Цитаты властителям и судьям

Обновлено: 19.09.2024

Восстал всевышний бог, да судит
Земных богов во сонме их;
Доколе, рек, доколь вам будет
Щадить неправедных и злых?

Ваш долг есть: сохранять законы,
На лица сильных не взирать,
Без помощи, без обороны
Сирот и вдов не оставлять.

Ваш долг: спасать от бед невинных,
Несчастливым подать покров;
От сильных защищать бессильных,
Исторгнуть бедных из оков.

Цари! Я мнил, вы боги властны,
Никто над вами не судья,
Но вы, как я подобно, страстны,
И так же смертны, как и я.

И вы подобно так падете,
Как с древ увядший лист падет!
И вы подобно так умрете,
Как ваш последний раб умрет!

Воскресни, боже! боже правых!
И их молению внемли:
Приди, суди, карай лукавых,
И будь един царем земли!

Искусство – это всегда отражение реальной жизни. Оно призвано если не решать проблемы, то обнаруживать их. Художник, ощущая потребность высказаться и быть услышанным, говорит о том, что важно, чтобы другие люди тоже задумались об этом.

Во второй половине 18 века поэты начинают обращаться к социальным и политическим темам, рассуждая о судьбе своей страны и о жизни простого народа в ней. Стихотворение Г. Державина «Властителям и судьям» – яркий тому пример. Главная мысль, проходящая красной нитью через все произведение, – это мысль о том, насколько несправедлива монархия.

Державин признает, что монархия – это власть, что никто не может выступать «судьей» для нее. Никто, кроме самого бога. И однажды этот суд состоится, поскольку земные цари – все-таки люди. Их обуревают страсти, они слабы и даже смертны. Так же смертны, как все те «рабы», которыми они так жестоко и несправедливо правят. Державин понимает это и предсказывает, даже призывает к божьему правосудию: «Приди, суди, карай лукавых, И будь един царем земли!». Ведь иного способа спасти страну нет, как нет и царей, которые бы стали думать о Родине и о людях и управлять так, как это необходимо.

Эти строки, завершающие произведение, – прямой призыв для читающего и мыслящего населения России к революции и свержению монархического строя. Державин не скрывает своего гнева и горечи. Он прямо обвиняет и обличает власть – в лице правящей тогда Екатерины II. Поэтому публикации стихотворения добиться было непросто. Впрочем, Екатерина к оде отнеслась довольно снисходительно, поскольку вообще слыла прогрессивным человеком и даже поощряла смелые высказывания своих подданных. Поэтому «Властителям и судьям» не было подвергнуто цензуре и дошло до нас в неизмененном виде.

Следующая цитата

Ваш долг есть: сохранять законы,
На лица сильных не взирать,
Без помощи, без обороны
Сирот и вдов не оставлять.

Ваш долг: спасать от бед невинных,
Несчастливым подать покров;
От сильных защищать бессильных,
Исторгнуть бедных из оков.

Следующая цитата

(Гаврила) Романович (1743—1816), поэт.

Державин Г. Р. Сочинения. – СПб., 2002.

Мила нам добра весть о нашей стороне:

Отечества и дым нам сладок и приятен.

Умолкни, чернь непросвещенна, / Слепые света мудрецы!

«Бессмертие души» (1796; опубл. 1797).

Измерить океан глубокий, / Сочесть пески, лучи планет.

Хотя и мог бы ум высокий, – / Тебе числа и меры нет!

Себя собою составляя, / Собою из себя сияя.

Во мне Себя изображаешь, / Как солнце в малой капле вод.

Я связь миров, повсюду сущих, / Я крайня степень вещества; / <…>

Я в теле прахом истлеваю, / Умом громам повелеваю —

Я царь, – я раб, – я червь, – я Бог!

Державин, с. 57—58.

Калигула! твой конь в Сенате.

Не мог сиять, сияя в злате:

Сияют добрые дела.

«Вельможа» (1774, 1794; опубл. 1776, 1798).

Осел останется ослом, / Хотя осыпь его звездами;

Где должно действовать с умом, / Он только хлопает ушами.

Не можно век носить личин, / И истина должна открыться.

Великий Петр, как некий Бог,

Блистал величеством в работе:

Почтен и в рубище Герой!

На темно-голубом эфире / Златая плавала луна.

«Видение Мурзы» (1784—1790; опубл. 1791).

Мой Бог, мой Ангел во плоти!

И словом: тот хотел арбуза, / А тот соленых огурцов.

* Властители и судьи.

«Властителям и судиям» (1780; 1787), переложение 81 псалма.

Восстал Всевышний Бог, да судит / Земных богов во сонме их;

Доколе, – рек, – доколь вам будет / Щадить неправедных и злых?

Ваш долг есть: сохранять законы, / На лица сильных не взирать,

Без помощи, без обороны / Сирот и вдов не оставлять.

«Властителям и судиям».

Не внемлют! – видят и не знают!

«Властителям и судиям».

И вы подобно так падете, / Как с древ увядший лист падет!

И вы подобно так умрете, / Как ваш последний раб умрет!

«Властителям и судиям».

Алмазна сыплется гора / С высот четыремя скалами.

«Водопад» (1791—1794; опубл. 1798).

Не зрим ли всякий день гробов, / Седин дряхлеющей вселенной?

Двустишие послужило эпиграфом к повести А. Пушкина «Гробовщик».

Великолепный Князь Тавриды!

О Григории Потемкине, светлейшем князе Таврическом.

Гром победы, раздавайся! / Веселися, храбрый Росс!

«Гром победы, раздавайся. » (1791).

Хор для кадрили на музыку О. А. Козловского (написана для полонеза «Славься, Екатерина»). До 1833 г. играл роль национального гимна.

Чего в мой дремлющий тогда не входит ум?

«Евгению. Жизнь званская» (1807).

С Курильских островов до Буга, / От Белых до Каспийских вод.

«Лебедь» (1804; опубл. 1808).

Потомство грозный судия.

«Мой истукан» (1794; опубл. 1798).

Шагнул – и царство покорил.

«На взятие Варшавы» (1794).

Эта и следующая цитата – об А. В. Суворове.

Тьма от чела, с посвиста пыль, / <…>

Ступит на горы – горы трещат; / Ляжет на воды – воды кипят;

Граду коснется, – град упадает; / Башни рукою за облак кидает.

«На взятие Варшавы».

Славься сим, Екатерина, / О великая жена!

«На взятие Варшавы», рефрен хора в честь Екатерины II.

Умолк рев Норда сиповатый, / Закрылся грозный, страшный взгляд.

«На восшествие на престол императора Александра I» (1801; опубл. 1808).

«Норд» – Павел I, убитый заговорщиками.

Живи и жить давай другим, / Но только не на счет другого.

«На рождение царицы Гремиславы» (1796; опубл. 1798).

Первая строка – пословица, известная у разных европейских народов по крайней мере с середины ХVII в.: «Vivons et laissons vivre les autres» (франц.); «Live and let live» (англ.).

Глагол времен! металла звон! / Твой страшный глас меня смущает.

«На смерть князя Мещерского» (1779; 2-я редакция: 1783).

Как в море льются быстры воды, / Так в вечность льются дни и годы.

«На смерть князя Мещерского».

Приемлем с жизнью смерть свою, / На то, чтоб умереть, родимся.

«На смерть князя Мещерского».

Сын роскоши, прохлад и нег, / Куда, Мещерской! ты сокрылся?

«На смерть князя Мещерского».

О горе нам, рожденным в свет!

«На смерть князя Мещерского».

Где стол был яств, там гроб стоит. / Где пиршеств раздавались лики,Надгробные там воют клики, / И бледна смерть на всех глядит.

«На смерть князя Мещерского».

«Бледная смерть» – выражение Горация («Оды», I, 4).

Сегодня Бог, а завтра прах;

Сегодня льстит надежда лестна,А завтра: где ты, человек?

«На смерть князя Мещерского».

Я в дверях вечности стою.

«На смерть князя Мещерского».

Жизнь есть небес мгновенный дар.

«На смерть князя Мещерского».

Богатая Сибирь, наклоньшись над столами,

Рассыпала по них и злато, и сребро; / <…>

Венчанна класами хлеб Волга подавала.

«Описание торжества <…> по случаю взятия Измаила в доме <…> князя Потемкина-Таврического» (1791).

Гряди спасать царей, Суворов!

«Орел» («Стихи на случай отбытия графа Суворова Рымникского в Австрию») (1799).

П «Иди, спасай!» (П-376а).

Запасшися крестьянин хлебом, / Ест добры щи и пиво пьет.

«Осень во время осады Очакова» (1788).

Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный,

Металлов тверже он и выше пирамид.

Эти строки восходят к Горацию («Оды», III, 30).

…Первый я дерзнул в забавном русском слоге / <…>

В сердечной простоте беседовать о Боге,

И истину царям с улыбкой говорить.

Един есть Бог, един Державин, / Я в глупой гордости мечтал.

«Привратнику» (1808; опубл. 1859).

Шекснинска стерлядь золотая.

«Приглашение к обеду» (1795; опубл. 1798).

Умеренность есть лучший пир.

«Приглашение к обеду».

Пчелка златая! / Что ты жужжишь?

«Пчела» («Пчелка») (1795; опубл. 1797).

В 1795 г. стихотворение было положено на музыку.

Река времен в своем стремленьи / Уносит все дела людей.

«Река времен в своем стремленьи…» (т. н. «Грифельная ода» – последнее стихотворение Державина) (1816).

«Река времен» – аллегорическое изображение мировой истории, висевшее в кабинете поэта.

А если что и остается / Чрез звуки лиры и трубы,

То вечности жерлом пожрется, / И общей не уйдет судьбы.

«Река времен в своем стремленьи…».

Что ты заводишь песню военну / Флейте подобно, милый Снигирь?

«Снигирь» (1800; опубл. 1805), ода на смерть А. В. Суворова.

Сильный где, храбрый, быстрый Суворов?

Северны громы в гробе лежат.

И все то благо, все добро!

«Утро» (1800; опубл. 1802).

Богоподобная царевна / Киргиз-Кайсацкия орды!

«Фелица» (1782; опубл. 1783).

«Царевна» – Екатерина II.

Шампанским вафли запиваю.

Поэзия тебе любезна,

Приятна, сладостна, полезна,

Как летом сладкий лимонад.

Раб и похвалить не может, / Он лишь может только льстить.

«Храповицкому» (1797; опубл. 1808).

За слова – меня пусть гложет, / За дела – сатирик чтит.

П «Слова поэта суть уже его дела» (П-968).

* Если б милые девицы / Так могли летать, как птицы <…>.

«Шуточное желание» (1802; опубл. 1804).

Стихотворение известно как «Песенка Томского» из оперы П. И. Чайковского «Пиковая дама» (1890; либретто М. И. Чайковского). Точный текст: «Естьли б милыя девицы…».

Здесь лежит Суворов.

«Митюша» – вероятно, не племянник, а муж племянницы Суворова, поэт Дм. И. Хвостов.

Следующая цитата

Сказки

Тема оды: несправедливость, бездействие царей, взывание к Богу о справедливости. Образы: лирический герой – неспокойный, переживающий человек, борющийся за справедливость.

История создания. Стихотворение было написано в 1780 году, но не было допущено к публикации цензурой, в 1788 году напечатано в журнале «Зеркало», в 1795 году Державин включает произведение в рукописный сборник, подаренный Екатерине I, после чего встречает во дворце крайнюю холодность.

Покрыты мздою очеса…»); 5-7 строфы – требование наказания виновных, указание на то, что все люди смертны и предстанут пред Божьим судом, но Божий суд представляется далёким, и автор в 7-й строфе умоляет Бога покарать виновных при жизни: («Приди, суди, карай лукавых»). Произведение отличается краткостью, лаконичностью. Ода и сатира сливаются в нём воедино.


По интонации стихотворение страстно, взволнованно, оно изобилует риторическими вопросами и восклицаниями («Доколе, рек, доколь вам будет Щадить неправедных и злых?», «И вы подобно так падете, Как с древ увядший лист падет! И вы подобно так умрете, Как ваш последний раб умрет! Воскресни, Боже! Боже правых!») – для передачи эмоционального состояния героя. Написано 4-хстопным ямбом.

Властителям и судиям

Восстал всевышний бог, да судит
Земных богов во сонме их;
Доколе, рек, доколь вам будет
Щадить неправедных и злых?

Ваш долг есть: сохранять законы,
На лица сильных не взирать,
Без помощи, без обороны
Сирот и вдов не оставлять.

Ваш долг: спасать от бед невинных,
Несчастливым подать покров;
От сильных защищать бессильных,
Исторгнуть бедных из оков.

Цари! Я мнил, вы боги властны,
Никто над вами не судья,
Но вы, как я подобно, страстны,
И так же смертны, как и я.

И вы подобно так падете,
Как с древ увядший лист падет!
И вы подобно так умрете,
Как ваш последний раб умрет!

Воскресни, боже! боже правых!
И их молению внемли:
Приди, суди, карай лукавых,
И будь един царем земли!
1780


Анализ оды Г.Р.Державина «Властителям и судиям»

Жизнь настоящего поэта, его творчество неотделимы от судьбы Родины. Система государственной власти в России, установившаяся в конце ХYIII – начале ХIХ века и отличавшаяся абсолютной монархией, полным равнодушием к судьбе народа, нашла отражение в творчестве многих поэтов того времени.

Известный поэт Г.Р.Державин тоже не мог остаться в стороне от проблем власти и монархии. В своем стихотворении «Властителям и судиям» он и пытается пробудить в правителях совесть, заставить их исполнять свои обязанности, как подобает.

Уже первые строки стихотворения как будто кричат, что дальше так жить нельзя, даже всевышний не может больше смотреть на правление нынешних властителей:
Восстал всевышний Бог, да судит
Земных богов во сонме их…

Люди, которые, по мнению автора, равны земным богам, давно забыли свой долг. Вместо помощи сиротам, вдовам и всем несчастным они «взирают на лица сильных», и вся их деятельность направлена на защиту «сильных».

Родную землю «потрясают злодействы», а государственные чиновники не видят этого, власть слепа к участи простого народа. Царит произвол чиновников, не соблюдаются законы:

Не внемлют! Видят – не знают!
Покрыты мздою очеса:
Злодейства землю сотрясают,
Неправда зыблет небеса.

Державин собрал в своем стихотворении все пороки государственной власти. Словами, полными отчаяния и разочарования, обращается он к ним:

Цари! Я мнил, вы боги властны,
Никто над вами не судья,
Но вы, как я подобно, страстны
И так же смертны, как и я.

Такую монархию автор считает настоящей трагедией русского народа. Всем ясно, что стоящие у власти люди совсем не похожи на богов ни своей жизнью, ни своими поступками.
В заключительных строках стихотворения Державин уже не взывает к чести и совести «властителей и судией», он больше не верит в исправление пороков власти. Единственный путь к спасению России – справедливый божий суд:


Воскресни, Боже! Боже правых!
Приди, суди, карай лукавых
И будь един царем земли!

История создания

Необыкновенно смелый, решительный и независимый характер Державина проявлялся во всем, в том числе в его поэтическом творчестве. Одно из его стихотворений чуть не стало причиной изгнания и опалы. Это была написанная в 1787 году ода «Властителям и судиям», которую автор назвал «гневной одой».

Служба на высоких государственных должностях, в том числе работа губернатором, убедила Державина в том, что в Российской империи постоянно нарушаются законы. Его борьба с этим явлением как высокого государственного служащего не имела успеха: он не встретил поддержки ни в обществе, ни в правительстве. Нарушители закона благополучно избегали заслуженной кары. Но в то же время поэт свято верил в то, что сама Екатерина — добродетельная монархиня, окруженная злыми сановниками. Негодование и гнев требовали выхода. И тогда поэт задумал написать переложение 81-го псалма— так в древности назывались библейские песнопения, обращенные к Богу. Их автор — ветхозаветный царь Давид, сочинения которого составляют одну из самых поэтичных книг Ветхого Завета — Псалтирь.

Тематика этого псалма оказалась созвучна духу времени. Не случайно именно этот 81-й псалом во время Французской революции в Париже был перефразирован якобинцами, и народ распевал его на улицах города, выражая возмущение королем Людовиком XVI, впоследствии казненным.

Основные темы и идеи

Содержание оды Державина, основанной на библейском тексте, связано с современной поэту жизнью Российского государства. Именно здесь он видит попрание справедливости, нарушение законов, угнетение слабых, торжество неправды и зла, аналогию которым он и находит в ветхозаветной истории:

Доколе, рек, доколь вам будет
Щадить неправедных и злых?

Необходимость подчинения всех единому закону высшей правды и справедливости утверждается Державиным в этом стихотворении, как и во многих других:

Ваш долг есть: охранять законы,
На лица сильных не взирать,
Без помощи, без обороны Сирот и вдов не оставлять.
Ваш долг: спасать от бед невинных, Несчастливым подать покров;
От сильных защищать бессильных,
Исторгнуть бедных из оков.

Но в реальной жизни он видит уклонение от этого высшего закона тех, кто стоит у власти, кто как раз и должен прежде всего следить за соблюдением законов:

Не внемлют! Видят — и не знают!
Покрыты мздою очеса:
Злодействы землю потрясают,
Неправда зыблет небеса.

Вот почему так гневно звучит голос поэта-обличителя «неправедных и злых». Он утверждает неизбежность кары для тех «лукавых» властителей, которые не подчиняются высшему закону правды и справедливости — вот основная идея и главная мысль державинской оды:

И вы подобно так падете.
Как с древ увядший лист падет!
И вы подобно так умрете,
Как ваш последний раб умрет!

Неудивительно, что ода «Властителям и судиям» была воспринята не только придворным окружением, но даже обычно благосклонной к Державину императрицей как революционная прокламация. Ведь речь в ней идет о том, что неправедная власть не может быть прочной, ее неминуемо ждет гнев Божий и падение. Об этом поэт стремится предупредить императрицу, в добродетельность которой он продолжал верить. Иначе на смену таким «властителям и судиям», как утверждает автор в заключительном четверостишии оды, неизбежно придут те, кто будет руководствоваться идеалами добра и справедливости:

Воскресни, Боже! Боже правых!
И их молению внемли:
Приди, суди, карай лукавых
И будь един царем земли!

Поэт-новатор, Державин смело идет на разрушение привычных уже для его времени норм классицизма и создает свою особую поэтическую систему, В конце жизни Державин, подводя итоги творчества, пишет «Объяснения на сочинения Державина», содержащие своеобразный автокомментарий к произведениям, и заканчивает работу «Рассуждениями о лирической поэзии, или об оде», где излагает свою теорию литературы и историю мировой лирики, объясняет свой творческий метод и стиль. Именно здесь он .подробно говорит о тех жанровых разновидностях оды, которые появляются в его творчестве начиная с «Фелицы». Если это свое произведение поэт относит к смешанной оде, стихотворение «Властителям и судиям» автор называет гневной одой. Если следовать традиции, то его нужно было бы отнести к хорошо разработанному к тому времени в русской литературе жанру духовной оды — ведь в основе его лежит библейский текст.

Все это придает стихотворению ораторское звучание, которое помогает автору максимально привлечь внимание читателей и слушателей. Ведь, безусловно, перед нами не столько духовная, сколько, пользуясь определением автора, именно «гневная» ода, то есть такая, которая призвана выразить горечь автора, видящего порочность современной ему жизни, и отразить обличительный пафос стихотворения, которое должно пробудить в читателях не только гнев, но и стремление к очищению и исправлению пороков.


Мы знаем, что сам Державин не вкладывал в свое произведение революционный смысл, он был по своим политическим убеждениям монархистом, ко столь ярко и эмоционально выраженный протест против «неправедных и злых» многими стал восприниматься как политическая прокламация. Автор «Фелицы», восхваляющей «добродетели» императрицы и искренне верящей в ее мудрость и справедливость, в оде «Властителям и судиям» предстал в совершенно ноеом обличье: он стал гневным обличителем пороков правителей, поправших закон и нравственность, и тем самым открыл в русской литературе одну из ее важнейших тенденций. В дальнейшем она получила блестящее развитие в творчестве Пушкина, Лермонтова и многих других замечательных русских писателей последующих десятилетий. Но и для современного нам с вами читателя это произведение тоже может оказаться близким и понятным: ведь пороки неправедной власти, ее стремление действовать в своих, а не общенародных, государственных интересах, попирая законы и справедливость, к сожалению, остаются актуальными и в наши дни.

Читайте также: