Цитаты про брата и сестру в исламе

Обновлено: 21.11.2024

Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!

Просим помощи и прощения только у Аллаха. Просим у него уберечь нас от грязных помыслов и греховных действий. Кого Аллах наставил на истинный путь, того никто с него не собьет, кого он заблудил, никто не наставит на правильную дорогу.

Я свидетельствую, что нет божества кроме Аллаха и нет достойного поклонения никому кроме него, он один и нет у него сотоварища, и свидетельствую, что Мухаммед (мир ему и благословение Аллаха) раб его и посланник.

-О, верующие! Бойтесь Аллаха должным образом, и умирайте, не иначе как будучи мусульманами.(Семейство Имрана-102.)

-О люди! Бойтесь Вашего господа, который сотворил вас из одного человека, сотворил из него пару ему и расселил много мужчин женщин, произошедших из них обоих. Бойтесь Аллаха именем, которого вы просите, друг друга и бойтесь разрывать родственные связи. Воистину Аллах наблюдает за вами.(Женщины-1)

-О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха и говорите правое слово. Тогда Он исправит для вас ваши дела и простит вам ваши грехи. А кто повинуется Аллаху и Его Посланнику, тот уже достиг великого успеха.(Союзники-70-71.)

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: Действительно самые хорошие слова, слова Аллаха и самый хороший путь, путь Мухаммеда (мир ему и благословение Аллаха), и самое плохое что есть это нововведения и каждое нововведение-это бидаа, а каждое бидаа – заблуждение, а каждое заблуждение ведет в ад ..(Передал Муслим, 3242).

О рабы Аллаха ! советую вам и себе быть богобоязненными.

О, люди! Бойтесь Аллаха должным образом, и слушайте хутбу молча и не разговаривайте друг с другом. Прошу вас не увлекаться мобильными телефонами, отключайте их и не снимайте на камеру.

О, мусульмане! Бойтесь Аллаха, изучайте свою религию, будьте в числе понимающих её. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: Аллах Свят ОН и Велик кому желает добра делает его понимающим религию.

Помните Ислам религия, основанная на знании, и является источником добра и справедливости во всех отношениях.

Ислам пришел всему человечеству только в качестве Милости от Аллаха, Творца небес и земли, которого ни кто не может отрицать, со всеми правилами от Него.

Аллах Свят ОН и Велик отправил Мухаммеда (мир ему и благословение Аллаха). с верой чистой без ширка и прощающей, всеобъемлющим шариатом, который обеспечивает всему человечеству спокойную радостную жизнь, по которому каждый человек обретает наивысшую степень нрава, покоя.

О, Рабы Аллаха! бойтесь Аллаха должным образом, знайте, что этот мир обитель проходящая, а последняя обитель постоянное место пребывания. Совершайте благие дела пока не поздно, пока не потеряли возможность их совершать, анализируйте свои дела, что заработали, что потеряли, удерживайте себя от погружения в прихоти, преуспел тот, кто посвящает себя и свои поступки тому, что будет после смерти, ради мирских соблазнов не совершает тяжких преступлений против себя и человечества.

Неспособный, слабый тот, кто подчинил себя своим прихотям и надеется на Аллаха, кто исправил свои тайные дела, Аллах исправит его открытые явные дела, кто исправил своё отношение с Аллахом, Аллах исправит его дела с людьми и убережет его от их зла.

О, мусульмане ! Аллах знает о ваших тайных делах, если у вас там беспорядок вам не помогут ваши открытые прекрасные деяния. Каким бы ты не был благочестивым снаружи, читающим намаз, соблюдающим пост и так далее, если внутри скрываешь зло, твое благочестие тебе не поможет.

О, Мусульмане! сегодняшнюю хутбу я хотел бы иншааллах посвятить теме братства в исламе,т.к. это тема является важной и актуальной как никогда на сегодняшний период, период разобщенности и смуты среди мусульман, когда мусульмане разделились на разрозненные мелкие группы, занимаются выискиванием друг у друга недостатков, и обмениваются взаимными обвинениями. Называют себя разными называниями, ханафит, шафиит, шиит, ваххабит, суфист, мурджит, пораженцы и так далее, отличают себя от других различными признаками, одни палец поднимают при встрече друг с другом, другие издеваются над теми, кто соблюдает сунну, другие не соблюдающих сунны выводят из ислама, Одни сбривают бороды что бы не быть похожим на соблюдающих сунну пророка, а другие людей без бороды считают не мусульманами а некоторые одевают разные формы одежды что бы его джамат отличался от других. какие-то приписывают себя различным джамаатам и тарикатам и так далее. При этом никто не хочет понять, что другой так же его брат по вере, а не враг, ведь каждый из них должен искать истину в Коране, сунне пророка и в поступках сподвижников и праведных предков которые подчинились пророку наилучшим образом и не должен считать, что истина заключена в словах его устаза, амира или шейха, а также не делить людей на белых и черных.

Поистине, одним из наиболее важных качеств искреннего мусульманина является то, что он испытывает по отношению к своим братьям и друзьям чувство любви, не связанной ни с какими корыстными материальными интересами, не преследующей никаких целей, признательности или взаимной помощи в будущем. Это искренняя, братская любовь. Это объясняется тем, что связь, соединяющая мусульманина с его братом независимо от его национальности, цвета кожи и языка, является связью веры, так как Аллах Всевышний сказал: Воистину, верующие — братья. Посему примиряйте братьев и бойтесь Аллаха, — быть может, вы будете помилованы.( Худжурат 10)
Братство по вере надежнее, чем другие приятельские отношения, потому что братство по вере связывает души и сердца и является высшим связующим звеном.

Мы видим из аятов и хадисов согласию и братству, воздается множество похвал, особенно если людей связывает друг с другом благочестие, религия и любовь к Аллаху. Аллах указывая на великое благодеяние, оказанное нам верующим, сказал: Он сплотил ваши сердца, и по Его милости вы стали братьями .(Аль имран 103).

Здесь имеется ввиду, что это согласия и братство стало возможным благодаря Аллаху. Для того, чтобы удержать людей от разобщенности Аллах порицает ее, говоря: Крепко держитесь за вервь Аллаха все вместе и не разделяйтесь.( Аль имран 103)

А одним из качеств благодаря которому мы можем достичь братства является благой нрав. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует). сказал: «Поистине, больше всех из вас Аллах любит наиболее благонравных и проявляющих смирение, которые любят сами (т.е. братьев) и пользуются любовью других, а самыми ненавистными из вас для Аллаха являются те, которые распространяют сплетни, разлучая друг с другом братьев (по вере).»(Ат-Тирмизи)

От Ибн ‘Умара сообщается, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал:«Самые любимые люди для Аллаха — это самые полезные из них, а самое любимое деяние перед Аллахом Всемогущим и Великим — эта радость, которую ты приносишь мусульманину или помогаешь ему в беде или выплачиваешь за него долг или утоляешь его голод. И поистине, придти на помощь своему брату мусульманину в том, в чём он нуждается любимее для меня, чем совершить иттикаф в мечети в течение месяца. А тот, кто сдержит гнев в отношении брата своего (в Исламе), тому Аллах прикроет его наготу (т. е. скроет его недостатки и грехи), и тому, кто сдержит свой гнев в то время, когда он хотел излить его, Аллах наполнит его сердце довольством в Судный день. И того, кто вышел помогать своему брату мусульманину в его нужде пока он не поможет ему, тому Аллах укрепит его стопы в тот день, когда стопы будут скользить. И поистине, дурной нрав портит деяния так же, как уксус портит мёд». Ибн Абу д-Дунья, ат-Табарани. Хадис хороший. См. “Сахих аль-Джами” 176.

Как мы видим из этого хадиса, братство является очень важным и поощряемым качеством и положение любящих друг друга в Аллахе велико, и Господь миров окажет им высокую честь в тот день когда люди предстанут перед Ним униженными.

Когда в день воскресения люди будут собраны, именно на них Он обратит Свое внимание и скажет: «Где любившие друг друга ради величия Моего? Сегодня, в тот День, когда (иной) тени, кроме тени Моей не будет, Я укрою их в Своей тени!» (Муслим).

Истинный мусульманин, уяснивший (т.е. осмысливший, который понял) установления своей религии, знает что ислам , призвавший к любви, поддержанию связей и сочувствию, запрещает людям ненавидеть, порывать связи и прекращать общаться друг с другом. Вступившие в конфликт между собой мусульмане в соответствии с установлениями ислама, обязаны как можно скоро быстрее делать шаги к примирению, о чем посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха). говорит так: «Не дозволено мусульманину, прерывать отношения со своим братом (в Исламе) более чем на три дня! И тот, кто прервал отношения со своим братом свыше трёх дней и умер, войдёт в Огонь!»» Абу Дауд 4914, Ахмад 2/392.

И чем больше будет срок прекращения отношений и расставания, тем больше будет тяжесть греха и тем более серьезными последствиями это грозит для тех двоих.

Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Не завидуйте друг другу, не взвинчивайте цену, откажитесь от взаимной ненависти, не поворачивайтесь спиной друг к другу, не перебивайте торговли друг другу и будьте братьями, о рабы Аллаха, ведь мусульманин мусульманину брат, и поэтому не должен никто из мусульман ни притеснять другого, ни относиться к нему с презрением, ни оставлять его без помощи, а богобоязненность скрыта здесь!», — и посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, трижды указал рукой себе на грудь, после чего сказал: «Достаточно будет вреда тому человеку, который презирает своего брата в Исламе, и для каждого мусульманина должны быть неприкосновенными жизнь, имущество и честь другого мусульманина!» Муслим 2564.

Как видите этот хадис очень актуален на сегодняшний день, ведь есть множество мусульман которые презирают брата только из-за того что их взгляды на какие либо вопросы и детали ислама не совпадают с их мнением или мнением их сообщества, уже готовы обесчестить и нарушить права своего брата.

Поистине мусульманин, вдумывающийся в суть этих наставлений пророка может таить в себе злобу лишь в том случае, если сердце его поражено болезнью, сам он отличается чёрствостью, грубостью, бездушностью и ему изначально присущи какие то искривления. Эти наставления и угрозы адресованы в адрес черствых и грубых людей, которые отклоняются от нравственных принципов ислама и отгораживаются от приветливости и снисходительности религии, упорно отказываясь от восстановления отношений. И таких людей в мире вечном ждет нечто ужасное, они будут лишены милости и прощения Аллаха и двери рая для них окажутся закрытыми.

Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Врата Рая открываются по понедельникам и четвергам, и прощаются грехи каждому рабу, ничему не поклоняющемуся наряду с Аллахом, за исключением такого человека, которого ненависть разделила с его братом. И тогда будет сказано: «Подождите с этими двумя, пока они не примерятся друг с другом, подождите с этими двумя, пока они не примерятся друг с другом, подождите с этими двумя, пока они не примерятся друг с другом!»» Муслим 2565.

Взаимная ненависть приводит к тому, что дела людей становятся тщетными, лишает их награды и уничтожает благие деяния. Для мусульманина, порвавшего отношения со своим братом, примирение будет лучше подаяния и поста, ведь если подобная отчужденность и взаимная ненависть сохранятся, это приведет к уничтожению того благого, что он обрел благодаря совершению дел поклонения.

Для того чтобы соответствовать братству в религии, мусульманин должен стремиться к закреплению определенных свойствам черт характера которые похвальны Аллахом.

Мусульманин встречает своих братьев с радостным лицом. Объясняется это тем, что приветливое и ясное лицо является зеркалом чистого сердца.
Он искренне относится к ним, он проявляет искренность в отношении к Аллаху, к его книге, к Его посланнику, к руководителям мусульман и ко всем мусульманам вообще. Мусульманин искренне относится к своим братьям и никогда не обманывает их.

Он склонен к доброте и верности. Согласно установлениям шариата, любовь, искренность, доброта и верность обязательно должны находит свое проявление в оказании человеком помощи своему брату в любых обстоятельствах. При этом ему следует оказывать брату помощь и в тех случаях когда он прав, становясь на его сторону, поддерживая и защищая его. В случаи же когда он не прав помощь должна выражаться в том, что бы дать ему добрый совет и удержать его от ложного и совершения несправедливости.
Он проявляет доброту по отношению к своим братьям. Истинный мусульманин мягок в общении со своими братьями, добр к ним и любит их также,как они любят его или больше их.

1.Он не злословит о них. Истинный и искренний мусульманин воздерживается от того, чтобы порочить своих братьев и друзей, не злословит о них.

О те, которые уверовали! Избегайте многих предположений, ибо некоторые предположения являются грехом. Не следите друг за другом и не злословьте за спиной друг друга. Разве понравится кому-либо из вас есть мясо своего покойного брата, если вы чувствуете к этому отвращение? Бойтесь Аллаха! Воистину, Аллах — Принимающий покаяния, Милосердный.(Комнаты 12.)

2.Он избегает споров с ними, воздерживается от обидных шуток и не нарушает своих обещаний. Одним из присущих мусульманину свойств является то, что он не досаждает, не тревожит, не пристает к своим братьям и друзьям бесплодными бесполезными спорами, не надоедает им обидными шутками и не нарушает данных их обещаний, руководствуясь в этом наставлениям посланника (мир ему и благословение Аллаха). который сказал: « Не спорь с братом своим, не вышучивай его т.е. не обижай обидной шуткой, и не нарушай данного ему обещания»

О рабы Аллаха ! советую вам и себе быть богобоязненными

И продолжим далее, для того чтобы соответствовать братству в религии, мусульманин должен стремиться к закреплению определенных свойствам черт характера которые похвальны Аллахом.

3.Он отдает своим братьям предпочтение перед самим собой.

Пророк (мир ему и благословение Аллаха)сказал: «Не уверует никто из вас до тех пор, пока не будет желать брату своему того же, чего желает самому себе«. Аль-Бухари и Муслим.

4.Он обращается к Аллаху с мольбами за своих братьев и в их отсутствие.

А те, которые пришли после них, говорят: «Господь наш! Прости нас и наших братьев, которые уверовали раньше нас! Не насаждай в наших сердцах ненависти и зависти к тем, кто уверовал. Господь наш! Воистину, Ты — Сострадательный, Милосердный».(Собрание 10)

О, Мусульмане! Не мало немного были сказано на сегодняшней хутбе по поводу братства в исламе, но мало вероятно что все сказанное запомнится, но на последок хотел бы закрепить сказанное хадисом, пророк (мир ему и благословение Аллаха). сказал:«Ты видишь, что в проявлении милосердия, любви и сочувствия друг к другу верующие подобны [единому) телу: когда какая-нибудь из его частей поражается болезнью, все другие (части) тела отзываются (на это, испытывая) бессонницу и (страдая от) горячки». ( Аль-Бухари; Муслим.)

Дай Аллах, чтобы мы были в числе понимающих слово и подчиняющихся лучшему.

Воистину, Аллах повелевает блюсти справедливость, делать добро и одаривать родственников. Он запрещает мерзости, предосудительные деяния и бесчинства. Он увещевает вас, – быть может, вы помяните назидание.

Поминайте Великого Аллаха и он тоже о вас будет помнить, благодарите Аллаха за его дары что бы он вам добавил вам их, и он знает то что вы совершайте.

Воистину, Аллах и Его ангелы благословляют Пророка. О те, которые уверовали! Благословляйте его и приветствуйте миром.(Аль-Ахзаб- 56)

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал тот, кто благословит меня один раз, Аллах его благословляет десять раз

فصلّوا وسلِّموا على سيّد الأولين والآخرين وإمام المرسلين.

اللهم صل وبارك على محمد وعلى آل محمد كما صليت وباركت على إبراهيم وعلى آل إبراهيم إنك حميد مجيد وارض اللهم عن الأربعة الخلفاء الراشدين وعن آل بيت نبيك الطيبين الطاهرين وعن أزواجه أمهات المؤمنين وعن الصحابة أجمعين وعن التابعين ومن تبعهم بإحسان

Следующая цитата

Очень часто можно услышать мнение, что женщина в исламе не имеет никаких прав, она угнетена, ее никто не любит и не заботится о ней. Это совершенно неправильное мнение.

Родные брат и сестра в семье, это счастье, которое очень часто не понимается с детства. Это частые ссоры и примирения, это игры и развлечения, это поддержка и помощь в трудную минуту. Очень часто между братом и сестрой возникают теплые чувства, которые остаются на всю оставшуюся жизнь. Очень редко мы задумываемся, что брат или сестра это дар от Всевышнего, который награждает нас за любовь и взаимопонимание.

В Исламе старший брат играет огромную роль в жизни сестры. Они могут вместе путешествовать. Если девушка не замужем, а отец же умер, то в жизни сестры брат становится её опекуном. Брат ее везде сопровождает, несет за нее ответственность, заботится о ней и оберегает ее, он выполняет функцию отца для неё.

Мы всегда полагаемся на того, кому доверяем, вся сила находится в наших сердцах, а не в руках, потому, что сила тела, иногда выдает своего владельца, а что касается силы чувств, вы никогда не ошибетесь.

Мой арабский друг всегда говорит, что за свою сестру он готов жизнь отдать. Он никогда не позволит ее обидеть и оскорбить, кто бы это не был.

Если у вас в сердце есть место для сестры, вы никогда ее не забудете, не потеряете ее, как бы далеко вы не находились друг от друга.

Брат и сестра (картинка свободный доступ интернета) Брат и сестра (картинка свободный доступ интернета)

Брат вошел в дом своей сестры, когда она сидела на стуле. Он подошел к ней тихонько и встал у неё за спиной.

Он закрыл ей глаза одной рукой, а вторую руку, положил ей на плечо, и спросил её: "Кто сильнее, ты или я?"

Она ответила ему: "Я".

Он во второй раз, спросил её: " Кто самый сильный… ты или я?"

Затем он в третий раз, спросил ее, кто самый сильный…

Она ответила ему: "Я".

Брат обиделся и пошел к двери, чтобы уйти, и уже держась рукой за дверь, чтобы открыть её, он повернулся к сестре, и спросил её: «Кто сильнее ты или я, с грустью и дрожанием в голосе?»

И она ответила ему: "Ты, ты, ты, конечно ты. "

Он вернулся и сказал ей: «Удивительно, почему ты сказала мне, что ты самая сильная?»

Сестра ответила ему: "Потому что ты, стоял у меня за спиной, а твоя рука была на моем плече".

Твоя защита поддерживала меня . но когда ты уйдешь, я стану слабой без тебя.

Дорогие мужчины, которые являются братьями поддерживайте и защищайте своих сестер.

Не стоит быть мужчиной сильным и властным над своей сестрой, а наоборот, будьте добрыми и заботливыми людьми с ними, любите и оберегайте их, ведь ваша сестра, вторая мама дома, после мамы .

Следующая цитата

Самые близкие родственники – это кровные родители. Счастливы те, у кого они есть, у кого они живы;чьи родители небезразличны к своим детям. Родителей никто не может заменить, к сожалению. Когда они есть – мало кто это ценит. Дети, которые выросли без отца или без матери по тем или иным причинам, лучше остальных понимают, насколько это незаменимо и невосполнимо.

В Исламе почтение к родителям стоит на одном из первых мест. В одном из многочисленных хадисов говорится:

«Довольство Аллаха – в довольстве родителей, гнев Аллаха – в гневе родителей» (Байхаки).

Другой хадис показывает место матери в Исламе:

«Один человек спросил у Пророка (мир ему и благословение): «К кому мне надлежит проявлять наибольшее почтение, о, посланник Аллаха?». Пророк ответил: «К твоей матери». Человек спросил: «А затем к кому?». Он снова ответил: «К твоей матери». Человек вновь спросил: «А затем к кому?». Пророк снова ответил ему: «К твоей матери». После этого человек спросил ещё раз: «А затем к кому?». И пророк (мир ему и благословение) сказал: «Затем к твоему отцу, а затем к родственникам по мере близости» (Муслим).

И родителям не стоит забывать о своих обязанностях перед детьми и не притеснять их.

Также необходимо проявлять почтение и к остальным родственникам, несмотря на общую тенденцию к свободе и стремлению жить независимо от других. Если раньше жили большими семьями в одном доме, то сейчас каждый стремится жить отдельно, даже будучи неженатым (незамужней). В итоге – снижение уровня внутрисемейных коммуникаций, духовная отдалённость друг от друга. Малейшая ссора, обида приводят к разрыву отношений, будто их и не было никогда. Даже близкие родственники могут годами не общаться друг с другом, созваниваясь друг с другом лишь в случае трагических происшествий. Однако Всевышний велел нам сохранять добрые родственные отношения в любых ситуациях:

وَاتَّقُواْ اللَّهَ الَّذِي تَسَآءَلُونَ بِهِ وَالأَرْحَامَ إِنَّ اللَّهَ كَانَ عَلَيْكُمْ رَقِيباً

«…Бойтесь Аллаха, именем которого вы просите друг друга, и бойтесь разрывать родственные отношения. Воистину, Аллах наблюдает за вами» (сура ан-Ниса, 1);

Сообщается со слов Абу Хурайры, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

«Кто верит в Аллаха и Судный День, пусть поддерживает родственные отношения» (Аль-Бухари, Муслим);

«Поистине, среди верующих самая совершенная вера у того, кто самый благонравный и самый добрый к своей семье» (Тирмизи).

Наверное, каждый в своей жизни убедился, что зачастую никто, кроме близких родственников, не поможет в беде, не придёт в больницу, не оплатит долги и т.д. Поэтому моду оставлять детей в детских домах, стариков – в домах престарелых и инвалидов нужно забыть. Разрыв родственных связей – один из больших грехов в Исламе. Множество аятов из священного Корана и хадисов Пророка (мир ему и благословение), которые мы приведем ниже, тому подтверждение.

В Коране сказано:

وَاعْبُدُوا اللَّهَ وَلاَ تُشْرِكُوا بِهِ شَيْئاً وَبِالْوَالِدَيْنِ إِحْسَاناً وَبِذِي الْقُرْبَى وَالْيَتَـامَى وَالْمَسَـاكِينِ وَالْجَارِ ذِي الْقُرْبَى وَالْجَارِ الْجُنُبِوَالصَّاحِبِ بِالجَنْبِ وَابْنِ السَّبِيلِ وَمَا مَلَكَتْ أَيْمَـانُكُمْ إِنَّ اللَّهَ لاَ يُحِبُّ مَن كَانَ مُخْتَالاً فَخُوراً

«Поклоняйтесь Аллаху и не давайте Ему сотоварищей. Делайте добро родителям, родственникам, сиротам, беднякам, соседям, как родственникам, так и не состоящим в родстве с вами, собратьям (по ремеслу), путникам и тем, кем владеете вы. Воистину, не любит Аллах гордецов и спесивцев» (сура ан-Ниса,36).

Как видим из аята, поддерживать отношения необходимо не только с кровными родственниками, но и с соседями, друзьями и коллегами по работе независимо от их вероисповедания, братьями и сёстрами по вере.

Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) всегда интересовался своими сподвижниками, ходил к ним в гости. В прежние времена люди переходили пустыню ради того, чтобы навестить друзей. Сегодня же задача намного облегчена: даже если нет времени, можно позвонить и поговорить с человеком в любой стране в любую минуту, и не только поговорить, но и увидеть на экране своего телефона.

Вознаграждение за укрепление родственных связей и наказание за их разрыв

В хадисе-кудси говорится: «Всевышний Аллах сказал: “Я — Аллах, и Я — Милостивый (Ар-Рахман), и Я сотворил родственные связи (рахим), и дал им имя от Своего Имени, и кто станет поддерживать их, с тем Я стану поддерживать связь, а кто порывает их, с тем и Я порву связь”» (Бухари)

От Аиши (да будет доволен ею Аллах) передаётся, как Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кровное родство прикреплено на Арше. Тот, кто соединит его, того соединит Всевышний, а того, кто отрежет, того Всевышний Аллах отрежет». (Бухари, Муслим)

В хадисе Пророка (мир ему и благословение Аллаха) говорится: «Не получает милость Аллаха народ, в котором есть люди, разрывающие родственные связи» (Ахмад, Абу Нуайм).

Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «О, мусульмане! Сохраняйте родственные связи, поистине, это удлиняет жизнь и увеличивает пропитание (ризк)».

В достоверном хадисе говорится: «Кто бы ни прекратил спор, зная, что он неправ, Аллах возведёт ему дворец на краю Рая, и кто бы ни прекратил спор, будучи правым, Аллах возведёт ему в Раю дворец на самом высоком месте» (Тирмизи).

Сообщается со слов ибн Умара (да будет доволен ими обеими Аллах), что один человек пришёл к Пророку (мир ему и благословение Аллаха) и спросил его: «Воистину, я совершил великий грех, есть ли у меня возможность покаяться?». Пророк (мир ему и благословение Аллаха) спросил: «Есть ли у тебя мать?». Человек сказал: «Нет». Пророк спросил: «Есть ли у тебя тётя по матери (то есть сестра матери)?». Человек сказал: «Да», – тогда Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Оказывай ей благодеяния». (Тирмизи, Хаким).

В хадисе говорится: «Подаяние (садака) нуждающемуся – это только подаяние, тогда как подаяние, отданное родственникам – это две вещи: подаяние и поддерживание родственных связей».

Итак, из приведённых хадисов мы видим, что плодами поддержания родственных уз являются защита и поддержка Аллаха, прощение грехов, увеличение земного удела (ризк), увеличение срока жизни, вход в Рай.

Современная наука доказала, что тёплые отношения, будь то родственные или нет, делают людей более счастливыми, успешными и здоровыми.

Приведённые ниже аяты и хадисы говорят нам о таких тяжёлых последствиях разрыва родственных отношений, как непринятие молитв, постов и благих деяний, бедность и короткая жизнь, проклятие Аллаха и дорога в Ад.

Всевышний говорит (смысл): «А те, кто нарушает завет (договор) с Аллахом после того, как они заключили его, разрывают то, что Аллах велел поддерживать, и распространяют бесчестие на земле (неверием, грехами) – получат проклятие (после наделения милостью Аллаха) и Скверную обитель (Ад)» (сура «Ар-Раад», аят 25).

«Неужели вы, если откажетесь от веры, надеетесь творить нечестие на земле и разорвать родственные узы? Ведь проклял их Аллах, лишив слуха и зрения. Неужели не размышляют они о Коране? Или на запоре сердца их?» (сура 47 аяты 22-24).

«Порывающий со своими родственниками не войдет в Рай»,– сказано в хадисе (Бухари, Муслим).

В другом хадисе говорится: «Не спорь с мусульманином и не держи на него обиду более трёх дней. Человек, который умер, держа обиду на своего брата по вере более трёх дней, попадёт в Ад».

«Посты в Рамазан не принимаются у того, кто не поддерживает родственные узы» (хадис).

«Если в течение года двое не помирились, то им записывается такой грех, как будто они пролил кровь друг друга» (Абу Дауд, Байхаки).

Абдула ибн Масуд говорил: «Когда двое поссорились, тот, кто стал причиной ссоры, выходит из полноценного Ислама до тех пор, пока они не помирятся».

У того, кто разрывает родственные связи, не принимаются благие деяния. От Абу Хурайры передаётся хадис: «Деяния человека предстают перед Аллахом в ночь на пятницу, и не принимаются деяния того, кто разорвал родственные связи» (Ахмад).

Что на самом деле означает «поддерживать родственные связи»?

Поддерживает отношения не тот, кто просто отвечает взаимностью на оказанное внимание, а тот, кто поддерживает отношения вне зависимости от того, делают ли другие то же самое. Если ему не звонят и не вспоминают его, не навещают, не оказывают какое-либо внимание, то он сам проявляет инициативу в поддержании отношений. Даже если против него совершают зло, отрекаются от него, даже если родственники – не мусульмане, всё равно необходимо проявлять терпение и прощение ради Аллаха. В Судный день каждый понесет отчёт только за свои поступки: проявляющий добро будет вознагражден, творящие зло и притеснители получат своё наказание.

В хадисах Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) говорил следующее: «Кто отвечает добром тем родственникам, которые хорошо относятся к нему, не считается выполнившим свой долг по отношению к ним. Считается, что выполняет долг только тот, кто продолжает хорошо относиться к ним, несмотря на то, что они порвали с ним всяческие отношения» (Бухари, Муслим); «Самая лучшая садака – это когда ты даёшь тому, кто не даёт тебе, оказываешь помощь тем, кто не оказывает помощи тебе, прощаешь тех людей, которые обошлись с тобой несправедливо».

Сообщается от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что один человек сказал: «О Посланник Аллаха, у меня есть родственники, с которыми я поддерживаю родственные связи, тогда как они порывают их, я делаю им добро, а они причиняют мне зло, и я кроток с ними, а они поступают по отношению ко мне подобно невеждам!». На что он сказал: «Поистине, если это так, как ты говоришь, то ты словно наполняешь их рты горячей золой, и до тех пор, пока ты не перестанешь поступать так, будет с тобой от Аллаха помощник против них!» (Хадис передал Муслим).

Как можно поддерживать родственные узы?

Поддерживать отношения с родственниками, соседями, друзьями, коллегами, братьями и сёстрами по вере можно различными доступными для нас способами, начиная с простой улыбки и приветствия. Несмотря на нехватку времени, нужно ходить в гости, заранее договорившись о визите, проводить досуг вместе, посещать свадьбы и похороны, помогать в трудную минуту как словами, так и делами. Созваниваться, писать письма, поздравлять с праздниками, хвалить, дарить подарки, пусть даже символические, в случае необходимости давать деньги в долг без процентов, сопровождать больных людей в поездке на лечение в другой город или страну, помогать в бедности, помогать трудоустроиться и создать семью, доносить до них Ислам, предостерегать от совершения грехов, давать мудрые советы и наставления, искренне желать в сердце счастья всем, молиться за них.

Ибн Абу Хамза (да одарит его Аллах своей милостью) сказал: «Поддержание родственных связей иногда происходит посредством денег, иногда – оказанием помощи при нужде, защитой их от какого-либо вреда, а иногда – просто радушным выражением лица и молитвой за них». Имам ан-Навави (да одарит его Аллах своей милостью) сказал: «Поддерживание родственных связей – это оказание благодеяний родственникам. Это происходит в соответствии с возможностями тех, кто желает поддерживать родственные связи, и с потребностями тех, с кем их поддерживают. Иногда имуществом, иногда услугой, иногда посещением, иногда просто приветствием и другими делами».

Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Держите родственную связь хотя бы приветствием» (Табарани, Аль-Баззар).

Однако надо иметь ввиду, что поддерживать отношения необходимо в той мере, в какой дозволено Шариатом, чтобы не навредить самому себе. К примеру, если вы пришли в гости к кому-то, и там передают сплетни, курят, пьют, играют на деньги, смотрят непристойные фильмы и так далее, то необходимо оставить такие собрания, дабы не стать соучастником этих грехов. Аллах сказал в Коране: «Он уже ниспослал вам в Писании, чтобы вы не садились вместе с ними, если услышите, как они отвергают знамения Аллаха и насмехаются над ними, пока они не увлекутся другим разговором. В противном случае вы уподобитесь им» (сура 4аят140).

Крепкие семьи – это залог крепкого государства, крепкой Уммы. Поэтому давайте укреплять наши отношения всеми возможными способами.

Хадиджа (Вероника) Черноморская, Казахстан

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.

Следующая цитата

Всевышний сделал нас братьями мусульманской уммы. В Коране говорится (смысл): «Поистине, муъмины (верующие) – это братья» (Сура 49, аят 10).

В хадисе говорится: «Мусульманин мусульманину - брат. Он не притесняет его, не оставит без помощи и не позволит, чтобы он оказался в трудном положении» (Муслим).

То, что мы братья по вере и члены мусульманской уммы – самое великое благо для нас, и мы обязаны быть благодарными Аллаху за это благо. Братство по вере намного сильнее и крепче, чем кровное братство. Ведь кровное братство ограничено этим светом, а братство по вере существует как на этом свете, так и на Том. Кровное братство мы приобретаем через родителей, а братство по вере – через Всевышнего и Его Посланника (мир ему и благословление). Именно поэтому Посланник Аллаха сказал: «Я для вас – что отец для детей» (Абу Давуд, Нисаи, Ибну Маджах).

Родители всегда желают, чтобы между детьми складывались хорошие отношения. А пророк Мухаммад (мир ему и благословление) ещё больше желает, чтобы между людьми из его уммы складывались благие отношения. Ведь милосердие Пророка (мир ему и благословление) по отношению к людям из его уммы превосходит милосердие родителей к детям. Пророк Мухаммад (мир ему и благословление) более милостив к мусульманину, даже чем он сам к себе. Поэтому он чётко изложил обязанности мусульман по отношению друг к другу.

Мы видим, как ревностно многие люди защищают свои права на преходящие блага короткой жизни на этом свете. Как же следует стараться нам, мусульманам, в соблюдении взаимных прав и обязанностей, ведь от этого зависит счастье как на этом, так и на Том свете!

Перечислим некоторые обязанности мусульман по отношению друг к другу, на которые указал Посланник Аллаха(мир ему и благословление).

Бухари и Муслим приводят хадис, рассказанный Абу Хурайрой, который передаёт слова Посланника Аллаха(мир ему и благословление): «У мусульманина перед мусульманином пять обязанностей: ответить на его приветствие, посещать его при болезни, участвовать в его похоронах, ответить на его зов и чтение за него дуа: «Да смилуется над тобой Аллах!», если тот чихнет». В хадисе, говорится: «Когда встретишь его, то приветствуй, если он попросит совета, то посоветуй». (Муслим) В другом хадисе говорится: «Пожелай другим то, что желаешь самому себе, и не желай другим, чего не желаешь себе». (Ахмад) А также в хадисе говорится: «Если кто-то из них (мусульман) попросит чего-либо, то отдай ему и помоги тому, кого притесняют». ( Бухари и Муслим)

В высокочтимом Коране говорится о благочестивых верующих (смысл): «Это те, которые милосердны друг другу» (Сура «Аль-Фатх», аят 29). Ибну Аббас, комментируя этот аят, сказал: «Это из признаков уммы Мухаммада: когда тот, кто похуже, увидит того, кто лучше него, то он молится за него: «О Аллах, благослови то благое, чем Ты его одарил, и укрепи его в этом, и не лиши нас пользы от него!». Когда же увидит тот, кто лучше, того, кто хуже него, то и он молится за него: «О Аллах, веди его к покаянию и прости ему грехи его!» . Но ныне некоторые мусульмане далеки от приведённого в этом аяте признака, ибо те, кто наделён благом, хулят тех, кто его не имеет - и наоборот.

В достоверном хадисе, говорится, что Посланник Аллаха (мир ему и благословление) сказал: «В любви и милосердии друг другу верующие подобны телу [человека]: когда болит какой-либо его орган, то и остальное тело лихорадит и лишается сна». (Бухари Муслим)

Этот высокочтимый хадис призывает мусульман сплотиться, не оставаться равнодушными к боли, страданиям, проблемам друг друга. И если мусульмане не ведут себя таким образом, значит - вера их несовершенна.

В другом хадисе говорится: «Кого не волнуют проблемы мусульман - тот не из них!».

Нельзя наносить какой-либо вред мусульманам, даже думать об этом нельзя. В другом хадисе, говорится: «Мусульманин – это тот, язык и руки которого безопасны для мусульман». (Бухари Маслим)

Из этого высокочтимого хадиса следует, что не может быть настоящим мусульманином тот, от языка или рук которого исходит хоть малое зло для других. Нанесение вреда мусульманам влечёт нестерпимые муки в Вечной жизни.

Один из табиинов, Ибну Аббасил Муджид сказал: «Всевышний нашлет на обитателей ада чесотку, такую, что они станут чесаться, пока не раздерётся мясо до костей. Тогда раздастся голос, вопрошающий: «Не мучаетесь ли вы из-за этого?». Они ответят: «Да, мучаемся». Им будет сказано: «Это вам за вред, который вы нанесли мусульманам в земной жизни!». То есть, нельзя мусульманину делать ничего плохого, даже смотреть на человека запрещено, если это ему не нравится. Нужно стараться всегда и во всём делать людям добро. Даже если просто убрать с дороги то, что мешает людям ‑ и за это предусмотрено большое вознаграждение! В достоверном хадисе говорится, что один человек получил Рай за то, что срубил дерево, которое росло на дороге и мешало людям.

Обязанностью мусульманина по отношению к другим является также проявление благонравия. Благонравие возвышает мусульманина на уровень тех, кто проявляет старательность в поклонении, проводя дни в посте, а ночи в бдении, поклоняясь Всевышнему. Так говорится в высокочтимом хадисе.

Мусульманину следует проявлять уважение к старшим и милосердие к младшим. Посланник Аллаха сказал: «Тот не из нас, кто не уважает старших и не милосерден к младшим!» (Табрани, Абу Давуд, Ахмад).

Мусульманину следует проявлять вежливость, благожелательность, довольство при общении с людьми. В хадисе сказано: «Поистине, Аллах любит того, кто кроток и доброжелателен» (Байхаки).

Посланник Аллаха (мир ему и благословление) сказал своему сподвижнику Муазу (да будет доволен им Аллах): «Завещаю тебе: будь богобоязненным, говори только правду, соблюдай договоры, оправдывай доверие, не будь вероломным, защити соседей, будь милосердным к сиротам, в речах будь вежливым, приветствуй людей и не проявляй высокомерия!» (Хараити, Байхаки). Соблюдение договора и выполнение обещаний также входят в наши обязанности. Договор подобен долгу, его следует исполнять. Несоблюдение договора – из признаков лицемеров в религии. Нельзя также проявлять высокомерие из-за богатства или занимаемого высокого общественного положения, высокой должности. Посланник Аллаха (мир ему и благослволение) был самым скромным из людей, он помогал беднякам и вдовам решать их проблемы (Нисаи, Хаким).

Также следует воздержаться от хулы на братьев по вере, нельзя даже слушать хулу в их адрес. В хадисе говорится: «Клеветник в Рай не войдёт!» (Бухари, Муслим).

Нельзя также держать обиду на мусульманина более трёх дней, какой бы большой обида ни была. В хадисе сказано: «Не подобает мусульманам прекращать общение с братом по вере (то есть держать на него обиду) более, чем на три дня, отворачиваться друг от друга при встрече. И лучший из них тот, кто поприветствует первым!» (Бухари, Муслим).

Обязанностью мусульманина также является совершение добра всем людям, как хорошим, так и плохим. В хадисе сказано: «Совершение добра и по отношению к хорошему и по отношению к плохому является следующим, после уверования, признаком (основой) ума» (Табрани). Но если известно, что плохой человек, которому сделали добро, воспользуется этим для совершения дурного, то по отношению к нему нельзя совершать добро.

Мусульманину запрещено переступать порог дома другого мусульманина без его разрешения. В хадисе сказано: «Разрешения [войти в чужой дом] попроси трижды. Если получишь разрешение – входи, а если нет – возвращайся обратно» (Бухари, Муслим). Если разрешение не дано, то нельзя обижаться на это.

Обязанностью мусульманина также является соблюдение справедливости по отношению к другим людям. Следует поступать по отношению к другим так же, как бы тебе хотелось, чтобы другие поступали по отношению к тебе. В хадисе говорится: «Кто желает отдаления от ада и вступления в Рай, тот пусть придерживается убеждения, что Бог – Один, и Мухаммад – Его посланник, и поступает по отношению к другим так же, как он желает, чтобы поступали по отношению к нему другие» (Хаким).

Обязанностью мусульманина является также проявление почтения к уважаемому человеку. В хадисе сказано: «Если прибудет к вам авторитетный среди своего народа человек, то и вы окажите ему почтение!» (Хаким).

Ещё есть хадис, в котором говорится, что каждого следует посадить на своё место - то есть, каждому следует воздать должное, соответствующее его статусу и авторитету.

Читайте также: