Цитаты про диониса и вино
Обновлено: 21.11.2024
На людей нельзя полагаться. Человек по природе своей — воплощенная жадность. Людям верить нельзя.
Осаму Дадзай, из книги «Беги, Мелос!»У христиан один парень превращает воду в вино. Вот он точно Бог.
Цитата из фильма «Перси Джексон и Море чудовищ»— Но это же все вымысел, — возразил я. — Это мифы, которые создавали, чтобы объяснять молнии, смену времен года, ну и прочее. Это то, во что люди верили, пока не появилась наука. — Наука! — издевательски усмехнулся мистер Д. — А вот скажи мне, Персей Джексон… — Я вздрогнул, потому что он назвал мое настоящее имя, про которое я никогда никому не рассказывал, — что люди будут думать о твоей «науке» через две тысячи лет? А? Назовут ее примитивным «мумбо-юмбо». Вот так. О, как я люблю смертных — у них абсолютно отсутствует чувство перспективы. Они считают, что так далеко-о-о продвинулись во всем…
Следующая цитата
Нравится Показать список оценивших
Порт сонный,
Ночной,
Плененный
Стеной;
Безмолвны,
Спят волны, —
И полный
Покой.
Странный ропот
Взвился вдруг.
Ночи шепот,
Мрака звук,
Точно пенье
И моленье
Душ в кипенье
Вечных мук.
Звук новый льется,
Бренчит звонок:
То пляс уродца,
Веселый скок.
Он мрак дурачит,
В волнах маячит,
По гребням скачет,
Встав на носок.
Громче рокот шумный,
Смутных гулов хор,
То звонит безумно
Проклятый собор.
То толпы смятенной
Грохот непреклонный,
Что во тьме бездонной
Разбудил простор.
Химер, вампиров и драконов
Слетелись мерзкие полки.
Дрожат от воплей и от стонов
Старинных комнат потолки.
Все балки, стен и крыш основы
Сломаться каждый миг готовы,
И двери ржавые засовы
Из камня рвут свои крюки.
Шум крыл нетопыриных
В просторах без границ,
В распахнутых равнинах
Слабее писка птиц;
Иль кажется: цикада
Стрекочет в недрах сада
Или крупинки града
Скользят вдоль черепиц.
Этот лепет слабый,
Точно ветерок;
Так, когда арабы
Трубят в дальний рог, —
Дали, все безвестней,
Млеют нежной песней,
И дитя чудесней
Грезит долгий срок.
Исчадий ада
Быстрей полет:
Вернуться надо
Под адский свод;
Звучанье роя
Сейчас такое,
Как звук прибоя
Незримых вод.
Ропот смутен,
Ослабев;
Бесприютен
Волн напев;
То — о грешной
В тьме кромешной
Плач утешный
Чистых дев.
Мрак слышит
Ночной,
Как дышит
Прибой,
И вскоре
В просторе
И в море
Покой.
Лишь только ты почувствуешь однажды
Жестокосердный взгляд природы в глубину
Твоих страстей и мыслей безоглядных,
Тогда беги, скрывайся, терпеливо жди,
Но не взыскуй ответа мудрости лукавой.
Ответствуй сам. На страх и риск ищи
Живого бытия целительный остаток.
"Архетипическая модель, лежащая в основе мистериального спектакля: противостояние двух кланов небожителей (в Древней Греции это Титаномахия, битва олимпийских богов с титанами; смена божественных царствий: по Гесиоду – Уран-Крон-Зевс, у орфиков – Фанес-Ночь-Уран-Крон-Зевс-Дионис).
Примеры: противостояние Кришны и Кансы (который, в свою очередь, подобно Крону, сверг своего отца-царя Уграсена и захватил власть); пленение демона Бали. Это противостояние выражало себя в оппозиции двух цветов: черного (Вишну, Кришна) и красного (Канса, демон Бали).
К слову, оппозиция «черный-красный» гораздо более древняя, чем привычная «черный-белый». Мишель Пастуро отмечает, что на заре существования шахмат в Индии черные выступали именно против красных. Затем эта архетипическая модель была передана мусульманскому миру. Оппозиция «черный-белый» в шахматах дает о себе знать лишь с середины XIII столетия".
Нравится Показать список оценившихНравится Показать список оценивших
"Когда Фридрих Ницше, пророк грядущего сверхчеловека, завершил свой первый философский трактат «Рождение трагедии из духа музыки», он не только, как сказал Вяч.Иванов, вернул миру бога Диониса, но позволил проявиться двум фундаментальным принципам бытия, началам Аполлона и Диониса. Эта модель противостояния и взаимодействия двух начал восходит к трудам Плутарха, Роберта Фладда, Марсилио Фичино и Фридриха Шеллинга.
В сочинении «Общая Медицина, или Тайный Храм Искусства Врачевания» («Medicina Catholica, Seu Mysticum Artis Medicandi Sacrarium», 1629) Фладд помещает изображение темного и светлого божеств – Диониса и Аполлона, подпись под ним гласит: «И сказал Бог: да будет свет. И стал свет».
Аполлон здесь представлен как Солнце дня, Солнце открытое, явленное, тогда как Дионис есть Солнце ночи, сокрытое Солнце. И двое они суть одно. И каждый по отдельности несет в себе семена Ночи и Дня, явленности и сокрытия. Так Бог, согласно Роберту Фладду, предстает как разрушение и созидание, творец и творение, разложение и формирование. В верхней части рисунка мы видим символ Верховного Божества, маленький глобус, разделенный на два полушария. Его темная половина представляет собой божественный мрак, коим бог себя окружает и сокрывает. Сияющая полусфера символизирует божественный свет, при манифестации проявляющийся как объективная сила творения. Большой темный глобус, расположенный слева и соединенный с темной половиной Верховного Божества, означает потенциальный мрак, простиравшийся над безвидной и пустой землею («И тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою…»). Светлый глобус справа символизирует Божество, которое выступает из Тьмы. «И сказал Бог: да будет свет. И Стал свет». Человек способен познать божественную силу этого сияющего глобуса как силу Солнца. Большая центральная сфера, горизонтально разделенная на светлую и темную половины, есть сотворенная при участии света и тьмы Вселенная. Темная половина – это бездна, или хаос; светлая половина – божественная сила, устанавливающая порядок из хаоса. И в самом низу мы видим два полукруга – темный и светлый. Священная Тьма Абсолюта, Ночь сверхбытия, Deus Absconditus или Дионис и равновеликий ему Аполлон, уста Зевса, провозвестник его воли, огненный Логос, дающий знать о себе ударом молнии – христианский мистик Роберт Фладд помещает Аполлона и Диониса в сугубо христианский контекст, рассматривая их как дуальный принцип Света и Тьмы. Он часто будет использовать это изображение и в других сочинениях: в частности, поместит его на титульную страницу «Философии Моисея» (1638).
И Дионис как Солнце Ночи, и Аполлон как Солнце Дня связаны с огнем. В книге итальянского писателя Роберто Калассо «Брак Кадма и Гармонии» говорится о том, что мотив нахождения своей гибели в огненной стихии проходит через все легенды об Аполлоне и Дионисе. Семела, мать Диониса, умирает опаленная огненными молниями Зевса. Владыка Олимпа успевает спасти еще неродившегося сына, он зашивает его в свое бедро и донашивает. Мать Асклепия, Коронида, убита Аполлоном и сожжена за измену со смертным человеком. Аполлон вынимает младенца из чрева горящей изменницы. «Божественный огонь пожирает тех, кто осмеливается выйти за пределы человеческой сферы, - резюмирует Роберто Калассо, — будь они предатели бога, возвращающие человека к жизни, или узревшие бога без покровов, свидетели его эпифании. За пределом, установленным в качестве допустимого, горит огонь. Аполлон и Дионис часто находятся по краям этой границы, на стороне божественной или человеческой; они побуждают человека к движению назад-и-вперед, что выражается в стремлении выйти за свои пределы, за которые мы, кажется, цепляемся даже больше, чем за само человечество и даже больше, чем за саму жизнь. И иногда эта опасная игра отзывается рикошетом на самих двух богах, которые в нее играют». "
Следующая цитата
Почти всё последнее тысячелетие до нашей эры культ Диониса — бога виноделия, плодородия и религиозного экстаза — был неимоверно распространен по всему греческому миру. И особым энтузиазмом в служении ему отличались именно женщины.
Мужчины присоединились к нему лишь в конце, когда дионисии стали официальными государственными праздниками. В VI в. до н.э. они были узаконены властями, чтобы хоть как-то обуздать эту женскую стихию. Собственно, менадами были обычные женщины — матери, жены, дочери, уходившие время от времени в отрыв, и повальный женский эскейп очень волновал всё мужское население Древней Греции.
Вопреки расхожему мнению наших современников главной целью вакханалий, безусловно, был не разгул и буйство страстей, а религиозное служение своему божеству. Восхваляя своего бога греки молились, плясали и пели именно в его честь. Со стороны выглядело это несколько необычно. Местом таких мероприятий становились городские окрестности, обычно это были лесные поляны, где можно было не опасаться посторонних глаз.
Дионисии — одно из основных празднеств в Древней Греции. Праздник неслучайно получил имя бога Диониса. О нем было сложено множество сказаний – мифов, широко распространенных в древней Греции. Рассказывалось, как однажды бешеный бык забодал насмерть насмешливого сатира, большого друга Диониса. Горько плача, мальчик полил его раны душистым цветочным нектаром, и тогда сатир превратился в виноградную лозу, а сок плодов этой лозы стал пьянящим. Возмужавший Дионис побывал потом во многих странах и научил народы возделывать виноград, изготовлять из него вино и наслаждаться этим благородным напитком под сенью плющевых венков, предохраняющих от чрезмерного опьянения. Гомер называл Диониса «радостью людей». А согласно мифу постоянными спутницами Диониса были богини Харита и Эйрена – Обаяние и Мир.
Драматические представления в Греции в IV – VI вв. до н.э. происходили только на праздниках Диониса – учреждены афинским тираном Писистратом особенно на Великих Дионисиях в марте и на Лениях в конце января, отчасти на Малых Дионисиях (в деревнях в декабре) и составляли часть культа этого бога.
В февральско-мартовский праздник цветов – Анфестерии – красочно представлялось прибытие Диониса на корабле в Афины, крупнейший порт Аттики. Позднее древнеримские авторы называли по-латыни этот праздничный корабль Диониса carrus navalis «корабельная колесница» и отсюда произошло хорошо известное нам слово «карнавал». Из этих карнавалов с участием комос и трагедов, выступавших на улицах Афин, родились комедия и трагедия; они легли в основу великого и бессмертного древнегреческого театрального искусства.
Во время Великих дионисий ставились представления в театре, во время этого периода драматурги представляли на суд зрителей свои произведения и участвовали в конкурсе. Дни дионисий были нерабочими. В празднестве участвовало все городское население.
Бог театральных постановок и хоровых песен
- Трагичные театральные постановки. Трагедии ставились в театрах во время проведения фестивалей в честь бога Диониса.
- Комичные театральные постановки. Комедии также были неотъемлемой частью подобных празднеств.
- Хоровые песни (диферамбы) и танцы. Хоровые песни и танцы были элементами всех театральных посановок.
Следующая цитата
Праздники Диониса:
СодержаниеБог безумия, иллюзий и галлюцинаций
Неясный ум, иллюзии или галлюцинации были побочными эффектами чрезмерного употребления вина. По этой причине Дионис покровительствовал этим состояниям.
Бог виноградарства и изготовления вина
Дионису молились о том, чтобы урожай винограда был обильным. Также бог научил людей виноделию. Первым человеком, который узнал о том, как приготовить этот алкогольный напиток был Икариос: Дионис хотел его таким образом поблагодарить за оказанное гостеприимство. Пастух отправился в странствие по Аттике и раскрыл рецепт вина остальным жителям Древней Греции.
Цитаты классической древнегреческой литературы
Немного об имени
Но, как и большинство богов, он имел не только настоящие имена, но и прозвища. Считалось, что лишний раз поминать бога не стоит, чтобы не привлекать излишнее внимание к своей скромной персоне. Чаще всего его называли:
Какова его функция?
Бог питья вина, развлечений и празднеств
Бог чего Дионис
Альтернативная версия происхождения
Такая точка зрения не случайна. Для большинства богов Олимпа характерно наличие определенных рамок, все они стремились отстраниться от хаоса, разрушения и безумия. Даже если среди них далеко не все были поборниками строгой морали (одни только любовные похождения Зевса чего стоят!), но сознательно впадать в безумие и буйство не стремился ни один из них.
Рождение Диониса
Разобравшись кратко, бог чего в греческой мифологии Дионис (Вакх), следует рассказать и о его биографии. Тем более, что далеко не каждый бог Эллады может похвастать столь необычным происхождением.
Гера, супруга неверного Зевса, долгое время терпела и смотрела на происходящее сквозь пальцы. Только когда Семела забеременела, она решила отомстить смертной, посмевшей занимать место в помыслах главы Олимпа. Проникнув к ней в покои, Гера приняла облик кормилицы Семелы и подговорила несчастную попросить Зевса предстать перед нею в истинном облике. А заодно научила, как заставить бога выполнить просьбу.
Бог гомосексуальности и женственности
- Бог переодеваний в одежду противоположного пола и женственности
- Бог гомосексуальности и женственности
Бог виноделия любил юношу по имени Ампел, однако тот трагически погиб. Дионис превратил тело возлюбленного в виноградную лозу. По этой причине бог покровительствует гомосексуальным людям и их отношениям.
Юность
Зевс, прекрасно зная о мстительном характере своей супруги Геры, решил спрятать своего недавно рожденного сына Диониса, чтобы тот окреп и не стал легкой добычей. Он отдал его на воспитание нимфам, которым очень понравился пухлый, красивый мальчишка.
Факт! Также существует версия, что воспитанием Диониса занималась богиня Кибела, по силе почти не уступающая Гере.
Целые дни юный Дионис проводил в компании прекрасных нимф. А вскоре познакомился и со старым, мудром сатиром Ампелием. Вместе они проводили много времени, беседовали и играли.
Первое в мире вино
Дионис без безутешен. Он сделал всё, чтобы оживить своего старого друга и учителя. Даже полил его тело амброзией, надеясь, что тот оживет. Но эффект получился совсем нет таким, как ожидалось. Тело несчастного сатира внезапно превратилось… в виноградную лозу. А когда на ней созрел виноград, Дионис выдавил из него сок, из которого вскоре получилось первое вино. После этого молодой бог отправился в долгое путешествие по всей Элладе, а также далеко за её пределы, включая Индию. Везде он высаживал виноград и учил местных жителей, как получать из него вино.
Таким был страшный дар простым смертным от веселого бога.
Семейная жизнь
С другими персонажами история не так однозначна, поэтому их имена не стоит и приводить, чтобы не было лишней путаницы.
Увы, век простых смертных недолог. А во времена Античности он был ещё более коротким. Ариадна скончалась во время родов. Тогда Дионис уговорил своего отца Зевса сделать несчастную женщину богиней, наделив её бессмертием.
Любопытно! В некоторых трудах встречается упоминание о том, что Ариадна не умерла, а была превращена в камень Персеем, воевавшим с Дионисом.
Бог фруктов и различной растительности
- Бог фруктов (в общем смысле)
- Бог винограда
- Бог отдельных фруктов (инжира, яблок и т.д.)
Безумие Диониса
Но мифология бога Древней Греции Диониса (Вакхоса) была бы не полной без упоминания без такого важного и неприятного аспекта, как его безумие.
Факт! Однажды Дионис спустился в подземное царство мёртвых и вывел оттуда свою мать Семелу, которая позже обрела бессмертие, став богиней.
Как бы там ни было, безумие всегда сопровождало бога виноделия. Он путешествовал по разным землям, как и говорилось выше, и повсюду сажал виноградную лозу. Но вместе с этим он сеял также безумие, наказывая им всех, кто смел ослушаться его или засомневаться в божественном происхождении.
Вот лишь краткий список его жертв:
- Царь Ликург зарубил своего сына топором, считая, что срубает лозу винограда.
- Царь Пенфей был разорван толпой, обезумевшую от воздействия Диониса.
- В Аргосе женщины съели своих детей.
Кстати, сам Дионис также часто впадал в ярость и убивал окружающих.
Атрибуты
Без атрибутов не обходится ни один уважающий себя бог с Олимпа. По ним исследователи легко понимают, какой небожитель изобретен на картине, отчеканен на монете или высечен в камне.
Разумеется, есть определенные атрибуты и у Диониса. Чаще всего его изображали с:
- виноградной лозой,
- тирсом (жезл), увенчанным сосновой шишкой,
- плющом.
Культ
А вот как отмечался праздник бога Диониса на самом деле?
Ещё раньше борьбу с пьянством и вакханалиями начали в Риме. Когда местные жители переняли культуру греков, власти быстро поняли опасность чрезмерного поклонения Дионису. Поэтому уже во втором веке до нашей эры проводились масштабные репрессии против вакханалий и участников. Так что, здесь до настоящих оргий, какие встречались в Древней Греции, не дошло.
Каждый более-менее влиятельный бог Эллады имел определенный гимн, который пели жрецы и простые люди в праздничные дни. И Вакх вовсе не был исключением.
На греческом языке гимн звучит следующим образом:
Κικλήσκω Διόνυσον ἐρίβρομον, εὐαστῆρα,
πρωτόγονον, διφυῆ, τρίγονον, Βακχεῖον ἄνακτα,
ἄγριον, ἄρρητον, κρύφιον, δικέρωτα, δίμορφον,
κισσόβρυον, ταυρωπόν, Ἀρήιον, εὔιον, ἁγνόν,
ὠμάδιον, τριετῆ, βοτρυηφόρον, ἐρνεσίπεπλον.
Εὐβουλεῦ, πολύβουλε, Διὸς καὶ Περσεφονείης
ἀρρήτοις λέκτροισι τεκνωθείς, ἄμβροτε δαῖμον·
εὐμενὲς ἦτορ ἔχων, σὺν ἐυζώνοισι τιθήναις.
Если же перевести его на русский язык, то он будет звучать так:
Я зову Диониса, неистовым «эвоэ!» чтимого,
Перворожденного, дважды и трижды рожденного, дикого
Вакха-царя, несказанного, тайного, с видом изменчивым,
С оком быка, плющеносца, рогатого, чистого, доброго,
Рвущего мясо сырое, Арею подобного, винного,
В ризе из трав, Эвбулея, трехлетнего, мудростью щедрого,
Бога бессмертного, Зевсом рожденного и Персефоною.
Голос услышь мой, блаженный, и будь ко мне ласков и милостив –
Ты, и твои восприемницы, чьи подпоясаны пеплосы.
Бог реинкарнации, загробной жизни и возрождения
Аналоги
Скульптуры и картины
Например, вот эта амфора, изготовленная в пятом веке до нашей эры, обнаруженная неподалеку от Рима, в месте под названием Вульчи, изображает Диониса с чашей и виноградной лозой.
А вот этот изящный барельеф из мрамора изображает не только самого Бахуса, но и его супругу Ариадну. Первый сжимает в руке свой верный тирс, увенчанный шишкой, а вторая играет на кифаре, услаждая слух мужа. Датирован барельеф примерно серединой первого века до нашей эры.
Читайте также: