Цитаты о военном искусстве

Обновлено: 06.11.2024

Непобедимость заключена в себе самом, возможность победы заключена в противнике.

Избегание столкновения с большими силами свидетельствует не о трусости, а о мудрости, ибо принесение себя в жертву никогда и нигде не является преимуществом.

Война любит победу и не любит продолжительности.

Правило ведения войны заключается в том, чтобы не полагаться на то, что противник не придет, а полагаться на то, с чем я могу его встретить; не полагаться на то, что он не нападет, а полагаться на то, что я сделаю нападение на себя невозможным для него.

Война – это путь обмана[7]. Поэтому, если ты и можешь что-нибудь, показывай противнику, будто не можешь; если ты и пользуешься чем-нибудь, показывай ему, будто ты этим не пользуешься; хотя бы ты и был близко, показывай, будто ты далеко; хотя бы ты и был далеко, показывай, будто ты близко; заманивай его выгодой; приведи его в расстройство и бери его; если у него все полно, будь наготове; если он силен, уклоняйся от него; вызвав в нем гнев, приведи его в состояние расстройства; приняв смиренный вид, вызови в нем самомнение; если его силы свежи, утоми его; если у него дружны воины, разъедини; нападай на него, когда он не готов; выступай, когда он не ожидает.

Убивает противника ярость, захватывает его богатства жадность.

Идти вперед туда, где не ждут; атаковать там, где не подготовились

Когда обороняются, значит, есть в чем-то недостаток; когда нападают, значит, есть все в избытке.

Мощь – это умение применять тактику<6>, сообразуясь с выгодой.

Война – это путь обмана, постоянной организации ложных выпадов, распространения дезинформации, использования уловок и хитростей.

Следующая цитата

цитаты об армии и военном искусстве

Армейская дисциплина тяжела, но это тяжесть щита, а не ярма.

Антуан де Ривароль

Армейское правило: «Командовать умеет лишь тот, кто умеет подчиняться». Это все равно что сказать: «Плавать умеет лишь тот, кто умеет тонуть».

Армию станут уважать, когда попасть в нее станет не легче, чем в правительство.

Армия — это группа с высокой степенью организационной и пространственной изоляции от общества.

Армия — это инструмент превращения глупости правителей в страдания народов.

А сколько жертв требует военное искусство!

Атакуй с чем пришел! Коли, руби, гони, отрезывай, не упускай! Ура! — чудеса творит, братцы!

Береги пулю в дуле.

Бесчисленные народы и сильнейшие армии походят на муравьев, которые оспаривают друг у друга былинку на куче грязи.

Будь терпелив в военных трудах, не поддавайся унынию от неудач.

Быстрота и внезапность заменяют число. Натиски и удары решают битву.

В армии все точь-в-точь, как у бойскаутов, но скауты находятся под присмотром взрослых.

В кабинете врут, а в поле бьют.

Воевать не числом, а умением.

Военная наука — наука побеждать.

Военное искусство — искусство быть сильнее неприятеля в известный момент.

Военной науке должно учится на войне. Каждый театр войны есть новый.

В случае возникновения препятствий нельзя много отвлекаться ими, время дороже всего — нужно уметь беречь его. Часто наши предыдущие победы оставались безрезультатными из-за недостатка людей. Самым ложным правилом является убеждение, что после поражения врага все закончено, в то время как нужно стремиться к более крупным успехам.

Где армия зависит от народа, там рано или поздно оказывается, что правительство зависит от армии.

Антуан де Ривароль

Готовясь к обороне, всегда лучше предполагать врага намного сильнейшим, чем он кажется, потому что таким образом оборона примет должные размеры; пренебрежением же легко уподобиться скряге, который, сберегая какой-нибудь лоскуток, портит целое платье.

Делай на войне то, что противник почитает за невозможное.

Дисциплина — мать победы.

Для обычной армии не победить — значит потерпеть поражение.

Занятия должно вести так, чтобы сообщить и солдату и начальнику знание того, что придется исполнить в бою, вместе с тем приготовить и духовную их сторону по возможности так, чтобы случайности боя не поражали неожиданностью ни солдата, ни начальника, не заставали их врасплох.

Идешь бить неприятеля, умножай войска, опорожняй посты, снимай коммуникации. Побив неприятеля, обновляй по обстоятельствам, но гони его до сокрушения.

Именно армия окончательно делает из тебя гражданина; без нее у тебя еще был бы шанс, пусть ничтожный, остаться человеческим существом.

Истинное правило военного искусства — прямо напасть на противника с самой чувствительной для него стороны, а не сходиться, робко пробираясь окольными дорогами, через что самая атака делается многосложною, тогда как дело может быть решено только прямым, смелым наступлением.

Кто испуган, тот побежден наполовину. У страха глаза велики, один за десятерых покажется.

Кто отважен и смело идет прямо на неприятеля, тот одержал уже половину победы.

Мнение военных не стоит ни цента, даже по военным вопросам.

На войне деньги дороги, жизнь человеческая еще дороже, время дороже всего.

Надо бить умением, а не числом.

На Западе армии были слишком велики для здешних стран. На Востоке страны были слишком велики для армий.

Народ, не желающий кормить свою армию, вскоре будет вынужден кормить чужую.

Нет такой уловки или приема в пользовании оружием во время боя, которые мы сочли бы дурными, лишь бы они помогли отразить направленный на нас удар.

Мишель де Монтенъ

Ни одна армия не может противостоять силе идеи, время которой пришло.

Ни одного поста не должно считать крепостью… нет стыда уступить пост превосходному в числе неприятелю. Напротив того, в том и состоит военное искусство, чтобы вовремя отступить без потери. Уступленный пост можно снова занять, а потеря людей невозвратима: нередко один человек дороже самого поста.

Обывателя не обижать: он нас поит и кормит. Солдат — не разбойник. Святая добыча: возьми лагерь — все ваше, возьми крепость — все ваше. Без приказа отнюдь не ходить на добычу.

Одержать сто побед в ста битвах — это не вершина воинского искусства. Повергнуть врага без сражения — вот вершина.

Отборные войска — высшая и последняя ступень естественного отбора.

Плохо, ежели молодые люди постигают военное искусство по книгам: это верное средство воспитать плохих генералов.

Пока существуют те, кто не задумываясь выполняет приказы, всегда найдется тот, кто не задумываясь их будет отдавать.

Приказу подчиняются потому, что сопротивление безнадежно: приказывает тот, кто все равно победит.

Приказы иногда не выполняют. Но что бы вышло, если бы приказы никогда не выполнялись? Понятие «приказ» потеряло бы смысл.

Секрет военного искусства заключается в том, чтобы быть сильнее неприятеля в нужный момент в нужном месте.

С незапамятных времен люди словно сговорились разорять, жечь, убивать, резать друг друга ради лишней пяди земли; чтобы делать это более изобретательно и безошибочно, они придумали превосходные правила, которые наименовали военным искусством, поставили в зависимость от соблюдения этих правил долговечность нашего имени и славы и с тех пор из столетия в столетие изощрялись друг перед другом во взаимном истреблении.

Жан де Лабрюйер

Стреляй редко, да метко. Штыком коли крепко. Пуля дура, штык молодец.

Субординация или послушание — мать дисциплины или военному искусству.

Твердость, предусмотрительность, глазомер, время, смелость, натиск, поменьше деталей и подробностей в речах солдатам.

Теория военного искусства не претендует создавать Наполеонов, но она дает знание свойств войск и местности. Она указывает модели, образцы, осуществленные в области войны и, благодаря этому, выравнивает путь тем, кого природа наградила воинскими способностями.

Три воинских искусства: первое — глазомер, второе — быстрота, третье — натиск.

Тяжело в учении — легко в походе, легко на учении — тяжело в походе.

Умный военный человек не должен действовать на авось, без крайности.

Хотя храбрость, бодрость и мужество всюду и при всех случаях потребны, токмо тщетны они, ежели не будут истекать из искусства.

Следующая цитата

Армейская дисциплина тяжела, но это тяжесть щита, а не ярма.

Антуан де Ривароль

Армейское правило: «Командовать умеет лишь тот, кто умеет подчиняться». Это все равно что сказать: «Плавать умеет лишь тот, кто умеет тонуть».

Армию станут уважать, когда попасть в нее станет не легче, чем в правительство.

Армия — это группа с высокой степенью организационной и пространственной изоляции от общества.

Армия — это инструмент превращения глупости правителей в страдания народов.

А сколько жертв требует военное искусство!

Атакуй с чем пришел! Коли, руби, гони, отрезывай, не упускай! Ура! — чудеса творит, братцы!

Береги пулю в дуле.

Бесчисленные народы и сильнейшие армии походят на муравьев, которые оспаривают друг у друга былинку на куче грязи.

Будь терпелив в военных трудах, не поддавайся унынию от неудач.

Быстрота и внезапность заменяют число. Натиски и удары решают битву.

В армии все точь-в-точь, как у бойскаутов, но скауты находятся под присмотром взрослых.

В кабинете врут, а в поле бьют.

Воевать не числом, а умением.

Военная наука — наука побеждать.

Военное искусство — искусство быть сильнее неприятеля в известный момент.

Военной науке должно учится на войне. Каждый театр войны есть новый.

В случае возникновения препятствий нельзя много отвлекаться ими, время дороже всего — нужно уметь беречь его. Часто наши предыдущие победы оставались безрезультатными из-за недостатка людей. Самым ложным правилом является убеждение, что после поражения врага все закончено, в то время как нужно стремиться к более крупным успехам.

Где армия зависит от народа, там рано или поздно оказывается, что правительство зависит от армии.

Антуан де Ривароль

Готовясь к обороне, всегда лучше предполагать врага намного сильнейшим, чем он кажется, потому что таким образом оборона примет должные размеры; пренебрежением же легко уподобиться скряге, который, сберегая какой-нибудь лоскуток, портит целое платье.

Делай на войне то, что противник почитает за невозможное.

Дисциплина — мать победы.

Для обычной армии не победить — значит потерпеть поражение.

Занятия должно вести так, чтобы сообщить и солдату и начальнику знание того, что придется исполнить в бою, вместе с тем приготовить и духовную их сторону по возможности так, чтобы случайности боя не поражали неожиданностью ни солдата, ни начальника, не заставали их врасплох.

Идешь бить неприятеля, умножай войска, опорожняй посты, снимай коммуникации. Побив неприятеля, обновляй по обстоятельствам, но гони его до сокрушения.

Именно армия окончательно делает из тебя гражданина; без нее у тебя еще был бы шанс, пусть ничтожный, остаться человеческим существом.

Истинное правило военного искусства — прямо напасть на противника с самой чувствительной для него стороны, а не сходиться, робко пробираясь окольными дорогами, через что самая атака делается многосложною, тогда как дело может быть решено только прямым, смелым наступлением.

Кто испуган, тот побежден наполовину. У страха глаза велики, один за десятерых покажется.

Кто отважен и смело идет прямо на неприятеля, тот одержал уже половину победы.

Мнение военных не стоит ни цента, даже по военным вопросам.

На войне деньги дороги, жизнь человеческая еще дороже, время дороже всего.

Надо бить умением, а не числом.

На Западе армии были слишком велики для здешних стран. На Востоке страны были слишком велики для армий.

Народ, не желающий кормить свою армию, вскоре будет вынужден кормить чужую.

Нет такой уловки или приема в пользовании оружием во время боя, которые мы сочли бы дурными, лишь бы они помогли отразить направленный на нас удар.

Мишель де Монтенъ

Ни одна армия не может противостоять силе идеи, время которой пришло.

Ни одного поста не должно считать крепостью… нет стыда уступить пост превосходному в числе неприятелю. Напротив того, в том и состоит военное искусство, чтобы вовремя отступить без потери. Уступленный пост можно снова занять, а потеря людей невозвратима: нередко один человек дороже самого поста.

Обывателя не обижать: он нас поит и кормит. Солдат — не разбойник. Святая добыча: возьми лагерь — все ваше, возьми крепость — все ваше. Без приказа отнюдь не ходить на добычу.

Одержать сто побед в ста битвах — это не вершина воинского искусства. Повергнуть врага без сражения — вот вершина.

Отборные войска — высшая и последняя ступень естественного отбора.

Плохо, ежели молодые люди постигают военное искусство по книгам: это верное средство воспитать плохих генералов.

Пока существуют те, кто не задумываясь выполняет приказы, всегда найдется тот, кто не задумываясь их будет отдавать.

Приказу подчиняются потому, что сопротивление безнадежно: приказывает тот, кто все равно победит.

Приказы иногда не выполняют. Но что бы вышло, если бы приказы никогда не выполнялись? Понятие «приказ» потеряло бы смысл.

Секрет военного искусства заключается в том, чтобы быть сильнее неприятеля в нужный момент в нужном месте.

С незапамятных времен люди словно сговорились разорять, жечь, убивать, резать друг друга ради лишней пяди земли; чтобы делать это более изобретательно и безошибочно, они придумали превосходные правила, которые наименовали военным искусством, поставили в зависимость от соблюдения этих правил долговечность нашего имени и славы и с тех пор из столетия в столетие изощрялись друг перед другом во взаимном истреблении.

Жан де Лабрюйер

Стреляй редко, да метко. Штыком коли крепко. Пуля дура, штык молодец.

Субординация или послушание — мать дисциплины или военному искусству.

Твердость, предусмотрительность, глазомер, время, смелость, натиск, поменьше деталей и подробностей в речах солдатам.

Теория военного искусства не претендует создавать Наполеонов, но она дает знание свойств войск и местности. Она указывает модели, образцы, осуществленные в области войны и, благодаря этому, выравнивает путь тем, кого природа наградила воинскими способностями.

Три воинских искусства: первое — глазомер, второе — быстрота, третье — натиск.

Тяжело в учении — легко в походе, легко на учении — тяжело в походе.

Умный военный человек не должен действовать на авось, без крайности.

Хотя храбрость, бодрость и мужество всюду и при всех случаях потребны, токмо тщетны они, ежели не будут истекать из искусства.

Следующая цитата

Противник не должен знать, где мы собираемся дать ему сражение, потому что в таком случае ему при­дется готовиться к этому сражению в нескольких мес­тах.

Порядок применения военного искусства таков: во-первых, Измерение; во-вторых, Количественная оценка; в-третьих, Расчет; в-четвертых, Сопоставление шансов; в-пятых, Победа.

Он выигрывает сражения, не совершая ошибок. [Чэнь Хо говорит: «Он не планирует ненужных переходов и не организует безрезультативных атак». Более подробное объяснение мы находим у Чжан Юя: «Тот, кто пытается побеждать за счет одной лишь силы, при всех своих победах время от времени обречен терпеть и поражения; тот же, кто способен заглянуть в будущее и увидеть там обстоятельства, которые еще не проявились, никогда не ошибется, а значит, будет неизбежно побеждать».]

Он выигрывает сражения, не совершая ошибок.

Шпионаж является наиважнейшим элементов военного искусства, потому что от него зависит способность армии передвигаться

Конечная цель всех пяти форм шпионажа — досконально узнать врага, и в этом нам никто не может помочь лучше, нежели перевербованный шпион.

категории граждан вражеского государства, которые могут быть полезными в роли шпионов

необходимо использовать шпионов, которые разделяются на пять категорий

Сунь-цзы начинает издалека и ловко подходит к сути. Сначала он описывает те ужасные несчастья и огромные затраты человеческих и материальных ресурсов, которые всегда сопутствуют войне. И далее намекает, что, если вы не будете хорошо информированы о реальном состоянии противника и не будете готовы нанести решающий удар в подходящий момент, война может растянуться на годы. Единственный способ получить нужную информацию — задействовать шпионов, а чтобы на них можно было положиться, нельзя скупиться на оплату их услуг.

просветленный государь должен быть заботливым и внимательным, а хороший полководец — осторожным. Только так можно обеспечить мир стране и сохранить могущество армии

Читайте также: