности, но служат лишним напоминанием и назиданием верующим. К примеру, в одном из хадисов, который приводится только у Абу Хамида аль-Газали[1], сказано: посланник Аллаха ﷺ зашел в чащу леса и сорвал два мисвака — кривой и ровный — и протянул второй своему сподвижнику. Тот сказал: «О посланник Аллаха, ты в большей степени достоин ровного мисвака». На что последовал ответ: «Нет такого человека, который сопровождал бы другого в течение одного часа, после чего с него не спросили бы в Судный День, исполнил ли он долг (право) Аллаха по отношению к своему товарищу или он дал ему пропасть»[2].

В Исламе дружба между людьми является предметом ответственности обеих сторон, даже если она продлилась недолго, не говоря уже о более глубоких, близких или деловых отношениях. Вспоминая поступок Пророка ﷺ, мы видим, как он отдает предпочтение своему спутнику перед собой. В другом хадисе сказано: «Когда двое находятся рядом друг с другом, то из них более любимый для Всевышнего — тот, кто более мягок по отношению к своему спутнику (другу)»[3].

В том, насколько предпочтительнее исполнять права других, кроется величие религии Ислам. Современное положение вещей указывает на то, что порой мы не ощущаем степени своей ответственности перед окружающими нас людьми: семьей, партнерами, соседями, на первое место ставя личные потребности и заботы.

В достоверном сборнике хадисов имама аль-Бухари приводится: «Воистину, после меня, — говорил Пророк ﷺ, — вы увидите себялюбие, разные формы эгоизма и много такого, что вам будет неприятно». Сподвижники спросили: «Что же ты прикажешь нам, о посланник Аллаха?» Пророк ﷺ ответил: «Исполняйте их [других людей] права и просите у Всевышнего об исполнении ваших прав» [4].

Удивительный по своему смыслу хадис, отображающий сегодняшнее положение дел. Люди все больше поглощены самими собой, думают лишь о потребностях своих и своего ближайшего окружения. Они перестали чувствовать себя частицей целого. Как правдивы и точны, в связи с этим, слова Пророка ﷺ об эгоизме, распространившемся в обществе. А ведь как важно не идти на поводу личных желаний, не забывать об обязательствах перед другими, а о соблюдении людьми ваших прав просить только у Всевышнего!

Пусть же Всевышний поможет нам помнить не только о своих правах, но и об обязательствах перед людьми. Если мы, будучи верующими, сможем правильно себя воспитать, то многое вокруг нас изменится в лучшую сторону.

В одном длинном хадисе посланник Аллаха ﷺ передал некоторые эпизоды будущей жизни: «Поистине, обитатели Рая, когда они войдут туда и не найдут своих братьев (по вере), воззовут к своему Создателю. Они скажут: «О Господь, у нас были братья, которые молились, держали пост и вершили благие дела вместе с нами, но мы не видим их рядом». Всевышний Аллах скажет: «Пойдите и выведите из Ада того, у кого в сердце была вера хотя бы весом с динар». Они направятся в Ад и увидят, что часть людей в огне до ступней, кто-то до половины голени. И они выведут тех, кого узнают. Потом они вернутся и Аллах скажет: «Пойдите и выведите из Ада тех, в чьем сердце вера размером с половину динара». И вновь они выведут часть. Аллах снова скажет: «Идите и выведите из Ада тех, у кого вера хотя бы на вес пылинки». И они выведут тех, кого узнают»[5]. Поэтому очень важно, чтобы отношения между верующими строились не только по взаимной приязни, но прежде всего во имя Всевышнего, когда искренняя дружба объединяет их в социально важных и богоугодных делах.

Многим ученым, в том числе Ибн аль-Джаузи[6], приписывают слова: «Если вы не найдете меня среди вас, то скажите: «О наш Господь, такой-то раб напоминал нам о Тебе». Будучи обладателями знаний, они гораздо сильнее переживали за исход мирской жизни, ощущая тяжесть Конца Света и Судного Дня.

Посланник Всевышнего ﷺ сказал: «Увеличивайте количество братьев по вере. Воистину, ваш Господь Великодушный, Щедрый не пожелает наказать человека [за грехи, ослушания] перед его братьями по вере в Судный День»[7].

‘Али ибн Абу Талиб сказал: «Держитесь братьев (по вере), так как они явятся для вас помощниками в бренном мире и мире вечном. Разве вы не слышали слова обитателей Ада: «Нет у нас ни заступников, ни близких друзей»[8].

Известны стихи имама аш-Шафи‘и[9]:

Увеличивай количество верующих братьев, так как онитвои помощники, когда ты будешь просить помощи,

Если будет у тебя даже тысяча друзей, то этого мало, а еслиу тебя будет всего лишь один враг, то это уже считается много.

Также он сказал:

Если хочешь узнать о человеке, то спроси кто его друг,так как люди подобны своим друзьям.

Когда ты будешь пребывать в каком-либо обществе,то бери в друзья благого из них, и не бери в друзья скверногои плохого, а иначе будешь погубленным.

Посланнику Всевышнего ﷺ принадлежат такие слова: «Человек на религии своего ближайшего друга, поэтому каждый из вас пусть обратит внимание, с кем водит дружбу»[10].

Подписывайтесь на наш канал в YouTube

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] Абу Хамид Мухаммад аль-Газали ат-Туси (450–504 гг. по хиджре) (1058–1111 гг. по григор.) — выдающийся мусульманский ученый, мыслитель, теолог и правовед, родом из области Хорасан в Персии. Один из наиболее авторитетных учителей, входящих в число основателей суфизма.

[2] См.: аль-Газали А. Бидаят аль-хидая [Начало прямого пути]. Каир: Мадбули, 1993. С. 66–67.

[4] См.: аль-Бухари М. Сахих аль-Бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. Бейрут: ар-Рисаля, 2015, С. 1633, хадис № 7052.

[5] См.: аль-Бухари М. Сахих аль-Бухари. Бейрут: Таук ан-нажа, 2001. Т. 9. С. 129, хадис № 7439.

[6] Абу аль-Фарадж Джамалуд-дин ‘Абдур-рахман ибн ‘Али аль-Курайши, более известен как Ибн аль-Джаузи (509–597 гг. по хиджре) (1116–1201 гг. по григор.) — арабский историк, специалист в области фикха и хадисоведения.

[7] См.: ас-Сафири Ш. (956 г. по хиджре). Аль-маджалис аль-ва’зийя фи шарх ахадис хайр аль-барийя мин сахих имам аль-Бухари. В 3 т. — Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 2004. Т. 1. С. 399.

[9] Абу ‘Абдуллах Мухаммад ибн Идрис аш-Шафи‘и (150–204 гг. по хиджре) (767–820 гг. по григор.) — выдающийся богослов-правовед, хадисовед, судья и основатель шафиитского мазхаба. Внес большой вклад в формирование мусульманской правовой мысли. Является автором многочисленных трудов по исламскому праву и хадисоведению.

[10] См.: Ахмад ибн Ханбаль. Муснад аль-имам Ахмад бин Ханбаль [Свод хадисов имама Ахмада ибн Ханбаля]. В 8 т. Каир: аль-Хадис, 1995. Т. 8. С. 307. Хадис № 8398.

Следующая цитата

Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) сказал: «Человек [перенимает] веру своего халиля[1], и пусть каждый из вас посмотрит, кто является его халилем (посмотрит, с кем он водит дружбу)» [2].

Второй праведный халиф ‘Умар (да будет доволен им Всевышний) сказал однажды: «Если кого-то из вас охватило чувство высокой благородной любви к брату по вере [чувство глубокого уважения и почтения], не относитесь к этому чувству легкомысленно, держитесь за него, потому что оно дается очень редко (мало кто его может испытать)»[3].

Сподвижник пророка Мухаммада, ‘Абдулла ибн ‘Умар, произнес более 1400 лет назад слова, которые не потеряли своей актуальности для людей, достигших многого в области технического прогресса, научной мысли, однако продолжающих терять свою духовность: «Клянусь Богом! Если я буду каждый день поститься и ночи напролет молиться, если я раздам самые дорогие мне и моему сердцу вещи ради Всевышнего (на благотворительность) и в то же время, если я умру со всем этим, но в моем сердце не будет места любви (глубокого чувства уважения, почтения) к людям набожным и покорным Богу, а также чувства неприятия к греху, то маловероятно, что эти (многочисленные, совершенные мною на протяжении десятилетий) благие дела мне хоть чем-то помогут (в Судный День)»[4].

Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) сказал: «Воистину, праведный собеседник [друг, с которым общаешься и к которому прислушиваешься] сравним с продавцом благовоний [прекрасных ароматов]. [Если ты беседуешь с ним и поддерживаешь отношения] он либо подарит тебе благовоние, либо продаст, либо ты ощутишь приятный запах [и будешь наслаждаться этим, находясь рядом]. Скверный же собеседник [друг, с которым общаешься и к которому прислушиваешься] схож с кузнецом, который либо сожжет твою одежду, либо ты [находясь рядом с ним] ощутишь неприятный запах [и весь пропитаешься им]»[5].

Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Души [людей как] мобилизуемые войска [то есть тянутся к себе подобным]: если знакомятся [начинают узнавать и понимать друг друга], тогда соглашаются [с себе подобными по духу, объединяются, дружат, легко находя общий язык], а те из них (душ человеческих), которые вступают в противоречия [с другими, непохожими на них] (игнорируют, не узнают, не одобряют) [чувствуют внутреннее отрицание], расходятся во мнениях [с теми, к кому испытывают такие чувства]»[6].

Знакомясь и общаясь, например, с пессимистами, с агрессивными или радикально настроенными людьми, человек либо перенимает их повадки, взгляды, трактовки и подходы к происходящему, пропитываясь всем этим, наполняясь соответствующими ощущениями и раскрашивая свой внутренний мир в определенные тона и краски, либо отвергает это, стараясь найти родственную душу с более благородным, высоким и правильным пониманием как жизни вообще, так и происходящего в ней в частности. Плохое тянется к плохому, все ближе сходясь с ним, а хорошее — к хорошему. Согласитесь, развивая внутри себя позитивное, благородное, мы начинаем притягивать подобное.

У Пророка спросили «[Что можно сказать о] человеке, [который] любит (очень уважительно относится) к определенному кругу людей, но еще не достиг их уровня[7]?» Пророк ответил: «Человек с тем, кого он любит (искренне уважает)»[8].

У Пророка спросили: «О посланник Божий, когда наступит Конец Света?» Он ответил: «А что ты для него приготовил [ведь после наступления Конца Света будет Судный День]?! — «Я не приготовил для него [для встречи с ним, Концом Света] множества совершенных мною молитв, многочисленных дней соблюдения поста или много выплаченной милостыни. Однако же я испытываю [искреннее] чувство любви к Богу и Его [заключительному] посланнику». Пророк ответил: «Ты с тем, кого любишь»[9].

Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) говорил: «Если один человек испытывает чувство любви к другому [чувство глубокого уважения и почтения, искренне, пред Богом, без какой-либо личной заинтересованности], то пусть скажет ему об этом [что укрепит их взаимоуважение, дружбу][10]»[11].

Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «В меру уважай, почитай любимого тобою человека [относись к дружественным, родственным либо партнерским связям ровно и спокойно]. Есть вероятность, что в один [прекрасный] день он станет твоим заклятым врагом [который использует против тебя нечто твое личное, которым ты легкомысленно поделился ранее].

[При этом] так же в меру питай ненависть (испытывай вражду) к ненавистному тебе человеку [сведи к возможному для тебя минимуму перехлестывающие через край эмоции или чувства; не иди на поводу у желания отомстить, навредить или злорадствовать]. Есть вероятность, что в один [прекрасный] день он станет твоим близким (закадычным) другом [очень дорогим для тебя и ценным человеком, от которого может зависеть очень многое ожидающее тебя в земной или вечной перспективах]»[12].

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] Халиль — очень близкий, закадычный друг.

[2] Хадис от Абу Хурайры; св. х. Абу Дауда и ат-Тирмизи. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 276, хадис № 4516, «хасан»; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. 2002. С. 681, хадис № 2383, «хасан»; Джанан И. Хадис ансиклопедисы. Кутуб ситтэ. Т. 9. С. 486, хадис № 3447. Также см.: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 550, хадисы № 9190, 9191, оба «сахих».

[3] См.: Харун ‘А. Тахзиб ихья ‘улюм ад-дин. С. 195, 196.

[4] См.: Харун ‘А. Тахзиб ихья ‘улюм ад-дин. С. 195.

[5] Хадис от Абу Мусы; св. х. аль-Бухари и Муслима. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 2. С. 626, хадис № 2101; ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 1055, хадис № 146–(2628); ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 497, хадисы № 8130, 8131, оба «сахих»; Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин. Т. 1. С. 285, хадис № 364, «сахих».

[6] Хадис от ‘Аиши; св. х. аль-Бухари; от Абу Хурайры; св. х. Ахмада, Муслима, Абу Дауда, а также от Ибн Мас‘уда; св. х. ат-Табарани. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 183, хадис № 3050, «сахих»; аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. Т. 2. С. 1025, хадис № 3336.

[7] Думаю, здесь может подразумеваться самое разное, к чему можно стремиться, — и духовное, и интеллектуальное, и материальное.

[8] Хадис от Абу Мусы. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 4. С. 1943, хадис № 6170. Также см.: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 550, хадисы № 9190, 9191, оба «сахих».

[9] Хадис от Анаса. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 4. С. 1943, хадис № 6171.

[10] «Связывая свои мысли, эмоции и стремления с другими людьми, вы вырабатываете окситоцин — гормон удовольствия от приятного общения. Это нейрохимия безопасных связей».

«Исследования в области позитивной психологии показывают, что в жизни существует только один опыт, который может осчастливить человека в долгосрочной перспективе. Это не деньги (если не иметь в виду необходимый для жизни минимум), не здоровье, не брак и не дети. Единственная вещь, которая делает человека счастливым, — качество и количество социальных связей». А теперь задумайтесь, друзья, насколько искренни и глубоки ваши отношения с мужем (женой), с детьми, родителями… Являетесь ли вы с ближайшими вашими родственниками хорошими друзьями? Это очень важно как в контексте нашего с вами земного, так и вечного благополучия.

«В атмосфере качественных социальных связей и безопасной общности мозг буквально расцветает».

Подробнее об этом читайте в моей книге «Стань самым умным и самым богатым 2» (с. 135–139).

[11] См., например: Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин [Прогулка праведников. Комментарий к книге «Сады благонравных»]. В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 1. С. 296, хадис № 9/384, «сахих».

[12] Хадис от Абу Хурайры; св. х. ат-Тирмизи и аль-Байхакы; также от Ибн ‘Амра; св. х. ат-Табарани и от имама ‘Али; св. х. аль-Байхакы, аль-Бухари и др. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 20, хадис № 223, «хасан».

По мнению некоторых мухаддисов у данного высказывания не очень высокая степень достоверности как у слов, проговоренных именно самим Пророком. Вероятность, что эти слова сказал сам пророк Мухаммад, есть, но она не однозначна. Некоторые ученые-мухаддисы приписывают эти слова имаму ‘Али. В любом случае они известны в мусульманском богословии и с их мудростью, а также практической применимостью все соглашаются.

Читайте также: