Цитаты о воде из библии
Обновлено: 21.11.2024
Христос сказал: "Я с вами во все дни до скончания века" (Мф. 28:20).
Святой Дух живёт в Церкви и продолжает просвещать нас. Всё, что необходимо для спасения, Бог уже дал человечеству, могут лишь развиваться способы Богопочитания и может разъясняться Божественное Откровение, без добавления чего-то принципиально нового.
Вот замечательный ответ священника:
Где в Библии сказано.
Где в Библии сказано, что надо поклоняться изображениям и Божией Матери, или просить у нее помощи и поддержки?
Вопрос этот, как и всякий серьезный, глубокий вопрос, может иметь ответы на нескольких различных уровнях. Иногда можно ответить просто "да" или "нет", иногда бывает уместно вспомнить мудрую русскую пословицу: "Простота хуже воровства".
Итак, 1-й уровень. Вы спрашиваете про "поклонение изображениям", "поклонение Божией Матери". Однако даже детям известно, что православные христиане поклоняются одному истинному Богу - как того требует от нас Он Сам. Людям же, составляющим тело Церкви - святым, - или небесным силам, или священным книгам (напр. Библии), или священным изображениям и предметам - воздается подобающее почитание. Разница между тем и другим зафиксирована VII Вселенским Собором более 1200 лет тому назад.
Что же касается выражений о "поклонении", которые можно встретить в некоторых богослужебных текстах и проповедях, то все они имеют метонимический или метафорический смысл (как мы, например, говорим "страшно доволен" или "отряд в сто сабель"), что совершенно ясно из контекста и ни у кого, кто мало-мальски знаком с христианством, не вызывает никаких недоумений.
И далее, в связи с другим вопросом: где-нибудь в Писании сказано, что надо просить помощи и поддержки у вашей родной матери? или что не надо переходить улицу на красный свет? или что дважды два - четыре? Так зачем же вслед за "иеговистами" и другими разносчиками религиозного товара, врагами Христа и России, лицемерить и лгать на Тело Христово - Его Святую Церковь.
Теперь - 2-й уровень. Здесь мы говорим о самом Св. Писании, которое в равной мере любят и почитают и православные, и инославные верующие (протестанты традиционных конфессий). Можно ли в нем найти обоснование для тех или иных догматических норм, богослужебных и повседневных обычаев Православной Церкви? Разумеется, можно, - и на этот предмет существует немало общедоступной литературы, на все вкусы. Будет гораздо разумнее познакомиться с этими материалами и обсудить их, если возникнут недоумения, чем пытаться в коротком ответе изложить библейский текст.
3-й уровень. Допустим, мы нашли те или иные главы Св. Писания и хотим их обсудить. Но способны ли мы их до конца понять? И что для этого нужно? - Ведь написаны они почти две тысячи лет назад, адресованы людям совершенно другой культуры, чем наша, и к тому же на другом языке. Какая реальность стоит за древнееврейскими и греческими словами и выражениями, которые мы сегодня по-русски, подчас не особенно задумываясь, передаем как Бог, Сын Божий, Христос, Святой Дух, спасение, оправдание, искупление, Царство Божие, - и многими другими?
Итак, для серьезного разговора о Писании необходимо знание древних языков, а главное - той культурно-исторической среды, в которой оно возникло. Попытка говорить о трудных для понимания местах Св. Писания без такого багажа ставит нас в положение известного героя, которому было сказано: "Суди, дружок, не выше сапога".
И, наконец, 4-й уровень, на котором мы и остановимся. Споры о толковании Св. Писания, о Боге, о Христе, о Св. Троице, идут многие сотни лет: всё, что можно было сказать по этим вопросам, давно уже сказано, и непростительной наивностью было бы думать, что сегодня мы с вами можем сказать нечто новое. Тем не менее большая часть спорящих остается при своих убеждениях. Почему так?
Ответить помогает несколько иной вопрос, который православные постоянно задают, а их оппоненты постоянно игнорируют, а именно: откуда взялось само Св. Писание? Кто собрал 27 разрозненных книг - из всего множества текстов, посвященных Иисусу из Назарета, Его жизни и учению - в знакомый нам том Нового Завета? На чем основан этот выбор? Кто сообщил ему авторитет? Почему верующие всех времен и народов почитают именно это собрание, а прочим текстам уделяют лишь поверхностное внимание?
Подумайте над этим вопросом. А подcказку можете найти в Символе православной веры: "Верую во Единую Святую Соборную и Апостольскую Церковь".
Следующая цитата
И сказал Бог: да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды.
Быт 1:7
И создал Бог твердь, и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью. И стало так.
Быт 24:13
вот, я стою у источника воды, и дочери жителей города выходят черпать воду;
Быт 24:20
И тотчас вылила воду из кувшина своего в поило и побежала опять к колодезю почерпнуть воды, и начерпала для всех верблюдов его.
Быт 26:32
В тот же день пришли рабы Исааковы и известили его о колодезе, который копали они, и сказали ему: мы нашли воду.
Исх 7:18
и рыба в реке умрет, и река воссмердит, и Египтянам омерзительно будет пить воду из реки.
Исх 7:24
И стали копать все Египтяне около реки, чтобы найти воду для питья, потому что не могли пить воды из реки.
Исх 15:25
Моисей возопил к Господу, и Господь показал ему дерево, и он бросил его в воду, и вода сделалась сладкою. Там Бог дал народу устав и закон и там испытывал его.
Исх 23:25
служите Господу, Богу вашему, и Он благословит хлеб твой и воду твою; и отвращу от вас болезни.
Лев 11:32
И все, на что упадет которое-нибудь из них мертвое, всякий деревянный сосуд, или одежда, или кожа, или мешок, и всякая вещь, которая употребляется на дело, будут нечисты: в воду должно положить их, и нечисты будут до вечера, потом будут чисты;
Лев 11:36
только источник и колодезь, вмещающий воду, остаются чистыми; а кто прикоснется к трупу их, тот нечист.
Чис 5:17
и возьмет священник святой воды в глиняный сосуд, и возьмет священник земли с полу скинии и положит в воду;
Чис 5:23
И напишет священник заклинания сии на свитке, и смоет их в горькую воду;
Чис 5:24
и даст жене выпить горькую воду, наводящую проклятие, и войдет в нее вода, наводящая проклятие, ко вреду ее.
Чис 20:8
Возьми жезл и собери общество, ты и Аарон, брат твой, и скажите в глазах их скале, и она даст из себя воду: и так ты изведешь им воду из скалы, и напоишь общество и скот его.
Чис 20:10
И собрали Моисей и Аарон народ к скале, и сказал он им: послушайте, непокорные, разве нам из этой скалы извести для вас воду?
Чис 20:19
И сказали ему сыны Израилевы: мы пойдем большою дорогою, и если будем пить твою воду, я и скот мой, то буду платить за нее; только ногами моими пройду, что ничего не стоит.
Чис 31:23
и все, что проходит через огонь, проведите через огонь, чтоб оно очистилось, а кроме того, и очистительною водою должно очистить; все же, что не проходит через огонь, проведите через воду;
Втор 2:6
пищу покупайте у них за серебро и ешьте; и воду покупайте у них за серебро и пейте;
Втор 2:28
пищу продавай мне за серебро, и я буду есть, и воду для питья давай мне за серебро, и я буду пить, только ногами моими пройду —
Втор 12:16
только крови не ешьте: на землю выливайте ее, как воду.
Втор 12:24
не ешь ее: выливай ее на землю, как воду;
Втор 15:23
только крови его не ешь: на землю выливай ее, как воду.
Втор 29:11
дети ваши, жены ваши и пришельцы твои, находящиеся в стане твоем, от секущего дрова твои до черпающего воду твою,
Нав 2:10
ибо мы слышали, как Господь иссушил пред вами воду Чермного моря, когда вы шли из Египта, и как поступили вы с двумя царями Аморрейскими за Иорданом, с Сигоном и Огом, которых вы истребили;
Нав 3:13
и как только стопы ног священников, несущих ковчег Господа, Владыки всей земли, ступят в воду Иордана, вода Иорданская иссякнет, текущая же сверху вода остановится стеною.
Нав 3:15
то, лишь только несущие ковчег вошли в Иордан, и ноги священников, несших ковчег, погрузились в воду Иордана (Иордан же выступает из всех берегов своих во все дни жатвы пшеницы),
Нав 9:21
И сказали им начальники: пусть они живут, но будут рубить дрова и черпать воду для всего общества. И сделало все общество так, как сказали им начальники.
Нав 9:23
за это прокляты вы! без конца вы будете рабами, будете рубить дрова и черпать воду для дома Бога моего!
Нав 9:27
и определил в тот день Иисус, чтобы они рубили дрова и черпали воду для общества и для жертвенника Господня; даже до сего дня, на месте, какое ни избрал бы Господь.
Суд 5:4
Когда выходил Ты, Господи, от Сеира, когда шел с поля Едомского, тогда земля тряслась, и небо капало, и облака проливали воду;
Суд 7:5
Он привел народ к воде. И сказал Господь Гедеону: кто будет лакать воду языком своим, как лакает пес, того ставь особо, так же и тех всех, которые будут наклоняться на колени свои и пить.
Суд 7:6
И было число лакавших ртом своим с руки триста человек; весь же остальной народ наклонялся на колени свои пить воду.
Суд 7:24
Гедеон же послал послов на всю гору Ефремову сказать: выйдите навстречу Мадианитянам и перехватите у них переправу через воду до Бефвары и Иордан. И созваны все Ефремляне и перехватили переправы через воду до Бефвары и Иордан;
1Цар 7:6
И собрались в Массифу, и черпали воду, и проливали пред Господом, и постились в тот день, говоря: согрешили мы пред Господом. И судил Самуил сынов Израилевых в Массифе.
1Цар 9:11
Когда они поднимались вверх в город, то встретили девиц, вышедших черпать воду, и сказали им: есть ли здесь прозорливец?
1Цар 25:11
неужели мне взять хлебы мои и воду мою, и мясо, приготовленное мною для стригущих овец у меня, и отдать людям, о которых не знаю, откуда они?
2Цар 17:21
Когда они ушли, те вышли из колодезя, пошли и известили царя Давида и сказали Давиду: встаньте и поскорее перейдите воду; ибо так и так советовал о вас Ахитофел.
3Цар 13:22
но воротился, ел хлеб и пил воду в том месте, о котором Он сказал тебе: «не ешь хлеба и не пей воды», тело твое не войдет в гробницу отцов твоих.
3Цар 18:38
И ниспал огонь Господень и пожрал всесожжение, и дрова, и камни, и прах, и поглотил воду, которая во рве.
4Цар 2:21
И вышел он к истоку воды, и бросил туда соли, и сказал: так говорит Господь: Я сделал воду сию здоровою, не будет от нее впредь ни смерти, ни бесплодия.
4Цар 3:11
И сказал Иосафат: нет ли здесь пророка Господня, чтобы нам вопросить Господа через него? И отвечал один из слуг царя Израильского и сказал: здесь Елисей, сын Сафатов, который подавал воду на руки Илии.
4Цар 6:5
И когда один валил бревно, топор его упал в воду. И закричал он и сказал: ах, господин мой! а он взят был на подержание!
4Цар 18:31
Не слушайте Езекии. Ибо так говорит царь Ассирийский: примиритесь со мною и выйдите ко мне, и пусть каждый ест плоды виноградной лозы своей и смоковницы своей, и пусть каждый пьет воду из своего колодезя,
4Цар 19:24
и откапывал я и пил воду чужую, и осушу ступнями ног моих все реки Египетские».
4Цар 20:20
Прочее об Езекии и о всех подвигах его, и о том, что он сделал пруд и водопровод и провел воду в город, написано в летописи царей Иудейских.
Неем 9:15
И хлеб с неба Ты давал им в голоде их, и воду из камня источал им в жажде их, и сказал им, чтоб они пошли и овладели землею, которую Ты, подняв руку Твою, клялся дать им.
Неем 9:20
И Ты дал им Духа Твоего благого, чтобы наставлять их, и манну Твою не отнимал от уст их, и воду давал им для утоления жажды их.
Иов 14:9
но, лишь почуяло воду, оно дает отпрыски и пускает ветви, как бы вновь посаженное.
Иов 15:16
тем больше нечист и растлен человек, пьющий беззаконие, как воду.
Иов 24:19
Засуха и жара поглощают снежную воду: так преисподняя — грешников.
Иов 28:25
Когда Он ветру полагал вес и располагал воду по мере,
Иов 34:7
Есть ли такой человек, как Иов, который пьет глумление, как воду,
Пс 65:12
посадил человека на главу нашу. Мы вошли в огонь и в воду, и Ты вывел нас на свободу.
Пс 72:10
Потому туда же обращается народ Его, и пьют воду полною чашею,
Пс 78:3
пролили кровь их, как воду, вокруг Иерусалима, и некому было похоронить их.
Пс 104:29
Преложил воду их в кровь, и уморил рыбу их.
Притч 5:15
Пей воду из твоего водоема и текущую из твоего колодезя.
Притч 30:4
Кто восходил на небо и нисходил? кто собрал ветер в пригоршни свои? кто завязал воду в одежду? кто поставил все пределы земли? какое имя ему? и какое имя сыну его? знаешь ли?
Ис 12:3
И в радости будете почерпать воду из источников спасения,
Ис 30:20
И даст вам Господь хлеб в горести и воду в нужде; и учители твои уже не будут скрываться, и глаза твои будут видеть учителей твоих;
Ис 36:16
Не слушайте Езекии, ибо так говорит царь Ассирийский: примиритесь со мною и выйдите ко мне, и пусть каждый ест плоды виноградной лозы своей и смоковницы своей, и пусть каждый пьет воду из своего колодезя,
Ис 37:25
и откапывал я, и пил воду; и осушу ступнями ног моих все реки Египетские».
Ис 43:20
Полевые звери прославят Меня, шакалы и страусы, потому что Я в пустынях дам воду, реки в сухой степи, чтобы поить избранный народ Мой.
Ис 48:21
И не жаждут они в пустынях, через которые Он ведет их: Он источает им воду из камня; рассекает скалу, и льются воды.
Ис 64:2
как от плавящего огня, как от кипятящего воду, чтобы имя Твое сделать известным врагам Твоим; от лица Твоего содрогнулись бы народы.
Иер 2:18
И ныне для чего тебе путь в Египет, чтобы пить воду из Нила? и для чего тебе путь в Ассирию, чтобы пить воду из реки ее?
Иер 6:7
Как источник извергает из себя воду, так он источает из себя зло: в нем слышно насилие и грабительство, пред лицом Моим всегда обиды и раны.
Иер 8:14
«Что мы сидим? собирайтесь, пойдем в укрепленные города и там погибнем; ибо Господь Бог наш определил нас на погибель и дает нам пить воду с желчью за то, что мы грешили пред Господом».
Иер 9:1
О, кто даст голове моей воду и глазам моим — источник слез! я плакал бы день и ночь о пораженных дщери народа моего.
Иер 13:1
Так сказал мне Господь: пойди, купи себе льняной пояс и положи его на чресла твои, но в воду не клади его.
Плач 2:19
Вставай, взывай ночью, при начале каждой стражи; изливай, как воду, сердце твое пред лицом Господа; простирай к Нему руки твои о душе детей твоих, издыхающих от голода на углах всех улиц.
Плач 5:4
Воду свою пьем за серебро, дрова наши достаются нам за деньги.
Иез 4:11
И воду пей мерою, по шестой части гина пей; от времени до времени пей так.
Иез 4:16
И сказал мне: сын человеческий! вот, Я сокрушу в Иерусалиме опору хлебную, и будут есть хлеб весом и в печали, и воду будут пить мерою и в унынии,
Иез 12:18
сын человеческий! хлеб твой ешь с трепетом, и воду твою пей с дрожанием и печалью.
Иез 12:19
И скажи народу земли: так говорит Господь Бог о жителях Иерусалима, о земле Израилевой: они хлеб свой будут есть с печалью и воду свою будут пить в унынии, потому что земля его будет лишена всего изобилия своего за неправды всех живущих на ней.
Иез 26:12
И разграбят богатство твое, и расхитят товары твои, и разрушат стены твои, и разобьют красивые домы твои, и камни твои, и дерева твои, и землю твою бросят в воду.
Иез 31:14
Это для того, чтобы никакие дерева при водах не величались высоким ростом своим и не поднимали вершины своей из среды толстых сучьев, и чтобы не прилеплялись к ним из-за высоты их дерева, пьющие воду; ибо все они будут преданы смерти, в преисподнюю страну вместе с сынами человеческими, отшедшими в могилу.
Иез 31:16
Шумом падения его Я привел в трепет народы, когда низвел его в преисподнюю, к отшедшим в могилу, и обрадовались в преисподней стране все дерева Едема, отличные и наилучшие Ливанские, все, пьющие воду;
Иез 34:18
Разве мало вам того, что пасетесь на хорошей пажити, а между тем остальное на пажити вашей топчете ногами вашими, пьете чистую воду, а оставшуюся мутите ногами вашими,
Дан 1:12
сделай опыт над рабами твоими в течение десяти дней; пусть дают нам в пищу овощи и воду для питья;
Ос 2:5
Ибо блудодействовала мать их и осрамила себя зачавшая их; ибо говорила: «пойду за любовниками моими, которые дают мне хлеб и воду, шерсть и лен, елей и напитки».
Ос 5:10
Вожди Иудины стали подобны передвигающим межи: изолью на них гнев Мой, как воду.
Мф 17:15
сказал: Господи! помилуй сына моего; он в новолуния беснуется и тяжко страдает, ибо часто бросается в огонь и часто в воду,
Мк 9:22
и многократно дух бросал его и в огонь и в воду, чтобы погубить его; но, если что можешь, сжалься над нами и помоги нам.
Ин 2:9
Когда же распорядитель отведал воды, сделавшейся вином, — а он не знал, откуда это вино, знали только служители, почерпавшие воду, — тогда распорядитель зовет жениха
Ин 4:10
Иисус сказал ей в ответ: если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: «дай Мне пить», то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую.
Ин 4:13
Иисус сказал ей в ответ: всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять,
Ин 4:14
а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную.
Ин 4:46
Итак, Иисус опять пришел в Кану Галилейскую, где претворил воду в вино. В Капернауме был некоторый царедворец, у которого сын был болен.
Ин 5:4
ибо Ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый входил в нее по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью.
Деян 8:38
И приказал остановить колесницу, и сошли оба в воду, Филипп и евнух; и крестил его.
Иак 3:12
Не может, братия мои, смоковница приносить маслины или виноградная лоза смоквы. Также и один источник не может изливать соленую и сладкую воду.
1Тим 5:23
Впредь пей не одну воду, но употребляй немного вина, ради желудка твоего и частых твоих недугов.
Откр 12:15
И пустил змей из пасти своей вслед жены воду, как реку, дабы увлечь ее рекою.
Откр 22:17
И Дух и невеста говорят: приди! И слышавший да скажет: приди! Жаждущий пусть приходит, и желающий пусть берет воду жизни даром.
2Мак 1:20
По прошествии же многих лет, когда угодно было Богу, Неемия, присланный от Персидского царя, послал за сим огнем потомков тех священников, которые скрыли его. Когда же объявили нам, что не нашли огня, а только густую воду,
2Мак 15:39
Неприятно пить особо вино и тотчас же особо воду, между тем вино, смешанное с водою, сладко и доставляет удовольствие; так и состав сочинения приятно занимает слух читателя при соразмерности. Здесь да будет конец.
3Мак 2:4
Ты некогда погубил делавших беззаконие, между которыми были исполины, надеявшиеся на силу и дерзость, и навел на них безмерную воду.
3Езд 1:23
не огонь послал Я на вас за богохульства, но вложил дерево в воду и реку сделал сладкою.
Иудф 2:7
И объявишь им, чтобы они приготовляли землю и воду, потому что я с гневом выйду на них, покрою все лице земли их ногами войска моего, и предам ему их на расхищение.
Иудф 7:13
потому что оттуда берут воду все жители Ветилуи, — и погубит их жажда, и они сдадут свой город; а мы с нашим народом взойдем на ближние вершины гор и расположимся на них для стражи, чтобы ни один человек не вышел из города.
Иудф 16:3
Пришел Ассур с гор севера, пришел с мириадами войска своего, и множество их запрудило воду в источниках, и конница их покрыла холмы.
Прем 10:18
Она перевела их чрез Чермное море и провела их сквозь большую воду,
Прем 11:8
в обличение их детоубийственного повеления, Ты неожиданно дал им обильную воду,
Прем 13:2
а почитали за богов, правящих миром, или огонь, или ветер, или движущийся воздух, или звездный круг, или бурную воду, или небесные светила.
Сир 15:16
Он предложил тебе огонь и воду: на что хочешь, прострешь руку твою.
Сир 26:14
как томимый жаждою путник открывает уста и пьет всякую близкую воду,
Сир 48:19
Езекия укрепил город свой и провел внутрь его воду, пробил железом скалу и устроил хранилища для воды.
Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter
Слова содержащие «воду»
Библия онлайн — сайт для тех, кто хочет всегда иметь под рукой простой и удобный вариант Библии. Кроме классического синодального текста Священного Писания здесь вы найдете современные переводы, а также комментарии и толкования, которые помогут вам изучать Слово Божье. И конечно же — симфонию, которая позволяет быстро найти все встречающиеся в Библии слова. Будем благодарны, если вы захотите поддержать наше служение и поставьте на своем сайте, блоге или страничке в социальной сети ссылку на наш сайт.
Следующая цитата
Так как вода необходима для жизни, образ воды повсеместно имеет большое значение. Авторы библейских книг, жившие в безводном и засушливом регионе, где засуха представляла постоянную угрозу для жизни, очень ценили воду (см. СУХОСТЬ). Образ воды используется в Библии в трех основных значениях: это вселенская стихия, управлять которой может только Бог; это источник жизни и это средство очищения. Мы можем также обратить внимание на полярность этого образа в шестистах случаях упоминания воды в Библии: вода может означать жизнь или смерть, благословение и скорбь, порядок или хаос.
Космические воды. Вода играла важную роль в космологии Древнего мира, где море ассоциировалось с первозданными водами хаоса, обозначенными в Быт. 1:2 термином бездна. Еврейское слово tehom здесь этимологически связано с Тиамат, именем морского чудовища, из чьего скелета был сотворен мир согласно вавилонской космогонии (см. КОСМОЛОГИЯ). В Книге Бытие ничего не сказано о сопротивлении материала Божьему замыслу, и не обязательно бездну следует считать неким резервуаром сырья для сотворения. Однако в библейской поэзии все же присутствуют намеки на космическую битву между Богом и чудовищем из моря, или хаосом, называемым по-разному: левиафаном, Раавом, змеем или драконом ( Пс. 73:13–14, 88:11 ; Ис. 27:1 ).
В библейском представлении о сотворении и продолжающейся провиденческой заботе Бога о мире, Бог управляет водами мира посредством Своего Слова. При сотворении все сущее было создано божественным указом, или повелением. Бог сохраняет порядок, удерживая море в его границах ( Иов. 38:11 ), предотвращая таким образом угрозу хаоса. Хотя может показаться, что бури угрожают порядку космоса, Бог – Господь бурь, а также всех элементов природы, в том числе воды, которые Он держит под Своим всевышним контролем (см. Пс. 28 ).
Потоп времен Ноя отчасти отражает представление древних о космических водах. Потоп – это возвращение вод хаоса, в некотором смысле, это – отмена сотворения, очищение места для нового сотворения: после суда мир обновляется, выживает только праведник Ной со своей семьей. Небесные окна отворяются, источники бездны вырываются на свободу ( Быт. 7:11 ), и нам следует понимать, что начинают действовать воды хаоса, обычно ограниченные сотворенным порядком, куполом тверди и сушей.
Двойственность образа хаотических вод и бездны видна в некоторых местах Библии. В древности было распространено представление, что большое количество первозданных вод лежит под поверхностью земли (в самом деле, убеждение в существовании центральной бездны подземных вод, распространенное в классических культурах, а также на Ближнем Востоке, бытовало в Европе до конца XVII в.). Когда Иаков благословляет своих сыновей на смертном одре, он говорит Иосифу о «благословениях бездны, лежащей долу» ( Быт. 49:25 , цитируется также во Втор. 33:13 ). Здесь бездна – это великий резервуар воды, питающей источники, в том числе, предположительно, и источники Едемского сада. Это положительное значение первозданных вод имеет в виду автор псалма, когда говорит о морских чудовищах и бездне, которые славят Творца ( Пс. 148:7 ). Этот смысл предполагается также в упоминании «вод, которые превыше небес» ( Пс. 148:4 ).
О космических водах много говорится во 2Петра – послании, в котором вообще очень активно употребляется образ воды. Для ободрения верующих апостол вспоминает о Божественном Слове, Которое всегда управляет водами порядка и хаоса. Насмешники поступают неразумно, когда игнорируют факт, что «в начале словом Божиим небеса и земля составлены из воды и водою: потому тогдашний мир погиб, быв потоплен водою» ( 2Пет. 3:5–6 ).
Вода в ландшафте Святой Земли. География (или гидрология) Святой Земли часто имеет переносное значение. Как засушливый район, на большей части которого выпадает очень мало дождей, Святая Земля отличалась очень бережным использованием воды, как в водохранилищах, так и проточной («живой»). Галилейское (или Тивериадское) море, размеры которого составляют 20 км в длину и 13 в ширину, расположено в сердцеообразной впадине, образовавшейся в результате вулканической деятельности в кайнозойскую эру. Без этого резервуара пресной воды жизнь в данном районе трудно было бы представить. Река Иордан вытекает из него на юге и питает земли до Мертвого моря в Иудее. Сегодня воды этой реки используются для многочисленных ирригационных проектов, технологиями которых Израиль пользуется вместе с соседней Иорданией.
Помимо окрестностей Галилейского моря и реки Иордан, а также немногочисленных плодородных равнин, Святая Земля зависит от источников, колодцев и водоемов. Частое ощущение жажды и стремление к воде ( Пс. 41:2–3 ), потребность в постоянных источниках воды, работа по извлечению и транспортировке воды, противопоставление воды свежей и застоявшейся – все это повторяющиеся отличительные черты библейского опыта. Если стратегически расположенные колодцы и источники могли постоянно давать свежую воду, то в водоемах вода собиралась и сохранялась. Обычно такая вода использовалась для скота и хозяйственных нужд. Иеремия противопоставляет образы свежей и непроточной воды для разграничения подлинного поклонения и Идолопоклонства. Сторонники первого признают Бога, источник живой воды, сторонники же второго полагаются на свои водоемы, которые даже не удерживают воды ( Иер. 2:13 ). Так как извлечение воды из колодца было трудоемкой задачей и обычно ей занимались женщины, неудивительно, что самарянка, встреченная Иисусом у колодца Иакова (см. ВСТРЕЧА У КОЛОДЦА), охотно откликнулась на Его предложение живой воды, запас которой чудесным образом пополняется ( Ин. 4 ).
Во время блужданий в пустыне израильтяне активно пользовались известными источниками, такими как источник Кадес-Варни, а победа над Иерихоном привела к захвату одного из величайших оазисов древнего Ближнего Востока. Возможно, Иерихон – древнейший город на планете, в два раза древнее пирамид Египта. С древнейших времен известный как город пальм, Иерихон расположен намного ниже уровня моря, рядом с крупным естественным источником.
Овладев наконец городом Иерусалимом, израильтяне неоднократно предпринимали попытки обеспечить адекватное снабжение центральной крепости (горы Сион) свежей водой. Иезекииль и Захария в своих пророчествах славили будущее, когда Сион и его храм станут чудесными источниками воды. Иезекииль утверждает, что даже Мертвое море оживет, когда воды из города приведут к возникновению рая на земле: «И всякое живущее существо, пресмыкающееся там, где войдут две струи, будет живо; и рыбы будет весьма много, потому что войдет туда эта вода, и воды в море сделаются здоровыми, и куда войдет этот поток, все будет живо там» ( Иез. 47:9 ). Впечатляющие образы плодородия, сильно напоминающие образ вод, кишащих живыми существами, в Быт. 1 , указывают на новое сотворение, питаемое из постоянного источника в Сионе. Захария добавляет к этой картине подробность о том, что чудесные свежие воды будут течь и на запад, и на восток, и великие глубины морей по всей земле станут пресными – символ окончательного укрощения природы Богом.
Вода и погода. Дожди в Святой Земле – явление сезонное. Весной и осенью выпадают небольшие дожди, основная же их часть приходится на период с декабря по февраль. Лето там чрезвычайно сухое. Библейские авторы обычно рассматривают дождь как признак Божьего провидения, возвращение дождей после длительной засухи связывалось с новым пришествием Бога, а длительное отсутствие дождей – с Его неудовольствием ( 3Цар. 8:35 ; Ам. 4:7 ). Осия призывает к усердному поиску Бога, уверяя, что «Он придет к нам как дождь, как поздний дождь оросит землю» ( Ос. 6:3 ).
Сезонная природа дождей отчасти объясняет, почему хананейская религия в течение долгого периода так привлекала Божий народ. Израильтяне, пришедшие из пустыни, были пастухами-кочевниками, а оседлые хананеи хорошо разбирались в требующем оседлого образа жизни земледелии, что отражалось в практике поклонения Ваалу. В хананейском мифе Ваал овладел могуществом моря и реки, укротив и подчинив себе воды, жизненно важные для сельского хозяйства. К моменту исхода поклонение Ваалу как богу зимних дождей и бурь, то есть основных выпадавших в стране осадков, прочно установилось в Ханаане. В библейской вере Господа Израиля почитали как Бога бурь и дождей ( Пс. 28 ; Иер. 10:13 ; Зах. 10:1 ), но магические практики поклонников Ваала были постоянным искушением для израильтян, которые поздно пришли к оседлому земледельческому образу жизни.
В Новом Завете Иисус говорит о том, что распределение и количество дождя соответствует моральному состоянию народа. В Нагорной проповеди Он делает акцент на полной заботе Бога о народе. Забота эта изначальна, постоянна, отличается вниманием к нуждам людей и совершенствует их. Поэтому Иисус призывает Своих слушателей быть настойчивыми в любви и отдаче, «ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» ( Мф. 5:45 ).
Воды скорби. Несмотря на слова Иисуса о дожде как благодатной заботе Отца, в Ветхом Завете отсутствие дождя – это распространенная форма Божьего Суда. Власть Бога над жизнью и смертью проявляется и в посылании вод скорби – разрушительных вод моря, угрожающих наводнением. Божьи волны захлестнули его, жалуется автор псалма ( Пс. 41:8 ). В одном из наиболее ярких образных отрывков Писания Иона, находящийся в брюхе кита, описывает воды, сомкнувшиеся над его головой: «Бездна заключила меня; морскою травою обвита была голова моя. До основания гор я нисшел» ( Ион. 2:6–7 ). Конечно, Иона пережил нечто вроде смерти, погрузившись в разрушительную стихию, которую он отождествляет с шеолом или могилой ( Ион.2:3 ). Однако в еврейском представлении не существовало отдельных сил, властвующих над жизнью и смертью, как это было в египетском, греческом и римском пантеоне. Бог – Господь, Который правит всем. Исаия сообщает Божьи слова: «Я образую свет и творю тьму, делаю мир, и произвожу бедствия; Я, Господь, делаю все это» ( Ис. 45:7 ). Бог распределяет воды в том числе для ниспослания скорбей и суда.
Церемониальная вода. В законе святости Израиля вода была основным средством очищения, потому что осквернение могло произойти множеством способов: через соприкосновение с мертвым телом или с телесными выделениями, через употребление запретной пищи, через контакт с прокаженным. Ритуалы Моисея, предписанные в Пятикнижии, – это настоящий учебник использования воды для мытья продуктов питания, утвари и одежды, а также для омовения. Намеренное пренебрежение Иисуса такими обрядами, как омовение перед едой, навлекло на Него гнев фарисеев, которые в искреннем стремлении к совершенству тщательно соблюдали внешние правила, упуская из виду внутреннее отношение ( Лк. 11:37–41 ). Иисус подчеркивал, что Бог призывает всех, и тем самым вступил в конфликт с ветхозаветными законами, в которых подчеркивалась строгая избирательность и необходимость избегать скверны. Обращая внимание на мотивы – внутреннюю реальность, – Иисус спрашивает: «Не Тот же ли, Кто сотворил внешнее, сотворил и внутреннее?» ( Лк. 11:40 ). Одного только внешнего очищения недостаточно.
Самая важная форма церемониального очищения – это, конечно, Крещение. Двоюродный брат Иисуса Иоанн вышел из пустыни, проповедуя крещение Покаяния. В христианском крещении погружение в воду символизирует как очищение, так и переход от смерти к жизни ( Кол. 2:12 ). Возможно, приравнивание погружения в воду к смерти основано на идее возвращения в водный хаос (вариант растворения), которое предшествует воссозданию и новой жизни (что перекликается с историей сотворения). Иисус говорит Никодиму, что в духовном рождении участвуют вода и Дух, имея в виду крещение и воздействие Святого Духа. Слова Иисуса, обращенные к Никодиму, предполагают обязательное слияние естественного и сверхъестественного, физического воздействия воды и незримого воздействия Самого Бога, очищающего сердце для новой жизни в Духе.
Вода и Дух. В Ин. 7 рассказывается о появлении Иисуса в храме во время Праздника кущей – ежегодного празднования, включавшего в себя перенесение воды из Силоамского пруда в храм в течение семи дней, в память о чудесных водах Меривы во время блужданий Израиля в пустыне ( Чис. 20:2–13 ). На фоне этого полного значения обряда Иисус объявляет, что все жаждущие могут прийти к Нему и пить ( Ин. 7:37 ). Более того, верующие в Иисуса обнаружат, что реки живой воды будут течь из их собственных сердец ( Ин. 7:38 ). Эта вода, старательно объясняет автор, – обещанный Святой Дух.
Этот отрывок связан с двумя традиционными символическими линиями. Первая – это чудесный Источник, особая забота об общине верующих. Вторая – это внутренний источник, обозначающий воздействие Бога на глубины сердца человека. Проточная (живая) вода чудесным образом была послана израильтянам у горы Хорив, когда Моисей ударил по скале и оттуда потек источник. Бог дает живую воду несмотря на то, что израильтяне ропщут и жалуются на трудности Исхода. В районе Синая, как в большей части Греции, есть известковые почвы, позволяющие подземным источникам выходить на поверхность. Если в греческой традиции источники связывались с вдохновением и искусством, в еврейской традиции источники в пустыне становятся символом и знаком особой помощи Бога Его заблудшему народу. Исаия, радуясь перспективе возвращения из изгнания, сообщает слова Бога: «Открою на горах реки и среди долин источники. чтоб увидели и познали, и рассмотрели и уразумели, что рука Господня соделала это, и Святый Израилев сотворил сие» ( Ис. 41:18,20 ). Характерно, что Исаия рассматривает чудотворную силу Бога как единую с Его творческой силой, и эта сила сотворяет и поддерживает Его избранный народ.
Источники также традиционно символизируют движение Божьего Духа внутри человека. Отдохновение духа, приток новых сил, порывы радости – все это свидетельства эффективного присутствия Бога. Исаия уверяет, что помогающие голодным и удрученным получат награду, обновление сил и радость: «Господь. во время засухи будет насыщать душу твою и утучнять кости твои, и ты будешь, как напоенный водою сад и как источник, которого воды никогда не иссякают» ( Ис. 58:11 ). Ранее пророк связывает новые силы с присутствием Бога и спасением. Получившие утешение будут говорить: «Вот, Бог – спасение мое: уповаю на Него, и не боюсь; ибо Господь – сила моя, и пение мое – Господь; и Он был мне во спасение. И в радости будете почерпать воду из источников спасения» ( Ис. 12:2–3 ). Духовная жизнь и внутренний источник – образы, используемые в обращении Иисуса к самарянке: «Кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную» ( Ин. 4:14 ). В основе этого лежит уверенность, что Божий Дух внутри человека ощущается как таинственный источник вечного обновления, ведущий к полноте жизни.
Иисус как Господь вод. Когда в Новом Завете Иисус объявляется Господом и Мессией, важно, что Ему приписывается та божественная власть над водами, которой в Ветхом Завете обладает один лишь Бог. Повелев яростному морю успокоиться ( Лк. 8:22–25 ), Иисус демонстрирует могущество, родственное тому, которое было проявлено при изначальном покорении бездны и которое позже чудесным образом избавило израильтян при переходе Чермного моря. Неудивительно, что ученики спрашивают: «Кто же это, что и ветрам повелевает и воде, и повинуются Ему?» ( Лк. 8:25 ). Джон Мильтон использует это соответствие в сцене сотворения в «Потерянном рае», где Божий Сын до воплощения велит яростному хаосу: «Замолчите, беспокойные воды, и ты, Бездна, успокойся» (8.216). Подобное событие описывается в рассказе Матфея о том, как Иисус ходил по воде Галилейского моря ( Мф. 14:22–33 ). Когда Иисус входит в лодку к ученикам, ветер прекращается и они поклоняются Ему со словами: «Истинно Ты Сын Божий» ( Мф. 14:33 ).
В культуре, в которой на протяжении столетий Божественность связывалась с властью над водами, власть Иисуса над этой стихией неизбежно предполагала Его Божественность, в том числе всеведение. Менее значительное чудо, описанное Матфеем ( Мф. 17:24–27 ), предполагает близкое знакомство Иисуса с морем и его содержимым. Когда нужно уплатить монету в качестве храмовой подати, Иисус велит поймать рыбу, у которой во рту оказывается нужная монета. Более масштабное чудо, указывающее на власть над водами, описано в конце повествования Иоанна. Воскресший Христос видит нескольких учеников, занятых рыбной ловлей, и разводит костер на берегу. Иисус велит им забросить сеть справа от лодки, и улов оказывается невероятно большим. Здесь море связывается скорее с изобилием, чем с разрушением и хаосом, и воскресший Христос знает его и готов пользоваться этим изобилием. В соответствии с акцентом Иоанна на том, что Иисус – Сам Источник жизни и благости, неудивительно, что в Евангелии от Иоанна Иисус именно таким образом получает Свой завтрак после воскресения.
В Откровении Иоанна Иисус опять тесно связан с водой. Когда Иоанн видит воскресшего Христа, стоящего среди семи золотых светильников, он слышит голос, «как шум вод многих» ( Откр. 1:15 ). Это простое сравнение голоса с могучим ревом потока, но связь с образом воды имеет большое значение. Снова и снова в Писании Слово и вода находятся в напряженных отношениях между собой, и божественное Слово усмиряет и приручает воды. Но, как усмиренные воды бездны, текущие из-под Божьего престола в новом Иерусалиме, становятся источником вечной жизни, так и здесь звук вод слышен в голосе небесного Христа. Его слово оживляет навеки, как живая вода.
См. также: БУРЯ, ВОДОЕМ, ВСТРЕЧА У КОЛОДЦА, ГЛУБИНА, ДОЖДЬ, ЖАЖДА, ИСТОЧНИКИ ВОДЫ, КОЛОДЕЦ, КОСМОЛОГИЯ, КРЕЩЕНИЕ, MOРЕ, НАВОДНЕНИЕ, РЕКА, РОСА, РУЧЕЙ, СУХОСТЬ.
ВОДИТЕЛЬСТВО. См. Вождь.
Следующая цитата
Вода на Среднем Востоке драгоценна, и большая ее часть берется из природных родников или источников. Образ источников в Библии по значению сходен с образами рек и воды, но источник вызывает больше ассоциаций, это «живая» вода, синонимичная поддержанию и восстановлению жизни. Как постоянный поток воды, источник воплощает принцип естественного поддержания жизни, обильного и непрекращающегося. Источники в Библии практически всегда имеют положительное значение и упоминаются около пятидесяти раз (так как колодцы часто располагались на месте источников, в некоторых современных переводах слово источник часто передается как колодец). Во многих из процитированных ниже отрывков Бог показан как Личность, обладающая могуществом создавать и осушать источники воды.
Образ источника воды неразрывно связан с географией и климатом Святой Земли. Так как осадков выпадает недостаточно, подземные источники там особенно ценятся. Вряд ли Моисей мог дать более благоприятное описание земли обетованной, чем следующее: «Господь, Бог твой, ведет тебя в землю добрую, в землю, где потоки вод, источники и озера выходят из долин и гор» ( Втор. 8:7 ). В Пс. 103 , одном из наиболее замечательных описаний естественной заботы Бога о людях в Библии, говорится, что Бог «послал источники в долины» ( Пс. 103:10 ).
Некоторые из свойств источников, упоминаемых в Библии, связаны с особенностями топографии Палестины. Часто источники встречаются в пустыне ( Быт. 36:24 ; Пс. 83:7, 106:35 ; Ис. 35:7, 41:18, 43:19 ). Источники нередко располагаются в пустынных оазисах, где путешественники могут отдохнуть или даже спастись ( Быт. 16:7 ; Исх. 15:27 ; Чис. 33:9 ). В сухом климате водные источники неразрывно связаны с растительностью, которой в случае их отсутствия не было бы ( Быт. 49:22 ; Ис. 44:18 ). Сады также связаны с источниками ( Ис. 58:11, 61:11 ). Значение источников в Библии заключается еще в том, что рядом с ними располагались колодцы ( Быт. 24:13, 16, 29, 42–43, 45, 26:19 ).
В сравнении с колодцами и водоемами, источники имеют то преимущество, что вода в них постоянно находится в движении. Это не просто вода, но обилие воды. В воображении автора псалма источники связаны с потоками ( Пс. 73:15 ). В Притч. 8:24 основное качество источников в том, что они – «обильные водою», а Исаия говорит об «источнике, которого воды никогда не иссякают» ( Ис. 58:11 ).
На основании всего этого нетрудно понять, почему источники так высоко ценились в библейском мире. В Нав. 15:18–19 дочь Халева просит отдать ей в приданое несколько источников, называя их благословением. В сухом климате источники имели такое значение, что на них ссылались как на важные географические пункты ( Нав. 15:9, 18:15 ; Суд. 7:1 ).
Некоторые особенности образа источников в Библии скорее скрыты, чем очевидны, и частью основаны на древней космологии. Евреи считали, что источники и ручьи питают океаны ( Быт. 7:11, 8:2 ; Иов. 38:16 ). Хотя река, вытекающая из Едемского сада, не названа источником, она похожа на исток, позже разделяющийся на четыре реки ( Быт. 2:10–14 ). С этим образом перекликается образ источника, вытекающего из храма и превращающегося в разветвленную реку, у Иезекииля ( Иез. 47:1–2, 12 ).
Хотя в большинстве случаев значение образа источника положительно, есть и негативные моменты. Так как воды было мало, угроза загрязнения источников и колодцев была очень серьезной ( Лев. 11:35–36 ; 4Цар. 2:19–22 ). Устройство плотин на реках было военной уловкой, призванной причинить вред врагу ( 4Цар. 3:19, 25 ; 2Пар. 32:3–4 ). Божий суд включает в себя использование источников для создания потопа ( Быт. 7:11, 8:2 ), осушение источников ( Иер. 51:36 ; Ос. 13:15 ), а также осквернение и загрязнение их ( Откр. 8:10–11, 16:4 ).
Символическое значение источников разнообразно и основано на их физических свойствах, перечисленных выше. Человеческая развращенность изображается как загрязненный, оскверненный или высохший источник ( Притч. 25:26 ; Иер. 2:13 ; Иак. 3:10–12 ; 2Пет. 2:17 ). В положительном же отношении говорится, что «истина возникнет из земли» ( Пс. 84:12 ). В псалме, восхваляющем Сион и полном патриотического чувства, основное восхваление звучит так: «Все источники мои в Тебе» ( Пс. 86:7 ). «Источники жизни», метафора для обозначения внутренней сущности человека и ее проявлений, исходят из сердца ( Притч. 4:23 ). Сексуальное желание мужа подобно источнику воды, который должен оставаться частной собственностью его жены ( Притч. 5:16 ). Глаза возлюбленного – «как голуби при потоках вод» ( Песн. 5:12 ). Целомудренная невеста – запертый сад, внутри которого находится «заключенный колодезь, запечатанный источник» ( Песн. 4:12 ).
Символическое значение источника воды достигает кульминации в картинах спасения. Согласно апокалиптическим видениям Ветхого Завета, в грядущем мессианском веке духовные источники воды появятся в пустыне ( Ис. 43:19 ) и приведут туда искупленных ( Ис. 49:10 ), да и сами искупленные, как отмечено выше, будут «как источник, которого воды никогда не иссякают» ( Ис. 58:11 ). Эти пророчества находят исполнение в новозаветных упоминаниях о воде спасения, которая становится в людях «источником воды, текущей в жизнь вечную» ( Ин. 4:14 ), «живыми источниками вод», которыми наслаждаются прославленные святые на небесах ( Откр. 7:17 ). Спасение, которое Христос предлагает жаждущим людям, – дар «от источника воды живой» ( Откр. 21:6 ).
См. также: ВОДА, ВОДОЕМ, ИСТОЧНИК, КОЛОДЕЦ, РЕКА, РУЧЕЙ.
Читайте также: