Цитаты подтверждающие что мцыри романтический герой

Обновлено: 07.11.2024

Мцыри" представля­ет собой романтическую поэму.
Традиционен для роман­тизма уже сам сюжет - бегство героя
из неволи и стрем­ление обрести свободу.
Главная жанровая особенность поэмы заключается в её
исповедальности.
Мцыри является и рассказчиком, и героем одновременно.
Во многом это свойственно поэтам-романтикам.
Исповедальность свидетельствует о тождественности взглядов
героя и автора.
Для Мцыри, как и для Лермонтова, главной ценностью
является сво­бода.
Больше всего на свете он стремится вырваться на волю:
Я знал одной лишь думы власть,
Одну — но пламенную страсть…
Она мечты мои звала От келий душных и молитв
В тот дивный мир тревог и битв…
"Тоска по родине святой" выражается не только в жела­нии
вернуться в родной аул и отцовский дом, Мцыри дви­жет
и жажда самоутверждения.
В этом смысле побег на Кавказ - это способ обретения
собственного "я".
Особую роль в поэме Лермонтова играет тема при­роды.
Во-первых, с ней тесно связан конфликт произве­дения,
который заключается в противостоянии человека
враждебному миру природы.
Не случайно кульминаци­онной сценой поэмы является бой
героя с барсом.
Кон­фликт Мцыри, как и любого романтического героя,
прин­ципиально неразрешим, ведь он вступает в схватку с
са­мой судьбой. Характерно, что Мцыри не помогает даже его
тесная связь с природой.
Он, например, обладает способностью слышать речь деревьев
"о тайнах неба и земли", а в ходе повествования сам не раз
сравнивается с животными:
Я сам, как зверь, был чужд людей
И полз, и прятался, как змей…
Я был чужой Для них навек, как зверь степной…
«. И дей­ствительно, на третий день странствий природа
из родственной стихии превращается во враждебную.
Мцыри чуть не погибает, очнувшись на краю пропасти,
на него нападает барс, в конце же, заблудившись в лесу,
он снова возвращается к монастырю.
Подобно героям древнегреческих трагедий, Мцыри своими
действиями только ускоряет свершение того,
что предначертано ему судьбой.
В финале поэмы герой гибнет.
На первый взгляд может показаться, что Лермонтов на
сюжетном уровне хотел по­казать поражение своего героя.
Но данное мнение было бы ошибочным.
Да, Мцыри умирает, но он не отрекается от своих убеждений,
"не молит о прощенье".
Он говорит иноку:
Ты хочешь знать, что делал я
На воле? Жил — и жизнь моя
Без этих трех блаженных дней
Была б печальней и мрачней
Бессильной старости твоей.
Мцыри гибнет даже не от физического истощения, а от
невозможности вернуться к прежней жизни, познав сво­боду.
Эта мысль выражена в эпиграфе к поэме: «
"Вкушая, вкусив мало меда, и сe аз умираю".
Помимо конфликта между человеком и судьбой,
в по­эме намечен и еще один, менее значительный, конфликт.
Он заключается в противоречии между стремлениями
Мцыри и его потенциальными возможностями.
Отсюда сравнение героя с "в тюрьме воспитанным цветком".

Следующей ярко выраженной чертой поэмы является
динамичность.
Интересно и то, что в произведении отсутствует любовная
линия. Она лишь слегка намечена, хотя обычно ей отводится
значительное место в романтической поэме.

Таким образом, поэма уникальное произ­ведение, один из
лучших образцов поэтики романтизма.
О верности Лермонтова этому литературному течению
свидетельствует и свод излагаемых идей, и художествен­ные
приёмы, используемые автором, и особенности по­строения
сюжета.
Но в то же время Лермонтов вносит в поэму и много новых,
индивидуальных черт.
Это именно синтез традиционных романтических и
новаторских приёмов автора.

Следующая цитата

Поэма Лнрмонтова -романтическая.Его герой необыковенный человек, не похож на окружающих людей: отрицает жизненные ценности,стремится к иному.Романтизм- литературное направление,появившееся в Западной Европе,получившее расцвет в русской литературе 19века.

Основные черты романтизма:

- герой-одиночка,мечтающий о свободе,противопоставленный всем,не может обрести счастья в реальной жизни.

-исключительный герой в исключительных обстоятельствах:в неволе, в непривычной среде, на лоне природы.

-характерно особое романтическое двоемирие:мир в душе герля и реальный мир противопоставлены и назодятся в противоречии друг с другом.

-писатели часто используют пейзаж как средство характеристики героя.

Жизнь Мцыри проходила в монастыре( отсутствие свободы,не хочет быть рабом и сиротой );

Что значит быть монахом? -это навсегда отказаться от родины и свободы,быть обречённым на вечное рабство,послушание,одиночество

Свобода для мцыри смысл жизни,это сама жизнь.

А что значит для мцыри жить свободно?-это находиться постоянно в пойсках, тревоге,бороться и побеждать.

Главная страсть героя-жить вне монастыря,на любимой родине.

Окружающая природа дана через восприятие мцыри,становится средством характеристики:у него возвышенная,поэтическая душа.Доя него природа пленител на, прекрасна. С помощью изобразительных средств выражается богатство пеиеживаний и чувств лирического героя.Природа близка его мятежной душе,как и молнии,которые озарялиего путь в минуту бегства от монастыря.

Следующая цитата

Вжжжж

Увы! - за несколько минут
Между крутых и темных скал,
Где я в ребячестве играл,
Я б рай и вечность променял.

Змея скользила меж камней;
Не страх не сжал души моей:
Я сам,как зверь, был чужд людей
И полз и прятался,как змей.

Следующая цитата


Мцыри" представля­ет собой романтическую поэму.
Традиционен для роман­тизма уже сам сюжет - бегство героя
из неволи и стрем­ление обрести свободу.
Главная жанровая особенность поэмы заключается в её
исповедальности.
Мцыри является и рассказчиком, и героем одновременно.
Во многом это свойственно поэтам-романтикам.
Исповедальность свидетельствует о тождественности взглядов
героя и автора.
Для Мцыри, как и для Лермонтова, главной ценностью
является сво­бода.
Больше всего на свете он стремится вырваться на волю:
Я знал одной лишь думы власть,
Одну — но пламенную страсть…
Она мечты мои звала От келий душных и молитв
В тот дивный мир тревог и битв…
"Тоска по родине святой" выражается не только в жела­нии
вернуться в родной аул и отцовский дом, Мцыри дви­жет
и жажда самоутверждения.
В этом смысле побег на Кавказ - это способ обретения
собственного "я".
Особую роль в поэме Лермонтова играет тема при­роды.
Во-первых, с ней тесно связан конфликт произве­дения,
который заключается в противостоянии человека
враждебному миру природы.
Не случайно кульминаци­онной сценой поэмы является бой
героя с барсом.
Кон­фликт Мцыри, как и любого романтического героя,
прин­ципиально неразрешим, ведь он вступает в схватку с
са­мой судьбой. Характерно, что Мцыри не помогает даже его
тесная связь с природой.
Он, например, обладает способностью слышать речь деревьев
"о тайнах неба и земли", а в ходе повествования сам не раз
сравнивается с животными:
Я сам, как зверь, был чужд людей
И полз, и прятался, как змей…
Я был чужой Для них навек, как зверь степной…
«. И дей­ствительно, на третий день странствий природа
из родственной стихии превращается во враждебную.
Мцыри чуть не погибает, очнувшись на краю пропасти,
на него нападает барс, в конце же, заблудившись в лесу,
он снова возвращается к монастырю.
Подобно героям древнегреческих трагедий, Мцыри своими
действиями только ускоряет свершение того,
что предначертано ему судьбой.
В финале поэмы герой гибнет.
На первый взгляд может показаться, что Лермонтов на
сюжетном уровне хотел по­казать поражение своего героя.
Но данное мнение было бы ошибочным.
Да, Мцыри умирает, но он не отрекается от своих убеждений,
"не молит о прощенье".
Он говорит иноку:
Ты хочешь знать, что делал я
На воле? Жил — и жизнь моя
Без этих трех блаженных дней
Была б печальней и мрачней
Бессильной старости твоей.
Мцыри гибнет даже не от физического истощения, а от
невозможности вернуться к прежней жизни, познав сво­боду.
Эта мысль выражена в эпиграфе к поэме: «
"Вкушая, вкусив мало меда, и сe аз умираю".
Помимо конфликта между человеком и судьбой,
в по­эме намечен и еще один, менее значительный, конфликт.
Он заключается в противоречии между стремлениями
Мцыри и его потенциальными возможностями.
Отсюда сравнение героя с "в тюрьме воспитанным цветком".

Следующей ярко выраженной чертой поэмы является
динамичность.
Интересно и то, что в произведении отсутствует любовная
линия. Она лишь слегка намечена, хотя обычно ей отводится
значительное место в романтической поэме.

Таким образом, поэма уникальное произ­ведение, один из
лучших образцов поэтики романтизма.
О верности Лермонтова этому литературному течению
свидетельствует и свод излагаемых идей, и художествен­ные
приёмы, используемые автором, и особенности по­строения
сюжета.
Но в то же время Лермонтов вносит в поэму и много новых,
индивидуальных черт.
Это именно синтез традиционных романтических и
новаторских приёмов автора.

Читайте также: