Цитаты о пророке илие
Обновлено: 02.12.2024
В древности народ иудейский украшался служением пророческим, был полем, над которым трудились пророки. А теперь и этой похвалы он лишен церковью. И самые тела пророков находятся у нас. Конечно, для бесплодного народа и не нужны были пророки-земледельцы; нелепо было удерживать у себя пророков тем, которые распяли Предсказанного ими, распяли (в благодарность) за мертвых, которых Он у них воскресил, за слепых, которым возвратил зрение, за голодных, которых Он у них насытил, за принуждение, которое из-за них Владыка всех употребил относительно пророка Илии, заставляя пророка взять назад свое отречение от них. Предшествовавший наставник приводит меня к Илии. Блаженный Илия, видя, что народ иудейский не достоин человеколюбия Божия и что, хотя Бог постоянно терпит его богоборство, но и самое долготерпение Его они всегда обращают во зло, восстает против благости Божией к ним: он высказывается против них. Затем, зная, что Богу угодна ревность праведных, желая наказать иудеев и в то же время опасаясь, что божественная благость тотчас смягчится немногими слезами, он налагает на них наказание и связывает свое наказание клятвой, чтобы Бог из уважения к клятве не мог отменить произнесенного против них осуждения. Бог, говорит он, благ к ним и смягчается немногими их слезами, а это укрепляет их в их идолослужении. «Жив Господь Бог Израилев. , – говорил он, – в сии годы не будет ни росы, ни дождя, разве только по моему слову» ( 3Цар.17:1 ). Затем, Бог как бы возражал ему: что же, Илия, если они умилостивят Меня покаянием, если Я увижу их проливающими слезы и кающимися в своих согрешениях, разве Я не пошлю тотчас дождя? Нет, «жив Господь Бог Израилев, . разве только по моему слову» ( 3Цар.17:1 ). «Жив Господь» . Они, говорит, привязаны к идолам, а я клянусь Твоим божеством. Покажи, какую силу имеет клятва Тобою, чтобы чрез это они убедились в бессилии своих идолов. Нет, «жив Господь Бог Израилев, . в сии годы не будет ни росы, ни дождя, разве только по моему слову» . Ты не отменишь, говорит, наказания, как только покажется Тебе (угодным) (потому что Тебе угодно быть человеколюбивым), но только тогда, когда я буду просить о них, когда я присужу, когда они обнаружат достаточное сердечное покаяние. Бог принял в уважение пророческое запрещение, исполнил клятву, данную Его именем.
И вот Владыка всех стеснялся, с одной стороны уважая пророка, а с другой милосердуя о народе, наказываемом голодом. Что же делает Он тогда? Вместе с народом наказывает и пророка, чтобы и сам, подвергнувшись тому же наказанию, он скорее сознал бы несовместность своего заклятия с человеколюбием, наказывает вместе с народом и пророка, но облегчает для пророка это наказание, в самом способе исполнения человеколюбия проявляя и Свою мудрость. В самом деле, Он питает пророка при помощи птиц, ненавидящих детей; ведь ворон – родитель, не любящий детей, и не выкармливает тех, кого рождает. На это именно намекая, пророк дважды говорил: (дает Господь пищу) «и птенцам ворона , призывающим Его» ( Пс.146:9 ) ** . Так как птенцы ворона, да и все вообще птенцы, не в состоянии собирать себе пищу, но о тех заботятся родители, а воронята лишены родительского попечения, и, тем не менее, род воронов сохраняется и без родительского воспитания, то Давид, показывая человеколюбие Божие, приписывает пропитание их Богу. Разевая свои рты на воздух и не получая пищи от родителей, птенцы вороны имеют некоторых малых животных, исполняющих относительно их божественный промысл, и таким образом, получая их из воздуха, питаются и растут. Потому-то и говорит пророк: «и птенцам ворона , призывающим Его» . И вот, после того, как Илия проявил детоненавистничество по отношению к иудеям, как к неблагодарным детям, Бог как бы ходатайствует пред ним чрез детоненавидящих отцов, только что не взывая молчаливо к Илии таким образом: разве не такую же питаешь ты ненависть к иудеям, какую вороны питают к своим детям? Но посмотри, как они изменились, смотри, о, Илия, каково их человеколюбие: безжалостные к своим собственным птенцам, они для тебя являются усердными питателями. Нелепо, о, Илия, когда вороны служат посредниками Моего к тебе человеколюбия, тебе не сделаться ходатаем за иудеев относительно наложенного от Меня на них наказания. Постыдись перемены, происшедшей в воронах, и будь милостив к иудеям; хотя Я и уважаю произнесенное тобою заклятие, но и о них сожалею. Но когда Бог увидел, что Илия не смягчается этим, тогда Он прекращает доставление ему пищи чрез воронов, принуждая его к перемене, чтобы вынужденный голодом он, хотя ради себя отменил произнесенное им заклятие. А он, и оставшись без услуг воронов, терпел: я буду голодать, говорит он, только чтобы нечестивых видеть наказываемыми; пусть погибнет мое тело, наказываемое вместе с ними.
Итак, когда прекратилась подача ему пищи чрез воронов, и прошло много времени, опять Илия переселяется в другое место и уходит под давлением голода и делается просителем язычницы, и притом вдовы и бедной. И Бог, желая, чтобы он сделался более человеколюбивым, после того как тогда иудеям запрещено было общение с язычниками, возвещает пророку, что он должен был предпринять в будущем: "встань , – говорит, – отсюда, и пойди в Сарепту Сидонскую, и оставайся там; Я повелел там женщине вдове кормить тебя» ( 3Цар.17:9 ), чтобы, услышав: «язычнице», он погнушался такого пропитания и стал просить Бога о даровании дождя. Однако, и эти слова не смягчили его и он спешит туда, где его ожидало гостеприимство язычницы. И еще более замечательно то, что Бог внушает вдове сразу встретить его, голодного, суровыми словами, всеми мерами располагая его к милосердию. Что же говорит ему язычница? «Жив Господь Бог твой» ( 3Цар.17:12 ). Откуда взялись у язычницы эти слова: «жив Господь Бог твой!» (Очевидно), Бог предварительно показал ей пророка в видении; не это ли и означает сказанное Богом пророку: «Я повелел там женщине вдове кормить тебя» ( 3Цар.17:9 )? Показал Бог жене предварительно образ пророка, его внешний вид, рост, просьбу, с какою он обратится. Поэтому, когда явился пророк, вспомнила вдовица показанное в видении, увидела его таким, каким он показался ей в видении. Убедившись отсюда, что это было божественное откровение, она тотчас при появлении пророка на его просьбу отвечала: «жив Господь Бог твой! у меня ничего нет печеного, а только есть горсть муки в кадке и немного масла в кувшине; и вот, я наберу полена два дров, и пойду, и приготовлю это для себя и для сына моего; съедим это и умрем» ( 3Цар.17:12 ). Слова скорее отказа, чем подаяния. «У меня ничего нет печеного, а только есть горсть муки, и пойду, и приготовлю это для себя и для сына моего; съедим это и умрем» . Ничего другого, говорит, нам не остается, когда съедим эту горсть, кроме смерти. Эти слова должны были произвести впечатление на Илию. Она больше меня страдает от голода, подумал он; я голодаю хотя один, а она вместе с детьми бедствует. Да не буду я виновником смерти для той, которая окажет мне гостеприимство. И что же? Как я уже сказал, он умягчается этими словами, в его сердце возникает забота о человеколюбии. «Мука в кадке не истощится, и масло в кувшине не убудет до того дня, когда Господь даст дождь на землю» ( 3Цар.17:14 ). Теперь уже не далеко отодвигает дарование дождя. Прежде чем он обуздан голодом, он не допускал Божьего человеколюбия до дарования дождя, но говорил: «в сии годы не будет ни росы, ни дождя, разве только по моему слову» ( 3Цар.17:1 ). Теперь же допускает, и даже указывает начало разрешения, правда только указывает, а не присоединяет просьбы.
Что же тогда Источник человеколюбия? Он опять представляет ему третий опыт человеколюбия: он приказывает душе сына вдовы разлучиться от тела. Уважая пророка, Он не лишил силы его благословения и не сделал чванец (елея) оскудеваемым, чтобы принудить его к человеколюбию. Было бы, конечно, унижением для пророка, если бы слова его благословения оказались недействительными, и в то же время вере вдовы язычницы повредило бы, если бы его благословение было ей мало полезно. Поэтому-то Бог его благословения не отвергает, но третий раз заставляет пророка испытать божественное человеколюбие: Он посылает смерть сыну вдовы, приводя пророка к необходимости обратиться к Нему с мольбой. Вдова, когда умер сын ее, со слезами ходила вокруг пророка. О, лучше бы, говорила она, я прежде погибла от голода и прежде твоего благословения умерла, чем теперь быть свидетельницею смерти сына! Устыдился пророк случившегося: это ли, говорит он, награда вдове за оказанное мне гостеприимство? До моего приема она была счастлива своим сыном, после же моего приема у нее плач о любимом сыне. Устыдившись случившегося и обдумавши это дело сам с собою, Илия почувствовал, что в этом событии – перст Владыки всех, почувствовал божественную мудрость. И что говорит? «Господи Боже мой! неужели Ты и вдове, у которой я пребываю, сделаешь зло, умертвив сына ее?» ( 3Цар.17:20 ). Что хочет сказать он этим? Ты, говорит, указал мне эту вдову, Ты, говорит, сказал: «Я повелел там женщине вдове кормить тебя» ( 3Цар.17:9 ), свидетельствуя тем ее благочестивое настроение. Из тех мест Ты переселил меня к ней и ее почтил твоим свидетельством, а теперь ее же наказываешь смертью сына? «Господи Боже мой! неужели Ты и вдове, у которой я пребываю, сделаешь зло, умертвив сына ее» . Это не естественный случай смерти, говорит пророк, это дело твоей мудрости с целью внушить мне необходимость человеколюбия, чтобы, когда я скажу Тебе: Господи, помилуй умерщвленного сына вдовы, мог и Ты ответить мне на это: помилуй детей моих, Израиля. Ты внушаешь мне человеколюбие, я чувствую Твое искусство, Владыко, чтобы, когда я буду просить Тебя: спаси умершего сына вдовы, мог и Ты ответить мне: Израиля, умерщвляемого голодом, пощади. Ты просишь Меня о милости, прими же и Мою просьбу о милости: разреши заклятие голода, и Я разрешу определение смерти. И вот, когда увидел Бог, что Илия после многих испытаний сделался человеколюбивее, тогда уже обращается к нему с более ясным требованием человеколюбия, так как тогда он не мог уже отмену наказания счесть для себя за унижение. "Пойди» , говорит (Господь) ( 3Цар.18:1 ). В этих словах просьба Бога к своему рабу: сам Бог за самого Себя просит Своего раба о человеколюбии. "Пойди» , говорит. Так как, говорит, ты сделался человеколюбивее, то прими и Мои слова о человеколюбии; так как ты убедился, что Я одержим человеколюбием, то выслушай яснее Мои слова. Я болею об отмене наказания, Я стремлюсь к дарованию снисхождения, Я стыжусь слез наказываемых. Все грешники, о, пророк, держатся рукописаний Моего человеколюбия: не заставь Меня оказаться лжецом пред ними. Послушай слова Писания, которые ты и сам знаешь: «не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был» (Иезек.33:11). Преклонил Илия уши, открыл душу свою тому, что говорил ему Господь. "Пойди , – говорит, – и покажись Ахаву» ( 3Цар.18:1 ). Не помимо тебя Я примиряюсь с ними: ты сам возвести наказываемым милость. Я тайно прошу тебя о них, а ты явись явным ходатаем примирения. «Пойди и покажись Ахаву, и Я дам дождь на землю» ( 3Цар.18:1 ). Ты возвести примирение, ты заяви ходатайство о даровании дождя, а Я подтвержу твою проповедь.
Итак, и с охотой, и с неохотой бежал Илия и благовестил о дожде, но, опять увидев их нечестие, он подыскивает какой-нибудь предлог к наказанию их. Что же тогда Бог? Видя его не проникающимся человеколюбием к наказуемым, Он удаляет Илию от сожительства с грешниками. Я, говорит, о, Илия, знаю твою ревность, признаю твои требования, но Я милую и грешников, как скоро они наказываются сверх меры. Ты строгий судья благочестия, а род людской постоянно грешит. Остается, значит, разлучить вас друг с другом. Иди хотя на небо, раз не можешь выносить грешников, а Я переселюсь на землю. Если ты и на дальнейшее время останешься с грешниками, то весь род человеческий истребится, постоянно подвергаясь от тебя наказаниям. Что же? Иди хотя на небеса, о, Илия! Не может огонь обитать вместе с тростником. Я дам тебе в сожители безгрешных, Я поселю тебя с ликами ангелов. Переселяйся на небеса, а Я поселюсь с грешниками, Я могу носить на плечах Своих заблудшую овцу и всех грешников, призывая: «придите ко Мне все труждающиеся и обремененные» , Я не наказывать вас буду, но «Я успокою вас» ( Мф.11:28 ). Ему слава во веки веков. Аминь.
Следующая цитата
Святой пророк Илия Возлюбленные верующие!
Этот праздник – единственный во всем месяцеслове, посвященный ветхозаветному святому. Конечно, мы почитаем и других святых и праведников Ветхого Завета, пророков (пророка Исаию, пророка Иеремию, пророка Иезекииля, пророка Даниила и пророка Моисея), но не посвящаем им особого празднества, а лишь в определенный день поминаем их.
Святой пророк Илия – ветхозаветный человек, избранник Божий, которого наша Святая Церковь предлагает нам для чествования и празднования. К тому, что предлагает нам наша Святая Церковь для чествования святых, мы добавляем наше внутреннее чествование.
Наша Церковь предлагает нам литургические тексты, то есть последования богослужений, которыми мы приглашаемся к чествованию святых, на этот раз – к чествованию святого Илии. Существует и другое почитание, которое совершает верующий народ, не основываясь на Божественном Писании и литургических текстах.
Пророк Илия – это святой, которого люди считают суровым и которого боятся. Откуда, однако, идет этот страх? В представлении нашего народа Илия Пророк видится как возмущающий бури, как разверзающий громы, как испускающий молнии, а это, конечно, явления, вносящие некоторое беспокойство в души людей. И если святой Илия испускает бури, громы и молнии, тогда действительно естественно, что кто-то боится его.
Правда заключается в том, что громы и молнии не имеют никакой связи со святым Илией, но поскольку он вознесся от мира сего на небо в огненной колеснице, запряженной огненными конями, то люди провели связь между земными колесницами и той колесницей, которая унесла святого Илию на небо. Существует предание, утверждающее, что святой Илия вознесся на колеснице, запряженной четырьмя лошадьми. Так это понял пророк Елисей, таким увидел пророк Елисей вознесение на небо святого пророка Илии [1] . И потому люди провели связь между колесницей, на которой вознесся на небо святой Илия, и тем грохотом, который рокочет, когда разверзаются громы, как будто святой Илия едет где-то в вышине на колеснице, на которой вознесся на небо.
Потому и побаиваются святого Илию. Люди стараются не работать в Ильин день, чтобы с ними чего-нибудь не случилось, чтобы их не потопил святой Илия. Когда я был маленьким, мама – да упокоит Бог ее душу – говорила нам, что святой Илия никогда не знает, когда его день, потому что, говорила мама, если бы святой Илия знал, когда его день, то разверз бы такие громы и молнии, что земля сотряслась бы. Поэтому он спрашивает у Бога, когда его день, а Бог, когда приближается день святого Илии Пророка, говорит ему: «О, Илия, еще далеко до этого дня!» А святой Илия всё ждет, когда придет его день, и снова спрашивает Бога: «Господи, еще не наступил мой день?» А Бог отвечает:
«Эх, Илия, он уже давно прошел!»
Это народное верование, так люди думают о святом Илии.
Святой Илия хотел покончить со злом в этом мире, хотел пресечь зло в самом корне.
Но святой пророк Илия действительно суровый святой, решительный святой, святой, о котором известно, что он повелел перерезать всех, кто не держался веры Израилевой [2] , – и это сегодня кажется странным. Однако мы кое-что забываем. Мы забываем, что святой Илия хотел покончить со злом в этом мире, что он хотел пресечь зло в самом корне. И святой Илия, когда думал истребить не поклонявшихся Богу, идолопоклонников, думал истребить не только идолов, то есть представления людей, но и тех, кто учил людей поклоняться идолам. Может, отсюда и проистекает мысль, что святой Илия – суровый святой.
Пророк Илия (фрагмент фрески Преображение Господне)
Святой Илия Пророк в Новом Завете
Из всех ветхозаветных людей святой пророк Илия упоминается в Евангелиях и новозаветных писаниях святых достаточно часто. Упоминался он и на этой Святой Литургии, в Святом Евангелии, что много вдов было в Израиле во дни Илии, а только к одной, из Сарепты Сидонской, был послан святой Илия и что много прокаженных было при пророке Елисее, но только один был исцелен силой Божией, данной Елисею [3] .
Мы знаем также, что святой Илия, такой суровый, каким он был, был принят Господом нашим Иисусом Христом в свидетели Его Преображения [4] . Присутствовали при этом также и Моисей и три апостола Христа Господа: Петр, Иаков и Иоанн. Это значит, что Илия, такой суровый, каким он был, такой решительный, готовый пресечь зло в самом корне, был угоден Богу.
Дух и сила Илии упомянуты в связи со святым Иоанном Крестителем. Ангел-благовестник, когда возвестил отцу святого Иоанна Крестителя, что у него будет ребенок и что он наречет его Иоанном, то сказал ему, что он будет идти перед Господом в духе и силе Илии [5] . То есть он будет решительно против зла – вот что значит идти перед кем-то в духе и силе Илии.
В Святом Евангелии от Марка сыны Зеведея, святые апостолы Иаков и Иоанн, названы «сынами громовыми» [6] . Однажды, видя, что некие люди из Самарии не пожелали принять Господа Иисуса Христа и дать Ему передохнуть в своем селе, Иаков и Иоанн, «сыны громовы», сказали: «Господи! хочешь ли, мы скажем, чтобы огонь сошел с неба и истребил их, как и Илия сделал?» (Лк. 9: 54). Если ученики сказали «как Илия сделал», то они думали о святом Илии как о человеке, противоборствующем тем, кто совершает зло, тем, кто не делает добра. Они подумали, что если эти люди не приняли Господа Христа, значит, им нужно погибнуть.
А Христос Господь не сказал так, возлюбленные верующие. Христос Господь близок нашему сердцу, Он ближе, чем святой Илия, – это надо признать.
Будем истреблять зло в себе с ревностью святого пророка Илии
Нам по душе святой Илия, его ревность. Нам было бы по душе, если бы и у нас была ревность святого Илии к истреблению зла, особенно к истреблению зла в себе. Будем же истреблять ненависть в себе, будем истреблять мстительность в себе, будем истреблять гнев в себе, будем истреблять нерешительность в себе, будем истреблять противление добру, имеющееся в нас, будем истреблять злобу в самом корне, в каком бы виде она ни была.
Вместо гнева будем иметь кротость, вместо гордости – смирение, вместо лени – трудолюбие, вместо алчности – пост, вместо распущенности – воздержность, будем утверждаться в добре, потому что так хотел Христос Господь.
Но Христос не хочет, чтобы мы были истребителями людей. Христос не поставил нас судить, кто хорош, а кто плох.
Однако Христос Господь не хочет, чтобы мы были истребителями людей. Христос Господь не поставил нас судить, кто хорош, а кто плох, кто должен жить, а кто умереть. Бог велел нам быть доброжелательными, снисходительными, прощающими, и поэтому Христос Господь на вопрос двух учеников Своих, «сынов громовых»: «Господи! хочешь ли, мы скажем, чтобы огонь сошел с неба и истребил их, как и Илия сделал?» – Христос Господь ответил: «Не знаете, какого вы Духа!» (Лк. 9: 55). То есть: «Если вы хотите совершить нечто подобное – уничтожить людей, сделать так, чтобы люди погибли, пусть даже они и не принимают Меня, – вы не имеете Моего духа, вы не Моего духа, вы такие люди, которых Я не желаю».
Итак, возлюбленные верующие, мы чтим святого Илию, потому что он чтит Церковь, мы чтим святого Илию, потому что Церковь предлагает нам его для почитания, но мы не как святой Илия и не хотим быть как святой Илия – мы хотим быть как Христос Господь. Мы хотим быть снисходительными, хотим быть прощающими, мы хотим быть милующими, хотим быть понимающими немощь человеческую, хотим быть человеколюбивыми, как Бог, хотим быть терпеливыми, потому что Христос Господь сказал нам: «Претерпевший же до конца спасется» (Мф. 10: 22).
Однако в том, что касается настроя нашей души, нам следовало бы быть как святой Илия. Не думать о том, как поступают те или другие, а думать о себе, о том, что делаем со злом мы, думать о том, как устранить зло добром. «Не будь побежден злом, – писал святой апостол Павел верующим христианам в Рим, – но побеждай зло добром» (Рим. 12: 21).
Пророк Илия и вдова Сарепта. Бернардо Строцци.
Разумеется, у святого пророка Илии были и черты доброжелательности, коль скоро он был послан Богом ко вдове в Сарепту Сидонскую. Он помог этой вдове, когда у нее умер ребенок, оживив его. Всё это о святом Илии, и всё это мы должны иметь в виду, когда речь заходит о нашем почитании, о нашем праздновании святого Илии.
Не будем же бояться его и его суровости, покуда мы с Господом Христом, ибо Господь Христос не попустит нам сделать то, что сделал Илия. Имел Илия в свое время свою ревность – Бог да примет его ревность, да утвердит Бог и нас в ревности к истреблению зла, нас, таких нерешительных, когда речь заходит о том, чтобы устранить зло. Задумайтесь, возлюбленные верующие, кто из вас не лелеет зло и не поступает так, что ему лучше огорчить Бога, чем огорчить человека! Часто мы не устраняем зла из своей души и из жизни окружающих нас, чтобы они не огорчились. Святой Илия был не таким. Святого Илию не интересовало, кто огорчится, а кто не огорчится, он хотел ввести Бога в среду людей, Бога, Который является и Карателем грехов, а не только их Разрешителем.
Грех, если дашь ему возрастать, изменяет ум человека: ум, понимающий дела Божии, он делает умом, противящимся Богу.
Имейте в виду, что именно Христос Господь сказал Петру: «Что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах» (Мф. 16: 19). Значит, Он дал не только власть разрешать, Он дал и власть связывать. А почему? Потому что зло, если ты даешь ему возрастать, растет и в конце концов берет власть над тобой. И не только берет власть, но и изменяет ум человека. Ум, понимающий дела Божии, он делает умом, противящимся Богу. «Ум такой ловкий, – говорил отец Арсений, – что может доказать как хорошее, так и плохое применительно к одному и тому же». И еще говорил батюшка: «В кривом уме и ровное искривляется!»
Итак, действие греха – это то, что искривляет ум, что искривляет ум ко злу, то, что заставляет человека называть зло добром и добро злом.
Святой Илия был решительным. Он сказал: «Бог должен быть Победителем в этом мире; покончим раз и навсегда с людьми, противящимися Богу». Разумеется, мы так не говорим. И не говорим так потому, что не имеем духа и силы Илии, поскольку не назначены на это делание. Но в любом случае нам нужно покоряться Богу, учению Господа Христа, нужно – столько, сколько можем, – стараться устранять зло из себя и нашего окружения, а где не можем, там будем просить помощи у Бога, чтобы Он победил злобу в мире сем.
Возлюбленные верующие! В Послании святого Иакова говорится о святом Илии, что он пребывал в слабости – он тоже был как мы, – но помолился Богу, и не было дождя три года с половиной, а затем снова помолился на пользу людям, во благо людей [7] . Позаимствуем же у святого Илии то, что мы можем сделать и что отвечает нашему естеству, нашему христианскому пониманию. Итак, если Господь наш Иисус Христос сказал тем двоим: «Не знаете, какого вы Духа!» (Лк. 9: 55), – то научимся у Христа Господа быть как Илия только тогда, когда речь заходит о зле в нас самих, о зле, которое надо уничтожить.
Будем добрыми со злыми людьми
Мы не молим ни о суде, ни об отмщении, а просим милости Божией повсюду и просим помощи Божией.
Будем понимающими, будем прощающими, будем стараться улучшить их, помочь им быть хорошими, а не уничтожать. Это не наше дело – поступать так, как поступал Илия. Суд принадлежит Богу, отмщение принадлежит Богу. Мы не молим ни о суде, ни об отмщении, а просим милости Божией повсюду и просим помощи Божией.
Будем же чествовать святого пророка Илию – ревнителя Бога ради – и будем думать: как хорошо, что и он был при Преображении Господа Христа в Свет.
Вознесся святой Илия на небо, и мы не знаем места святого Илии в этой вселенной, не знаем, где место святого Илии в мире сем. В любом случае он превыше мира сего, поскольку жил жизнью, более тяготеющей к Богу, чем к миру сему. Потому Бог и определил, чтобы он более не оставался в мире сем и обитал где-то превыше мира сего.
Будем же стараться и мы жить жизнью выше мира сего. Не будем оставаться неблагодарными, когда кто-нибудь, нам на добро, вмешивается в нашу жизнь с мыслью сделать нас лучше и угодней Богу. Будем и мы нести труд по улучшению окружающих нас, во славу Божию и на радость святому Илии и всем святым, всегда, ныне и присно и во веки веков.
Следующая цитата
Пророк Илия
Так кто же он на самом деле, пророк Илия? Он — святой. Но святой, который мог взять меч и заколоть 450 лжепророков. Он «яко на Небесах», но он не умирал. Он — ветхозаветный праведник, но открывает удивительную новую правду о Боге.
Подвиг Илии можно понять лучше, если мыслить о нем в современных категориях. Он жил почти три тысячи лет назад. Жил в обществе, где основная масса людей оторвалась от родной веры. По имени называли себя израильтянами, по образу жизни были грубыми язычниками. Пороки, колдовство, безбожие, цинизм и несправедливость. Неправда ли, очень напоминает нашу современность?
А теперь представьте, что по нашим асфальтированным улицам ходит не совсем адекватно одетый человек и обличает всех граждан в грехах и безбожии. Допустим, что каким-то удивительным образом его не положили в психиатрическую больницу, как преподобного Амфилохия Почаевского. Не посадили, потому что боятся… и уважают. Конечно, он ненормальный, но лучше его не трогать.
Когда беззаконие стало всеобщим, Бог наказал израильтян засухой. Три с половиной года длилось бедствие, и все это время Господь ждал от Своего народа покаяния. Но его не было. Не было и дождя.
Как же узнаем мы о смирении бедной вдовы? По первым словам, произнесенным ею: «Жив Господь Бог твой! у меня ничего нет печеного, а только есть горсть муки в кадке и немного масла в кувшине; и вот, я наберу полена два дров, и пойду, и приготовлю это для себя и для сына моего; съедим это и умрем» (3 Цар.17:12). Посмотрите: «Жив Господь Бог твой». Женщина верует в истинного Бога и признает Его Господом, Творцом Неба и земли. Знает в лицо пророка, потому что даже не спрашивает у него, кто он. И при этом она смиренно ставит себя вне «законных» почитателей Бога, вне народа еврейского, подчеркивая это словом «твой». И далее, когда Илия уверяет ее именем Божьим, что ради него, пророка, мука и масло в ее доме не кончатся, пока не отступит голод, вдова не перечит, не сомневается, но тут же исполняет сказанное ей. Воистину, она — ветхозаветная «самарянка» и достойна всяческого уважения.
Тем временем уже четвертый год продолжается засуха. В стране такой голод, что даже царю нечем кормить и поить свой скот. И вот израильский царь — нечестивый идолопоклонник Ахав — решил поискать новые пастбища и воду для своих лошадей. И тут ему донесли, что пророк Илия желает видеть его. И, как сказано в Библии, «пошел Ахав навстречу Илии» (3 Цар.18:16). Как скуп летописец на слова! Впрочем, во многих местах библейский язык чрезвычайно сдержан. За этой краткой констатацией факта мне видится намного большее. Как может царь «пойти»? Как вообще царь «выходит» и «идет»? И из других библейских текстов, и из нашей жизни мы знаем, что правитель не ходит один — его окружает свита, оруженосцы, стража. И употребление глагола единственного числа в данном случае — простая метафора. Логично предположить, что и здесь Ахав «пошел» навстречу Илии не один, а в окружении свиты. Так вот, попробуем представить себе это, но, чтобы нам было проще и удобнее понять полноту картины — представим, как бы это выглядело сейчас. На большой скорости двигается кортеж с мигалками, впереди и сзади — полицейские мотоциклы, в центре — бронированный лимузин с тонированными стеклами. Посреди дороги вырастает одинокий силуэт Илии. И процессия останавливается! Кто из современных духовных авторитетов может своим появлением остановить президентский кортеж? Я не имею в виду церковных иерархов. Я имею в виду авторитет духа. Я, к сожалению, не знаю таких. Из лимузина выходит… Ахав. «Ты ли это, смущающий Израиля?» (3 Цар.18:17) — говорит Ахав, а его телохранители в пиджаках и галстуках смотрят на пророка озлобленно и боязливо. «Не я смущаю Израиля, а ты и дом отца твоего, тем, что вы презрели повеления Господни и идете вслед Ваалам» (3 Цар.18:18), — отвечает пророк. К кому из нынешних правителей мира нельзя приложить этих слов? К сожалению, я не знаю таких. Мне кажется, что когда пророк произносил эти слова, взор его горел огнем, а лик был светел, как лик Моисея, ибо Божественная ревность разжигала его сердце.
Святой предложил царю испытание: он, Илия, встретится со служителями Ваала на горе Кармил с тем, чтобы каждая сторона принесла от себя жертву. Чью жертву Господь примет огнем, тот и исповедует истинного Бога. И вот 450 человек — врагов Божиих, лжепророков собралось противостоять святому Илии. 450 ванг, блаватских, глоб, малаховых и копперфильдов. С утра до вечера пророки Вааловы молились своим богам, читали мантры, и в бесновании кололи себя ножами. Наверняка, среди них были и настоящие колдуны (не все же жулики!), имеющие у себя в подчинении демонов. Вероятно, в другое время они и могли совершать разнообразные «знамения» и «чудеса», но сейчас, в присутствии явной силы Божией, вся бесовская мощь поникла, обессилела и упразднилась. Демоны отошли, и ничего не происходило. В стороне стоял святой Илия и потешался над пророками Ваала, скачущими вокруг жертвенника: «Кричите громким голосом, ибо он бог; может быть, он задумался, или занят чем-либо, или в дороге, а может быть, и спит, так он проснется!» (3 Цар.18:27).
Когда наступила его очередь молиться, святой Илия устроил из камней жертвенник, разложил дрова, приготовил тельца, ископал ров и велел трижды все облить водой, чтобы еще более явно обнаружилось чудо Божие. И Господь услышал его немногословную пламенную молитву и сошел огнем, попалил и тельца, и жертвенник, и воду вокруг него. И весь собравшийся народ упал ниц, восклицая: «Господь есть Бог!»
О, немощный в вере еврейский народ! Сколько раз ты восклицал так, и уже через мгновение предавал Господа своего. Так было при Синайской горе, когда Моисей замедлил на вершине, и люди не усомнились сделать себе литого идола. Так было и после разделения еврейского царства на Иудейское и Израильское, когда Израильский царь Иеровоам поставил двух золотых тельцов, чтобы отвлечь подданных от Иерусалимского храма. И не возмутился народ, что его отвлекают от Бога Вседержителя к бесам, не устроил ни восстания, ни революции, но совершенно спокойно сменил объект поклонения. Насколько же им было все равно! А ведь они имели достоверное учение об ангелах и бесах и знали всю правду о «богах серебряных и золотых». Только мало верили этому учению… Так было и потом, при Христе Спасителе. Так было и при Илии.
Огонь небесный сходит на жертву пророка! Достаточно посмотреть хотя бы видеозапись схождения Благодатного огня на Гроб Господень в Великую Субботу, чтобы попытаться понять, что происходило тогда на горе Кармил. Легко можно представить себе всеобщее воодушевление, страх Божий и трепет. Сам пророк, проникнутый этим воодушевлением и ревностью по Богу, бежал перед колесницей царя от горы Кармил до города Изреель, где была резиденция Ахава, а это более 30 километров (3 Цар.18:46). Но супругу Ахава — идолопоклонницу Иезавель — чудо не вразумило, и, спасаясь от ее гнева, Илия скрылся в соседнюю Иудею, в город Вирсавию.
В пустыне, недалеко от Вирсавии, Ангел Господень явился Илии, чтобы утешить его в тяжкий час. «Довольно уже, Господи; возьми душу мою, ибо я не лучше отцов моих» (3 Цар.19:4), — говорил пророк. Как часто и мы, как и пророк Илия, обращаемся с такими словами к Богу в час испытания! Нет больше сил терпеть! Не могу больше! И сколько раз после этого Господь гладит нас по голове и кормит с ложечки, чтобы утешить мятущуюся душу. Может быть, этим и ценна история пророка Илии? Мы видим, что этот святой — столп веры и благочестия, но, в то же время, он не сверхчеловек. Он такой же, как и мы. Ему надо было есть и пить — его чудно питал Бог. Его томили уныние и печаль о своих соотечественниках, погибающих в идолопоклонстве — Господь Сам утешал его.
«Что ты здесь, Илия?» (3 Цар.19:9) — кротко спрашивает его Господь. И в этом кротком вопрошании мы слышим: «Что ты так печален, Илия? Что гнетет твою душу?»
Сколько в этом вопросе Божией любви и сострадания не только к пророку, но ко всему человеческому роду, мятущемуся и погибающему. Когда-то, за несколько тысяч лет до этого, с такой же любовью и болью Бог спросил: «Адам, где ты?» (Быт.3:9). И спустя еще почти тысячу лет также спросит Марию Магдалину: «Жена! что ты плачешь? кого ищешь?» (Ин.20:15), а позже и Петра: «Симон Ионин! любишь ли ты Меня больше, нежели они?» (Ин.21:15).
И сказал Илия: «Возревновал я о Господе Боге Саваофе, ибо сыны Израилевы оставили завет Твой, разрушили Твои жертвенники и пророков Твоих убили мечом; остался я один, но и моей души ищут, чтобы отнять ее» (3 Цар.19:10). Так и мы говорим сейчас: «Господи, посмотри! Оставили сыны Твои храмы, валяются в пороках и пьянстве, ищут только наживы и удовольствий, склонили колени свои перед бесами в сектах…» И, также как когда-то апостолам, нам хочется воскликнуть: «Господи! хочешь ли, мы скажем, чтобы огонь сошел с неба и истребил их»? (Лк.9:54). И услышать кроткий ответ Спасителя: «Не знаете, какого вы духа; ибо Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать» (Лк.9:55–56). Так же Господь ответил Илии.
«Выйди и стань на горе пред лицем Господним, и вот, Господь пройдет, и большой и сильный ветер, раздирающий горы и сокрушающий скалы пред Господом, но не в ветре Господь; после ветра землетрясение, но не в землетрясении Господь; после землетрясения огонь, но не в огне Господь; после огня веяние тихого ветра, и там Господь» (3 Цар.19:11–12). Вот оно — явление любви Божией. Это одно из немногих мест Ветхого Завета, где Господь так трогательно показывает Свое превышающее всякое наше понимание смирение, нисходящее за род человеческий не только до Креста, но и до ада. До пришествия в мир Спасителя люди знали Бога как Судию, праведного мздовоздаятеля: «Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня» (Исх.20:5), поскольку нравственное состояние еврейского народа было таково, что подчас удержать людей от греха можно было одним страхом наказания, да и это не всегда останавливало «род строптивый и развращенный». И лишь иногда в Ветхом Завете Господь являет все истинное величие Своей Божественной любви. И, наверное, только в этом месте Господь являет еще и величие Своего смирения. Он как будто бы говорит нам: «Вы свидетели раздирающей горы и сокрушающей скалы силы Моей, но не это Мое лицо; вы испытали на себе сотрясающие наказания Мои, но не это Моя сущность; вы видели сожигающий гнев Мой, но не в этом Я. Но когда вы созерцаете смирение Мое и любовь Мою, знайте, что это истинно являюсь Я». Пророк Илия — первооткрыватель «веяния тихого ветра» духа любви Божией.
И как пламенно служил пророк Богу, так он свое служение и окончил. Огненная колесница вознесла его яко на Небеса, где он пребывает и ныне, не разлученный с телом. Предание говорит, что перед Вторым пришествием Господа Иисуса Христа на землю будут посланы пророк Илия и святой Енох (Быт. 5,24), и будут проповедовать покаяние отступившему от богопочитания роду человеческому, и будут убиты за это. Но это уже дела грядущие.
Чему нам учиться, размышляя над житием святого Илии? Мысленно стоя перед пророком, чувствуешь себя так, как будто стоишь рядом с небоскребом. Рядом с глыбой веры. В чем ему подражать? Как ему подражать? Как муравей может подражать слону?
Но ведь и муравей может поднять соломинку. Да, рядом с его небоскребом веры наши обители веры — всего лишь жалкие нищенские лачуги. Но и в этой хибарке можно напитаться духовных благ. Да, мы не можем низвести огонь с неба. Но мы можем зажечь спичку, испечь лепешку — и накормить ею пророка, как вдова-сидонянка. С нами Господь не говорит Лицом к лицу, как с Илией, но и мы общаемся с Ним — в клети нашего сердца. Так уподобимся же святому пророку в ревности. Даже наше маленькое молитвенное правило, даже наше лилипутское служение да будет проникнуто духом ревности. Будем помнить постоянно слова нашего Господа: «Огонь пришел Я низвести на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся»! (Лк.12:49). Этот огонь и есть Божественная ревность, которая заставляет нас побеждать свою лень, небрежение, гордость, и все остальное, что стеной стоит между каждым человеком и Христом. Этим же огнем и да даст нам Господь попалить все препоны врага нашего супостата. Аминь.
Читайте также: