Цитаты про иисусову молитву

Обновлено: 23.11.2024

Есть чистая молитва и есть созер­ца­ние, когда душа при­сту­пит тайну, тогда излишни чув­ства и их дея­тель­ность, ибо душа соде­лы­вает подобно Боже­ству и оза­ря­ется лучами выс­шего света.
св. Исаак Сирин

Стой тер­пе­ливо и молись крепко, отре­вая при­ра­же­ния житей­ских попе­че­ний и всяких помыс­лов; ибо они воз­му­щают и тре­во­жат тебя, чтоб рас­стро­ить твое молит­вен­ное стрем­ле­ние.
св. Нил Синай­ский

Под­ви­зайся ум свой во время молитвы соде­лы­вать глухим и немым; и будешь тогда иметь воз­мож­ность молиться. Как должно.
св. Нил Синай­ский

Достоин вся­кого пори­ца­ния тот, кто, любя истин­ную молитву, гне­ва­ется или зло­па­мят­ствует: ибо он похож на того, кто желает остро смот­реть, а между тем запо­ра­ши­вает свои глаза.
св. Нил Синай­ский

Посвя­щай начатки дня твоего Гос­поду; ибо кому прежде отдашь их, того они и будут.
св. Иоанн Лествич­ник

Если не полу­чил еще ты дара молитвы или псал­мо­пе­ния, то проси неот­ступно и полу­чишь.
св. Нил Синай­ский

Душа, любя­щая Гос­пода, посто­янно памя­тует о Люби­мом. Она хранит эту любовь в сердце, уме и на устах.
св. Игна­тий Брян­ча­ни­нов

Телес­ная молитва – совер­ша­е­мая чело­ве­ком при соб­ствен­ном усилии. Духов­ная – дви­жи­мая бла­го­да­тию и при­хо­дит с плачем неве­ще­ствен­ным.
св. Игна­тий Брян­ча­ни­нов

Не скорби, не полу­чая тотчас от Бога того, о чем про­сишь. Он хочет доста­вить тебе боль­шее бла­го­де­я­ние тем самым, что застав­ляет тебя с тер­пе­нием долее пред­сто­ять Ему в молитве. Ибо что выше, как про­сти­рать беседу к Богу и объяту быть обще­нием с Ним.
св. Иустин Попо­вич

Не желай видеть чув­ственно Анге­лов, или силы, или Христа, чтоб с ума не сойти, приняв волка за пас­тыря и покло­нив­шись врагам – демо­нам.
св. Нил Синай­ский

Молитва есть дыха­ние духов­ного чело­века. Как дыха­нием телес­ный чело­век при­вле­кает окру­жа­ю­щий воздух и вды­хает из него жиз­нен­ность и силу – так молит­вою душа отвер­зает себя везде при­сут­ству­ю­щему Духу Божию и при­ем­лет от Него жизнь духов­ную.
Инно­кен­тий мит­ро­по­лит Мос­ков­ский

Без молитвы духов­ная жизнь наша и алчет, и жаждет, и уми­рает.
св. Иоанн Зла­то­уст

Молись Богу так, как бы ты видел Его, потому что Он точно видит тебя
Авва Несте­рон

Учи­тесь молиться, при­нуж­дайте себя к молитве: сна­чала будет трудно, а потом, чем более будете при­нуж­дать себя, тем легче будет, но сна­чала всегда нужно при­нуж­дать себя.
Для мыс­лен­ного пения или молитвы не нужно назна­чать извест­ное место или время: на всяком месте, во всякое время можно петь мыс­ленно. По тор­жищу ли ходишь, путе­ше­ству­ешь ли где или про­во­дишь время в сооб­ще­стве друзей, – везде можешь воз­бу­дить душу свою, можешь и молча взы­вать к Богу.
св. Иоанн Зла­то­уст

Не ищи высших даров Божиих, пока, живя, молишься Ему о помощи, да придет и спасет тебя от греха. Божие само собою при­хо­дит, когда будет уго­то­вано место несквер­ное и чистое.
авва Исаия

Не бросай молитвы, когда враг наго­няет на тебя бес­чув­ствие; кто понуж­дает себя в молитве при сухо­сти души – тот выше моля­ще­гося со сле­зами.
схи­и­гу­мен Савва Псково-Печер­ский

Ты сам не слы­шишь своей молитвы; как же хочешь, чтобы Бог услы­шал твою молитву?
св. Иоанн Зла­то­уст

Боль­шая часть людей, когда поют псалмы и молитвы делают, устами только про­из­но­сят псалмы и молитвы. А ум их ведет беседы с бесами.
св. Симеон Новый Бого­слов

Если же не свя­заны с молит­вой сми­рен­но­муд­рие, любовь, про­стота и бла­го­дать, не порож­да­ются ею, то это не молитва, а личина молитвы.
св. Мака­рий Вели­кий

Бог дарует больше, чем мы просим. Мытарь просил – отпу­ще­ние. А полу­чил оправ­да­ние. Раз­бой­ник просил Гос­пода помя­нуть его в Цар­ствии, но первый насле­до­вал рай.
св. Иоанн Лествич­ник

Или вы дума­ете, что Бог будет вни­мать молитве, кото­рой вы сами не вни­ма­ете?
св. Фила­рет мит­ро­по­лит Мос­ков­ский

В своей част­ной молитве можно класть земные поклоны и в вос­кре­се­нье – жены святые, встре­тив Гос­пода вос­крес­шего, покло­ни­лись Ему до земли.
св. Феофан Затвор­ник

Надо молиться Богу, идя к духов­нику с вопро­сом, и про­сить Бога, чтобы вложил нужную мысль духов­нику.
св. Феофан Затвор­ник

Молитва совер­шен­ная бывает лишь вместе со всеми доб­ро­де­те­лями.
св. Феофан Затвор­ник

Дей­ствие на душу про­дол­жи­тель­ной, но невни­ма­тель­ной молитвы подобно дей­ствию обиль­ного дождя на желез­ную крышу, с кото­рой сбе­гает вся вода, в каком бы коли­че­стве она ни про­ли­лась, не про­из­водя на крышу ника­кого дей­ствия.
св. Игна­тий Брян­ча­ни­нов

Слова молитвы про­из­носи очень неспешно, даже про­тяжно.
св. Игна­тий Брян­ча­ни­нов

Молится нужно в мире и спо­кой­ствии, вникая в молитву, отсе­кать злые помыслы и устрем­лять ум к Богу.
св. Анто­ний Вели­кий

Идя доро­гой, молись Богу умом.
св. Анто­ний Вели­кий

Хорошо при­учаться к молитве Иису­со­вой на цер­ков­ных служ­бах. При­сут­ствуя на них, к чему бес­плодно и душе­вредно ски­таться мыс­лями повсюду? А этого невоз­можно избе­жать, если ум не будет при­вя­зан к чему-либо. Зай­мись молит­вой Иису­со­вой, она удер­жит ум от ски­та­ния, ты сде­ла­ешься гораздо сосре­до­то­чен­нее, глубже, гораздо лучше будешь вни­мать чтению и пес­но­пе­ниям цер­ков­ным – вместе, непри­мет­ным обра­зом и посте­пенно, обу­чишься умной молитве.
св. Игна­тий Брян­ча­ни­нов

Молитва веры есть духов­ный магнит, при­вле­ка­ю­щий бла­го­дат­ную и чудо­дей­ствен­ную силу.
св. Фила­рет мит­ро­по­лит Мос­ков­ский

Если хочешь, чтобы молитва твоя доле­тела к Богу, то дай ей два крыла: пост и мило­стыню.
За дверьми оста­ются (не дохо­дят до Бога, не бывают услы­шаны Им) те молитвы, кото­рые, воз­но­сясь к Богу, не имеют в себе любви, потому что одна любовь отвер­зает двери молитве.
св. Ефрем Сирин

Если молишься Богу о чем-либо и Он медлит услы­шать тебя, не скорби об этом. Ты не умнее Бога.
св. Исаак Сирин

Долго пре­бы­вая в молитве и не видя плода, не говори: ничего не при­об­рел, потому что само пре­бы­ва­ние в молитве есть уже при­об­ре­те­ние; и какое благо выше сего, – при­леп­ляться к Гос­поду и пре­бы­вать непре­станно в соеди­не­нии с Ним?
св. Иоанн Лествич­ник

СВЯТИТЕЛЬ ФЕОФАН ЗАТВОРНИК О молитве Иисусовой

О молитве Иисусовой

О молитве Иисусовой О молитве Иисусовой словесной, умно и сердечно совершаемой
1) Об устной. В сокращенном слове она говорится так: "Господи помилуй". "Господи Иисусе Христе, помилуй мя грешнаго", а в полном так: "Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго". В начале она произносится большею частию принужденно и неохотно, и по мере упражнения и себя к ней принуждения, если только есть решительное намерение посредством молитвы с помощью Божией благодати умалит всесторонния страсти, она от частаго в ней упражнения, по мере умаления страстей, время от времени будет делаться легче, приятнее и желательнее. При устной молитве всевозможно стараться держать разум в словах молитвы, говорить неспешно, все внимание сосредоточивая в мыслях, выражаемых словами, а когда ум будет увлекаться в посторонния мысли, без смущения опять вводить его в слова молитвы. Неразсеянность уму дается не скоро и не тогда как захотим, а когда смиримся и когда Бог благоволит. Сей Божий дар временем не определяется, ниже количеством молитв, а сердечным смирением и Христовой благодатию и всегдашним себя к ней понуждением. Из устной внимательной молитвы бывает переход к молитве умной, которая называется так тогда, когда одним умом к Богу устремляемся или зрим Бога.
2) Об умной молитве.
При умной молитве необходимо должно держать внимание в сердце пред Господом. По мере нашаго усердия и смиреннаго тщания в молитве дарует Бог первое дарование уму нашему - собранность и сосредоточенность в молитве. Когда внимание к Господу делается неотходным, то оно есть внимание благодатное; а наше собственное внимание всегда бывает принужденное. От такой умной молитвы бывает переход к сердечной внутренней молитве, если только есть опытный учитель, очень удобный и свободный. Когда чувствами сердца с Богом бываем, а любовь к Богу сердце дополняет, тогда такая молитва носит название сердечной.
3) О молитве внутренней сердечной. В Евангелии изречено: "аще кто хощет по Мне ити, да отвержется себе и возьмет крест свой" (Матф. 16, 24.). Если применить эти слова к делу молитвы, то они будут означать следующее: кто хочет законно подвизаться в молитвенном подвиге, пусть прежде отвергнется своей воли и собственных разумений, а потом понесет крест, то есть труд тот душевный и телесный, который неизбежен при этом подвиге. Предав себя всецело неусыпному попечению Божию, надо смиренно и благодушно переносить этот труд ради истиннаго блага, которое даруется усердному молитвеннику от Бога во свое ему время, когда Бог Своею благодатию положит пределы нашему уму и уставит его неподвижно с памятью Божиею в сердце. Когда подобное стояние ума сделается как нечто естественное и постояное, оно носит у отцов название "соединение ума с сердцем"; при таком устроении уму уже не бывает желания быть вне сердца, напротив того, если по каким-либо обстоятельствам или многою беседою удержан будет он вне сердечнаго внимания, то у него бывает неудержимое желание опять возвратиться внутрь себя с какою-то духовною жаждою, и с новым усердием опять заняться созиданием свояго внутренняго дома. При таком сердечном устроении у человека из головы переходит все внутрь сердца, и тогда как бы некий умный свет озаряет его всю внутренность, и что он ни делает, ни говорит, ни помышляет, все делается с полным сознанием и вниманием. Он может ясно видеть тогда, какия приходят к нему помыслы, намерения и желания и охотно понуждает ум, сердце и волю на послушание Христово, на исполнение всякой Божией и отеческой заповеди; всякое же уклонение от них заглаждает чувством сердечнаго покаяния и сокрушения с непритворным жалением и с приболезненным смиренным припаданием к Богу, прося и ожидая свыше помощи к своей немощи. И Бог, смотря на такое его смирение, не лишает его Своей благодати.
Буди вам известно, что умносердечная молитва приходит в сердце иным скоро, а иным не скоро. Я знаю трех лиц: одному пришла как только было сказано в самый этот час; другому пришла через шесть месяцев; третьему - через десять месяцев; а одному великому старцу - через два года. И это почему так бывает одному Богу только известно.
Еще ведайте, что прежде истребления страстей молитва бывает иная и иная по очищении сердца от страстей: первая есть помощница при очищении сердца от страстей; а вторая есть как бы некий духовный залог будущаго блаженства. Делайте так: когда почувствуете вхождение ума в сердце и воздействие молитвы: то давайте полную свободу такой молитве, удаляя все неблагоприятное ей; и пока она будет - ничего другаго не делайте. Когда же не чувствуете такаго влечения, тогда молитесь молитвою устною с поклонами, стараясь всячески внимание держать в сердце пред лицем Господа. Разогреется сердце и при таком образе молитвования. Трезвитесь и бодрствуйте, а особенно во время умносердечной молитвы. Никто так Богу не благоугоден, как тот, кто занимается правильно умносердечной молитвою. Когда вам неудобно, или времени нет упражняться в молитве, то всевозможно храните в себе при всяком вашем занятии молитвенный дух, т.е. имейте в памяти Бога и всячески напрягайтесь умными очами зреть Его пред собою со страхом и любовию, и, чувствуя Его пред собою сущим, с благоговейной покорностью во всех своих делах предавайте себя Его вседержительству, всемогуществу, всезрительству и всеведению так, чтобы во всяком вашем деле, слове и помышлении памятовался Бог и Его святая воля.
Вот в чем состоит сокращенно дух молитвенный. Необходимо должно сей дух иметь любителю молитвы, и насколько возможно всегдашним сердечным вниманием подводить свое разумение под Божие хотение и всецело предать себя Божию разуму и Божию хотению.
- Всячески надо стоять против духа произвольности, или желания и позывов действовать ничем не стесняясь. Сей дух нашептывает: это мне не под силу, на это у меня времени недостает, или за это браться мне еще не время, надо погодить, или - обязанности послушания препятствуют, и многое подобное. Кто слушает его, тот никогда не навыкнет молитве. - В содружестве с сим духом состоит дух самооправдания, который приступает и начинает действовать после того, как кто-либо, увлекшись духом произвольнаго самочиния, сделает что-либо такое, за что совесть безпокоит его. Тогда дух самооправдания разныя употребляет извороты, чтобы обмануть совесть, и неправость свою выставить правостию.
- Бог да сохранит вас от сих злых духов.
( №844. письмо 937. вып.5. стр. 11.)

Молитва Иисусова
С вами, конечно, было, что иной раз неудержимо Богу молиться захочется. Припомните, что при этом было на душе, и старайтесь всякий раз, как становитесь на молитву, воспроизводить то в душе и так Богу молиться молитвою Иисусовой. Это воспроизведение будет возбуждать молитву Иисусову, а молитва сия поддерживать тот молитвенный строй. В этом весь секрет успеха в творении молитвы Иисусовой.
Для занятия молитвою Иисусовой определите особое время от утренняго и вечерняго молитвословия. Раза два становитесь до обеда, раза два после обеда, всякий раз творя сто молитв Иисусовых - с поклонами поясными при маленьких узелках и земными - при больших.
Положив так, неотложно исполняйте каждый день, ничем не отговариваясь. Став на молитву, тотчас воспоминайте, что Господь близ есть и видит, и слышит, и желает дать вам, что для вас спасительно.
Постоянство в исполнении - главное условие успеха. Успех не вдруг покажется. Для сего потребуется месяцы и годы. Потому нечего отчаяваться в успехе, когда не скоро оказываются плоды труда. Не надо желудок наполнять пищею, пусть чувствуется пустота там, - и сну поблажать не должно. Не должно и развлечений допускать - и смехов и балагурства. Держать себя всегда, как бы находились в присутствии царя. Если будете внимательно все делать, само дело научит многому.
( №826. письмо 825. вып.5. стр.28.)

Молитва Иисусова
Ваш навык в молитве Иисусовой то же, что латы или панцырь.
Молитва сия одна есть всеоружие духовное, против всякаго нападения пригодное. Облеките сию молитву смирением и крепким упованием на милостиваго Бога, и Господа нашаго Иисуса Христа, всем хотящаго спастися, и всех скоро спасающаго.
Когда упование на Бога крепко и молитва сильна, тогда врагу нет подступа. Святой Исаак Сирианин в одном месте изображает такое состояние неприступным небесным осенением, к которому враг и приступить боится, потому что опален будет. Благослови Господи труды ваши над собою - благим успехом.
В псалмах поется: вся "слава дщери царевы внутрь". Там да будет для вас всякая радость и всякое утешение!
( №744. письмо 690. вып.4. стр. 109.)

Сила молитвы Иисусовой
Молитва Иисусова есть как и всякая другая. Она сильнее всех только всесильным именем Иисуса, Господа, Спасителя, когда оно призывается с верою полною, теплою, не колеблющеюся, - что Он близ есть, все видит и слышит, и тому, чего просят вседушно внимает и готов исполнить и даровать просимое. Упование такое не посрамляет. Если замедляется иногда исполнение, это зависит от неготовности еще просящаго принять просимое.
( №840. письмо 827. вып. 5. стр. 36.)

Чувство недостоинства пред Богом и молитва.
Вы писали, что становитесь на молитву, начинаете творить молитву Иисусову, - и бросаете, считая себя недостойной стоять умно пред Господом. я тут не пойму, в чем дело. Надобно не только когда на молитве стоим, но и всегда пред Господом ходить так, как бы в глаза Ему смотря или под очами Его находясь. Ибо так это и есть. А вы вон как. Только что мысль станет пред Господа - вы бежать.
Если бы Господь запретил являться пред Себя, конечно, в вашем действии было бы нечто дельное; но когда Господь Сам есть приближаяйся, от всех требует приближения к Себе, то какой смысл в вашем действовании? Это вы во второй раз пишете. Извольте бросить это. А стараться приобретать навык неотходно стоять пред Господом. Как проснетесь, до того как заснете, и во все время со страхом и трепетом и со всем вниманием и к себе и к Господу.
( №718. письмо 774. вып.6. стр.6.)

О количестве молитв Иисусовых
Монах из обители П. хорошо делает, что трудится в молитве Иисусовой. Но не забывает ли он, что дело не в словах и не в количестве молитв Иисусовых, а в навыке быть всегда в памяти о Господе. Количество хорошо выдерживать, чтоб не разлениться, но главное, чтоб при сем мысли и чувства были святыя. Плод молитвы главный - не теплота и сладость, а страх Божий и сокрушение. Их постоянно надо возгревать и с ними жить, и ими дышать.
Брат сей сказал, что даже не понимает, что это за благоговейнство и страх Божий. Это очень дурно. Пред Царем кто может стоять без страха?! Не тем ли паче пред Богом! - В Киеве, в Лавре, был брат, который говаривал: "смотрите, с Богом-то не станьте за панибрата". Уж не эта ли беда у брата того? - Не дивно, когда у него плод молитвы определяется только теплотою и сладостью. Это - сластолюбие духовное. Главное - страх Божий и дух сокрушен. Теплота и сладость хороши в деле духовном; но не ими надо определять цену деланий духовных.
Вы говорите, что иногда забываете счет молитв по четкам. Беда не велика. Когда есть припадания к Господу, яко присущему, со страхом и упованием, это лучше всякаго выполнения числа молитв.
( №849. письмо 902. вып.5. стр.ЗЗ.)

О искуственных приемах совершения Иисусовой молитвы
Вопрос верно относился к молитве Иисусовой. Сколько нагородили прибаутков о святой сей молитве?! - А дело просто: веруешь ли, что Господь Иисус Христос есть единый Спаситель твой? - Если веруешь, взывай к Нему: "Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя". А мудрецы мудреныя про веру забыли, а все внимание остановили на словах; тут у них пошли сказки и про язык, и про губы. и про дыхание, и про голову с бородою, и про сидение.

О молитве Иисусовой.
Ныне с молитвою Иисусовой не знать как обращаются. Сколько напридумали прибаутков! - А о существе дела совсем забывают. Оттого выходит, что одни только на словах и останавливаются, твердят: "Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя", но без всякой мысли и чувства. Я называю их шепотниками, или шептунами. Другия останавливаются на ноздренном дыхании и сопят. Это сопуны. Показались еще какия-то такия, которыя, будто не имея сил остановить внутренняго движения, начинают кричать: "Иисусе. Иисусе. Ии. Ии. " Это кликуши.
А дело молитвы сей просто: стань умом в сердце пред лицем Господа и взывай: "Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя", или только: "Господи помилуй". "Милостивый Господи, помилуй мя, грешнаго". или другими какими словами. Сила совсем не в словах, а в мыслях и чувствах. На этом и стойте, и все прибаутки отвергайте, и сами и других тому учите.
( №842. письмо 910. вып.5. cmp.37.)

Католический взгляд на молитву умную. взялся переводить нечто. Дошло до статей о молитве. Темная какая-то путаница! И остановился. Латиняне умную молитву не по - нашему понимают. Она у них богомыслие, заключаемое молитвою. А это хотя очень плодотворное упражнение, но не есть молитва. Молитва - особое упражнение от Богомыслия.
(№ 784. письмо 985. вып.6. стр.96.)

Наставления преподобного Серафима Саровского об Иисусовой молитве

Преподобный Серафим Саровский заповедал новоначальным, согласно существовавшим обычаям в Саровской обители, непрестанно творить Иисусову молитву.

«При молитве – поучал блаженный старец, – внимай себе, т.е. собирай ум и соединяй его с душею. Сначала день, два и более твори эту молитву одним умом раздельно, внимая каждому слову особо. Когда Господь согреет сердце твое теплотою благодать Своея, и соединит тебя во един дух, тогда потечет в тебе эта молитва непрестанно, и всегда будет с тобою, наслаждая и питая тебя.434 Это-то и значат слова, сказанные пророком Исаиею: роса, яже о Тебе исцеление им есть (Ис. 26:19).

Когда же будешь содержать в себе эту пищу душевную, т.е. беседу с Господом, то зачем ходить по келиям братии, хотя кем и будешь призываем? Истинно сказываю тебе, что празднословие есть и празднолюбие. Если себя не понимаешь, то можешь ли рассуждать о чем и учить других? Молчи, непрестанно молчи; помни всегда присутствие Бога и имя Его.

Ни с кем не вступай в разговор, но вместе с тем остерегайся и осуждать разговаривающих и смеющихся. Будь в этом случае глух и нем. Что бы о тебе ни говорили, все пропускай мимо ушей. В пример себе можешь взять Стефана Нового, которого молитва была непрестанна, нрав кроток, уста молчаливы, сердце смиренно, дух умилен, тело с душею чисто, девство непорочно, нищета истинная и нестяжание пустынническое; послушание его было безропотливое, делание – терпеливо, труд – усерден. Сидя за трапезой, не смотри и не осуждай, сколько кто ест, но внимай себе, питая душу молитвою».435

Преподав это наставление новоначальному иноку, жизнь которого проходила в монастырских трудах, Преподобный воспрещал ему преждевременное безрассудное стремление к жительству умозрительному и к возвышенной молитве. «Всякому, – говорит он, – желающему проходить жизнь духовную, должно начать с деятельной жизни, а потом уже переходить к умозрительной, потому что без деятельной жизни в умозрительную придти невозможно. Деятельная жизнь служит к очищению нас от греховных страстей и возводит нас на степень деятельного совершенства, а тем самым пролагает нам путь к умозрительной жизни.

К сей могут приступать только очистившиеся от страстей и стяжавшие полное обучение в деятельной жизни, как это можно видеть из слов Священного Писания: блажени чистии сердцем яко тии Бога узрят (Мф. 5:8) и из слов святого Григория Богослова: к умозрению могут приступать только совершеннейшие по своей опытности (в деятельной жизни). К умозрительной жизни должно приступать со страхом и трепетом, с сокрушением сердца и смирением, со многим испытанием Святых Писаний и под руководством искусного старца, если только можно такового найти, а не с дерзостью и самочинием. Дерзостный и презорливый, 436 по словам Григория Синаита, не по достоинству своему взыскав (высокого духовного состояния), с кичением усиливается достигнуть его преждевременно. И опять: если кто мечтает по мнению достигнуть высокого состояния, а стяжал желание сатанинское, а не истинное, того диавол уловляет мрежами, как слугу своего».437

Преподобный Серафим считал, что всем инокам, не исключая и новоначальных, нужно проводить внимательную жизнь и упражняться в непрестанной молитве, которая делает инока причастником благодатных дарований и приближает к Богу. «Благодатные дарования, – говорил преподобный Серафим, – получают только те, которые имеют внутреннее делание и бдят о душах своих.438 Истинно решившиеся служить Богу, должны упражняться в памяти Божией и непрестанной молитве ко Господу Иисусу Христу, говоря умом: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго. Таковым упражнением, при охранении себя от рассеянности и при соблюдении мира совести, можно приблизиться к Богу и соединиться с Ним. Иначе как непрестанною молитвою, по словам св. Исаака Сирского, приблизиться к Богу мы не можем».439

Кроме приведенных слов, делателю Иисусовой молитвы могут быть весьма полезны следующие советы преподобного Серафима:

1) Чтоб лучше избегать рассеянности, преподобный советовал в Церкви стоять с закрытыми глазами и открывать их только тогда, когда будет одолевать сон. Тогда, советует преподобный, обращать взор к святым иконам, что служит возбуждением к молитве и охраняет от рассеянности.440

2) Желающему проводить внимательную жизнь преподобный Серафим советует не внимать посторонним слухам, от которых голова наполняется праздными и суетными помышлениями и воспоминаниями, не обращать внимания на чужие дела, не думать и не говорить о них; избегать собеседований, вести себя странником; встречающихся отцов и братий приветствовать поклоном молча и хранить себя от внимательного воззрения на них.441

Епископ Игнатий считал, что способы занятия умным деланием, предложенные священноиноком Дорофеем и преподобным Серафимом Саровским, тождественны со способом святого Иоанна Лествичника. Но способ Иоанна отличается особенною ясностию и определенностию. Признавая назидательность совета священноинока Дорофея и наставлений преподобного Серафима Саровского, епископ Игнатий предлагаем во всеобщее употребление не только живущим в монастырях, но и посреди мира способ умного делания св. Иоанна Лествичника. «Этот способ, – пишет он, – не может быть устранен: устранение его из молитвы было бы устранением из нее внимания, а без внимания молитва – не молитва. Она мертва! Она – бесполезное, душевредное, оскорбительное для Бога пустословие! Внимательно молящийся непременно молится более или менее этим способом. Если внимание умножится и усилится при молитве, непременно явится образ моления, предлагаемый божественным Иоанном. »Проси плачем, – говорит он, – ищи послушанием, толцы долготерпением: тако просяй приемлет и ищай обретает и толкущему отверзается (Мф. 7:8).442

Способы умного делания предложенные святыми отцами для безмолвников

Пред тем, как изложить учение святых отцов об умном делании, епископ Игнатий предупреждает читателя, что деятельное следование наставлениям, данным отцами для преуспевших, небезопасно для новоначальных: те, кто, поверхностно ознакомясь с предлагаемыми учениями, примет на себя делание, несвойственное себе, непременно понесет тяжкий душевный вред. В подтверждение этих слов Владыка ссылается на св. Григория Синаита, который в своем сочинении, написанном для преуспевшего безмолвника Лонгина, говорит: «Иное дело – безмолвия, и иное – общежития. Каждый, пребывая в том жительстве, к которому призван, спасается. И потому я опасаюсь писать по причине немощных, видя, что жительствуешь посреди их: ибо всякий, проходящий излишне усиленный подвиг молитвы от слышания или учения, погибает, как не стяжавший руководителя».443

Следующая цитата

ДОЛЖНО НЕПРЕСТРАННО МОЛИТЬСЯ ВСЕМ: И ИНОКАМ И МИРЯНАМ

Св. Григорий Палама

Сила молитвы по четкам

Сила молитвы Иисусовой

(с)Старец Паисий
Отцы-святогорцы и святогорские истории
…………………………………………………………….

Нравится Показать список оценивших

- Одной из самых кратких молитв. после «Господи, помилуй». является Иисусова молитва: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного». Вы часто говорите о большой ее значимости, что в этих кратких словах особенного, необычного?

Следующая цитата

Высказывания, цитаты Святых Отцев, священников, монахов, старцев как ныне живущих, так и почивших! Цитаты из Святого Писания!

Следующая цитата

«В чем застану, в том и сужу», – говорит Господь. Горе, великое горе, если застанет Он нас отягощенными попечением и печалями житейскими, ибо кто стерпит гнев Его и против лица Его кто станет!Вот почему сказано: «бдите и молитесь, да не внидите в напасть» (Мк.14:38), то есть да не лишитеся Духа Божия, ибо бдение и молитва приносит нам благодать Его.
Конечно, всякая добродетель, творимая ради Христа, дает благодать Духа Святого, но более всего дает молитва, потому что она всегда в руках наших, как орудие для стяжания благодати Духа. На нее всякому и всегда есть возможность. "Беседа преподобного Серафима с Н. А. Мотовиловым. О цели христианской жизни"

( О трезвении и молитве, апостасия и глобализация в мире, материалы, факты, видео, православные публикации. Святые Отцы о последних временах.)

Читайте также: