Дневник директора школы цитаты

Обновлено: 19.09.2024

Нашли ошибку?

Расскажите нам о найденной ошибке, и мы сможем сделать наш сервис еще лучше.

Следующая цитата

Здравствуйте! По субботам о кино. На этот раз попробуем вспомнить советский фильм "Дневник директора школы" и разобраться, кто из педагогов ближе к истине о том, как надо воспитывать детей.

Сначала традиционно даю слово студентке педагогического колледжа. Интересно, на чьей она стороне.

Мнение будущей учительницы

«Человек, однажды почувствовавший себя учителем, делает выбор на всю жизнь», - так говорит директор на последних моментах фильма. Мне очень понравилась эта фраза. Может именно ею объясняется, почему некоторые уходят и все равно возвращаются в школу.

Говорят, что быть учителем – это призвание. И именно так отзывается о своей работе директор. Но ведь и завуч плачет, когда понимает, что ее работу не ценят. То есть они оба стараются, думают об учениках, но все равно чаще всего расходятся во мнениях. Почему?

Завуч. Я обомлела от тех сцен, где она говорит о посещении встречи с поэтом и о школьной субординации. Ибо точно так же ведет себя завуч в нашем колледже (может, это проклятие должности?:)). Она пытается держать детей в ежовых рукавицах и ругает учителей, которые не проявляют подобной строгости.

Директор школы Борис Николаевич (играет Олег Борисов). Директор школы Борис Николаевич (играет Олег Борисов).

Директор. Как ни странно, но именно он, ушедший на фронт в 16 лет, проявляет наибольшее внимание и теплоту к ученикам. Мне нравится, что он считает, что в его подопечных могут быть скрытые гении, что он ищет в них задатки. Ведь, кто ищет, тот всегда найдет. А как он беспокоился за мальчика, попавшего в милицию? Больше, чем настоящий отец.

В плане взглядов на воспитание мне больше нравится позиция именно директора. Считаю, что методы завуча дают лишь поверхностный результат. Да, ребята послушали стихи, но прибавилось ли у них положительных эмоций к литературе, возник ли интерес? Не думаю…

Мнение бывшей училки

Скажу коротко: я влюбилась в директора Бориса Николаевича. Вот таким должен быть руководитель школы. А теперь подробнее.

Сюжет

Фильм показывает нам жизнь и трудовую деятельность обычного директора обычной средней школы в Ленинграде. Борис Свешников, фронтовик, сменил профессию писателя на педагогическую профессию, отдав свою жизнь на благо воспитания и образования детей.

К своей работе он относится очень серьезно. Он твердо знает, насколько важно влияние учителя на жизнь ребенка.

Но что характерно - директор школы уже видит проблемы советского образования. Он понимает, что нужно менять педагогические принципы. Теперь во главе должен стоять не учительский монолог, а диалог с учеником. А самое главное - необходимо признавать право ребенка на собственное мнение.

Такая прогрессивная точка зрения на педагогику приводит к неизбежному конфликту с завучем школы Валентиной Федоровной (Ия Саввина). Она упрекает директора в излишнем либерализме.

Но и не все хорошо в семье у директора - его сын вдруг начал отстаивать свою самостоятельность.

Мы видим типичное противостояние двух взглядов на воспитание детей. Такое в те годы существовало, наверное, в каждой школе. Обязательно находилась "либеральная" часть учителей, которая не соглашалась с методами "консерваторов".

Но ведь каждый ребенок это личность. И директор школы Свешников пытается это донести.

Героиня Саввиной это такой типичный советский завуч. Но при всем при этом человек довольно отходчивый и ни в коем случае не "машина". В "ее педагогике" тоже есть логика и смысл.

Фильм, конечно, не блещет каким-то лихо закрученным сюжетом. Его нужно просто смотреть и ставить себя на место главного героя. А отличный актерский состав - это украшение фильма. Вы увидите Людмилу Гурченко, Юрия Визбора, Аллу Покровскую, Елену Соловей, Николая Лаврова, Виктора Павлова и других известных советских артистов.

Директор и ученики

Борис Николаевич дает высказать старшекласснику то, что он думает, правду. Тот отказывается пойти на встречу с поэтом, у него свои интересы и дела. Это не значит, что директор согласен с ним, что пойдет у того на поводу, но будет стараться понять и найти подход к одаренному мальчику.

А сомневающейся ученице на уроке он прямо говорит:

И не надо стесняться, если твое мнение идет вразрез общепринятому.

Такие должны быть отношения между учителем и ребенком. Искренне жалею коллег, которых боятся дети.

Борис Николаевич с сыном Сергеем (Александр Сныков). Борис Николаевич с сыном Сергеем (Александр Сныков).

Отец и сын

Поэтому, наверное, сын легко высказывает отцу свою точку зрения и признается в том, что бросил институт. Хотя тут мы как раз видим осуждение со стороны юноши.

Сын Бориса Николаевича не понимает принципиальности отца, нежелания воспользоваться служебным положением. А когда видит, чего добились его бывшие ученики (один из них стал директором гостиницы, например), прямо заявляет:

И на это ты ухлопал свою жизнь?

Такой неприятный момент: чужих детей воспитываешь, своего не смог. Но тут можно поспорить. Мы не знаем, как и что будет думать юноша, когда подрастет. Иногда понимание родителей приходит с годами.

Директор и завуч

Завуч Валентина Федоровна (играет Ия Саввина) - очень хороший учитель, строгий, ответственный, болеющий за свое дело и школу. Они с директором единодушны в том, что надо жить по совести. Мне стало тепло на душе, когда я поняла, что такие учителя еще остались в наше время. Честно. Чудаки на взгляд окружающих, но бескорыстные и честные.

Вспомнился случай на свадьбе. По поведению завуча незнакомые гости сразу вычислили ее профессию:

Вы, наверное, учительница?

Улыбнул этот момент))). Но как раз она и считает директора слишком либеральным, хотя он просто любит и понимает детей (на мой взгляд). И если надо, может и подраться с родителем ребенка, чтобы защитить.

Следующая цитата

А вот этот фильм я вам очень рекомендую посмотреть, если вы его еще не смотрели. Я и сам узнал про существование фильма лишь недавно. Посмотрел. Вспомнил, что видел этот фильм раньше, но очень давно. Даже название забыл.

Главную роль исполнил Олег Борисов. Получился хороший директор школы, но этакой советской школы, которая сегодня многим представляется чуть ли не идеальным местом юности.

Во многом фильм "Дневник директора школы" повторяет сюжет "Доживем до понедельника". Сходство в своеобразных зарисовках обычных дней. Меняются лишь "персонажи дня".

Следующая цитата

Лично для меня показателем плохого управления школой является несколько факторов:

  • если из школы бегут учителя;
  • если дети не хотят ходить в школу;
  • если у родителей есть обоснованные претензии.

Единичные случаи могут быть в любой школе. Всегда найдутся один-два учителя, которые ушли на пенсию, десяток детей, ненавидящих школу в любом ее проявлении, или парочка скандальных яжематерей, у которых писать жалобы - это хобби.

Но когда это не исключение, а правило, вина лежит в первую очередь на директоре и его ближайшем окружении. Значит, что-то не так в управлении, в подходе к людям.

Я заметила, что сельские директора во многом лучше городских (не в обиду последним будет сказано). Они более человечные, лучше относятся к педагогам. Почти каждый педколлектив деревенской школы - это маленькая семья. Может быть, это происходит оттого, что найти на селе учителя нелегко, поэтому каждого сотрудника ценят. В городе же всё кажется проще. Найти замену - проблема, но все-таки не такая большая. Кто-нибудь, да найдется. Пусть без педобразования, пусть без опыта, но "дырка" будет закрыта.

Мне довелось поработать в нескольких школах. Я знаю лично многих директоров. Среди них есть очень хорошие управленцы (да и просто люди), а есть те, которых к директорскому креслу нельзя было подпускать близко.

Я знала директора, от одного голоса которого все трепетали: и учителя, и ученики, и даже заведующий РОНО. Его боялись и уважали, временами даже ненавидели. У него было много минусов, но зато за своих учителей он стоял горой, а в школе был порядок. Хулиганы дрожали перед дверями его кабинета, настолько он был авторитетным человеком.

Я знаю директора сельской школы, который много лет проработал обычным учителем-словесником. Это умный и добрый человек, спокойствию и чувству юмора которого можно позавидовать. Его назначили директором в совсем чужую для него школу, но он сумел поладить с достаточно сложным коллективом. Дети его любят, педагогам под его руководством комфортно. Из школы не только не уходят учителя, но даже приходят молодые специалисты. (Где он только их там находит?) В его школу переходят ученики, не нашедшие понимания в городской школе, и спокойно учатся. Я считаю, что это хороший директор.

Я знакома с женщиной-директором, авторитарной по натуре. Она тоже руководит сельской, но достаточно большой школой, которая считается одной из лучших в области. Конечно, учителя порою ропщут на жёсткость своего руководителя, но, понимая справедливость требований, принимают их. Те, кто добросовестно работает, не обижены ни зарплатой, ни наградами. Ушли те, кто не хотел особо утруждаться, а желал только получать деньги. Директор сумел привлечь в коллектив выпускников университета и создать для них такие условия, что они не захотели уезжать. Школа похожа на игрушку: вокруг клумбы и различные инсталляции, внутри - зимний сад, игровые зоны, прекрасная столовая. Все это во многом заслуга умного руководителя.

Но есть и другие примеры. Примеры, когда школа под руководством нового директора буквально за 5-7 лет изменилась до неузнаваемости в худшую сторону. Лучшие учителя уволились. Ушли, но не на пенсию, а в другие (сельские!) школы. Если педагог уходит из городской школы в деревенскую, значит, на это должны быть веские причины. А причины были: неумное руководство директора, окружившего себя замами-карьеристами.

Полный развал всех школьных традиций. Работа "для галочки", ради отчетов. Постоянное заваливание учителей дополнительной работой, в том числе в нерабочее время и выходные дни. Обесценивание труда талантливых педагогов, уравниловка в премиях. Непоследовательность и непредсказуемость действий администрации. Целый околоадминистративный "штат" любимчиков и "стукачей", подносящих завучам кофе и доносящих на других сотрудников. Разгильдяйство школьников, орущих матом на переменах. Постоянные жалобы родителей.

Но с виду как в той песенке - "В Багдаде все спокойно". Формально школа функционирует, отчеты строчатся, дети в течение учебного дня заняты. Но школа по сути мертва. Чтобы "заткнуть дыры", взяты на работу некомпетентные люди, не умеющие ни общаться с детьми, ни преподавать. Имидж школы держится еще за счет единиц талантливых учителей, пока еще оставшихся работать. Грустно смотреть, как некогда сильная школа разваливается из-за неумелого руководства. Но разве директор когда-нибудь признает это? Он считает, что хорошо управляет.

Конечно, не будучи в шкуре директора, трудно судить о правильности его действий. Директор школы - это, по сути, человек, которому стоит посочувствовать, ведь он всегда под перекрестным огнем педколлектива, учеников, родителей, проверяющих органов и начальства. На директора сыплются все шишки, он в ответе за всё и, если честно, практически постоянно на волоске от "статьи".

И всё-таки. Среди них есть люди, которые не превратились окончательно в чиновников, в менеджеров, в управленцев, а остались в первую очередь педагогами, душой болеющими за свою школу, за своих учеников и педагогов. Вот у таких директоров - школы, в которые с удовольствием бегут дети и из которых не убегают учителя.

Читайте также: