Цитаты о природе из библии

Обновлено: 18.05.2024

Артистизм и романтика природы. Природа представляет собой источник художественной красоты, и образы, которые библейские авторы связывают с ней, часто носят отпечаток мира искусства. В рассказе о сотворении мира природа показана произведением Божьей творческой деятельности, во многом сходной с тем, как художник наполняет холст пейзажами и образами. В самом рассказе о сотворении оценка различных сторон природы, что они «хороши», служит косвенным подтверждением их красоты как объектов художественного созерцания и восхищения сначала в глазах Бога, а затем людей. Псалмопевец говорит о небесах как о деле перстов Божьих ( Пс. 8:4 ), а персонифицированная Премудрость заявляет, что горы были «водружены» ( Притч.8:25 ). Другие библейские авторы при описании художественных достоинств природы пользуются архитектурными метафорами: у земли есть основания ( Иов 38:4 ; Пс. 101:26; 103:5 ; Притч.8:29 ; Ис. 48:13 ) и краеугольный камень ( Иов 38:6 ), а ее создание было задумано и совершено Богом с использованием таких строительных инструментов, как мера, шнур, разметка и весы ( Иов 38:5–6 ; Притч.8:27–29 ; Ис. 40:12 ).

Предназначение художественной красоты – доставлять удовольствие, поэтому в Библии с природой связаны образы восхищения. Деревья в раю были «приятными на вид» ( Быт. 2:9 ). Высшими примерами красоты природы показаны бесподобные зеленые пажити и тихие воды в Пс. 22:2–3 . В Пс. 18 поэт придает обыденному характер чуда, связывая восход солнца с возбуждением и радостью во время свадьбы или бега ( Пс. 18:6 ). Хотя в Пс. 103 отношение к природе в основном утилитарное, поэт включает в него радостные образы пения птиц ( Пс. 103:12 ), «вина, которое веселит сердце человека», и «елея, от которого блистает лицо его» ( Пс. 103:15 ). В этом же псалме заявляется, что Бог создал море отчасти как спортивную площадку, на которой может «играть» левиафан ( Пс. 103:26 ; в NIV «резвиться»; см. МИФИЧЕСКИЕ ЖИВОТНЫЕ). По словам голоса из бури в Иове 38:7, сотворение Богом земли сопровождалось общим ликованием утренних звезд и радостными восклицаниями сынов Божиих.

Красоту природы выражает также суть показанного Иисусом образа «полевых лилий», превосходящих великолепие одежды Соломона ( Мф. 6:28–29 ). Имеет значение и побуждение Иисуса «смотреть» на полевые лилии – отчасти это призыв к эстетическому созерцанию красоты природы.

В наиболее концентрированном виде образы красоты природы присутствуют в Песни песней. Любовная поэзия наполнена красотами природы в расчете, по-видимому, на то, что наши чувства к природе перерастут в романтические. Пасторальный мир Песни – это мир с образами виноградников в цвету, цветов, пастбищ, весеннего распускания растительности, плодоносных смоковниц и пышных садов – всего по-настоящему прекрасного, с идеальными возлюбленными в идеальном цветущем саду и на фоне плодоносного пейзажа.

Утилитарные образы. К. С. Льюис характеризует восхищение евреями природой как одновременно «утилитарное и поэтическое». В Библии функциональное отношение к природе преобладает над чисто эстетическим. Тем самым ветхозаветные авторы демонстрируют свою принадлежность к народу крестьян: люди «рассматривали Природу с точки зрения садовников и крестьян». Наиболее ясный пример – Пс. 103 , где природа показана пригодной для разных надобностей (иными словами, полезной). Поэт размышляет, как различные силы природы способствуют поддержанию существования творения – вода для животных, деревья для птиц, трава для скота, растения для возделывания человеком и так далее.

Аналогичный взгляд прослеживается в пасторальной истории Книги Руфь, где целью жатвы показано обеспечение общины питанием. Деревья в раю были не только «приятными на вид», но и «хорошими для пищи» ( Быт. 2:9 ). В аграрном обществе, в котором почти каждый зависел от земли и природы, нельзя было позволить себе роскошь абстрактного любования природой. За исключением царской беседки в Песни песней, в Библии даже сады показаны местами не прогулок, а занятия земледелием – неоднократно говорится, что люди разводят сады и едят плоды из них ( Ам. 9:14 ; ср. Иер. 29:5 ).

Из этого проистекают два конкретных образа природы. Первый – постоянная забота о посевах и урожаях. Второй – наблюдение за погодой, а не любование пейзажем ( Пс. 64:10–14; 103:10–18 , где Бог как вселенский садовник и смотритель орошает Свое творение). По словам Льюиса, псалмопевцы показывают нам как бы «вкусовые качества погоды – почти как плода, который можно попробовать».

Природа исполняет также роль нравственного учителя. Иисус побуждал нас смотреть на полевые лилии не только из-за их красоты, но и для того, чтобы усвоить наглядный урок бессмысленности заботиться о физических потребностях в пище и одежде ( Мф. 6:28–31 ). В Ветхом Завете мудрец советует ленивому «пойти к муравью», чтобы получить урок трудолюбия, исходящего от внутренней мотивации ( Притч.6:6–8 ).

Величие. В оценке красоты природы веками существовало два основных подхода. Самый распространенный из них часто называют «живописным». Библейские образы природы тяготеют к другому подходу, известному как «величие». Библейское воображение склонно видеть громадные и грозные образы природы. Так, есть песнь о грозе ( Пс. 28 ), но не о закате солнца. В богоявлениях псалмов ( Пс. 17:8–16; 76:17– 19; 96:2–5 ) показаны образы колыхающейся земли, содрогающихся гор, густой тьмы, града, грома и молний. Известный образ величественной природы в Библии включает в себя описание бегемота (по-видимому, гиппопотама) и левиафана (приукрашенного или мифического крокодила), рассказ о которых голос из бури использует, чтобы принудить Иова к молчанию и смирению ( Иов 40:10–27 ).

Образы природы в Библии чаще грозные, а не спокойные. Например, в Библии природа склонна к таким крайним проявлениям, как засуха и наводнение. Когда псалмопевцу необходимо показать образы ужаса, в котором верующие уповают на Бога, его воображение обращается к образам бурных вод и землетрясений ( Пс. 45:3–4 ). В псалмах больше упоминаний о горах и небе, чем о цветах и садах. Ту же тенденцию мы видим в перечне природных явлений, которые Бог представляет Иову ( Иов 38 – 39 ).

Величие природы легко становится образом таинственности. Опять же, здесь, в первую очередь, можно привести примеры вопросов, которые Бог задает Иову, чтобы принудить его к смиренному молчанию. Вопросы Бога в Иов 38 – 39 пробуждают двоякое чувство человеческой ограниченности – недостаток человеческих знаний о том, как природные существа делают то, что они делают, и физическая незначительность и слабость человека по сравнению с таинственной силой, которой обладают многие создания. Даже происхождение природы – тайна для человеческого ума ( Иов 38:4–7 ).

Невинность и падение. Некоторые образы природы в Библии представляют собой взаимодополняющие противоположности, одна из которых – невинность и падшее состояние природы. Идеологическими рамками этого образа служит существование до и после грехопадения. Только что сотворенный мир ( Быт. 1 ) и Едемский сад – высшие библейские образы невинности природы. Здесь природа показана мирной и дающей пропитание как Божье обеспечение потребностей человеческого рода (см. АДАМ). Невинная природа вновь появляется в пророчествах о «золотом веке» восстановленного народа, у которого пустыни превратятся в сад ( Ис. 51:3 ) и который будет разводить сады и есть плоды их ( Иер. 29:5 ). В отличие от неистовства падшей природы, «волк будет жить вместе с ягненком» и «корова будет пастись с медведицею» ( Ис. 11:6–9 ). В тысячелетнем царстве «вместо терновника вырастет кипарис; вместо крапивы возрастет мирт» ( Ис. 55:13 ). Итак, природа предстает одним из основных образов невинности и искупления. Даже в своем падшем состоянии она выглядит объектом укрепляющего душу созерцания; показательным примером в Библии служит Исаак, вышедший вечером «в поле поразмыслить», что стало прелюдией его первой встречи со своей женой Ревеккой ( Быт. 24:63 ).

Но в саду природа пала вместе с человеком. Самыми известными образами изменения статуса природы служат «терние и волчцы», ставшие проклятием земли ( Быт. 3:18 ). Еще один библейский образ падшей природы – хищные животные: пустыня, через которую проходили израильтяне, была «великой и страшной», населенной «змеями, василисками, скорпионами» и изобиловавшей «местами сухими, на которых нет воды» ( Втор. 8:15 ). В выразительной персонификации Павла «вся тварь совокупно стенает и мучится доныне» ( Рим. 8:22 ).

Падшее состояние природы выражается также в ее тенденции к разложению. В Библии природа представлена не только мощной, но и хрупкой. Самый распространенный образ, которым библейские авторы пользуются в этом отношении, – «трава полевая», всегда изображаемая в Библии на грани погибели (напр., Пс. 89:6 ; Мф. 6:30 ). Изменения присущи самой природе земли ( Пс. 45:3 , здесь, вероятно, имеется в виду эрозия земли), и Павел пишет, что творение подвержено «суете» и «рабству тлению» ( Рим. 8:20–21 ).

Еще одна особенность падшего состояния природы заключается в ее разрушительной силе. Положительная сторона этого выражается в демонстрации силы и славы Бога ( Пс. 28 ). Негативная же сторона проявляется в том, что люди уязвимы перед лицом разбушевавшейся природы. Яркий пример тому – наводнение, уносящее людей ( Пс. 68:3, 16; 87:18; 123:4 ). Соответственно, один из выразительных образов Божьих искупительных дел в жизни человека – спасение его из вод ( Пс. 17:17; 68:15; 143:7 ). Пророческое видение времени, когда хищники «не будут делать зла и вреда» ( Ис. 11:9 ), напоминает нам, что животные в падшем мире часто символизируют ужас.

Порядок и неукротимая энергия. Еще одно противопоставление, которому в Библии придается большое значение, заключается в наличии порядка, расчета и контроля, с одной стороны, и неукротимой энергии, излишеств, крайностей и даже хаоса – с другой. Природа как выражение строгого порядка – даже иерархии бытия – показана в Пс. 148 , где поэт как бы спускается по ступенькам природы от «небес» до «земли» и «всех народов». Понятие порядка лежит в основе образа, в котором Бог «затворил море воротами» и «утвердил ему Мое определение», сказав: «Доселе дойдешь, и не перейдешь» ( Иов 38:8, 10–11 ). Еще один памятный образ упорядоченности и расчета в природе – дневное движение солнца. Взаимосвязанный механизм, изображенный в Пс. 103:10–18 , при всем своем разнообразии раскрывает порядок в природе и власть над ней. Дневной цикл и другие библейские «времена» основываются на предсказуемом природном цикле «сеяния и жатвы, холода и зноя, лета и зимы, дня и ночи» ( Быт. 8:22 ).

Но с другой стороны, мы видим в природе некоторые излишества и чрезмерную энергию, которые угрожают потрясти заложенную в ней цель. Само многообразие природных явлений, за которыми надзирает Бог ( Иов 38 – 39 ), создает образ бьющей через край природной энергии. Еще один пример – кишащие живностью воды в рассказе о сотворении мира ( Быт. 1:20–21 ). В библейских картинах природы ничто не остается неподвижным: вода течет, пар поднимается, молнии сверкают, море вздымается. Когда Бог орошает землю, Он делает это «обильно» ( Пс. 64:10; 103:16 ). В распоряжении Бога не просто снег и град – у Него их целые «хранилища» ( Иов 38:22 ). В библейском воображении пажити могут быть такими пышными, что начинает «течь пустыня» ( Пс. 64:13 RSV), и урожай винограда тоже столь обильный, что горы и холмы источают сок ( Ам. 9:13 ), а жатва такая богатая, что жнецы встречаются с людьми, засевающими урожай будущего года ( Ам. 9:13 ).

Мифические образы природы. Примитивное воображение склонно изображать природу в мифическом виде с чертами персонифицированного божества. В Библии есть похожие образы, но они основываются, скорее, на поэтической вольности, чем на действительных представлениях. В Пс. 18:2–5 природа говорит «голосом» Бога. Бог поэтически изображается Богом бури в Пс. 17:8–16; 28; 76:17–19 . В Пс. 138:15 образ таинственного роста зародыша в материнской утробе заимствован из мифа окружающих народов, что все живые существа зародились в центре земли. В Пс. 103 служение природы Богу метафорически изображается как облачение Бога светом, использование Богом облаков как колесницы и ветра как Своих посланников ( Пс. 103:2–4 ); в результате природе придается смысл божественной жизни и цели. Далее в Пс. 103 показана изумительная картина Божьего обеспечения природы всем необходимым средствами самой природы, создающей впечатление природы как единого всеобъемлющего организма наподобие мифического существа.

Персонификация природы создает такое впечатление и в других местах. Холмы и долины «одеваются хлебами», «восклицают и поют» ( Пс. 64:13–14 RSV). Реки «рукоплещут», и горы «ликуют вместе» ( Пс. 97:8 ). В грядущем тысячелетнем царстве горы и холмы «будут петь пред вами песнь, и все дерева в поле рукоплескать вам» ( Ис. 55:12 ; см. МУЗЫКА).

Природа как Божий инструмент. Библейские образы природы придерживаются строго теоцентрического взгляда. Мы редко теряем из виду факт, что природа – Божье творение как по своему происхождению, так и в дальнейшем. Псалмы хвалы, например, представляют собой вариацию на тему сотворения мира ( Быт. 1 ), и в них подчеркивается, что его создал Бог. В то время как романтическая традиция XIX века безразлично относилась к тому, как появилась природа, происхождение природы было поистине навязчивой идеей авторов Библии. Псалмы хвалы казались бы неполными, если бы в них не отмечался факт, что «словом Господа сотворены небеса» ( Пс. 32:6 ) или что Бог сотворил «небо и землю, море и все, что в них» ( Пс. 145:6 ).

Поддержание творения – тоже одна из важнейших библейских тем, связанных с Божьим Провидением. В Пс. 146 продолжающаяся повсюду жизнь природы показана результатом Божьих дел. Кульминацией этой темы служат слова в Пс. 103 , что «все они ожидают, чтобы Ты дал им пищу их в свое время» ( Пс. 103:27 ). Когда Бог открывает Свою руку, творения «насыщаются благом», а когда Бог сокрывает Свое лицо, они «умирают» ( Пс. 103:28–29 ; ср. Пс. 144:15–16 ). Короче, природа в Библии изображается полностью зависимой.

Важное логическое следствие заключается в том, что люди в Библии столь же зависимы, как и природа. Они – часть природы. В ступенчатой картине природы в Пс. 148 мы видим и людей наряду с горами, холмами и снегом. Суть выражается в формулировке в Пс. 35:7 : «Человеков и скотов хранишь Ты, Господи!». Таким образом, интерес библейских поэтов распространяется на стороны природы, которые безразличны человеку или даже открыто враждебны ему (напр., бури и молнии).

Власть Бога над силами природы – еще один образ служения природы Богу. Реки «возвышают волны свои», но «паче шума вод многих, сильных волн морских, силен в вышних Господь» ( Пс. 92:3–4 ). В нескольких из Своих известных чудес Иисус успокоил Галилейское море. В песне бури ( Пс.28 ), пародии на хананейскую поэзию, основанную на мифе о Ваале, Бог восседает на престоле над потопом ( Пс. 28:10 ). Бог владычествует над яростью моря ( Пс. 88:10 ) и превращает «скалу в озеро воды» ( Пс. 113:8 ). Бог «превращает реки в пустыню» и «землю плодородную – в солончатую» ( Пс. 106:33–34 ). В общем, природа в Библии изображается подчиненной Богу. Природа служит также инструментом Божьего заветного благословения и суда. Не следует забывать, что Бог заключил завет и с самой природой. После потопа Бог установил завет не только с Ноем, но и «со всею душою живою» ( Быт. 9:8–17 ), а в грядущем тысячелетнем царстве Бог заключит «союз с полевыми зверями и с птицами небесными и с пресмыкающимися по земле» ( Ос. 2:18 ).

На всем протяжении Ветхого Завета плодородие природы понимается как Божье благословение людей за соблюдение завета, а засуха – как наказание за непослушание. Моисей установил основные правила перед вхождением народа в обетованную землю: Он даст «земле вашей дождь в свое время» и «траву на поле твоем для скота твоего», но если люди проявят неповиновение, Бог «заключит. небо, и не будет дождя, и земля не принесет произведений своих» ( Втор. 11:14–15, 17 ). Один из самых распространенных образов в пророчествах о Божьем суде – использование Богом природных катаклизмов для наказания своевольного народа (сжатое описание см. в Ам. 4:6–10 ). Даже в повествовательных местах отсутствие дождя может быть Божьим средством наказания народа ( 3Цар. 17:1 ), а сильный дождь – средством военного поражения ( Суд. 5:4, 20–21 ).

Природа изображается также как откровение Бога людям. Лейтмотивом звучит заявление Павла, что «вечная сила Его и Божество от создания мира чрез рассматривание творений видимы» ( Рим. 1:20 ). Самый памятный образ прославления природы как откровения показан псалмопевцем в картине небесных тел как «голоса» и «слов», раздающихся «по всей земле» и «до пределов вселенной» ( Пс. 18:2–5 ).

Прежде всего природа есть инструмент Божьего Провидения в мире – в двойном смысле обеспечения творения необходимым и водительства в истории народов и отдельных людей. В псалмах хвалы неоднократно говорится о проявлении заботы через природу как об одном из основных дел Бога. В Пс. 146:8–9 , например, свидетельством Божьей благожелательной заботы показан факт, что Он «приготовляет для земли дождь, произращает на горах траву; дает скоту пищу его». Молясь о Божьем обеспечении своего народа, царь просит, чтобы житницы были полны и чтобы плодились овцы и скот ( Пс. 143:13–14 ). В качестве образа всеобъемлющего обеспечения Бога Иисус выбирает образ, связанный с природой: Бог «повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» ( Мф. 5:45 ).

Заключение. Природа в Библии многогранна, и она раскрепощает воображение библейских авторов. Она одновременно артистична и полезна, живописна и величественна. В ней может выражаться невинность и падшее состояние, порядок и точный расчет и бьющая через край энергия и избыток. Природа служит Богу – в Провидении, в благословении и суде, в раскрытии Божьей природы.

См. также: БУРЯ, ВОДА, ГОРА, ДЕРЕВО, ДОЖДЬ, ЖАТВА, ЗВЕЗДЫ, ЗЕМЛЯ, ГДЕ ТЕЧЕТ МОЛОКО И МЕД, ЗЕРНО, ЛУНА, МИФИЧЕСКИЕ ЖИВОТНЫЕ, МОРЕ, ОБЛАКО, ОВЦА, ПАСТБИЩЕ, ПЛОД, ПОГОДА, ПСАЛМЫ О ПРИРОДЕ, ПТИЦЫ, ПУСТЫНЯ, ПШЕНИЦА, РАВНИНА, РАСТЕНИЯ, РЕКА, РЫБА, САД, СНЕГ, СОЛНЦЕ, СТРАНА, СУХОСТЬ, ТВОРЕНИЕ, ТРАВА, ЦВЕТЫ.

Библиография: С.S. Lewis, «Natures» /Reflections on the Psalms (New York: Harcourt Brace & World, 1958) chap. 8.

ПРИТЕСНЕНИЕ. См. УГНЕТЕНИЕ.

Следующая цитата


Своими размышлениями на данную тему с нами делится клирик Свято-Троицкого собора священник Александр Степовик.

Впервые встретившись с этой темой, многие недоумевают: нуждается ли она вообще в освещении – настолько всё кажется простым, ясным, лишенным каких-либо «подводных камней». Однако, при ближайшем рассмотрении становится понятно, что теме экологии в жизни верующего человека зачастую не уделяется должного внимания. Почему? Евангелие словами Господа нашего утверждает, что наша главная цель – достижение Царствия Божия: Ищите же прежде Царства Божия и правды Его (Мф. 6, 33). В свете этих слов на первый план обычно выходят вопросы аскетики и устроения духовной жизни, а экология как внешнее проявление человеческой жизни воспринимается как дело, по меньшей мере, второстепенное.

Первой проблемой в экологии можно считать то, что зачастую окружающий мир воспринимается человеком утилитарно, более того – потребительски. Девизом такого отношения могут стать известные слова основоположника русской селекции И.В. Мичурина: «Мы не можем ждать милостей от природы, взять их у нее – наша задача».

Действительно, по сотворении мира тварь была подчинена человеку. О наших прародителях Библия говорит: И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле (Быт. 1, 28).

В другом месте читаем: И благословил Бог Ноя и сынов его и сказал им: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю; да страшатся и да трепещут вас все звери земные, и все птицы небесные, всё, что движется на земле, и все рыбы морские: в ваши руки отданы они; всё движущееся, что живет, будет вам в пищу; как зелень травную даю вам всё… (Быт. 9, 1–3) Таким образом, теперь уже Ною и его потомству после потопа Господь снова вверяет тварный мир в безраздельное пользование.

В этот момент и задаешься вопросом, каково же это господство? Власть ли это тирана над своей собственностью, или это власть управляющего над вверенным ему хозяйством? Священное Писание говорит: И взял Господь Бог человека, и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его (Быт. 2, 15). Из этих слов следует, что человек поставлен хранителем Божиего творения. Человек призван Господом не просто сохранять мир в первозданном виде, но возделывать его, т.е. улучшать, преумножать вверенное Творцом. Евангельская притча наглядно показывает нам роль человека как домоправителя во вверенном ему Господом Богом творении: кто верный и благоразумный домоправитель, которого господин поставил над слугами своими раздавать им в своё время меру хлеба? Блажен раб тот, которого господин его, придя, найдет поступающим так. Истинно говорю вам, что над всем имением своим поставит его. (Лк. 12, 42–44). К сожалению, человек, вопреки воле Божией, часто оказывается не благоразумным управителем, а губителем окружающего мира (многое уже загублено безвозвратно).

На проблемы экологии можно взглянуть и с другой стороны. На тварный мир влияют не только наши физические действия (выкачивание ресурсов, максимизация получаемых благ и т.д.), но и духовное состояние человека. Первопричиной изменения природы стало грехопадение, об этом не единожды говорится в Библии. Сказал Господь Бог Адаму: проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей; терние и волчцы произрастит она тебе (Быт. 3, 17–18). Апостол Павел пишет: тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих, потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих. Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне; и не только она, но и мы сами (Рим. 8, 19–21).

И как грехопадение «озлобляет» на человека всю природу, поднимая ее на «бунт» против него, так и преображение людей под действием благодати Божией преображает природу вокруг них. Существует множество примеров такого и «озлобления», и «преображения».


Жития святых рассказывают нам об удивительных случаях преображения тварного мира рядом со святыми. Приведем лишь некоторые: пророк Божий Даниил во рву со львами; пророк Божий Илия, которому пищу приносил ворон; преподобный Еллий, переплывший реку на спине крокодила; авва Герасим и его «послушник» – лев Иордан. (Авва любил уходить из монастыря в пустыню для уединенной молитвы. Там он и встретил огромного льва с занозой в лапе. Святой вынул занозу и вылечил хищника. В благодарность лев навсегда остался возле Герасима и верно служил ему. Святой даже дал ему имя, назвав Иорданом); святой старец Паисий Афонский (известна история: он повстречался с медведем, с которым они «состязались» в смирении, уступая друг другу тропинку, пока медведь аккуратно не подтолкнул старца, показывая, что тот всё же должен идти первым).

Такова реакция окружающего мира на святость, и не только в природе – вспомним слова прп. Серафима: «Спасись сам, и вокруг тебя спасутся тысячи».

Следующая цитата

Природа создана Богом и свидетельствует о Боге

Резюме: Всегда ли существовала Вселенная?

Каждую неделю мы начинаем нашу рубрику с краткого обзора материала предыдущей части. Надеемся, что эти обзоры помогают вам укоренять знания в голове, связывая один слой с другим, так что вы всегда бодрствуете и находитесь в готовности (Притчи 8:34) и можете достойно ответить на вызов в вере.

Некоторые атеисты заявляли, что им не нужен Бог, потому что Вселенная бесконечно стара. Мы говорили им, что Бог существовал всегда, а они отвечали, что всегда существовала Вселенная; таким образом, мы были квиты! Но так было до тех пор, пока наука не доказала, что Вселенная имеет некое начало. Другими словами, она совсем не так бесконечно стара, как они утверждают!

До начала бытия не существовало ничего: ни материи, ни энергии, ни пространства, ни даже времени. Возраст Вселенной, таким образом, логически указывает на наличие факта создания (слово, используемое многими учеными) и даже на наличие Творца.

Происхождение же Бога не нуждается в комментариях, так как Он никогда не появлялся на свет; Он просто вечен и находится вне времени.

Священное Писание: книга Слова
Природа: книга Дела

На самом деле есть и другие способы, которыми Господь говорит или уже говорил с нами (прямо или косвенно), например, через историю народа Израиля, личность Иисуса Христа, совесть и через тех людей, кто дает нам мудрый совет.

Бог говорит через природу или природа говорит

Следствия

Легкомыслие или недостаток скромности?

Английский философ и историк Фрэнсис Бэкон (1605) уже оставил нам хорошо сформулированный ответ (жаль, что не я это написал!):

Перевод: Антон Мельник

Нашли ошибку в статье? Выделите текст с ошибкой, а затем нажмите клавиши "ctrl" + "enter".

Следующая цитата

bbl2

Ветхий Завет
( Быт. ) Бытие
( Исх .) Исход
( Лев. ) Левит
( Чис. ) Числа
( Втор. ) Второзаконие
( 1 Цар. ) Первая книга Царств
( 3 Цар. ) Третья книга Царств
(2 Пар.) Вторая книга Паралипоменон
( 2 Езд. ) Вторая книга Ездры
(Тов.) Книга Товита
(Иудифь.) Книга Иудифи
(Иов.) Книга Иова
(Пс.) Псалтирь
(Притч.) Притчи Соломона
(Еккл.) Книга Екклесиаста, или Проповедника
(Песн.) Песнь песней Соломона
(Прем.) Книга Премудрости Соломона
(Сир.) Книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова
(Ис.) Книга пророка Исаии
(Иер.) Книга пророка Иеремии
(Плач.) Плач Иеремии
(Посл. Мер.) Послание Иеремии
(Вар.) Книга пророка Варуха
(Иез.) Книга пророка Иезекииля
( Дан. ) Книга пророка Даниила
(Ос.) Книга пророка Осии
(Ам.) Книга пророка Амоса
(Mux.) Книга пророка Михея
( Авв. ) Книга пророка Аввакума
( Зах .) Книга пророка Захарии
(Мал.) Книга пророка Малахии
( 2 Мак. ) Вторая книга Маккавейская
( 3 Езд .) Третья книга Ездры

Новый Завет
(Мф.) От Матфея святое благовествование
( Мк. ) От Марка святое благовествование
( Лк. ) От Луки святое благовествование
( Ин. ) От Иоанна святое благовествование
( Деян. ) Деяния святых апостолов
( Иак. ) Послание Иакова
( 1 Пет.) Первое послание Петра
( 2 Пет.) Второе послание Петра
( 1 Ин. ) Первое послание Иоанна
(Рим.) Послание к Римлянам
( 1 Кор.) Первое послание к Коринфянам
( 2 Кор.) Второе послание к Коринфянам
(Гал.) Послание к Галатам
(Еф.) Послание к Ефесянам
( Флп. ) Послание к Филиппийцам
( 1 Фес; 1 Сол.) Первое послание к Фессалоникийцам (Солунянам.)
( 2 Фес; 2 Сол) Второе послание к Фессалоникийцам (Солунянам.)
( 1 Тим.) Первое послание к Тимофею
( 2 Тим.) Второе послание к Тимофею (Евр.) Послание к Евреям
(Откр; Апок.) Откровение ап. Иоанна Богослова (Апокалипсис)

Апокрифы
( Эф. ) Книга Еноха. «Эфиопский текст»
( 1 Слав.) Книга Еноха Праведного. «Славянский Енох»
( 2 Слав. ) Книга Святых тайн Еноха. «Славянский Енох»
( Юб. ) Книга Юбилеев, или Малое Бытие
( Завет. ) Заветы двенадцати патриархов
( Сол .) Псалмы Соломона
( Оды .) Оды Соломона
( Фом .) Евангелие от Фомы
( Ап. Ин .) Апокриф Иоанна
( Фил .) Евангелие от Филиппа

Библия ( от греч. Βιβλία - «книги») — собрание текстов, являющихся священными в иудаизме и христианстве и составляющих Священное Писание в этих религиях. На основании Библии строится вероучение христиан, вне зависимости от конфессии, к которой они принадлежат.

Главной темой Священного Писания является спасение человечества Мессией, воплотившимся Сыном Божиим Господом Иисусом Христом. В Ветхом Завете говорится о спасении в виде прообразов и пророчеств о Мессии и о Царствии Божием. В Новом Завете излагается само осуществление спасения через воплощение, жизнь и учение Богочеловека, запечатленное Его Крестной смертью и Воскресением.
По времени своего написания священные книги разделяются на ветхозаветные и новозаветные.
Из них первые содержат то, что Господь открыл людям через боговдохновенных пророков до пришествия Спасителя на землю, а вторая — то, что открыл и чему учил на земле Спаситель и Его апостолы.

В иудаизме Священным Писанием является Танах, именуемый также еврейской Библией; в христианстве — Ветхий Завет, состоящий из книг Танаха и дополнительных священных книг (в православии и католицизме), и Новый Завет. Книги Танаха составляют иудейский канон (др.-греч. κανών — «норма, правило»). Книги Танаха и Нового Завета являются каноническими во всех христианских конфессиях.

Христиане именуют Библию «Святой Библией» и считают весь канонический текст Библии «богооткровенным» или «богодухновенным», то есть написанным под непосредственным воздействием Святого Духа и служащим первоисточником и правилом веры.

Древнейшие греческие рукописи с полным текстом христианской Библии датируются IV веком н. э.
Ветхий Завет написан в основном на древнееврейском языке (библейском иврите), Новый Завет написан на древнегреческом языке (койне).

Самый близкий к оригинальному тексту Священного Писания Ветхого Завета — александрийский перевод, известный под именем греческого перевода семидесяти толковников. Он был начат по воле египетского царя Птоломея Филадельфа в 271 году до Р.Х. Церковь с апостольского времени пользуется священными книгами по переводу семидесяти..

Славянский перевод Библии сделан по тексту семидесяти толковников святыми Солунскими братьями Кириллом и Мефодием в середине IX века. С принятием христианства при святом князе Владимире (988 год) на Русь перешла и славянская Библия, переведенная святыми Кириллом и Мефодием.
С течением времени славянский язык стал значительно отличаться от русского и вследствие этого был предпринят перевод книг на современный русский язык. Сначала по указу императора Александра I и по благословению Святейшего Синода был издан Новый Завет в 1815 году на средства Российского библейского общества. Затем, уже в царствование Александра II, после нового, более точного издания Нового Завета в 1860 году, появилось печатное издание законоположительных книг Ветхого Завета в русском переводе в 1868 году. В следующем году Святейший Синод благословил издание исторических ветхозаветных книг, а в 1872 году — учительных. Полное издание Библии на русском языке появилось в 1877 году.

Книги Библии состоят из книг Ветхого и Нового Заветов. Число книг христианской Библии варьируется от протестантского канона (66 книг) до «широкого» канона Эфиопской православной церкви (81 книга).

Ветхий Завет состоит из книг еврейской Библии (Танах) и дополнительных книг, число которых отличается в различных Церквях и конфессиях.

Танах

Священным Писанием в иудаизме называется «Танах». В христианстве книги Танаха входят в состав Ветхого Завета. Танах состоит из 39 книг, по первоначальной еврейской традиции — из 22 (по числу букв еврейского алфавита) или из 24 (по числу букв греческого алфавита). Все книги Танаха разделяются в иудаизме на три отдела: Тора (Закон), Невиим (Пророки), Ктувим (Писания).

«Закон» (Тора) — содержит Пятикнижие Моисея:
- Бытие
- Исход
- Левит
- Числа
- Второзаконие

«Пророки» (Невиим) — содержит книги:
- Иисус Навин
- Судьи
- 1-я и 2-я Самуила (в Православной церкви именуются — Первая и Вторая книга Царств)
- 1-я и 2-я Царей (в Православной церкви именуются — Третья и Четвёртая книга Царств)
- Исаия
- Иеремия
- Иезекииль
- Двенадцати малых пророков

«Писания» (Ктувим) — содержит книги:
- Псалтирь
- Притчи
- Иов
- Песнь Песней
- Руфь
- Плач Иеремии
- Екклесиаст
- Есфирь
- Даниил
- Ездра и Неемия (в Септуагинте — Книга Ездры Β)
- 1-я и 2-я Летопись (в Православной церкви именуются — 1-я и 2-я Паралипоменон; в Католической и протестантских — 1-я и 2-я Хроник)

Неканонические (второканонические) книги

Септуагинта (греческий перевод Ветхого Завета, выполненный в III—I веках до н. э.) содержит на 13 книг больше, чем еврейская Библия.
Это следующие книги:
- Ездры Α (в славянской и русской Библии — Вторая книга Ездры)
- Книга Товита (Товит)
- Книга Юдифи (Юдифь)
- Маккавейские
- Книга Премудрости Соломона (Премудрость Соломона)
- Книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова (Сирах)
- Книга пророка Варуха (Варух)
- Послание Иеремии
- Оды
- Псалмы Соломона
Кроме этого, Септуагинта содержит дополнительные отрывки к книгам Танаха. В Библиях различных Церквей содержится разное число дополнительных книг и отрывков.

Православие

Книги Ветхого Завета в греческой Библии совпадают с Септуагинтой (кроме Од и Псалмов Соломона, отсутствующих в греческой Библии). Русская православная церковь причисляет к каноническим (богодухновенным) ветхозаветным книгам только 39 книг иудейского канона, составляющих еврейскую Библию.
К неканоническим (полезным и назидательным, но небогодухновенным) книгам, помещаемым в славянскую и русскую Библию, Русская Православная Церковь относит 10 дополнительных книг Септуагинты:
- Вторая книга Ездры (в Септуагинте — Ездры Α)
- Книга Товита
- Книга Иудифи
- Книга Премудрости Соломона
- Книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова
- Послание Иеремии
- Книга пророка Варуха
- Первая книга Маккавейская
- Вторая книга Маккавейская
-Третья книга Маккавейская

Кроме того Третью книгу Ездры (переведена с латинского), а также все дополнительные отрывки к Танаху, содержащиеся в Септуагинте.

Вторая часть христианской Библии — Новый Завет, собрание из 27 книг: четыре Евангелия, деяния Апостолов, 21 послание Апостолов и книга Откровение Иоанна Богослова (Апокалипсис), написанные в I веке н. э. и дошедшие до нас на древнегреческом языке. Эта часть Библии наиболее важна для христианства, в то время как иудаизм её не признаёт.

Новый Завет составлен из записей восьми авторов: Матфея, Марка, Луки, Иоанна, Петра, Павла, Иакова и Иуды.

В славянской и русской Библии книги Нового Завета размещены в следующем порядке:

законоположительные
- Евангелия
- от Матфея
- от Марка
- от Луки
- от Иоанна

• исторические
- книга Деяний святых Апостолов

• учительные
- Соборные послания
- Послание Иакова
- Послания Петра
- Послания Иоанна
- Послание Иуды
- Послания Павла
- к Римлянам
- к Галатам
- к Ефесянам
- к Филиппийцам
- к Колоссянам
- к Фессалоникийцам
- к Тимофею
- к Титу
- к Филимону
- к Евреям

Читайте также: