Цитаты об удмуртии радищева
Обновлено: 06.11.2024
14-17 ноября 1790 года, следуя по Сибирскому тракту в Илимск, А.Н. Радищев проехал по территории Вятского наместничества, часть которой относится к Удмуртии в ее современных границах. В его дневниковой книге «Записки путешествия в Сибирь» [1] зафиксированы удмуртские (вотские) селения и реки, а также впечатления от встреч с местными жителями. Он кратко записал свои наблюдения о природе и этнографии увиденных воочию мест (быт, народный костюм, антропологический облик и черты национального характера). В своих наблюдениях автор дал описание удмуртов в сравнении с другими народами – русскими и татарами, коренными обитателями Вятского (Удмуртского) края, а также с другими поволжскими народами – чувашами, черемисами (марийцами), мордвой.
П.К. Поздеев Петр Кириллович Поздеев (1931-2007) – удмуртский поэт, прозаик, фольклорист и литературовед, член Союза писателей СССР, заслуженный работник культуры РФ. В разные годы работал в Удмуртском научно-исследовательском институте истории, языка и литературы при Совете Министров Удмуртской АССР, в редакции журнала «Кенеш», в издательстве «Удмуртия», активно занимался краеведческими исследованиями. Использована фотография из комплекта открыток «Писатели Удмуртии» (Ижевск, 1980).По наблюдениям удмуртского фольклориста и краеведа П.К. Поздеева, в «Записках путешествия в Сибирь» А.Н. Радищев первым среди современников отметил лучшие черты национального характера удмуртского народа; по мнению писателя, удмурты «народ простой», «похожи на русских», «почти как русские», «поют, едучи, как русские ямщики», «нравы их склонны более к веселию, нежели к печали» [2, с. 143].
А.Н. Радищев побывал в деревнях Муки-Какси, Сюмси, Юбери, Юрук, Селты, Зятцы, Зура, Чепца, селе Дебёсы, переезжал через мосты рек Вала и Чепца, упомянул также удмуртские реки Ита и Вятка.
А.Г. Татаринцев Александр Григорьевич Татаринцев (1927-1999) – литературовед, исследователь творчества А.Н. Радищева и В.Г. Короленко, фольклорист, краевед, заслуженный деятель науки Удмуртской АССР. С 1966 по 1995 г. работал доцентом кафедры русской и зарубежной литературы Глазовского государственного педагогического института имени В.Г. Короленко. Использована фотография из книги «А.Г. Татаринцев: Человек. Ученый. Педагог» (Глазов, 2003, с. 3).«Удмуртская» часть дневника открывается удмуртско-русско-татарской деревней Муки-Какси, по направлению к которой взору путешественника сначала предстала полноводная река Вала с лесистыми берегами: «Летом на ней паром, шириною сажен 25. Иным годом разливается на дорогу. По реке лес черный, а немного далее ель и пр. 2 версты от реки – вотские деревни». Автор дневника отозвался о тамошних вотяках (удмуртах) так: «Народ боязливый и добрый» [1, с. 356]. «Очевидно, Радищеву бросилась в глаза некоторая робость и сдержанность удмуртов при встрече с ним, незнакомым человеком, находящемуся к тому же под охраной», – так отметил этнопсихологические черты удмуртов глазовский ученый-радищевед А.Г. Татаринцев [3, с. 190].
В бытовом укладе крестьян-удмуртов Радищевым была замечена (видимо, по сравнению с крестьянами из Центральной России) особенность при молотьбе зерна: «Они овинов не имеют, хлеб молотят сырой, а когда молоть, то сушат в печах» [1, с. 356]. Только в деревне Муки-Какси, где была сделана остановка, был «один овин», т.е. постройка для сушки снопов перед молотьбой.
В.Ф. Татаринов Виктор Федорович Татаринов (1925-2002) – русский прозаик-документалист, член Союза писателей России. Участник Великой Отечественной войны. В 1950-1971 гг. служил в органах МВД. Использована фотография с фронтисписа книги В.Ф. Татаринова «Тайны родословной» (Ижевск, 2001).Хозяином постоялого двора в деревне Муки-Какси, стоящей на «Государевой дороге» – Сибирском почтовом тракте, – был «отставной сержант с семьею» [1, c. 356]. По разысканиям ижевского писателя-документалиста В.Ф. Татаринова, «отставной сержант» был его предком по имени Тахир (в крещении Андрон) «Татаринов сын», рожденным в 1720 году разлученными родителями – русской матерью Таней, дочерью богатого купца, и отцом-татарином Тахиром, тоже из купеческого рода (подробнее см. [4]).
В деревне Сюмси Радищев отметил работу лошадников: «Впрягают проворно, может быть, по той же причине, как татары, чтоб с рук сбыть» [1, с. 356].
Удмуртка в одежде XVIII века Впервые это изображение удмуртской женщины в традиционном костюме было опубликовано в книге этнографа и натуралиста, академика Петербургской академии наук И.Г. Георги (1729-1802) «Описание всех в Российском государстве обитающих народов, также их житейских обрядов, вер, обыкновений, жилищ, одежд и прочих достопамятностей» (СПб., 1776-1777, ч. 1). На голове удмуртки айшон – убор замужней женщины, сделанный из бересты и обшитый холстом (А.Н. Радищев называет его «кичкой»). На айшон накинут платок-покрывало – сюлык. Он украшался позументом, аппликацией, тесьмой, лентами, кистями, бусами и пр., на что обратил внимание ссыльный писатель. Основу костюма удмуртки составляет дэрем – платье-рубашка из белого холста. Рукава украшены вышитым продольным орнаментом, что указывает на замужество (вышитый орнамент на рукавах девичьего дэрема располагался поперечно). Сверху надет распашной кафтан – шортдэрем. Наконец, завершает образ айшет – передник, украшенный тесьмой, который также является обязательным элементом женского удмуртского костюма. Изображение воспроизводится по книге Т.А. Крюковой «Удмуртское народное изобразительное искусство (Ижевск; Ленинград, 1973, с. 16).В деревне Юбери («Юбари») Радищев и его сопровождающие, оставшись на ночлег, были свидетелями веселого удмуртского народного гуляния: «Нашли праздник, состоит в том, что все девки, бабы и мужики ходят из двора во двор и пьют пиво; ходили до утра и перепились допьяна. На бабах высокие кички с бахромою, с шитьем и кончиками серебряными. Примечается охота и в диких наряжаться; сходство в сем нравов женщин в больших городах. Отменно, что наряды переменяют часто» [1, с. 356].
П.К. Поздеев так прокомментировал памятное Радищеву деревенское событие: «<…> речь идет об удмуртском языческом календарном празднике проводов осени и встречи зимы, по происхождению восходящем, по всей вероятности, к эпохе существования финно-угорской языковой и культурно-этнической общности. Праздник этот сопровождался традиционным обрядом, состоящим в обходе всех домов деревни в течение одной ночи молодыми людьми, «в диких нарядившимися», с пением карнавальных песен скоморошьего типа, исполнением плясок, веселых пантомим и сатирических действ. Сохранялся до 60-х годов <ХХ> столетия в тех же местах, где в 1790 году видел его А.Н. Радищев» [2, с. 142-143].
В следующей деревне, в которой остановились путники, Радищев подметил специфику юридической практики в области ведения судебных дел: «В Юруке ночевали у татарского начальника, который выбирается ежегодно во всякой деревне для разбору дел ниже 20-ти р., даже кражи, но свыше идут в суд. Уголовные надлежало бы отсылать в суд, но отсылают смертоубийства только. Судят по Корану» [1, с. 356].
В.М. Чистяков. Старая удмуртская деревня (1950 г.) Василий Михайлович Чистяков (1916-1989) - художник, автор эпических живописных пейзажей Удмуртии На картине среди ветхих изб изображены упомянутые А.Н. Радищевым ели - характерная примета природы края. Запечатленная на картине церковь, которая явлется образцом храмовой постройки в Удмуртии во 2-й половине XVIII века, вместе с дорогой образует своеобразный центр тихого сельского пейзажа. Изображение воспроизводится по книге «Художники Удмуртии, 1920-2015 годы» (Ижевск, 2015, с. 186). Оригинал (холст, масло, 50 × 79,5) хранится в Удмуртском республиканском музее изобразительных искусств (Ижевск).Проезжая другие селения, Радищев систематически продолжал заносить в дневник дорожные впечатления об удмуртском национальном пейзаже и о жителях удмуртских деревень: «Места почти ровные, гор мало, болоты, местами лес: сосняк строевой, ели, березы. Селения, опричь сих, по сю сторону Вятки редки, редки и по сторонам, может быть, для того, что мало речек. Вотяков много малобородых. Народ простой. <…> От Зятцов становится гористо, а от Зуры видно много пригорков плоских, все покрыты лесом. От Сельты видна уже становится пихта, точная ель, иглою мягче, кора похожа на осиновую; изб из нее не делают, только столбы да полы…» [1, с. 356-357].
Как отмечает глазовский исследователь Н.Н. Закирова, не оставил без внимания автор «Записок» и проявление тенденций русификации аборигенов [5, с. 28]. Радищев обращает внимание на то, что «в Зятцах писарь ученый по-русски», «в Дебёсе похожи на русских», в Чепце «вотяки почти как русские, женаты многие на русских бабах» [1, с. 356-357].
Далее из «последней вотской деревни» Чепцы Вятского наместничества путь А.Н. Радищева по Сибирскому тракту пролегал по территории Пермского наместничества.
Следующая цитата
В исторических архивах сохранились первые публикации великорусских писателей и поэтов о вотском (удмуртском) крае. Какое же впечатление оставила у знаменитых людей Удмуртия? Мы продолжаем раскрывать тайны. (Первую часть читайте в предыдущем номере «Комсомолки» или на сайте).
Василий Жуковский: «Быстрые лошади. Прекрасная дорога»
Когда был в Удмуртии: Глазов, Ижевск и Воткинск Жуковский посетил весной 1837 года, когда сопровождал императора Александра II в его путешествии по России.
Что пишет: приводим отрывки из дневника писателя: «В Глазове у вотяка. Спал на тюфяке. Бедная церковь на площади, окруженная деревянными домишками. Колония вотяков. Из Глазова на Ижевский завод. Быстрые лошади. Прекрасная дорога. Ижевский завод. Отвоз ружей до Камы».
Владимир Короленко: «Здесь стояла тишина… непробудная, вековая, стихийная…»
Когда был в Удмуртии: с Удмуртией судьба свела впервые Короленко в 1879 году во время отбывания в Глазове политической ссылки. Второе знакомство состоялось в селе Старый Мултан (ныне село Короленко), куда он приезжал защищать удмуртов, ложно обвиненных в 1892 году в принесении языческому богу человеческой жертвы.
Что пишет: первые свои впечатления от Вятской губернии Короленко описывает так: «Как тихо! В городе (имеется в виду Глазов) стояла тишина… непробудная, вековая, стихийная. Горожане говорят, что у себя в деревне вотяк горд и задевать его опасно. В городе он робок и беспомощен, как ребенок… Изба была просторная. Потолок и стены были сплошь покрыты густым слоем сажи, которая висела хлопьями, как черный иней. Всюду - по столу, по лавкам, по полкам, стенам и потолку ползали тараканы в ужасающем количестве. Вчера, разбирая свои вещи, я поставил на полку жестянку с чаем. Когда утром я раскрыл ее, то заметил, что чаинки шевелятся как живые: это тараканья мелкота ухитрилась забраться сквозь неплотно прикрывающуюся крышку».
Валентин Катаев: «Глазовские ополченцы… проявляли чудеса храбрости на севастопольских бастионах»
Когда был в Удмуртии: когда именно и был ли вообще автор «Сына полка» в Удмуртии, неизвестно. Но интересно то, что его отец Петр Васильевич родился и жил в Глазове.
Что пишет: «Вятский дедушка» вспоминается писателем на страницах автобиографического романа-хроники «Кладбище в Скулянах»: «Дед в Глазове состоял инспектором духовного училища и учителем высшего отделения уездного училища по греческому языку. В 1847 году был переведен в Вятку, стал священником при духовном училище, затем вернулся в Глазов и стал священником местного собора. Глазовские ополченцы… воспитанные в духе христианства и патриотизма, принимали участие в крымской кампании и проявляли чудеса храбрости на севастопольских бастионах…»
Александр Вертинский: «А Дворец культуры такой, что в Москве нет! Роскошь! Вот она, наша советская жизнь»
Когда был в Удмуртии: известный исполнитель, артист, поэт и певец посетил Ижевск с концертами зимой 1952 года.
Что пишет: в письме к жене пишет: «Дорогая моя Пекуличка! Ситуация здесь неважная. Гостиница грязная. Номерок маленький, тусклый, с одной кроватью и шкапчиком, и даже повесить вещи негде. Но все это неважно. Это обычный фон моих поездок, жить можно где угодно. И на второй день мне даже нравится эта дырочка. Городок этот стоит далеко от главной трассы, и к нему очень трудно было добираться с пересадками. А Дворец культуры такой, что в Москве нет! Роскошь! Люстры хрустальные, мрамор, зеркала, ковры! Вот она, наша советская жизнь. Все для народа. Сегодня вечером у меня первый концерт».
Владимир Высоцкий: «Ижевск открыт, - но мне туда не надо!»
Когда был в Удмуртии: в 1979 году с концертами в Ижевске и Глазове. За это время он дал 9 концертов, выступал перед актёрами местных театров, посетил Ижевский механический завод, побывал на стрельбище.
Что пишет: скорее, поет. На концерте в Ижевске актер, поэт и певец исполнил:
«Открыли самый дальний закуток,
В который не заманят и награды,
Открыт закрытый порт Владивосток,
ИЖЕВСК открыт, - но мне туда не надо!»
Все об Удмуртии читайте в рубрике «История современности».
Возрастная категория сайта 18 +
Следующая цитата
24 сентября 1802 года умер писатель, философ и революционер Александр Радищев. Одно из самых известных его произведений «Путешествие из Петербурга в Москву». По сюжету путешественник едет в столицу мимо разных городов и деревень. И по пути делает в своей записной книжке заметки о быте, поведении и нравах местных жителей. После публикации этой повести многие написанные фразы стали настоящими цитатами. Мы решили вспомнить самые известные выражения Александра Радищева.
- Расставаться трудно хотя на малое время с тем, кто нам нужен стал на всякую минуту бытия нашего. Расставаться трудно; но блажен тот, кто расстаться может не улыбаясь; любовь или дружба стригут его, утешение.
- Ты плачешь, произнося прости; но вспомни о возвращении твоем, и да исчезнут слезы твои при сем воображении, яко роса пред лицом солнца.
- Блажен возрыдавший, надейся на утешителя; блажен живущий иногда в будущем; блажен живущий в мечтании. Существо его усугубляется, веселия множатся, и спокойствие упреждает нахмуренность грусти, распложая образы радости в зерцалах воображения.
- Блажен писатель, если творением своим мог просветить хотя единого, блажен, если в едином хотя сердце посеял добродетель.
- Блаженство наше в отношении детей наших зависит много от нас самих.
- Чем государство основательнее в своих правилах, чем стройнее, светлее и тверже оно само в себе, тем менее может оно позыбнуться и стрястися от дуновения каждого мнения, от каждой насмешки разъяренного писателя; тем более благоволит оно в свободе мыслей и в свободе писаний, а от нее под конец прибыль, конечно, будет истине. Губители бывают подозрительны; тайные злодеи робки.
- Ребенок любит своего отца, мать или наставника, доколе любление его не обратится к другому предмету. Да не оскорбится сим сердце твое, отец чадолюбивый; естество того требует. Единое в том тебе утешение да будет, воспоминая, что и сын сына твоего возлюбит отца до совершенного только возраста. Тогда же от тебя зависеть будет обратить его горячность к тебе. Если ты в том успеешь, блажен и почтения достоин.
- Отец обязан сына воскормить и научить и должен наказан быть за его проступки, доколе он не войдет в совершеннолетие; а сын должности свои да обрящет в своем сердце. Если он ничего не ощущает, то виновен отец, почто ничего не насадил. Сын же вправе требовати от отца вспомоществования, доколе пребывает немощен и малолетен; но в совершеннолетии естественная сия и природная связь рушится. Птенец пернатых не ищет помощи от произведших его, когда сам начнет находить пищу. Самец и самка забывают о птенцах своих, когда сии возмужают. Се есть закон природы.
- О, законы! Премудрость ваша часто бывает только в вашем слоге!
- Нужда, желание безопасности и сохранности созидают царства; разрушают их несогласие, ухищрение и слава.
- На что право, когда действует сила? Может ли оно существовать, когда решение запечатлеется кровию народов? Может ли существовать право, когда нет силы на произведение его в действительность?
- Кто чего не разумеет, тот в то да и не мешается. Если хочешь благорастворенного воздуха, удали от себя коптильню; если хочешь света, удали затмевание; если хочешь, чтобы дитя не было застенчиво, то выгони лозу из училища. В доме, где плети и батожье в моде, там служители пьяницы, воры и того еще хуже.
- Муж и жена в обществе суть два гражданина, делающие договор, в законе утвержденный, которым обещеваются прежде всего на взаимное чувств услаждение…При неравенстве лет можно ли сохранить условие сего соглашения? Если муж десяти лет, а жена двадцати пяти, как то часто бывает во крестьянстве; или, если муж пятидесяти, а жена пятнадцати или двадцати, как то часто бывает во дворянстве, - может ли взаимное чувств услаждение? Скажите вы мне, мужья старички , но скажите по совести, стоите ли названия мужа? Вы можете только возжечь огонь любовный, не в состоянии его утушить.
- Кто знает голоса русских народных песен, тот признается, что есть в них нечто, скорбь душевную означающее. Все почти голоса таковых песен суть тону мягкого. В них найдешь образование души нашего народа.
- Неизвестно нам грядущее. Если неприязненное, счастие отымет у вас все, что оно вам дало, - богаты пребудете во умеренности желаний, кормяся делом рук ваших. Но если во дни блаженства все небрежете, поздно о том думать во дни печали. Нега, изленение и неумеренное чувств услаждение губят и тело, и дух. Ибо, изнуряй тело невоздержаностию, изнуряет и крепость духа. Употребление же сил укрепит тело, а с ним и дух.
- Гражданин, в каком бы состоянии небо родиться ему ни судило, есть и пребудет всегда человек; а доколе он человек, право природы, яко обильный источник благ, в нем не иссякнет никогда; и тот, кто дерзнет его уязвить в его природной и ненарушимой собственности, тот есть преступник. Горе ему, если закон гражданский его не накажет.
- И не приметил, как вы, мои любезные городские сватьюшки, тетушки, сестрицы, племянницы и прочее, меня долго задержали. Вы, право, того не стоите. У вас на щеках румяна, на сердце румяна, на совести румяна, на искренности… сажа. Все равно, румяна или сажа.
- Не дерзай никогда исполнять обычая в предосуждение закона. Закон, каков ни худ, есть связь общества.
- Слова не всегда суть деяния, размышления же не преступления. Но брань на словах и в печати всегда брань.
- Егова, Юпитер, Брама; бог Авраама, бог Моисея, бог Конфуция, бог Зороастра, бог Сократа, бог марка Аврелия, бог христиан, о бог мой! Ты един повсюду.
Возрастная категория сайта 18 +
Следующая цитата
Стихотворение О.А. Поскрёбышева «Радищев. Ночлег у удмурта»
В стихотворении «Радищев. Ночлег у удмурта» [1], впервые опубликованном 12 мая 1968 года в газете «Удмуртская правда» (Ижевск), описан эпизод короткой остановки ссыльного писателя-революционера в бедной удмуртской избе, стоявшей на Сибирском тракте.
О.А. Поскрёбышев Олег Алексеевич Поскрёбышев (1930-2007) – русский писатель, публицист, переводчик, народный поэт Удмуртии. Главные темы его многожанрового творчества – большая и малая родина, отчий край и отчий дом, деревня и ее люди, история народа и его духовно-нравственные традиции. Использована фотография, размещенная на фронтисписе авторского сборника стихов О.А. Поскрёбышева «Порадевшая миру душа» (Ижевск, 2004).Первый взгляд «таинственного гостя» на своих хозяев фиксирует только одно – чудовищную нищету крестьян, которую Радищев наблюдал почти везде, где останавливался по пути в ссылку, но преподнесенный ему «дар немалый» – кусок настоящего («без мякины и коры») хлеба – заставил писателя лишний убедиться, что «богатство главное людей – их сердце человечье». Радищев переживает «мыканье» приютившего его удмуртского семейства как свое собственное, удмурты же понимают, что никакой он не «варнак», а потерпевший за правду («не всегда за худое гонят в каторжный край»), и это взаимное сострадание объединяет гостя и хозяев и возвышает их над ситуацией вынужденного унижения.
Стихотворение входит в небольшую тематическую подборку произведений О.А. Поскрёбышева, посвященных драматическим судьбам известных людей на фоне истории государства Российского. Наряду с А.Н. Радищевым героями этого поэтического цикла стали скульптор Иван Петрович Мартос (1754-1835), автор памятника Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому в Москве (поэма «Иван Мартос») и Владимир Галактионович Короленко (1853-1921), писатель и общественный деятель, отбывавший ссылку в уездном Глазове, который он называл «ненастоящим городом» (стихотворение «Рассказ о печной трубе»).
Картина С.Н. Виноградова и Е.Е. Скобелева «Радищев в Удмуртии»
В 1982 году удмуртскими художниками Семеном Николаевичем Виноградовым и Евгением Ефимовичем Скобелевым была создана живописная картина «А.Н. Радищев в Удмуртии» [2, с. 87].
С.Н. Виноградов, Е.Е. Скобелев. Радищев в Удмуртии (1982 г.) Семен Николаевич Виноградов (р. 1936) – народный художник Удмуртии, историк живописи и педагог. Работает в жанре портрета, пейзажа, натюрморта. В творческой, научно-исследовательской и методической деятельности активно разрабатывает темы истории и этнографии удмуртского народа. Картина «Радищев в Удмуртии» (холст, масло, 102 × 150), хранящаяся в коллекции Удмуртского республиканского музея изобразительных искусств г. Ижевска, является первым опытом сотрудничества С.Н. Виноградова с младшим коллегой Евгением Ефимовичем Скобелевым (р. 1952), продолжившегося позднее в конце 1980-х годов в работе над композицией «Крупская в Сарапуле» и росписью Дворца культуры в удмуртском селе Завьялове. Использована репродукция картины из книги «Удмуртский республиканский музей изобразительных искусств» (Ижевск, 2014, с. 87).В главе «Изобразительное искусство о прогрессивных связях русского и удмуртского народов» книги «История остается с нами» искусствовед Адель Исааковна Поляк дает такое описание живописного двойного портрета, отразившего одну из памятных страниц истории России и Удмуртии: «Писатель внимательно слушает рассказ удмуртского крестьянина. Спокойна его поза, легкий наклон фигуры в сторону возницы, сосредоточенный взгляд передают искреннюю заинтересованность А.Н. Радищева. Удачное силуэтное решение, мягкая, несколько приглушенная гамма серых, зеленых, желтых тонов, их светотеневая разработка помогают выявить его внутреннее состояние» [3, с. 11].
В посмертной иконографии писателя картина «Радищев в Удмуртии» является одной из выдающихся работ.
Читайте также: