Домострой бить жену цитата
Обновлено: 06.11.2024
Любой образованный человек слышал о «Домострое» - сборнике правил, который регулировал все аспекты жизни – общественные, семейные, хозяйственные и религиозные. Наиболее известен в редакции от середины XVI, который, по мнению многих историков, собрал воедино протопоп Сильвестр, духовник Ивана Грозного. Однако немало специалистов (Д. П. Голохвастов, А. В. Михайлов, А. И. Соболевский и др.), считающих Сильвестра непосредственно автором «Домостроя». Хотя известны более ранние версии этой книги, так что версия с авторством Сильвестра не совсем верна
Из Яндекса. Из Яндекса.Более точной выглядит версия других историков – С.М.Соловьева, И.С.Некрасова, А.С.Орлова, Д.В.Колесова и др. считающих книгу итогом коллективного труда новгородцев. Ведь первая версия «Домостроя» относится к 15 веку и обнаружена в летописях Великого Новгорода. За основу авторы взяли более ранние труды славян: «Измаргард», «Златоуст», «Златая цепь», так и запада – «Книга учения христианского» (Чехия), «Парижский хозяин» (Франция) и т.д.
Фактически получается, что авторы «Домостроя» лишь систематизировали и оформили в более надлежащий вид имеющиеся на тот момент морально-этические нормы поведения и нравоучительные тексты. Согласно новгородским летописям, книга сразу же стала популярной среди новгородских бояр и купцов.
Позже многие историки с восторгом воспринимали «Домострой». К примеру, И.Е.Забелин в своей книге «Домашний быт русских цариц в XVI и XVII столетиях» пишет « Это памятник неоценимого значения для нашей истории, это цвет и плод, с одной стороны, писаного учения, которое как раз пришлось в рост и в меру нашему непосредственному бытовому развитию, нашим непосредственно созданным своенародным и своеобразным идеалам жизни; с другой стороны, это цвет и плод исконивечных нравственных и хозяйственных уставов нашего быта. Домострой и есть зерцало, в котором мы наглядно можем изучать и раскрывать все, так сказать, подземные силы нашей исторической жизни ».
Ему вторит О.В.Никитин, профессор МОПИ: « Домострой» — особое произведение Древней Руси — как раз и возникает в XVI столетии. Его оригинальность выражается еще и в том, что это была одна из первых книг для чтения и предназначалась более для бытового, домашнего обихода, хотя и содержала отрывки из Священного Писания, богословских трудов и т. д. Данный памятник интересен и тем, что вобрал в себя не только культурную энциклопедию общежитейских «рецептов» простолюдина, но и сохранил, особенно в бытовой части, деловой обиход, народные юридические традиции, которые, как можно предполагать, были сильны в светской культуре XVI в. ».
Однако не все исследователи были согласны с тезисами «Домостроя». Философ Н.А.Бердяев отрицательно оценивал влияние сборника на христианскую мораль « Понимание христианства было рабье. Трудно представить себе большее извращение христианства, чем «Домострой». Ив. Аксаков даже отказывался понять, как такую низкую мораль, как мораль «Домостроя», мог породить русский народный характер. Идеология Москвы, как Третьего Рима, способствовала укреплению и могуществу Московского государства, царского самодержавия, а не процветанию церкви, не возрастанию духовной жизни. Христианское призвание русского народа было искажено ».
Из Яндекса. Из Яндекса.Такое отношение к «Домострою» выказывает и профессор Санкт-Петербургской духовной академии протоиерей Георгий Митрофанов « Хотя у нас „Домострой“ по-прежнему остается популярным во многих, в том числе и православных, кругах, с Евангельской точки зрения он не являет нам образ жизни христианской семьи <…> В „Домострое“ нам предлагается культ патриархальной многодетной семьи, больше напоминающей не христианскую, а мусульманскую. Женщина там поставлена в положение почти, что неодушевленного „аппарата“ по производству детей и обустройству быта ».
И последнему есть подтверждение к тексте «Домостроя». Согласно изложенным в нем доктринам, женщину предписывалось держать в страхе и подчинении. Также предписывалось ее бить и бить не только за провинность, но и просто так, так сказать в «профилактических» целях. Именно оттуда пошли такие пословицы, как «Бей бабу смолоду, будет баба золотом», или «Жену не бить – толку не быть».
По сложившемуся мнению тех лет (15-17 вв.), муж был обязан колотить свою «ненаглядную». Поддерживая тем самым свой авторитет.
Однако не все мужья били своих жен. Но «Домострой» «предусмотрел» и такие моменты. В этом случае бить женщину, при подозрении на ее измену (даже не доказанную, просто при подозрении), решение о ее наказании принималось на общем сходе. И если муж отказывался бить свою супругу, то исполнителями «воли» общества становились свекор и свекровь. При их отсутствии другие родственники со стороны мужа.
А муж, отказывающийся бить свою жену, подвергался осуждению, осмеиванию со стороны соседей. Его считали человеком, неспособным быть главой семейства. За сыновей такого человека старались не выдавать своих дочерей, считая, что он не может воспитать достойных сыновей. Об этом указывается в труде кандидата исторических наук З.Мухиной « Трансформация статуса женщины в русской крестьянской семье середины XIX – начала XX века ».
В таких случаях свекор нередко «брал» ситуацию в свои руки и вступал со своей снохой в физическую близость, занимая, таким образом, место своего «слабовольного» сына. «Снохачество» так назывался этот жестокий и неприятный обычай. При отказе снохи свекор избивал ее, и все окружающие были согласны с этим.
Даже власти выступали в таких случаях на стороне свекра. Известен случай 18 века, когда крестьянка подала в суд на своего свекра, обвинив его в принуждении к снохачеству. Сараевский волостной суд арестовал ее на 4 дня «за клевету на достойного человека».
Вот выписка из дневника судебного врача О.Верещагина « Баба паши, баба коси, баба сгребай сено, баба жни, баба правь все женские работы и убирай все по хозяйству, даже дрова руби. Едут в гости, — баба отвори ворота, поправь лошадь, пьяного спать уложи… Хорошее и гуманное отношение с женой у русского — исключение, а у иноверцев наоборот ».
И такое положение дел продолжалось несколько веков, при негласной поддержке общества, церкви и даже законной власти.
Следующая цитата
Недавно наткнулся на очень интересный документ написанный в конце пятнадцатого века в Новгороде.
Называется он "Домострой"
Вот, оказывается откуда слово пошло.
Свод правил для жизни Домострой продержался на Руси, без малого, триста лет. Свод правил для жизни Домострой продержался на Руси, без малого, триста лет.Представляет он собой целый свод правил начиная с того, как следует молится Господу и кончая тем, как правильно мочить яблоки. Целых 67 пунктов.
Как следовало относится к жене.
Если подарит кому-то Бог жену хорошую – дороже это камня многоценного. Такой жены и при пущей выгоде грех лишиться: наладит мужу своему благополучную жизнь.
Рядом с тем довольно существенное внимание обращается на телесные наказания детей, слуг, жены.
Воспитай детей в запретах и найдешь в них покой и благословение.
Понапрасну не смейся, играя с ним: в малом послабишь – в большом пострадаешь скорбя, и в будущем словно занозы вгонишь в душу свою.
Так не дай ему воли в юности, но пройдись по ребрам его, пока он растет, и тогда, возмужав, не провинится перед тобой и не станет тебе досадой и болезнью души
Следующая цитата
Домострой еще с советских времен стал своего рода символом всего косного и отсталого, прежде всего семейной жизни и отношений между мужем и женой в частности, при том, что подавляющее большинство из нас кроме названия и «бить жен» о самой книге имеет весьма смутное представление.
С этим замечательным историческим документом сработал ставший уже хрестоматийным принцип: Пастернака не читал, но осуждаю.
Примечательно также, что на Домострой чаще всего ссылаются люди, к которым он не имеет отношения, поскольку адресован этот документ, что явствует из текста, был гражданам, имеющим достаточно устойчивое положение: собственные дома и дворы, прислугу/челядь и ведущим определенный образ жизни – купцам, «государевым людям» (чиновникам), мелкопоместным дворянам и промышленникам, «зарождающейся буржуазии», как писали в советских же учебниках.
Говоря современным языком, целевой аудиторией Домостроя была верхушка среднего класса, живущая в коттеджных поселках и имеющая устойчивый доход выше среднего.
Написанный в 16 веке Домострой описывает отношения с государством, отношения с церковью и отношения в семье, что особенно интересно для нас, а также нормы поведения, включая соблюдаемые до сих пор правила переобуться и переодеться в домашнее, придя с улицы.
Кроме того, осуждалось пьянство как главная предпосылка большинства драк, хулиганства и разбоя, поскольку пьяный человек становится либо буйным, либо беспомощным .
« А к этому добавь еще: когда пригласят тебя на пир, не упивайся до страшного опьянения и не сиди допоздна, потому что во многом питии и в долгом сидении рождается брань и свара и драка, а то и кровопролитие. .. Если упьешься допьяна, а спать к себе не идешь – не едешь, тут и уснешь, где пил, останешься без присмотра, ведь гостей-то много, не ты один. И в этом твоем перепое и небрежении изгрязнишь на себе одежду, а колпак или шапку потеряешь… Спьяну многие от вина умирают и замерзают в пути… Не говорю: не следует пить, такого не надо; но говорю: не упивайтесь допьяна пьяными» .
К. Маковский. Поцелуйный обряд. К. Маковский. Поцелуйный обряд.Описывались в Домострое и правила поведения за столом, кстати, практически не отличающиеся от современных.
Но что же говорилось о женах, как предписывалось мужчинам обращаться с ними. Удивительно, но в Домострое, а я внимательно перечитала его несколько раз именно на этот предмет, нигде не говорится о том, что жен или дочерей нужно бить и в принципе применять какое-то насилие. Сыновей – да, жен и дочерей – нет.
Более того, несколько раз упоминается о том, что хорошая жена – лучшее, что может случиться с мужчиной.
« Если подарит кому-то Бог жену хорошую – дороже это камня многоценного. Такой жены и при пущей выгоде грех лишиться: наладит мужу своему благополучную жизнь ».
Такую жену : «добрую, трудолюбивую и молчаливую» предписывалось ценить и уважать. Интересно также, что «управленческие решения» по ведению дома и хозяйства мужу и жене предписывалось принимать (и выполнять) совместно. Никто свои дни за игрой в танчики или просмотром сериалов, очевидно, не проводил.
К. Маковский. Боярский свадебный пир. К. Маковский. Боярский свадебный пир.Например, рекомендовалось « каждый день и каждый вечер, исправив духовные обязанности, и утром, по колокольному звону встав и после молитвы, мужу с женою советоваться о домашнем хозяйстве, а на ком какая обязанность и кому какое дело ведено вести, всем тем наказать, когда и что из еды и питья приготовить для гостей и для себя ».
Особенно обращает внимание призыв заботиться и о челяди, например, вовремя платить людям и не обижать их.
« Господину же и госпоже нужно всегда следить и спрашивать слуг и немощных, и убогих об их нужде, о еде, о питье, об одежде, обо всем необходимом, о всяких их скудости и недостатке, об обиде, о болезни, о всех тех нуждах, в которых можно помочь ради Бога, насколько удастся, и заботиться, насколько Бог пособит и от всей души, как о детях своих, как о близких. Если же кто не радеет о том и таковым не соболезнует, ответит он перед Богом и награды от него не получит, кто же все это с любовью, от всей души и блюдет и хранит, великую милость от Бога получит, грехам отпущение, и вечную жизнь наследует ».
К.Лебедев. Привоз и сдача подсокольничему соколов в конце 17 столетия. К.Лебедев. Привоз и сдача подсокольничему соколов в конце 17 столетия.Конечно, домашние обязанности жены предусматривали огромный фронт работ, несмотря а, может, и благодаря наличию работников и помощников: мыть, шить, варить, заботиться о припасах, содержать дом в чистоте и порядке, и всех его домочадцев во здравии. Как, собственно говоря, и сегодня. С известными поправками на появление бытовой техники, доставку пиццы и централизованное водоснабжение.
« Доброй женою блажен и муж, и число дней его жизни удвоится – добрая жена радует мужа своего и наполнит миром лета его: хорошая жена – благая награда тем, кто боится Бога, ибо жена делает мужа своего добродетельней: во-первых, исполнив божию заповедь, благословлена Богом, а во-вторых, хвалят ее и люди. Жена добрая, трудолюбивая, молчаливая – венец своему мужу, если обрел муж такую жену хорошую – только благо выносит из дома своего. Благословен и муж такой жены, и года свои проживут они в добром мире. За жену хорошую мужу хвала и честь. Добрая жена и по смерти спасает мужа своего, как благочестивая царица Феодора ».
памятник Петру и Февронии в Курске памятник Петру и Февронии в КурскеНе забывал Домострой упомянуть и о почитании родителей.
Грех смеяться над старостью и немощью родителей
Это достойное правило мы сегодня нарушаем порой даже не замечая этого. Например, стало уже какой-то своего рода если не нормой, то незамечаемой привычкой в ироничном ключе отзываться о пожилых людях, называя их «пенсами» (?), «бабками», «совками», насмешливо-пренебрежительное отношение, ведь они не разбираются в современных технологиях (хотя многие достижения, которыми мы сегодня пользуемся, включая и собственно интернет, были созданы именно ими).
Что же об отношении к пожилым родителям говорит Домострой:
« Если же кто осуждает или оскорбляет своих родителей или клянет их, или ругает, тот перед Богом грешен и проклят людьми и родителем. Кто бьет отца или мать – тот отлучится от церкви и от святынь, пусть умрет он лютою смертью от гражданской казни» ( то есть общественного осуждения , а отлучение от церкви было наказанием страшнее, чем смертная казнь).
«Если же оскудеют разумом в старости отец или мать, не бесчестите их, не укоряйте, и тогда почтут вас и ваши дети. Не забывайте трудов отца-матери, ибо о вас заботились и за вас печалились, упокойте старость их и о них позаботьтесь, как и они о вас некогда. Не говори: «Много сделал добра им и одеждой и пищей и всем, что нужно», – этим ты еще не избавлен от них, ибо не сможешь и ты их родить и позаботиться так, как они о тебе. Потому-то с трепетом и раболепно служи им, тогда и сами от Бога награду примете и вечную жизнь получите, как исполняющие заповеди Его .»
Все эти правила нужны нам и сегодня. Кроме бить сыновей, конечно.
все фотографии из открытых источников и носят исключительно иллюстративный характер.
Ставьте лайки, подписывайтесь , делитесь статьей в соцсетях, комментируйте! Помогите каналу стать еще интереснее!
Следующая цитата
Традиция регулярно бить жену появилась на Руси с принятием христианства. В языческий период женщина была более равноправным членом общества, чем в христианский. Женщины до XI века оставались под защитой своих близких родственников (отца и братьев), даже если вступали в брак. И те горой стояли за любимую дочь и сестру. Это не относилось только к украденным или купленным женам, которые в семьях супругов существовали на положении рабынь.
Женщины, вступившие брак по собственному согласию или договору между родителями, обладали многими правами. Могли даже «развестись» — уйти от мужа, если не были удовлетворены браком. Роль женщины отражалась и в наличии божеств женского рода: Лада – богиня любви и брака, Макошь — богиня прядения, рожаницы – божественные посланницы, определявшие судьбу ребенка при рождении.
После крещения Руси
Вместе с крещением Русь приняла и новую мораль, которая самым невыгодным образом сказалась на судьбе русской женщины. С принятием монотеизма и установлением главенствующей роли мужчины женщина в семье стала восприниматься как существо в какой-то степени неполноценное, неразумное, как дитя. Муж должен был буквально опекать жену, заботиться о ее нравственности и «спасении души».
Эта «забота» должна была выражаться в строгости и регулярных побоях. Аналогичным образом воспитывались и дети. Во многом такой стереотип поведения был внушен церковниками, которые в Средние века усматривали в женщине корень всех зол, дьявольский соблазн и источник нечисти. Чтобы душа женщины не попала в ад, муж был просто обязан регулярно «наущать» ее «битием».
Телесные наказания считались чем-то вроде профилактической работы. Они должны были выбить из женщины все те пороки, которыми она по определению была наделена с рождения. Если мужчина бил супругу, значит, заботился о спасении ее души от адского пламени. Сами женщины так усвоили этот урок, что отсутствие побоев воспринимали как признак отсутствия мужниной любви и заботы. Такие законы семейной жизни были отражены в известном литературном памятнике «Домострое».
Как правильно бить жену
Ни за какую вину ни по уху, ни по лицу не бить, ни под сердце кулаком, ни пинком, ни посохом не колоть, ничем железным и деревянным не бить. Кто в сердцах так бьет или с кручины, многие беды от того случаются: слепота и глухота, и руку и ногу и палец вывихнет, наступают головные боли и боль зубная, а у беременных женщин и дети в утробе повреждаются. Плетью же, наказывая, осторожно бить, и разумно и больно, и страшно и здорово – если вина велика. За ослушание же и нерадение,– рубашку задрав, плеткой постегать, за руки держа и по вине смотря, да поучив попенять: «А и обиды бы не было, а и люди бы о том не слыхали, а и жалобы бы о том не было»."
Человеку 21 века воспитанному в либеральных ценностях кажется, что это настоящая дичь.
Но это не так. Вспомним, что мы помним из истории о том времени.
Браки заключались не по желанию сторон, а по сговору родителей. Невесту можно было засватать за несколько коров или коз. Никто ее не спрашивал хочет она идти замуж, или нет.
Свадебные обряды на руси. Свадебные обряды на руси.Разводы были крайне редки и не поощрялись. В этом случае женщина попадала в полное подчинение мужа и он мог вытворять с ней что угодно.
Если уж в Домострое говорится, что не стоит быть ничем твердым, то поверьте такие случаи были не редкими.
В этом контексте Домострой был довольно гуманным документом своего времени. Он давал женщине право на него ссылаться, если была учинена несправедливость по отношению к ней. По закону ей подчинялись все домашние, кроме мужа.
Но мужу, естественно, отводилась особая роль патриарха, котрому все поклоняются, почитают и советуются по поводу и без. Но и накладывались некоторые обязанности.
Как бить жену
«Домострой» был создан неизвестными авторами приблизительно в XV—XVI веках в Новгородской республике. По мнению исследовавших этот документ Александра Сергеевича Орлова, Сергея Михайловича Соловьева и других русских литературоведов и историков, «Домострой» стал результатом труда множества священников, «учителей народа», и одновременно квинтэссенцией моральных норм общества того периода.
В этом документе делу «воспитания жены» посвящена не одна глава. Анонимный советчик поучает добропорядочных мужчин, как правильно бить жену, чтобы не наносить ей тяжелые увечья. Мужчине не рекомендовалось бить женщину по глазам, ушам и другим важным частям тела, чтобы не сделать супругу калекой. Также не следовало использовать для «воспитания» тяжелых и особенно металлических предметов, поскольку все это может привести к инвалидности.
Физические методы воспитания по «Домострою» полагалось применять не только к женам, но и к детям, слугам и нерадивым работникам. Регулярное поколачивание всех этих людей – иногда просто так, в профилактических целях – было святой обязанностью мужчины, как главы семьи. Таким образом он, как прилежный пастырь, заботился о своем «стаде».
Ну вот, например: Правила о всех овощах различных, как их обрабатывать и готовить
О редьке. Как готовить редьку: истолочь или натереть на терке, обвялить да замочить на три дня, отжимая в трех водах, да положить в нее патоки с пряностями.
О яблоках кузьминских. А яблоки кузьминские, целые и не битые, без червоточины, в бочки класть ,ю одному, да хвостиком вверх, а хвостики отрезать, да заливать бочку сытой паточной, взяв ее втрое больше, чем яблок.
На Руси его читали и купцы и бояре и простой люд. Домострой регламентировал все сферы жизни и отношений тогдашнего общества.
Не бьет – значит, не любит
Именно так воспринимали русские женщины более лояльное к себе отношение. Сейчас это может показаться странным и диким, но нельзя забывать, что женщина воспитывалась в патриархальном обществе. Всю ее жизнь регулировали суровые законы семьи, рода. Русские женщины в подавляющем большинстве своем были необразованными, с узким кругозором. Им и невдомек было то, что жить в семье можно как-то иначе. Да и примеров таких не было.
Если женщине случалось – крайне редко – выйти замуж за иностранца, она вполне естественно воспринимала отсутствие побоев со стороны мужа как признак его нелюбви. Со временем в обществе было забыто исконное значение телесного наказания как способа воспитания «в страхе божьем». Мужчины стали бить жен просто из ревности или своеволия. Хуже всего, что сами женщины по-прежнему воспринимают такое поведение как норму и годами терпят рукоприкладство.
Мнение психологов
В русском обществе очень сильны традиции. Даже самые дикие и абсурдные. Память предков диктует русским женщинам молча терпеть побои и не выносить проблему на суд публики. Это меньше принято в интеллигентных семьях; чаще встречается в низших слоях населения. В последних регулярные побои могут быть отягощены пьянством и часто накладываются на другие виды насилия (моральное, сексуальное).
Как бы женщины ни считали, что «бьет – значит, любит», насилие – это только насилие. Зачастую опустившийся мужчина продолжает жить с давно нелюбимой женщиной и при этом бить он ее тоже продолжает. Ни о какой любви в таких семьях речи даже не идет. К тому же в огромном количестве случаев побои заканчиваются убийством. Ежегодно от рук своих мужей гибнет более 10 тыс. россиянок.
Плоды такой «любви»
От домашнего насилия страдают и дети. Даже не будучи прямыми жертвами побоев, они вырастают морально ущербными. Психологи называют это отклонение стокгольмским синдромом. Он выражается в неспособности человека, который в детстве подвергался любому виду насилия, противостоять ему во взрослой жизни. Это касается и ситуаций, когда ребенок регулярно наблюдает избиение своей матери.
Такой человек становится беспомощным перед агрессором. Иногда он не только не может защитить себя, но еще и попадает в моральную зависимость от насильника. Если к ребенку, как и к его матери, применялось насилие, он точно так же вырастает с психическими отклонениями того или иного рода.
В зависимости от типа личности и силы нанесенной травмы у жертв насилия может развиться целая гамма отклонений: тревожное расстройство, маниакально-депрессивный психоз и пр. Девочки, выросшие в таких семьях, перенимают манеру поведения матери и вырастают уже сложившимися жертвами. Интуитивно они находят себе и соответствующего партнера, склонного к насилию. Так образуется очень крепкая связь «жертва – тиран», которая нередко обрывается только со смертью жертвы.
С мальчиками все еще сложнее, потому что они могут повторять модель поведения отца. Это не 100%-я закономерность, но очень часто мальчики, выросшие в обстановке жестокости и насилия, сами становятся крайне жестокими. Если подобное «воспитание» накладывается на определенные психологические особенности личности, общество получает готового маньяка-убийцу. Едва ли такие люди могут считаться «плодами любви».
Читайте также: