Цитаты владимира красное солнышко
Обновлено: 06.11.2024
– Позволь спросить тебя, княже… Давно уже вопрос этот покою мне не дает.
– Отчего невесел ты? Какую думаешь думу? Дружина твоя сильна, границы крепки. Народ русский хвалу тебе воспевает, ибо вновь вернул ты ему покой и мир, – продолжал Добрыня.
Владимир нахмурился, испытующе взглянув на дядю. Поймет ли тот его? Не осудит?
– Не верю я истуканам, дядя, – сказал он отрывисто. – Видно, правду говорят мудрые греки: не более в них истины, чем в колодах деревянных. Позор народу нашему пням поклоняться и жертвы им приносить. Нужна нам иная вера.
Серьезно выслушал его Добрыня и, как в детстве, когда Владимир был еще несмышленым отроком, дал дельный совет:
– Ты погоди, князь, отказываться от истуканов. Это всегда успеется. Прежде узнаем, какая у кого вера. Много у нас в Киеве торговых гостей – есть и магометане, и хитрые иудеи хазарские, и латинской веры люди, и премудрые греки. Их и расспросим.
Полюбился Владимиру совет Добрыни.
– Быть по сему! Вели купцам заморским: как в другой раз на Русь поедут, взяли бы с собой ученых людей. Пусть расскажут нам ученые мужи о своей вере. Чья нам люба будет, ту мы и примем со всем нашим народом.
Прослышав об этом, к Святославичу стали прибывать мудрецы, уговаривая славного русского князя перейти в их закон.
Первыми пришли камские болгары.
– Ты князь великого народа, а истинный закон тебе неведом. Образумься же и служи Магомету. Нет веры правильнее, чем магометанство, – сказали они.
– Во что же вы верите? – спросил Святославич.
– Нет Бога, кроме Аллаха, а Магомет – пророк его. Учит нас Магомет: творите обрезание, не ешьте свинины, а по смерти пророк даст каждому до семидесяти прекрасных жен.
Не понравился князю Владимиру такой закон и стал думать он, как отослать магометан.
– Правду ли говорят купцы мои, что по вере вашей нельзя вина пить? – спросил он.
– Что ж молчите о том? Нет, не люба нам такая вера. Руси есть веселие пити, не может она без того быти…
Ушли ни с чем магометане, и уйти-то даже не успели, а в дверях гридницы уже выросли немцы-католики.
– Ну а вы-то пьете вино? – улыбнувшись, спросил у них Святославич.
Переглянулись красноносые немцы.
– Веруем мы в пощенье по силе. Если же кто пьет и кто ест – то все во славу Божию, как учил нас Павел.
Нахмурился Владимир. Не показалась ему вера католическая.
– Ступайте домой, немцы. Не приняли отцы наши вашей веры, не примем и мы. Хотим поклоняться Богу истинному, но не папе римскому.
Едва ушли ни с чем посрамленные немцы, а в гридницу уже чванные хазарские евреи входят. Хотят они сразу посрамить веру христианскую и говорят, что верят христиане в того, кого они распяли и смерти позорной на кресте предали.
– Ну а вы во что веруете, иудеи? – спрашивает Святославич.
– В единого Бога Авраамова, Исаакова и Иаковлева.
– А закон у вас какой?
– Обрезание, заячины не есть, свинины, субботу хранить, – отвечают раввины.
Усмехнулся русский князь.
– Почти как у магометан. Ну а где земля ваша?
– Земля наша в Иерусалиме. Но наш Бог прогневался на наших отцов и отнял у нас землю, а нас изгнал и рассеял по миру.
– Как же вы, иудеи, других учите, если до того прогневали Бога, что лишил он вас земли и рассеял по чужим странам? Ступайте и не приходите больше! – приказал он.
Через несколько недель прибыло в Киев пышное посольство от греков из Константинополя. Благодушно принял Владимир послов.
– А вы, греки, во что веруете?
– Веруем во единого Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. И во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного…
Задумался Владимир. Вспомнил он мученический конец Феодора и Иоанна, вспомнил, что и бабка его Ольга, и многие славные мужи русские были православными христианами, но все равно сомневался еще Святославич.
– Говорили мне евреи: греки, мол, в того веруют, кого они на кресте распяли и позорной смерти предали. Верно ли это? Мыслимо ли то, чтобы всесильный Бог позволил распять себя иудеям, ибо захотел бы и взглядом одним обратил палачей своих в пепел?
С достоинством склонил голову греческий посланец.
– Воистину в Того веруем, ибо так учили и пророки: один, как Господу нашему суждено родиться, а другие – что быть Ему распяту и погребенну, а в третий день воскреснуть и взойти на небеса. Евреи предавали таких пророков избиению, но всё равно сбылось по их пророчеству. Воскрес Иисус и взошел на небеса к Отцу своему. Хотели евреи предать Его позору, а послужило это лишь к славе Его великой.
Полюбился этот ответ князю Владимиру и попросил он грека рассказать о его вере. Долго говорил грек. Поведал он князю о сотворении мира, о гордости и высокоумии сатаны и низвержении его с неба. После рассказал об Адаме и Еве и их грехопадении, об изгнании из рая, об убийстве Авеля Каином, о грехах людских и о том, как забыли они Господа, о наказании потопом и обо всем, что было на земле до пришествия Господа нашего Иисуса Христа и вознесенья его.
Внимательно выслушал Владимир мудрого грека.
– Узнал я от тебя о том, что было. Теперь же скажи, что будет. Ведаешь ли о том?
– Поставил Господь один день, когда придет Он со славой судить живых и мертвых, и не будет конца Его Царствию. Воздаст Он всем жившим и живущим по их делам и праведные отправлены будут в рай, а грешники обречены на муки вечные.
Сказав так, показал грек Владимиру полотно, на котором изображено было судилище Господне. Сидит на престоле Господь Вседержитель. По правую руку в великом веселии идут в рай праведники, по левую же руку с плачем и стенанием шествуют грешники в вечную муку.
Долго смотрел русский князь на это полотно.
– Хотел бы я, чтобы народ мой был с теми кто справа, а не с теми, кто слева, – молвил он тихо.
– Если желаешь быть с праведными, то крестись, – твердо сказал ему грек.
Эти слова глубоко запали Владимиру в душу, однако он не дал сразу согласия.
– Подожду еще немного! – ответил он, отпуская греческих послов в Константинополь.
Вскоре Святославич созвал на совет старшую дружину и многих из славных мужей киевских и сказал им:
– Ведайте же: были у меня болгары-магометане, говорили со мной… Нет у них веселия в законе, страх один. Были латиняне… После приходили иудеи и ругали все законы, кроме своего. Нет чести в таком хулении. Были наконец и премудрые греки. Говорили: если кто примет нашу веру и будет праведен, тот хоть и умрет, да после встанет. Полюбился мне, мужи киевские, больше иных закон греческий.
Отвечали князю осторожные киевские старейшины:
– Сам ведаешь, Святославич, разве кто на торгу свое ругает? Все только расхваливают, и ни один своего не хулит. Если хочешь узнать доподлинно у кого какой закон, давай пошлем мудрых мужей наших по свету: пускай своими глазами посмотрят они на те веры и обычаи их. Не дело заглазно одним послам лишь верить. Кто знает, правду ли они молвили?
Понравилась князю эта речь.
– Разумно говорите, киевляне. Быть по сему. Отправим мы десять мужей опытных прежде к камским болгарам, от болгар к немцам, а затем к грекам. Пускай посмотрят они, как служат в тех странах своему Богу, а, вернувшись, нам поведают.
В тот же день выбрано было десять смышленых мужей и отправились они из Киева в иные земли.
«ВЗЯЛ Я ГОРОД ВАШ СЛАВНЫЙ МЕЧОМ МОИМ»
Когда посланные мужи вернулись, Владимир вновь созвал киевлян и старшую дружину на совет.
– Говорите, что видели, в каких странах были, – велел он прибывшим.
Низко поклонились ему посланные мужи.
– Прежде иных были мы у болгар, видели как служат Аллаху магометане. Сидят они в храме своем без пояса, то и дело простираясь ниц, а, вставая, озираются, как безумные. Нет добра в их законе… Следом за болгарами были мы у немцев. Нет у латинян лепоты в службе, нет щемления сердечного, не полюбилось нам служенье их. Недолго пробыли мы у немцев – собрались, отправились к грекам.
– Видели ли вы, как служат Богу греки? – с волнением спросил Владимир.
– Видели, Святославич! Такая красота у них в храме, что словами передать того не умеем. А служба у них такова, что казалось нам, будто сам Бог сошел к храм и стоит там промеж священниками. Вовек, до последнего дыхания, не забыть нам того. Всякий, кто вкусил сладкого, не захочет уже горького, так и мы не хотим боле оставаться в язычестве. Не люба нам иная вера, кроме греческой.
Помолчав, повернулся князь к боярам и старшей дружине:
– Что скажете о том, мужи? По сердцу ли вам вера греческая, православная?
– По сердцу, Святославич, – отвечали бояре. – Коли дурен был бы закон греческий, не приняла бы его бабка твоя княгиня Ольга, мудрейшая среди всех женщин русских.
Увидев единство во всех мудрых мужах киевских, князь Владимир обрадовался.
– Быть по сему. Где же примем крещение? – спросил он.
– Где тебе будет любо, – ответила ему верная дружина.
Вскоре после того, в 988 году, случились у русичей разногласия с греческим городом Корсунем. Корсунский наместник нанес несправедливую обиду киевским торговым людям, и князь Владимир решил наказать его за это. Не в обычаях русичей было прощать обиды. Оскорбление одному было оскорблением всем.
Собрав большое войско, русичи осадили Корсунь и стали под ней укрепленным лагерем. Стенобитных орудий у них с собой не было, и, чтобы войти в город, князь Владимир велел насыпать у стен Корсуни земляной вал. Однако замысел этот не увенчался успехом, поскольку жители провели со своей стороны подкоп и, выбирая ночами землю, которую насыпали русичи, разносили ее потом по городу.
Безуспешная осада затягивалась. Греки со стен Корсуни насмехались над русичами почти безнаказанно: мощные укрепления города делали штурм бессмысленным.
Осаду пришлось бы снять, если бы среди корсунцев не отыскался друг русских по имени Настас. Этот Настас поднялся на стену и, привязав к стреле записку, пустил ее в русский стан. На свернутом пергаменте было написано: «Князь! Перекопай и перейми воду из колодца, который лежит от тебя к востоку. Вода из этого колодца по трубе идет в город. Нет в Корсуни иных колодцев, кроме этого».
Метко пущенная стрела вонзилась неподалеку от высокого шатра Владимира. Поутру Добрыня нашел ее и принес князю. Когда прочитали ему письмо, обрадованный Владимир радостно воскликнул:
– Если случится так, что от этого Корсунь сдастся, то будет это знамение, чтобы мне и народу моему креститься!
Вскоре вода из колодца была перекопана и отведена в другое русло. Защитники города стали страдать от жажды и через несколько дней открыли ворота. Русские рати вошли в город и заняли его.
Вступив в город, Владимир тотчас отправил послов к греческим царям Василию и Константину с такой грамотой: «Город ваш славный взял я мечом моим. Слышал я, что есть у вас сестра девица Анна умом светла и лицом прекрасна. Отдайте ее за меня и уйду я из Корсуни, а коли не отдадите, то и с Царьградом вашим то же сотворю, что ныне с Корсунью».
Зная, что не сравниться им с Владимиром отвагой и силой бранной, ибо была в ту пору в греческой зеле большая смута, опечаленные греческие императоры отвечали:
«Не дело девице христианке становиться женой язычника. Коли крестишься ты и единоверен будешь с нами – отдадим тогда тебе сестру. Если же язычником останешься, то лучше мы в бою все до единого поляжем, чем душу нашу на вечное мучение предадим.»
Полюбилась князю Владимиру эта речь. Увидел он, что словно сила чудесная направляет его к крещению.
– Добрыня, зови писцов! Пускай пишут ответ императорам греческим:
«Давно положил я на сердце креститься. Люба мне вера ваша православная и служение. Пускай священники ваши, что придут с Анной, крестят меня».
Обрадованные таким ответом, Константин и Василий стали убеждать свою сестру идти за Владимира. Девушка, печалясь, плакала, представляя себе поездку на Русь точно ссылку либо заточение. Ей не хотелось навек отправляться в чужую землю и становиться женой грозного князя русов.
Наконец, поддавшись на уговоры, Анна сказала братьям:
– Согласна я идти за Владимира. Верю я, затем совершается этот брак, чтобы Русь посредством того приняла веру истинную и обращена была на покаяние. Много бед до сего времени причиняла Русь грекам. Может хоть так смилостивится она над нами?
– Верно сказали князю русов: не только лицом прекрасна ты, но и умом светла, – отвечали ей братья Константин и Василий.
Вскоре в сопровождении священников, провожаемая плачущими братьями и всем двором Константинопольским, Анна села на корабль и поплыла морем в Корсунь.
Попутный ветер туго натягивал паруса, стремительно направляя корабли греков к Корсуни. Пораженные матросы говорили, что никогда прежде не доводилось им плавать столь скоро, не имея в пути задержек.
«Не плачь, не убивайся, девица! Сам Господь наш торопится свести тебя с женихом твоим, чтобы крещена через то была Русь языческая доселе,» – утешали Анну бывшие с нею священники.
КРЕЩЕНИЕ РУСИ
В то время как корабль с греческой царевной Анной и священниками приближался к Корсуни, Владимир захворал глазами и так сильно, что едва мог видеть. Тому, кто вернет князю зрение, обещана была большая награда. Многие искусные греческие лекари пытались вылечить князя, но все было тщетно.
Прибыв в корсунский порт, царевна Анна узнала о болезни своего жениха и послала сказать ему, что если он хочет прозреть, то должен, не мешкая больше, креститься. Получив такую весть, Владимир сказал:
– Если так случится, что я прозрею, то воистину велик будет Бог христианский.
Вскоре в главном храме епископ Корсунский с прибывшими из Царьграда священниками после оглашения крестил великого русского князя. При крещении Владимир был наречен христианским именем Василия. И произошло чудо. В момент, когда на него возложены были руки, Владимир внезапно прозрел, в чем и он сам, и все бывшие с ним увидели несомненное соизволение Господне.
Вскоре после венчания князь Владимир в славе великой, торжественно провожаемый всем народом корсунским, покинул греческий город. Вместе с князем и его верной дружиной на Русь отправлялись княгиня Анна и верный Настас, приславший на стреле записку. Кроме того в Киев отбывал и поставленный над Русью епископ Михаил, родом грек, и многие священники со всем потребным для богослужений и совершения таинств, а также части мощей святого Климента и Фифа – верного ученика его.
Сам же город Корсунь отдан был Владимиром обратно греческим царям Константину и Василию как «вено», или выкуп за невесту. Платить такой выкуп издревле было в обычае русичей.
Вскоре Владимир с дружиной и спутниками своими вошел в Киев. Все жители от мала до велика высыпали на улицы, приветствуя своего князя-защитника. Вместе с другими встречал его и отрок Яшка. Долго бежал Яшка за княжеским конем, пока не въехал Святославич в ворота городища.
Прибыв в Киев, Владимир немедленно приказал очистить его от идолов и языческих капищ.
– Да не будут сии болваны осквернять более нашу землю! – сказал он Добрыне.
Добрыня, вместе с Владимиром принявший святое крещение в Корсуни, набычившись, смотрел себе под ноги. Как и Святославич, он понимал, что уничтожить языческих болванов, в которых верят многие русичи, будет совсем непросто. Много прольется слез.
– Сотворю по воле твоей, княже, – сказал Добрыня.
Днем позже по всему Киеву, на всех крупных площадях его, запылали костры. Одних идолов сжигали, других секирами разрубали на части.
Причитали, шипели, угрожали вохвы, хватались за своих деревянных болванов, но дружинники отгоняли их, толкая древками копий. В смущении великом пребывал весь народ киевский.
Отрок Яшка, что бежал за княжеским конем, стоял на днепровской круче. Со страхом смотрел он, как грозного Перуна привязывают к лошадиным хвостам и с позором волокут с горы. Двенадцать приставленных дружинников били Перуна палками и кололи копьями.
– Зрите, русичи, что не бог это, а колода дубовая! – кричали они.
Кони от усилия проседали на задние ноги – так тяжел был Перун. Медленно, неохотно спускался он с горы. Бороздил усами землю, перекатывался тяжко. Откалывалась позолота под ударами копий.
Наконец Перуна подволокли к берегу и сбросили в Днепр. Глубоко ушло бревно под воду, а потом поднялось и, медленно вращаясь, поплыло по течению.
Многие киевляне проливали слезы и долго следовали за ним по берегу, провожая своего уплывающего истукана.
Из опасения, что Перуна выловят и спрячут, Добрыне пришлось даже приставить к нему нескольких воинов.
– Скачите за языческим истуканом и отталкивайте его от берега, если его прибьет волнами, – приказал он дружинникам.
– Долго ли следовать нам за ним? – спросили дружинники.
– До самых порогов днепровских.
Одновременно с уничтожением идолов Владимир приступил к проповеди народу Христовой веры. Прибывшие из Царьграда священники вместе с новым русским митрополитом Михаилом ходили по Киеву, разъясняя жителям слово Божье. Сам Святославич с крещеной дружиной своей участвовал в этой проповеди, вдохновляя сомневающихся личным примером.
– Любит князь наш народ свой. Коли не во благо было бы нам крещение, не принял бы он его сам и нам бы не велел принимать, – убеждали себя киевляне.
Когда жители в большинстве своем был подготовлены, Владимир велел оповестить, чтобы на другой день все являлись бы к Днепру для принятия крещения.
И вот 1 августа 988 года в погожий и солнечный день Русь приняла крещение.
Киевляне, стар и млад, входили в спокойные днепровские воды. Дряхлые старцы толпились у берега, а зрелые мужи и юноши смело шагали глубже, держа в руках младенцев. Взгляды всех были обращены к берегу. Там, на деревянном помосте, епископ Михаил и греческие священники в непривычных для русичей богатых церковных облачениях совершали Таинство крещения.
Восприемником своего народа был сам великий князь Владимир, с дружиной стоявший тут же на помосте и ободрявший киевлян одним своим присутствием.
Совершив крещение, епископ Михаил повернулся к князю. На глазах у епископа блестели слезы.
– Отчего плачешь, Михаиле? – удивленно спросил Владимир.
– Ощущаю я, как ныне благодать Господня снисходит на народ русский. Славен будет сей народ, надежной опорой станет он вере православной. Хоть и будут ждать его испытания великие, всё он вытерпит, приумножится и, всех врагов одолев, великую славу приимет.
Следующая цитата
Да аще истина будет, поистине велик Бог будет хрестеянеск. // Если вправду исполнится это, то поистине велик Бог христианский.
Повесть временных лет, с. 50, 187. Слова Владимира под Корсунью в 988 г., когда ему было предсказано, что, крестившись, он исцелится от поразившей его слепоты.
Владимир I Святославич /quotes/person/Vladimir-I-SvjatoslavichРуси есть веселье питье: не можем бес того быти. // Руси есть веселие пить: не можем без того быть.
Повесть временных лет, с. 39, 176. Ответ магометанам, пришедшим обратить Владимира в свою веру (982 г.).
Владимир I Святославич /quotes/person/Vladimir-I-SvjatoslavichСребром и златом не имам налести дружины, а дружиною налезу сребро и злато. // Серебром и золотом не найду себе дружины, а с дружиною добуду серебро и золото.
Повесть временных лет, с. 56, 193. Слова Владимира в 995 г., когда его дружинники стали жаловаться, что они едят деревянными ложками, а не серебряными.
Следующая цитата
Иже сотворит и научит, сей велий наречется в Царствии Небеснем. Мф 5, 19. Почему свят и наречен равноапостольным великий князь Владимир? Он обратился от языческой тьмы к свету Христову, крестился сам, крестил киевлян и послал крестить в другие города и области своего княжества.
Он первый из всероссийских правителей стал христианином и положил начало христианскому устроению Русского государства. С него Русская держава начинает быть православной и христианство проникает во все области народной и государственной жизни.
Действовал ли он при том только как правитель, являлись ли его действия, направленные к тому, только государственными деяниями? Нет, он сам в себе проявил истинного христианина и проповедовал Христа не столько словом, сколько личным своим примером.
Воспитанный в язычестве, князь Владимир, хотя и слышал в самом раннем детстве о Христе от своей бабушки, блаженной княгини Ольги, был сначала ревностным язычником. Он усердно исполнял языческие обряды, старался угодить языческим богам, приносил им благодарения за успехи, потому что был убежден, что служит истине.
Когда же произошло убийство толпой киевлян св. варяга Феодора и сына его Иоанна, на которого пал жребий быть принесенным в жертву Перуну в благодарность за одержанную победу, Владимир понял, что он ошибался. Он почувствовал разлад между законом нравственным и требованиями язычества и чуткой душой ощутил его неправоту. Искание истины и правды привело его к Православию, и, преодолев все внутренние и внешние препятствия, стоявшие на пути к нему, он принял святое крещение.
Теперь, ставши христианином, он стал служить Христу еще ревностнее, чем раньше служил богам языческим. Ныне он уже всем существом приносил себя самого и все, чем обладал, в жертву Истине, ибо учение христианское открывает Божественные истины и выражает высочайший нравственный внутренний закон.
Владимир стал иным после крещения. Он сохранил в себе все лучшие качества, которые имел прежде, отвергнув от себя все свои порочные наклонности и привычки. Из жестокого, не пожалевшего даже родного брата, убитого во время междоусобной войны с ним, он сделался настолько мягкосердечным, что не хотел казнить и преступников, делая то в исключительных случаях, чтобы пресечь злодеяния.
Из распутного он стал целомудренным, оставил многочисленных своих прежних жен и жил в честном супружестве с сочетавшейся с ним христианским браком царевной Анной. Из хищного завоевателя он становится миролюбивым правителем. Из корыстолюбивого собирателя дани он стал равнодушным к земным сокровищам, будучи всегда готов жертвовать ими для приобретения невещественных ценностей. Для дружины он был теперь не столько грозным предводителем, карающим малейшее ослушание, сколько мудрым начальником, понимающим душу своих подчиненных и ценящим своих сподвижников.
Для всего народа, ему подвластного, он стал любящим отцом, заботящимся обо всех своих многочисленных чадах, каковыми являлись для него теперь его подданные, пекущимся об удовлетворении всех их нужд и потребностей.
Особое внимание его привлекали теперь те, кто был беспомощен, — сироты, вдовы, калеки. О них особенно вспоминал князь Владимир во время празднеств и рассылал им возы с пищей и другими необходимыми вещами.
Самые празднества были теперь не разгулом, а взаимным радостным братским общением. Во всех областях жизни проявлял себя христианином великий князь Владимир Красное Солнышко — и в жизни своей личной, и в семейной, и в общественной, и в государственной. Познав истину, он служил ей от всего сердца, распространяя свет всюду, где мог. Он в себе самом являл олицетворение учения Христова, был во всем примером для подражания. Посему так быстро и глубоко Православие проникло во все стороны русской жизни. Князь увлекал всех своим личным подвигом. Он был победителем себя самого, через то властвовал над другими, проповедовал Христа своими деяниями, к какой бы области они ни относились. Он служил истинному Богу как отдельная личность, как глава семейства, как вождь, как судья, как правитель, как государь. Он был всегда тем же служителем Истине и Правде, стремясь, чтобы они царствовали всюду.
Он глубоко осознал, что лишь елика суть истинна, елика честна, елика праведна, елика пречиста, елика прелюбезна, елика доброхвальна, аще кая добродетель и аще кая похвала (Флп 4, 8) — должно быть основой жизни как отдельного человека, так и всего народа. Посему он не отделял одно от другого и то, что проявлял в личной жизни, осуществлял в государственных делах.
Тот новый дух цельности, единства во всех областях жизни и осуществления правды во всем показал в себе самом и передал русскому народу святой Владимир. Он его Просветитель и Креститель, государь и апостол, воевода и учитель, объединитель и хранитель. Ему следовали его лучшие преемники, и не случайно именно в день его памяти была одержана Невская победа благоверным великим князем Александром, в котором ярко отпечатлелся духовный облик его равноапостольного предка.
Служение Богу, начатое св. Владимиром на земле, продолжается ныне у Престола Всевышнего, предстоя которому он молится за Русскую землю, им просвещенную и освященную, и сияет с высот небесным светом, озаряя русским людям путь к Истине и Правде.
Следующая цитата
Поколение «рожденных в СССР» владимирцев выросло в уверенности, что город основан в 1108 году. Потому у нас и парк «восьмисотка», и на мосту в центре эта дата. И вдруг в 90-е годы волевым решением властей город «состарился» больше чем на век.
МОРЩИНЫ ГОРОДУ К ЛИЦУ
В некоторых летописях действительно упоминается, что Владимир-на-Клязьме был основан князем Владимиром Красное Солнышко во время его восточного похода на булгар около 990-992 года. В обоснование этой даты приводятся данные более поздних летописей - Супрасальской, Густынской, Ермолинской, Никоновской, Холмогорской, сокращённых летописных сводов 1493 и 1495 годов, летописных сводов 1497 и 1518 годов, Степенной книги, Русского хронографа.
Старые юбилейные надписи до сих пор проступают местами, например, на чугунных перилах путепровода на Большой Московской улице. И поэтому владимирцы и туристы любят позубоскалить на тему: «Если городу больше тыщи лет, когда ж это все понастроено было, при каком царе?»
А все дело в том, что после крушения СССР стали активно искать доказательства, что городу больше тысячи лет. И основал его, стало быть, не князь Владимир Мономах, а сам Владимир Креститель (Красное Солнышко). Подоплека простейшая - в том, что древнейшим городам в перспективе будет оказываться денежная поддержка, не сомневался никто.
За более древнюю дату высказался академик Дмитрий Лихачев.
- Мне представляется несомненным, что город Владимир был основан именно в 990 году, писал он. - Выводы архиепископа Валентина в его докладе, посвященном 1000-летию крещения Владимиро-Суздальской земли, бесспорны. В итоге, вопрос решил голосованием горсовет! Точку поставил сам «царь» Борис Ельцин в августе 1995 года. Город Владимир был официально назван «символом духовности и оплота россиян за свободу и независимость», деньги на празднование тысячелетия из федерального бюджета тоже нашлись. Правда прошли торжества с пятилетним опозданием, потому и назывались «Вступление города во второе тысячелетие». Только в отличии от советского времени, ни одной знаковой постройки, как в результате юбилея 1958 года, в городе не появилось.
ВЛАДИМИР ЗАЖИЛ ТОЛЬКО СО ВТОРОГО РАЗА
С тех пор накал страстей насчет правильной даты несколько спал, особенно после того как был поставлен памятник Владимиру Красное Солнышко, но не для ученых. Самая большая проблема — нет археологических находок, подтверждающих более древнюю дату, тогда как раскопки в историческом центре идут ежегодно более полувека. Было дело, находили арабские монеты XI века, но монеты ходили в ту эпоху по рукам на протяжении столетий, так что это косвенная улика.
- Понятно, что там, где стоит Владимир люди жили с древнейших времен, но назвать это городом трудно, - считает доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой истории России и краеведения ВлГУ Андрей Тихонов. - Я постоянно общаюсь с археологами, они говорят, сколько мы ни копаем, мы не находим слоя XI века. Его просто нет.
Как же так, выходит «тысячелетний Владимир» - ненастоящий?
- Скорее всего, во время восточного похода Владимир Красное Солнышко основал на Клязьме город, но после ухода князя он захирел - в истории такое бывает! - рассказал нам ученый. - Город все же — это место, где постоянно находится князь и дружина, есть стены и значительное неземледельческое население. Если это и было, то существовало недолго. У археологов даже находок первой четверти XII века очень не много, и только позднее — во времена Андрея Боголюбского, во второй половине XII века — находок много, это расцвет Владимира, эпоха белокаменного строительства. Такое положение дел можно объяснить только одним: Владимир Красное Солнышко основал город по пути на войну, какое-то время — пару месяцев - был здесь (походы тогда были очень не быстрым делом). Но потом — на долгий срок - осталось разве что очень небольшое поселение.
ДАЕШЬ ИСТОРИЮ В 25 ТЫСЯЧ ЛЕТ?
- В городской черте Владимира найден Сунгирь, стоянка древнего человека эпохи палеолита — это 25 тысяч лет, - напоминает Андрей Тихонов. - Но это же не повод отсчитывать историю города с тех времен! Понятно, что сегодня очень любят «удревнять» города, недавно, скажем, отмечали 1000-летие Казани. Просто под такие юбилеи удобно попросить федеральные деньги у Москвы.
Так, что же делать, выяснять правду, которая может оказаться неудобной, или оставить ученых наедине с их спором, хоть он может стать бесконечным?
- Я думаю, что городские власти должны обратиться с официальным запросом в Институт Российской истории РАН, который проведет нужные экспертизы и даст окончательное заключение. Плюс институт Археологии может к этом подключиться, - говорит Андрей Тихонов. - Есть риск разочарований, но надо делать все по науке, а не голосованием.
ДРУГАЯ ВЕРСИЯ
Летописцы просто попутали города?
В состав Российской империи входил и другой город Владимир — Владимир-Волынский(теперь это территория Украины). В старину, чтобы не путать, наш Владимир часто называли Владимир Залесский или Владимир на Клязьме. Однако эти названия не прижились, и вполне может быть, что в летописях, по которым вроде бы нашему Владимиру тысяча с лишним лет, речь шла все-таки об украинском городе на Волыни. С его датировкой, кстати, разночтений нет. Первое летописное упоминание в 988 году, когда все тот же Владимир Красное Солнышко захватил здешнее поселение и назвал своим именем.
Фото из архива Владимиро-Суздальского музея-заповедника.
Тысячелетие 1 — Прочность юбилейного путепровода проверяют грузовиками с песком.
Тысячелетие 2 - «Неправильное» 850-летие встречали с радостью за новое строительство.
Тысячелетие 3 — На месте памятнику князю Владимиру полвека назад стояла скульптура «Материнство»
Возрастная категория сайта 18 +
Читайте также: