Цитаты про soft skills
Обновлено: 06.11.2024
Если мы не хотим чувствовать себя обиженными, нас невозможно обидеть.
Нет такой деятельности, которая бы приносила радость нон-стоп. Чем бы вы ни занимались, всегда найдется аспект, который раздражает и доставляет неудобства. В данном контексте страсть – это желание продолжать, несмотря на негативные стороны процесса и неизбежные неудачи.
Фраза «Случилось несчастье» в «Гамлете» на самом деле содержит два утверждения. Первое – объективное: что-то случилось, и это факт. Второе – субъективное: это плохо. Однако «нет ничего ни хорошего, ни дурного, но размышление делает все таковым», – утверждал Шекспир. Восприятие подсовывает нам ненужную информацию.
люди, способные усилием воли овладеть собой, настроиться на позитивное мировосприятие, более успешны
Настоящая воля, которую необходимо воспитывать и культивировать, – это смирение и умение принимать неизбежное.
«Используй то, что тебе дано, потому что это твое богатство»,
Эмоции, с которыми людям обычно сложнее всего справляться, – гнев, страх (беспокойство), грусть.
Если верить, что человек постоянно развивается, то неудачи не превращают его в неудачника, а становятся очередной ступенью для развития.
Следующая цитата
Комьюнити директор и ведущий куратор ИКРЫ Данил Морозенко разобрался, как в головах людей оседает понятие «мягкие навыки», а также предложил рабочие советы по тому, как наконец сделать их частью жизни.
Все вокруг говорят о необходимости инвестировать в развитие soft skills. А кто не говорит — внимательно слушает. Напомним, что soft skills — это надпрофессиональные компетенции: навыки мышления и общения. Нужны они, чтобы вы как сотрудник компании смогли выстраивать коммуникацию, быстрее решать задачи и создавать конкурентное преимущество по сравнению с теми, кто обладает теми же компетенциями hard skills, что и вы, но soft skills у них на более низком уровне. Здорово, если в компании создана инновационная поддерживающая среда, которая помогает развивать навыки. Но в первую очередь решение этой задачи напрямую зависит от вас.
Что известно о причинах растущей востребованности soft skills?1. С развитием искусственного интеллекта произойдет автоматизация многих существующих профессий и, как следствие, возрастет потребность в нашей способности решать так называемые задачи «с открытым финалом».
2. Даже если прогнозы несостоятельны, согласно исследованию Carnegie Foundation, 85% профессионального успеха специалисты достигают именно благодаря мягким компетенциям, а не техническим знаниям.
Мы опросили 297 молодых специалистов и нашли барьеры, которые мешают им развиваться. В ответ составили пошаговый план для работы над собой с инструментами и советами.
Какие барьеры?91% опрошенных согласны с важностью целенаправленного развития мягких компетенций. 94% из них даже понимают, какие именно навыки из этой области им хотелось бы развивать. То есть читать лекции о необходимости улучшения себя уже не нужно.
При этом только 40% определившихся считают, что они справляются с задачей и у них нет вопросов к теме. Остальные респонденты рассказали нам о факторах, которые мешают им поставить этот паровоз на рельсы. В лидерах оказались бессистемность, нехватка времени и отсутствие развивающей инновационной среды.
Результаты опроса Школы ИКРА о проблемах, которые стоят перед молодыми специалистами в направлении развития soft skillsЛюбопытно, что только 20% из всех респондентов слышат о необходимости развития мягких компетенций от своего работодателя. И только половина из этих 20% имеет доступ к корпоративному обучению или получает оценку своих навыков с планом развития от HR-специалиста.
Корпоративное внимание к развитию soft skills заметно возрастает. Но не всем этого достаточно для начала каких-то действий. К тому же, скорость изменений настолько высока, что более эффективной становится модель «сам себе университет».
Инерция вполне может быть продолжением традиционной ролевой модели образования. Мы привыкли знать, что есть некий институт (школа/университет/HR-департамент), который отвечает за стратегию нашего обучения. Это вполне нормально и даже работает, но этого мало, если вы хотите регулярно и быстро адаптироваться к изменениям.
Что теперь делать?Привыкайте к тому, что вы сами решаете, чему и как учиться. Поэтому, если вам не хватает системы и понятного плана, то придётся придумать и первое, и второе. Следующие шаги о том, как это сделать.
Шаг 1. ОсознаниеУбедитесь, что вы понимаете, каких навыков вам не хватает. К примеру, критического мышления и умения работать в команде.
Но почему вы решили, что они важны: потому что о них много говорят или потому что вы понимаете свои среднесрочные цели? Когда поймете, не забудьте выписать эти причины — практика написания очень важна для осознания и старта действий.
Шаг 2. ЦелеполаганиеПроведите с собой сессию по профессиональному целеполаганию. Сформулируйте, к чему вы хотите двигаться как специалист и составьте карту своих компетенций. Для этого:
- Определите, какие компетенции вы хотите развить для конкретной цели или работы. Выделите не более 5-7 компетенций. Можете заимствовать их из «вакансии мечты» или выбрать одну из известных классификаций, например навыки 21 века.
- Нарисуйте окружность и разделите ее количеством лучей, соответствующих количеству навыков.
- Разметьте луч от 0 до 10, где 0 — центр окружности, а 10 находится на окружности.
- Опишите, что вы должны будете уметь для развития компетенции на десятку. Для описания используйте реальные действия, которые можно заметить со стороны (не «разбираюсь в марках машин», а «могу отличить Бентли от Ламборгини»). Можете сделать описание для каждой цифры на луче.
- Оцените, насколько у вас сейчас развиты выбранные компетенции, и отметьте прогресс точками на луче.
- Соедините точки.
- Выберите компетенцию (луч), которая развита минимально.
- Составьте план развития данной компетенции до среднего значения по всем направлениям.
- Развивайте компетенции поступательно.
- Если среди ваших знакомых есть специалисты в той или иной компетенции, расскажите им о своих успехах, спросите, какую оценку они поставили бы вашей компетенции; попросите рекомендации по развитию компетенции.
Важно спланировать не только обучение, но и его внедрение. Это значит, что каждый день вы применяете хотя бы один совет, почерпнутый в книге/статье/на тренинге. Дневничок, пуш-уведомления, чек-лист для заполнения вечером — всё в помощь. Микро-практика каждый день важнее теоретической подготовки или одного тренинга в год
Иван Дьяченко креативный директор ИКРЫ Шаг 3. Ограничение времени и определение результатаНе забудьте ограничить его временем и придумать, как именно будете измерять результат. На первый взгляд этот алгоритм может показаться несколько сложным и ресурсозатратным, но поверьте, это не значит, что вы не справитесь. Доработайте его в процессе. Главное — начните делать шаги и формировать привычку.
Вместе с тем soft skills — это естественная часть развития личности. Поэтому не относитесь к процессу слишком трепетно или, наоборот, формально. Сделайте из него увлекательное путешествие по развитию себя.
Советы от экспертовРаз вы находитесь в рутинном рабстве (мы, кстати, все в той или иной степени там находимся), ищите ресурс для развития в рутине. Например, развивайте системное мышление и осваивайте простейшие инструменты упорядочивания ежедневного потока информации. Используйте ментальные карты — это легкий и полезный инструмент для развития причинно-следственных связей. Последующее изучение приведет вас к теории ограничения систем или базовым деревьям теории игр.
Развивайте навык фасилитации и тренируйтесь на рабочих встречах. Предложите коллегам ролевую модель, в которой эту встречу ведете вы. В конце уделите 2 минуты рефлексии и попросите коллег дать обратную связь
Следующая цитата
Мир стремительно развивается, а вместе с тем увеличивается количество коммуникаций, благодаря которым мы растём и достигаем результатов, получая опыт от взаимодействия с людьми. В этом нам помогают наши «гибкие навыки».
СлушатьМы решили подробнее разобраться и условно выделили 3 блока soft skills:
● Личные навыки
● Социальные навыки
● Профессиональные навыки
«Гибкие навыки» очень важны, особенно если ты фаундер или предприниматель. Без них также невозможно заниматься нетворкингом, строить сообщества и эффективно взаимодействовать друг с другом, особенно в стартап-индустрии, где все движется быстро и необходимо принимать сложные решения.
Хорошо развитые soft skills дают пространство для реализации и если мы будем уделять этому внимание, все больше стартапов будут выходить из России на зарубежные рынки. Нетворкинг отлично помогает в этом вопросе, а на конференции по soft skills, которую проводит сообщество Heg.ai совместно с ФРИИ, можно ближе познакомиться с мнениями экспертов.
Мы пообщались с некоторыми из них и узнали, какие навыки, по их мнению, важны в каждом из трёх блоков. Поехали!
Первый блок: личные навыки. Как они влияют на твои взаимоотношения с миромТо, какими будут наши взаимоотношения с окружающими людьми, в первую очередь, зависит от нас самих. Здесь речь идет об осознанности и психологическом здоровье и такая вещь, как терапия, является важным инструментом в решении этого вопроса.
Ольга Китаина Предприниматель, практикующий психолог и основательница сервиса по подбору психологов AlterSoft skills — это навыки общего характера, не привязанные четко к какой-то профессии, связанные с личностными качествами и тем, как мы проявляем себя в своих хард скиллах.
Важным soft skill является эмоциональный интеллект, в широком смысле означающий возможность понимания и регуляции эмоций. В рамках эмоционального интеллекта выделяют нескольких компонентов: осознанность, саморегуляция, эмпатия, социальные навыки и мотивация. Мы поговорим про первые три.
Осознанность — способность понять собственные эмоции и потребности — необходимый навык в карьере, который, в том числе, нарабатывается в коммуникациях. Внимание к тому, что в этой коммуникации происходит, анализ своих чувств и эмоций, помогает глубже присутствовать в отношениях, выстраивать их в соответствии со своими ценностями и потребностями.
Помогает развить навык: ведение дневника, медитация/mindfulness, психотерапия.
Не бывает плохих и хороших эмоций и мы имеем право испытывать каждую из них. Но то, как мы впоследствии реагируем и как обходимся с пережитыми нами эмоциями, находится в нашей зоне ответственности. Саморегуляция помогает нам выражать эмоции подобающим для нас и ситуации образом. Развитие саморегуляции помогает развивать гибкость, адаптивность, навыки решения конфликтов.
Помогает развить навык: развитие осознанности, медитация, развитие коммуникационных навыков, развитие навыка принятия, селф-хелп инструменты, психотерапия.
Для того, чтобы выстраивать успешную карьеру, нам необходимо уметь понимать не только свои эмоции, но и эмоции собеседника, а также учитывать их. Это помогает реагировать в соответствии с ситуацией и выстраивать отношения с людьми. Для этого нам нужен навык эмпатии. Эмпатия бывает когнитивная (способность понять, что чувствует другой человек, как его чувства им движут) и эмоциональная (способность сопереживать другому).
Как развивать эмпатию: развивать навык слушания, представлять себя на месте другого, практиковать медитации доброты и принятия, психотерапия.
Виктор Савюк Ангельский инвестор и ментор сообщества Heg.aiК сожалению, я никогда не был на тренингах по soft skills, мне казалось, что это как-то неискренне, что ли. Я просто искал проблемы в своих коммуникациях и отрабатывал их, например, когда замечал, что мои поведение или речь раздражают собеседника.
Любая негативная реакция собеседника искажает смысл того, что вы хотите донести — человек просто слышит не то, что вы хотите сказать. С этими проблемами я столкнулся, когда начал работать в советах директоров и позже, начав заниматься эдвайзингом.
Когда ты не можешь приказать, когда есть всего 15-20 минут, чтобы убедить людей, негативная реакция собеседников на то, как ты говоришь, может иметь критическое значение. Донести свою мысль можно только будучи на позитиве.
Это тем более важно, когда собеседник владеет темой хуже тебя и не может понять глубины аргументов, а иногда и комментирует откровенно «не в тему». Попытавшись надавить или одернуть — получаешь эмоциональный сбой и человек совсем перестает воспринимать информацию, которая и так сложна для него. Как следствие, теряется доверие и это существенная проблема в профессиональной среде при формировании договоренностей.
Вот несколько советов для улучшения качества коммуникации:
- Ищите проблемы в своих коммуникациях, которые вызывают негатив у собеседника и направьте фокус внимания на них. Для этого следите за реакцией людей на ваши слова, научитесь читать невербальные признаки раздражения или потери внимания;
- Получайте обратную связь — узнавайте, так ли понял вас человек, как вы хотели. Вы будете удивлены, но в 1/3 случаях люди расскажут вам совсем не то, о чем вы им говорили. И это явный признак того, что вы не сумели донести свою мысль. Всегда анализируйте эти случаи, ищите свои ошибки в коммуникациях;
- Уважайте собеседника, ищите у него положительные стороны. Можно технически освоить soft skills и вовремя кивать, улыбаться, даже синхронизировать позу и дыхание, это конечно даст вам некоторое преимущество. Однако ваша неискренность где-нибудь, да проглянет, она всегда будет чувствоваться и от этого общение не будет прозрачным.
«Скажи мне, кто твой друг и я скажу, кто ты» — наше окружение действительно оказывает огромное влияние на нас и наш майндсет. При этом важно уметь понимать, с какими людьми лучше выстраивать взаимоотношения и также не менее важно делать это не из корыстных побуждений, а быть искренним и конкретным.
Павел Хегай Серийный предприниматель, основатель сообщества Heg.aiЧтобы добиться грандиозных результатов, прежде всего важно понять, где ты сейчас находишься. На самообмане и иллюзиях далеко не продвинешься и прокачка soft skills начинается именно с понимания того, где я в данный момент нахожусь.
Самый простой и эффективный способ — это попробовать собрать небольшую обратную связь среди своих друзей и знакомых, чтобы понять, какой у тебя вообще уровень soft skills. Просто напишите им и спросите, на каком уровне скиллов, по их мнению, вы сейчас находитесь. В идеале это люди, которые чего-то достигли и которые вас мотивируют. В этот момент начинаешь узнавать о себе что-то новое и неожиданное и зачастую бывает так, что ты находишься в начале пути.
Я часто замечаю низкий уровень развития soft skills у русскоговорящих специалистов. В нашем сообществе есть люди с разным их уровнем развития, но мы настолько внутри окружены хорошими, талантливыми ребятами, что, общаясь с ними кажется, будто такие вокруг все. Потом выходишь вовне, сталкиваешься с грубостью и токсичностью и складывается ощущение, что людям это попросту не нужно.
Раньше почему-то не считалось необходимостью развивать навыки общения, и я думаю, дело в нашем менталитете. Базовым фактором того, что в России не особо развиты soft skills является Советский Союз, отсутствие конкуренции. Ведь если тебе не надо конкурировать — тебе не надо и убеждать, а достигать результат можно за счёт бюрократии и иерархии. Твоя задача сводится к другим навыкам и ты качаешь скиллы, но другие.
Такие навыки, как эмпатия, системность и умение доносить свои мысли, я считаю первоочередными в случае, если вы хотите улучшить свой навык коммуникаций с окружающими людьми.
Евгений Щербак Co-founder и CBDO в 4xxi и Caesar.teamОбщение с людьми и нахождение в социуме можно сравнить с ездой на авто: есть те, кто ездит 20 лет и делает это на неосознанно и те, кто присутствует в моменте и буквально учится водить каждый день. Очевидно, что 20-ти летний опыт вождения во втором случае будет более качественным.
То же самое можно применить к разным граням soft skills. Так, формируя свой запрос в коммуникациях с людьми, важно понимать его цель. Если у вас есть какие-то непроработанные проблемы, то другой человек не решит их, потому что вы показали только верхушку айсберга.
Чтобы добраться до истинной природы запроса, можно попробовать честно ответить себе на 7-10 углубляющих вопросов «почему». Зачастую ответ кроется в нашем подсознании. И то, что осело в нем в виде нерешенной проблемы в прошлом, деформирует наш запрос в настоящем.
Например, вы формируете запрос так: «Я не силён в переговорах». Задайте себе хотя бы 5 вопросов «почему», чтобы размотать клубок.
- Почему я неуспешен в переговорах?
- Потому что я не могу четко и логично отстаивать свою позицию.
- Почему это происходит?
- Потому что я не люблю вставать в оппозицию с кем-то и спорить.
- Почему?
- Потому что когда меня критикуют, я начинаю некомфортно себя чувствовать.
- Почему?
- Потому что мне хватает стойкости и уверенности.
- Почему?
- Наверное, потому что меня раньше в университете/школе/семье часто критиковали старшие и я привык закрываться и уходить от диалога.
Вот истинная природа запроса. Таким образом, изначально вы заявляете, что хотите добиться лучшего результата в переговорах, а принципиально хотите стать более целостной личностью, разобравшись со старым багом «избегать конфликтную ситуацию».
Такая задача не решится советом, типа «больше общайся и ты поймёшь, что это не страшно». Социальные навыки напрямую коррелируют с уровнем осознанности и самопознания. Поэтому, формируя свой запрос, строит задумываться о его природе и попытаться нарисовать траекторию причинно-следственной связи. Ведь зачастую социальные навыки — это не причина нашего успеха в жизни, а скорее следствие успешно проработанных внутренних моментов.
Третий блок: лидерские и менеджерские качества. Что помогает нам в построении карьеры и командыSoft skills используются в работе и это про умение вести за собой людей и формировать крепкие взаимоотношения внутри команды. Фокус направлен на долгосрочный результат и если вы говорите то, что думаете, с заботой относитесь к людям — вероятно, у вас получится крепкая команда и это также позволит вам строить долгосрочные отношения в дальнейшем.
Диана Кодоева Топ-менеджер, специалист по клиентскому сервису и ментор сообщества Heg.aiВсе начинается с открытости и доброжелательности. Важно видеть в другом человеке потенциал, а значит, отсюда может складываться позитивное развитие событий. В своей работе я придерживаюсь именно таких принципов. Если ты изначально относишься к миру и к людям с недоверием, то всюду найдешь этому подтверждение. Развитие soft skills легче дается тем, кто открыт миру и настроен доброжелательно.
Как менеджер, изначально я вижу в людях потенциал и моя задача заключается в том, чтобы человек в нем раскрылся максимально. Отсюда формируется все мое взаимодействие с ним и система мотивации.
Сейчас в моей команде более 80 человек, мы работаем удаленно и продолжаем активно расти. Я не слежу за каждым их шагом и не испытываю тревожности по этому поводу.
Если выстраивать систему мотивации на недоверии, атмосфера в команде не будет органичной: в системе штрафов, контроля и ограничений, производительность сотрудников составляет не более 30%. И наоборот, при создании условий максимальной вовлеченности, люди могут вас удивить своей результативностью. Задача лидера как раз в этом и заключается — помочь человеку максимально проявить свой потенциал и, тем самым, прийти к успеху.
Вера в людей, доброжелательность и открытость — важнейшие аспекты в вопросе построения крепкой команды и успешного бизнеса.
Даша Мигналиева Co-founder и ex-CMO CINEMOOD, Adviser и ментор в IT компаниях и стартапахМне кажется, что лидерство во многом «зашито» на нашем уровне ДНК. На подсознательном уровне люди чувствуют заложенный в тебе потенциал. При этом лидерские и менеджерские качества можно в себе развить. И в этом отлично помогут такие навыки, как воспитания себя, управление вниманием и адаптивность.
Невозможно быть успешным менеджером, если ты не умеешь управлять собой.
Существует иерархия задач, которая состоит из трех этапов: сначала ты учишься управлять собой, потом командой и далее продуктом.
С учетом нашей современности, где у нас есть буквально 4-5 секунд, чтобы заинтересоваться увиденной информацией, способность концентрироваться вышла на первый план и обогнала по важности умение управлять временем и энергией.
При всем этом темпы жизни ускорились и важно уметь быть адаптивным, чтобы уверенно себя чувствовать независимо от того, что происходит в вашем окружении. Это часто коррелирует с психологической устойчивостью и самооценкой, а также с пониманием своих границ и умением их отстаивать.
А еще необходимо частенько задавать себе вопрос: «А что хочет другой человек?» Это здорово помогает в выстраивании команды и в понимании того, как коммуницировать с сотрудниками и партнерами. Вообще тема менеджмента очень коррелирует с лидерством. Ведь лидер – это человек, за которым готовы идти люди независимо от того, хочет он этого или нет, поскольку это уровень энергии.
Три шага, которые можно сделать прямо сейчас, чтобы начать развивать свои «гибкие навыки»Развитие soft skills — процесс сложный и непрерывный, который в будущем, несомненно, принесет свои плоды в виде повышения эффективности и производительности. «Гибкие навыки» невозможно развить в теории, только на практике.
Для этого определите для себя три ключевых момента:
1. Соберите небольшую обратную связь от ваших друзей по поводу того, на каком уровне soft skills, по их мнению, вы находитесь;
2. Определите для себя, в каком блоке вам следует сделать упор;
3. Найдите инструменты, с помощью которых вы сможете достичь результатов.
Сообщество Heg.ai дает отличную возможность для того, чтобы построить сильное окружение и улучшить свои навыки soft skills благодаря общению с качественными людьми.
Подробнее узнать о том, как важен нетворкинг можно в наших блогах Инстаграм и Телеграм.
Следующая цитата
«Подвижный» образ мыслей – это вера в то, что люди могут развивать свои способности. И речь не только об объеме усилий. Важно понимать, что развитие способностей – это процесс, включающий в себя не только упорную работу, но и поиск разнообразных путей решения задачи и обращение к помощи со стороны.
Читайте также: