Деревня пушкин цитаты о свободе

Обновлено: 10.11.2024

Изыде сеятель сеяти семена своя.

Паситесь, мирные народы!
Вас не разбудит чести клич.
К чему стадам дары свободы?
Их должно резать или стричь.
Наследство их из рода в роды
Ярмо с гремушками да бич.

А. С. Пушкин всегда заявлял о высокой гражданской миссии поэта, который обязан обращать внимание людей на главные общественные пороки и беды. В 1823 г. он написал стихотворение «Свободы сеятель пустынный», в котором в аллегорической форме описал свое беззаветное служение обществу. В основу сюжета Пушкин положил библейское предание. Эпиграф взят из Евангелия от Матфея.

Пушкин сравнивает себя с древним сеятелем. Этот образ выбран поэтом не случайно. В далекие времена, да и во время Пушкина тоже, земледелие играло определяющую роль в человеческой деятельности. От благополучного посева и сбора урожая напрямую зависела жизнь человека. Поэтому простой сеятель выступал в качестве одного из жизненных символов. Его работа предварялась обрядами или чтением молитв. Сеятель выходит на поле очень рано («до звезды»). Его руки не могут быть осквернены никаким преступлением, а душа должна быть чистой и исполненной высоких помыслов.

«Живительное семя» ассоциируется со свободолюбивыми высказываниями Пушкина, которые были призваны пробудить в людях надежду на счастливое будущее и веру в свои силы. Но поэту так и не удалось достучаться до равнодушных сердец. Его призывы остались без ответа, на них откликнулись лишь единицы. Большинство подвергло поэта насмешкам и осуждению, а реакцией высшей власти стала ссылка. Поэтому автор заявляет, что «потерял… время… и труды». Его «семена» дали незначительные всходы, о которых поэт даже не упоминает, так как ждал богатого «урожая». Пушкин излишне самокритичен. Его произведения оказали большое воздействие на образованных людей, в частности, на будущих декабристов.

Деревня

Деревня Повесть (1910)Россия. Конец XIX — нач. XX в. Братья Красовы, Тихон и Кузьма, родились в небольшой деревне Дурновка. В молодости они вместе занимались мелкой торговлей, потом рассорились, и дороги их разошлись. Кузьма пошел работать по найму. Тихон снял постоялый

Вот моя деревня, вот мой дом родной

Вот моя деревня, вот мой дом родной Начальные строки стихотворения «Детство» (1865 или 1866) русского поэта-крестьянина Ивана Захаровича Сурикова (1841 — 1880): Вот моя деревня; Вот мой дом родной, Вот качусь я в санках По горе крутой. Иносказательно о родном крае,

VI. Деревня Универсиады

VI. Деревня Универсиады С братской могилы воинов, положивших конец русскому рабству, начинается самое интересное. И вот почему. От храма-памятника Дюма отправился к кремлю, а мы временно оставим его. Историческая логика переносит нас в южную часть города – в Деревню

Следующая цитата

Нубийская деревня

Нубийская деревня После посещения Ботанического сада экскурсия продолжается. Вы приплываете в настоящую Нубийскую деревню. Видимо, деревня является популярным туристическим объектом. Это объясняет наличие кондиционеров в крестьянских домах, а также идеальную чистоту

Волынкина деревня

Волынкина деревня «Волынкина деревня – наиболее загадочное и таинственное место на территории города Петербурга, – считает автор интернет-сайта „Формы времени: фотоочерк по любимым местам“. – Загадочное оно не только потому, что существует мало источников

Олимпийская деревня

Олимпийская деревня В Лондоне представили Олимпийскую деревню для спортсменов, которые прибудут на Летние игры 2012 года. Для атлетов и других участников делегаций из более 200 стран построили 11 многоэтажных домов. Как ожидается, на территории также будет работать банк,

C. Деревня Маргаритес

C. Деревня Маргаритес Margarites — это название деревни гончаров, расположенной в предгорьях Крита, в области Ретимно. По гречески "маргаритес" означает "жемчужина".Здесь в каждом доме делают разнообразную керамику, от фарфоровых тарелок до огромных амфор, которые совершенно

Следующая цитата

Тема свободы в лирике Пушкина
1.
Проблема свободы занимает в творчестве Пушкина особое место.Она не могла не стать главной для него. С нею, в разных аспектах, он встретился, а лучше сказать – столкнулся – в юности. Тогда он пережил патриотический подъем русского народа в борьбе с Наполеоном. Затем он наблюдал накал полических страстей вокруг проблем самодержавия и крепостничества. Тема свободы была ему близка и потому, что за свободу отдали жизнь или свою свободу его друзья или хорошо знакомые молодые люди. Этатема получила в творчестве Пушкина разносторонее освещение в разных жанрах.

Первое опубликованное стихотворение Пушкина, напечатанное за его полной подписью, - "Воспоминания в Царском Селе", было написано в 1815 году (прочитано на экзамене в лицее) и посвящено победе русской армии над Наполеоном: "Венчалась славою счастливая Россия!" Поэт воспел победу русского народа в борьбе за национальную свободу, свободу от внешнего врага.
Их цель иль победить, иль пасть в пылу сражения
За Русь, за святость алтаря.

Через три года поэт написал "К Чаадаеву". Здесь звучит тема политической свободы. Поэт ощущает себя "Под гнётом власти роковой". Эта идея соединяется с патриотизмом и с борьбой с самодержавием.
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!

Впервые в русской поэзии темпераментное призывание свободы сливается с интимным переживанием, с любовной страстью:

Нетерпеливою душой
Мы ждем Отчизны призывание,
Как ждет любовник молодой
Минуту верного свиданья.
Так он выражает предельную преданность этой идее, одновременно, в сущности,показывая этим, что и политическая борьба, и увлечение женщиной – всё это страсти. («И всюду страсти роковые, и от судеб защиты нет!» – воскликнет его герой Алеко в поэме «Цыганы»).
Соединение разнородных страстей – политических и любовных - кажется залогом победы. Любовникждет «верного» свидания, то есть такого, которое обязательно состоится, – так иборец за свободу уверен в победе:
И на обломках самовластья
Напишут наши имена!
Как видим, здесь не только забота о свободе, но и о личном успехе, о славе.

В оде "Вольность" Пушкин утверждает идею юридической свободы, когда свободу личности охраняют законы, иначе говоря – законы защищают права человека.
Где крепко с вольностью святой
Законов мощных сочетанье.
Он даже царям даёт урок:
Владыки! вам венец и трон
Даёт закон - а не природа.
Хотя в России именно природа давала венец: власть передавалась по наследству, по праву рождения. Это было подтверждено императором Павлом.

В стихотворении "Деревня" Пушкин выступает против экономического насилия. Описывая деревню, он замечает:
Здесь братство дикое, без чувства, без закона
Присвоило себе насильственной лозой
И труд, и собственность, и время земледельца.
Он мечтает о рабстве, падшем "по манию царя", то есть он не призывает к революции. (Мания - мановение, движение руки)
В стихотворениях "Узник", "Птичка" поэт мечтает о физической свободе:
Мы вольные птицы.

События 14 декабря 1825 года оживляют тему свободы, политической и физической. В послании лицейскому другу Пущину "В Сибирь" Пушкин уверяет его:
Оковы тяжёлые падут,
Темницы рухнут, и свобода
Вас примет радостно у входа.
Как известно, мечте Пушкина не суждено было сбыться, но он оставался верен своим свободолюбивым убеждениям: "Я гимны прежние пою" - в стихотворении "Арион".

Во время южной ссылки Пушкиным овладевает сомнение в том, что народ сможет добиться свободы. В стихотворении "Свободы сеятель пустынный" он сокрушается о напрасных усилиях по пробуждению народа к политической борьбе: "Но потерял я только время, благие мысли и труды". Он приравнивает народы к овцам: «Их должно резать или стричь».
В стихотворении "К морю" поэт драматически прощается со свободной стихией - морем и с Байроном, певцом свободы. Он слышит шум морского прибоя, «как друга ропот заунывный, как зов его в последний час».

Тема свободы никогда не исчезала в творчестве Пушкина. Он жаждал полной, абсолютнойсвободы для творчества: "Зависеть от царя, зависеть от народа. - Иная, лучшая мне надобна свобода!" Он заявил: На свете счастья нет. А естьпокой и воля».
В итоговом стихотворении "Я памятник себе воздвиг нерукотворный" он ставит себе в заслугу проповедь свободы: "Чтов мой жестокий век восславил я свободу".

Как видим, свобода нашла в творчестве Пушкина многоаспектное и противоречивое изображение. Для общественного употребления провозглашена свобода. А для самого себя ему нужна воля.

2.
УЗНИК
Сижу за решеткой в темнице сырой.
Вскормленный в неволе орел молодой,
Мой грустный товарищ, махая крылом,
Кровавую пищу клюет под окном,
Клюет, и бросает, и смотрит в окно,
Как будто со мною задумал одно.
Зовет меня взглядом и криком своим
И вымолвить хочет: «Давай улетим!
Мы вольные птицы; пора, брат, пора!
Туда, где за тучей белеет гора,
Туда, где синеют морские края,
Туда, где гуляем лишь ветер. да я. »
Стихотворение написано в Кишиневе, где Пушкин во время южной ссылки жил в комнате с решеткой на окне в доме на постоялом дворе.Этой решеткой оно и навеяно.
В русском языке два понятия: свобода и воля. Свобода – юридическое понятие, то есть состояние, ограниченное законом. Воля – это полная независмость ото всего, анархия по сути. Поэт воспевает именно волю: «мы вольные птицы», подобно ветру. Уж ветер-тоабсолютно свободен.

Во глубине сибирских руд

Во глубине сибирских руд
Храните гордое терпенье,
Не пропадет ваш скорбный труд
И дум высокое стремленье.
Несчастью верная сестра,
Надежда в мрачном подземелье
Разбудит бодрость и веселье,
Придет желанная пора:
Любовь и дружество до вас
Дойдут сквозь мрачные затворы,
Как в ваши каторжные норы
Доходит мой свободный глас.
Оковы тяжкие падут,
Темницы рухнут — и свобода
Вас примет радостно у входа,
И братья меч вам отдадут.

Свобода – здесь буквально: освобождение из заключения, от сибирской каторги и ссылки.Но сказано также: «Темницы рухнут»- и рухнут они прежде освобождения заключенных.То есть не сами арестанты себя освободят, и не те, кто их туда поместил. Иначе темницу бы открыли, а не сломали.«И братья меч вам отдадут». Значит – их единомышленники доведут дело до конца, разрушат тюрьму, освободят пленников – еще и меч им отдадут. Меч здесь – символ чести, шпага офицера, которую во время гражданской казни сломали над головой каждого офицера, обреченнного каторге. Выходит, Пушкин надеялся на повторение восстания? И на его успех?
Пушкин сострадал репрессированным, среди них были его друзья. Пущин был его самым близким товарищем по лицею.Он услышал в послании Пушкина цитату из «Прощальной песни воспитанников лицея», написанной поэтом-лицеистом Антоном Дельвигом:«Храните, о друзья, храните. В несчастье гордое терпенье». Эту песню они пели на лицейском выпускном торжестве.

Стихотворение Пушкина было доставлено в Сибирь тайно, его привезла тудаМуравьева А.Г., жена декабриста Никиты Муравьева, получившая стихотворение от Пушкина в январе 1827 года.
Князь А.И. Одоевский, офицер, поэт, из Сибири откликнулся на эти стихи.

Струн вещих пламенные звуки
До слуха нашего дошли,
К мечам рванулись наши руки,
И — лишь оковы обрели.
.
Наш скорбный труд не пропадет:
Из искры возгорится пламя, —
И просвещенный наш народ
Сберется под святое знамя.
Мечи скуем мы из цепей,
И пламя вновь зажжем свободы,
Она нагрянет на царей,
И радостно вздохнут народы.

Как видим, Одоевский надеялся на освобождение собственными силами.

В первых словах этого стихотворения есть интересное призание того, что стихи Пушкина вдохновляли восставших:« Струн вещих пламенные звуки До слуха нашего дошли, К мечам рванулись наши руки».Стихи Пушкина прозвучали раньше восстания, были услышаны и побудили к действию.Так и было. Среди бумаг декабристов постоянно находили «возмутительные», то есть революционые стихи Пушкина.

«Прощай!» – стихотворение было написано перед отъездом из Одессы в Михайловское. Этим переездом ухудшалосьположение Пушкина:в Одессе было общество, огромная библитотека графа Воронцова, ав Михайловском поэта ждала полная изоляция и открытый надзор- полицейский и церковный.
Предел – здесь: граница, она желанна, так какпо морю можно осуществить давнее желание бегства за границу
Умысел – замысел побега
Вотще - напрасно
Другой..гений – английский поэт Байрон

Главный образ стихотворения – образ моря, воплощение «свободной стихии». Сочетание этих слов: «свободная» и «стихия»- указывает на то, что свобода мыслится безграничной - как воля. Ведь стихию нельзя укротить.К этой мысли подводит и упоминание о просвещении, которое ставится наравне с тираном. Просвещение ограничивает человека, налагает на него гражданские обязанности.

К Чаадаеву
Любви, надежды, тихой славы
Недолго нежил нас обман,
Исчезли юные забавы,
Как сон, как утренний туман;
Но в нас горит еще желанье,
Под гнетом власти роковой
Нетерпеливою душой
Отчизны внемлем призыванье.
Мы ждем с томленьем упованья
Минуты вольности святой,
Как ждет любовник молодой
Минуты верного свиданья.
Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!
Товарищ, верь: взойдет она,
Звезда пленительного счастья,
Россия вспрянет ото сна,
И на обломках самовластья
Напишут наши имена!

Чаадаев Петр Яковлевич (1794--1856) -- русский писатель и философ; офицер; близкий друг Пушкина. С 1821 г. -- член тайного декабристского общества Союз благоденствия. Впоследствии, повзрослев, он перешел на позиции просветительства, осудив революционные методы борьбы.
Пушкин словно предвидел будущие перемены в мировоззрении старшего друга или гениально предощутил недолговечность любого страстного ощущения и потому взывает: «Пока свободою горим, Пока сердца для чести живы» – ПОКА!

Свободы сеятель пустынный
Изыде сеятель сеяти семена своя
Свободы сеятель пустынный,
Я вышел рано, до звезды;
Рукою чистой и безвинной
В порабощенные бразды
Бросал живительное семя -
Но потерял я только время,
Благие мысли и труды.

Паситесь, мирные народы!
Вас не разбудит чести клич.
К чему стадам дары свободы?
Их должно резать или стричь.
Наследство их из рода в роды
Ярмо с гремушками да бич. 1823

В основе этого стихотворения - Притча Иисуса Христа в Евангелии от Луки: «Изыде сеяй сеяти семене своего» (Лк., 8, 5) на славянском языке.
Христос произносит притчу в присутствии двенадцати учеников, при стечении народа (в русском переводе): «Вышел сеятель сеять семя свое: и когда сеял он, иное упало при дороге и было потоптано; и птицы небесныя поклевали его. А иное упало на каменье и, взойдя, засохло, потому что не имело влаги. И иное упало между тернием, и выросло терние, и заглушило его. А иное упало на добрую землю и, взойдя, принесло плод сторичный» (Лк., 8, 5—8). Произнеся притчу, Христос возгласил: «Имеющий уши слышать, да слышит!».
Поэт заявляет здесь о себе как о непонятом пророке. Пушкин разочаровался в революционных движениях его времени,которые терпели крах одно за другим в разных странах, он отказывается видеть в народе движущую силу истории.Так проявился глубокий кризис его мировоззрения.

Я памятник себе воздвиг нерукотворный
Exegi monumentum
Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
К нему не зарастет народная тропа,
Вознесся выше он главою непокорной
Александрийского столпа.

Нет, весь я не умру -- душа в заветной лире
Мой прах переживет и тленья убежит --
И славен буду я, доколь в подлунном мире
Жив будет хоть один пиит.

Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,
И назовет меня всяк сущий в ней язык,
И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой
Тунгус, и друг степей калмык.

И долго буду тем любезен я народу,
Что в мой жестокий век восславил я Свободу
И милость к падшим призывал.

Веленью Божию, о муза, будь послушна,
Обиды не страшась, не требуя венца,
Хвалу и клевету приемли равнодушно
И не оспоривай глупца.

Александрийский столп – памятник в честь императора Александра 1 в Петербурге на Дворцовой площади, воздвигнутый его братом императором Николаем 1. Пушкин как камер-юнкер обязан был присутствовать на его торжественном открытии, но он тяготился своим придворным званием, дававшемся молодым людям, и накануне уехал из города. В этом стихотворении он как бы сводит счеты с памятником, поставя свое творчество выше его. Однако памятник венчается Крестом, перед которым склонился Ангел. Это делает заявление поэта двусмысленным: над кем он величается?

Последняя строфа звучит по-христиански:«Веленью Божию, о муза, будь послушна».В последние годы жизни поэт настойчиво искал путь в Храм. Эта тенденция отразилась и в данном итоговом стихотворении.

Деревня для расслабления

Деревня для расслабления Mavida Balance Hotel & Spa, Целль-ам-Зее, АвстрияЕкатерина Истомина Целль-ам-Зее (Zell am See) – крепкая, бодрая и поджарая австрийская деревня, расположенная у подножия двухтысячника Шмиттенхоэ, – любима русскими путешественниками-горнолыжниками.

Деревня

Деревня Приветствую тебя, пустынный уголок, Приют спокойствия, трудов и вдохновенья, Где льется дней моих невидимый поток На лоне счастья и забвенья. Я твой: я променял порочный двор цирцей, Роскошные пиры, забавы, заблужденья На мирный шум дубров, на тишину полей, На

Следующая цитата

Приветствую тебя, пустынный уголок,
Приют спокойствия, трудов и вдохновенья,
Где льется дней моих невидимый поток
На лоне счастья и забвенья.
Я твой: я променял порочный двор цирцей,
Роскошные пиры, забавы, заблужденья
На мирный шум дубров, на тишину полей,
На праздность вольную, подругу размышленья.

Оракулы веков, здесь вопрошаю вас!
В уединенье величавом
Слышнее ваш отрадный глас.
Он гонит лени сон угрюмый,
К трудам рождает жар во мне,
И ваши творческие думы
В душевной зреют глубине.

Но мысль ужасная здесь душу омрачает:
Среди цветущих нив и гор
Друг человечества печально замечает
Везде невежества убийственный позор.
Не видя слез, не внемля стона,
На пагубу людей избранное судьбой,
Здесь барство дикое, без чувства, без закона,
Присвоило себе насильственной лозой
И труд, и собственность, и время земледельца.
Склонясь на чуждый плуг, покорствуя бичам,
Здесь рабство тощее влачится по браздам
Неумолимого владельца.
Здесь тягостный ярем до гроба все влекут,
Надежд и склонностей в душе питать не смея,
Здесь девы юные цветут
Для прихоти бесчувственной злодея.
Опора милая стареющих отцов,
Младые сыновья, товарищи трудов,
Из хижины родной идут собой умножить
Дворовые толпы измученных рабов.
О, если б голос мой умел сердца тревожить!
Почто в груди моей горит бесплодный жар
И не дан мне судьбой витийства грозный дар?
Увижу ль, о друзья! народ неугнетенный
И рабство, падшее по манию царя,
И над отечеством свободы просвещенной
Взойдет ли наконец прекрасная заря?

Пушкин еще в самом раннем возрасте ощущал несправедливость окружающего мира. Эти убеждения подкреплялись свободолюбивым общением с лицейскими друзьями. Постепенно у поэта складываются прочные взгляды, составляющие основу его мировоззрения. Они заключаются в признании высшей ценности свободы. Самодержавную власть Пушкин считает жестокой тиранией, а главным препятствием России на пути к справедливости – сохранение крепостного права. Эти взгляды разделяли декабристы. В 1819 г. Пушкин ненадолго посещает с. Михайловское, где пишет стихотворение «Деревня». В нем он прямо заявляет о вреде крепостничества, которое превращает большинство населения страны в рабов. Произведение написано в жанре элегии, но во второй части появляются элементы гражданской лирики.

В этом райском саду поэт отдыхает от всех забот и волнений, связанных со столичным обществом. Его посещает настоящее вдохновение. Душа лирического героя открыта для постижения высшей «Истины».

Вторая часть нарушает сложившуюся гармонию. Поэт не остается праздным наблюдателем. Спокойное размышление приводит его к «ужасной мысли» о том, что скрыто за картиной благополучия. Пушкин осознает, что вся идиллия основана на беззаконии. Власть помещиков является грубым произволом по отношению к простым крестьянам. Свобода личности втоптана в грязь. Простой народ не вправе распоряжаться не только своим трудом, но и своей судьбой. Вся жизнь крестьянина направлена на удовлетворение потребностей своего хозяина. Юное поколение, которое исполнено радужных надежд, не имеет будущего. Прекрасные девушки становятся жертвами разврата, а юноши пополняют ряды «измученных рабов».

Произведение написано «высоким стилем». Автор применяет множество торжественных слов и выражений («оракулы веков», «роптанью», «внемля»). Особую выразительность стихотворению придает использование заглавной буквы для придания слову большего значения («Закон», «Судьбой», «Владельца»).

В финале Пушкин выражает надежду на то, что сможет своими глазами увидеть отмену крепостного права, совершенную «по манию царя», а не в результате кровавого восстания.

Я и деревня

Я и деревня 1911. Музей современного искусства, Нью-ЙоркТолько Шагалу было дано с таким восхитительным артистизмом объединять в картинах быль и гротескную фантазию, воспоминания детства и мечты о будущем… Мир детства плывет в дымке ярких плодов, напоминающих наливные

«Деревня художников»

«Деревня художников» «Деревня художников» – скорее, район не географический, а профессиональный. Это расположенные близко друг к другу точки на карте Озерков, Шувалова, Коломяг и Мартыновки, формирующие особую, ни с чем не сравнимую и ни на что не похожую среду этих мест.

G. Деревня Элос

G. Деревня Элос В середине октября в так называемых «каштановых деревнях» Крита проходит праздник урожая каштанов. В деревне Элос, которая находится недалеко от города Киссамос (он же — Кастелли), можно попасть на колоритный местный праздник с парадами, музыкой и ярмаркой

Читайте также: