Цитаты подтверждающие что мцыри романтический герой
Обновлено: 07.11.2024
Мцыри" представляет собой романтическую поэму.
Традиционен для романтизма уже сам сюжет - бегство героя
из неволи и стремление обрести свободу.
Главная жанровая особенность поэмы заключается в её
исповедальности.
Мцыри является и рассказчиком, и героем одновременно.
Во многом это свойственно поэтам-романтикам.
Исповедальность свидетельствует о тождественности взглядов
героя и автора.
Для Мцыри, как и для Лермонтова, главной ценностью
является свобода.
Больше всего на свете он стремится вырваться на волю:
Я знал одной лишь думы власть,
Одну — но пламенную страсть…
Она мечты мои звала От келий душных и молитв
В тот дивный мир тревог и битв…
"Тоска по родине святой" выражается не только в желании
вернуться в родной аул и отцовский дом, Мцыри движет
и жажда самоутверждения.
В этом смысле побег на Кавказ - это способ обретения
собственного "я".
Особую роль в поэме Лермонтова играет тема природы.
Во-первых, с ней тесно связан конфликт произведения,
который заключается в противостоянии человека
враждебному миру природы.
Не случайно кульминационной сценой поэмы является бой
героя с барсом.
Конфликт Мцыри, как и любого романтического героя,
принципиально неразрешим, ведь он вступает в схватку с
самой судьбой. Характерно, что Мцыри не помогает даже его
тесная связь с природой.
Он, например, обладает способностью слышать речь деревьев
"о тайнах неба и земли", а в ходе повествования сам не раз
сравнивается с животными:
Я сам, как зверь, был чужд людей
И полз, и прятался, как змей…
Я был чужой Для них навек, как зверь степной…
«. И действительно, на третий день странствий природа
из родственной стихии превращается во враждебную.
Мцыри чуть не погибает, очнувшись на краю пропасти,
на него нападает барс, в конце же, заблудившись в лесу,
он снова возвращается к монастырю.
Подобно героям древнегреческих трагедий, Мцыри своими
действиями только ускоряет свершение того,
что предначертано ему судьбой.
В финале поэмы герой гибнет.
На первый взгляд может показаться, что Лермонтов на
сюжетном уровне хотел показать поражение своего героя.
Но данное мнение было бы ошибочным.
Да, Мцыри умирает, но он не отрекается от своих убеждений,
"не молит о прощенье".
Он говорит иноку:
Ты хочешь знать, что делал я
На воле? Жил — и жизнь моя
Без этих трех блаженных дней
Была б печальней и мрачней
Бессильной старости твоей.
Мцыри гибнет даже не от физического истощения, а от
невозможности вернуться к прежней жизни, познав свободу.
Эта мысль выражена в эпиграфе к поэме: «
"Вкушая, вкусив мало меда, и сe аз умираю".
Помимо конфликта между человеком и судьбой,
в поэме намечен и еще один, менее значительный, конфликт.
Он заключается в противоречии между стремлениями
Мцыри и его потенциальными возможностями.
Отсюда сравнение героя с "в тюрьме воспитанным цветком".
Следующей ярко выраженной чертой поэмы является
динамичность.
Интересно и то, что в произведении отсутствует любовная
линия. Она лишь слегка намечена, хотя обычно ей отводится
значительное место в романтической поэме.
Таким образом, поэма уникальное произведение, один из
лучших образцов поэтики романтизма.
О верности Лермонтова этому литературному течению
свидетельствует и свод излагаемых идей, и художественные
приёмы, используемые автором, и особенности построения
сюжета.
Но в то же время Лермонтов вносит в поэму и много новых,
индивидуальных черт.
Это именно синтез традиционных романтических и
новаторских приёмов автора.
Следующая цитата
Поэма Лнрмонтова -романтическая.Его герой необыковенный человек, не похож на окружающих людей: отрицает жизненные ценности,стремится к иному.Романтизм- литературное направление,появившееся в Западной Европе,получившее расцвет в русской литературе 19века.
Основные черты романтизма:
- герой-одиночка,мечтающий о свободе,противопоставленный всем,не может обрести счастья в реальной жизни.
-исключительный герой в исключительных обстоятельствах:в неволе, в непривычной среде, на лоне природы.
-характерно особое романтическое двоемирие:мир в душе герля и реальный мир противопоставлены и назодятся в противоречии друг с другом.
-писатели часто используют пейзаж как средство характеристики героя.
Жизнь Мцыри проходила в монастыре( отсутствие свободы,не хочет быть рабом и сиротой );
Что значит быть монахом? -это навсегда отказаться от родины и свободы,быть обречённым на вечное рабство,послушание,одиночество
Свобода для мцыри смысл жизни,это сама жизнь.
А что значит для мцыри жить свободно?-это находиться постоянно в пойсках, тревоге,бороться и побеждать.
Главная страсть героя-жить вне монастыря,на любимой родине.
Окружающая природа дана через восприятие мцыри,становится средством характеристики:у него возвышенная,поэтическая душа.Доя него природа пленител на, прекрасна. С помощью изобразительных средств выражается богатство пеиеживаний и чувств лирического героя.Природа близка его мятежной душе,как и молнии,которые озарялиего путь в минуту бегства от монастыря.
Следующая цитата
Увы! - за несколько минут
Между крутых и темных скал,
Где я в ребячестве играл,
Я б рай и вечность променял.
Змея скользила меж камней;
Не страх не сжал души моей:
Я сам,как зверь, был чужд людей
И полз и прятался,как змей.
Следующая цитата
Мцыри" представляет собой романтическую поэму.
Традиционен для романтизма уже сам сюжет - бегство героя
из неволи и стремление обрести свободу.
Главная жанровая особенность поэмы заключается в её
исповедальности.
Мцыри является и рассказчиком, и героем одновременно.
Во многом это свойственно поэтам-романтикам.
Исповедальность свидетельствует о тождественности взглядов
героя и автора.
Для Мцыри, как и для Лермонтова, главной ценностью
является свобода.
Больше всего на свете он стремится вырваться на волю:
Я знал одной лишь думы власть,
Одну — но пламенную страсть…
Она мечты мои звала От келий душных и молитв
В тот дивный мир тревог и битв…
"Тоска по родине святой" выражается не только в желании
вернуться в родной аул и отцовский дом, Мцыри движет
и жажда самоутверждения.
В этом смысле побег на Кавказ - это способ обретения
собственного "я".
Особую роль в поэме Лермонтова играет тема природы.
Во-первых, с ней тесно связан конфликт произведения,
который заключается в противостоянии человека
враждебному миру природы.
Не случайно кульминационной сценой поэмы является бой
героя с барсом.
Конфликт Мцыри, как и любого романтического героя,
принципиально неразрешим, ведь он вступает в схватку с
самой судьбой. Характерно, что Мцыри не помогает даже его
тесная связь с природой.
Он, например, обладает способностью слышать речь деревьев
"о тайнах неба и земли", а в ходе повествования сам не раз
сравнивается с животными:
Я сам, как зверь, был чужд людей
И полз, и прятался, как змей…
Я был чужой Для них навек, как зверь степной…
«. И действительно, на третий день странствий природа
из родственной стихии превращается во враждебную.
Мцыри чуть не погибает, очнувшись на краю пропасти,
на него нападает барс, в конце же, заблудившись в лесу,
он снова возвращается к монастырю.
Подобно героям древнегреческих трагедий, Мцыри своими
действиями только ускоряет свершение того,
что предначертано ему судьбой.
В финале поэмы герой гибнет.
На первый взгляд может показаться, что Лермонтов на
сюжетном уровне хотел показать поражение своего героя.
Но данное мнение было бы ошибочным.
Да, Мцыри умирает, но он не отрекается от своих убеждений,
"не молит о прощенье".
Он говорит иноку:
Ты хочешь знать, что делал я
На воле? Жил — и жизнь моя
Без этих трех блаженных дней
Была б печальней и мрачней
Бессильной старости твоей.
Мцыри гибнет даже не от физического истощения, а от
невозможности вернуться к прежней жизни, познав свободу.
Эта мысль выражена в эпиграфе к поэме: «
"Вкушая, вкусив мало меда, и сe аз умираю".
Помимо конфликта между человеком и судьбой,
в поэме намечен и еще один, менее значительный, конфликт.
Он заключается в противоречии между стремлениями
Мцыри и его потенциальными возможностями.
Отсюда сравнение героя с "в тюрьме воспитанным цветком".
Следующей ярко выраженной чертой поэмы является
динамичность.
Интересно и то, что в произведении отсутствует любовная
линия. Она лишь слегка намечена, хотя обычно ей отводится
значительное место в романтической поэме.
Таким образом, поэма уникальное произведение, один из
лучших образцов поэтики романтизма.
О верности Лермонтова этому литературному течению
свидетельствует и свод излагаемых идей, и художественные
приёмы, используемые автором, и особенности построения
сюжета.
Но в то же время Лермонтов вносит в поэму и много новых,
индивидуальных черт.
Это именно синтез традиционных романтических и
новаторских приёмов автора.
Читайте также: