Цитаты про дворец юсуповых

Обновлено: 07.11.2024

Как это в прошлом было славно,
И так живителен исток.
Ах,Зинаида Николаевна,
Как был прекрасен Ваш чертог!

Но Время-опытный Ваятель
Чертогов,судеб,пейзажей,
Так заровняет,что уже
Вернуть не сможет и Создатель.

Не красят поздние обновы,
Нелеп при въезде гордый стяг,
Но также важно держат лёвы
Скрижали тайные в когтях.

У стен Дворца под небом синим
Три пальмы коротают дни*
Простите дерзость им,княгиня,
Уж очень важные они.

Несёт Дворец Ваш и поныне
Годов минувших тяжкий груз,
Здесь жизнь условна,как в пустыне,
И мебель типа"аля Русс"

И политесом не страдают:
Не убоявшись Божьих кар,
Стопою дерзко попирают
Ваш благородный будуар.

А в "Белой комнате",где прежде
Ваятель света отдыхал,
Пустынно так.И нет надежды,
Что возродится Жизни бал.

Благословляя Вас незримо,
Всё помнит царственный Дворец.
Прибой вечерний-тайный льстец
В порыве шепчет Ваше имя.

В своих владениях-Богиня,
Простите нам убогий стиль.
Покой и Память Вам,княгиня,
Покой и Память Вам.Аминь!

*Три пальмы посажены в феврале 1945 года
В память посещения Дворца тремя руководителями
Государств антигитлеровской коалиции.

Следующая цитата

Будучи в Петербурге, довелось мне побывать в Юсуповском дворце на набережной Мойки.
Несметными богатствами обладали представители этого знатного дворянского рода, и дворец на Мойке всего лишь частичка того богатства. Достаточно сказать, что дворцов у Юсуповых были десятки. А какой роскошью окружали себя владельцы!

По парадному крыльцу мы входим в это величественное здание с колоннадой, покупаем в кассе билеты, за которые отдаем почти тысячу рублей и по роскошной лестнице поднимаемся в бывшие княжеские покои.
До революции 1917 года в доме этом сменилось пять поколений Юсуповых. А последним владельцем был молодой князь Феликс Юсупов. С его именем связывают убийство фаворита царской семьи Григория Распутина. Убийство произошло в подвале дворца в декабре 1916 года. Участвовали в нем четыре человека, в том числе депутат государственной думы Пуришкевич и Феликс Юсупов, но главная роль и идея этого убийства принадлежала молодому князю.
Я много читала об этом убийстве, и мне интересно посмотреть дом, где оно произошло.
Элегантно одетая экскурсовод рассказывает сначала об истории этого дома. Первой владелицей особняка была племянница Петра Первого, затем влиятельный вельможа Елизаветы Петровны граф Шувалов. Строил дворец знаменитый архитектор Валлен -Деламот

У наследников Шувалова дом этот со всем убранством в нем купила для своей подруги Екатерина Вторая. Наконец, в 1830 году дворец на Мойке покупает князь Борис Юсупов за 250 тысяч рублей, и этот дом становится фамильной княжеской резиденцией. Хозяева окружали себя неслыханной роскошью: прекрасное убранство множества комнат, необыкновенной красоты люстры, позолоченные стены и потолки, огромное собрание картин известных художников, дорогие безделушки, мебель, статуи, домашний театр и многое другое.

А к концу 19 века могли уже пользоваться электричеством, водопроводом, канализацией и центральным отоплением - всеми удобствами благоустроенной квартиры.
Мы проходим анфиладу парадных комнат, переходим из одного зала в другой, из зала в гостиные и везде поражаемся роскоши убранства этих комнат. Всё было в этом княжеском дворце - большой белоколонный зрительный и танцевальный залы, огромная столовая, прекрасные спальни, чудесные гостиные: зеленая, синяя, императорская, мавританская. Была даже домашняя церковь. Всюду изящная мебель, цветы, вазоны, картины, мраморные скульптуры в стиле рококо, дорогие безделушки.

Невольно вспоминаю известные произведения русских классиков о жизни простого народа, путешествие того же Радищева из Петербурга в Москву. Сравниваю жизнь крепостных крестьян и знати, и многое становится ясно – особенно та ненависть к господам во время революций.
Но вернемся к бывшим владельцам этого несметного богатства. Юсуповы были потомками знатного татарского рода. Один из них был хан Абубекир, другой ногайский хан Юсуф и казанская царица Сумбека. Кроме прочего богатства у Юсуповых был шикарный дом на Мойке и поместье в подмосковном Архангельском, кроме того роскошная дача в Крыму и вилла в Швейцарии на Женевском озере. Князья любили роскошь во всём – в Архангельском поместье даже у прудовых рыбок имелось по золотой серьге…
В оранжереях среди тропических цветов и птиц царило вечное лето, а в парке метель наметала снежные сугробы. Колоссальное состояние позволяло хозяевам любые прихоти. Время они беспечно проводили в удовольствиях: охоте, балах, театральных представлениях, приемах. Шикарно были обставлены и комнаты во дворце на Мойке: зал освещала хрустальная люстра из будуара самой маркизы Помпадур, радовали глаз бесценные безделушки: табакерки из драгоценных камней в золотой оправе с бриллиантовыми инкрустациями, статуэтки из слоновой кости, картины знаменитых художников и многое другое – словом, пышная обстановка византийского стиля. И весь дом походил на музей.

Роскошный особняк был создан для балов и шикарных приемов. Светились хрустальные канделябры на столах гостиной. Почти каждый день здесь были гости, обычно накрывали столы для ужина на тридцать – сорок персон, причем посуда была из севрского фарфора. Поставцы с ней хранились в том самом подвале, где произошло перед самой февральской революцией убийство Распутина, по словам Феликса личности демонической.
Иногда количество гостей на пирах доходило до двух тысяч, накрывали стол и для императорского семейства. Близок к Юсуповым был Пушкин.
Каждый год Юсуповы ездили в Париж, в Швейцарию, летом любили подолгу жить в Крыму в чудесном месте.
При домашнем театре была труппа актеров, музыканты, танцовщики.

Как рассказывал младший из князей Юсуповых, у старого князя Николая Борисовича, владельца 80 тысяч душ крепостных, было множество молодых любовниц. Самой последней из них было всего восемнадцать лет, а ему было уже за 80. Во время балета стоило старику махнуть тростью и актрисы оголялись.

Феликс Юсупов родился в доме на Мойке в 1887 году. Мать его очень хотела дочку и до пяти лет наряжала его принцессой. Мальчик был большим шалуном и причинял много хлопот своим родителям и слугам. Один раз во время игры в разбойников, Феликс схватил кинжал из богатой коллекции отца и бросился на лакея – мавра с криком: «Ложись! Сейчас я тебя зарежу!» Положение спас вошедший внезапно отец, и мальчику досталось. А лакеев набирали разных национальностей и наряжали в экзотические костюмы.

В юности Феликс учился в Пажеском корпусе, потом в Англии в Оксфорде. Юноша увлекался спиритизмом и теософией. Это был очень красивый молодой человек с утонченным вкусом. Он в совершенстве изучил несколько европейских языков. Женился молодой князь на племяннице Николая Второго Ирине и дружил с ее братом Дмитрием. После свадьбы молодые отправились в свадебное путешествие и побывали в Париже, Египте, Иерусалиме, Италии, Лондоне, Германии, Копенгагене, Финляндии и вернулись в Петербург.

А в России нарастали революционные настроения. Даже знать была недовольна затянувшейся войной и обстановкой при дворе.
Вместе с великим князем Дмитрием депутатом государственной думы Пуришкевичем, Сухотины и доктором Лазовертом Феликс Юсупов задумал убийство Григория Распутина, который к тому времени имел огромное влияние на царя и царицу из -за больного царевича Алексея. Царевич страдал редкой наследственной болезнью гемофилией, а Распутин умел останавливать кровь.

С годами простой сибирский мужик часто решал государственные вопросы, вмешивался в политику, перемещал министров. Его фигура стала настолько одиозной, что Распутина ненавидели как в народе, так и знать, которая все беды и неудачи в войне с японцами и немцами приписывала ему.
Распутин представлялся молодому князю Юсупову ящиком Пандоры, средоточием всех зол России. В своих воспоминаниях Феликс так отзывался о нем: «Это был сибирский мужичонка, беспрецедентно циничный и жадный. Безгранично влиял он на царскую семью. Его обожали поклонницы, он любил безумные оргии и празднества, цыган, обладал гипнозом, и эта колдовская сила помогала Распутину оказывать огромное влияние на царя и царицу.
Лицо Распутина лукаво и похотливо, как у сатира, глаза кололи иглами. Взгляд его был пронизывающ и тяжел. Сквозь личину чистоты и святости проступала грязь. Он казался мне хитрым, злым и сладострастным».
Прочитав воспоминания Феликса Юсупова, я думаю, что он искренен в них и многое из того, о чем он пишет - правда.

Вот например, что он писал о русско – японской войне: «Эта война была тяжелейшей ошибкой правления Николая Второго. Привела она к гибельным последствиям. Россия оказалась не готова к войне». И всё царствование последнего русского царя Феликс Юсупов считает неудачным. И даже само коронование Николая Второго с Алекс было организовано так, что во время неправильной организации раздачи царских подарков во время чудовищной давки на Ходынке были раздавлены тысячи человек, а царь несмотря на это, вечером веселился с молодой царицей на балу…

Но вернемся к убийству Распутина. Оно произошло поздним вечером в подвале Юсуповского дворца на Мойке 29 декабря 1916 года. Этот подвал с толстыми стенами и глухими дверями представлял лабиринт из помещений, в которых хранились дорогие вина, столовое серебро и сервизы из фарфора. Подвал казался молодому Юсупову идеальным местом для убийства.
Последнее время молодой князь часто встречался наедине с Распутиным, прикинувшись больным тяжелой депрессией. В этот раз князь пригласил «старца», которому тогда было всего 47 лет, к себе домой на ужин в подвал, обещая угостить самыми дорогими винами.

А перед этим доктор Лазоверт приготовил смертельные пирожные с сильным ядом.
Но съев несколько эклеров с цианистым калием, Распутин чувствовал себя, как ни в чем ни бывало. Тогда Феликс стал угощать старца вином с ядом, но и это не помогло. Распутин был словно заговоренный, на него не действовал яд. Прошло уже около двух часов. Юсупов нервничал и следил за каждым движением Распутина, ожидая, что он вот-вот рухнет на пол, но старец пил вино, причмокивая и смакуя, как настоящий знаток…

Выпив третий бокал вина, Распутин поднес руку к горлу и сатанинским взглядом уставился на князя. Казалось, он понял, зачем позвал его Феликс.
Но после зловещей тишины Распутин попросил вдруг чаю, потом увидел на стене гитару и попросил Феликса сыграть на ней. Князю сейчас ему было не до песен, но он уступил и спел романс, Распутин просил:
- Спой ещё, - Юсупов взглянул на часы, на них была половина третьего. Этот кошмар длился уже больше двух часов.

Наверху, где сидели товарищи князя, послышался шум.
- Кто там? – испуганно спросил Распутин.
-У жены гости шумят. Пойду, посмотрю, что там, сказал Феликс , - и он поднялся наверх.
- Что? Готово? Кончено? – спросил Пуришкевич.
- Яд не подействовал, - с отчаянием в голосе ответил князь.
- Как же? Доза слоновья. Он всё проглотил? - удивился доктор.
- Всё.
- Что же делать? – спросил великий князь Дмитрий.
- А что если задушить его? – предложил Пуришкевич.
- Слуги могут услышать. Лучше вот это, - сказал князь Дмитрий и подал Феликсу свой револьвер.

Феликс решительно взял оружие и спустился вниз. Распутин встретил его словами:
- Чтой-то голова тяжелая и в брюхе жжёт. Налей маленько. Может, полегчает.

После мадеры он снова повеселел и предложил ехать к цыганам. Феликс не выдержал и прицелился в сердце старца. Раздался выстрел. Распутин тяжело упал на медвежью шкуру, лицо его подергивалось. Он лежал на спине с закрытыми глазами и казался мертвым. Феликс ушел наверх к друзьям, но через некоторое время почувствовал, как какая-то неведомая сила влечет его к покойнику.
Юсупов спустился в подвал, подошел к Распутину и дернул его за руку. А покойник вдруг открыл глаза, с неистовой ненавистью, пристально посмотрел на князя своим гипнотическим взглядом и вдруг резко поднялся, схватил князя за горло цепкими пальцами и начал душить. Феликс с трудом вырвался из рук старца, а тот на четвереньках быстро пополз к потайной двери, которая выходила в сад и на этот раз оказалась открыта.

И тут на помощь князю пришли товарищи. Пуришкевич схватил пистолет и кинулся вдогонку за беглецом. На улице раздались выстрелы. Распутин, который был уже во дворе, покачнулся и упал в снег и больше уже не поднялся. Он был мёртв. Тело его завернули, связали и опустили в реку. На выстрелы прибежали слуги и городовой, но Феликсу удалось снять с себя подозрения.

Всё же через некоторое время он был заключен под стражу и затем отправлен в ссылку в свое поместье Ракитное. Тело старца было обнаружено в реке. И каково же было удивление необыкновенной крепости и живучести этого человека! Уже находясь под водой, он сумел освободить одну руку и еще полчаса по заключению судмедэксперта подавал признаки жизни…

А вскоре царь Николай Второй отрекся от престола, затем последовала Февральская революция, а в семнадцатом году и Октябрьская. Знать массово в спешке уезжала в Крым от войны и народной злобы. Жизнь в Питере стала для неё невозможной. Россия бредила революцией. Из Крыма знать эмигрировала за границу, в основном в Париж. Уехали спешно и Юсуповы, прихватив кое-какие дорогие безделушки и драгоценности и две картины Рембрандта из своей домашней галереи.

Приспособляемость к новым условиям жизни была у эмигрантов поразительной. Знакомая Феликса Юсупова графиня работала судомойкой в кафе на Монмартре и с удовольствием пересчитывала на ладони монеты с чаевыми, а муж графини служил гардеробщиком в том же кафе. Оба были довольны жизнью. Быстро открывались русские рестораны, ателье, магазины, книжные лавки и школы танцев.

Париж стал центром русской эмиграции. А в самом городе и окрестностях открывались православные храмы. И одной из самых больших радостей стало для эмигрантов ходить в эти храмы на службы. Для многих храмы эти с иконами стали вместо родного дома. Шли помолиться и обрести душевный покой. А еще собирались на Пасху, накрывали праздничные столы с куличами, и крашеными яйцами и жареным поросенком и вспоминали, как праздновали Пасху в России…

И порой в угаре веселья закладывали последние брильянты, дорогие платья жены, а потом впадали в тоску и мистицизм.
Юсупов купил дом в Париже и помогал беженцам из России, чем мог. Он отошел от светской жизни, смирился с потерей огромного богатства и вспоминал одного русского генерала, который бегал по площади Согласия с криком: « Всё пропало, пропало всё!»

Жена Феликса Ирина тоже оказалась предприимчивой – она открыла салон красоты, потом школу художественных ремесел ателье магазин фарфора и ресторан в Булони, но бизнес как-то не обогащал их. Они закладывали последние бриллианты, продали коллекцию восточных кинжалов старого князя, пришлось продать даже черную жемчужину «Перегрина» - последнее достояние матери, давно была продана и вилла на Женевском озере, а с деньгами становилось всё хуже.

В конце концов Юсуповы поселились в маленькой квартирке в Булони.
Первым умер отец Феликса, через несколько лет за ним последовала мать. Они, как и многие русские эмигранты нашли свой покой на кладбище в Сент де Женевьев- де- Буа.


Феликс остался в Париже. После оккупации города немцы не раз предлагали князю Юсупову стать немецким агентом, обещая богатый особняк и счет в банке, но он отказался. А еще не раз спасал людей от тюрьмы и концлагеря, хотя порой порой было нечего есть и вдобавок приходилось мёрзнуть - дом не отапливался зимой. Феликс с грустью говорил жене: «Увижу ль когда Россию?» Но это ему было не суждено, хотя он прожил долгую жизнь.

Умер Феликс Юсупов в Париже в 1967 году, прожив на чужбине полвека. Жена Ирина пережила мужа на три года. У них была дочь Ксения. Она долгое время жила в Афинах с дочерью Татьяной. Ксении посчастливилось побывать на родине в России. Она умерла в 1983 году. И все они похоронены на кладбище в Сент Женевьев –де-Буа. Дочь Ксении Татьяна живет в Афинах.

Вот так сложилась судьба наследника богатейшего и знатного рода князя Феликса Юсупова. Кто называл его ангелом за доброту к соотечественникам, а кто убийцей. А он считал себя русским человеком до корней волос и гордился этим, и любовь к Отчизне до самой смерти жила в его сердце.


А дворец Юсуповых на Мойке был после революции национализирован и в 1925 году передан работникам просвещения. Большая часть картин и ценностей была передана в Эрмитаж и Русский музей. В потайной комнате дома за перегородкой будуара княгини были найдены среди бумаг письма Пушкина и Хитрово и даже мужской скелет, видимо любовника одной из прекрасных представительниц этого рода.

Следующая цитата

Юсуповский дворец на Мойке
Шедевр бесценный Петербурга,
Обширный, с множеством надстроек,
Встречает каждого, как друга.

Владельцы были не простые,
Родня царя и фавориты,
Ценились связи родовые,
Застройка в центре - для элиты.

К Ивану Грозному однажды
Двух сыновей султан отправил,
Дарами был обласкан каждый,
И в новой прижились державе.

Отца их недруги убили.
В Орде жестокие законы.
В грехах всех братьев обвинили,
На родине к ним непреклонны.

И соплеменники колдунью
Наслать проклятье попросили,
И навела та порчу злую,
Чтоб род свой братья прекратили.

От них пошло пять поколений,
В Юсуповском дворце прожили,
Богатств немало и имений
Легко и быстро заслужили.

Когда идешь по пышным залам,
Их роскошь просто поражает,
Во всём изыск, в большом и малом,
Воображенье оживает.

Есть свой театр, большой, просторный,
Гостиных облик королевский,
Эдем волшебный рукотворный,
И интерьер вокруг прелестный.

На все несметные богатства
Один лишь был всегда наследник,
Хоть дети у князей родятся,
Их век не слишком долголетний.

Портреты их с картин взирают,
Княжна прекрасна Зинаида,
Дворцом владенье завершает,
Изящна, будто Афродита.

Она являлась светской львицей,
И при дворе всегда блистала,
Была известна всей столице,
Играла, пела, танцевала.

Благотворительность вершила,
А в революцию бежала,
В Париже время проводила,
И эмигрантам помогала.

Теперь музей в дворце чудесном,
Есть экспозиция в подвале,
И в этом жутковатом месте
Распутина убить желали.

Средь заговорщиков князь Феликс,
Сын Зинаиды, все застыли,
Фигуры их запечатлелись,
Пусть и из воска, как живые.

Когда экскурсия к финалу
Подходит, ты уже уставший,
Буфет при розовом есть зале,
Один другого тортик краше.

Из кухни княжеской рецепты
Вам предлагаются на выбор,
И чаем можно здесь погреться,
Ведь Питер. Даже летом сыро.

Спасибо, Оля, молодец!
Красив Юсуповский дворец!
Вот умница! Прошлась по залам,
И нам подробно рассказала
Про всё. Про царскую родню,
И про князей и про княжну,
И про Распутина убийство,
Кусок истории российской.
И на экскурсию сходила,
И стих чудесный сочинила!

Вот удивляюсь каждый раз,
Какие женщины у нас!
Всё могут, всюду успевают.
Когда вот только отдыхают?

Ольга Солодина 2
******************************
За доброе слово
И экскурсию спасибо.
Писать стих не ново,
Но жизнь ведь всегда красива,
И в прошлом и ныне.
Об этом прочесть, как диво.
Жизнь, как на картине!

Юлианна Лизогуб-Малахова
***********************
Эх, пожить бы во дворце,
Где Юсуповы живали..
Только повёзёт едва ли.
Жить приходится в Ельце!)))))

Светлана Черникова -Чернокожих
****************************
Юсуповский дворец, вольготно
Раскинулся по стихотворным строкам,
И роскошью он поражает
Всех, кто прочтёт все эти строки!

Следующая цитата

Около двух с половиной столетий
Он стоит на изломе набережной Мойки, восхищения творец -
Великолепнейший Юсуповский дворец!
Он впитал в себя феерию многочисленных стилей,
Модных направлений и пристрастий высокообразованного человека,
Царивших в русской архитектуре с середины восемнадцатого и до начала двадцатого века -
Двухэтажный каменный дворец с высоким цокольным полуэтажом,
Наружными лестничными маршами парадного входа
И портиком с колоннадой, поддерживающей обширный балкон,
С которого видна река и необычная природа.
Фасад дворца украшен фигурными наличниками окон -
С затейливой лепниной, поднимающейся всё выше и выше,
Переходящей в скульптурные композиции и вазы на крыше.
За фасадами дворца простирался сад,
В оранжереях которого выращивались диковинные цветы, ананасы, виноград
И другие редчайшие растения, которым был каждый, увидевший их, рад!
Здание дворца украшал шедевр тосканского ордена - шестиколонный портик,
Боковые крылья были достроены до третьего этажа, облагораживая его величавый лик.
Фасад здания приобрёл монументальный классический облик!
Вдоль набережной красуется трёхэтажный корпус с большим Белоколонным залом,
Который сомкнулся с основным зданием и образовал анфиладу из шести парадных залов,
Оформленных в изысканной манере русского ампира.
К дворцу с восточной стороны примыкает корпус из пяти залов - жемчужин изобразительного мира,
Где разместились семейные художественные сокровища - высокого вкуса дары,
И уникальный домашний театр - оазис высочайшей культуры!
С подлинным совершенством оформлены во дворце интерьеры.
Залы парадной анфилады бельэтажа, сверкающие позолотой, отделанные благородными мраморами, узорчатыми шелками,
Венецианскими зеркалами, наборными паркетами,
Украшенные монументальной живописью, изысканной лепкой - талантливые произведения,
Всегда поражают воображение!
Перекрытая куполом, Большая Ротонда замкнута кольцом ионических колонн,
Поверхность которых обработано под голубой мрамор,
На фоне светлых матовых стен они смотрятся особенно эффектно, создавая собой почти фурор!
Купол Большой Ротонды декорирован изысканной живописью,
В центральной части его воспроизведён небесный свод, усыпанный золотыми звёздами небесного портала.
Дополняют убранство камин белого итальянского мрамора, венецианское зеркало
и бронзовый канделябр, специально изготовленный для этого зала.
Превосходны объединённые общим решением Синяя и Красная гостиные, продолжающие анфиладу.
Каждая, однако, имеет свои эмоциональные оттенки, отражающие красоту, присущую цветущему саду.
Стены гостиных затянуты штофной тканью прекрасных тонов.
Лёгкие и изящные росписи не перегружают плоскости плафонов.
Все паркеты набраны из редких пород дерева лучших сортов,
Камины и бронза - прекрасной работы русских, итальянских и французских мастеров.
Убранство Танцевального зала отличается особым благородством и элегантностью.
Росписи плафонов напоминают о предназначении зала, словно насыщенного цветами:
Танцующие нимфы парят в воздухе в развевающихся античных одеждах, перевитых лентами,
Цветочными гирляндами, венками, пальметтами.
Гладкие стены зала украшают пилястры искусственного мрамора ионического ордена -
Восхитительное убранство,
Огромные зеркала, огражденные изящными хрустальными балясинами, Как бы раздвигают пространство.
Не менее ослепителен по художественной отделке Белоколонный зал -певцов отраду -
Зал, завершающий идущую вдоль набережной Мойки парадную анфиладу.
Колоннада коринфского ордена, охватывающая его стены - прекрасна, высока,
Скульптурный антаблемент и тонкая, изящная живопись, покрывающая своды потолка,
Огромные золочёные люстры, выполненные из папье-маше, чтобы изящность их была волшебна, но легка -
Всё это производит впечатление парадности и вместе с тем удивительной гармонии - на века!
Во дворце - уникальная коллекция нескольких сотен художественных произведений - ценнейших, дорогих.
В созвездии мировых имён художников - французских, английских, итальянских,
Голландских, немецких, испанских -
Блистают полотна Рубенса, Ван Дейка, Рембрандта,
Тьеполо, Давида, Робера, Буше и других великих мастеров кисти и цвета.
Картины разместились в анфиладе интерьеров, получивших название
Николаевский зал, Прециоза, Ротонда Кановы и, глубинами истории вея, -
Античный зал, Римский зал, светлая Белозерская галерея.
Картинное убранство дворца дополняли великолепные произведения скульптуры.
Прекрасным украшением стали работы Антонио Кановы, Фальконе, Трискорни - цвет мастеров культуры.
Во дворце имелись и раритеты, - шесть античных мраморов,
Среди которых: «Меркурий», «Гемес», «Ганимед» - все из искусства сказочных миров.
Собрание Музея князя Юсупова в 1839 году насчитывало 483 картины и 31 мраморную скульптуру,
Отражавшие всех эпох культуру.
В домашнем театре Юсуповых проходили спектакли,
Вызывавшие неизменный интерес на приёмах, их гении посещали, когда могли.
Светская и культурная жизнь дворца того времени связана с именами Державина и Пушкина,
Крылова, Вяземского, Жуковского, Гнедича, французского драматурга Бомарше, Карамзина.
В 1836 году в Юсуповском дворце состоялось значительное художественное событие -
Своеобразная премьера первого действия первой русской национальной оперы Глинки - музыкальное открытие,
От которого начиналась русская опера - оперная заря -
«Иван Сусанин» или «Жизнь за царя».
Репетировали с княжеским крепостным оркестром из 30 музыкантов
Великие Глинка совместно с Даргомыжским - с их великим талантом.
Цветочные оранжереи дворца, находившиеся справа и слева от парадной лестницы и перестроенные,
Превратились в два новых прекрасных интерьера, изящно встроенные:
Зимний сад (не дошедшее до нас чудо цветового романса)
И Гобеленовая гостиная в стиле Ренессанса.
Фасад дворца в середине девятнадцатого века
Стал красивейшим и импозантнейшим в столице на века,
Архитектурной жемчужиной по своему высокому в мире искусств положению,
Не только по своим качествам, но и благодаря своему расположению.
Нижний вестибюль был преобразован так,
Что некоторая «зажатость» пространства, выделенная ему во дворце великой столицы,
Внезапно сменилась просторным энергичным разворотом мраморных маршей парадной лестницы.
Стены приоделись в пышный наряд лепного декора -
Очень скоро -
В стиле западноевропейского и не иного,
Подражая французским образцам эпохи Людовика четырнадцатого.
Сама лестница, доставленная из Франции,
была изготовлена из каррарского мрамора, проделав путь непростой.
Экзотическая Восточная гостиница, отреставрированная в 1890-ые годы,
Восхищала своей красотой даже в дни непогоды!
Изысканная отделка стен, расписанных арабесковой вязью по золочёному фону,
Камни из оникса, переносящие мысль во дворец султана или к магараджи трону,
Изящная аркада на мраморных колоннах, стоящих величественно,
Словно трон магараджи в серебре,
Напоминали о божественной Альгамбре.
Во дворце на половине князя появился ряд новых комнат с названиями:
Турецкий кабинет, Музыкальная,
Зал Генриха Второго, Буфетная, Кариатическая.
Интереснейший ансамбль своеобразных архитектурных миниатюр
Появился и в личных покоях княгини.
Помпейский кабинет предварял анфиладу жилых комнат на её половине,
Он был расписан орнаментом -
В неопомпейском вкусе, ценимом в доме том.
Затейливым золочёным декором рококо оформлены будуар и гостиная -
Уникальный символ гостеприимства русского дворянства.
Экзотикой заморских стран пронизана Персидская комната -
И в отделке, и в мебели, и в предметах убранства.
Повсюду во дворце царит гармония -
Композиции, единство масштабов и золотых пропорций - красот манеры.
Изящество и тонкость архитектурно-художественных решений объединяют великолепные интерьеры.
На первом этаже дворца расположились личные покои молодых Юсуповых -
Покои юности и романтизма,
Оформленные в стиле модного в те годы неоклассицизма.
В изысканном по замыслу и исполнению Серебряном будуаре,
В росписи плафонов и стен, отражавших в цветах миры чувств,
Нашли отражение эстетические идеалы художников «Мира искусств».
В Гобеленовой гостиной мастерски восстановлен декор стен,
Имитирующий резьбу по дереву - великолепный узор,
Восстановлена и гармонирующая с севрским голубым фарфором люстр лепка перекрытия под фарфор.
Обогащены мастерами-краснодеревщиками деревянные детали отделки зала - все стены,
Колонны, карнизы, ореховые панели и рамы, некогда обрамлявшие уникальные гобелены.
Благородством и своеобразием художественной отделки стал блистать небольшой интерьер Буфетной.
Встроенные шкафы созданы в технике маркетри из ценных пород дерева с текстурою старинной, не иной.
Стены Кабинета декорированы тиснёной кожей со богатым рисунком.
В кабинете восстановлен слой серебра на стенах, очаровывавший взоры высшего света,
Он придавал глубинный блеск и красоту тёмному декоративному убранству кабинета.
Воссоздан рисунок наборного паркета из дуба, красного дерева, ореха и берёзы -
По первоначальному чертежу, который талантливый мастер создал -
По-новому засиял Танцевальный зал!
Восстановлены хрустальные балясины - невысокие фигурные столбики в виде колонн,
Ограждающие старинные зеркала,
Которые декорируют плоскость стен и увеличивают пространственное решение зала.
Юсуповский дворец на Мойке - бывший княжеский особняк -
По праву считается одной из лучших петербургских дворянских усадеб восемнадцатого - двадцатого веков,
Он сохранил своё архитектурное и художественное очарование
Благодаря таланту архитекторов, скульпторов и художников -
Создателей дворцового ансамбля, обладавших яркой творческой индивидуальностью,
Проявивших не только многогранность своих дарований, но и тонкий вкус, граничащий с гениальностью,
Проявивших деликатность и удивительный такт, показываемый великими деятелями искусства веками,
Сохранив лучшее, что было создано их предшественниками.
——————
*Дворец Юсуповых в 1919 году декретом первого наркома просвещения России Луначарским был переведён из статуса помещения, где разместились шведское консульство, немецкое консульство, в статус национальной собственности и объявлен художественно-историческим памятником.
____________
**Текст (в прозаической форме) написан заслуженным работником культуры Российской Федерации Г.И. Свешниковой для книги «Юсуповский дворец Санкт-Петербург, Мойка, 94». Издательство «Арт-Палас», 2004.


(Фото - Белоколонный зал Юсуповского дворца)

© Copyright: Серж Пьетро 1, 2016
Свидетельство о публикации №116121806976

Читайте также: