Цитаты об удмуртии радищева

Обновлено: 21.12.2024

14-17 ноября 1790 года, следуя по Сибирскому тракту в Илимск, А.Н. Радищев проехал по территории Вятского наместничества, часть которой относится к Удмуртии в ее современных границах. В его дневниковой книге «Записки путешествия в Сибирь» [1] зафиксированы удмуртские (вотские) селения и реки, а также впечатления от встреч с местными жителями. Он кратко записал свои наблюдения о природе и этнографии увиденных воочию мест (быт, народный костюм, антропологический облик и черты национального характера). В своих наблюдениях автор дал описание удмуртов в сравнении с другими народами – русскими и татарами, коренными обитателями Вятского (Удмуртского) края, а также с другими поволжскими народами – чувашами, черемисами (марийцами), мордвой.

П.К. Поздеев Петр Кириллович Поздеев (1931-2007) – удмуртский поэт, прозаик, фольклорист и литературовед, член Союза писателей СССР, заслуженный работник культуры РФ. В разные годы работал в Удмуртском научно-исследовательском институте истории, языка и литературы при Совете Министров Удмуртской АССР, в редакции журнала «Кенеш», в издательстве «Удмуртия», активно занимался краеведческими исследованиями. Использована фотография из комплекта открыток «Писатели Удмуртии» (Ижевск, 1980).

По наблюдениям удмуртского фольклориста и краеведа П.К. Поздеева, в «Записках путешествия в Сибирь» А.Н. Радищев первым среди современников отметил лучшие черты национального характера удмуртского народа; по мнению писателя, удмурты «народ простой», «похожи на русских», «почти как русские», «поют, едучи, как русские ямщики», «нравы их склонны более к веселию, нежели к печали» [2, с. 143].

А.Н. Радищев побывал в деревнях Муки-Какси, Сюмси, Юбери, Юрук, Селты, Зятцы, Зура, Чепца, селе Дебёсы, переезжал через мосты рек Вала и Чепца, упомянул также удмуртские реки Ита и Вятка.

А.Г. Татаринцев Александр Григорьевич Татаринцев (1927-1999) – литературовед, исследователь творчества А.Н. Радищева и В.Г. Короленко, фольклорист, краевед, заслуженный деятель науки Удмуртской АССР. С 1966 по 1995 г. работал доцентом кафедры русской и зарубежной литературы Глазовского государственного педагогического института имени В.Г. Короленко. Использована фотография из книги «А.Г. Татаринцев: Человек. Ученый. Педагог» (Глазов, 2003, с. 3).

«Удмуртская» часть дневника открывается удмуртско-русско-татарской деревней Муки-Какси, по направлению к которой взору путешественника сначала предстала полноводная река Вала с лесистыми берегами: «Летом на ней паром, шириною сажен 25. Иным годом разливается на дорогу. По реке лес черный, а немного далее ель и пр. 2 версты от реки – вотские деревни». Автор дневника отозвался о тамошних вотяках (удмуртах) так: «Народ боязливый и добрый» [1, с. 356]. «Очевидно, Радищеву бросилась в глаза некоторая робость и сдержанность удмуртов при встрече с ним, незнакомым человеком, находящемуся к тому же под охраной», – так отметил этнопсихологические черты удмуртов глазовский ученый-радищевед А.Г. Татаринцев [3, с. 190].

В бытовом укладе крестьян-удмуртов Радищевым была замечена (видимо, по сравнению с крестьянами из Центральной России) особенность при молотьбе зерна: «Они овинов не имеют, хлеб молотят сырой, а когда молоть, то сушат в печах» [1, с. 356]. Только в деревне Муки-Какси, где была сделана остановка, был «один овин», т.е. постройка для сушки снопов перед молотьбой.

В.Ф. Татаринов Виктор Федорович Татаринов (1925-2002) – русский прозаик-документалист, член Союза писателей России. Участник Великой Отечественной войны. В 1950-1971 гг. служил в органах МВД. Использована фотография с фронтисписа книги В.Ф. Татаринова «Тайны родословной» (Ижевск, 2001).

Хозяином постоялого двора в деревне Муки-Какси, стоящей на «Государевой дороге» – Сибирском почтовом тракте, – был «отставной сержант с семьею» [1, c. 356]. По разысканиям ижевского писателя-документалиста В.Ф. Татаринова, «отставной сержант» был его предком по имени Тахир (в крещении Андрон) «Татаринов сын», рожденным в 1720 году разлученными родителями – русской матерью Таней, дочерью богатого купца, и отцом-татарином Тахиром, тоже из купеческого рода (подробнее см. [4]).

В деревне Сюмси Радищев отметил работу лошадников: «Впрягают проворно, может быть, по той же причине, как татары, чтоб с рук сбыть» [1, с. 356].

Удмуртка в одежде XVIII века Впервые это изображение удмуртской женщины в традиционном костюме было опубликовано в книге этнографа и натуралиста, академика Петербургской академии наук И.Г. Георги (1729-1802) «Описание всех в Российском государстве обитающих народов, также их житейских обрядов, вер, обыкновений, жилищ, одежд и прочих достопамятностей» (СПб., 1776-1777, ч. 1). На голове удмуртки айшон – убор замужней женщины, сделанный из бересты и обшитый холстом (А.Н. Радищев называет его «кичкой»). На айшон накинут платок-покрывало – сюлык. Он украшался позументом, аппликацией, тесьмой, лентами, кистями, бусами и пр., на что обратил внимание ссыльный писатель. Основу костюма удмуртки составляет дэрем – платье-рубашка из белого холста. Рукава украшены вышитым продольным орнаментом, что указывает на замужество (вышитый орнамент на рукавах девичьего дэрема располагался поперечно). Сверху надет распашной кафтан – шортдэрем. Наконец, завершает образ айшет – передник, украшенный тесьмой, который также является обязательным элементом женского удмуртского костюма. Изображение воспроизводится по книге Т.А. Крюковой «Удмуртское народное изобразительное искусство (Ижевск; Ленинград, 1973, с. 16).

В деревне Юбери («Юбари») Радищев и его сопровождающие, оставшись на ночлег, были свидетелями веселого удмуртского народного гуляния: «Нашли праздник, состоит в том, что все девки, бабы и мужики ходят из двора во двор и пьют пиво; ходили до утра и перепились допьяна. На бабах высокие кички с бахромою, с шитьем и кончиками серебряными. Примечается охота и в диких наряжаться; сходство в сем нравов женщин в больших городах. Отменно, что наряды переменяют часто» [1, с. 356].

П.К. Поздеев так прокомментировал памятное Радищеву деревенское событие: «<…> речь идет об удмуртском языческом календарном празднике проводов осени и встречи зимы, по происхождению восходящем, по всей вероятности, к эпохе существования финно-угорской языковой и культурно-этнической общности. Праздник этот сопровождался традиционным обрядом, состоящим в обходе всех домов деревни в течение одной ночи молодыми людьми, «в диких нарядившимися», с пением карнавальных песен скоморошьего типа, исполнением плясок, веселых пантомим и сатирических действ. Сохранялся до 60-х годов <ХХ> столетия в тех же местах, где в 1790 году видел его А.Н. Радищев» [2, с. 142-143].

В следующей деревне, в которой остановились путники, Радищев подметил специфику юридической практики в области ведения судебных дел: «В Юруке ночевали у татарского начальника, который выбирается ежегодно во всякой деревне для разбору дел ниже 20-ти р., даже кражи, но свыше идут в суд. Уголовные надлежало бы отсылать в суд, но отсылают смертоубийства только. Судят по Корану» [1, с. 356].

В.М. Чистяков. Старая удмуртская деревня (1950 г.) Василий Михайлович Чистяков (1916-1989) - художник, автор эпических живописных пейзажей Удмуртии На картине среди ветхих изб изображены упомянутые А.Н. Радищевым ели - характерная примета природы края. Запечатленная на картине церковь, которая явлется образцом храмовой постройки в Удмуртии во 2-й половине XVIII века, вместе с дорогой образует своеобразный центр тихого сельского пейзажа. Изображение воспроизводится по книге «Художники Удмуртии, 1920-2015 годы» (Ижевск, 2015, с. 186). Оригинал (холст, масло, 50 × 79,5) хранится в Удмуртском республиканском музее изобразительных искусств (Ижевск).

Проезжая другие селения, Радищев систематически продолжал заносить в дневник дорожные впечатления об удмуртском национальном пейзаже и о жителях удмуртских деревень: «Места почти ровные, гор мало, болоты, местами лес: сосняк строевой, ели, березы. Селения, опричь сих, по сю сторону Вятки редки, редки и по сторонам, может быть, для того, что мало речек. Вотяков много малобородых. Народ простой. <…> От Зятцов становится гористо, а от Зуры видно много пригорков плоских, все покрыты лесом. От Сельты видна уже становится пихта, точная ель, иглою мягче, кора похожа на осиновую; изб из нее не делают, только столбы да полы…» [1, с. 356-357].

Как отмечает глазовский исследователь Н.Н. Закирова, не оставил без внимания автор «Записок» и проявление тенденций русификации аборигенов [5, с. 28]. Радищев обращает внимание на то, что «в Зятцах писарь ученый по-русски», «в Дебёсе похожи на русских», в Чепце «вотяки почти как русские, женаты многие на русских бабах» [1, с. 356-357].

Далее из «последней вотской деревни» Чепцы Вятского наместничества путь А.Н. Радищева по Сибирскому тракту пролегал по территории Пермского наместничества.

Следующая цитата

В исторических архивах сохранились первые публикации великорусских писателей и поэтов о вотском (удмуртском) крае. Какое же впечатление оставила у знаменитых людей Удмуртия? Мы продолжаем раскрывать тайны. (Первую часть читайте в предыдущем номере «Комсомолки» или на сайте).

Василий Жуковский: «Быстрые лошади. Прекрасная дорога»

Когда был в Удмуртии: Глазов, Ижевск и Воткинск Жуковский посетил весной 1837 года, когда сопровождал императора Александра II в его путешествии по России.

Что пишет: приводим отрывки из дневника писателя: «В Глазове у вотяка. Спал на тюфяке. Бедная церковь на площади, окруженная деревянными домишками. Колония вотяков. Из Глазова на Ижевский завод. Быстрые лошади. Прекрасная дорога. Ижевский завод. Отвоз ружей до Камы».

Василий Жуковский

Владимир Короленко: «Здесь стояла тишина… непробудная, вековая, стихийная…»

Когда был в Удмуртии: с Удмуртией судьба свела впервые Короленко в 1879 году во время отбывания в Глазове политической ссылки. Второе знакомство состоялось в селе Старый Мултан (ныне село Короленко), куда он приезжал защищать удмуртов, ложно обвиненных в 1892 году в принесении языческому богу человеческой жертвы.

Что пишет: первые свои впечатления от Вятской губернии Короленко описывает так: «Как тихо! В городе (имеется в виду Глазов) стояла тишина… непробудная, вековая, стихийная. Горожане говорят, что у себя в деревне вотяк горд и задевать его опасно. В городе он робок и беспомощен, как ребенок… Изба была просторная. Потолок и стены были сплошь покрыты густым слоем сажи, которая висела хлопьями, как черный иней. Всюду - по столу, по лавкам, по полкам, стенам и потолку ползали тараканы в ужасающем количестве. Вчера, разбирая свои вещи, я поставил на полку жестянку с чаем. Когда утром я раскрыл ее, то заметил, что чаинки шевелятся как живые: это тараканья мелкота ухитрилась забраться сквозь неплотно прикрывающуюся крышку».

Владимир Короленко

Валентин Катаев: «Глазовские ополченцы… проявляли чудеса храбрости на севастопольских бастионах»

Когда был в Удмуртии: когда именно и был ли вообще автор «Сына полка» в Удмуртии, неизвестно. Но интересно то, что его отец Петр Васильевич родился и жил в Глазове.

Что пишет: «Вятский дедушка» вспоминается писателем на страницах автобиографического романа-хроники «Кладбище в Скулянах»: «Дед в Глазове состоял инспектором духовного училища и учителем высшего отделения уездного училища по греческому языку. В 1847 году был переведен в Вятку, стал священником при духовном училище, затем вернулся в Глазов и стал священником местного собора. Глазовские ополченцы… воспитанные в духе христианства и патриотизма, принимали участие в крымской кампании и проявляли чудеса храбрости на севастопольских бастионах…»

Валентин Катаев

Александр Вертинский: «А Дворец культуры такой, что в Москве нет! Роскошь! Вот она, наша советская жизнь»

Когда был в Удмуртии: известный исполнитель, артист, поэт и певец посетил Ижевск с концертами зимой 1952 года.

Что пишет: в письме к жене пишет: «Дорогая моя Пекуличка! Ситуация здесь неважная. Гостиница грязная. Номерок маленький, тусклый, с одной кроватью и шкапчиком, и даже повесить вещи негде. Но все это неважно. Это обычный фон моих поездок, жить можно где угодно. И на второй день мне даже нравится эта дырочка. Городок этот стоит далеко от главной трассы, и к нему очень трудно было добираться с пересадками. А Дворец культуры такой, что в Москве нет! Роскошь! Люстры хрустальные, мрамор, зеркала, ковры! Вот она, наша советская жизнь. Все для народа. Сегодня вечером у меня первый концерт».

Александр Вертинский

Владимир Высоцкий: «Ижевск открыт, - но мне туда не надо!»

Когда был в Удмуртии: в 1979 году с концертами в Ижевске и Глазове. За это время он дал 9 концертов, выступал перед актёрами местных театров, посетил Ижевский механический завод, побывал на стрельбище.

Что пишет: скорее, поет. На концерте в Ижевске актер, поэт и певец исполнил:

«Открыли самый дальний закуток,

В который не заманят и награды,

Открыт закрытый порт Владивосток,

ИЖЕВСК открыт, - но мне туда не надо!»

Владимир Высоцкий

Все об Удмуртии читайте в рубрике «История современности».

Возрастная категория сайта 18 +

Следующая цитата

24 сентября 1802 года умер писатель, философ и революционер Александр Радищев. Одно из самых известных его произведений «Путешествие из Петербурга в Москву». По сюжету путешественник едет в столицу мимо разных городов и деревень. И по пути делает в своей записной книжке заметки о быте, поведении и нравах местных жителей. После публикации этой повести многие написанные фразы стали настоящими цитатами. Мы решили вспомнить самые известные выражения Александра Радищева.

- Расставаться трудно хотя на малое время с тем, кто нам нужен стал на всякую минуту бытия нашего. Расставаться трудно; но блажен тот, кто расстаться может не улыбаясь; любовь или дружба стригут его, утешение.

- Ты плачешь, произнося прости; но вспомни о возвращении твоем, и да исчезнут слезы твои при сем воображении, яко роса пред лицом солнца.

- Блажен возрыдавший, надейся на утешителя; блажен живущий иногда в будущем; блажен живущий в мечтании. Существо его усугубляется, веселия множатся, и спокойствие упреждает нахмуренность грусти, распложая образы радости в зерцалах воображения.

- Блажен писатель, если творением своим мог просветить хотя единого, блажен, если в едином хотя сердце посеял добродетель.

- Блаженство наше в отношении детей наших зависит много от нас самих.

- Чем государство основательнее в своих правилах, чем стройнее, светлее и тверже оно само в себе, тем менее может оно позыбнуться и стрястися от дуновения каждого мнения, от каждой насмешки разъяренного писателя; тем более благоволит оно в свободе мыслей и в свободе писаний, а от нее под конец прибыль, конечно, будет истине. Губители бывают подозрительны; тайные злодеи робки.

- Ребенок любит своего отца, мать или наставника, доколе любление его не обратится к другому предмету. Да не оскорбится сим сердце твое, отец чадолюбивый; естество того требует. Единое в том тебе утешение да будет, воспоминая, что и сын сына твоего возлюбит отца до совершенного только возраста. Тогда же от тебя зависеть будет обратить его горячность к тебе. Если ты в том успеешь, блажен и почтения достоин.

- Отец обязан сына воскормить и научить и должен наказан быть за его проступки, доколе он не войдет в совершеннолетие; а сын должности свои да обрящет в своем сердце. Если он ничего не ощущает, то виновен отец, почто ничего не насадил. Сын же вправе требовати от отца вспомоществования, доколе пребывает немощен и малолетен; но в совершеннолетии естественная сия и природная связь рушится. Птенец пернатых не ищет помощи от произведших его, когда сам начнет находить пищу. Самец и самка забывают о птенцах своих, когда сии возмужают. Се есть закон природы.

- О, законы! Премудрость ваша часто бывает только в вашем слоге!

- Нужда, желание безопасности и сохранности созидают царства; разрушают их несогласие, ухищрение и слава.

- На что право, когда действует сила? Может ли оно существовать, когда решение запечатлеется кровию народов? Может ли существовать право, когда нет силы на произведение его в действительность?

- Кто чего не разумеет, тот в то да и не мешается. Если хочешь благорастворенного воздуха, удали от себя коптильню; если хочешь света, удали затмевание; если хочешь, чтобы дитя не было застенчиво, то выгони лозу из училища. В доме, где плети и батожье в моде, там служители пьяницы, воры и того еще хуже.

- Муж и жена в обществе суть два гражданина, делающие договор, в законе утвержденный, которым обещеваются прежде всего на взаимное чувств услаждение…При неравенстве лет можно ли сохранить условие сего соглашения? Если муж десяти лет, а жена двадцати пяти, как то часто бывает во крестьянстве; или, если муж пятидесяти, а жена пятнадцати или двадцати, как то часто бывает во дворянстве, - может ли взаимное чувств услаждение? Скажите вы мне, мужья старички , но скажите по совести, стоите ли названия мужа? Вы можете только возжечь огонь любовный, не в состоянии его утушить.

- Кто знает голоса русских народных песен, тот признается, что есть в них нечто, скорбь душевную означающее. Все почти голоса таковых песен суть тону мягкого. В них найдешь образование души нашего народа.

- Неизвестно нам грядущее. Если неприязненное, счастие отымет у вас все, что оно вам дало, - богаты пребудете во умеренности желаний, кормяся делом рук ваших. Но если во дни блаженства все небрежете, поздно о том думать во дни печали. Нега, изленение и неумеренное чувств услаждение губят и тело, и дух. Ибо, изнуряй тело невоздержаностию, изнуряет и крепость духа. Употребление же сил укрепит тело, а с ним и дух.

- Гражданин, в каком бы состоянии небо родиться ему ни судило, есть и пребудет всегда человек; а доколе он человек, право природы, яко обильный источник благ, в нем не иссякнет никогда; и тот, кто дерзнет его уязвить в его природной и ненарушимой собственности, тот есть преступник. Горе ему, если закон гражданский его не накажет.

- И не приметил, как вы, мои любезные городские сватьюшки, тетушки, сестрицы, племянницы и прочее, меня долго задержали. Вы, право, того не стоите. У вас на щеках румяна, на сердце румяна, на совести румяна, на искренности… сажа. Все равно, румяна или сажа.

- Не дерзай никогда исполнять обычая в предосуждение закона. Закон, каков ни худ, есть связь общества.

- Слова не всегда суть деяния, размышления же не преступления. Но брань на словах и в печати всегда брань.

- Егова, Юпитер, Брама; бог Авраама, бог Моисея, бог Конфуция, бог Зороастра, бог Сократа, бог марка Аврелия, бог христиан, о бог мой! Ты един повсюду.

Возрастная категория сайта 18 +

Следующая цитата

Стихотворение О.А. Поскрёбышева «Радищев. Ночлег у удмурта»

В стихотворении «Радищев. Ночлег у удмурта» [1], впервые опубликованном 12 мая 1968 года в газете «Удмуртская правда» (Ижевск), описан эпизод короткой остановки ссыльного писателя-революционера в бедной удмуртской избе, стоявшей на Сибирском тракте.

О.А. Поскрёбышев Олег Алексеевич Поскрёбышев (1930-2007) – русский писатель, публицист, переводчик, народный поэт Удмуртии. Главные темы его многожанрового творчества – большая и малая родина, отчий край и отчий дом, деревня и ее люди, история народа и его духовно-нравственные традиции. Использована фотография, размещенная на фронтисписе авторского сборника стихов О.А. Поскрёбышева «Порадевшая миру душа» (Ижевск, 2004).

Первый взгляд «таинственного гостя» на своих хозяев фиксирует только одно – чудовищную нищету крестьян, которую Радищев наблюдал почти везде, где останавливался по пути в ссылку, но преподнесенный ему «дар немалый» – кусок настоящего («без мякины и коры») хлеба – заставил писателя лишний убедиться, что «богатство главное людей – их сердце человечье». Радищев переживает «мыканье» приютившего его удмуртского семейства как свое собственное, удмурты же понимают, что никакой он не «варнак», а потерпевший за правду («не всегда за худое гонят в каторжный край»), и это взаимное сострадание объединяет гостя и хозяев и возвышает их над ситуацией вынужденного унижения.

Стихотворение входит в небольшую тематическую подборку произведений О.А. Поскрёбышева, посвященных драматическим судьбам известных людей на фоне истории государства Российского. Наряду с А.Н. Радищевым героями этого поэтического цикла стали скульптор Иван Петрович Мартос (1754-1835), автор памятника Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому в Москве (поэма «Иван Мартос») и Владимир Галактионович Короленко (1853-1921), писатель и общественный деятель, отбывавший ссылку в уездном Глазове, который он называл «ненастоящим городом» (стихотворение «Рассказ о печной трубе»).

Картина С.Н. Виноградова и Е.Е. Скобелева «Радищев в Удмуртии»

В 1982 году удмуртскими художниками Семеном Николаевичем Виноградовым и Евгением Ефимовичем Скобелевым была создана живописная картина «А.Н. Радищев в Удмуртии» [2, с. 87].

С.Н. Виноградов, Е.Е. Скобелев. Радищев в Удмуртии (1982 г.) Семен Николаевич Виноградов (р. 1936) – народный художник Удмуртии, историк живописи и педагог. Работает в жанре портрета, пейзажа, натюрморта. В творческой, научно-исследовательской и методической деятельности активно разрабатывает темы истории и этнографии удмуртского народа. Картина «Радищев в Удмуртии» (холст, масло, 102 × 150), хранящаяся в коллекции Удмуртского республиканского музея изобразительных искусств г. Ижевска, является первым опытом сотрудничества С.Н. Виноградова с младшим коллегой Евгением Ефимовичем Скобелевым (р. 1952), продолжившегося позднее в конце 1980-х годов в работе над композицией «Крупская в Сарапуле» и росписью Дворца культуры в удмуртском селе Завьялове. Использована репродукция картины из книги «Удмуртский республиканский музей изобразительных искусств» (Ижевск, 2014, с. 87).

В главе «Изобразительное искусство о прогрессивных связях русского и удмуртского народов» книги «История остается с нами» искусствовед Адель Исааковна Поляк дает такое описание живописного двойного портрета, отразившего одну из памятных страниц истории России и Удмуртии: «Писатель внимательно слушает рассказ удмуртского крестьянина. Спокойна его поза, легкий наклон фигуры в сторону возницы, сосредоточенный взгляд передают искреннюю заинтересованность А.Н. Радищева. Удачное силуэтное решение, мягкая, несколько приглушенная гамма серых, зеленых, желтых тонов, их светотеневая разработка помогают выявить его внутреннее состояние» [3, с. 11].

В посмертной иконографии писателя картина «Радищев в Удмуртии» является одной из выдающихся работ.

Читайте также: