Цитаты влияние каратаева на пьера

Обновлено: 21.11.2024

В романе-эпопее Льва Николаевича Толстого «Война и мир» переплетены разные судьбы, смешаны жизни совершенно непохожих друг на друга личностей. Они пересекаются друг с другом, перерезают нити судьбы для одних и сплетают их для других, отравляют жизни или же исцеляют их. Какой же след в жизни Пьера Безухова оставила его встреча с Платоном Каратаевым?

Знакомство Платона Каратаева с Пьером произошло тогда, когда в жизни последнего был непростой период.

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

К тому времени на долю Пьера выпало много разных испытаний: он побывал в плену у французов, был на грани смерти, испытал лишения в разоренной и сожженной Москве. Итогом пережитого стало то, что граф чувствовал себя так, словно «мир завалился в его глазах и остались одни бессмысленные развалины». Горечь, отчаяние, пустота — вот то состояние, в котором Пьер пребывал накануне встречи с Каратаевым.

На протяжении всего романа Пьер предстаёт перед нами, как мятущаяся душа. То он устраивает бесчинства в компании пьяных друзей, то подаётся в масонство, то стреляется на дуэли, то пытается провести реформы в своём имении. Пьер стремится к саморазвитию, не чужд благородства и бескорыстия, но его душа полна смятения. Война же выжгла в нём желание жизни. Путь Пьера Безухова напоминает блуждание впотьмах в попытках выйти к свету.

И, попав в плен к французам, Пьер находит этот свет в простом русском человеке, Платоне Каратаеве. В отличие от молодого Безухова Каратаев уже стар, он полон мудрости прожитых лет, ценит чужую жизнь и умеет находить радость в простых вещах. В беседах со стариком Пьер перенимает у того мудрость, учится душевному покою и уверенности в себе, обретает душевное равновесие.

Таким образом, встреча с Платоном Каратаевым оказала благотворное влияние на мировоззрение Пьера Безухова. Он обрёл смысл жизни и силы для новых свершений. И, хоть Платон Каратаев не пережил тягот плена, его мудрость навсегда останется с его учеником, Пьером Безуховым.

Следующая цитата

Пьер Безухов – герой написанного Л.Н. Толстым романа-эпопеи «Война и мир», который постоянно находится в поисках себя и смысла человеческого существования. Автор демонстрирует, что на мировоззрение Пьера Безухова оказывает огромное влияние жизненная философия Платона Каратаева.

Знакомство с Каратаевым оказывает воздействие на Пьера по той причине, что оно происходит, когда герой находится в тяжелой жизненной ситуации. Пребывая в плену у французов, где он сам был на грани жизни и смерти, Пьер стал свидетелем казни бойцов, после чего у него полностью «уничтожилась вера и в благоустройство мира, и в человеческую, и в свою душу, и в Бога». Пьер Безухов ощущал, что в мире «остались одни бессмысленные развалины».

Однако пессимистический настрой Пьера Безухова сменяется после знакомства с Платоном Каратаевым. Сначала только наблюдавшему за ним Пьеру ощущалось в соседе «что-то приятное, успокоительное и круглое». После разговора с простым солдатом ощущал, как «прежде разрушенный мир теперь с новой красотой воздвигался в его душе».

Л.Н. Толстой показывает, что Платон Каратаев помогает в возрождении в безуховской душе веры. Пьера удивлял и вдохновлял позитивный настрой Платона относительно всего окружающего. Наблюдая за простым солдатом, Безухов видел, что тот не жаловался на проблемы и трудности, спокойно принимая их, что он был добр по отношению ко всем: к своим товарищам, к животным и даже к французам. Наблюдение за отношением Платона Каратаева к жизни не могло не сказаться на мировоззрении Безухова. Отчаяние и пустота сменились интересом к жизни. От Каратаева, который воплощал в себе мудрость простого русского народа, Пьер Безухов набрался крестьянской мудрости, приблизился к простому народу, к чему стремился раньше. Долгое время находясь в поисках смысла жизни, Пьер Безухов осознает, что он заключен в служении русскому народу.

В повествовании отмечается, что именно в плену Безухов «получил то спокойствие и довольство собой, к которым он тщетно стремился прежде». Все то, что Пьер искал раньше в отказе от светского образа жизни, в масонстве, «в геройском подвиге самопожертвования», он нашел именно в плену. Благодаря понятой жизненной философии Платона Каратаева Пьер Безухов обрел «согласие с самим собою».

В повествовании говорится о том, что Платон навсегда остался в безуховской душе, так как он олицетворял все «русское, доброе и круглое». Каратаев остался «вечным олицетворением духа простоты и правды». Пьер восхищался тем, что Платон «любил и любовно жил со всем, с чем его сводила жизнь, и в особенности с человеком». Это чувство любви ко всему окружающему передалось и Пьеру Безухову. В беседе с Наташей Безухов скажет, что он многому научился у «этого безграмотного человека-дурачка». Пьер ценит именно жизненные уроки, которые помогли ему не в обретении научных знаний, а в понимании человеческой сущности и смысла жизни. В дальнейшем Пьер будет задумываться над тем, как бы оценил его поступки Платон Каратаев.

Следующая цитата

Встреча с Платоном Каратаевым была важным эпизодом в жизни Пьера Безухова. Она очень сильно повлияла на него, можно сказать, что полностью поменяла его мировоззрение и помогла найти то, чего он искал всю свою сознательную жизнь в масонстве и филантропии, в дружбе с Анатолем Курагиным и Долоховым, в женитьбе на Элен Курагиной: «согласия с самим собой».

Знакомство во французском плену с простым солдатом Апшеронского полка Платоном Каратаевым имело большое значение для Пьера.

Перед этой встречей герой был опустошен, так как увидел расстрел «поджигателей». Вера в людей, разумность их поступков была потеряна.

Кроме того, после встречи с Каратевым Пьер стал намного терпеливее к жизненным невзгодам, научился ценить «удовлетворение потребностей» и «отсутствие страданий», переосмыслил слова князя Андрея о счастье и понял неестественность и неразумность желания убить Наполеона. Также герой меняет и отношение к людям. Он прощает свою жену Элен и в каждом человеке стремится найти хорошие качества, даже во врагах.

Своей простотой, человечностью, верой в то, что рано или поздно добро победит, Платон Каратаев оказал решительное влияние на изменение взглядов Пьера, сумел возвратить ему веру в людей и справедливость. Каратаев казался Пьеру «олицетворением всего русского, доброго и круглого», «олицетворением духа простоты и правды». «Круглый касатик Апшеронского полка» нёс в себе народную мудрость, это выражалось в том, что речь его была наполнена присказками и поговорками, которые оказались куда более значимыми для Пьера, чем пустые трактаты масонов. Каратаев любил жизнь во всех её проявлениях и каждого человека, независимо от того, кем он был. Даже вторгнувшиеся в Россию французы являются для него частью мира, который он любил. Это «роевое» начало в Платоне больше всего и привлекало Пьера. Каратаев живёт в полном согласии со всем земным, полностью сливается с ним, как капля в океане жизни.

Таким образом, мы видим, что Платон Каратаев имеет довольно значимую роль в сюжете романа. Благодаря этому персонажу Пьер полностью поменял своё мировоззрение и пришёл к осознанию того, что счастье находится в самом человеке, что надо жить в единении с природой, народом. Именно Платон Каратаев (недаром автор дал ему имя древнегреческого философа) помог Пьеру Безухову слиться со всеми, достигнуть «согласия с самим собой».

Обновлено: 2019-06-18 Опубликовал(а): Moliere Оценка эксперта:

Сочинение под номером 17 по критериям ЕГЭ по литературе

Сочинение написано на заданную тему, тема раскрыта глубоко, многосторонне - 3 балла

Для аргументации текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п., авторская позиция не искажена, фактические ошибки отсутствуют - 3 балла

Теоретико-литературные понятия включены в сочинение и использованы для анализа текста произведения(-ий) в целях раскрытия темы сочинения, ошибки в использовании понятий отсутствуют - 2 балла

Сочинение характеризуется композиционной цельностью, его смысловые части логически связаны, внутри смысловых частей нет нарушений последовательности и необоснованных повторов - 3 балла

Речевых ошибок нет - 3 балла.

Итого: 14 баллок

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Следующая цитата

Попав в плен к французам, Пьер встречает солдата, который “навсегда остался в его душе”, его звали Платон Каратаев.

Он не выделял одних людей на фоне других, а потому помогал всех, кому мог, нес добро каждому человеку. Так, “он пек, варил, шил, строгал” для русских солдат, сшил Пьеру ботинки, но в то же время сшил рубаху французу.

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Платон желает добра каждому встречному.

В одну из ночей Пьер подсел к костру, где сидел Платон и рассказывал притчу о старом купце. В свою притчу Платон заложил мысль о том, что не нужно противиться своей судьбе, на всё есть воля Божья. Нужно довольствоваться тем, что у тебя есть, стараться делать добрые поступки, а уж Бог даст каждому то, что он заслужил. На следующий день Пьер увидел Каратаева, сидевшего у березки, он был болен и не мог идти дальше вместе с остальными. “В лице его светилось еще выражение тихой торжественности”, он понимал, что умрёт, но не просил, не умолял французов не убивать его, он осознал и принял волю Божью, и спокойно смирился со своей судьбой. На следующий день после смерти Платона Пьеру снится сон, в котором он видит глобус, вся поверхность его была покрыта каплями, а в центре — Бог, каждая капля стремится расшириться, чтобы в наибольших размерах отражать его. Этот сон показывает Пьеру, что вся жизнь зависит от Бога, что жизнь и есть Бог и люди лишь капли, которые живут, чтобы отражать его. Пьер понимает, что независимо от того, насколько большая капля, насколько влиятелен и богат человек, он всё равно является отражением Бога, его частью. Непротивление злу насилием Платона приносит свои плоды. Платон, будучи крепостным, отправился “в чужую рощу за лесом и попался сторожу”, его секли, судили и отдали в солдаты. Он не противился этому злу, смирился со своей судьбой. Если бы не Платон, то его младшему брату пришлось бы пойти в солдаты, а у него “сампят ребят”. После Платон приезжает домой “на побывку” и видит, что живут они ещё лучше, “два брата на заработках”, и все благодарят его за это, именно он сделал это возможным. Таким образом, благодаря непротивлению злу насилием, Платон смог осчастливить и сделать лучше жизнь этих людей.

Толстой сравнивает Платона с Тихоном Щербатовым. Тихон, как и Платон, является крестьянином. Он служит в партизанском отряде Денисова. Он жесток и беспощаден и, в отличие от миролюбивого Платона, пропитан ненавистью к врагу. Тихон готов убивать своих врагов если это необходимо, причинять зло, он деятелен и не готов принимать волю Божью, а вершит судьбу сам. Платон на это неспособен, он помогает каждому человеку, не совершает зла, и любит всех, кто его окружает, даже французов. Они оба являются всеобщим любимцами, но Тихон стал таковым за свою отвагу, непоколебимость и решительность, а Платон за свою любвеобильность и доброту. Толстой отдает предпочтение Платону, это хорошо заметно при его описании своих героев. “Изрытое оспой и морщинами лицо его с маленькими узкими глазами сияло самодовольным весельем” — так он описывает Тихона, в то время как при описании Платона он применяет эпитеты “круглый”, “ласковый, “нежный”, “добрый”.

Платон является ядром романа Толстого, так как он — олицетворение всего русско-го народа. Платон является добрым и любвеобильным, человеком, неспособным на злые поступки и желающим помочь каждому, кого он встречает. Его речь пропитана мудрыми русскими пословицами и поговорками, так Толстой хочет подчеркнуть его “народность”.

Со временем Безухов “заражается” спокойствием Платона, Каратаев изменил Пьера. Ранее он постоянно пребывал то в состоянии восторженности, как это было на Бородинском поле, то в состоянии тревожности и печали, Пьер на протяжение всего романа пытается найти себя и, наконец, приходит к спокойствию, которое дал ему Каратаев. После встречи с Платоном Пьер стал наслаждаться каждым моментом жизни, он понял, что счастье в мелочах, а боль и страдания приносит “излишек, а не недостаток”.

Читайте также: