Цитаты о воспитании песталоцци

Обновлено: 21.11.2024

Составление последовательных рядов средств обучения является нетрудной задачей. Для этого необходимо изучить наличные средства обучения мастерству с целью их упрощения и расчленения на составные элементы… Однако для того, чтобы разработать для каждой отрасли индустрии упражнения в таком порядке, чтобы никогда более сложное упражнения не предшествовало простому … для этого требуются эксперименты во всех отраслях индустрии.

Иоганн Генрих Песталоцци /quotes/person/Iogann-Genrikh-Pestalocci/2

Увлекательность, свойственная эти упражнениям, побуждает ребенка к свободной игре наблюдения. Упражнения определяют и всесторонне расширяют круг опыта ребенка, обосновывают смысл его существования, знакомят его с горестями и радостями жизни, прививают ему отчетливое сознание того, что приятно человеку и что причиняет ему боль. Упражнение всесторонне воздействует на умственные силы ребенка — воображение, память, комбинаторные способности, силу суждения, изобретательность. Упражнения предъявляют требования не только к уму ребенка: они захватывают и приводят в движение все его эмоции, все силы сердца, вплоть до самых нежных и чувствительных.

Иоганн Генрих Песталоцци /quotes/person/Iogann-Genrikh-Pestalocci/2

…Учителя и ученики смешиваются во время игр, учителя участвуют в этих играх не только как надзиратели, они сами играют наравне с детьми. Благодаря тому, что учителя в состоянии поддерживать веселое, радостное и непринужденное настроение, знаменующее невинность и святое счастье детей,… они, безусловно, с удвоенной силой могут выполнять свои функции, … не только замечать и пресекать действительно дурное, но одновременно удалять из окружения детей… примеры дурного поведения, изгонять все злое из их сознания.

Иоганн Генрих Песталоцци /quotes/person/Iogann-Genrikh-Pestalocci/2

Ход природы в развитии человеческого рода неизменен. Не может быть поэтому двух хороших методов обучения. Только один метод хорош, и именно тот, который основывается на вечных законах природы. Плохих же методов имеется бесконечное множество; отрицательные свойства каждого из них возрастают по мере того, как метод отступает от законов природы и уменьшаются в той степени, в какой он следует этим законам.

«Как Гертруда учит своих детей»

Иоганн Генрих Песталоцци /quotes/person/Iogann-Genrikh-Pestalocci/2

Человеческий ум отнюдь не получит природосообразного развития, если будет развиваться по законам, на основе которых сила человеческой души может развиться до чистейшего благородства. Законы же, по которым природосообразно формируются наши органы чувств и члены, столь же существенно отличаются от законов, способных природосообразно формировать силы нашей души и нашего ума.

Следующая цитата

Иоганн Генрих Песталоцци — швейцарский педагог, один из крупнейших педагогов-гуманистов конца XVIII — начала XIX века, внёсший значительный вклад в развитие педагогической теории и практики.

Разработанная Иоганном Генрихом Песталоцци теория элементарного природосообразного воспитания и обучения представляет собой не только исторический интерес, но продолжает сохранять актуальность. Он первым высказал мысль о необходимости параллельного и гармоничного развития всех задатков человеческой личности — интеллектуальных, физических, нравственных.
Именно Песталоцци одним из первых указал на значимость развивающего обучения, базирующегося не на мёртвых азбучных истинах, а на непосредственном наблюдении и размышлении ребёнка под руководством учителя. По словам русского педагога К. Д. Ушинского, «идея развивающего обучения — великое открытие Песталоцци».
Особый вклад внёс И. Г. Песталоцци в методику первоначального обучения детей — обучения родному языку, письму, счёту, рисованию, гимнастике, а также в методику нравственного воспитания здоровой личности. Нельзя сказать, конечно, что эти методики в чистом виде могут быть использованы в наши дни, однако они представляют несомненный интерес если не конкретным набором предлагаемых Песталоцци упражнений, то самими принципами, положенными им в основу первоначального природосообразного обучения.

Следующая цитата

Я стараюсь ввести детей в гущу жизни и объяснить им, как любая отдельная хорошая черта человека, если она остаётся изолированной и не находит себе опоры во всём том хорошем, что имеется в природе человека, каждый раз рискует вновь затеряться в человеке или получить такое направление, которое одинаково легко может привести как к его падению, так и к его совершенствованию.

Следующая цитата

Вам как воспитателям должно быть присуще такое любовное отношение к ним ,чтобы привлекать к себе детские сердца… Я хотел бы, чтобы вы в полной мере обладали этим сердечным любовным отношением к детям, которое увеличит ваши воспитательные возможности.

Иоганн Генрих Песталоцци /quotes/person/Iogann-Genrikh-Pestalocci

Воспитание и только воспитание - цель школы.

Иоганн Генрих Песталоцци /quotes/person/Iogann-Genrikh-Pestalocci

Все эти умения исходят из простейших приемов: удара, толкания, вращения, качания, подымания, топтания и требуют последовательной системы упражнений, имеющих задачей развитие сил и технических способностей.

Иоганн Генрих Песталоцци /quotes/person/Iogann-Genrikh-Pestalocci

Идея элементарного образования есть ни что иное, как результат стремления человечества оказать ходу природы в развитии и формировании наших задатков и сил такое содействие, какое способны оказать ему разумная любовь, развитой ум и хорошо развитые технические склонности.

Иоганн Генрих Песталоцци /quotes/person/Iogann-Genrikh-Pestalocci

Искусство рисовать заключается в способности представить себе путем наблюдения за предметом его очертания и свойственные ему отличительные признаки с помощью линий и правильно воспроизвести.

Иоганн Генрих Песталоцци /quotes/person/Iogann-Genrikh-Pestalocci

Каждый ребенок самым простым образом становится способным верно судить о каждом предмете в природе по его внешним пропорциям и по его отношениям к другим предметам, а также становится способным определенно высказать свое суждение об этом предмете.

Иоганн Генрих Песталоцци /quotes/person/Iogann-Genrikh-Pestalocci

Как и в хорошей семье каждое слово…, сказанное с целью воспитания, заключает в себе обучение, а обучение является в то же время и воспитанием. Одно непосредственно переходит в другое…

Иоганн Генрих Песталоцци /quotes/person/Iogann-Genrikh-Pestalocci

Как ум выражает себя в основном в числе, форме и слове, и все средства формирования ума исходят из этих трех фундаментов его развития, так и сердце находит себе выражение главным образом в любви, и все средства воспитания сердца необходимо должны исходить из этой его исконной силы.

Иоганн Генрих Песталоцци /quotes/person/Iogann-Genrikh-Pestalocci

Мальчики, если их воспитывать одних, становятся чересчур грубыми, а девочки замкнутыми и чересчур мечтательными. Ведь часто наиболее воспитанные дети выходят из семей, где брат и сестра долго живут бок о бок.

Иоганн Генрих Песталоцци /quotes/person/Iogann-Genrikh-Pestalocci

Механизм чувственной человеческой природы по существу своему подчиняется тем же законам, согласно которым физическая природа повсеместно развивает свои силы. Согласно этим законам наиболее существенные части преподаваемого предмета должны быть прочнейшим образом запечатлены в сознании человека; затем постепенно, но с неослабевающей силой к этим существенным частям должны быть добавлены менее существенные таким образом, чтобы все части преподаваемого предмета … сохранили между собой живую, но соответствующую своему значению связь.

Иоганн Генрих Песталоцци /quotes/person/Iogann-Genrikh-Pestalocci

… не должно быть никакой неясности в отношении того, что запрещено… Мы не должны воображать, что ребенок сам может догадаться, что может быть вредным и что для нас является важным.

Иоганн Генрих Песталоцци /quotes/person/Iogann-Genrikh-Pestalocci

Несомненно, что только одна мать в состоянии заложить правильную чувственную основу воспитания человека. Ее реальные поступки, к которым ее побуждает один только голый инстинкт, являются, по существу, правильными, естественными средствами нравственного воспитания.

Иоганн Генрих Песталоцци /quotes/person/Iogann-Genrikh-Pestalocci

Нравственность заключается в совершенном познании добра, в совершенном умении и желании творить добро.

Иоганн Генрих Песталоцци /quotes/person/Iogann-Genrikh-Pestalocci

О век наш!… Своим книжным языком ты … вводил ребенка в мир призрачных понятий, которые придавали в его уме пустым, лишенным всякой предметной основы словам мнимую и призрачную значимость, в результате чего убивалась та реальная значимость, которой должны были в его сознании обладать сами вещи.

Иоганн Генрих Песталоцци /quotes/person/Iogann-Genrikh-Pestalocci

Прежде, чем говорить о какой-либо добродетели, я вызывал в детях живое чувство ее… Подобно тому, как при интеллектуальном элементарном образовании чувственное восприятие предмета должно быть налицо в сознании ребенка до того, как он научится произносить слово, обозначающее этот предмет, так же точно и чувства, составляющие … основу … нравственных понятий в душе ребенка, должны уже быть в ней налицо, прежде, чем слова, обозначающие их, будут вложены ему в уста.

Иоганн Генрих Песталоцци /quotes/person/Iogann-Genrikh-Pestalocci

При обучении родному языку, точно так же, как при обучении числу и форме, метод по существу является во всех случаях ни чем иным, как закреплением единства чувственного образа единичного предмета с его наименованием.

Иоганн Генрих Песталоцци /quotes/person/Iogann-Genrikh-Pestalocci

Природа создает ребенка как неделимое целое, как действительно органическое единство с разносторонними нравственными, умственными и физическими задатками. Она безусловно хочет, чтобы ни один из этих задатков не оставался неразвитым… Развитие одного не только неразрывно связано с развитием другого; природа развивает каждый из этих задатков посредством других и через них: развитие чувств становится средством развития ума, развитие ума влечет за собой развитие тела, и наоборот…

Иоганн Генрих Песталоцци /quotes/person/Iogann-Genrikh-Pestalocci

Ребенку представляются четкими лишь те понятия, к ясности которых ничего больше не может прибавить личный опыт… Путь к достижению четких понятий лежит через постепенное, доступное детям, уяснения всех предметов, четкого понимания которых от них добиваются.

Читайте также: