Цитаты о свете из библии
Обновлено: 21.11.2024
И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы.
Быт 1:5
И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один.
Быт 1:18
и управлять днем и ночью, и отделять свет от тьмы. И увидел Бог, что это хорошо.
Исх 10:23
не видели друг друга, и никто не вставал с места своего три дня; у всех же сынов Израилевых был свет в жилищах их.
Иов 3:4
День тот да будет тьмою; да не взыщет его Бог свыше, и да не воссияет над ним свет!
Иов 3:20
На что дан страдальцу свет, и жизнь огорченным душею,
Иов 10:3
Хорошо ли для Тебя, что Ты угнетаешь, что презираешь дело рук Твоих, а на совет нечестивых посылаешь свет?
Иов 12:22
открывает глубокое из среды тьмы и выводит на свет тень смертную;
Иов 17:12
А они ночь хотят превратить в день, свет приблизить к лицу тьмы.
Иов 18:5
Да, свет у беззаконного потухнет, и не останется искры от огня его.
Иов 18:6
Померкнет свет в шатре его, и светильник его угаснет над ним.
Иов 22:28
Положишь намерение, и оно состоится у тебя, и над путями твоими будет сиять свет.
Иов 25:3
Есть ли счет воинствам Его? И над кем не восходит свет Его?
Иов 28:11
останавливает течение потоков и сокровенное выносит на свет.
Иов 33:28
Он освободил душу мою от могилы, и жизнь моя видит свет».
Иов 36:30
Вот, Он распространяет над ним свет Свой и покрывает дно моря.
Иов 37:11
Также влагою Он наполняет тучи, и облака сыплют свет Его,
Иов 38:15
и чтобы отнялся у нечестивых свет их и дерзкая рука их сокрушилась?
Иов 38:24
По какому пути разливается свет и разносится восточный ветер по земле?
Иов 41:10
От его чихания показывается свет; глаза у него как ресницы зари;
Пс 4:7
Многие говорят: «кто покажет нам благо?» Яви нам свет лица Твоего, Господи!
Пс 26:1
Псалом Давида. Господь — свет мой и спасение мое: кого мне бояться? Господь — крепость жизни моей: кого мне страшиться?
Пс 35:10
ибо у Тебя источник жизни; во свете Твоем мы видим свет.
Пс 36:6
и выведет, как свет, правду твою и справедливость твою, как полдень.
Пс 37:11
Сердце мое трепещет; оставила меня сила моя, и свет очей моих, — и того нет у меня.
Пс 42:3
Пошли свет Твой и истину Твою; да ведут они меня и приведут на святую гору Твою и в обители Твои.
Пс 43:4
ибо они не мечом своим приобрели землю, и не их мышца спасла их, но Твоя десница и Твоя мышца и свет лица Твоего, ибо Ты благоволил к ним.
Пс 96:11
Свет сияет на праведника, и на правых сердцем — веселие.
Пс 111:4
Во тьме восходит свет правым; благ он и милосерд и праведен.
Пс 118:105
Слово Твое — светильник ноге моей и свет стезе моей.
Пс 138:11
Скажу ли: «может быть, тьма скроет меня, и свет вокруг меня сделается ночью»;
Пс 138:12
но и тьма не затмит от Тебя, и ночь светла, как день: как тьма, так и свет.
Притч 6:23
ибо заповедь есть светильник, и наставление — свет, и назидательные поучения — путь к жизни,
Притч 13:9
Свет праведных весело горит, светильник же нечестивых угасает.
Притч 29:13
Бедный и лихоимец встречаются друг с другом; но свет глазам того и другого дает Господь.
Еккл 11:7
Сладок свет, и приятно для глаз видеть солнце.
Еккл 12:2
доколе не померкли солнце и свет и луна и звезды, и не нашли новые тучи вслед за дождем.
Ис 5:20
Горе тем, которые зло называют добром и добро — злом, тьму почитают светом и свет — тьмою, горькое почитают сладким и сладкое — горьким!
Ис 5:30
И заревет на него в тот день как бы рев разъяренного моря; и взглянет он на землю, и вот — тьма, горе, и свет померк в облаках.
Ис 9:2
Народ, ходящий во тьме, увидит свет великий; на живущих в стране тени смертной свет воссияет.
Ис 10:17
Свет Израиля будет огнем, и Святой его — пламенем, которое сожжет и пожрет терны его и волчцы его в один день;
Ис 30:26
И свет луны будет как свет солнца, а свет солнца будет светлее всемеро, как свет семи дней, в тот день, когда Господь обвяжет рану народа Своего и исцелит нанесенные ему язвы.
Ис 42:6
Я, Господь, призвал Тебя в правду, и буду держать Тебя за руку и хранить Тебя, и поставлю Тебя в завет для народа, во свет для язычников,
Ис 45:7
Я образую свет и творю тьму, делаю мир и произвожу бедствия; Я, Господь, делаю все это.
Ис 45:10
Горе тому, кто говорит отцу: «зачем ты произвел меня на свет?», а матери: «зачем ты родила меня?»
Ис 51:4
Послушайте Меня, народ Мой, и племя Мое, приклоните ухо ко Мне! ибо от Меня произойдет закон, и суд Мой поставлю во свет для народов.
Ис 58:8
Тогда откроется, как заря, свет твой, и исцеление твое скоро возрастет, и правда твоя пойдет пред тобою, и слава Господня будет сопровождать тебя.
Ис 58:10
и отдашь голодному душу твою и напитаешь душу страдальца: тогда свет твой взойдет во тьме, и мрак твой будет как полдень;
Ис 60:1
Восстань, светись, Иерусалим, ибо пришел свет твой, и слава Господня взошла над тобою.
Ис 62:1
Не умолкну ради Сиона, и ради Иерусалима не успокоюсь, доколе не взойдет, как свет, правда его и спасение его — как горящий светильник.
Иер 25:10
И прекращу у них голос радости и голос веселия, голос жениха и голос невесты, звук жерновов и свет светильника.
Иер 51:10
Господь вывел на свет правду нашу; пойдем и возвестим на Сионе дело Господа Бога нашего.
Плач 3:2
Он повел меня и ввел во тьму, а не во свет.
Иез 1:5
а из средины его как бы свет пламени из средины огня; и из средины его видно было подобие четырех животных, — и таков был вид их: облик их был как у человека;
Иез 8:2
И увидел я: и вот подобие мужа, как бы огненное, и от чресл его и ниже — огонь, и от чресл его и выше — как бы сияние, как бы свет пламени.
Дан 2:22
Он открывает глубокое и сокровенное, знает, что во мраке, и свет обитает с Ним.
Дан 5:11
Есть в царстве твоем муж, в котором дух святого Бога; во дни отца твоего найдены были в нем свет, разум и мудрость, подобная мудрости богов, и царь Навуходоносор, отец твой, поставил его главою тайноведцев, обаятелей, Халдеев и гадателей, — сам отец твой, царь,
Дан 5:14
Я слышал о тебе, что дух Божий в тебе и свет, и разум, и высокая мудрость найдена в тебе.
Ос 6:5
Посему Я поражал через пророков и бил их словами уст Моих, и суд Мой, как восходящий свет.
Иоиль 2:10
Перед ними потрясется земля, поколеблется небо; солнце и луна помрачатся, и звезды потеряют свой свет.
Ам 4:13
ибо вот Он, Который образует горы, и творит ветер, и объявляет человеку намерения его, утренний свет обращает в мрак, и шествует превыше земли; Господь Бог Саваоф — имя Ему.
Ам 5:18
Горе желающим дня Господня! для чего вам этот день Господень? он — тьма, а не свет,
Ам 5:20
Разве день Господень не мрак, а свет? он — тьма, и нет в нем сияния.
Мих 7:8
Не радуйся ради меня, неприятельница моя! хотя я упал, но встану; хотя я во мраке, но Господь — свет для меня.
Мих 7:9
Гнев Господень я буду нести, потому что согрешил пред Ним, доколе Он не решит дела моего и не совершит суда надо мною; тогда Он выведет меня на свет, и я увижу правду Его.
Авв 3:4
Блеск ее — как солнечный свет; от руки Его лучи, и здесь тайник Его силы!
Зах 14:7
День этот будет единственный, ведомый только Господу: ни день, ни ночь; лишь в вечернее время явится свет.
Мф 4:16
народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет».
Мф 5:14
Вы — свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы.
Мф 5:16
Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного.
Мф 6:23
если же око твое будет худо, то все тело твое будет темно. Итак, если свет, который в тебе, — тьма, то какова же тьма?
Мф 17:2
и преобразился пред ними: и просияло лицо Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет.
Лк 2:32
свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля.
Лк 8:16
Никто, зажегши свечу, не покрывает ее сосудом, или не ставит под кровать, а ставит на подсвечник, чтобы входящие видели свет.
Лк 11:33
Никто, зажегши свечу, не ставит ее в сокровенном месте, ни под сосудом, но на подсвечнике, чтобы входящие видели свет.
Лк 11:35
Итак, смотри: свет, который в тебе, не есть ли тьма?
Ин 1:4
В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков.
Ин 1:5
И свет во тьме светит, и тьма не объяла его.
Ин 1:8
Он не был свет, но был послан, чтобы свидетельствовать о Свете.
Ин 1:9
Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир.
Ин 3:19
Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы;
Ин 3:20
ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы,
Ин 8:12
Опять говорил Иисус к народу и сказал им: Я — свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни.
Ин 9:5
Доколе Я в мире, Я — свет миру.
Ин 11:9
Иисус отвечал: не двенадцать ли часов во дне? кто ходит днем, тот не спотыкается, потому что видит свет мира сего;
Ин 12:35
Тогда Иисус сказал им: еще на малое время свет есть с вами; ходите, пока есть свет, чтобы не объяла вас тьма, — а ходящий во тьме не знает, куда идет.
Ин 12:36
Доколе свет с вами, веруйте в свет, да будете сынами света. Сказав это, Иисус отошел и скрылся от них.
Ин 12:46
Я — свет, пришел в мир, чтобы всякий верующий в Меня не оставался во тьме.
Деян 9:3
Когда же он шел и приближался к Дамаску, внезапно осиял его свет с неба.
Деян 12:7
И вот, Ангел Господень предстал, и свет осиял темницу. Ангел, толкнув Петра в бок, пробудил его и сказал: встань скорее. И цепи упали с рук его.
Деян 13:47
Ибо так заповедал нам Господь: «Я положил Тебя во свет язычникам, чтобы Ты был во спасение до края земли».
Деян 22:6
Когда же я был в пути и приближался к Дамаску, около полудня вдруг осиял меня великий свет с неба.
Деян 22:9
Бывшие же со мною свет видели, и пришли в страх; но голоса Говорившего мне не слыхали.
Деян 26:13
среди дня на дороге я увидел, государь, с неба свет, превосходящий солнечное сияние, осиявший меня и шедших со мною.
Деян 26:23
то есть что Христос имел пострадать и, восстав первый из мертвых, возвестить свет народу Иудейскому и язычникам.
1Пет 2:9
Но вы — род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет;
1Ин 1:5
И вот благовестие, которое мы слышали от Него и возвещаем вам: Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы.
1Ин 2:8
Но притом и новую заповедь пишу вам, что есть истинно и в Нем и в вас: потому что тьма проходит и истинный свет уже светит.
1Ин 5:20
Знаем также, что Сын Божий пришел и дал нам свет и разум, да познаем Бога истинного и да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе. Сей есть истинный Бог и жизнь вечная.
Рим 2:19
и уверен о себе, что ты путеводитель слепых, свет для находящихся во тьме,
2Кор 4:4
для неверующих, у которых бог века сего ослепил умы, чтобы для них не воссиял свет благовествования о славе Христа, Который есть образ Бога невидимого.
Еф 5:8
Вы были некогда тьма, а теперь — свет в Господе: поступайте, как чада света,
Еф 5:13
Все же обнаруживаемое делается явным от света, ибо все, делающееся явным, свет есть.
Откр 18:23
и свет светильника уже не появится в тебе; и голоса жениха и невесты не будет уже слышно в тебе: ибо купцы твои были вельможи земли, и волшебством твоим введены в заблуждение все народы.
3Мак 6:3
Ты фараона, прежнего властителя Египта, имевшего множество колесниц, превознесшегося беззаконною дерзостью и высокомерными речами, погубил с гордым его войском, потопив в море, а роду Израильскому явил свет милости.
3Мак 6:6
Ты Даниила, клеветами зависти вверженного в ров на растерзание львам, вывел на свет невредимым; Ты, Отец, и Иону, когда он безнадежно томился во чреве кита, обитающего во глубине моря, невредимым показал всем его присным.
Вар 3:14
Познай, где находится мудрость, где сила, где знание, чтобы вместе с тем узнать, где находится долгоденствие и жизнь, где находится свет очей и мир.
Вар 3:20
Позднейшие видели свет и жили на земле, но пути мудрости не познали;
Вар 3:33
Который посылает свет, и он идет, призвал его, и он послушался Его с трепетом;
3Езд 1:14
дал вам свет в столпе огненном, и многие чудеса сотворил среди вас; а вы Меня забыли, говорит Господь.
3Езд 2:35
Будьте готовы к воздаянию царствия, ибо свет немерцающий воссияет вам на вечное время.
3Езд 10:22
псалтирь наш уничижен, песни умолкли, радость наша исчезла, свет светильника нашего угас, ковчег завета нашего расхищен, Святое наше осквернено, и имя, которое наречено на нас, едва не поругано, дети наши потерпели позор, священники наши избиты, левиты наши отведены в плен, девицы наши осквернены, жены наши потерпели насилие, праведники наши увлечены, отроки наши погибли, юноши наши в рабстве, крепкие наши изнемогли;
Прем 5:6
Итак мы заблудились от пути истины, и свет правды не светил нам, и солнце не озаряло нас.
Прем 7:10
Я полюбил ее более здоровья и красоты и избрал ее предпочтительно перед светом, ибо свет ее неугасим.
Прем 7:30
ибо свет сменяется ночью, а премудрости не превозмогает злоба.
Прем 18:1
А для святых Твоих был величайший свет. И те, слыша голос их, а образа не видя, называли их блаженными, потому что они не страдали.
Прем 18:4
Ибо те достойны были лишения света и заключения во тьме, потому что держали в заключении сынов Твоих, чрез которых имел быть дан миру нетленный свет закона.
Сир 22:9
Плачь над умершим, ибо свет исчез для него; плачь и над глупым, ибо разум исчез для него.
Сир 24:29
он разливает учение, как свет и как Гион во время собирания винограда.
Сир 32:18
Боящиеся Господа найдут суд и, как свет, возжгут правосудие.
Сир 33:7
Почему один день лучше другого, тогда как каждый дневной свет в году исходит от солнца?
Сир 43:7
от луны — указание праздника; свет ее умаляется по достижении ею полноты;
Сир 50:31
а если будет исполнять, то все возможет; ибо свет Господень — путь его. Молитва Иисуса, сына Сирахова.
Тов 10:5
ничто не занимает меня, сын мой, потому что я отпустила тебя, свет очей моих!
Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter
Слова содержащие «свет»
Библия онлайн — сайт для тех, кто хочет всегда иметь под рукой простой и удобный вариант Библии. Кроме классического синодального текста Священного Писания здесь вы найдете современные переводы, а также комментарии и толкования, которые помогут вам изучать Слово Божье. И конечно же — симфонию, которая позволяет быстро найти все встречающиеся в Библии слова. Будем благодарны, если вы захотите поддержать наше служение и поставьте на своем сайте, блоге или страничке в социальной сети ссылку на наш сайт.
Следующая цитата
Извините меня грешного, что я дерзнул выполнить такую громадную и ответственную работу – собрать изречения, цитаты, высказывания, наставления, крылатые выражения из всех книг Ветхого и Нового Завета русского Синодального перевода.
О Слове Божием написано столько много, так разносторонне и многогранно, так вдохновенно и содержательно, что мне нет надобности что-нибудь добавлять или повторять.
“Всё Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен” ( 2Тим. 3:16–17 ), – пишет ап. Павел и этим всё сказано.
Эта книга собрала как бы в сжатом виде золотые зёрна Божественной мудрости, противостоящей «мудрости века сего». Здесь Божественное Слово в форме цитат и изречений, которые являются истиной, правдой. Поэтому эту книгу можно было бы назвать и по другому: «Истина в цитатах и изречениях».
Священное Писание есть начертанное Слово Божие. Оно содержит знание о Боге и Его воле, о пути нашего спасения, о нашей задаче человеческого бытия, о назначении человека и смысле его жизни. Пожалуй, нет такой темы, нет такого вопроса, которого бы не касалось Писание.Я же не претендую на выявление полного объёма тем, представленных в Библии, их полное осмысление, но постарался, насколько возможно ограниченному человеческому разуму, выделить основные темы и приложить к ним библейские цитаты и изречения.
Вместе с тем, содержание тематики, сами изречения показывают нам основы первоначальной, можно сказать самой древней веры в Православной Церкви.
Книга содержит свыше пяти тысяч (5125) изречений, которые распределены по 746-ти темам.
Следующая цитата
Библия окутана образами света как в прямом, так и в переносном смысле. В начале библейского рассказа физический свет появился как первая сотворенная вещь ( Быт. 1:3–4 ). В конце Божий свет уничтожает все следы тьмы: «И ночи не будет там, и не будут иметь нужды ни в светильнике, ни в свете солнечном, ибо Господь Бог освещает их» ( Отк. 22:5 ). Между этими двумя маяками образы света появляются примерно двести раз, причем свет выглядит в Библии одним из главных и наиболее многогранных образов.
Физический свет. В Библии свет представлен, в первую очередь, физическим явлением – самим основанием жизни на земле. На первостепенное значение света для жизни указывает факт, что он стал первым записанным в Библии событием Божьего творения: «И сказал Бог: да будет свет. И стал свет. И увидел Бог свет, что он хорош» ( Быт. 1:3–4 ). Это чудо бытия, возникшего из небытия, потрясающее своим внезапным появлением и яркой силой. Апостол Павел подчеркивает значение физического света как чуда в первозданном творении, сравнивая его с преобразующим жизнь опытом обращения: «Потому что Бог, повелевший из тьмы воссиять свету, озарил наши сердца, дабы просветить нас познанием славы Божией в лице Иисуса Христа» ( 2Кор. 4:6 ).
Итак, первое, что библейские авторы отмечают в связи с физическим светом, – это факт его сотворения Богом. В противоположность языческой тенденции обожествлять небесные тела за их свойства производить свет, библейские авторы последовательно отделяют свет от его Творца, указывая на него как на сотворенное Богом явление, а не как на само божество. Ярчайшим примером служит Пс. 148 , где солнце, луна и звезды призываются хвалить Господа. Почему? «Ибо Он повелел, и сотворились» ( Пс. 148:5 ).
Конфликт между светом и тьмой. В первобытном мышлении реальность разделялась, в первую очередь, на свет и тьму, которые, как считалось, ведут непрестанную борьбу за господство. Когда появляется свет, тьма отступает. Отголоски этого первобытного взгляда мы видим в библейском рассказе о творении, где Бог «отделил свет от тьмы» ( Быт. 1:4 ). Библейскую символику света невозможно понять без представления о нем как об антитезе и победителе тьмы.
В контексте конфликта между светом и тьмой свет обладает необходимыми качествами для управления мирозданием с сопутствующим образом трепета, который подданный должен испытывать по отношению к благожелательному царю. Этот мотив управления мы видим в библейском рассказе о сотворении мира, когда на четвертый день «создал Бог два светила великие: светило большее, для управления днем, и светило меньшее, для управления ночью» ( Быт. 1:16 ). Будучи образом порядка, свет выступает союзником людей и их культурных начинаний, защищая их в борьбе с силами хаоса.
Кроме того, в первобытном сознании свет был окружен тайной, и такую свою особенность он сохраняет в Библии. Голос из бури в Книге Иова задал целый ряд вопросов, связанных с тайной происхождения природных сил, в том числе: «Где путь к жилищу света?» ( Иов 38:19 ). Или: «По какому пути разливается свет?» ( Иов 38:24 ).
Наряду с благоговением перед тайной света, библейские авторы описывают чувство страха, охватывающее человека при его отсутствии. Этот мотив мы видим, например, в описании свергнутых правителей, которые «ощупью ходят во тьме. без света» ( Иов 12:25 ), или в апокалиптическом видении Исаии, когда «свет померк в облаках» ( Ис. 5:30 ), или в метафорическом образе Иисуса, в котором чистое зрение освещает «все тело», а худое зрение погружает «все тело» во тьму ( Мф. 6:22–23 ). К этой же теме относятся памятные высказывания Иисуса о тщетности попыток держать зажженную свечу под сосудом ( Мф. 5:15 ) и о необходимости работать, «доколе есть день; приходит ночь, когда никто не может делать» ( Ин. 9:4 ).
Физический свет в библейском рассказе. Физический свет сохраняет свои живительные и защитные свойства на всем протяжении Библии, и люди, жившие в библейском мире, вместе с авторами, описывавшими их жизнь, были исполнены чувства благоговейного отношения к свету и зависимости от него. В таком мире свет символизировал безопасность. В то время как египтян окружила тьма, «у всех же сынов Израилевых был свет в жилищах их» ( Исх. 10:23 ). Во время путешествия израильтян по пустыне Господь направлял их «ночью в столпе огненном, светя им, дабы идти им и днем и ночью» ( Исх. 13:21 ).
В природных условиях библейского мира люди жили в тесной привязке к дневному циклу от восхода солнца до наступления ночи. Свет утренней зари возвещал о начале важных человеческих дел. Так, именно рано утром Авраам отправился в путь к месту принесения в жертву своего сына Исаака ( Быт. 22:3 ), Давид выступил со своим войском ( 1Цар. 29:10–11 ), Бог встал на защиту Своего святого града ( Пс. 45:6 , заря была обычным временем нападения на город) и Иисус поднялся из гроба. Свет утренней зари показывал также произошедшие ночью бедствия – именно утром безответственный левит обнаружил свою изнасилованную наложницу мертвой на пороге дома ( Суд. 19:26–27 ), а остатки ассирийского войска увидели, что в их стане убито 185 000 человек ( 4Цар. 19:35 ).
Книга Иова представляет собой классический пример противопоставления света и тьмы. В первой речи Иова, в которой он сожалеет, что родился ( Иов 3 ), выражается проклятие света, ассоциирующегося с жизнью, и мольба о тьме, ассоциирующейся с небытием или смертью. В нарисованных Иовом картинах загробной жизни она тоже изображается как угасание света, как «страна мрака, каков есть мрак тени смертной, где нет устройства, где темно, как самая тьма» ( Иов 10:22 ). Крах нечестивого изображается Вилдадом в категориях исчезновения света, когда «померкнет свет в шатре его» ( Иов 18:5–6 ).
Не удивительно, что самые восторженные образы жизнетворных и просвещающих свойств света рисуют библейские поэты. Наибольшее число таких образов встречается в поэтических описаниях природы и в псалмах хвалы: Бог «уготовал светила и солнце» ( Пс. 73:16 ); Бог «одевается светом, как ризою» ( Пс. 103:2 ); Бог настолько вездесущ, что «и тьма не затмит от Тебя» ( Пс. 138:12 ). Величайшая хвала света принадлежит перу автора, которого некоторые необоснованно считают нигилистом: «Сладок свет, и приятно для глаз видеть солнце» ( Ек. 11:7 ).
Тогда как рождение света вдохновляет библейские рассказы о сотворении мира, угасание света служит одним из основных библейских архетипов апокалиптических видений конца. В ветхозаветных видениях читаем, что «звезды небесные. не дают от себя света; солнце меркнет при восходе своем» ( Ис. 13:10 ) и что на небесах нет света ( Иер. 4:23 ). Об этом же речь идет и в Новом Завете: «Солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба» ( Мф. 24:29 ); «И свет светильника уже не появится в тебе» ( Отк. 18:23 ).
Физический свет и святое. Последняя группа образов физического света связана с поклонением и духовными встречами с Богом. В данном случае было бы вполне уместно говорить о «святом свете» – хотя речь идет о физическом, а не о символическом свете, в нем выражается тайна божественного присутствия. Важную роль, например, в скинии играли светильники: «И сделай к нему [золотому светильнику] семь лампад, и поставь на него лампады его, чтобы светили на переднюю сторону его» ( Исх. 25:37 ); «Прикажи сынам Израилевым, чтоб они принесли тебе елея чистого, выбитого, для освещения, чтобы непрестанно горел светильник» ( Лев. 24:2 ). Поклонение в храме тоже происходило с зажженными светильниками ( 3Цар. 7:49 ; 2Пар. 4:20 ). Кроме того, как скиния, так и храм стояли лицом к востоку, чтобы в них мог проникать свет восходящего солнца.
Самым знаменательным светом в храме была слава Божья. Это не был обычный физический свет, он проявлялся в виде светящегося облака, заполнявшего святое пространство. При посвящении Соломоном храма его «наполнило облако, и не могли священники стоять на служении по причине облака; потому что слава Господня наполнила дом Божий» ( 2Пар. 5:13–14 ). Это напоминает облако славы, осенившее гору Синай, когда на нее поднялся Моисей, чтобы получить закон от Бога ( Исх. 24:15–18 ), после чего «лицо его стало сиять лучами от того, что Бог говорил с ним» ( Исх. 34:29 ).
В Новом Завете ритуальный свет поклонения в скинии и храме сменяется явлением необычайного света людям, встречающимся со сверхъестественным напрямую. При рождестве Иисуса явление ангелов пастухам сопровождалось светом ( Лк. 2:9 ), а путь волхвов к дому, в котором они нашли Иисуса, освещала звезда ( Мф. 2:9–10 ). При обращении Павла его осиял свет с неба ( Деян. 9:3 ). Когда ангел спасал Петра из темницы, она наполнилась светом ( Деян. 12:7 ).
Значение физического света в Библии. Хотя в Библии число образов, связанных с символическим светом, превышает число упоминаний о физическом свете, было бы ошибкой недооценивать значение образов физического света, которые мы только что рассмотрели. Путешествуя по Библии, мы движемся в мире, в котором физический свет был одним из важнейших атрибутов жизни.
Кроме того, символические образы света, к которым мы сейчас переходим, не могли бы возникнуть, если бы свет не обладал присущими ему физическими свойствами: свет нематериален, но реален; он исходит из определенного источника; он освещает тьму и позволяет людям видеть; в нем заключается одно из условий существования жизни. Автор Послания к колоссянам не мог бы писать о «наследии святых во свете» и о том, что Бог «избавил нас от власти тьмы» ( Кол. 1:12–13 ), не знай мы физических свойств света и тьмы.
Свет как символ добра и благословения. В самом широком смысле свет символизирует добро и святость в противоположность злу. Злодеи – это «враги света. и не ходят по стезям его» ( Иов 24:13 ). «Всякий, делающий злое, – говорил Иисус, – ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его» ( Ин. 3:20 ). Применительно к политической сфере свет служит символом добродетельного правителя, праведно владычествующего над своим народом, «как на рассвете утра, при восходе солнца на безоблачном небе» ( 2Цар. 23:4 ).
В Новом Завете со светом неоднократно ассоциируется освященная жизнь. В известном отрывке о святой жизни в конце Послания к римлянам верующие увещеваются: «Итак отвергнем дела тьмы и облечемся в оружия света» ( Рим. 13:12 ). Столь же впечатляющей выглядит картина в Еф. 5:8–9 : «Вы были некогда тьма, а теперь – свет в Господе: поступайте, как чада света, потому что плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине». Призвание христиан заключается в том, чтобы «сиять, как светила в мире» ( Флп. 2:15 ).
Свет символизирует также Божье благоволение и радость, которую оно приносит. Когда евреи избежали задуманного Аманом геноцида, у них «было тогда освещение, и радость, и веселие, и торжество» ( Есф. 8:16 ). Псалмопевец без колебаний ограничивает дар этого света теми, кто живет в гармонии с Богом: «Свет сияет на праведника, и на правых сердцем – веселие» ( Пс. 96:11; 111:4 ). В Притчах тоже заявляется, что «стезя праведных – как светило лучезарное, которое более и более светлеет до полного дня» ( Притч.4:18 ). Описывая свое преуспевание в прошлом, Иов изображает Божье благоволение в виде света: «Когда светильник Его светил над головою моею, и я при свете Его ходил среди тьмы» ( Иов 29:3 ).
В других местах свет ассоциируется с жизнью, а тьма со смертью. В Книге Иова освобождение от могилы сравнивается с возвращением к свету ( Иов 33:28 ) и с просвещением «светом живых» ( Иов 33:30 ). Описывая уход богатого человека «к роду отцов своих», псалмопевец говорит, что он «никогда не увидит света» ( Пс. 48:20 ).
Свет как символ истины. В следующей группе образов свет связывается с истиной и разумением в противоположность заблуждению и невежеству и с просвещением, приходящим с познанием истины. Например: «Откровение слов Твоих просвещает, вразумляет простых» ( Пс. 118:130 ). Ветхозаветный паломник воспринимает свет и истину как равнозначные понятия и молится, чтобы Бог послал «свет Твой и истину Твою», которые приведут его «на святую гору Твою» ( Пс. 42:3 ). Даниил характеризуется как человек, в котором найдены «свет и разум, и высокая мудрость» ( Дан. 5:14 ).
Поскольку истина понимается в Библии как откровение от Бога, это откровение тоже изображается как свет: «Слово Твое – светильник ноге моей и свет стезе моей» ( Пс. 118:105 ). Божий закон «просвещает очи» ( Пс. 18:9 ). То же самое можно сказать о пророках: «пророческое слово» Петр называет «светильником, сияющим в темном месте» ( 2Пет. 1:19 ).
В сопутствующей группе образов свет ассоциируется с раскрытием чего-то тайного или скрытого. В гимне мудрости в Иов 28 одним из достоинств человеческой изобретательности показана способность выносить на свет «сокровенное» ( Иов 28:11 ). В Новом Завете способность выносить на свет связывается с Божьей оценкой человеческого сердца. Господь «осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога» ( 1Кор. 4:5 ). Этот мотив присутствует и в Ветхом Завете: «И выведет, как свет, правду твою, и справедливость твою, как полдень» ( Пс. 36:6 ).
Бог как свет. Свет символизирует и Самого Бога. В Ветхом Завете мы видим выразительный образ «света лица Твоего» ( Пс. 4:7 ). В видении Исаии конечного торжества добра заявляется среди прочего, что «Господь будет для тебя вечным светом» ( Ис. 60:19–20 ). В самом сжатом виде эта мысль выражена в 1Ин. 1:5 : «Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы». Иаков пишет о Боге как об «Отце светов» ( Иак. 1:17 ). В других местах Бог ассоциируется со светом в образе Божьей славы: Он одевается «светом, как ризою» ( Пс. 103:2 ); «блеск ее [славы] – как солнечный свет» ( Авв. 3:4 ); «свет обитает с Ним» ( Дан. 2:22 ). Видение Иезекиилем божественной колесницы ( Иез. 1 ) представляет собой богатую красками картину блеска, сверкающего огня, сияющих драгоценных камней и металлов.
Кроме того, Бог, Который Сам есть свет, обитает на небе, купающемся в свете. Здесь свет становится важнейшим символом трансцендентности, дорогим сердцу мистиков и поэтов многих веков. Классическое в этом отношении место – 1Тим. 6:16 , где говорится о Боге как о «едином имеющем бессмертие, Который обитает в неприступном свете». В Кол. 1:12 говорится о праве верующего на «участие в наследии святых во свете».
В качестве образа Бога более конкретную форму свет принимает в изображении Мессии. Исаия пророчествовал: «Народ, ходящий во тьме, увидит свет великий; на живущих в стране тени смертной свет воссияет» ( Ис. 9:2 ). Иисус отнес это пророчество на Свой счет ( Мф. 4:15–16 ). В песне Симеона Христос назван «светом к просвещению язычников, и славой народа Твоего Израиля» ( Лк. 2:32 ). В прологе вознесения хвалы воплощенному Слову в Евангелии от Иоанна применительно ко Христу неоднократно используются образы света ( Ин. 1:4, 5, 7, 8, 9 ). Сам Христос назвал Себя «светом миру» ( Ин. 8:12 ). В другом месте Он заявил: «Я свет пришел в мир, чтобы всякий верующий в Меня не оставался во тьме» ( Ин. 12:46 ).
Сообщество света. Коль скоро Бог и Его Сын – свет, он становится естественным символом спасения и новой жизни. «Господь – свет мой и спасение мое», – заявляет псалмопевец ( Пс. 26:1 ). «Поступающий по правде идет к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны» ( Ин. 3:21 ). В речи Иисуса о Себе как о свете миру последователь Христа охарактеризован как человек, который «не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни» ( Ин. 8:12 ). Согласно 1Пет. 2:9 , верующие – это те, кого Христос призвал «из тьмы в чудный Свой свет». Хорошим выражением этого мотива служит ранняя литургическая формулировка с соответствующей вводной частью: «Все же обнаруживаемое делается явным от света, ибо все, делающееся явным, свет есть; посему сказано: “встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос”» ( Еф. 5:13– 14 ). Суть послания понятна: если Бог есть свет, прийти к Богу значит прийти к свету и получить жизнь. Кроме того, в образе спящего, воскресающего из мертвых, отражается тема воскресения Христа.
Таким образом, избавившиеся «от власти тьмы» и введенные «в Царство возлюбленного Сына» ( Кол. 1:13 ) тесно связываются со светом как с понятием, определяющим саму их сущность. Иисус назвал Иоанна Крестителя «светильником, горящим и светящим», в свете которого радовались люди ( Ин. 5:35 ). Нарисовав в блаженствах совокупный портрет идеального ученика, Иисус добавил: «Вы – свет мира. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» ( Мф. 5:14, 16 ).
Итак, церковь в том виде, в каком она изображается в новозаветных посланиях, вполне правомерно рассматривать как обладателя и носителя света. Фессалоникийской церкви Павел писал: «Ибо все вы – сыны света и сыны дня» ( 1Фес. 5:5 ). В качестве прототипа обращенного Павел был послан Богом к язычникам «открыть глаза им, чтобы они обратились от тьмы к свету» ( Деян. 26:18 ). Этот свет не только был частью евангельской проповеди, но и служил отличительным признаком жизни в церкви: «Если же ходим во свете, подобно как Он во свете, то имеем общение друг с другом, и Кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха» ( 1Ин. 1:7 ).
Свет в веке грядущем. Последние образы света в Библии появляются в эсхатологических видениях нового века в Книге Откровение. Нисходящий с неба новый Иерусалим «имеет славу Божию; светило его подобно драгоценнейшему камню» ( Отк. 21:11 ). Более того, «город не имеет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения своего; ибо слава Божия осветила его, и светильник его – Агнец» ( Отк. 21:23 ; ср. Ис. 60:19 ). Кульминации тема достигает в словах: «И ночи не будет там, и не будут иметь нужды ни в светильнике, ни в свете солнечном, ибо Господь Бог освещает их» ( Отк. 22:5 ). Это перекликается с аналогичным видением Захарии грядущего времени, когда не будет «ни дня, ни ночи» и «лишь в вечернее время явится свет» ( Зах. 14:7 ).
Заключение. Во всех библейских упоминаниях о свете он не возникает сам по себе. Он появляется (обычно без приглашения) извне, из среды за пределами земного и человеческого мира, и преобразует этот мир своим трансцендентным великолепием. Следовательно, в образе света выражается одновременно трансцендентность и имманентность Бога: он исходит свыше, но пронизывает всю повседневную жизнь.
Обзор образов света в Библии служит иллюстрацией заложенной в этом словаре идеи – основные черты библейской веры и чувств, которые она вызывает, можно проследить на примере библейских образов. Свет в разных своих проявлениях занимает центральное место в таких основополагающих библейских темах, как творение, провидение, суд, искупление и освящение. Он в значительной степени раскрывает богословское учение Библии о Боге, и это объясняет, почему свет играет такую большую роль в истории богословия (Pelikan). Кроме того, в своих физических проявлениях свет способствует пониманию природных условий жизни в библейском мире, в котором духовная реальность коренилась в самой повседневной жизни людей.
Библейским текстом, в котором в наибольшей степени выражается широкий спектр значений света, можно считать 2Кор. 4:6 : «Потому что Бог, повелевший из тьмы воссиять свету, озарил наши сердца, дабы просветить нас познанием славы Божией в лице Иисуса Христа». Здесь мы видим связь между творением и новым творением, между Ветхим и Новым Заветами, между физической реальностью и духовной символикой.
См. также: ЗВЕЗДЫ, ЛУНА, ОГОНЬ, СВЕТИЛЬНИК, СЛАВА, СОЛНЦЕ, ТЬМА.
Библиография: Е. R. Achtemeier, «Jesus Christ, the Light of the World: The Biblical Understanding of Light and Darkness», Interpretation 17 (1963) 439–449;
J.Pelikan, The Light of the World: A Basic Image in Early Christian Thought (New York: Harper, 1962).
Читайте также: