Цитаты второго побега жилина и костылина
Обновлено: 21.11.2024
Сравнительный характер жилина и костылина. Цитаты
В начале рассказа герои позиционируются как близкие приятели. Однако они скорее антагонисты. Автор сравнивает их, и это сравнение явно в пользу русского офицера Жилина.
Личностные: учащийся осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом, созидательном процессе; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества.
Познавательные: учащийся осознает познавательную задачу; читает и слушает, извлекает нужную информацию, а также самостоятельно находит ее в материалах учебников, рабочих тетрадей.
Коммуникативные: учащийся вступает в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвует в общей беседе, соблюдает правила речевого поведения.
Как бы вы сформулировали тему нашего урока? (Сравнительная характеристика Жилина и Костылина) (Слайд 4)
(Фамилия Жилин – от слова жила (кровеносные сосуды, сухожилия). Наш герой – жилистый человек.)
Что характерно для него? (решительность, смелость, способность противостоять врагу; он не из робкого десятка).
Что вы о нем думаете? (нарушил уговор – не разъезжаться; ведет себя как трус и предатель).
«По целым дням сидит в сарае (Костылин) и считает дни, когда письмо придет, или спит. А Жилин знал, что его письмо не дойдет, а другого не писал» (антитеза)
3-4. -Самостоятельно найдите примеры изобразительно-выразительных средств из текста рассказа и запишите. (3-4примера)
- 5.–Составьте синквейн по группам (1 группа – Жилин, 2 группа – Костылин) (Слайд 9)
Офицеры, служили на Кавказе, оба попали в плен, оба писали письмо
чтобы прислали выкуп, участвовали в побеге.
Вообразите, что вы пригласили на урок Жилина и Костылина как участников Кавказской войны. О чем бы они могли Вам рассказать? О чем бы вы их спросили?
развивать умение выразить свои мысли, оценить поступок героя, обобщать, делать выводы;
- воспитывать нравственные качества у учащихся, ответственность за свою судьбу через сопоставительный анализ героев рассказа.
Жилин получает письмо из дома и решается поехать в отпуск. В пути Жилин и Костылин отделяются от обоза.
Жилин остался служить на Кавказе, а Костылина через месяц выкупили за 5 тысяч и еле живого привезли в крепость.
совокупность всех психических, духовных свойств человека, проявляющихся в его действиях и поступках.
Дать характеристику героя– это значит рассмотреть поступки и поведение героя в различных обстоятельствах, показать его внутренний мир.
- В плен попадают два офицера
но лишь один из них / Костылин / оказался по-настоящему «пленён».
Другой офицер / Жилин /сумел освободиться
именно он – герой рассказа Толстого.
Сравним характер и поведение Жилина и Костылина
т.е.дадим им сравнительную характеристику
Жилы – кровеносные сосуды, сухожилия. Крепкий, выдержанный, жилистый, мускулистый.
Костыль – высокая палка с поперечиной, на которую при хождении опираются хромые люди.
- «Надо выехать на гору поглядеть, а то тут, пожалуй, выскочат из-за горы и не увидишь»
«Выхватил шашку, пустил лошадь прямо на красного татарина, думает: «Либо лошадью сомну, либо срублю шашкой».
«А Костылин, заместо того чтобы подождать, только увидал татар, закатился что есть духу к крепости. Только в пыли видно, как лошадь хвостом вертит».
«Костылин ещё раз писал домой, всё ждал присылки денег и скучал. По целым дням сидит в сарае и считает дни, когда письмо придёт; или спит».
- Не унывал, занимался ремеслом, подружился с Диной, приучил собаку, думал, как сбежать, изучал окрестности. аула
Постоянно жалуется на боль, усталость, не может идти дальше, выдаёт себя и Жилина (громко вскрикивает от боли).
Смекалист, находчив: наделал игрушек для Дины, попросил её принести шест для второго побега.
Работящий, не может сидеть без дела, мастер-рукодельник. Всем помогает, даже своим врагам – татарам.
« Береги честь смолоду, а платье снову»
«Сам погибай, а товарища выручай »
опираясь на прочитанное произведение
- – Продолжаем разговор о произведении Л.Н.Толстого «Кавказский пленник».
Воспользуйтесь литературными терминами и не дайте себя запутать.
– Если это повествовательное произведение, значит, присутствует личное повествование? (Повествование безличное, потому что разговор в «Кавказском пленнике» идет от лица повествователя)
– Я считаю, что в произведении нет сюжета, кругом одни события. А как думаете вы? (В произведении есть сюжет. Сюжет – это цепь событий)
– Эпизод и сюжет – одно и то же? (Нет, эпизод – одно событие, имеющее начало и конец)
– Какие группы персонажей есть в рассказе? (Главные, второстепенные и эпизодические.)
Война – это страшно, больно, жестоко; это потери, смерть, искалеченные судьбы, незаживающие раны.
Война – цвета пепла, поэтому мы ее «не золотим», ее нельзя приукрасить.
– внешние черты (портрет);
– поступки героя, отношение к другим людям, его чувства, речь;
– характеристика героя другими действующими лицами
Костылин:
– Бездействует и стонет.
– Подтвердите сказанное о героях текстом.
Жилин завоевал уважение детей и взрослых: «Корош урус», «джигит».
Костылин – «смирный».
Жилин проявляет волю, мужество, находчивость, стойкость, активно борется.
Костылин – обуза; страдает, проявляет эгоизм, слабость.
– Надо ли учиться определять качества характера человека или можно обойтись без этого в жизни?
– различать добро и зло, любовь и ненависть, смелость и трусость;
– сделать правильный выбор друзей;
– понимать внутренний мир человека.
– Вообразите, что вы пригласили на урок Жилина и Костылина как участников Кавказской войны.
– О чем бы они могли Вам рассказать?
– О чем бы вы их спросили?
Цитаты. Сравнительная характеристика Жилина и Костылина
Костылин не отличается такой стойкостью. Он морально раздавлен, удручен, почти впадает в отчаяние и беспрекословно выполняет требование написать домой о выкупе из плена.
Костылин – это один из главных героев рассказа Льва Толстого, слабый физически, эгоистичный, способный на предательство человек.
В сравнительной полной характеристике Жилина и Костылина нужно непременно сказать: главный герой, в отличие от второго пленного офицера, был готов бороться до последнего.
Костылин либо спал, либо считал дни. Он написал еще одно письмо родственникам. Тосковал, скучал по дому, о побеге и не помышлял. Слишком труслив был, чтоб решиться на такой шаг.
Костылин вернулся через месяц. За него все-таки выплатили пять тысяч рублей. Привезли его еле живым.
«Кавказский пленник» в кинематографе
2. Развивать умения сравнивать литературных героев, развивать речевую деятельность учащихся, их воображение.
Война – это страшно, больно, жестоко; это потери, смерть, искалеченные судьбы, незаживающие раны.
Как вы считаете, оба наши героя обладают этими качестВам и? Отличаются ли они друг от друга?
Как бы вы сформулировали тему нашего урока? (Сравнительная характеристика Жилина и Костылина)
А какова задача нашего урока? Чему мы должны научиться на уроке? (Научиться сравнивать героев, понять, чем отличаются два героя)
(портрет, поступки героя, поведение, характеристика героя другими действующими лицами)
Порой требуются годы, чтобы понять человека, а мы С Вами попытаемся узнать героев за урок. Задача не из легких, но вполне разрешима.
Конечно, это не качества характера, а события, но именно они помогут нам разобраться, кто есть настоящий офицер и настоящий человек.
Можно ли ограничиться только этим приемом? (нет, может сложиться ошибочное представление о герое).
Фамилия Жилин – от слова жила (кровеносные сосуды, сухожилия). Наш герой – жилистый человек. Как еще можно сказать? (сухощавый, крепкий, выносливый).
Почему Жилин указал в письме неправильный адрес? (он знал, что у матери нет денег)
Предположим, что он написал письмо. Послала бы мать деньги, несмотря на свою бедность? Да, потому что ничего нет в жизни выше и сильнее материнской любви.
Во время пребывания в плену Жилин знакомится с татарской девочкой Диной. Этот образ не случайный. «Дина» в арабском языке значит «вера».
Офицеры, служили на Кавказе, оба попали в плен, оба писали письмо, чтобы прислали выкуп, участвовали в побеге.
2. Вообразите, что вы пригласили на урок Жилина и Костылина как участников Кавказской войны. О чем бы они могли Вам рассказать? О чем бы вы их спросили?
Надо ли учиться определять качества характера человека или можно обойтись без этого в жизни?
Жилин и Костылин. Анализ героев
«Кавказский пленник» Л.Н. Толстого построен на сравнении и противопоставлении двух центральных персонажей. Жилин и Костылин являются антагонистами не только по внешности, но и по характеру.
Жилин соответствует собственной фамилии — сухощавый, мускулистый; ловкий и выносливый.
Костылин также «получает» свою фамилию не просто так — но, к сожалению, он не является костылём-помощником другим, наоброт, он мешает здоровым сильным людям, они в нём не нуждаются. Костылин — мужчина в теле, грузный и неуклюжий.
Костылин богат, его родственники могут выплатить за офицера выкуп в пять тысяч рублей.
У Жилина нет богатых родственников (или он не желает к ним обращаться). У него только мать, для которой пятьсот рублей для выкупа — неподъёмная сумма.
Жилин оптимистично смотрит на любую ситуацию и, даже попав в плен к горцам, сразу же решает, что сможет сбежать от своих «хозяев».
Костылин смиряется с судьбой пленника и ничего не делает, чтобы улучшить своё положение.
Поведение в плену
Несмотря на то что офицеры находятся в плену и ждут выкупа (а Жилин тайком готовит побег), Жилин всё равно находит себе занятие на каждый день — он мастерит куклы детям, чинит разные вещи, рукодельничает.
Костылин всё своё время уделяет сну и жалобам на жизнь.
Поведение в экстренной ситуации
Как только татары нападают на офицеров, Костылин тут же бросает своего напарника и пытается спастись бегством.
Жилин, несмотря на подлость товарища, не только берёт его с собой во время побега, но и тащит на себе офицера, когда тот уже не может идти. Во время второго побега Жилин также зовёт с собой пленника.
Смысл названия рассказа Л.Н. Толстого «Кавказский пленник»
В своём произведении Л.Н. Толстой выступает в роли рассказчика, повествующего об истории человека, храброго сердцем и сильного духом. Его притча-быль доказывает, что человек — творец своего счастья, и каждый из нас получает то, чего достоин.
Название рассказа Л.Н. Толстого является отсылкой к поэме А.С. Пушкина с таким же названием. Однако помимо некоторых общих мотивов, «Кавказский пленник» Толстого имеет собственный глубокий смысл. Причём значение словосочетания «кавказский пленник» можно рассмотреть с нескольких сторон.
Первый смысл, самый очевидный: кавказский пленник — это любой пленённый человек. В данном случае это офицер, попавший в плен на Кавказе.
Второй смысл названия «Кавказский пленник» заложен в персонаже Костылина — он находится в плену Кавказа и сложившихся обстоятельств. Он был и будет оставаться пленником по своей сути, так как ничего не делает, чтобы стать свободным, чтобы улучшить своё положение, чтобы бороться за жизнь.
Кавказским пленником является и Жилин, но не только потому, что попал в плен, но и потому, что никак не может «вырваться» с Кавказа. У него была попытка поехать к матери и, возможно, найти в родном месте себе невесту и остаться там. Но он попадает в плен и вновь возвращается в крепость, думая о том, что, видимо, Кавказ — и есть его судьба.
Пленниками являются и сами горцы. Они не могут отдать свою родную землю чужакам, им приходится бороться за свободу и убивать людей — даже тех, к которым они относятся с симпатией. Даже Дина — маленькая добрая девочка — вынуждена покориться власти семьи и продолжать жить так, как заведено в её ауле.
Все персонажи рассказа «Кавказский пленник», по сути, являются пленниками Кавказа — каждый по-своему, но пленён горами и обстоятельствами, несмотря на личные особенности и характер.
«Кавказский пленник»
Офицеры Жилин и Костылин центральные герои рассказа «Кавказский пленник» Льва Толстого. В данной статье мы подробно разберем характеристику этих персонажей.
Является дворянином. Денег было достаточно.
Цитата «Жилин говорит: он, может, богат, а я не богат «
Цитата «Он и вправду расслаб; что мне с ним делать? Бросить товарища не годится»
Цитата «А Костылин, заместо того, чтобы подождать, только увидел тата, закатился, что есть духу, к крепости»
Жилин смог определить дорогу и поднялся на гору, выкопал подкоп и пытался не падать духом. Он борется за свою жизнь, а также помогает товарищам.
Костылин не имеет целей, он слаб духом и может легко предать друзей, чтобы спасти свою жизнь. Трудности это не для него.
Костылин полностью смирился с судьбой. Все надежды он возлагает только на выкуп, «считает дни или спит».
Жилин надеется на собственные силы. Зная, что старуха-мать с трудом сможет собрать даже пятьсот рублей, он отправил письмо на ложный адрес.
Даже с тяжелой ношей Жилин мог бы уйти от преследователей. Беглецов выдал крик Костылина.
Неудача тяжело подействовала на обоих пленников. Костылин в яме разболелся и уже перестал на что-либо надеяться. Даже Жилин не видел выхода из ситуации.
Жилину удалось сбежать и добраться до казаков. «Еле живого» Костылина выкупили через месяц.
Следующая цитата
Толстой и его друг Садо сопровождали обоз в крепость Грозную, но двигались очень медленно. Заскучав, друзья решили обогнать обоз и поехать чуть быстрее. Оторвавшись от остальных, молодые люди попали в засаду к чеченцам. Эта история закончилась бы намного хуже, если бы чеченцы не планировали взять товарищей живыми и не стреляли. Лошади подо Львом и Садо были резвые и смогли ускакать от неприятеля. К сожалению, из верховых, сопровождающих обоз, пострадал молодой офицер, лошадь которого подстрелили. Животное упало и своим телом придавило юношу, а подъехавшие чеченцы изрубили верхового на куски. Произошедшее событие запало в сердце писателю, и в 1872 году в журнале «Заря» впервые был напечатан рассказ «Кавказский пленник».
Главная мысль рассказа — яркое противопоставление храброго, умного и оптимистичного мужчины своему товарищу — человеку пассивному, жалеющему себя, быстро сдающемуся и вялому. Один герой в любой ситуации остаётся мужчиной, старается найти выход из страшного положения и, в конце концов, добивается своего — освобождается из плена. Второй же персонаж сдаётся сразу же, как только попадает в плен, и только чудо помогает ему выбраться из плена еле живым. Мораль произведения: никогда не стоит сдаваться, желаемое будущее мы творим только собственными руками.
Следующая цитата
Костылин говорит:– Иди один, за что тебе из-за меня пропадать.– Нет, не пойду: не годится товарища бросать.
Поговорили татары, переводчик и говорит:– Три тысячи монет.– Нет, – говорит Жилин, – я этого заплатить не могу.
Обрадовался Жилин, собрался с последними силами, пошел под гору. А сам думает: «Избави Бог тут, в чистом поле, увидит конный татарин; хоть близко, а не уйдешь».
Сидит он раз в яме на корточках, думает об вольном житье, и скучно ему. Вдруг прямо ему на коленки лепешка упала, другая, и черешни посыпались.
Подал ей Жилин назад кувшин. Как она прыгнет прочь, как коза дикая. Даже отец засмеялся.
Жилин не понял всего; но понял, что старик велит хозяину убить русских, а не держать их в ауле
Цитаты из поэмы «Кавказский пленник»
Прими с улыбкою, мой друг,
Свободной музы приношенье:
Тебе я посвятил, изгнанной лиры пенье
И вдохновенный свой досуг. (Посвящение Н. Н. Раевскому)
В ауле, на своих порогах,
Черкесы праздные сидят.
Сыны Кавказа говорят
О бранных, гибельных тревогах,
О красоте своих коней,
О наслажденьях дикой неги;
Текут беседы в тишине;
Луна плывет в ночном тумане;
И вдруг пред ними на коне
Черкес. Он быстро на аркане
Младого пленника влачил.
Уж меркнет солнце за горами;
Вдали раздался шумный гул;
С полей народ идет в аул,
Сверкая светлыми косами.
- «Вот русский!» хищник возопил.
Аул на крик его сбежался
Ожесточенною толпой;
Он раб. Склонясь главой на камень,
Он ждет, чтоб с сумрачной зарей
Погас печальной жизни пламень,
И жаждет сени гробовой.
Казалось, пленник безнадежный
К унылой жизни привыкал.
Тоску неволи, жар мятежный
В душе глубоко он скрывал.
Но он с безмолвным сожаленьем
На деву страстную взирал
И, полный тяжким размышленьем,
СлоВам любви ее внимал.
- На пленника возведши взор,
«Беги, сказала дева гор,
Нигде черкес тебя не встретит.
Спеши; не трать ночных часов;
Возьми кинжал: твоих следов
Никто во мраке не заметит».
Так Муза, легкой друг Мечты,
К пределам Азии летала
И для венка себе срывала
Кавказа дикие цветы.
Тест с ответами: Л.Н. Толстой «Кавказский пленник»
1. Когда происходит действие в произведении?
а) летом, +
б) осенью,
в) весной;
2. Где происходит действие?
а) на Кавказе, +
б) в Сибири,
в) на Дальнем Востоке.
3. Из-за чего Жилин решился поехать домой?
а) ему написала письмо невеста,
б) захотел отдохнуть,
в) решил повидать старуху-мать.+
5. Какой срок для выкупа дал хозяин Жилину и Костылину?
а) 2 недели,
б) 1 неделю,
в) месяц+
- 6. Характеристика Жилина:
а) «не велик ростом, но удал», +
б) с черными глазами, «румяный, бородка маленькая»,
в) «грузный, толстый, весь красный».
8. Почему офицеры оказались одни?
а) они поехали вдвоем
б) других всех убили
в) обоз шел медленно, они не хотели ждать;+
9. Сколько денег давал за себя Жилин?
а) 2000 рублей,
б) 500 рублей, +
в) 1000 рублей.
10. Сколько по времени были офицеры в плену?
а) неделю
б) меньше месяца
в) больше месяца;+
11. Что Жилин сделал для Дины?
а) рассказал сказку,
б) смастерил красивую посуду,
в) вылепил куклу из глины.+
- 12.По какой причине письмо Жилина не могло дойти до его матери?
а) он его не написал,
б) там был указан неверный адрес, +
в) татары решили его не отправлять.
13.Имя татарина, у которого офицеры были в плену:
а) Хажди,
б) Абдул Мурат, +
в) Урсул-бек.
14.Что все время делал Костылин?
а) мастерил,
б) ныл и ждал выкупа, +
в) играл с ребятишками и собакой.
15. Жилин поехал:
а) один
б) с обозом +
в) вдвоем с Костылиным;
16. Какие качества показал Жилин в плену?
а) легкомыслие, глупость,
б) трусость, подлость,
в) смелость, ответственность,+
- 17. Что во время нападения татар сделал Костылин?
а) поскакал в сторону крепости, +
б) защищал Жилина,
в) сдался татарам.
19. Кто помог Жилину сбежать?
а) Абдул-Мурат,
б) Дина, +
в) старик.
1. Почему Костылин не попытался бежать во второй раз?
а) ему нравилось жить у татар,
б) повернуться и не было сил, +
в) испугался.
2. Как сложилась дальнейшая судьба Костылина?
а) умер в плену,
б) его выкупили, +
в) стал сражаться за татар.
3. Где происходит действие рассказа?
а) на Кавказе,+
б) в Сибири,
в) на Дальнем Востоке.
- 4. Кому принадлежит это описание: «Мужчина грузный, толстый, весь красный, а пот с него так и льет»?
а) Жилин,
б) черный татарин,
в) Костылин.+
5. Что сделал во время нападения татар Костылин?
а) поскакал в сторону крепости, +
б) защищал Жилина,
в) сдался татарам.
6. По какой причине письмо Жилина не дошло бы до его матери?
а) он его не написал,
б) там был указан неверный адрес, +
в) татары решили его не отправлять.
7. Такую сумму потребовали за Костылина:
а) 2000 рублей,
б) 500 рублей,
в) 5000 рублей.+
8. Имя татарина, в чьем плену были офицеры:
а) Хаджи,
б) Абдул Мурат, +
в) Урсул-бек.
10. Как поехали Жилин?
а) один
б) с обозом+
в) вдвоем с Костылиным;
11. Почему офицеры остались одни?
а) они поехали вдвоем
б) других всех убили
в) обоз шел медленно, они не хотели ждать;+
12. Какую сумму потребовали сначала за Жилина?
а) 3000 монет +
б) 50 монет
в) 100 руб.
13. В этот срок хозяин планировал, что произойдет выкуп Жилина и Костылина:
а) 2 недели,
б) 1 неделю,
в) месяц+
14. Из чего Жилин лепил кукол?
а) из хлеба
б) из глины +
в) из пластилина;
15. Сколько по времени офицеры были в плену:
а) неделю
б) меньше месяца
в) больше месяца;+
16. Из-за чего Жилин снова совершает побег?
а) Костылину стало лучше
б) с него сняли колодки
в) узнал, что его хотят убить;+
17. Кто помог Жилину сбежать?
а) Дина +
б) красный татарин
в) Костылин;
18. Что сделали с беглецами после побега?
а) стали каждый день пытать,
б) посадили в вонючую яму, +
в) прострелили ногу.
19. Каким образом Жилин вернулся в крепость?
а) на коне,
б) в колодках пешком, +
в) его привели татары.
20. Спустя сколько по времени после побега Жилина выкупили Костылина?
а) через месяц +
б) через полгода
в) через год
Цитаты из русской классики со словосочетанием «кавказский пленник»
«Кавка́зский пле́нник» (1820 1821) первая из цикла южных байронических поэм Пушкина. Начата в Гурзуфе, окончена 20 февраля 1821 г. в Каменке (имение В. Л. Давыдова). (Википедия)
«Кавка́зский пле́нник» (1820 1821) первая из цикла южных байронических поэм Пушкина. Начата в Гурзуфе, окончена 20 февраля 1821 г. в Каменке (имение В. Л. Давыдова).
Вера в свои силы и решимость идти до конца вот что стало спасением для кавказского пленника из рассказа русского писателя.
Зато, лёжа на бильярдном столе, поэту удалось закончить «Кавказского пленника» и ещё множество милых мелочей, не предназначенных для печати.
Онлайн-тезаурус с возможностью поиска ассоциаций, синонимов, контекстных связей и примеров предложений к слоВам и выражениям русского языка.
Следующая цитата
Какой характер у жилина и костылина цитата из текста
-но после схватки с рысью бои прекратились. белому клыку уже не с кем было драться – никто не мог выпустить на него достойного противника
Л.Н. Толстой «Кавказский пленник». Анализ произведения
Жилин соответствует собственной фамилии сухощавый, мускулистый; ловкий и выносливый.
Костылин богат, его родственники могут выплатить за офицера выкуп в пять тысяч рублей.
У Жилина нет богатых родственников (или он не желает к ним обращаться). У него только мать, для которой пятьсот рублей для выкупа неподъёмная сумма.
Жилин оптимистично смотрит на любую ситуацию и, даже попав в плен к горцам, сразу же решает, что сможет сбежать от своих «хозяев».
Костылин смиряется с судьбой пленника и ничего не делает, чтобы улучшить своё положение.
Как только татары нападают на офицеров, Костылин тут же бросает своего напарника и пытается спастись бегством.
Первый смысл, самый очевидный: кавказский пленник это любой пленённый человек. В данном случае это офицер, попавший в плен на Кавказе.
Все персонажи рассказа «Кавказский пленник», по сути, являются пленниками Кавказа каждый по-своему, но пленён горами и обстоятельстВам и, несмотря на личные особенности и характер.
Костылин полностью смирился с судьбой. Все надежды он возлагает только на выкуп, «считает дни или спит».
- Жилин надеется на собственные силы. Зная, что старуха-мать с трудом сможет собрать даже пятьсот рублей, он отправил письмо на ложный адрес.
Даже с тяжелой ношей Жилин мог бы уйти от преследователей. Беглецов выдал крик Костылина.
Неудача тяжело подействовала на обоих пленников. Костылин в яме разболелся и уже перестал на что-либо надеяться. Даже Жилин не видел выхода из ситуации.
Жилину удалось сбежать и добраться до казаков. «Еле живого» Костылина выкупили через месяц.
Цитаты. Сравнительная характеристика Жилина и Костылина
- Костылин не отличается такой стойкостью. Он морально раздавлен, удручен, почти впадает в отчаяние и беспрекословно выполняет требование написать домой о выкупе из плена.
Костылин – это один из главных героев рассказа Льва Толстого, слабый физически, эгоистичный, способный на предательство человек.
В сравнительной полной характеристике Жилина и Костылина нужно непременно сказать: главный герой, в отличие от второго пленного офицера, был готов бороться до последнего.
Костылин либо спал, либо считал дни. Он написал еще одно письмо родственникам. Тосковал, скучал по дому, о побеге и не помышлял. Слишком труслив был, чтоб решиться на такой шаг.
Костылин вернулся через месяц. За него все-таки выплатили пять тысяч рублей. Привезли его еле живым.
«Кавказский пленник» в кинематографе
2. Развивать умения сравнивать литературных героев, развивать речевую деятельность учащихся, их воображение.
- Война – это страшно, больно, жестоко; это потери, смерть, искалеченные судьбы, незаживающие раны.
Как вы считаете, оба наши героя обладают этими качестВам и? Отличаются ли они друг от друга?
Как бы вы сформулировали тему нашего урока? (Сравнительная характеристика Жилина и Костылина)
А какова задача нашего урока? Чему мы должны научиться на уроке? (Научиться сравнивать героев, понять, чем отличаются два героя)
(портрет, поступки героя, поведение, характеристика героя другими действующими лицами)
- Порой требуются годы, чтобы понять человека, а мы С Вами попытаемся узнать героев за урок. Задача не из легких, но вполне разрешима.
Конечно, это не качества характера, а события, но именно они помогут нам разобраться, кто есть настоящий офицер и настоящий человек.
Можно ли ограничиться только этим приемом? (нет, может сложиться ошибочное представление о герое).
Фамилия Жилин – от слова жила (кровеносные сосуды, сухожилия). Наш герой – жилистый человек. Как еще можно сказать? (сухощавый, крепкий, выносливый).
Почему Жилин указал в письме неправильный адрес? (он знал, что у матери нет денег)
- Предположим, что он написал письмо. Послала бы мать деньги, несмотря на свою бедность? Да, потому что ничего нет в жизни выше и сильнее материнской любви.
Во время пребывания в плену Жилин знакомится с татарской девочкой Диной. Этот образ не случайный. «Дина» в арабском языке значит «вера».
Офицеры, служили на Кавказе, оба попали в плен, оба писали письмо, чтобы прислали выкуп, участвовали в побеге.
2. Вообразите, что вы пригласили на урок Жилина и Костылина как участников Кавказской войны. О чем бы они могли Вам рассказать? О чем бы вы их спросили?
Надо ли учиться определять качества характера человека или можно обойтись без этого в жизни?
«Кавказский пленник»
- Офицеры Жилин и Костылин центральные герои рассказа «Кавказский пленник» Льва Толстого. В данной статье мы подробно разберем характеристику этих персонажей.
Является дворянином. Денег было достаточно.
Цитата «Жилин говорит: он, может, богат, а я не богат «
Цитата «Он и вправду расслаб; что мне с ним делать? Бросить товарища не годится»
Цитата «А Костылин, заместо того, чтобы подождать, только увидел тата, закатился, что есть духу, к крепости»
Жилин смог определить дорогу и поднялся на гору, выкопал подкоп и пытался не падать духом. Он борется за свою жизнь, а также помогает товарищам.
Костылин не имеет целей, он слаб духом и может легко предать друзей, чтобы спасти свою жизнь. Трудности это не для него.
Следующая цитата
(Кокорин Анатолий Владимирович. Всадники. Иллюстрация к рассказу Л.Н.Толстого "Кавказский пленник", 1962 г.)
Когда Толстой был на Кавказе, он стал участником событий, которые едва не стоили ему жизни. Они и стали основой для рассказа, который был написан в 1872 году.
Главная идея романа состоит в противопоставлении оптимистического человека с сильным характером слабому и пессимистичному. Казалось бы, кто имеет больше шансов остаться в живых, вырвавшись из плена? Ответ дал автор.
Цитаты главных героев
Главных персонажей здесь два: Жилин и Костылин. Писатель показал их с разных ракурсов. И вложил в их реплики и фразы глубокий смысл.
«Больше пятисот рублей не дам. А убьете, – ничего не возьмете». Жилин.
— Отвечает он на требование написать письмо матери, чтоб прислала выкуп. Его угрожают убить. Жилин не хочет доставлять матери лишней боли.
— Так размышляет Жилин вслух.
«А тебе завтра лук сделаю и стрелы». Жилин.
— Обещает он ребенку. Дети полюбили его за доброту. Он больше возится с ними. А со взрослыми почти не общается.
«Он и вправду расслаб; что мне с ним делать? Бросить товарища не годится». Жилин
— Думает о судьбе товарища по несчастью. Он не привык своих бросать.
«Нет, уж мне, видно, отсюда не выйти. Куда я пойду, когда и поворотиться сил нет?» Костылин.
— Отвечает он Жилину, когда тот предлагает ему бежать вместе. не хочет оставлять товарища.
«Да как же бежать? Мы и дороги не знаем. Да и не дойдем в ночь». Костылин.
— Выражает он неверие в возможность побега. Он ничего не желает делать для своего спасения.
«Тише иди: сапоги проклятые, все ноги стерли. Подожди хоть немножко, дай вздохнуть, — у меня ноги в крови все». Костылин.
— Всю дорогу во время неудачного побега он ноет. И в конце концов Жили тащит его на руках.
«Кавказский пленник». Краткое содержание
События «Кавказского пленника» разворачиваются во время Кавказской войны (1817-1864; военные действия Русской императорской армии, связанные с присоединением районов Северного Кавказа). Офицеру Жилину приходит письмо от матери, в котором женщина зовёт его домой. Выехать одному просто так нельзя — ведь легко можно попасть в засаду, поэтому Жилин отправляется домой, попутно сопровождая обоз. Вместе с ним едет и другой офицер — Костылин. Обоз едет медленно, с остановками, день стоит жаркий, и Жилин предлагает попутчику ехать одним, без сопровождения.
Едва оторвавшись от обоза, молодые люди встречают горцев. Костылин бросает товарища и уезжает, а Жилина захватывают в плен. Привезя пленника в аул, один татарин продаёт Жилина другому — Абдул-Мурату — теперь русский офицер принадлежит другому «хозяину». Позднее выясняется, что и Костылина тоже пленили. Жилин выторговывает себе право прилично питаться, жить вместе со своим собратом по несчастью и ночью быть свободным от колодок.
В.А. Поляков. Иллюстрация к поэме М. Ю. Лермонтова «Кавказский пленник», 1900
Татары не планируют убивать русских — они требуют, чтобы офицеры написали письма домой с требованием за них выкупа. Костылин пишет письмо с требованием уплаты в пять тысяч рублей, Жилин же специально пишет неверный адрес, чтобы письмо точно не дошло до матери. Он понимает, что у пожилой женщины нет столько денег и если она попытается собрать выкуп, то вконец разорится.
Днём пленникам позволяют выходить на улицу, правда передвигаться они могут только в колодках. Костылин предпочитает сидеть и жаловаться на жизнь или спать, Жилин же проводит время на свежем воздухе, изготавливает детям куклы. Благодаря своему таланту офицер устанавливает почти что дружеские отношения с тринадцатилетней дочерью Абдул-Мурата — Диной. Девочка боится пленника, но в то же время он ей и интересен. Она с радостью играет в его куклы и даже тайком приносит ему молоко и лепёшки. Тем временем Жилин не только помогает татарам чинить вещи и делает игрушки детям, но и осматривается по сторонам, планируя свой побег.
За некоторое время, что офицеры живут у татар, Жилин завоевывает расположение у некоторых своих «хозяев». Он постоянно что-то мастерит, чинит, и однажды Абдул-Мурат признаётся ему, что, если бы не уплаченные за русского деньги, он бы оставил Жилина себе. Тем временем Жилин выкопал себе ход для побега. Однажды татары приехали в свой аул в дурном расположении духа — убили их товарища. Многие горцы злятся на русских и говорят, что следует убить и пленных. Жилин понимает, что нужно бежать, и подговаривает Костылина решиться на побег вместе с ним.
Костылин долго не решается бежать, но в конце концов соглашается. Пленники долго бредут в темноте по камням, чужие, подаренные татарами сапоги, мешают им идти, и юноши вынуждены идти босиком. Обессиленные, с изрезанными от камней ногами, они продолжают двигаться по направлению к своим, но Костылин всё сильнее и сильнее отстаёт. Внутренне Жилин понимает, что в одиночку он двигался намного бы быстрее, но не может оставить товарища. Когда Костылину совсем уже невмоготу, Жилин несёт его на закорках.
В.А. Поляков. Иллюстрация к поэме М. Ю. Лермонтова «Кавказский пленник», 1900
Однако в лесу беглецы встречают одного из горцев, который быстро призывает подмогу — и офицеры снова становятся пленниками. Теперь все татары злятся на русских, и мужчин бросают в яму. Кормят их только непропечённым тестом, колодки уже не снимают, да поговаривают, что нужно их убить. Абдул-Мурат всё ещё сопротивляется общественному мнению — ему ещё немного симпатичен Жилин, да и деньги за него уплачены. Теперь поставлены условия: если через две недели не будет выкупа, офицеров убьют. Если будет ещё один побег — та же печальная участь ждёт молодых пленников.
Среди всех обозлённых татар лишь маленькая Дина хорошо относится к Жилину. Она продолжает приносить ему лепёшки, а вскоре рассказывает, что к аулу приближаются русские и татары хотят избавиться от пленных, не дожидаясь выкупа. Костылин окончательно отчаивается, беспрестанно ноет и заболевает.
Жилин понимает, что теперь ему может помочь только Дина, и просит девочку принести ему длинный шест. Он полагает, что девочке не хватит смелости, но в одну из ночей она приносит палку и спускает в яму к пленным. Понимая, что в прошлый раз они попались татарам только из-за Костылина, Жилин всё же предлагает своему товарищу по несчастью бежать вместе с ним. Но Костылин настолько пал духом, что и переворачивается с трудом, а уж о побеге и речи быть не может.
Дина помогает Жилину выбраться из ямы, даёт ему в дорогу лепёшек и в слезах прощается с ним. Обессиленный, в колодках, офицер с огромным трудом добирается до своих, под конец чуть было не попав в ещё одну засаду к татарам. Через некоторое время освобождается и Костылин — татары получают за него выкуп и отпускают. Однако пленный Костылин к этому времени находится уже почти при смерти.
Литература. 8 класс. Рабочая тетрадь. ФГОС В тетради представлена система практических заданий, направленных на развитие разных видов компетенций учащихся, их творческих способностей. Тетрадь предназначена лдя самостоятельной работы школьников, но может использоваться и на занятиях в классе. Выполнение предлагаемых заданий на уроке позволяет осуществить дифференцированное обучение. Соответствует федеральному государственному стандарту основного общего образования (2010 г.).
Цитаты второстепенных персонажей
«А я тебе и невесту приискала: и умная, и хорошая, и именье есть. Полюбится тебе, может, и женишься и совсем останешься». Мать Жилина
— Ее слова говорят о том, что мать переживает за сына и надеется, что тот оставит службу и приедет к ней.
— Предупреждает девочка Жилина, чем помогает ему решиться на повторный побег.
Главные герои
Жилин
Жилин — персонаж удивительных качеств. Он честен, справедлив и мужественен. Офицер с уважением относится к своим подчинённым (уезжая из крепости, он ставит «отпускные» солдатам, сердечно прощается с товарищами), к семье и даже к его «хозяевам»-врагам. Он строптив, однако в то же время и решителен, умён и расчётлив. Каждую минуту он использует с умом: не просто гуляет в плену по двору, а старается завязать дружеские связи, запоминает местность, учит местный язык, ориентируется по ночному небу. Находясь в плену, он не только «сбивает» свой выкуп с трёх тысяч до пятисот рублей, но и выторговывает себе одежду, свободу от колодок по ночам и проживание с товарищем. Жилин не сидит без дела, а чинит и мастерит кукол, и даже делает вид, что умеет лечить.В плен Жилин попадает из-за трусости своего напарника, но он не винит другого офицера. Несмотря на то, что побег возможен только благодаря усердному труду Жилина (именно он делает подкоп и учится ориентироваться на местности), герой не бросает в трудную минуту своего «товарища» и уговаривает бежать вместе. В лесу, когда Костылин совершенно теряет силы, Жилин также не бросает его, а во время второго побега продолжает подбадривать и уговаривать его совершить вторую попытку вырваться на свободу.
Русский офицер Жилин — это герой, до конца остающийся благородным по отношению ко всем.
Костылин
Костылин — офицер, выходец из богатой семьи, грузный, слабый и в моральном, и в физическом плане. Из-за его трусливого побега во время атаки горцев, татары захватывают в плен обоих офицеров. Костылин смиренно принимает условия жизни в плену, постоянно жалеет себя и надеется только на выкуп. Моральная скудость мужчины точит и его физические силы — он заболевает не от полученных ран, а от того, что уже давно сдался.
Получив второй шанс на побег, Костылин так и не решается снова побороться за свою свободу. В итоге, благодаря полученному выкупу, Костылин покидает плен, хотя сам уже находится почти при смерти.
Офицер Костылин — это трусливый и подлый персонаж, не способный найти в себе силы, чтобы противостоять врагу и бороться за собственную жизнь. Его слабая воля и трусость становятся не только причиной пленения русских офицеров, но и провала совместного побега. Тем самым Костылин не только ухудшает своё положение, но и усложняет путь к спасению другого человека.
Что ещё почитать? «Неверующий ум, всепрощающая ирония, вопрошающий взгляд и ни на чем не настаивающий голос»: к юбилею Ивана Сергеевича Тургенева «Изгнанник из России, ее посланец, воин за ее лучшую судьбу»: к столетию со дня рождения А. Солженицына Человек-эпоха в русской литературе: что рассказать ученикам о Николае Гоголе? Михаил Булгаков, «Мастер и Маргарита»: что еще сказать о самом популярном романе из школьной программы?Цитаты автора
«. а то сидит, что-нибудь рукодельничает, или из глины кукол лепит, или плетет плетенки из прутьев. А Жилин на всякое рукоделье мастер был. Слепил он раз куклу, с носом, с руками, с ногами и в татарской рубахе, и поставил куклу на крышу.» Автор.
— Описывает поведение Жилина в плену. Тот не унывает, не плачется по каждому поводу.
«Полез Жилин в дыру, раскопал пошире, чтоб и Костылину пролезть». Автор.
— Костылин — полный мужчина. А Жилин не хотел оставлять друга в беде.
«Жилин выпросил у хозяина ножик, вырезал валик, дощечки, колесо оперил, а к колесу на двух концах кукол приделал». Автор.
— Жилин не сидит без дела, чтоб не думать о своем положении. Он везде и всюду находит себе занятие.
«Нечего делать, буду тащиться, пока сила есть. А если сесть, так и не встану. До крепости мне не дойти, а как рассветет, — лягу в лесу, переднюю, а ночью опять пойду». Жилин.
— Рассуждает Жилин во время второго побега. Ему трудно в колодке бежать, ноги болят от ран, но Жилин стремится вперед.
«Костылин - смирный человек. Он смиряется с обстоятельствами». Автор.
— Характеризует его автор.
«Костылин еще раз писал домой, все ждал присылки денег и скучал. По целым дням сидит в сарае и считает дни, когда письмо придет, или спит.» Автор
— Характеризует его автор, подчеркивая пессимистические настроения.
«И с тех пор стала она ему каждый день, крадучи, молока носить. А то делают татары из козьего молока лепешки сырные и сушат их на крышах, — так она эти лепешки ему тайком принашивала.» Автор.
— автор рассказывает о поведении Дины. Это подчеркивает ее доброты и отзывчивость, умение сострадать.
«Как заплачет Дина, закрылась руками, побежала на гору, как козочка прыгает. Только в темноте слышно — монисты в косе по спине побрякивают.» Автор.
— Описывает Толстой насколько привязалась девочка к Жилину.
«Узнали его офицеры, повезли в крепость. Обрадовались солдаты, товарищи собрались к Жилину.» Автор.
— Свидетельствуют эти слова о том, что Жилина за его качества уважали.
«И остался служить на Кавказе. А Костылина только еще через месяц выкупили за пять тысяч. Еле живого привезли». Автор
— Таков конец рассказа.
Написанное автором в последних строках говорит о том, что трусам не место на войне,что там уважают смелость, оптимизм и решительность.
Читайте также: