Цитаты о матильде кшесинской
Обновлено: 21.11.2024
Ну что сказать. Книга написана не писателем, а балериной, поэтому непрофессионально и не увлекательно. Хотя мое мнение о Матильде Кшесинской изменилось после прочтения этой книги, мне стало ее жаль. Она никогда не была хозяйкой своей жизни, она была вынуждена подчиняться, не имела права сделать собственный выбор. Кшесинская начала писать свои воспоминания в 80, закончила в 87 лет. Старые люди, когда у них уже нет надежды на что-то хорошее в будущем, ищут его в своём прошлом, порой приукрашивая это прошлое. Расхваливая себя и свою счастливую жизнь, Матильда Кшесинская пытается убедить в этом не нас, а себя.
Екатерина 28 сентября 2017 28.09.2017Ну что сказать. Книга написана не писателем, а балериной, поэтому непрофессионально и не увлекательно. Хотя мое мнение о Матильде Кшесинской изменилось после прочтения этой книги, мне стало ее жаль. Она никогда не была хозяйкой своей жизни, она была вынуждена подчиняться, не имела права сделать собственный выбор. Кшесинская начала писать свои воспоминания в 80, закончила в 87 лет. Старые люди, когда у них уже нет надежды на что-то хорошее в будущем, ищут его в своём прошлом, порой приукрашивая это прошлое. Расхваливая себя и свою счастливую жизнь, Матильда Кшесинская пытается убедить в этом не нас, а себя.
Лариса Шамова 25 сентября 2017, 12:52Мне понравились воспоминания известной балерины . Спокойное перечисление фактов жизни, воспоминания о встречах с известными людьми. Корректно, вежливо. Перечисление титулов важных особ показывает насколько ей важно быть в кругу элиты. События революции 1917 года интересно увидеть глазами известной богатой женщины. В ее высказываниях чувствуется сильная личность. которая умела управлять своей жизнью.Совершенно не понятен ажиотаж вокруг фильма «Матильда». Похоже на мракобесие. Книга интересна, особенно для тех, кто интересуется миром балета.
Лариса Шамова 25 сентября 2017 25.09.2017
Мне понравились воспоминания известной балерины . Спокойное перечисление фактов жизни, воспоминания о встречах с известными людьми. Корректно, вежливо. Перечисление титулов важных особ показывает насколько ей важно быть в кругу элиты. События революции 1917 года интересно увидеть глазами известной богатой женщины. В ее высказываниях чувствуется сильная личность. которая умела управлять своей жизнью.Совершенно не понятен ажиотаж вокруг фильма «Матильда». Похоже на мракобесие. Книга интересна, особенно для тех, кто интересуется миром балета.
николай пересадин 26 августа 2017, 13:32Мемуарная литература всегда будет востребована. Нам , читателям , чрезвычайно интересны исповеди сыновей и дочерей века…О Матильде Кшесинской я впервые прочитал в романе Валентина Пикуля о Григории Распутине , чрезвычайно популярном в годы застоя…То , что фильм Алексея Учителя о любви балерины и императора стал скандальным ещё до выхода на экраны , только добавляет интриги и разжигает читательско-зрительский интерес…Это хорошая промо-акция или так сошлись звёзды?Во всяком случае книгу воспоминаний читать следует!
николай пересадин 26 августа 2017 26.08.2017
Мемуарная литература всегда будет востребована. Нам , читателям , чрезвычайно интересны исповеди сыновей и дочерей века…О Матильде Кшесинской я впервые прочитал в романе Валентина Пикуля о Григории Распутине , чрезвычайно популярном в годы застоя…То , что фильм Алексея Учителя о любви балерины и императора стал скандальным ещё до выхода на экраны , только добавляет интриги и разжигает читательско-зрительский интерес…Это хорошая промо-акция или так сошлись звёзды?Во всяком случае книгу воспоминаний читать следует!
Наталия Круглова 01 ноября 2017, 22:43Очень добрая, трогательная книга. В ней все очарование настоящей интеллигентности, культуры, любви к своему делу. Для тех, кто увлекается балетом будет очень интересна.
Наталия Круглова 01 ноября 2017 01.11.2017
Очень добрая, трогательная книга. В ней все очарование настоящей интеллигентности, культуры, любви к своему делу. Для тех, кто увлекается балетом будет очень интересна.
Георгий Поляков 29 ноября 2017, 16:32Одни из лучших мемуаров, которые мне довелось прочитать. Очень интересен описанный период, личностный взгляд на исторические события и их фигурантов, большое количество бытовых деталей, из которых и состоит, собственно, жизнь. Хорошая литературная обработка. Получил огромное удовольствие.
Георгий Поляков 29 ноября 2017 29.11.2017Одни из лучших мемуаров, которые мне довелось прочитать. Очень интересен описанный период, личностный взгляд на исторические события и их фигурантов, большое количество бытовых деталей, из которых и состоит, собственно, жизнь. Хорошая литературная обработка. Получил огромное удовольствие.
юлия беляева 24 января 2018, 09:13Вообще я редко слежу за новостями ( особенно про падение самолетов), но вот пропустить скандал вокруг фильма Учителя «Матильда» я не могла.
Конечно, на фоне развернувшихся дискуссий о фильме я не могла пропустить однажды высветившуюся на Литресе обложку книги Кшесинской «Воспоминания». Хотелось узнать из первоисточника, как же все было на самом деле и секреты женского очарования Балерины. Увы, секретами она не поделилась
разве что описала эпизод мести незадачливому поклоннику в стиле Скарлетт ОХара .
Вся книга написана крайне целомудренно, что для меня, развращенной более современной литературой, было непривычно.
Например, о том, что у нее была связь и с великим князем Сергеем Михайловичем( кроме наследника и будущего мужа князя Владимира) , я догадалась лишь после ее фразы о том, что он предлагал жениться, хотя знал, что не был отцом ее ребенка.
Называть наследника престола по имени («Ники») она позволяет себе только при цитировании личных записок, в третьем лице он всегда «цесаревич» , позднее- «государь». Она пишет о нем с уважением и любовью, не скрывая ревности и горя после их разрыва в связи с его помолвкой и женитьбой. Единственное замечание, которое она позволяет себе сделать в его адрес, это:"Для меня было ясно, что у Наследника не было чего-то, что нужно, чтобы царствовать. Нет, у него был характер, но не было чего-то, чтобы заставить других подчиниться своей воле. "
Она не упоминает ни одной личной встречи с Николаем после его женитьбы. Хотя упоминает о праве, которым она регулярно пользовалась – при необходимости обратиться к царю с просьбой. Что она использовала, чтобы в театре все было так, как она хотела. Например, устройство для нее бенефиса после 10 лет службы на сцене, хотя обычно такие бенефисы устраивались только после 20 лет работы . Таким подробностям я верю ,ведь они характеризуют ее как человека тщеславного ,неидеального . Поэтому и остальная часть воспоминаний кажется достаточно искренней.
Единственный вопрос, который у меня возникает, в том, действительно ли она была великой балериной ,как она себя описывает? И если да, то почему тогда я слышала как о великих и об Анне Павловой ,и о ее партнере Нижинском ,а о ней( еще до скандала с фильмом)-только как о любовнице Николая?
Читая, завидовала и восхищалась –ее умению покорять весьма высокопоставленных мужчин, доставшемуся благодаря этому богатству ,а позже –и титулу ,интересной и счастливой жизни. Она сумела спастись от революции, танцевала на сцене до 50 лет, приспособилась к жизни за границей, открыв свою балетную школу.
Следующая цитата
"В 1958 году московский Большой театр приезжал на гастроли в Париж. Хотя со смертью моего мужа я никуда больше не выезжаю, проводя дни или в студии за работой, для добывания хлеба насущного, или дома, я сделала исключение и поехала в Опера на него посмотреть.
Я плакала от счастья… Я узнала прежний балет… Это был тот самый балет, который я не видала более сорока лет. Душа осталась, традиция жива и продолжается. Конечно, техника достигла большого совершенства. Это должно приветствоваться, но при условии, чтобы техника не ставила себе целью удивить своей акробатичностью, а стремилась бы очаровать и увлекать. Большая заслуга в том, что в России, как нигде, сумели примирить и, я бы сказала, сочетать технику и искусство."
+16 Kamalatmika_LiveLib"В 1958 году московский Большой театр приезжал на гастроли в Париж. Хотя со смертью моего мужа я никуда больше не выезжаю, проводя дни или в студии за работой, для добывания хлеба насущного, или дома, я сделала исключение и поехала в Опера на него посмотреть.
Я плакала от счастья… Я узнала прежний балет… Это был тот самый балет, который я не видала более сорока лет. Душа осталась, традиция жива и продолжается. Конечно, техника достигла большого совершенства. Это должно приветствоваться, но при условии, чтобы техника не ставила себе целью удивить своей акробатичностью, а стремилась бы очаровать и увлекать. Большая заслуга в том, что в России, как нигде, сумели примирить и, я бы сказала, сочетать технику и искусство."
"К сожалению, теперь артистки стали забывать в угоду бешеной технике, что техника без души и сердца - мертвое искусство, смотришь и удивляешься, до чего можно дойти, но душе и сердцу это ничего не говорит."
+12 Kamalatmika_LiveLib"К сожалению, теперь артистки стали забывать в угоду бешеной технике, что техника без души и сердца - мертвое искусство, смотришь и удивляешься, до чего можно дойти, но душе и сердцу это ничего не говорит."
Для меня было ясно, что у Наследника не было чего-то, что нужно, чтобы царствовать. Нет, у него был характер, но не было чего-то, чтобы заставить других подчиниться своей воле. Первый его импульс был почти что всегда правильным, но он не умел настаивать на своем и очень часто уступал.
+12 inconnuelf_LiveLibДля меня было ясно, что у Наследника не было чего-то, что нужно, чтобы царствовать. Нет, у него был характер, но не было чего-то, чтобы заставить других подчиниться своей воле. Первый его импульс был почти что всегда правильным, но он не умел настаивать на своем и очень часто уступал.
Любимой нашей игрой была "палочка-воровка". Один из нас бросал палочку как можно дальше, а другой, который избирался "хранителем" ее, должен был медленными шагами подойти, положить палочку на определенное место, обычно на скамейку, и постучать ею в знак начала игры. Пока он шел, другие прятались, кто куда мог, от него и затем прятались незаметно подкрасться и постучать ею о скамейку, что означало конец игры. "Хранитель", не отходя от палочки, старался этому помешать, оглядываясь кругом, и если кого замечал, то называл его по имени, и тот должен был выйти из игры. Если же "хранитель" ошибался в имени, то можно было опять спрятаться и снова подкрадываться за палочкой. Мы любили играть в сумерках, когда разглядеть крадущегося было трудно, "хранитель" ошибался в имени, и игра длилась дольше.
+6 inconnuelf_LiveLibЛюбимой нашей игрой была "палочка-воровка". Один из нас бросал палочку как можно дальше, а другой, который избирался "хранителем" ее, должен был медленными шагами подойти, положить палочку на определенное место, обычно на скамейку, и постучать ею в знак начала игры. Пока он шел, другие прятались, кто куда мог, от него и затем прятались незаметно подкрасться и постучать ею о скамейку, что означало конец игры. "Хранитель", не отходя от палочки, старался этому помешать, оглядываясь кругом, и если кого замечал, то называл его по имени, и тот должен был выйти из игры. Если же "хранитель" ошибался в имени, то можно было опять спрятаться и снова подкрадываться за палочкой. Мы любили играть в сумерках, когда разглядеть крадущегося было трудно, "хранитель" ошибался в имени, и игра длилась дольше.
Нина и я переоделись матросиками, мальчишками, волосы собрали под фуражки, и, пока гости собирались, мы спрятались в верхних комнатах у Готша. Мы условились, что, когда все соберутся, он нам крикнет; и мы, веселые и радостные, сбежали вниз к гостям и произвели на всех громадное впечатление, в особенности на тех, кому мальчики вообще нравились, а среди присутствующих таких было немало. Обед прошел необычайно весело.
+5 Lu-Lu_LiveLibНина и я переоделись матросиками, мальчишками, волосы собрали под фуражки, и, пока гости собирались, мы спрятались в верхних комнатах у Готша. Мы условились, что, когда все соберутся, он нам крикнет; и мы, веселые и радостные, сбежали вниз к гостям и произвели на всех громадное впечатление, в особенности на тех, кому мальчики вообще нравились, а среди присутствующих таких было немало. Обед прошел необычайно весело.
без водки блины потеряли бы свое значение.
+2 putintsevaбез водки блины потеряли бы свое значение.
". весной 1905 года, за несколько месяцев до своей кончины, лихо танцевал со мной мазурку, будучи тогда уже восьмидесяти трех лет, что является, вероятно, единственным случаем в истории балета.""Кого-то нет, кого-то жаль, к кому-то сердце тянет вдаль."" В тот день он впервые почувствовал, что значит Россия, что означает - Отечество в опасности. Когда Государь вошел в театр , чтобы занять место в первом ряду, офицерство и все присутствующие устроили ему неописуемую овацию. Вся зала запела гимн, пели гимн с редким подъемом и воодушевлением и молитвенным благоговением. Его повторяли несколько раз. Каждый раз пение гимна покрывалось несмолкаемыми криками "ура". Единение Царя и народа не было в те минуты пустыми словами, а было реальностью, а выражение глаз Государя отражало сознание им тяжкой ответственности за судьбы России, ложившейся в этот день на его плечи.""Я всегда волновалась перед спектаклем. Это волнение продолжалось и тогда, когда я стояла за кулисами перед выходом: я боялась потерять ту славу, которую заслужила своей долголетней службой. Но едва раздавались первые звуки моей музыки, я, радостная, выходила на сцену, делая вызов публике, и была снова бесконечно счастлива.""Когда несколько лет спустя мы встретились с Дмитрием Павловичем в Париже, уже в эмиграции, то он с отвращением вспоминал роковую ночь в юсуповском дворце и избегал встречаться не только с участниками этого дела, но даже и с теми, с кем он тогда видался. Ему хотелось забыть все связанное с этим.
Многие думали - наверное, и самые участники, - что с исчезновением Распутина все пойдет лучше, зло, окружавшее Трон, будет удалено, и дурные влияния на Государя прекратятся, и Россия, наконец вздохнет, и наступят золотые дни. Но как все ошиблись. Быть может, некоторые на это и рассчитывали. Именно с этого рокового момента все покатилось к роковой развязке.""Арнольд Хаскелл в своей книге "Балетомания" отмечал злоупотребление званиями "балерины" и "прима-балерины", которые имели в России совершенно точное и определенное значение и давались балетным артисткам в ограниченном количестве. Балерин было не более пяти-шести, тогда как генералов сколько угодно, а прима-балерина была одна - М.Ф. Кшесинская."". мы все остановились, снова в ожидании появления Царской семьи, но в этот момент я проснулась вся в слезах и продолжала горько плакать. Когда я проснулась, вся моя жизнь предстала перед моими глазами с особенной яркостью и отчетливостью. Я стала, лежа на больничной койке, вновь ее переживать и решила, что я должна написать мои воспоминания. Какая-то неведомая сила толкнула меня на этот шаг, как бы все время подсказывая, что я должна это сделать.
. В моей жизни я знала и любовь, и ласку, и заботу, но видала я помимо горя и много зла. Если о чинимых мне кознях я и пишу, то не говорю о тех, кто мне их делал. Не хочу ни с кем сводить каких бы то ни было счетов, ни о ком не хочу говорить скверно. Но много, много хорошего скажу о тех, кто делал добро мне.""Я написала свои воспоминания - я вновь была счастлива, я вновь страдала."
+1 An_Avanturistka_LiveLib". весной 1905 года, за несколько месяцев до своей кончины, лихо танцевал со мной мазурку, будучи тогда уже восьмидесяти трех лет, что является, вероятно, единственным случаем в истории балета.""Кого-то нет, кого-то жаль, к кому-то сердце тянет вдаль."" В тот день он впервые почувствовал, что значит Россия, что означает - Отечество в опасности. Когда Государь вошел в театр , чтобы занять место в первом ряду, офицерство и все присутствующие устроили ему неописуемую овацию. Вся зала запела гимн, пели гимн с редким подъемом и воодушевлением и молитвенным благоговением. Его повторяли несколько раз. Каждый раз пение гимна покрывалось несмолкаемыми криками "ура". Единение Царя и народа не было в те минуты пустыми словами, а было реальностью, а выражение глаз Государя отражало сознание им тяжкой ответственности за судьбы России, ложившейся в этот день на его плечи.""Я всегда волновалась перед спектаклем. Это волнение продолжалось и тогда, когда я стояла за кулисами перед выходом: я боялась потерять ту славу, которую заслужила своей долголетней службой. Но едва раздавались первые звуки моей музыки, я, радостная, выходила на сцену, делая вызов публике, и была снова бесконечно счастлива.""Когда несколько лет спустя мы встретились с Дмитрием Павловичем в Париже, уже в эмиграции, то он с отвращением вспоминал роковую ночь в юсуповском дворце и избегал встречаться не только с участниками этого дела, но даже и с теми, с кем он тогда видался. Ему хотелось забыть все связанное с этим.
Многие думали - наверное, и самые участники, - что с исчезновением Распутина все пойдет лучше, зло, окружавшее Трон, будет удалено, и дурные влияния на Государя прекратятся, и Россия, наконец вздохнет, и наступят золотые дни. Но как все ошиблись. Быть может, некоторые на это и рассчитывали. Именно с этого рокового момента все покатилось к роковой развязке.""Арнольд Хаскелл в своей книге "Балетомания" отмечал злоупотребление званиями "балерины" и "прима-балерины", которые имели в России совершенно точное и определенное значение и давались балетным артисткам в ограниченном количестве. Балерин было не более пяти-шести, тогда как генералов сколько угодно, а прима-балерина была одна - М.Ф. Кшесинская."". мы все остановились, снова в ожидании появления Царской семьи, но в этот момент я проснулась вся в слезах и продолжала горько плакать. Когда я проснулась, вся моя жизнь предстала перед моими глазами с особенной яркостью и отчетливостью. Я стала, лежа на больничной койке, вновь ее переживать и решила, что я должна написать мои воспоминания. Какая-то неведомая сила толкнула меня на этот шаг, как бы все время подсказывая, что я должна это сделать.
. В моей жизни я знала и любовь, и ласку, и заботу, но видала я помимо горя и много зла. Если о чинимых мне кознях я и пишу, то не говорю о тех, кто мне их делал. Не хочу ни с кем сводить каких бы то ни было счетов, ни о ком не хочу говорить скверно. Но много, много хорошего скажу о тех, кто делал добро мне.""Я написала свои воспоминания - я вновь была счастлива, я вновь страдала."
"По городу бродило много голодных собак, и я стала из сострадания их прикармливать чем могла. Скоро все собаки знали мой голос и бежали ко мне навстречу, как только я начинала их звать, и каждая имела свою особую кличку."
+1 Kamalatmika_LiveLib"По городу бродило много голодных собак, и я стала из сострадания их прикармливать чем могла. Скоро все собаки знали мой голос и бежали ко мне навстречу, как только я начинала их звать, и каждая имела свою особую кличку."
Для меня было ясно, что у Наследника не было чего-то, что нужно, чтобы царствовать. нельзя сказать, что он был бесхарактерен. Нет, у него был характер, но не было чего-то, чтобы заставить других починиться своей воле. Первый его импульс был почти что всегда правильным, но он не умел настаивать на своем и очень часто уступал. Я не раз ему говорила, что он не сделан ни для царствования, ни для той роли, которую волею судеб, он должен будет играть. Но никогда, конечно, я не убежала его отказаться от Престола. Такая мысль мне и в голову никогда не приходила.
+1 inconnuelf_LiveLibДля меня было ясно, что у Наследника не было чего-то, что нужно, чтобы царствовать. нельзя сказать, что он был бесхарактерен. Нет, у него был характер, но не было чего-то, чтобы заставить других починиться своей воле. Первый его импульс был почти что всегда правильным, но он не умел настаивать на своем и очень часто уступал. Я не раз ему говорила, что он не сделан ни для царствования, ни для той роли, которую волею судеб, он должен будет играть. Но никогда, конечно, я не убежала его отказаться от Престола. Такая мысль мне и в голову никогда не приходила.
беспересадочным поездом мы выехали в Париж, куда прибыли на следующее утро. В Лондоне нас провожала с цветами милая Нина Тараканова, Барбара Вернон и Джон Грегори.
0 vk_408096046беспересадочным поездом мы выехали в Париж, куда прибыли на следующее утро. В Лондоне нас провожала с цветами милая Нина Тараканова, Барбара Вернон и Джон Грегори.
Следующая цитата
Сожалела ли она о прошлом? Вряд ли. Она была легким человеком и так и относилась к жизни – легко принимала ее подарки и так же легко отпускала.
Daria Ladilova цитирует в прошлом году
Посетители Государственного музея политической истории России, который располагается во дворце Кшесинской
Daria Ladilova цитирует в прошлом году
В искусстве светских приемов балерина была на недосягаемой высоте. Доброжелательная и открытая, она уделяла внимание каждому гостю, тем самым помогая ему ощутить свою ценность и значимость. Для каждого у нее находилось теплое слово, комплимент или лучезарная улыбка. Прима императорской сцены в общении была очень проста. Окружала заботой молодых балерин, приглашала их в гости в свой особняк и на дачу. У нее вечно кто-то гостил, проводил выходные и праздники.
Михаил Стрельников цитирует 4 года назад
Матильда Кшесинская о Сергее Дягилеве
«Дягилев был выдающейся личностью и самобытным талантом. Он великолепно разбирался в искусстве и литературе, любил и понимал балет. О балете мы с ним разговаривали часами.
…Заслуги Дягилева в этой области огромны. Именно он познакомил Европу с русским балетом, русской музыкой и сценографией».
Михаил Стрельников цитирует 4 года назад
Матильда Кшесинская о Николае II
Спустя полвека Кшесинская оставила очень точный психологический портрет последнего российского императора в своих воспоминаниях. Вчитаемся в это ценное свидетельство любящей и проницательной женщины, проливающее свет на многие трагические моменты российской истории: «У Ники было сильно развито чувство чести и достоинства. Он никогда не позволял забыть о дистанции, отделявшей его от всех остальных. Он был человеком высокообразованным, прекрасно знал языки и имел исключительную память, особенно на людей и на прочитанные книги. По натуре он был добрым и непосредственным и неизменно очаровывал окружающих своей улыбкой и взглядом голубых глаз, которые покоряли абсолютно всех. Одной из самых поразительных черт его характера была способность управлять своими эмоциями и скрывать от других глубокие переживания. Даже в самые трагические моменты жизни он сохранял внешнее спокойствие. Мне было совершенно ясно, что наследнику престола чего-то недостает для успешного царствования. Нет, нельзя сказать, что он был слабохарактерным. И все же он не мог заставить людей подчиниться своей воле. Его первые побуждения почти всегда были верны по сути, но настоять на своем он не умел и слишком часто шел на уступки. …Он был мистиком и прирожденным фаталистом и всегда верил в свое предназначение. Поэтому-то он даже после отречения не решился покинуть Россию».
Следующая цитата
Как любовница последнего русского императора сохранила влияние при дворе, пережила революцию и спорила с советской властью.
21 октября 2017, 11:00Скандал на коронации
Расставание с наследником не стало для Матильды причиной для ухода из императорской труппы. Она всё так же танцевала в "Пахите", "Коппелии" и "Спящей красавице".
— Тоскливо прошёл для меня сезон 1895/96 года. Душевные раны заживали плохо и очень медленно. Мысли стремились к прежним, дорогим моему сердцу воспоминаниям, и я терзалась думами о Ники и об его новой жизни, — писала Матильда.
Фото © Wikimedia Commons
Коронация Николая была назначена на май 1896 года. Разумеется, на торжествах должна была выступать и балетная труппа. Кшесинская должна была танцевать тоже, но перед очередной репетицией она узнаёт, что танцевать не будет. Репетиции к этому балету уже начались, главная роль была дана итальянской балерине Леньяни, а остальные — распределены между другими.
Великий князь Владимир Александрович
— В полном отчаянии я бросилась к великому князю Владимиру Александровичу. Я чувствовала, что только он один сможет заступиться за меня и поймёт, как я незаслуженно и глубоко была оскорблена этим исключением из парадного спектакля. Как и что, собственно, сделал великий князь, я не знаю, но результат получился быстрый, — пишет Кшесинская в своей книге "Воспоминания".
Вообще, исключение любовницы из выступления по случаю коронации считалось логичным. Против того, чтобы она танцевала, был буквально весь двор. А Николай. он просто не хотел иметь отношения к данному спору. В итоге Матильда участвовала в парадном спектакле на коронации в Москве.
Впрочем, за Матильду было кому заступиться из дома Романовых. Так, вскоре после расставания с императором она поочерёдно соблазнила ещё троих представителей дома Романовых: Сергея Михайловича, Владимира Александровича и даже его сына Андрея Владимировича. То есть, в "актив" балерины попали дяди и брат императора. Историки указывают, что благодаря их покровительству карьера Матильды в русском балете была довольно безоблачной. Критики в своих рецензиях писали, что "Кшесинская хороша, как и всегда".
Внебрачный сын
Матильда Кшесинская с сыном Владимиром. Фото © Wikimedia Commons
В своих воспоминаниях бывшая любовница императора практически не говорит об этом факте. В 1901 году она узнала, что беременна. Летом 1902 года у Кшесинской рождается мальчик.
"Имя мальчику было выбрано, а вот с отчеством возникли проблемы", — эта шутка оказалась как раз про Матильду. Дело в том, что признать ребёнка были готовы и Андрей Романов, и князь Сергей Михайлович.
В итоге ребёнка сначала хотели записать как Сергеевича, однако, по невыясненным причинам, передумали. Он фигурирует в письмах Матильды как Андреевич. Имя дали в честь "деда" — Владимир. К слову, балерина хотела назвать Николаем, но передумала — решила, что рискует перегнуть палку.
Бенефис
Матильда пользовалась своими связями в открытую. Даже в собственных воспоминаниях балерина не скрывает, что, например, обратилась в обход всего начальства лично к министру Императорского двора барону Фредериксу, чтобы он разрешил ей устроить бенефис по случаю десяти лет на главной сцене страны. Дело в том, что такие подарки делали после 20 лет службы или перед уходом со сцены. А Матильде этот бенефис достался "за красивые глаза" (или другие части тела).
В 1904 году Кшесинская решает уйти из Императорского театра. Так как к тому моменту она считалась главной интриганкой (например, распускала сплетни про приглашённых из-за границы балерин, распространяла множество слухов и про русских танцовщиц), то сопротивления не встретила. Выступив на собственном бенефисе, Матильда отдыхает всё лето в своём доме в Стрельне. Но в начале нового сезона получает предложение вернуться не в штат, а на "контрактной" основе. То есть за каждое выступление ей обязуются платить по 500 рублей (более 250 тысяч рублей на современные деньги).
Переезд
К 1906 году Матильда решает расстаться с подарком Николая — домом на Английском проспекте — и построить себе более удобные хоромы.
— Покинуть свой старый дом, подаренный мне Ники, было очень тяжело. Но в то же время оставаться там, где всё мне напоминало Ники, было ещё грустнее, — пишет она.
В результате Матильда решила "утешиться" домиком, который по размерам больше раза в три. Новое жильё балерины заложили на углу Кронверкского проспекта и Большой Дворянской улицы.
Обустройство комнат — по последнему слову моды, дизайн — от лучших петербургских специалистов. За полгода дом отстроили полностью, и к началу 1907 года балерина въехала в новый особняк.
Матильду "забыли"
В 1909 году умирает один из покровителей Кшесинской — дядя Николая II, великий князь Владимир Александрович. Отношение в театре к ней меняется кардинально. Если раньше доходило до того, что с балериной дирекция советовалась насчёт репертуара на год, то сейчас максимум, что ей дают, — эпизодические роли.
Тогда Кшесинская отправляется в Париж, куда её позвали выступить. После этого — Лондон, снова Петербург. До переворота 1917 года, по сути, кардинальных перемен в жизни балерины не происходит.
Отречение Николая II
Матильда в своих воспоминаниях уверяет, что тревожные слухи начали распространяться по Петрограду с самого начала года. Военные уже в феврале предупреждали Кшесинскую, что нужно собрать самое необходимое и быть готовой покинуть Петроград, а то и Россию, в срочном порядке.
— 27 февраля уже стало ясно, что никакого успокоения ожидать нельзя. С каждым часом становилось всё тревожнее и тревожнее. Всё, что было более драгоценного и что попадалось мне под руку, я уложила в небольшой ручной саквояж, чтобы быть готовой на всякий случай, — пишет балерина.
В городе тем временем творился кошмар — погромы на улицах, отдельные выстрелы, драки. Убили кого, не убили — уже было не разобрать. Тогда Матильда решает — пора.
— Мы всё время сидели в проходном коридоре, где не было окон, чтобы шальная пуля не попала в кого-нибудь из нас. Катя-коровница воспользовалась переворотом и крала мои вещи, — вспоминает балерина.
Через пять дней стало известно, что от престола отрёкся Николай II, а также его брат Михаил Александрович.
— Все старые, вековые устои рушились один за другим, а кругом пошли аресты, убийства офицеров на улицах, поджоги, грабежи… Начались кровавые ужасы революции, — пишет Кшесинская.
Матильда схватила сына и сбежала из собственного дома к брату, который жил неподалёку. Вскоре дворник балерины донёс, что возле её дома дежурит человек с винтовкой, ждёт хозяйку.
Тем временем покровитель Матильды — Андрей Романов — уезжает в Кисловодск. Она сама находилась в Петрограде до лета, пытаясь договориться с членами Временного правительства. По слухам, даже хотела соблазнить его председателя Александра Керенского, чтобы иметь возможность вернуться в собственный дом и хотя бы забрать ценности. Однако он лишь развёл руками — ну нет сейчас возможности зайти в дом.
Всё это время балерина пишет, что пряталась у родственников, показываясь на улице лишь при крайней необходимости. В один из таких моментов она оказывается недалеко от собственного дома и видит, как бывшая служанка ходит в её горностаевом пальто (на улице был май 1917 года).
Отъезд в Кисловодск
Кажется, что жизнь наладилась. Влюблённые помирились, сына отдали в школу. Однако к январю 1918 года становится понятно, что наступают большевики. Обыски, грабежи, аресты — вот как Матильда будет вспоминать о следующем полугодии.
В июле по Кисловодску стали распространяться слухи об убийстве царской семьи.
— Мальчишки бегали по городу, продавая листки и крича: "Убийство царской семьи", но никаких подробностей не было. Это было настолько ужасно, что казалось невозможным. Все невольно лелеяли надежду, что это ложный слух, нарочно пущенный большевиками, — писала она.
Вскоре князь Андрей Владимирович принимает решение — всей интеллигенции, бежавшей в Кисловодск, необходимо менять место дислокации.
— Начальник английской базы в Новороссийске советовал подождать немного, пока не подойдёт соответствующее судно. Наконец нам сообщили, что ожидается итальянский пароход, который пойдёт до Венеции. Вскоре он прибыл и оказался пароходом "Семирамида" итальянского "Триестино-лойд", — пишет Кшесинская.
К 1920 году Матильда, Андрей и Вова, которого князь признаёт собственным сыном, оказываются во Франции. Они поселились на вилле Кшесинской в коммуне Кап-д’Ай. Дом она выстроила, ещё будучи одной из ведущих балерин Российской империи.
Свадьба
— Мы часто обсуждали с Андреем вопрос о нашем браке. Мы думали не только о собственном счастье, но и главным образом о положении Вовы, который в силу нашего брака становился бы законным сыном Андрея, — пишет балерина.
Они обвенчались 17 января 1921 года. С десяток гостей, скромный обед. Единственное, что напоминало о торжестве — стол, украшенный цветами. Так великий князь женился на любовнице последнего русского императора. Сына он признал своим. Кшесинская официально стала княгиней Красинской, под той же фамилией записали сына.
С 1935 года супруги членов императорской семьи, а также их дети могут носить титул и фамилию светлейших князей Романовских. Фамилию Романов разрешили использовать лишь накануне Второй мировой войны. Кстати, сын Матильды воспользовался этим, став Романовым.
Что дальше
Так, вплоть до начала 30-х годов семья путешествовала по Франции, встречалась с теми представителями русской интеллигенции, которые успели бежать из разваливающейся на глазах империи. Однако к 1929 году пришло понимание, что нужно на что-то жить, а деньги стремительно заканчиваются. Кроме того, Матильда, которая сама не отрицает, что всю жизнь была крайне азартна, начинает проигрывать остатки сбережений.
Тогда Романовы (назовём их так) решают уехать в Париж, чтобы у балерины появилась возможность открыть свою танцевальную школу. Часть капитала и здание для неё "выбивают" по знакомству.
К Кшесинской начинают приходить на занятия дети знаменитых родителей. Например, среди тех, кто берёт у неё уроки, дочери Фёдора Шаляпина! Всего же за пять лет школа раскручивается так, что в ней ежегодно обучается порядка 100 человек. К 1939 году — не менее 150.
Вторая мировая война
Летом 1939 года Матильда с мужем решает отдохнуть в имении родителей одного из своих учеников на берегу Женевского озера. Здесь они узнают, что нависла угроза новой войны.
— На следующий день, 25 августа, мы уехали в Париж в переполненном до отказа поезде. На вокзалах творилось нечто неописуемое. Поезда брались с боя, — вспоминает Матильда.
1 сентября стало известно, что войска Гитлера вторглись в Польшу. Тогда Кшесинская принимает решение перевезти всю семью на дачу на окраине Парижа, а сама продолжает заниматься студией. В какие-то моменты учеников не было совсем, и балерина приходила в пустую студию. Но чаще человек 10–20 всё же приходили на занятия. В это время семья, по сути, выживала. Выжила. Но постигло новое горе.
На следующий день после вторжения фашистов на территорию СССР сына балерины как русского эмигранта задержали гестаповцы. Родители подняли все возможные связи, чтобы Владимира освободили. По слухам, Кшесинская даже добилась встречи с начальником тайной государственной полиции Германии Генрихом Мюллером.
Владимир Андреевич Романовский-Красинский, сын Матильды Кшесинской. Матильда вместе с семьёй (Андрей Владимирович Романов и Владимир Андреевич Романовский-Красинский). Фото © Wikimedia Commons
— Вова просидел в заключении ровно 119 дней, и, какое совпадение, его порядковый номер в лагере был сто девятнадцать. Вова был дома, но ни мы, ни он не были спокойны. Мы всё время трепетали за его судьбу — как бы снова его не взяли. По чьему приказу и почему его освободили, для нас так и осталось навсегда загадкой, — пишет балерина.
Современники говорили, что муж Кшесинской за это время сошёл с ума. Ему якобы уже и после войны везде мерещились немцы: вот открывается дверь, они заходят и арестовывают сына. Кроме того, он стал часто говорить, что скоро придёт его конец. Однако супруг Матильды дожил до 77 лет и умер в Париже в 1956 году.
Она всё так же продолжала преподавать. После отъезда из России в дневнике Кшесинской не встречается ни одной фразы о последнем русском императоре. Последняя запись в её дневнике датируется 1959 годом. Она много пишет о сыне и умершем муже.
— С кончиною Андрея кончилась сказка, какой была моя жизнь. Наш сын остался при мне — я его обожаю и в нём отныне весь смысл моей жизни. Для него, конечно, я всегда останусь матерью, но также самым большим и верным другом, — пишет Кшесинская.
Матильда скончалась 5 декабря 1971 года, не дожив несколько месяцев до своего столетия. Похоронена в Париже, в одной могиле с мужем и сыном.
Владимир, сын Матильды, после войны стал активным членом прихода Александро-Невского собора в Париже. Умер в 1974 году и был похоронен рядом с могилой матери.
Читайте также: